Роль закаливания в укреплении здоровья детей
статья по теме
В этой статье вы узнаете, как закаливание влияет на организм ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zdorove.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль закаливания в укреплении здоровья детей.
Аракелян Гульнара Асхатовна
воспитатель МБДОУ № 467
Закаливание — прекрасное и доступное средство для укрепления здоровья детей.
Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний .
Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека.
Закаливать свой организм необходимо каждому.
Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода.
Закаливание-комплекс методов целенаправленного повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному действию факторов окружающей среды, путем систематического тренирующего дозированного воздействия ими.
Важнейшая роль закаливания- предупреждение болезни.
Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.
Все закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.
К общим относятся- соблюдение правил режима дня, рациональное питание, занятия физкультурой…
К специальным закаливающим процедурам относятся- закаливание воздухом( воздушные ванны), закаливание солнцем( солнечные ванны) и закаливание водой( водные процедуры).
Немного из истории.
Закаливание как средство повышения защитных сил организма возникло в глубокой древности.
Большое внимание физическим упражнениям, закаливанию и гигиене тела уделялось в Древней Греции и Древнем Риме. Здесь существовал культ здоровья и красоты тела.
Например: Закаливание мальчиков в Спарте начиналось с грудного возраста.
С семи лет мальчики воспитывались в суровых условиях: их стригли наголо, ходили босиком в любую погоду, купались в холодной воде…
Особое значение закаливанию придавалось на Руси и носило массовый характер. Славяне для укрепления здоровья использовали баню с последующим растиранием снегом или купанием в реке.
Для того чтобы с наибольшей эффективностью, использовать природные факторы для оздоровления, необходимо придерживаться определенных принципов.
- Основной принцип закаливания- постепенность увеличения интенсивности закаливающих воздействий.
- Регулярность( непрерывность)-нужно систематически повторять закаливающие процедуры на протяжении всей жизни. Краткие , но частые , раздражения более эффективны, чем длительные, но редкие.
- Учет индивидуальных особенностей организма, состояния здоровья индивидуума, восприимчивости и непереносимости им закаливающих процедур.
- Адекватность( соответствие) дозировки закаливающих факторов.
- Многофакторность- использование нескольких факторов: холод, тепло, лучистая энергия и вода.
- Прерывистость- если применять несколько закаливающих воздействий в течении дня, тогда необходимо делать между ними перерывы.
- Комбинирование общего и местного закаливания(закаливанию подвергают как части организма, так и все тело.
Несоблюдение названных принципов закаливания может привести к напрасной трате времени и не дать должной закаленности, вызвать излишне резкие или даже патологические реакции организма.
Технологическое описание опыта.
Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, формируются личные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребенка.
Здоровье детей – это будущее нашей страны.
Проанализировав состояние здоровья детей, приходящих в наш детский сад, мы отметили, что становится все больше детей с частыми простудными заболеваниями.
Следовательно, мы пришли к выводу:
Укрепление здоровья детей – первостепенная задача педагогического и медицинского персонала.
Закаливающие мероприятия – основа воспитательно –оздоровительного процесса, цель которых – снизить заболеваемость детей.
Для того чтобы помочь детям сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать потребность в здоровье как жизненно важной ценности.
В своей работе мы широко используем как общие, так и специальные закаливающие мероприятия.
В систему общих закаливающих процедур в работе с детьми входят следующие физкультурно-оздоровительные мероприятия:
1.Соблюдение правил режима дня.
4.утренняя гимнастика в проветренном помещении.
6.оздоровительная гимнастика после сна.
Каждый комплекс гимнастики рассчитан на 2 недели, за это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных процедур.
Основная задача гимнастики- укрепление и оздоровление организма ребенка. Именно она усиливает: дыхание, кровообращение, обмен веществ. Во время проведения гимнастики целесообразно использовать музыкальное и речевое сопровождение. Ежедневная гимнастика организует детей на дальнейшую деятельность.
Особенно эффективным для улучшения и укрепления здоровья являются дыхательные упражнения. Такая гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в облегченной одежде, в хорошо проветренном помещении. Основа дыхательных упражнений- упражнение с усиленным или удлиненным выдохом – игровые упражнения с носом. Все упражнения проводятся в игровой форме:
Вот идет сердитый еж: П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь.)
Где же носик? Не поймешь. Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Гимнастика после сна.
Гимнастика помогает улучшить настроение, поднять мышечный тонус, способствует профилактике простудных заболеваний, нарушений осанки и стопы. Главное правило – исключение резких движений. Проводится в течении 7-10 минут .Организация ребенка после сна требует постепенного пробуждения и подготовке к активной деятельности, «поднимать» детей нужно осторожно, постепенно. Целесообразно использовать музыкальное и речевое сопровождение. Например:
Я по спаленке хожу, деток я не нахожу.
Я к кроватке подойду, в каждый домик постучу.
и тихонечко спрошу: «Тук-тук, Тимочка проснулся?».
Также в работе с детьми мы используем специальные закаливающие процедуры, такие как: закаливание воздухом, закаливание водой и солнечные ванны.
Закаливание воздухом( воздушные ванны, хождение босиком, физкультурные занятия на улице, прогулка…)
Они применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение воздуха.
Воздействие воздуха пониженной температуры оказывает полезный закаливающий эффект, тренируя вегетативно- сосудистые реакции, то есть улучшает физическую терморегуляцию.
Поэтому хождение раздетыми по солевым дорожкам и дорожкам «здоровья», переодевание детей перед сном, сон в холодное время года в майках, а в теплое – в трусиках- являются ценнейшим закаливающим мероприятием.
Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. При хождении босиком происходит тренировка мышц стопы(рефлексотерапия) – лучшая профилактика плоскостопия. Поэтому рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, мелким камням и т.д…
Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно.
Эффективным средством закаливания является хождение босиком по дорожкам «здоровья» и солевым дорожкам.
Сначала разогревается стопа ребенка- ходьба по дорожкам «здоровья»(фломастеры, пробки, пуговицы, следы).Далее ребенок встает ногами на салфетку смоченную солевым раствором, потом на влажную салфетку- стирает соль с подошвы ног, далее переходит на сухую салфетку.
Жарким летом, когда дети весь день ходят только в трусиках, особой необходимости в приеме специальных воздушных ванн нет.
Весной же, когда еще нет привычки к воздуху, и в прохладные дни, которые случаются и в летнюю пору, они очень полезны.
Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно на террасе, на открытом балконе.
Детей раздевают догола или оставляют только короткие трусики.
Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3—4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23—24°.
Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые — спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз так, чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2—3 раза вокруг дерева, беседки…
Прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Гулять с ребенком необходимо в любую погоду. Отменить прогулку можно лишь при сильном, пронизывающем ветре и проливном дожде. Если есть место, где ребенок будет защищен от таких воздействий (закрытая веранда), прогулка возможна даже и в плохую погоду. При этом следует помнить: для закаливания необходимо правильно одеть детей.
Воспитатель, проявляя об этом заботу, беседует с родителями, дает рекомендации, как одевать детей в соответствии с погодными условиями и занятиями в помещении.
Для получения охлаждающего эффекта специалисты рекомендуют проводить занятия физкультурой в помещении при температуре 18–20 о , а на улице, на открытом воздухе – в местах, защищенных от ветра; в тени – при температуре выше 18 о (в пределах 19–22°)
Водные процедуры имеют более интенсивный закаливающий эффект, чем воздушные ванны. В работе с детьми мы используем следующие водные процедуры: умывание прохладной водой, обтирание, обливание ног.
Умывание — самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям в возрасте полтора года рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. Начинать надо тепловатой водой (30—32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело ребенка растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Вода для умывания на ночь более теплая (на 2° выше утренней).
Обливание ног производится так. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20—30 секунд. Температура воды вначале 27—28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1—2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°.
После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.
Обтирание — наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и слабым детям.
Выполняется процедура следующим образом: смоченным концом полотенца или рукавичкой обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сразу же вытирая насухо до легкого покраснения. Температура воды вначале 30°, постепенно ее снижают, доводя до комнатной.
Закаливание носоглотки можно проводить в любое время года. Детям 2—4 лет следует полоскать рот, а после 4 лет — горло кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея 2 раза в день — утром и вечером. На каждое полоскание используется 1/3 стакана воды. Для школьников температуру воды надо снижать через каждые 10 дней на 1—2 градуса и перейти, наконец, на температуру зимней водопроводной воды. Постепенно увеличивается и длительность процедуры.
Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма.
Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.
Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей как во время приема солнечной ванны, так и после нее.
Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25—30 минут.
Через 2—3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26—28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.
Перед специальными закаливающими процедурами необходима консультация медицинского работника. Все процедуры проводятся под его контролем.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека. Закаливать свой организм необходимо каждому.
Начинать закаливание лучше с раннего возраста.
Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода.
Достаточное пребывание ребенка на воздухе; регулярное проветривание помещения; одежда, позволяющая свободно двигаться без перегревания – все эти факторы постоянно и естественно оказывают закаливающее влияние на организм ребенка.
Результатом нашей работы являются следующие показатели:
Источник
Научно-теоретические основы закаливания детей дошкольного возраста
статья
Цель работы — изучение влияния закаливания на здоровье детей дошкольного возраста в условиях детского сада, и подготовка практических рекомендаций по оздоровлению детей 5 ого года жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 71.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-теоретические основы закаливания детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основа дальнейшего полноценного физического развития организма. Современный уровень образования предъявляет высокие требования к работе образовательных учреждений, призванных заложить основы здоровья.
Проблемы состояния физического и психического здоровья подрастающих поколений является сегодня поистине глобальной проблемой. (В.Ф. Базарный, В.В. Колбанов, Н.Д. Малахаткина, М.Е. Николаев, С.В. Попов, Л.Г. Татарникова, Б.Н. Чумаков и др.). Особую остроту она приобретает в современных российский условиях, где высокие показатели детской заболеваемости и смертности приобрели характер устойчивой и прогрессирующей тенденции. В течении последних пяти, шести лет работники медицинских учреждений чаще обращают внимание на ослабление здоровья детей. По мнению Н.Д. Малахаткиной, это связано, прежде всего, с их недостаточной физической активностью, уменьшением количества детей, оздоравливающихся в летний период, ухудшением социально-экономического положения подавляющего большинства семей, и экологическая ситуация во многих регионов СНГ. По данным исследователей около 90 % детей имеют различные отклонения в состоянии здоровья. (Г.К. Зайцев, Д.И. Зелинская, Н.Д. Малахаткина, В.И. Фалевич, С.Б. Хацкель, Б.Н. Чумаков). В целом по России нуждается в комплексном оздоровлении около 25 млн. детей, в т.ч. свыше 7 млн. детей находится на диспансерном учете по поводу хронической заболеваемости.
В результате вышеизложенного общеобразовательные учреждения ищут наиболее эффективные и действенные формы работы по формирования и утверждению здорового образа жизни, направленные на сохранение, укрепление и улучшение здоровья детей.
В своем исследовании мы придерживаемся точки зрения Ю.Ф. Змановского, который считает, что комплекс воспитательных и профилактических мер может обеспечивать укрепление и оздоровления здоровья растущего организма только при правильной организации эффективной системы оздоровительно-воспитательной работы с детьми.
Данной положение подтверждается исследованиями таких специалистов, как Е.И. Вавилова, А.В. Кенеман, Г.Ю. Логвина, С.О. Филиппова, Д.В. Хухлаева, Л.И. Пензулаева, И.Н. Усов и др. Полноценное физическое развитие и крепкое здоровье ребенку можно обеспечить только при создании целостной системы воспитательной работы в образовательном учреждении. Практикой доказано, что оздоровление с
помощью известных форм закаливание и применение адаптогенов не обеспечивает полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.
В своих работах автор С.С. Прищепа предлагает краткий обзор и сравнительный анализ современных основ (комплексных, специализированных) и дополнительных программ по физическому воспитанию детей первых семи лет жизни, разрабатываемых и внедряемых в работу дошкольных образовательных учреждений. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет».
Цель работы — изучение влияния закаливания на здоровье детей дошкольного возраста в условиях детского сада, и подготовка практических рекомендаций по оздоровлению детей 5 ого года жизни.
- Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
- Выявить состояние здоровья детей экспериментальной группы и условия для проведения закаливающих мероприятий.
- Подобрать систему закаливающих мероприятий.
- Провести работу по оздоровлению детей и выявить эффективность использованной методики.
Объект — процесс закаливания детей в ДОУ.
Предмет — система закаливающих мероприятий, направленная на оздоровление детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Мы предполагаем, что использование разнообразных закаливающих процедур в системе воспитательно-оздоровительной работы с детьми 5 года жизни будет способствовать укреплению их здоровья при условии нашей систематической работы в течении всего учебного года.
При написании ВКР мы использовали следующие методы исследования: описательный, экспериментальный, структурный, математический.
Научно-теоретические основы закаливания детей дошкольного возраста
В статье встречаются следующие понятия: здоровье, оздоровление, закаливание, адаптация, физическое развитие, профилактика.
Согласно одному из многих определений здоровья, это «естественное состояние организма, характеризующиеся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений». Здоровье человека определяется комплексом биологических «наследственных и приобретенных» и социальных факторов; последнее имеет столь важное значение в поддержании состоянии здоровья или в возникновения развития болезни, что в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) записано:
« Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов».
« Оздоровление — это комплекс мероприятий для улучшения физического и психического самочувствия, который ведет в целом к укреплению здоровья, к усилению иммунитета, повышению работоспособности, улучшению качеству и продолжительности жизни. Оздоровление не следует путать с лечением от болезни».
« Закаливание организма » — система процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условно-рефлекторных терморегуляций с целью его совершенствования. При закаливании вырабатывают устойчивость организма к охлаждению и тем самым к т.н. простудным и некоторым другим заболеваниям.
Если организм к охлаждению не тренирован, реакция на холод носит характер безусловного рефлекса; время теплопродукции затягивается, сосуды кожи не успевают достаточно быстро сократиться, происходит паралитическое ослабление сосудов, что еще больше увеличивает теплоотдачу. Реакция закаленного организма при охлаждении носит уловно- рефлекторный характер: увеличивается выработка тепла, быстро возникает задержание тепла, за счет сокращения сосудов кожи — так называемая игра вазомоторов — кратковременное расширение сосудов и усиление притока крови; повышается обмен веществ.
Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке.
Физическое развитие человека — это совокупность морфологических и функциональных показателей, характеризующих состояние организма.
Профилактика — совокупность мер, по укреплению здоровья, предупреждению и устранению причин заболевания человека.
1.1. Сущность, принципы и методы закаливания детского организма
Закаливание — термин технический. Это способ обработки материалов, заключающийся в нагреве и последующим его охлаждении. При этом материал приобретает новые качества, придающие ему устойчивость против нежелательных воздействий.
Закаливание организма человека, рассматривается как повышение его сопротивляемости вредным влияниям внешней среды. Г Н Спреранский по этому поводу писал: «В понятии «Закаливание» входит не устранение этих внешних влияний, а, наоборот, искусственное их создание, сознательное и с определенной дозировкой, с целью приучить организм реагировать на них известным образом и парализовать их вред».
Реакция организма к температурным колебаниям, зависит во многом от тренировки, адаптационных механизмов, системы терморегуляции. Закаливание, по существу, лишь методический прием искусственного ускорения процесса адаптации к холоду.
Еще недавно в медицине эффект закаливания на холодовое раздражение рассматривался, как местная сосудистая реакция. Теперь реакция на охлаждения, расценивается, как реакция всего организма, протекающая со значительным участием центрально нервной системы (Ц.Н.С.).
В формировании приспособительных реакций этого рода, принимает участие рефлекторный, гуморальный и клеточный механизм. На схеме 1 показано взаимодействие различных функциональных систем организма, под влиянием температурных, механических и химических воздействий, которым подвергается в процессе закаливания рецепторная поверхность кожи.
Кожа является рецепторным полем: по нервным окончаниям раздражения (термические, химические, механические) поступают в Ц.Н.С. (кора головного мозга). В ответ на эти раздражения возникает ответная реакция сосуды двигательного, трофического и другого характера. В результате изменяется кровенаполнение сосудов кожи, внутренних организмов, изменяется интенсивность обмена веществ.
Под влиянием закаливающих процедур, у детей повышается активность ретикулоэндотелиальной системы совокупность защитных клеток в организме человека и животных. Она обеспечивает формы клеточного и тканевого иммунитета, гемоглобин, нормализуются показатели крови, стимулируется иммуногенез.
Таким образом, в основе закаливания лежит сложная функциональная система теплорегуляции, осуществляемая через нейрорефлекторные и нейрогуморальные механизмы.
Дети, особенно раннего возраста, острее реагируют на изменения температурных условий внешней среды, чем взрослые или даже более старшие дети. Это связано с тем, что теплорегуляция у детей ещё несовершенна.
- Систематичность использования закаливающих процедур
Закаливание организма должно проводиться систематически, изо дня в день в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов. Лучше всего, если пользование закаливающими процедурами будет четко закреплено в режиме дня. Тогда у организма вырабатывается определённая стереотипная реакция на применяемый раздражитель: изменения реакций организма на воздействие холода, развивающиеся в результате повторного охлаждения, закрепляются и сохраняются лишь при строгом режиме повторения охлаждений. Перерывы в закаливании снижают приобретённую организмом устойчивость к температурным воздействиям. В этом случае не происходит быстрой адаптационной ответной реакции. Так, проведение закаливающих процедур в течении 2-3 месяцев, а затем их прекращение приводит к тому, что закалённость организма исчезает через 3- 4 недели, а у детей через 5-7 дней.
- Постепенность увеличение силы раздражающего воздействия
Закаливание принесет положительный результат, лишь в том случае, если сила и длительность действий закаливающих процедур будут наращиваться постепенно. Не следует начинать закаливание сразу же с обтирания снегом или купания в проруби. Такое закаливание может принести вред здоровью. Переход от менее сильных воздействий к более сильным должен осуществляться постепенно, с учетом состояния организма и характера его ответных реакций на применяемое воздействие.
Особенно важно учитывать, при закаливании детей и пожилых, а так же людей, страдающих хроническим заболеванием сердца, легких и желудочно- кишечного тракта.
В начале применения закаливающих процедур, у организма возникает определенная ответная реакция со стороны дыхательной, сердечнососудистой и ЦНР. По мере неоднократного повторения этой процедуры, реакция на нее организма постепенно ослабевает, а дальнейшее ее использование уже не оказывает закаливающего эффекта. Тогда надо изменить силу и длительность воздействия закаливающих процедур на организм.
- Последовательность в проведении закаливающих процедур
Необходима предварительная тренировка организма более щадящими процедурами. Начать можно с обтирания, ножных ванн, и уж затем приступить к обливаниям, соблюдая при этом принцип постепенности снижения температур.
При проведении закаливания, лучше всего придерживаться известного медицинского правила: слабые раздражители, способствуют лучшему отправлению функций, сильные мешают ему, чрезмерные — губительны.
- Учет индивидуальных особенностей человека и состояние его здоровья
Закаливание оказывает весьма сильное воздействие на организм, особенно на людей, впервые приступающих к нему. Поэтому, прежде, чем приступать к приему закаливающих процедур, следует обратиться к врачу. Учитывая возраст и состояние организма, врач поможет правильно подобрать закаливающее средство и посоветует, как его применять, чтобы предупредить нежелательные последствия.
Врачебный контроль, в ходе закаливания, позволит выявить эффективность закаливающих процедур, либо обнаружить нежелательные отклонения в здоровье, а также, даст врачу возможность планировать характер закаливания в дальнейшем.
Важным фактором оценки эффективности закаливания является и самоконтроль. При самоконтроле закаляющийся сознательно следит за своим самочувствием и на основании этого, может изменять дозировку закаливающих процедур. Самоконтроль проводится с учетом следующих показателей: общее самочувствие, масса тела, пульс, аппетит, сон.
- Комплексность воздействия природных факторов
К естественным факторам внешней среды, которые широко применяются для закаливания организма, относится воздух, вода и солнечные облучения. Выбор закаливающих процедур, зависит от ряда объективных условий: времени года, состояния здоровья, климатических и географических условий, места жительства.
Наиболее эффективными является использование разнообразных закаливающих процедур, отражающих весь комплекс естественных сил природы, ежедневно воздействующих на человека. Закаливающий эффект, достигается не только применением специальных закаливающих процедур, но и включает оптимальный микроклимат помещения, в котором человек находится, и теплозащитные свойства одежды, создающие микроклимат вокруг тела.
Наиболее благоприятным для закаливания, является так называемый динамический, или пульсирующий микроклимат, при котором температура поддерживается не на строго постоянно уровне, а колеблется в определенных пределах. Тренировать организм надо к быстрым и замедленным, слабым, средним и сильным холодным воздействиям. Такая комплексная тренировка имеет важное значение. Иначе выработается биологически малоцелесообразный, жесткозакрепленный стереотип устойчивости только на узкий диапазон воздействия холода.
Эффективность действия закаливающих процедур, значительно повышается, если их сочетать с выполнением спортивных упражнений. При это важно добиваться, чтобы величина нагрузок на организм была так же различной.
Средства и методы закаливания
К основным средствам и методам закаливания, по увеличению степени воздействия на организм относится:
- закаливание воздухом;
- солнечные ванны;
- водные процедуры (обтирания, обливания, душ, купание в естественных водоемах, бассейнах или в морской воде);
- обтирание снегом;
- хождение босиком;
- баня или сауна, с купанием в холодной воде;
- мор жевание.
Методика закаливания с помощью природных факторов
В преддошкольном и дошкольном возрасте закаливание следует рассматривать как важнейшую часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются воздух, солнце и вода. Фундаментом закаливания является тренировка вегетативной нервной системы путем воздействия полярными раздражителями (тепло- холод).
Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. В процессе закаливания все физиологические процессы в тканях и органах протекают экономнее, быстрее и совершеннее. Кроме того, окрепшие под влиянием закаливания кожа и слизистые оболочки становятся менее чувствительными и проницательными для ряда болезнетворных микробов, а способность организма к борьбе с уже проникшими в него микробами возрастает.
Воздух является наиболее доступным средством закаливания в любое время года. В результате систематического пребывания на воздухе организм быстро адаптируется к новым температурным условиям. [14]
Закаливание воздухом начинают в хорошо проветренном помещении. Оздоровительный эффект тем выше, чем больше поверхность кожи соприкасается с воздухом.
Температура воздуха в дошкольных и школьных учреждениях
Источник