Рекомендации по организации закаливания в ДОУ
консультация по теме
Представлены принципы закаливания, система закаливающих мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakalivanie.docx | 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по организации закаливания в ДОУ
Закаливание — одно из эффективных средств укрепления здоровья детей и профилактики заболеваний .
Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека.
Закаливать свой организм необходимо каждому.
- Систематичность, регулярность.
- Постепенность.
- Интенсивность (сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм)
- Сочетаемость общих и местных охлаждений.
- Многофакторность природного воздействия (солнце, воздух, вода, земля)
- Комплексность (прогулки, бег, сон, баня).
- Учет индивидуальных возможностей.
- Учет возрастных возможностей.
- Положительное отношение детей к закаливанию.
Основными природными факторами закаливания являются:
Система закаливающих мероприятий: утренний прием детей на воздухе, утренняя гимнастика на воздухе, облегченная форма одежды, умывание холодной водой в течение дня, промывание носа, физкультурные занятия на воздухе, сон при открытых форточках, занятия физкультурой в носках, воздушные ванны в сочетании с гимнастикой, босохождение, обливание ног, обтирание тела, обливание тела.
Все закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные .
В систему общих закаливающих процедур в работе с детьми входят следующие физкультурно-оздоровительные мероприятия:
1.Соблюдение правил режима дня.
4.Утренняя гимнастика в проветренном помещении.
6.Оздоровительная гимнастика после сна.
Каждый комплекс гимнастики рассчитан на 2 недели, за это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных процедур.
Основная задача гимнастики — укрепление и оздоровление организма ребенка. Именно она усиливает: дыхание, кровообращение, обмен веществ. Во время проведения гимнастики целесообразно использовать музыкальное и речевое сопровождение. Ежедневная гимнастика организует детей на дальнейшую деятельность. В теплое время года гимнастика проводится на воздухе , т.е. на улице. Гимнастика в группе проводится в хорошо проветренном помещении. Поэтому, воспитатель перед утренним приемом детей в группу, проветривает помещения.
Особенно эффективным для улучшения и укрепления здоровья являются дыхательные упражнения. Такая гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в облегченной одежде, в хорошо проветренном помещении. Основа дыхательных упражнений — упражнение с усиленным или удлиненным выдохом – игровые упражнения с носом. Все упражнения проводятся в игровой форме:
Вот идет сердитый еж: П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь.)
Где же носик? Не поймешь. Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Гимнастика после сна.
Гимнастика помогает улучшить настроение, поднять мышечный тонус, способствует профилактике простудных заболеваний, нарушений осанки и стопы. Главное правило – исключение резких движений. Проводится в течение 7-10 минут. Организация ребенка после сна требует постепенного пробуждения и подготовке к активной деятельности, «поднимать» детей нужно осторожно, постепенно. Гимнастика сочетается с воздушными ваннами. После гимнастики ребенок может выйти на несколько минут в групповую комнату, где температура на несколько градусов ниже, чем в спальне ( т.к. во время «тихого часа» групповое помещение проветривается (сквозное проветривание); может пройтись по массажной дорожке, так же применяется босохождение.
— Физкультурные занятия на свежем воздухе.
— Физкультурное занятие в носках.
Для получения охлаждающего эффекта специалисты рекомендуют проводить занятия физкультурой в помещении при температуре 18–20 о , а на улице, на открытом воздухе – в местах, защищенных от ветра; в тени – при температуре выше 18 о (в пределах 19–22°)
К специальным закаливающим процедурам относятся — закаливание воздухом (воздушные ванны), закаливание солнцем (солнечные ванны) и закаливание водой (водные процедуры).
В режиме дня – утренний прием на воздухе, утренняя гимнастика на воздухе, физкультурное занятие/досуг на воздухе, дневная и вечерняя прогулка.
Они применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение воздуха. Воздействие воздуха пониженной температуры оказывает полезный закаливающий эффект, тренируя вегетативно-сосудистые реакции, то есть улучшает физическую терморегуляцию .
Поэтому хождение раздетыми по солевым дорожкам и дорожкам «здоровья», переодевание детей перед сном, после сна, на физкультурное занятие, сон в холодное время года в майках, а в теплое – в трусиках- являются ценнейшим закаливающим мероприятием.
Жарким летом, когда дети весь день ходят только в трусиках, особой необходимости в приеме специальных воздушных ванн нет.
В прохладные дни, которые случаются и летом, воздушные ванны очень полезны.
Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно на террасе, на открытом балконе.
Детей раздевают, оставляют только короткие трусики. Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3—4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23—24°.
Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые — спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз так, чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2—3 раза вокруг дерева, беседки…
Весной, в более прохладную погоду, детям можно снять ветровки, остаться в кофте с коротким рукавом и поиграть в подвижные игры. По окончании игры снова одеть ветровки.
В режиме дня – утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультурное занятие, во время переодевания детей на сон, на физ. занятие.
Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. При хождении босиком происходит тренировка мышц стопы (рефлексотерапия) – лучшая профилактика плоскостопия. Поэтому рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, мелким камням и т.д…
Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно.
Эффективным средством закаливания является хождение босиком по дорожкам «здоровья» и солевым дорожкам.
Сначала разогревается стопа ребенка — ходьба по дорожкам «здоровья» (фломастеры, пробки, пуговицы, следы).Далее ребенок встает ногами на салфетку смоченную солевым раствором, потом на влажную салфетку- стирает соль с подошвы ног, далее переходит на сухую салфетку.
Прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Гулять с ребенком необходимо в любую погоду. Отменить прогулку можно лишь при сильном, пронизывающем ветре и проливном дожде. Если есть место, где ребенок будет защищен от таких воздействий (закрытая веранда), прогулка возможна даже и в плохую погоду. При этом следует помнить: для закаливания необходимо правильно одеть детей.
Воспитатель, проявляя об этом заботу, беседует с родителями, дает рекомендации, как одевать детей в соответствии с погодными условиями и занятиями в помещении.
В режиме дня – во время гигиенических процедур: после улицы, перед приемом пищи, после сна.
Водные процедуры имеют более интенсивный закаливающий эффект, чем воздушные ванны. В работе с детьми мы используем следующие водные процедуры: умывание прохладной водой, обтирание, обливание ног.
Умывание — самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям в возрасте полтора года рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. Начинать надо тепловатой водой (30—32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело ребенка растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Вода для умывания на ночь более теплая (на 2° выше утренней).
Обливание ног производится так. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20—30 секунд. Температура воды вначале 27—28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1—2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°. После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.
Обтирание — наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и слабым детям.
Выполняется процедура следующим образом: смоченным концом полотенца или рукавичкой обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сразу же вытирая насухо до легкого покраснения. Температура воды вначале 30°, постепенно ее снижают, доводя до комнатной.
В режиме дня – после приема пищи.
Закаливание носоглотки можно проводить в любое время года. Детям 2—4 лет следует полоскать рот, а после 4 лет — горло кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея 2 раза в день — утром и вечером. На каждое полоскание используется 1/3 стакана воды. Для школьников температуру воды надо снижать через каждые 10 дней на 1—2 градуса и перейти, наконец, на температуру зимней водопроводной воды. Постепенно увеличивается и длительность процедуры.
В жаркий летний день во время прогулки можно вынести детский надувной бассейн, обязательно придумать интересную игру, например в «Кораблики», играя с водой, происходит закаливание.
В режиме дня – прогулка.
Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма.
Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.
Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей, как во время приема солнечной ванны, так и после нее.
Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот, через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25-30 минут.
Через 2—3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26—28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.
Перед специальными закаливающими процедурами необходима консультация медицинского работника. Все процедуры проводятся под его контролем.
Источник
Закаливание
Закаливание
Закаливание – это система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Закаливание является существенным, самым эффективным и доступным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма.
В качестве основных средств закаливания используют естественные природные факторы: воздух, вода, рассеянные лучи солнца.
При проведении закаливания дети по состоянию здоровья делятся на 3 группы:
1 группа – дети здоровые, редко болеющие. Таким детям показаны все формы закаливания и физического воспитания.
2 группа – дети с функциональными изменениями со стороны сердца, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями, с физическим развитием ниже среднего, анемией , рахитом, гипертрофией нёбных миндалин 1-й и 2-й степени с хроническими заболеваниями (хронический бронхит, хроническая пневмония, хронический отит). Для таких детей температура воды при проведении водных процедур выше на 2 С, чем для детей 1 группы. Показано закаливание воздухом.
3 группа – дети с органическими заболевания сердца, хроническим и острым пиелонефритом, обострением хронических заболеваний (печени, лёгких), хроническим отитом, бронхиальной астмой.
Для них проводятся только местные водные процедуры и воздушные процедуры умеренного действия.
ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ:
- КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВСЕХ ПРИРОДНЫХ ФАКТОРОВ И ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР;
- ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ С УЧЁТОМ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ, СТЕПЕНИ ЗАКАЛЁННОСТИ РЕБЁНКА;
- ПОСТЕПЕННОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ СИЛЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИРОДНОГО ФАКТОРА;
- СИСТЕМАТИЧНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ – ДОЛЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ КРУГЛЫЙ ГОД, А ВИДЫ И МЕТОДИКИ МЕНЯТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СЕЗОНА И ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ;
- СПОКОЙНОЕ РАДОСТНОЕ НАСТРОЕНИЕ РЕБЁНКА ВО ВРЕМЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКАЛИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
является главным фактором закаливания детей, что связано с постоянным, практически круглосуточным её воздействием на организм ребёнка, в отличие от кратковременно действующих специальных закаливающих процедур.
Основным требованием для проведения закаливания детей является обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребёнка. Бактериальная и химическая чистота воздуха достигается проветриванием помещений. Сквозное проветривание, проводимое в отсутствие детей, даёт возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Продолжительность проветривания определяется в зависимости от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы и должно заканчиваться за 30 минут до возвращения детей в групповые.
Одностороннее проветривание используется для поддержания нормативной температуры воздуха в групповых. Она проводится в присутствии детей, в тёплое время года – непрерывно, в холодное – до снижения температуры воздуха до +19 С.
К СПЕЦИАЛЬНЫМ ЗАКАЛИВАЮЩИМ ПРОЦЕДУРАМ ОТНОСЯТСЯ – закаливание воздухом, водой, хождение босиком и др.
ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ
является наиболее «мягкой» закаливающей процедурой. Оздоравливающее действие воздухом необходимо использовать при организации дневного сна.
Состояние теплового комфорта во время сна обеспечивается правильным подбором одежды и температуры воздуха помещений. Обязательным условием такого сна является хранение постельных принадлежностей в тёплом помещении. Температуру воздуха снижают после укладывания детей, а за 20-30 минут до подъёма проветривание прекращают.
Одним из важных моментов закаливания детей является прогулки на свежем воздухе. Продолжительность прогулок регламентируется возрастом детей, временем года, погодными условиями. Дети до 3-х лет выходят на прогулку зимой в безветренную погоду при температуре наружного воздуха не ниже – 15 С, 4-7 летние при температуре не
ниже – 18 С – –22 С. При низких температурах время прогулки допускается сокращать. Наибольший оздоровительный эффект наблюдается при проведении физических упражнений (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры) на открытом воздухе. В ненастные дни занятия проводятся в физкультурном зале при открытых окнах.
Хорошим средством закаливания, укрепление свода стопы является хождение босиком. Утром и после дневного сна проводят контрастные воздушные ванны. Ребёнок в трусах и майке , в обуви или босой (не потный) перебегает из прохладной (+ 18 С ) комнаты в тёплую (+ 23 С) и обратно в течении 5 – 6 минут.
«Дорожка здоровья»
Порядок расположения ковриков:
1.резиновый с шипами;
3.коврик с шипами;
5.резиновый коврик с полосками;
6.ящик с камушками; затем дорожка делится на две части:
1-я часть – мешковина, смоченная водой 40 С охлаждается до 35-36 С, за ней полотенце;
2-я часть – дорожка без мешковины, сразу же ковровая дорожка.
Закаливание на дорожке здоровья следует проводить после сна: с детьми 2-3 лет – по2-3 ребёнка в группе, старше 3-х лет – по 10-12 детей в группе
Для детей после болезни и ЧДБ рекомендуется хождение по дорожке в колготах и расстёгнутой рубашке без топтания по влажной мешковине в течении 2 недель. Занятия проводятся при температуре воздуха не ниже + 20 С.
Сон при открытом воздухе
Дневной сон при открытом воздухе или при открытых окнах проводится круглый год. В зимнее время. При невозможности организовать сон на воздухе, детей укладывают в проветренном помещении спальни. Детей укладывают при закрытых окнах, затем окна и фрамуги открывают. Во время сна необходимо обеспечить постоянный доступсвежего воздуха, иначе сон на свежем воздухе подменяется сном в холодном помещении. За 20-30 минут до подъёма детей окна закрывают.
Хождение босиком
В зимнее время детей надо приучать ходить босиком в помещении при температуре воздуха +18 С, + 20 С, сначала в носках (3-5 дней), затем без них. Время хождения 3-5 минут, затем его постепенно увеличивают (по1 минуте через3-4 дня), доводя до 15-20 минут в день. После хождения стопы ног следует обмыть водой (температура воды 37 С). Дети босиком могут ходить вначале по коврику возле кровати, затем во время утренней гимнастики и физкультурных занятий (в зале по полу, ковру).
Летом необходимо приучать ходить босиком по различным покрытиям (песок, гравий, трава). Можно организовать хождение с использованием элементов «дорожки здоровья», предусмотрев следующий порядок её элементов:
травяной покров, песок, влажный песок, гравий, галька, круглые брёвна мостиком, камни, травяной покров. Для гуппы ЧДБ детей – то же, но без влажного песка.
ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ
ВСЕГДА СОЧЕТАЕТСЯ С ЗАКАЛИВАНИЕМ ВОЗДУХОМ, ТАК КАК ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ЗАКРЫТОМ ИЛИ ОТКРЫТОМ ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ, ЧТО УСИЛИВАЕТ ЗАКАЛИВАЮЩИЙ ЭФФЕКТ.
К местным закаливающим процедурам относятся умывание лица холодной водой , промывание носа, полоскание горла, питьё холодной воды, обливание ног, хождение по воде, игры с водой.
К общим закаливающим процедурам относятся обтирание, обливание всего тела, холодный и контрастный душ.
Полоскание горла холодной водой
Детей 2-3-х лет приучают полоскать рот, а с 4-5 лет горло 2 раза в день. Температура воды 36-37 С с последующим снижением каждые 3-4-5 дней на 1 С вплоть до 10 С . В последующем следует приучать детей пить холодную воду постоянно. Детям с изменёнными миндалинами следует проводить содо-солевые (на 1 стакан воды 1г. поваренной соли и 0,5г. питьевой соды) или настоями из лечебных трав (календула, ромашка) полоскания в течении 10 дней. Процедура проводится в туалетной комнате.
Местное влажное обтирание
Обтирание проводится в следующей последовательности:
вначале обтирают руку от кисти к плечу с последующим обтиранием сухим полотенцем, затем вторую руку, грудь, спину, живот, ноги. Постепенно площадь смоченной поверхности увеличивают, переходя к влажному обтиранию всего тела. После чего ребёнка вытирают полотенцем, не допуская интенсивного растирания, приводящего к повышению температуры тела. Проводить это мероприятие лучше под музыку, улучшающую эмоциональное настроение детей.
Контрастные обливания ног
Хорошее тонизирующее и закаливающее средство. Благодаря смене температурных режимов воды происходит своеобразная гимнастика кровеносных сосудов. Холодную воду следует лить на тёплые ноги (после дневного сна), летом можно сочетать с мытьём ног после прогулки. Для здоровых детей обливание ног начинают водой с температурой 24-25 С, затем 35- 36 С , и опять24-25 С. Каждые 3-4 дня температуру тёплой воды повышают на 1-2 С до 40 С, а холодной соответственно снижают до 8 С. Для ослабленных детей схема иная:
тёплая – холодная – тёплая. После процедуры ноги вытирают сухим полотенцем.
Подготовила: врач Данченко Марина Владимировна
Источник