Система закаливания как фактор укрепления здоровья детей дошкольного возраста
Олеся Лобыгина
Система закаливания как фактор укрепления здоровья детей дошкольного возраста
Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических функций, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Нет человека, который не хотел бы быть здоровым, но это требует усилий.
Общие закаливающие мероприятия проводятся на протяжении повседневной жизни человека и предусматривают правильный режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки, сон на воздухе, рациональную одежду, соответствующий возрасту воздушный и температурный режим помещения, регулярное проветривание помещения.
Дошкольный возраст — наилучшее время для «запуска» человеческих способностей, когда личность формируется наиболее быстро. От того, как проведёт ребёнок этот отрезок жизни, будет в дальнейшем зависеть многое.
Оздоровление детей надо начинать с мониторинга состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и особенностях его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определённых условий. Таким образом, в дошкольном учреждении оздоровление — одно из ведущих компонентов деятельности детей.
Закаливание, как средство совершенствования защитных реакций организма, основывается на тренировке — систематическом повторении воздействия определенных факторов, начиная с кратковременных и слабых их воздействий и постепенно нарастающих по силе и длительности. Закаливание — прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья Оно является важным звеном в системе физического воспитания детей, обеспечивая тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Очень важно, чтобы закаливание проводилось круглый год систематично, постепенно,с учетом индивидуальных особенностей в комплексе:
— Утренняя гимнастика и физкультурные занятия на улице
— Проветривание помещения и т. д.
Проведение оздоровительных мероприятий детей ДОУ невозможно без участия семьи в этом процессе, так как целый ряд оздоровительных мероприятий необходимо продолжать и в домашних условиях. Участие родителей очень значимо во всей работе дошкольного учреждения. В группах ДОУ оформлены стенды для родителей, регулярно проводятся консультации, родительские собрания, организовываются совместные спортивные праздники. Ведь только благодаря совместной деятельности педагогов и родителей можно добиться наиболее значимых результатов в решении проблемы – снижения заболеваемости детей, укреплению их здоровья.
Список использованной литературы
1. Антонова Ю. Е., Кузнецова М. Н. «Здоровый дошкольник» 2002г.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М. : Академия, 2008г.
3. Дошкольное воспитание №2 1997г.
Подвижная игра как средство физического воспитания и укрепления здоровья детей дошкольного возраста «Подвижная игра – как средство физического воспитания и укрепления здоровья детей дошкольного возраста» ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ Подвижные игры, как.
Консультация для родителей «Система закаливания в летний период» «Система закаливания в летний период» Организация закаливания летом. В системе физического воспитания детей дошкольного возраста закаливанию.
Консультация для воспитателей «Методы закаливания детей дошкольного возраста» Большое влияние на здоровье и физическое состояние ребенка оказывают естественные силы природы (солнце, воздух и вода). Это вызывает у детей.
Консультация для воспитателей «Система закаливания в летний период» Одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений является здоровье воспитанников. Необходимым становится поиск эффективных.
Мелкая моторика рук — фактор развития речи детей дошкольного возраста Мелкая моторика рук — фактор развития речи детей дошкольного возраста. Саналина Жанар Адилхановна, преподаватель пед. дисциплин ЧУ «Колледж.
Двигательная активность как фактор укрепления и развития дошкольников Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность (ДА).
Организация закаливания детей дошкольного возраста в летний период в условиях учреждения дошкольного образования Слайд 1 Организация закаливания детей дошкольного возраста в летний период в условиях учреждения дошкольного образования Слайд 2 Оздоровительная.
Подвижная игра как средство физического воспитания и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Подвижная игра – как средство физического воспитания и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Подвижные игры, как исторически.
Подвижная игра для сохранения и укрепления здоровья детей Дидактическая игра «Полезное – не полезное». (5-6 лет) Цель: закреплять знания детей о полезных продуктах питания и о продуктах, которые.
Самомассаж как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста Массаж— система приемов дозированного механического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела человека. В массируемом участке тела усиливается.
Источник
Консультация для воспитателей «Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей»
консультация на тему
Консультация для воспитателей «Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakalivanie.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструктор по физической культуре: Бойко С.В.
«Закаливание – фактор укрепления и сохранения здоровья детей»
Самым эффективным способом для укрепления и сохранения детского организма является закаливание. Очень важно, чтобы детский организм мог самостоятельно осуществить терморегуляцию – поддержание постоянной температуры тела при различных влияниях на него окружающей среды (перемена температуры воздуха, атмосферного давления, ветер, дождь и др.). При такой особенности организма улучшится индекс детского здоровья.
У незакаленного ребенка слабо выражены все терморегулирующие реакции, и охлаждение организма наступает значительно быстрее. Охлаждение даже органического участка тела вызывает как местную, так и общую реакции. При местных закаливающих процедурах результат обусловливается главным образом рефлекторной реакцией организма. Чем он менее закален, тем более диффузна рефлекторная реакция. Известно, что охлаждение ног рефлекторно вызывает снижение температуры отдельных участков тела. Под влиянием закаливания наступает быстрая местная рефлекторная гиперемия, улучшается кровообращение охлажденного участка, усиливается теплообразование.
В систему закаливающих процедур входят:
- общие и местные воздушные ванны;
- общие и местные водные процедуры и хождение босиком;
- использование ультрафиолетового излучения (солнечные ванны и искусственное облучение).
При организации закаливающих мероприятий необходимо соблюдать ряд требований.
- Провести комплексную оценку здоровья ребенка.
- Определить тип и дозировку закаливания.
- Выбрать метод.
- Скорректировать действия педагогов и родителей по выбору средств и методов закаливания.
- Учитывать противопоказания к закаливанию организма:
- менее пяти дней после выздоровления или профилактической прививки;
- менее двух недель после хронического заболевания;
- высокая температура в вечерние часы;
- отсутствие полного контакта и сотрудничества с семьей;
- протест и страх ребенка;
- температура окружающего воздуха ниже нормы.
Основные принципы закаливания – постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры.
К закаливанию часто болеющих, ослабленных детей надо подходить очень осторожно: наблюдать за ответными реакциями, консультироваться с педиатром. Ни в коем случае нельзя лишать ослабленного ребенка закаливания, так как именно ему необходимо для здоровья. Предпочтение отдается контрастному воздушному закаливанию.
При организации закаливания учитывают индивидуальные особенности ребенка.
Любой метод закаливания предполагает его непрерывность. Если система была нарушена в силу каких – либо причин (болезнь, отпуск), начинать процедуры нужно с начальной стадии.
Правильно организованная система закаливания:
- поддержит температурный баланс тела;
- нормализует поведенческие реакции ребенка;
- снизит инфекционно — воспалительные заболевания;
- улучшит показатели физического развития;
- повысит уровень физической подготовленности в режиме дня детского сада закаливание организма ребенка должно занимать особое место.
Опираясь на рекомендации иммунологов о том, что следует закаливать ослабленных и физических слаборазвитых детей максимально осторожно, с учетом мнения родителей, мы в своей практике можем использовать следующие виды закаливания:
- проветривание помещений;
- воздушные ванны в облегченной одежде, в сочетании с оздоровительной гимнастикой после дневного сна;
- обширное умывание;
- обмывание стоп ног;
- полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;
- босохождение по «дорожкам здоровья».
Закаливание будет эффективным, если оно будет проводиться регулярно в течении всего времени пребывания ребенка в детском саду.
Для проведения закаливания необходимо соблюдать следующие условия и требования.
Четкая организация теплового и воздушного режима помещения, где находятся дети- «температурная» гигиена. оптимальным температурным режимом не может быть комфортная температура, хотя это редко рекомендуется в некоторых пособиях и руководствах. несправедливость таких рекомендаций связано с тем, что при температуре окружающего воздуха 24 – 25 0 С терморегуляционные механизмы человека не испытывают какого – либо заметного напряжения и не тренируются. У организма нет стимула для тренировки.
Температура воздуха постоянно должна контролироваться и поддерживаться на нужном уровне:
- групповые помещения (20 С)
- спальные комнаты 16 – 18 С)
- туалетные комнаты, приемные, коридоры (22 – 24 С)
- физкультурный зал (18 С0.
Температурный режим обеспечивается регулярным односторонним проветриванием. Сквозное проветривание проводится в отсутствие детей, при этом температура обычно восстанавливается через 20 минут. Наличие одежды, соответствующей на улице погоде, а в помещении – комнатной температуре. Практика показывает, что следует постоянно бороться со стойким предрассудком о пользе утепляющей одежды для профилактики переохлаждения. Более того, в такой одежде дети становятся малоподвижными, быстро потеют, снижается теплообмен, т.е. создаются условия для развития респираторного заболевания.
Соблюдения режима прогулок во все времена года – 4 – 5 ч в день при t воздуха до – 15 – 20 С.
Проведение гигиенических процедур (умывание, обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой с добавление лекарственных трав и др.).
Босохождение в группе (при температуре пола 18 С) и занятия босиком утреней гимнастикой и физкультурой.
Закаливание хождением по мокрым дорожкам, массажным коврикам, ребристой доске благодаря своей эффективности заслуживает отдельного внимания. В результате этих процедур не только закаливается кожа стоп, но и массируется сама стопа, при этом стимулируются биологические активные точки, повышается устойчивость всего организма.
Но ни одна, даже самая лучшая, система физкультурно – оздоровительной работы не сможет дать положительных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьей. Уровень профессионального мастерства воспитателей определяется отношением семьи к детскому саду.
Только при условии положительных результатов всей физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними в контакт.
В совместной работе детского сада и семьи нужно широко использовать консультации для родителей, родительские собрания, информационные проекты «Если в группе инфекция», мини – газету «Здоровье малышей», беседы, тематические выставки, смотры – конкурсы поделок из природного и бросового материалов, анкетирование: «О здоровье всерьез», «Какое место физкультура занимает в семье?», «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости».
Широко использовать информацию в родительских уголках, в папках – передвижках: «Учись быть здоровым», «Гигиена тела и души», «Движение – основа здоровья», «Как выработать у детей правильную осанку», «Роль родителей в укрепление и развитии организма ребенка», «Природные факторы в оздоровлении детей», «Организация рационального двигательного режима ребенка в семье».
Проводить спортивные досуги с родителями «Папа, мама, я – спортивная семья», «Семейные старты». Кроме того для родителей организовывать дни открытых дверей, когда они могут посетить любое мероприятие.
Таким образом, направление активной деятельности дошкольников на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья позволяет им быть физически и социально более благополучными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлажде.
В статье я постаралась изложить возможные варианты занятий для укрепления здоровья детей. Надеюсь Вам они покажутся интересными.
Консультация для воспитателей.
Этот материал может быть полезен воспиателям ДОУ и инструкторам по физическому развитию.
Консультация для педагогов «Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей".
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, — здоровье. Недаром в народе говорят: Здоровому все здорово.
Самым эффективным способом для укрепления и сохранения детского организма является закаливание. Очень важно, чтобы детский организм мог самостоятельно осуществить терморегуляцию – поддержание по.
Источник