Меню

Закаливание с учетом состояния здоровья ребенка

Рекомендации по организации закаливания в ДОУ
консультация по теме

Представлены принципы закаливания, система закаливающих мероприятий.

Скачать:

Вложение Размер
zakalivanie.docx 31.22 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации закаливания в ДОУ

Закаливание — одно из эффективных средств укрепления здоровья детей и профилактики заболеваний .

Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека.

Закаливать свой организм необходимо каждому.

  • Систематичность, регулярность.
  • Постепенность.
  • Интенсивность (сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм)
  • Сочетаемость общих и местных охлаждений.
  • Многофакторность природного воздействия (солнце, воздух, вода, земля)
  • Комплексность (прогулки, бег, сон, баня).
  • Учет индивидуальных возможностей.
  • Учет возрастных возможностей.
  • Положительное отношение детей к закаливанию.

Основными природными факторами закаливания являются:

Система закаливающих мероприятий: утренний прием детей на воздухе, утренняя гимнастика на воздухе, облегченная форма одежды, умывание холодной водой в течение дня, промывание носа, физкультурные занятия на воздухе, сон при открытых форточках, занятия физкультурой в носках, воздушные ванны в сочетании с гимнастикой, босохождение, обливание ног, обтирание тела, обливание тела.

Все закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные .

В систему общих закаливающих процедур в работе с детьми входят следующие физкультурно-оздоровительные мероприятия:

1.Соблюдение правил режима дня.

4.Утренняя гимнастика в проветренном помещении.

6.Оздоровительная гимнастика после сна.

Каждый комплекс гимнастики рассчитан на 2 недели, за это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных процедур.

Основная задача гимнастики — укрепление и оздоровление организма ребенка. Именно она усиливает: дыхание, кровообращение, обмен веществ. Во время проведения гимнастики целесообразно использовать музыкальное и речевое сопровождение. Ежедневная гимнастика организует детей на дальнейшую деятельность. В теплое время года гимнастика проводится на воздухе , т.е. на улице. Гимнастика в группе проводится в хорошо проветренном помещении. Поэтому, воспитатель перед утренним приемом детей в группу, проветривает помещения.

Особенно эффективным для улучшения и укрепления здоровья являются дыхательные упражнения. Такая гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в облегченной одежде, в хорошо проветренном помещении. Основа дыхательных упражнений — упражнение с усиленным или удлиненным выдохом – игровые упражнения с носом. Все упражнения проводятся в игровой форме:

Вот идет сердитый еж: П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!

(низко наклониться, обхватив руками грудь.)

Где же носик? Не поймешь. Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Гимнастика после сна.

Гимнастика помогает улучшить настроение, поднять мышечный тонус, способствует профилактике простудных заболеваний, нарушений осанки и стопы. Главное правило – исключение резких движений. Проводится в течение 7-10 минут. Организация ребенка после сна требует постепенного пробуждения и подготовке к активной деятельности, «поднимать» детей нужно осторожно, постепенно. Гимнастика сочетается с воздушными ваннами. После гимнастики ребенок может выйти на несколько минут в групповую комнату, где температура на несколько градусов ниже, чем в спальне ( т.к. во время «тихого часа» групповое помещение проветривается (сквозное проветривание); может пройтись по массажной дорожке, так же применяется босохождение.

— Физкультурные занятия на свежем воздухе.

— Физкультурное занятие в носках.

Для получения охлаждающего эффекта специалисты рекомендуют проводить занятия физкультурой в помещении при температуре 18–20 о , а на улице, на открытом воздухе – в местах, защищенных от ветра; в тени – при температуре выше 18 о (в пределах 19–22°)

К специальным закаливающим процедурам относятся — закаливание воздухом (воздушные ванны), закаливание солнцем (солнечные ванны) и закаливание водой (водные процедуры).

В режиме дня – утренний прием на воздухе, утренняя гимнастика на воздухе, физкультурное занятие/досуг на воздухе, дневная и вечерняя прогулка.

Они применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение воздуха. Воздействие воздуха пониженной температуры оказывает полезный закаливающий эффект, тренируя вегетативно-сосудистые реакции, то есть улучшает физическую терморегуляцию .

Поэтому хождение раздетыми по солевым дорожкам и дорожкам «здоровья», переодевание детей перед сном, после сна, на физкультурное занятие, сон в холодное время года в майках, а в теплое – в трусиках- являются ценнейшим закаливающим мероприятием.

Жарким летом, когда дети весь день ходят только в трусиках, особой необходимости в приеме специальных воздушных ванн нет.

В прохладные дни, которые случаются и летом, воздушные ванны очень полезны.

Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно на террасе, на открытом балконе.

Детей раздевают, оставляют только короткие трусики. Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3—4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23—24°.

Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые — спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз так, чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2—3 раза вокруг дерева, беседки…

Весной, в более прохладную погоду, детям можно снять ветровки, остаться в кофте с коротким рукавом и поиграть в подвижные игры. По окончании игры снова одеть ветровки.

В режиме дня – утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультурное занятие, во время переодевания детей на сон, на физ. занятие.

Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. При хождении босиком происходит тренировка мышц стопы (рефлексотерапия) – лучшая профилактика плоскостопия. Поэтому рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, мелким камням и т.д…

Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно.

Эффективным средством закаливания является хождение босиком по дорожкам «здоровья» и солевым дорожкам.

Сначала разогревается стопа ребенка — ходьба по дорожкам «здоровья» (фломастеры, пробки, пуговицы, следы).Далее ребенок встает ногами на салфетку смоченную солевым раствором, потом на влажную салфетку- стирает соль с подошвы ног, далее переходит на сухую салфетку.

Прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Гулять с ребенком необходимо в любую погоду. Отменить прогулку можно лишь при сильном, пронизывающем ветре и проливном дожде. Если есть место, где ребенок будет защищен от таких воздействий (закрытая веранда), прогулка возможна даже и в плохую погоду. При этом следует помнить: для закаливания необходимо правильно одеть детей.

Воспитатель, проявляя об этом заботу, беседует с родителями, дает рекомендации, как одевать детей в соответствии с погодными условиями и занятиями в помещении.

В режиме дня – во время гигиенических процедур: после улицы, перед приемом пищи, после сна.

Водные процедуры имеют более интенсивный закаливающий эффект, чем воздушные ванны. В работе с детьми мы используем следующие водные процедуры: умывание прохладной водой, обтирание, обливание ног.

Умывание — самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям в возрасте полтора года рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. Начинать надо тепловатой водой (30—32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело ребенка растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Вода для умывания на ночь более теплая (на 2° выше утренней).

Обливание ног производится так. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20—30 секунд. Температура воды вначале 27—28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1—2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°. После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.

Обтирание — наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и слабым детям.

Выполняется процедура следующим образом: смоченным концом полотенца или рукавичкой обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сразу же вытирая насухо до легкого покраснения. Температура воды вначале 30°, постепенно ее снижают, доводя до комнатной.

В режиме дня – после приема пищи.

Закаливание носоглотки можно проводить в любое время года. Детям 2—4 лет следует полоскать рот, а после 4 лет — горло кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея 2 раза в день — утром и вечером. На каждое полоскание используется 1/3 стакана воды. Для школьников температуру воды надо снижать через каждые 10 дней на 1—2 градуса и перейти, наконец, на температуру зимней водопроводной воды. Постепенно увеличивается и длительность процедуры.

В жаркий летний день во время прогулки можно вынести детский надувной бассейн, обязательно придумать интересную игру, например в «Кораблики», играя с водой, происходит закаливание.

В режиме дня – прогулка.

Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма.

Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.
Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей, как во время приема солнечной ванны, так и после нее.
Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот, через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25-30 минут.

Через 2—3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26—28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.

Перед специальными закаливающими процедурами необходима консультация медицинского работника. Все процедуры проводятся под его контролем.

Источник

Закаливание с учетом состояния здоровья ребенка

  • Вконтакте
  • Однокласники
  • Инстаграм
  • Youtube
  • Фейсбук
  • Вконтакте
  • Однокласники
  • Инстаграм
  • Youtube
  • Фейсбук

Хотите чтобы наши специалисты приехали в ваш город и провели курс реабилитации? В этой новости мы расскажем, как это организовать.

Как меняется процесс лечения в центрах «Первый шаг», и как это отражается на пациентах. Расскажем в нашей новости!

В данном материале мы подробно разберемся в том, что такое закаливание с медицинской точки зрения, как закаливать своего ребенка самостоятельно, и какие для этого есть противопоказания.

Мальчики и девочки в дошкольном возрасте (до 6-7 лет) довольно часто болеют. Кроме родителей, это беспокоит специалистов, которые занимаются сохранением и укреплением здоровья, врачей различных специальностей: педиатров, иммунологов, педагогов и многих других. Актуальность данной проблемы сложно недооценить, ведь по статистике от 30 до 55% детей в возрасте до 6-7 лет относятся к категории «часто болеющие». Что не менее важно – от физического состояния детей зависит их умственное, социальное и духовное развитие.

Закаливание – давно известный эффективный способ укрепления здоровья, а также профилактики различных заболеваний. Закаливание воздействует на природные механизмы приспособления организма к холоду и жаре. Кроме того, эта методика делает тело менее восприимчивым к переменам погоды, и повышает устойчивость к вирусам и бактериям, которые попадают извне. Если можно так выразиться, закаливание создает прочный щит, который нас защищает, улучшает самочувствие и продлевает жизнь.

Несмотря на распространенное предубеждение, закаливаться в той или иной мере нужно всем. А начать этот процесс лучше с раннего возраста. Все что для этого нужно дает сама природа: солнце, воздух и вода – вот главные элементы этого процесса.

Многие элементарные приемы закаливания были привиты нам еще в советские времена: прогулки на свежем воздухе, проветривание помещений, чистая и удобная одежда – все это оказывает постоянное и естественное закаливающее влияние на наш организм.

Основы методики закаливания

Основные положения и принципы методики были заложены еще в начале 20-го века известным советским педиатром Г.Н. Сперанским. За долгие годы практики они были переработаны и дополнены, и дошли до нас виде нескольких основных принципов, на которые опираются специалисты в наше время:

Данный принцип гласит, что закаливающие процедуры не должны прерываться без веских на то оснований. Следствием неожиданной остановки может стать так называемый «откат» — когда приспособительные изменения в организме, происходящие при закаливании ослабевают или полностью исчезают. Таким образом, придется начинать все сначала.

Этот принцип заключается в том, что процедуры закаливания по продолжительности и степени воздействия, должны вызывать минимальные изменения в организме. А усиливать их можно только по мере привыкания к выбранному раздражителю.

Перед началом закаливания требуется тщательно изучить физиологическое и типологическое развитие ребенка. Метод и интенсивность закаливания необходимо подбирать исходя из этих показателей.

Нельзя недооценивать важность того, как ребенок относится к закаливанию — он не должен боятся процедуры, или сильно ей противиться. Положительного эффекта сложно добиться если заставлять человека делать то, что ему не по душе. Старайтесь организовать процесс закаливания так, чтобы он вызывал положительные эмоции.

При закаливании, естественно, нужно считаться с тем, в каких условиях ребенку предстоит жить дальше. Если Вы живете на теплом побережье Черного моря, не нужно готовить организм ребенка к 40-градусным морозам, которые бывают в Сибири. Это правило действует и в обратном порядке.

Заключается в том, что необходимо периодически изменять температуру закаливания, и продолжительность самой процедуры. Так тело ребенка не будет привыкать к определенной «схеме» закаливания.

Сами по себе процедуры закаливания не столь эффективны, если не сочетать их с другими мероприятиями по укреплению здоровья и иммунитета. Ребенка необходимо с детства приучать к таким простым вещам как прогулки на свежем воздухе, утренняя зарядка, соблюдение личной гигиены и т.д.

Как и, при любых других нагрузках, организм должен адаптироваться к закаливанию постепенно. Начинать нужно с воздушных ванн, и только потом переходить к солнечным и водным; такой же принцип касается и водных процедур: сначала обтирание, а затем – обливание.

Методики закаливания

Классический способ закаливания

Наиболее традиционный способ закаливания заключается в постепенном увеличении силы внешнего раздражителя. Это может выражаться как в увеличении продолжительности, так в увеличении силы воздействия раздражителя

Метод контрастного закаливания

Данная методика заключается в применении температурного воздействия с чередованием «горячо» и «холодно». При этом нижняя планка температуры не снижается. Таким способом организм привыкает к перепадам температуры, что позволяет постепенно переходить к более интенсивным методам закаливания.

Метод интенсивного закаливания

Представляет собой метод закаливания, когда тело целиком или его часть, подвергается кратковременному интенсивному воздействию холодной температуры. Использование этого метода предполагает цикличность — горячо/холодно/горячо и т.д.

Противопоказания для закаливания

Закаливание – это определенный стресс для организма, степень которого зависит от множества факторов: метода воздействия, выбранной температуры, физического состояния и ряда других параметров.

При проведении закаливающих процедур у детей стоит проявить еще большую внимательность, и учесть ряд противопоказаний:

Источник

Читайте также:  Спортивный праздник ко дню здоровья для дошкольников
Adblock
detector