Роль закаливания в укреплении здоровья детей
статья по теме
В этой статье вы узнаете, как закаливание влияет на организм ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zdorove.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль закаливания в укреплении здоровья детей.
Аракелян Гульнара Асхатовна
воспитатель МБДОУ № 467
Закаливание — прекрасное и доступное средство для укрепления здоровья детей.
Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний .
Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека.
Закаливать свой организм необходимо каждому.
Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода.
Закаливание-комплекс методов целенаправленного повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному действию факторов окружающей среды, путем систематического тренирующего дозированного воздействия ими.
Важнейшая роль закаливания- предупреждение болезни.
Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.
Все закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.
К общим относятся- соблюдение правил режима дня, рациональное питание, занятия физкультурой…
К специальным закаливающим процедурам относятся- закаливание воздухом( воздушные ванны), закаливание солнцем( солнечные ванны) и закаливание водой( водные процедуры).
Немного из истории.
Закаливание как средство повышения защитных сил организма возникло в глубокой древности.
Большое внимание физическим упражнениям, закаливанию и гигиене тела уделялось в Древней Греции и Древнем Риме. Здесь существовал культ здоровья и красоты тела.
Например: Закаливание мальчиков в Спарте начиналось с грудного возраста.
С семи лет мальчики воспитывались в суровых условиях: их стригли наголо, ходили босиком в любую погоду, купались в холодной воде…
Особое значение закаливанию придавалось на Руси и носило массовый характер. Славяне для укрепления здоровья использовали баню с последующим растиранием снегом или купанием в реке.
Для того чтобы с наибольшей эффективностью, использовать природные факторы для оздоровления, необходимо придерживаться определенных принципов.
- Основной принцип закаливания- постепенность увеличения интенсивности закаливающих воздействий.
- Регулярность( непрерывность)-нужно систематически повторять закаливающие процедуры на протяжении всей жизни. Краткие , но частые , раздражения более эффективны, чем длительные, но редкие.
- Учет индивидуальных особенностей организма, состояния здоровья индивидуума, восприимчивости и непереносимости им закаливающих процедур.
- Адекватность( соответствие) дозировки закаливающих факторов.
- Многофакторность- использование нескольких факторов: холод, тепло, лучистая энергия и вода.
- Прерывистость- если применять несколько закаливающих воздействий в течении дня, тогда необходимо делать между ними перерывы.
- Комбинирование общего и местного закаливания(закаливанию подвергают как части организма, так и все тело.
Несоблюдение названных принципов закаливания может привести к напрасной трате времени и не дать должной закаленности, вызвать излишне резкие или даже патологические реакции организма.
Технологическое описание опыта.
Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, формируются личные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребенка.
Здоровье детей – это будущее нашей страны.
Проанализировав состояние здоровья детей, приходящих в наш детский сад, мы отметили, что становится все больше детей с частыми простудными заболеваниями.
Следовательно, мы пришли к выводу:
Укрепление здоровья детей – первостепенная задача педагогического и медицинского персонала.
Закаливающие мероприятия – основа воспитательно –оздоровительного процесса, цель которых – снизить заболеваемость детей.
Для того чтобы помочь детям сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать потребность в здоровье как жизненно важной ценности.
В своей работе мы широко используем как общие, так и специальные закаливающие мероприятия.
В систему общих закаливающих процедур в работе с детьми входят следующие физкультурно-оздоровительные мероприятия:
1.Соблюдение правил режима дня.
4.утренняя гимнастика в проветренном помещении.
6.оздоровительная гимнастика после сна.
Каждый комплекс гимнастики рассчитан на 2 недели, за это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных процедур.
Основная задача гимнастики- укрепление и оздоровление организма ребенка. Именно она усиливает: дыхание, кровообращение, обмен веществ. Во время проведения гимнастики целесообразно использовать музыкальное и речевое сопровождение. Ежедневная гимнастика организует детей на дальнейшую деятельность.
Особенно эффективным для улучшения и укрепления здоровья являются дыхательные упражнения. Такая гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в облегченной одежде, в хорошо проветренном помещении. Основа дыхательных упражнений- упражнение с усиленным или удлиненным выдохом – игровые упражнения с носом. Все упражнения проводятся в игровой форме:
Вот идет сердитый еж: П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь.)
Где же носик? Не поймешь. Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Гимнастика после сна.
Гимнастика помогает улучшить настроение, поднять мышечный тонус, способствует профилактике простудных заболеваний, нарушений осанки и стопы. Главное правило – исключение резких движений. Проводится в течении 7-10 минут .Организация ребенка после сна требует постепенного пробуждения и подготовке к активной деятельности, «поднимать» детей нужно осторожно, постепенно. Целесообразно использовать музыкальное и речевое сопровождение. Например:
Я по спаленке хожу, деток я не нахожу.
Я к кроватке подойду, в каждый домик постучу.
и тихонечко спрошу: «Тук-тук, Тимочка проснулся?».
Также в работе с детьми мы используем специальные закаливающие процедуры, такие как: закаливание воздухом, закаливание водой и солнечные ванны.
Закаливание воздухом( воздушные ванны, хождение босиком, физкультурные занятия на улице, прогулка…)
Они применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение воздуха.
Воздействие воздуха пониженной температуры оказывает полезный закаливающий эффект, тренируя вегетативно- сосудистые реакции, то есть улучшает физическую терморегуляцию.
Поэтому хождение раздетыми по солевым дорожкам и дорожкам «здоровья», переодевание детей перед сном, сон в холодное время года в майках, а в теплое – в трусиках- являются ценнейшим закаливающим мероприятием.
Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. При хождении босиком происходит тренировка мышц стопы(рефлексотерапия) – лучшая профилактика плоскостопия. Поэтому рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, мелким камням и т.д…
Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно.
Эффективным средством закаливания является хождение босиком по дорожкам «здоровья» и солевым дорожкам.
Сначала разогревается стопа ребенка- ходьба по дорожкам «здоровья»(фломастеры, пробки, пуговицы, следы).Далее ребенок встает ногами на салфетку смоченную солевым раствором, потом на влажную салфетку- стирает соль с подошвы ног, далее переходит на сухую салфетку.
Жарким летом, когда дети весь день ходят только в трусиках, особой необходимости в приеме специальных воздушных ванн нет.
Весной же, когда еще нет привычки к воздуху, и в прохладные дни, которые случаются и в летнюю пору, они очень полезны.
Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно на террасе, на открытом балконе.
Детей раздевают догола или оставляют только короткие трусики.
Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3—4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23—24°.
Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые — спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз так, чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2—3 раза вокруг дерева, беседки…
Прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Гулять с ребенком необходимо в любую погоду. Отменить прогулку можно лишь при сильном, пронизывающем ветре и проливном дожде. Если есть место, где ребенок будет защищен от таких воздействий (закрытая веранда), прогулка возможна даже и в плохую погоду. При этом следует помнить: для закаливания необходимо правильно одеть детей.
Воспитатель, проявляя об этом заботу, беседует с родителями, дает рекомендации, как одевать детей в соответствии с погодными условиями и занятиями в помещении.
Для получения охлаждающего эффекта специалисты рекомендуют проводить занятия физкультурой в помещении при температуре 18–20 о , а на улице, на открытом воздухе – в местах, защищенных от ветра; в тени – при температуре выше 18 о (в пределах 19–22°)
Водные процедуры имеют более интенсивный закаливающий эффект, чем воздушные ванны. В работе с детьми мы используем следующие водные процедуры: умывание прохладной водой, обтирание, обливание ног.
Умывание — самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям в возрасте полтора года рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. Начинать надо тепловатой водой (30—32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело ребенка растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Вода для умывания на ночь более теплая (на 2° выше утренней).
Обливание ног производится так. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20—30 секунд. Температура воды вначале 27—28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1—2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°.
После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.
Обтирание — наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и слабым детям.
Выполняется процедура следующим образом: смоченным концом полотенца или рукавичкой обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сразу же вытирая насухо до легкого покраснения. Температура воды вначале 30°, постепенно ее снижают, доводя до комнатной.
Закаливание носоглотки можно проводить в любое время года. Детям 2—4 лет следует полоскать рот, а после 4 лет — горло кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея 2 раза в день — утром и вечером. На каждое полоскание используется 1/3 стакана воды. Для школьников температуру воды надо снижать через каждые 10 дней на 1—2 градуса и перейти, наконец, на температуру зимней водопроводной воды. Постепенно увеличивается и длительность процедуры.
Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма.
Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.
Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей как во время приема солнечной ванны, так и после нее.
Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25—30 минут.
Через 2—3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26—28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.
Перед специальными закаливающими процедурами необходима консультация медицинского работника. Все процедуры проводятся под его контролем.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека. Закаливать свой организм необходимо каждому.
Начинать закаливание лучше с раннего возраста.
Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода.
Достаточное пребывание ребенка на воздухе; регулярное проветривание помещения; одежда, позволяющая свободно двигаться без перегревания – все эти факторы постоянно и естественно оказывают закаливающее влияние на организм ребенка.
Результатом нашей работы являются следующие показатели:
Источник
Закаливание детей как средство укрепления их здоровья.
статья
Статья о закаливании детей как средство укрепления их здоровья. Значение нескольких принципов, которые необходимо соблюдать для получения положительного эффекта. Знакомство с видами, средствами и методами закаливания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakalivanie_detey_kak_sredstvo_ukrepleniya_ih_zdorovya.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ИХ ЗДОРОВЬЯ
Закаливание — один из основных способов повышения сопротивляемости организма к колебаниям температуры внешней среды, а следовательно, к простудным заболеваниям.
Существует несколько принципов, которые необходимо соблюдать для получения положительного эффекта от закаливания независимо от возраста ребенка или от действующих факторов закаливания.
1. Индивидуальный подход при выборе закаливающих процедур.
2. Постепенность увеличения силы раздражения.
3. Систематичность и постоянство закаливания.
4. Учет эмоционального состояния ребенка в момент проведения закаливающей процедуры.
Раскроем значение указанных принципов
1 . Индивидуальный подход при выборе закаливающих процедур. Выбирая закаливающие воздействия для ребенка, следует учитывать его индивидуальные особенности: состояние здоровья, физическое и психическое развитие, поведение и реакции на окружающие условия. При оценке состояния ребенка учитываются особенности его жизни с первых дней после рождения, перенесенные заболевания, соответствие физического и психического развития возрасту, правильность вскармливания на первом году жизни и питания в последующие годы. Также для правильного суждения о возможных реакциях ребенка на закаливание имеют важное значение конкретные условия быта, окружающей обстановки, в которой повседневно находится ребенок.
К закаливанию детей, часто болеющих, ослабленных, надо подходить очень осторожно: внимательно наблюдать за характером ответных реакций ребенка, постоянно консультироваться с педиатром. Но ни в коем случае нельзя вообще лишать ослабленного ребенка закаливания, так как именно ему оно прежде всего необходимо для здоровья.
Закаливающие процедуры, помимо повышения сопротивляемости к холоду, способствуют улучшению регулирующей функции коры головного мозга. Преобладание процессов возбуждения в центральной нервной системе сопровождается повышенной тратой энергии, быстрой утомляемостью, что ведет к истощению нервной системы и отрицательно сказывается на развитии ребенка. Поэтому тем детям, которые проводят время бодрствования преимущественно в подвижных играх, не выдерживают спокойных занятий, особенно возбуждаются перед сном и плохо спят, закаливание возбуждающими процедурами (прохладный душ, общее обливание) противопоказано и может принести лишь вред, для них полезны только успокаивающие процедуры, например обтирание, теплая ванна перед сном.
Противоположная индивидуальная особенность, выражающаяся в преобладании процессов торможения, проявляется в том, что ребенок все или почти все время проводит в спокойных занятиях, не интересуется подвижными играми, много спит и пробуждается медленно, оставаясь сонливым некоторое время. Такому ребенку полезно использовать бодрящие процедуры, чтобы одновременно с закаливанием усиливались процессы возбуждения. В этих случаях целесообразно дать общее обливание или душ после сна — тогда ребенок активнее включается в игру или какую-либо другую деятельность, с большим аппетитом ест.
Выбирая закаливающие процедуры для ребенка, воспитывающегося в детском коллективе, необходимо также учитывать и домашние условия, в которых он живет: температуру воздуха, режим проветривания комнаты и т. п.
Проводится воспитательная работа с родителями в том направлении, чтобы общегигиенические условия жизни ребенка дома были более близкими к условиям его жизни в детском саду.
2. Постепенность закаливания. Важность этого принципа определяется самой сущностью закаливания — организм постепенно приспосабливается к необычным условиям. Резкое охлаждение, превышающее возможности организма противостоять такому неблагоприятному фактору, не только не принесет пользы, а, наоборот, может способствовать заболеванию ребенка. Привычка к холодовым воздействиям должна воспитываться последовательно и постепенно. Особенно важна эта постепенность для детей раннего возраста. Появление таких признаков, как дрожь, «гусиная кожа», свидетельствует о чрезмерной силе воздействия. Значит, температуру воды снизили слишком резко или преждевременно. В таких случаях надо растереть кожу до появления умеренной гиперемии и затем одеть малыша.
Скорость перехода от слабых воздействий к более сильным определяется состоянием каждого ребенка, индивидуальной особенностью его реакции на данное раздражение. В каждом отдельном случае выбирают среднее между чрезмерно сильным и чрезмерно слабым воздействием. О правильности выбора судят по ответной реакции органов кровообращения и дыхания — должно быть кратковременное, непосредственно за процедурой следующее учащение и углубление дыхания и ощутимое учащение пульса.
3. Систематичность и постоянство закаливания. Рефлекторная сущность закаливания объясняет необходимость систематического и постоянного повторения соответствующих воздействий. Систематическое повторение закаливающих процедур должно быть в одно и то же время суток, по возможности в одних и тех же условиях окружающей обстановки. Сохранение однотипности условий и времени необходимо потому, что уже через несколько ежедневных повторений у ребенка вырабатывается условный рефлекс на обстановку — только при подготовке к закаливающей процедуре должным образом начинают изменяться физиологические функции. В дальнейшем если этот условный рефлекс на время и обстановку не подкрепляется процедурой, то он вскоре исчезает. Эффект закаливания снижается.
Прекращение закаливающих воздействий на несколько дней значительно уменьшает выработанную ранее живость реакции (сужение и расширение кровеносных сосудов, изменение вегетативных функций). Если же перерыв увеличивался до 2 недель и более, то закаливание надо начинать вновь от исходных температур, так как образованные прежде условия связи за такой продолжительный перерыв полностью угасают.
Положительный эффект от закаливания, таким образом, сохраняется только при постоянном повторении процедур.
Закаливающие процедуры нельзя отменять даже в случаях легких заболеваний детей, не сопровождающихся значительным ухудшением их общего состояния. В таких случаях применяют слабодействующую процедуру, меньшей силы. После выздоровления ребенка вновь постепенно снижают температуру воды до конечной.
4. Учет эмоционального состояния ребенка в момент проведения закаливающей процедуры необходим потому, что общая настроенность нервной системы оказывает влияние на эффективность тех или иных воздействии. Особенно важно учитывать настроение у маленьких детей. Если во время первой процедуры закаливания ребенок ведет себя спокойно, то в дальнейшем он всегда будет охотно принимать эти процедуры, ибо они ассоциируются у него с хорошим настроением. Бодрое, радостное настроение и различные проявления положительных эмоций сопровождаются улучшением взаимосвязи вегетативных функций, благодаря чему сохраняется нормальное состояние. Отрицательные эмоции в виде различных проявлений неудовольствия, протеста, страха сопровождаются угнетением адаптационных способностей, в результате человек слабее сопротивляется неблагоприятным влияниям, чаще заболевает.
2. Виды, средства и методы закаливания
Выделяются следующие виды закаливания: закаливание воздухом, закаливание водой, закаливание солнцем.
1. Закаливание воздухом. Закаливание воздухом начинается с проветривания помещения, если при этом температура в помещении снижается более чем на 1°.
Применяют три способа проветривания: одностороннее, когда обеспечивается доступ свежего воздуха с одной стороны комнаты; угловое – когда воздух проходит через проемы в смежных стенах; сквозное, когда воздух проходит через проемы в противоположных стенах. Сквозное проветривание – наиболее эффективный способ, т.к. при нем за короткое время происходит многократная смена воздуха. На время сквозного проветривания ребенка надо вынести из помещения или отгородить его от потока холодного воздуха.
Одним из способов закаливания воздухом является прогулка, включающая и сон на воздухе для малышей. Полезнее гулять в утренние часы, когда в воздухе много ультрафиолетовых лучей. В плохую погоду прогулку можно организовать на веранде. Собирая ребенка на прогулку, надо обращать внимание на одежду: она должна соответствовать сезону года и не стеснять движений, так как во время прогулки он должен активно двигаться.
Эффективное средство закаливания — воздушные ванны. Воздушные ванны для детей старше года проводятся при температуре 18° Ее можно постепенно снижать (проветриванием) до 15-16° Во время воздушной ванны проводят с детьми гимнастику В это время (и после воздушной ванны) ребенок чувствует себя бодрым, у него хорошее настроение, что определяет положительное отношение к проводимой процедуре
Водные процедуры. Выделяют водные закаливающие процедуры местные и общие. Местные процедуры — это обтирание, обливание, ванны. Местные процедуры проводят с постепенным усилением воздействия, начиная с более слабодействующих, либо снижая каждый раз температуру воды. Надо особенно внимательно следить за исходным состоянием здоровья детей, их реакцией на процедуру, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Местное обтирание является переходной стадией к общему обтиранию, но оно может проводиться и длительно — у детей ослабленных, перенесших недавно заболевание. Обтирание начинают с ног — от ступней до колен, а затем обтирают руки — от кистей до плеча. Продолжительность процедуры 1-2 минуты. В холодные месяцы исходная температура воды для обтирания должна быть 36-35°, летом 34-33°. Один раз в 5 дней температуру воды снижают на 1°, доводя ее до 30-28°. После влажного обтирания руки и ноги ребенка растирают до легкого покраснения сухим мягким полотенцем.
При умывании детей от года до 2 лет им моют только лицо и кисти рук. Детям старше 2 лет моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Исходная температура для умывания 26°, снижают ее постепенно за 10-15 дней до 18-17°. После умывания кожу вытирают досуха полотенцем.
Влажные обтирания зимой начинают делать водой температуры 33°, а летом -32°. Температуру воды постепенно снижают на 1° (через 5-7 дней) и доводят зимой до 26°, а летом — до 24°. Обтирают руки, спину и грудь. У детей старше года влажные обтирания также являются переходной ступенью к общим обливаниям, и только у ослабленных детей эта процедура применяется в течение длительного времени.
Местные ванны могут быть для рук и для ног. Ручные ванны можно ввести в игру детей — предложить покупать куклу, постирать для нее одежду, помыть посуду и т. п. Важно, чтобы исходная температура воды была 28° и понижалась постепенно до комнатной.
Особенно ценными являются ножные ванны. Они оказывают не только местное, но и общее воздействие на организм. Установлено наличие рефлекторной сосудистой реакции со стороны слизистой оболочки верхних дыхательных путей при охлаждении ног. Благодаря рефлекторно вызванному сужению сосудов уже с первой минуты охлаждения температура слизистой носа и носоглотки начинает снижаться. Детей с 1,5 лет полезно приучить к ножным ваннам, обливаниям ступней, мытью ног сначала тепловатой, а потом прохладной водой. Основным условием для проведения этих процедур является то, чтобы ноги до этого были теплыми. Поэтому лучше делать эту процедуру утром после ночного сна или днем после прогулки, но в последнем случае надо убедиться, не холодные ли у ребенка ноги. Начальная температура воды ножной ванны для детей до 3 лет летом 35-33°, а зимой — 36-35°. Постепенно снижая температуру воды на 1° через каждую неделю, а для детей третьего года жизни — через 4-5 дней, ее доводят до 24-22°. Полезно, чтобы ребенок во время такой ванны производил движения ногами. Продолжительность процедуры 1-3 минуты.
Обливание ног проводится разными способами. Ребенок может сесть на детский стул или низкий табурет, а ноги положить на деревянный брусок, положенный на дно таза. В другом случае на таз можно положить деревянную решетку. В условиях дошкольного учреждения дети часто сидят на скамье, поставив ноги на решетку, уложенную вдоль длинного желоба.
При всех этих методах надо придерживаться главного принципа — температуру воды снижать постепенно от 35 до 20-18°. Продолжительность процедуры 20-30 секунд. После ножной ванны (или обливания ноги ребенка тщательно вытирают, желательно мягким полотенцем, а затем растирают до легкого покраснения.
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко внедряется так называемое контрастное закаливание. При этом ноги обливают сначала теплой водой — 36°, затем температуру постепенно снижают до 28-18°, а в конце опять теплой -36°. Этот способ имеет определенные преимущества: у детей с аллергическими реакциями предотвращается чрезмерное сужение сосудов, которое вредно для ребенка. Контрастное обливание вызывает исходное расширение сосудов, и действие холодной воды оказывает закаливающий эффект. Последующее теплое обливание препятствует возникновению спазма капилляров. Контрастное обливание позволяет и после заболевания, в период реконвалесценции, не выводить детей из всей системы закаливания, таким детям до конца этого периода ножки обливают только теплой водой.
Общие процедуры. К общим водным закаливающим процедурам относятся гигиеническая ванна, влажное обтирание, обливание, душ, купание в водоемах.
Гигиеническую ванну дети первого года жизни получают ежедневно, причем ребенка моют с мылом один раз в 5-6 дней.
Детям 1-3 лет общее обливание зимой начинают водой температуры 34°, летом 33°, постепенно снижая ее на 1°: зимой — через 5 дней, доводят ее до 28°, летом — через 2-3 дня и доводят до 25-24°. Длительность общих обливаний должна быть небольшой — от 30-40 секунд до 1-1,5 минуты. После общего обливания кожа ребенка становится сначала бледной (сужение кожных сосудов), а затем краснеет (наступает расширение сосудов). Это указывает на положительное действие обливания. Если кожа резко бледнеет, синеет, появляется дрожь, это свидетельствует о переохлаждении; если же покраснения кожи не происходит или оно слабо выражено, то после обливания или душа надо растереть тело ребенка полотенцем до легкого покраснения.
Душ — сильнодействующее закаливающее средство. При проведении этой процедуры к температурному фактору присоединяется механическое действие струи воды, оказывающее на нервную систему возбуждающее действие. Поэтому душ начинают применять детям только с 1,5 лет. Душ особенно полезен малоактивным детям, страдающим плохим аппетитом. Температура воды такая же, как и при общих обливаниях. При снижении температуры воды руководствуются состоянием здоровья и реакцией ребенка на процедуру. Для детей с повышенной нервной возбудимостью рекомендуется применять более теплую воду, продолжительность процедуры не более 1-1,5 минуты. Надо учесть, что испарение с увлажненной кожи резко усиливает охлаждение, поэтому, как и общее обливание, душ принимают быстро и сразу же вытирают ребенка досуха. Чем холоднее вода, тем короче процедура.
Лучшее время для проведения обтирания, обливания, душа — утренние часы после пробуждения или утренней гимнастики, когда кожа равномерно согрета, что обеспечивает хорошую сосудистую реакцию. В условиях детского учреждения эти процедуры проводятся после дневного сна, а летом — перед обедом.
Купание в открытых водоемах является наиболее сильнодействующей процедурой, так как здесь имеет место одновременное влияние трех факторов: свежего воздуха, большой массы воды и солнечной радиации — на всю поверхность кожных покровов. Для купания детей, умеющих хорошо ходить, т. е. не младше 2-3 лет, рекомендуется выбирать место глубиной 25-30 см; наибольшая допустимая глубина — не выше пояса детям. Купание лучше начинать при установившейся безветренной погоде, температуре воздуха 25-26° и воды не ниже 23°. Наилучшее время купания — от 10 до 12 часов. Продолжительность первых купаний для детей 2-3 лет ограничивается двумя-тремя кратковременными погружениями в воду. Затем длительность их увеличивается до 2-3 минут, а в дальнейшем, по мере привыкания малышей к этой процедуре, — до 5-6 минут. Ребенку разрешается купаться не более одного раза в день. Надо следить за тем, чтобы дети не входили в воду разгоряченными или с охлажденным телом, холодными руками. Во время купания надо следить за состоянием ребенка: при малейших признаках охлаждения (бледность лица, синева губ, озноб) прекратить купание. После купания следует досуха растереть тело, быстро одеть и отвести ребенка в тень. Солнечные и воздушные ванны должны предшествовать купанию. Ослабленным детям полезно в течение первых 4-7 дней от начала приема процедур проводить обтирания прохладной водой.
Морские купания оказывают еще более сильное действие на организм ребенка, так как при них сочетается термическое и механическое воздействие (давление большой массы воды и удар волн) и, кроме того, морская вода оказывает химическое действие (соленость и др.). Поэтому детям, постоянно живущим на юге, можно начинать купание с 2 лет, а живущим в условиях умеренного климата — с 3 лет.
Морские купания вначале продолжаются всего 1-2 минуты, и только по мере привыкания ребенка их продолжительность увеличивают до 5-8 минут. Во время купания не рекомендуется выходить из воды, чтобы погреться на солнце, а затем снова погружаться в воду. Курс морских купаний для маленьких детей — примерно 20 раз в месяц. В прохладную дождливую погоду купание заменяется обливанием или обтиранием.
Плавание детей дошкольного возраста (5-7 лет) издавна использовали как меру закаливания. Научными исследованиями доказано, что систематические занятия плаванием улучшают физическое развитие детей. Это позволило обоснованно рекомендовать плавание детей с 5 лет в детских бассейнах.
Закаливание солнцем. Среди всех природных факторов закаливания наиболее сильнодействующими являются солнечные лучи. Это связано с тем, что солнце — мощный источник излучения инфракрасных видимых и ультрафиолетовых лучей. Сила физиологического воздействия солнечных лучей значительна, поэтому пребывание детей дошкольного возраста, особенно первых трех лет жизни, в не защищенных от солнца местах ограничивается.
Солнечные ванны (спокойное лежание под прямыми лучами солнца) детям раннего возраста противопоказаны. Они могут вызвать резкое перегревание (тепловой солнечный удар) и ожоги кожи.
Детей первого года жизни не выносят на солнце. После предварительного пребывания в тени, где температура воздуха должна быть не ниже 20°, их можно поместить под рассеянные лучи (светотень) для спокойной игры в манеже.
Продолжительность первой свето-воздушной ванны 3 минуты, затем один раз в три дня добавляют по 2 минуты, доводя время 10-й свето-воздушной ванны до 10 минут. Детям от 1 года до 3 лет в летнее время рекомендуется пребывать на площадке, которая имеет в равных соотношениях участки сплошной тени (лучше от зелени, чем от навесов) и светотени («кружевная» тень от листвы деревьев).
На площадке, где находятся дети от 2 до 3 лет, могут быть участки, беспрепятственно облучаемые солнцем, но малышей нельзя задерживать там больше 5-6 минут в первые дни, а затем после появления хорошего загара они могут находиться на облучаемом солнцем участке 8—10 минут (в течение дня посещать этот участок 2-3 раза). Одежда должна предохранять ребенка от перегревания.
Свето-воздушные ванны рекомендуется принимать начиная с температуры воздуха не ниже 20° в тени, в последующем, когда дети привыкнут, можно продолжать эти ванны и при более низкой температуре -15-16°, но тогда малыши должны заниматься какой-либо подвижной игрой. Продолжительность первой свето-воздушной ванны 5 минут; затем, увеличивая продолжительность ванны на 5 минут один раз в три-четыре дня, к 25-26-й ванне доводят общее время до часа
Материал подготовлен с использованием интернетресурсов.
Источник