Консультация для воспитателей «Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей»
консультация на тему
Консультация для воспитателей «Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakalivanie.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструктор по физической культуре: Бойко С.В.
«Закаливание – фактор укрепления и сохранения здоровья детей»
Самым эффективным способом для укрепления и сохранения детского организма является закаливание. Очень важно, чтобы детский организм мог самостоятельно осуществить терморегуляцию – поддержание постоянной температуры тела при различных влияниях на него окружающей среды (перемена температуры воздуха, атмосферного давления, ветер, дождь и др.). При такой особенности организма улучшится индекс детского здоровья.
У незакаленного ребенка слабо выражены все терморегулирующие реакции, и охлаждение организма наступает значительно быстрее. Охлаждение даже органического участка тела вызывает как местную, так и общую реакции. При местных закаливающих процедурах результат обусловливается главным образом рефлекторной реакцией организма. Чем он менее закален, тем более диффузна рефлекторная реакция. Известно, что охлаждение ног рефлекторно вызывает снижение температуры отдельных участков тела. Под влиянием закаливания наступает быстрая местная рефлекторная гиперемия, улучшается кровообращение охлажденного участка, усиливается теплообразование.
В систему закаливающих процедур входят:
- общие и местные воздушные ванны;
- общие и местные водные процедуры и хождение босиком;
- использование ультрафиолетового излучения (солнечные ванны и искусственное облучение).
При организации закаливающих мероприятий необходимо соблюдать ряд требований.
- Провести комплексную оценку здоровья ребенка.
- Определить тип и дозировку закаливания.
- Выбрать метод.
- Скорректировать действия педагогов и родителей по выбору средств и методов закаливания.
- Учитывать противопоказания к закаливанию организма:
- менее пяти дней после выздоровления или профилактической прививки;
- менее двух недель после хронического заболевания;
- высокая температура в вечерние часы;
- отсутствие полного контакта и сотрудничества с семьей;
- протест и страх ребенка;
- температура окружающего воздуха ниже нормы.
Основные принципы закаливания – постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры.
К закаливанию часто болеющих, ослабленных детей надо подходить очень осторожно: наблюдать за ответными реакциями, консультироваться с педиатром. Ни в коем случае нельзя лишать ослабленного ребенка закаливания, так как именно ему необходимо для здоровья. Предпочтение отдается контрастному воздушному закаливанию.
При организации закаливания учитывают индивидуальные особенности ребенка.
Любой метод закаливания предполагает его непрерывность. Если система была нарушена в силу каких – либо причин (болезнь, отпуск), начинать процедуры нужно с начальной стадии.
Правильно организованная система закаливания:
- поддержит температурный баланс тела;
- нормализует поведенческие реакции ребенка;
- снизит инфекционно — воспалительные заболевания;
- улучшит показатели физического развития;
- повысит уровень физической подготовленности в режиме дня детского сада закаливание организма ребенка должно занимать особое место.
Опираясь на рекомендации иммунологов о том, что следует закаливать ослабленных и физических слаборазвитых детей максимально осторожно, с учетом мнения родителей, мы в своей практике можем использовать следующие виды закаливания:
- проветривание помещений;
- воздушные ванны в облегченной одежде, в сочетании с оздоровительной гимнастикой после дневного сна;
- обширное умывание;
- обмывание стоп ног;
- полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;
- босохождение по «дорожкам здоровья».
Закаливание будет эффективным, если оно будет проводиться регулярно в течении всего времени пребывания ребенка в детском саду.
Для проведения закаливания необходимо соблюдать следующие условия и требования.
Четкая организация теплового и воздушного режима помещения, где находятся дети- «температурная» гигиена. оптимальным температурным режимом не может быть комфортная температура, хотя это редко рекомендуется в некоторых пособиях и руководствах. несправедливость таких рекомендаций связано с тем, что при температуре окружающего воздуха 24 – 25 0 С терморегуляционные механизмы человека не испытывают какого – либо заметного напряжения и не тренируются. У организма нет стимула для тренировки.
Температура воздуха постоянно должна контролироваться и поддерживаться на нужном уровне:
- групповые помещения (20 С)
- спальные комнаты 16 – 18 С)
- туалетные комнаты, приемные, коридоры (22 – 24 С)
- физкультурный зал (18 С0.
Температурный режим обеспечивается регулярным односторонним проветриванием. Сквозное проветривание проводится в отсутствие детей, при этом температура обычно восстанавливается через 20 минут. Наличие одежды, соответствующей на улице погоде, а в помещении – комнатной температуре. Практика показывает, что следует постоянно бороться со стойким предрассудком о пользе утепляющей одежды для профилактики переохлаждения. Более того, в такой одежде дети становятся малоподвижными, быстро потеют, снижается теплообмен, т.е. создаются условия для развития респираторного заболевания.
Соблюдения режима прогулок во все времена года – 4 – 5 ч в день при t воздуха до – 15 – 20 С.
Проведение гигиенических процедур (умывание, обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой с добавление лекарственных трав и др.).
Босохождение в группе (при температуре пола 18 С) и занятия босиком утреней гимнастикой и физкультурой.
Закаливание хождением по мокрым дорожкам, массажным коврикам, ребристой доске благодаря своей эффективности заслуживает отдельного внимания. В результате этих процедур не только закаливается кожа стоп, но и массируется сама стопа, при этом стимулируются биологические активные точки, повышается устойчивость всего организма.
Но ни одна, даже самая лучшая, система физкультурно – оздоровительной работы не сможет дать положительных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьей. Уровень профессионального мастерства воспитателей определяется отношением семьи к детскому саду.
Только при условии положительных результатов всей физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними в контакт.
В совместной работе детского сада и семьи нужно широко использовать консультации для родителей, родительские собрания, информационные проекты «Если в группе инфекция», мини – газету «Здоровье малышей», беседы, тематические выставки, смотры – конкурсы поделок из природного и бросового материалов, анкетирование: «О здоровье всерьез», «Какое место физкультура занимает в семье?», «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости».
Широко использовать информацию в родительских уголках, в папках – передвижках: «Учись быть здоровым», «Гигиена тела и души», «Движение – основа здоровья», «Как выработать у детей правильную осанку», «Роль родителей в укрепление и развитии организма ребенка», «Природные факторы в оздоровлении детей», «Организация рационального двигательного режима ребенка в семье».
Проводить спортивные досуги с родителями «Папа, мама, я – спортивная семья», «Семейные старты». Кроме того для родителей организовывать дни открытых дверей, когда они могут посетить любое мероприятие.
Таким образом, направление активной деятельности дошкольников на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья позволяет им быть физически и социально более благополучными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлажде.
В статье я постаралась изложить возможные варианты занятий для укрепления здоровья детей. Надеюсь Вам они покажутся интересными.
Консультация для воспитателей.
Этот материал может быть полезен воспиателям ДОУ и инструкторам по физическому развитию.
Консультация для педагогов «Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей".
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, — здоровье. Недаром в народе говорят: Здоровому все здорово.
Самым эффективным способом для укрепления и сохранения детского организма является закаливание. Очень важно, чтобы детский организм мог самостоятельно осуществить терморегуляцию – поддержание по.
Источник
Консультация «Закаливание как способ укрепления и сохранения здоровья детей в ДОУ»
Ольга Потапова
Консультация «Закаливание как способ укрепления и сохранения здоровья детей в ДОУ»
Закаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. Это выработка условного рефлекса на то или иное раздражение. Следовательно, это тренировочный процесс, построение которого для достижения максимального конечного эффекта должно быть подчинено определенным физиологическим законам, лежащим в основе механизма выработки условного рефлекса.
Закаливающий эффект (закаленность) достигается систематическим, многократным воздействием того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки.
Основы закаливания детского организма разработаны в начале XX в. Сперанским Г. В. и заключаются в следующем:
• выбор способа закаливания зависит от климатических условий региона проживания (на севере – к холоду, на юге – к жаре, в горах – к пониженному атмосферному давлению);
• закаливание должно проводиться путем комплексного воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды и др.);
• проводить закаливание можно лишь при полном здоровье (организм в состоянии выраженного напряжения адаптационных механизмов или дизадаптации не может адекватно реагировать на внешние воздействия);
• проведению закаливающих воздействий должен сопутствовать положительный эмоциональный фон (закаливание по принуждению, сопровождаемое плачем и криком – бесполезное занятие);
• закаливающие воздействия должны проводиться с соблюдением индивидуальных особенностей здоровья и степени закаленности организма.
• закаливание должно проводиться систематически (при нарушении систематичности терморегуляционный рефлекс ослабевает и уже через неделю устойчивость детского организма к холодовому воздействию снижается);
• необходимо последовательное использование закаливающих воздействий (к водным процедурам можно приступать после того, как ребенок привык к воздушным, вызывающим меньшее напряжение в организме и т. д.).
В качестве средств закаливания широко используются естественные факторы: воздух, вода и солнечная радиация.
Закаливание воздухом.
В настоящее время ведущим способом закаливания детей в ДОУ являются воздушные ванны и хождение босиком, так как они имеют возможность разнообразить формы и методы их применения, позволяют реализовать наиболее важный вид закаливания – замедленное холодовое воздействие. Закаливание воздухом – самый простой и доступный для детей способ. При этом необходимо учитывать сезонные особенности. Закаливающее действие на организм оказывают такие его характеристики, как температура, процент влаги и движение частиц. Начинают закаливание детей дошкольного возраста с воздушных ванн, например, во время переодевания, утренней зарядки, затем подключают сон с открытой форточкой – сначала только дневной, а затем и ночной (в летнее время). Оптимально поддерживать в помещении температуру 18 – 20 градусов. Одежда для прогулок должна быть достаточно теплой и в то же время легкой, чтобы не стеснять активных движений.
Рекомендуется использовать пульсирующий микроклимат не только во время физкультурных и оздоровительно-игровых занятий, но и при каждом удобном случае, дающем возможность воздействия контрастными температурами воздуха.
Пульсирующий микроклимат создается путем интенсивного проветривания помещений групповых во время дневного сна, перед занятием до температуры воздуха в них на 3–5° ниже температурной нормы (20–22°); через 2–3 недели можно увеличить до 6–8° и поддерживать на этом уровне еще в течение 2–3 недель. Если все дети хорошо переносят эти колебания, амплитуду их увеличивают до 9-10°. Закрытие фрамуг должно производиться за 15 мин до подъема детей.
Наиболее простыми способами создания пульсирующего микроклимата являются:
• переход из помещений солнечной стороны на теневую и наоборот;
• использование теплозащитных свойств одежды: одеться потеплее, чтобы вспотеть, затем, часа через 1,5–2, снять лишнюю одежду и так повторять несколько раз в течение дня;
• в переходные периоды года, при температуре наружного воздуха от 0 до 10°, открыть окно, подвести к нему детей и подышать свежим воздухом 1–2 мин, повторяя так несколько раз в день. При этом помнить – никаких сквозняков! Сквозняки никакого отношения к пульсирующему микроклимату и воздушному душу не имеют.
Одной из причин простудных заболеваний детей может быть неустойчивость их к сквознякам. Закаливание детей старше 5 лет с помощью воздушного душа вырабатывает у них устойчивость к сквознякам. Душ – это воздух комнатной температуры, а сквозняк несет воздух пониженной температуры.
Формой механического и термического точечного массажа стоп является хождение босиком. Оно рефлекторно улучшает деятельность сосудов верхних дыхательных путей. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18 градусов. Вначале это осуществляется в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах. Дети старших групп проводят босиком утреннюю зарядку (в помещениях, физкультурные занятия, подвижные игры. Детям, которые легко простужаются и часто болеют, рекомендуется первоначально ходить по полу в носках, а уже затем босиком.
Следующий этап — хождение босиком по земляному грунту во дворе, в саду, на улице в течение лета. Приступая к процедуре закаливания, необходимо помнить, что горячий песок или асфальт, снег, лед, острые камни, иглы в хвойном лесу и шишки оказывают сильное возбуждающее воздействие, в то время как теплый песок, мягкая трава, дорожная пыль, ковер в помещении успокаивают. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется главным образом действием низких температур пола, земли. Данный вид закаливания сочетается с играми и упражнениями для профилактики плоскостопия. Так, в старшей группе применяются: ходьба на носках с различным положением рук, по ребристой доске, палке или толстому шнуру, на внешней стороне стопы, перекатом с пятки на носок, на месте, не отрывая носка от пола; перекаты с носка на пятку стоя на полу или на палке; катание палки и мяча ступней и пальцами ноги вперед-назад; «рисование» простых геометрических фигур путем катания резинового мячика; захват и подъем пальцами ног мелких предметов (палочек, камушков, шишек); игровое упражнение «Если бы ноги стали руками» (условное выполнение ногами функций рук); перешагивание через гимнастические палки, набивные мячи.
Закаливание водой.
Водные процедуры весьма положительно влияют, на организм возбуждают аппетит, улучшают кровообращение, обмен веществ тонизируют нервную систему, создают бодрое настроение, повышают защитные свойства организма.
Умывание – это не только гигиеническая, но и при определенной организации хорошая закаливающая процедура. Во-первых, необходимо умываться водой комнатной температуры (18–20°) и даже теплой при каждом удобном случае. Закаливающее обмывание, включающее в себя омовение лица, шеи и рук до локтя, должно проводиться не только до и после ночного и дневного сна, но и при каждом гигиеническом мытье рук (в случае их загрязнения, после посещения туалета, перед едой и т. п.). В последнем случае руки моются с мылом, а лицо и шею только ополаскивают водой. Во-вторых, после мытья кожа лишь слегка вытирается (снять капли, а затем подлежит естественному обсыханию, так как сам процесс испарения оставшейся влаги приводит к охлаждению испаряющей поверхности, превращая его в закаливающее холодовое воздействие.
Полоскание рта и горла водой понижающейся температуры. Предлагается следующая методика закаливающего полоскания рта. Оно проводится после каждого приема пищи. Для полоскания дети набирают 2/3 стакана холодной водопроводной воды, в течение 10–15 с, 2–3 раза меняя воду, хорошо полощут рот, а затем 2–3 раза по 5–7 с. производят полоскание горла. Процедуру заканчивают точечным массажем миндалин, наложив большой и указательный пальцы на область проекции миндалин, проведя 5–6 круговых массирующих движений. Это обеспечивает активный приток крови к миндалинам и является хорошим средством профилактики ангины.
Общее закаливание водой у детей рекомендуют начинать с обтирания тела влажной махровой рукавичкой. Начальная температура воды для обтирания детей 3 лет составляет 32 °С, для детей 5-6 лет — 30 °С, для детей 6-7 лет — 28 °С. Через каждые 2-3 дня ее снижают на 1° и доводят до 22 °С летом и до 25 °С зимой для детей 3-4 лет, до 20 °С и 24 °С — для детей 5-6 лет, до 18 °С и 22 °С — для детей 6-7 лет. Сначала обтирают только руки, ноги и шею, постепенно увеличивая площадь обтирания, температуру воды и длительность процедуры. После обтирания нужно интенсивно растереть кожу сухим полотенцем. Только после такой подготовки можно переходить к обливанию.
Спустя 2 недели от начала влажных обтираний можно назначать местные ножные ванны. Наиболее благоприятное время для начала проведения ножных ванн — лето. Обливание ступней и голени начинают с температуры воды, равной 28 °С, далее охлаждают ее из расчета 1° в неделю. Продолжительность процедуры для детей раннего возраста — 15-20 с. Обливание осуществляют следующим образом. Обливание ног лучше всего производить в ванне, где ребенка усаживают на специальную подставку. На дно ванны кладут решетку из дерева или пластмассы. Подбирают нужную температуру воды путем ее смешивания. Время процедуры — 20-30 с. По окончании обливания ноги ребенка насухо обтирают, а далее растирают до легкого покраснения кожи. При отсутствии ванны обливания можно осуществлять в тазу, ведре, любом резервуаре. Воду набирают и смешивают в кувшине.
Следует отметить, что если ребенок ранее не закаливался, то более эффективные процедуры, в частности водные, следует принимать с температурой воды, более высокой, нежели указано выше. В противном случае произойдет обратный результат закаливающего воздействия — ребенок может заболеть. В этой связи следует учесть, что в любом возрасте необходимо пройти весь путь закаливания, начиная от неспециальных закаливающих мероприятий и перехода к специальным: воздушным ваннам, местным обливаниям, общим обливаниям, плаванию.
Плавание в бассейнах ДОУ.
Плавание детей дошкольного возраста издавна использовали как меру закаливания. В настоящее время выявлены особенности влияния плавания на характер деятельности различных функциональных систем, на физическое развитие и заболеваемость детей. Показано, что систематические занятия плаванием улучшают физическое развитие у 93,5 % детей. При этом увеличились по сравнению с незакаливающимися детьми линейные и весовые показатели, жизненная емкость легких, силовые характеристики скелетных мышц. Это позволило обоснованно рекомендовать плавание для детей в бассейнах детских садов. Занятия в бассейне («лягушатнике») начинаются со 2-й младшей группы детского сада. Спортивная часть занятия детей младшего и среднего возраста заключается в основном в освоении водной стихии и ознакомлении со свойствами воды. Эта часть занятий насыщена игровыми элементами, прекрасно воспринимаемыми детьми. Это активное обливание детей, погружение их в воду на различные уровни, выполнение дыхательных упражнений в воде. Такие уроки, при их правильной организации и активном участии инструктора-методиста, создают идеальный физкультурно-оздоровительный комплекс.
Обычно первые занятия в бассейне не должны превышать 7–8 мин, постепенно их можно увеличить до 15–20 мин.
Занятия детей в бассейне следует проводить в первую половину дня с 9 до 12 ч или во второй половине дня с 15 до 18 ч. Длительность процедуры в младшей группе 20-2 5 мин, в средней и старшей – 25–35 мин, в подготовительной – 35–40 мин. Такая продолжительность является оптимальной и не вызывает утомления ребенка.
Плавание в детских образовательных учреждениях приобрело большую популярность прежде всего потому, что появилась возможность эффективного закаливания детей.
Закаливание солнечными лучами.
Солнце влияет на человеческий организм так же, как и на все живое. Оно стимулирует рост, ускоряет обменные процессы, укрепляет нервную систему, повышает сопротивляемость организма инфекциям. Солнечные лучи – довольно интенсивный и опасный фактор закаливания. Под влиянием солнечных лучей лучше становится самочувствие, сон, успокаиваются боли, улучшается состав крови, усиливается рост волос, кожа лучше регулирует теплообмен. В коже образуются активно действующие вещества, богатые витамином D («антирахитическим», улучшающие усвоение столь важных для растущего организма солей кальция и фосфора. Из всех лучей солнца наиболее сильным действием обладают невидимые для глаз ультрафиолетовые лучи, химически действующие, и инфракрасные — тепловые. При избыточном пребывании под прямыми солнечными лучами могут возникнуть разные нежелательные реакции – от слабости и недомогания до солнечного удара.
Начинают закаливание солнцем у детей раннего возраста в тени деревьев. Световоздушные ванны проводят как в положении ребенка лежа, так и в активном положении. Важно отметить, что активное поведение ребенка при принятии световоздушной ванны будет способствовать лучшей адаптации к ультрафиолетовому облучению. Важно, чтобы он не перегревался. Необходим тщательный контроль за состоянием кожных покровов, степенью их гиперемии и потоотделения.
Непременным методическим приемом при проведении световоздушных ванн является постепенность обнажения тела. Сначала обнажают те части тела ребенка, которые менее чувствительны к действию света и температуры (руки и ноги, и лишь затем туловище. Детям в возрасте 3 лет и старше световоздушные ванны назначают при температуре воздуха не ниже 19 °С. На голову надевают панамку, кепку или любой головной убор светлого цвета во избежание перегревания; могут быть надеты очки с темными светофильтрами.
Не менее важным фактором в «постепенности» проведения закаливания является фактор времени, в течение которого осуществляется световоздушная ванна. Продолжительность первой ванны для детей от 1 года до 3 лет — 5 мин, для детей 4—7 лет — 10 мин. Ежедневно можно увеличивать время световоздушной ванны, доводя его до 30—40 мин. Наиболее целесообразно проведение световоздушных ванн в средней полосе с 9 до 12 ч. дня.
Заключение.
Хорошее здоровье малыша — это не подарок судьбы, не случайность, а результат желания, умения и стараний родителей и работников дошкольных учреждений. Закаливание организма — формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение резистентности организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных заболеваний».
Закаливание детей дает двойной положительный результат — снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение.
Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников Воспитание здорового ребёнка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Что же такое здоровье? Здоровье.
Консультация для родителей детей второй младшей группы «Подвижные игры как способ укрепления здоровья и развития детей» Консультация для родителей детей второй младшей группы. Подвижные игры как способ укрепления здоровья и развития детей. Составила: Кузьмина.
Консультация для родителей «Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей» Консультация для родителей «Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей» Забота о детях, их благополучии, счастье и.
Консультация для родителей «Значение семейного досуга как средства укрепления здоровья детей» Консультация для родителейЗначение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье.
Педсовет «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей» Старший воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги! В начале нашего педсовета я Вам расскажу о выполнении решения предыдущего педсовета.
Презентация на тему «Модель сохранения и укрепления здоровья дошкольников в течение дня в условиях детского сада» Люди должны осознать, что здоровый образ жизни – это личный успех каждого. Президент РФ В. В. Путин. В соответствии с ФГОС дошкольного образования,.
Релаксация в школе как неотъемлемая часть сохранения и укрепления психологического здоровья детей Релаксация в школе как неотъемлемая часть сохранения и укрепления психологического здоровья детей. В современном, динамичном мире, изменения,.
Семинар-практикум для родителей «Дыхательная гимнастика как средство для сохранения и укрепления здоровья дошкольников» Тема «Дыхательная гимнастика как средство для сохранения и укрепления здоровья дошкольников» Цель: формирование у родителей устойчивой.
Создание здоровьесберегающей среды как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Создание здоровье сберегающей среды, как средство развития предметно — развивающей среды у детей дошкольного возраста. Одной из главных.
Здоровый образ жизни воспитателя как условие сохранения и укрепления здоровья воспитанников «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,.
Источник