Меню

Закаливание как фактор формирующий здоровье

Проект «Закаливающие процедуры как фактор формирования культуры здорового образа жизни»

Данная работа является актуальной, так как знание способов закаливания реально могут помочь в оздоровлении общества, они не требуют больших материальных затрат, а современные школьники , к сожалению, оказались слабо информированы в этом вопросе

Скачать:

Вложение Размер
issled_tekst.doc 177.5 КБ
galtimenov_i.rar 2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Здоровье человека – это главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять смолоду. В нашем классе мы проводим часы общения по здоровому образу жизни, участвовали в Республиканском конкурсе рефератов. Приближается зима, самое время подумать об укреплении своего здоровья. Мы же считаем, что сохранить здоровье можно только в том случае, если знать, что это такое и как это сделать . Из результатов анкетирования мы увидели, что учащиеся имеют некоторые представления о закаливании, но полной информацией не владеют. Именно поэтому мы решили провести исследование «Закаливающие процедуры как фактор формирования культуры здорового образа жизни»

По данным Минздрава, только 5% выпускников школ сегодня являются практически здоровыми, 50% имеют отклонения, свыше 70%страдают различными нервно-психическими расстройствами. Нас очень волнует здоровье школьников, стремительное его падение от класса к классу. «Больное поколение не имеет ни здорового тела, ни здорового духа…»,- таковы оценки последних лет.

Цель исследования: собрать фактический материал по теме, выявить факторы, влияющие на формирование культуры здорового образа жизни, дать практические советы по закаливанию своим сверстникам.

1. Изучить литературу

2. Разработать анкеты для проведения социологических опросов

3. Создать творческую группу учащихся для разработки и реализации исследования.

4. Организовать и провести исследование «Закаливающие процедуры как фактор формирования культуры здоровья»

Пропаганда правильного закаливания организма, повысит стремления к здоровому образу жизни .

Данная работа является актуальной, так как знание способов закаливания реально могут помочь в оздоровлении общества, они не требуют больших материальных затрат, а современные школьники, к сожалению, оказались слабо информированы в этом вопросе

1.1 Из истории закаливания
Закаливание как средство повышения защитных сил организма возникло в глубокой древности. Практически во всех культурах разных стран мира закаливание использовалось как профилактическое средство укрепления человеческого духа и тела.
Особое значение закаливанию придавалось на Руси. Здесь оно носило массовый характер. «Русские – крепкий, сильный, выносливый народ, способный легко переносить и стужу, и жару. Вообще в России люди здоровые, доживающие до глубокой старости и редко болеющие», — писал секретарь гольштейнского посольства в Москве Адам Олеарий.
Издавна славянские народы Древней Руси использовали для укрепления здоровья баню с последующим растиранием снегом или купанием в реке или озере в любое время года. Баня выполняла лечебную и оздоровительную функции. Особое внимание закаливанию уделялось в русской армии, где для «крепости и здравия тела» также широко использовалась русская баня.
Русским врачам, писателям, деятелям науки принадлежит ведущая роль в разработке методики закаливания и её научное обоснование

Закаливание это тренировка всего организма, и, прежде всего терморегуляционного аппарата.

Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. И чем раньше оно начато, тем здоровее и устойчивее будет организм.

Проведение закаливающих процедур ведет к повышению общего жизненного тонуса и выносливости ко всем неблагоприятным воздействиям среды.

Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, меньше простужаются, у них повышается устойчивость к инфекционным заболеваниям, усиливаются иммунные реакции.

При закаливании в первую очередь следует помнить, что каждая закаливающая процедура должна доставлять радость и удовольствие.

Эффектность закаливания достигается соблюдением ряда принципов.

1.2. Основные принципы закаливания

· систематичность,
· постепенность,
· учёт индивидуальных особенностей,
· разнообразие средств и форм,
· активный режим,
· сочетание общих и местных процедур,
· самоконтроль.

Принцип систематичности требует ежедневного выполнения процедур. Длительные перерывы в закаливании ведут к ослаблению или полной утрате приобретённых защитных реакций.

Постепенное и последовательное увеличение дозировки процедур — обязательное условие правильного закаливания. При выборе дозировки и форм проведения закаливающих процедур необходимо учитывать индивидуальные особенности организма.

Разнообразие средств и форм процедур обеспечивает всестороннее закаливание. Это вызвано тем, что устойчивость организма повышается только к тому раздражителю, действию которого он многократно подвергался. Так, повторное действие холода вызывает повышение устойчивости только к холоду, повторное действие тепла, наоборот, — только к теплу.

Эффективность закаливания увеличивается, если его сочетать с физическими упражнениями и занятиями такими видами спорта, как плавание, лыжный и конькобежный спорт, лёгкая атлетика.

Закаливающие процедуры разделяют на общие, когда воздействию подвергается вся поверхность тела, и местные, направленные на закаливание отдельных участков тела. Местные процедуры оказывают менее сильное действие, чем общие. Но добиться полезного эффекта можно и при местном закаливании, если умело подвергать воздействию температурных факторов наиболее чувствительные к охлаждению участки тела — ступни, горло, шею. Сочетание общих и местных закаливающих процедур в значительной степени повышает устойчивость организма к неблагоприятным внешним факторам. Показателями правильного проведения закаливания и его положительных результатов являются: крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности и др. Появление бессонницы, раздражительности, снижение аппетита, падение работоспособности указывают на неправильное проведение закаливания. В этих случаях необходимо изменить форму и дозировку процедур и обратиться к врачу.

Известное изречение «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». Разумное, рациональное использование этих естественных сил природы приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным фактором внешней среды.

1.3. Формы закаливания

Закаливание воздухом – одна из эффективных форм, которые необходимо использовать ежедневно. Пребывание на открытом воздухе улучшает обеспечение тканей кислородом, если одеваться в соответствии с температурой окружающего воздуха, без чрезмерного кутания. Ежедневно рекомендуется быть на свежем воздухе не менее часа для взрослого человека и 2-3 часа для детей. К этому нужно добавить ещё постоянное проветривание жилого помещения, сон при открытой форточке или окне. Закаливание воздухом (воздушные ванны) полагается проводить в обнажённом виде при температуре 15-20˚C в защищённом от ветра месте в начале в течение 15-20 минут. Постепенно время пребывания на воздухе рекомендуется увеличивать на 10-15 минут. Максимальная длительность 1,5-2 часа. Холодные воздушные ванны (5-4˚C) можно принимать только уже закалённым людям и в течение не более 15 мин. Эффект закаливания воздухом можно усилить, сочетая пребывание на воздухе с простейшими гимнастическими упражнениями и солнцем.

Закаливание водой – одно из наиболее действенных средств закаливания холодом. Вода активно тренирует терморегуляторные механизмы организма. При закаливании водой усиливается обмен веществ, активизируется деятельность нервной и сердечно- сосудистой системы, повышается эластичность сосудов. Лучшее время для закаливания водой утро или день. Различают три формы закаливания водой – обтирание, обливание (душ) и купание. Обтирание применяется как первоначальная процедура. Выполняется выжатым полотенцем, губкой или ладонью вначале при температуре 32-34˚C. Следует последовательно приучить все части тела к этой процедуре – руки, верхнюю часть тела, ноги. Через каждые 4-5 дней температура воды снижается на несколько градусов и доводится до 12-16˚C. Обтирание выполняется по направлению от периферии к центру по ходу венозной крови и лимфы. Следующий этап закаливания – обливание. Первоначальная температура воды не менее 30˚C, постепенно её понижают до 12-15˚C. Длительность обливания прохладной водой не более 3-х минут. Обливание ребёнка в начале выполняют в течении не более 20-30 секунд, не намачивая голову. Когда организм привык к обливанию, можно пользоваться душем. При этом происходит заметное механическое воздействие воды на кожу, вызывает более активную реакцию организма. Сильнодействующий закаливающей процедурой является контрастный душ. В начале разница температур не должна превышать 5-8˚C, затем она становится максимально большой (горячая вода не более 42˚C). Эффектным способом закаливания считается купание в открытом водоёме. Купание рекомендуется начинать при температуре воздуха и воды не менее 18-20˚C, для детей 24-26˚C. Первое время следует купаться не более I раза в день, затем 2-3 раза. Интервал между купаниями 1-3 часа. Для детей до 5 лет длительность купания не должна превышать 5-8 минут.

Закаливание солнцем благотворно влияет на организм человека, но следует помнить, что это сильнодействующее средство, которым нельзя злоупотреблять. Постепенное привыкание к солнцу и разумная дозировка солнечной энергии укрепят организм и повысят его жизнедеятельность. Целесообразно начинать закаливание солнцем с первых тёплых дней и продолжать его на протяжении всего лета. Если приём солнечных ванн начинается с запозданием — с середины лета, то их продолжительность следует увеличивать особенно осторожно. Солнечные ванны лучше принимать утром, когда земля и воздух менее нагреты и жара переносится легче. Продолжительность солнечных ванн постепенно возрастать от 5 минут ( при удлинении ее на 1 – 2 минуты ежедневно) до 30 – 40 минут. Во время солнечной ванны на голову нужно надеть белую косынку или панамку. После солнечной ванны необходимо немного отдохнуть в тени и затем принять водную процедуру. Следует помнить, что излишнее пребывание на солнце, перегревание, приносит огромный вред организму: могут появиться ожоги, головная боль, озноб, может повыситься температура, затем наступить резкое утомление и вялость. Если находиться на солнце с непокрытой головой, то может быть и солнечный удар. При злоупотреблении солнечными ваннами обостряются некоторые болезни. Вот почему неразумная погоня только за загаром может привести к тяжелым результатам. Недисциплинированность при приеме солнечных ванн вместо пользы приносит вред. Солнечные ванны, являются сезонным закаливающим фактором.

Очень полезно хотя бы раз в день, а лучше дважды, утром и вечером, пройтись, пробежаться босиком по земле. И летом, и зимой, и в межсезонье, в любую погоду — круглый год.

Что это дает? Во-первых, собственно закаливание. Прежде всего, возрастает сопротивляемость к простудным болезням, так как стопы рефлекторно связаны с нашими шестью гландами. Охлаждая стопы, мы тем самым закаляем горло. А ведь гланды — это иммунный щит, стоящий на пути многих болезней. Во-вторых, оживление внутренних органов. Ведь зоны стоп не только рефлекторно, но и энергетически связаны со всеми системами нашего организма.

Летом можно гулять, сколько хочется. Зимой для начала лучше только наступить на снег и тут же вернуться. Затем очень постепенно увеличивать время, руководствуясь своими ощущениями. К концу первой зимы желательно довести его до 2-5 минут. При сильном морозе лучше ходить или бегать, так как если стоять на месте, поначалу можно обморозиться. По возвращении ноги моют только холодной водой. Невозможно описать ощущения оживления, обновления, особенно сильные в первые месяцы занятий.

Глава 2Опрос и анкетирование участников исследования

Выбранная тема исследования – неслучайна. В МОУ СОШ № 6 сложилась прекрасная традиция принимать участие в различных мероприятиях посвященных ЗОЖ. «Участвуя в исследовании, мы поняли, что если что-то сделать самому для общего дела, то есть надежда на то, что всё изменится в нашей жизни к лучшему»

Идея провести в школе КТД пришла ребятам еще в прошлом учебном году. Участники проекта умело и грамотно спланировали работу, подобрали материалы. В помощь участникам проекта, подключились родители. Мы провели по анкетам социологическое исследование (См Приложение). Анализ анкет по вопросу отношение к своему здоровью показывает низкий уровень здорового образа жизни. Более того, зная, что надо заниматься физическими упражнениями, что питаться надо правильно, что надо закаляться, соблюдать режим дня и воздерживаться от вредных привычек большинство участвующих в анкетировании не делают этого в системе, они не настроены в жизни на сохранение и укрепление здоровья. Поэтому задуманный нами проект как коллективно творческое дело «Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья» был как никогда уместен.

Были приглашены: учащиеся 1 класса, преподаватель физической культуры, медицинский работник школы, заместитель директора по ВР, заместитель директора по научно-методической работе и апробировали наш труд на первоклассниках

По итогам работы было проведено анкетирование участников по поводу их отношения к организации и презентации проекта:

Такой перечень вопросов:

  1. Чему лично вы научились в процессе разработки проекта?
  2. Чему научится весь коллектив в процессе разработки проекта?
  3. Какие умения вы приобрели или развили, работая по проекту?

По итогам проекта было проведено анкетирование с целью определения значимости и нужности таких проектов.

«Такие мероприятия нужны. Нам хотелось бы, чтоб они проводились как можно чаще!

«На наш взгляд такие мероприятия нужны и важны. Дети должны быть здоровыми!

«Нам очень понравилось мероприятие, нам кажется, что такие мероприятия нужны в школе т.к. они очень полезные и интересные.

Проведенное исследование убедительно свидетельствуют, что состояние здоровья человека во многом обусловлено его собственным отношением к нему. Анализ анкет показал отсут ствие целенаправленного воспитания у детей культуры здоровья, как в семье, так и в образовательных учреждениях.

  1. Обыкновенные прогулки могут вернуть силы, потраченные на многочасовое сиденье за компьютером. Солнце – важный источник радости, бодрости и хорошего настроения. Вода окружает нас повсюду. Человек не может жить без воды. Занятие физкультурой на уроках в школе, в спортивных секциях – помогут быть в хорошей спортивной форме .
  2. И если каждый из нас будет вести здоровый образ жизни с самого детства, то мы будем здоровы и будем отлично себя чувствовать всю жизнь.

Большая энциклопедия «Мать и дитя» — Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2007г.

Большая энциклопедия народной медицины – Москва: Издательство Эксмо, 2007г.

Н. Б. Коростелёв «Воспитание здорового школьника» Москва, «Просвещение», 1996г.

Н. Б. Коростелёв «От А до Я» Москва, Медицина, 1997г.

И. Д. Зверев «Книга для чтения по анатомии, физиологии гигиены человека» Москва, «Просвещение», 1997г.

«Всё обо всём. Организм человека» Перевод с итальянского под ред. Н. С. Кочарова «Издательство Астрель», 2002г.

Большая книга интересных фактов, редактор-составитель Н. Н. Малофеева, Москва, «Росмен-Пресс»,2006г.

Источник

Читайте также:  Вред летнего времени для здоровья
Adblock
detector