Словесные и дидактические игры «Здоровье и здоровый образ жизни»
Ирина Черепанова
Словесные и дидактические игры «Здоровье и здоровый образ жизни»
Словесные и дидактические игры
по формированию здорового образа жизни
детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра «Здоровый малыш»
Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным,
бережным отношением к своему здоровью.
Правила игры.
Ведущий раздает большие карточки детям и показывает маленькие
карточки. Тот, у кого подходит эта карточка объясняет «хорошо это или плохо».
Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свою большую карточку.
Дидактическая игра «Одень ребят на прогулку».
Задачи: формировать умение различать предметы одежды в зависимости от времени года; развивать мелкую моторику рук. Развивать грамматически правильную речь.
Материал: фигурки мальчика и девочки из картона, бумажная одежда.
Описание: Вариант 1. Ведущий задаёт время года, а игроки одевают фигурки детей в соответствующею одежду. Ведущий проверяет правильность выполнения задания, в случаи ошибок исправляет их, объясняя свои действия.
Вариант 2. Дети сами, между собой, договариваются – в одежду какого сезона будут одевать фигурки. После выполнения задания объясняют свой выбор одежды.
Дидактическая игра «Что сначала — что потом (режим дня)»
Задачи: закреплять представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья. Формировать умение связно, последовательно объяснять свои действия.
Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определенного периода суток.
Описание: предложить ребёнку разложить картинки в правильной последовательности, объяснить свой выбор.
Дидактическая игра «Лабиринты здоровья».
Задачи: закреплять знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Учить детей видеть границы рисунка (в данном случае дорожки, вести линии не отрывая пальца от картинки; развивать мышление, логику, глазомер, усидчивость, волю; приучать охватывать всю картинку целиком, мысленно строить маршрут «путешествия».
Материал: карточки с изображением лабиринтов.
Описание: перед ребёнком ставится задача: найти дорогу от предмета личной гигиены до части тела, для которой он предназначен. Объяснить, как и для чего используется данный предмет.
Дидактическая игра «Вредно – полезно».
Задачи: формировать представления о мерах профилактики и охраны здоровья. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, грамматически правильную речь.
Материал: парные карточки противоположные по значению к здоровью, фишки-картинки с изображением действий вредных или полезных в той или иной ситуации.
Описание: Вариант 1. Ребёнку предлагается рассмотреть картинки,и определить: на каких из них изображены действия, вредящие здоровью человека, а на каких наоборот являющиеся полезными.
Вариант 2. Ребёнку предлагаются парные карточки противоположные по значению к здоровью. Ему необходимо заполнить пустые окошки на них фишками-картинками, соответствующими условиям заданной ситуации.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Задачи: закреплять знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Развивать тактильные ощущения, словесно-логическое мышление, память, грамматически правильную речь.
Материал: мешок, расчёска, зубная щётка и паста, мыло, шампунь, мочалка, носовой платок, полотенце, ножницы.
Описание: дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены и рассказывают, для чего они предназначены, и как ими пользоваться.
Дидактическая игра «Правила гигиены».
С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать,что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.
Дидактическая игра «Полезная и вредная еда».
Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.
Оборудование: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).
Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.
Дидактическая игра «Азбука здоровья»
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.
Дидактическая игра «Узнай и назови овощи»
Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя
Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт, а дети должны назвать этот овощ (фрукт).
Дидактическая игра «Назови правильно»
Цель: уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах, закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое
Материал: картинки с изображением овощей, фруктов
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку выбрать картинку с овощем, фруктом и описать его.
— У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие
вопросы: какой формы? Какого
цвета? Какой на вкус?
Дидактическая игра «Ты – моя частичка»
Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.
Ход игры: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.
Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т. д.)
Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши)
Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот.)
Дидактическая игра «Если кто-то заболел»
Цель: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «103», поупражнять в вызове врача
Ход игры: Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.
Детям предлагается вызвать врача на дом.Сначала набираем номер телефона и называем по порядку:
фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы
Словесная игра «Если сделаю так»
Цели: обратить внимание детей на то,что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; развивать речь, умение высказывать свои мысли; о воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.
Оборудование:набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.
Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасностсть, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.
Дидактическая игра «Скорая помощь»
Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.
Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка). Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.
Дидактическая игра «Чистоплотные дети»
Задачи: Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Ход игры: Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том,что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).
Затем воспитательница говорит: «Руки». Дети, которых она вызывает,отвечают: «Мыло, щетка, полотенце». Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы» (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло, «купание» (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).
Вариант.Воспитательница задает вопрос: «Что нам нужно, когда мы утром встаем?» Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок).
Дидактическая игра «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»
Цель: Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах. Ребята, помочь сохранить здоровье и заболеть можно с помощью витаминов. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. Очень много витаминов содержится в ягодах, фруктах и овощах. Назовите, какие вы знаете фрукты? Овощи? Ягоды?
Требования к проведению дидактических игр по формированию знаний о ЗОЖ у детей старшей группы ВалеологияПознакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать речь, внимание, память. Подбери.
Презентация «Личная гигиена» Мультимедийность «Личная гигиена» Актуальность: проблема здоровья и его сохранение в современном обществе стоит более чем остро. * Не смотря.
Источник
Интеллектуальная игра клуба знатоков «Здоровым быть — здорово жить».
Интеллектуальная игра клуба знатоков «Здоровым быть – здорово жить!» Составитель учитель начальных классов Гайшина С.Н. Форма мероприятия : интеллектуальная игра. Цель: в игровой форме провести пропаганду здорового образа жизни с целью повышения эффективности профилактической работы с детьми 10-11 лет. — повторение и закрепление знаний о здоровье человека и способах его укрепления, о гигиене здоровья, о правильном питании, об основах безопасности жизнедеятельности; — формирование представления о здоровом образе жизни; — развитие у детей потребности в активной деятельности, способствующей сохранению и укреплению здоровья; — развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, расширение кругозора; — воспитание нравственного отношения к природе; — воспитание дружелюбия и товарищества. Ожидаемый результат : повышение уровня информированности обучающихся о здоровом образе жизни, организация совместной досуговой деятельности родителей и детей. Время проведения мероприятия: 50 минут. выставка рисунков детей по теме мероприятия, плакат с высказываниями о ЗОЖ, выставка книг «Всё о нашем здоровье», магнитная доска, магнитные буквы, полоски двух цветов с вопросами – 8 шт., фишки, коробочки для фишек – 2 шт., кроссворд «Зелёная аптека», конверты с пословицами – 2 шт., мячи – 2 шт., индивидуальные сигнальные кружки красные и зелёные, ободки из бумаги на голову игрокам с названием команды, рисунки эмблем команд -2 шт., маски лисы и медведя, белые халаты, аптечка (йод , бинт, пластырь), вода для промывания ранки, Вед. (Учитель): Самое ценное у человека – это жизнь, а самое ценное в жизни – это здоровье. Здоровье – это жизнь с её радостями и тревогами, творческим взлётом, это фундамент счастья. Неслучайно народная мудрость гласит: «Здоровым быть — здорово жить!» В рамках программы по ЗОЖ мы получаем знания, а сегодня у нас есть возможность показать свои знания, применяя их на практике. В нашем клубе знатоков соревнуются сегодня 2 команды. Они готовились заранее, получили задание и сегодня мы увидим не только, какие они эрудированные, но какие сплочённые, дружные, организованные. Игра проводится по следующим областям знаний: Человек и его здоровье. Природа и человек. В каждой области знаний – свои задания, которые будут оцениваться фишками за правильный ответ. В конце мы подведём итоги, определим лучшую команду знатоков. Итак, мы начинаем игру. Приветствие команд. (Команды выходят и представляют себя, показывают эмблему команды, которую придумали и нарисовали заранее). Мы почти уже спортсмены, Каждый день свой непременно Начинаем с физзарядки Не играем с дрёмой в прятки. Крепыши все знают, братцы, Как полезно закаляться, Кончим кашлять и чихать Станем душ мы принимать. ( Команды садятся за два столика. Ставят на стол эмблему своей команды. На столе – коробочка для фишек, которые игроки будут получать и складывать в общую копилку своей команды за правильный ответ). Вед.: Первая область знаний , в которой вы должны показать свои знания –это…(Читают хором : «Человек и его здоровье»). Начнём с интеллектуальной разминки «В гостях у Загадайкина». Команды по очереди получают вопросы . Капитаны получают мячи. Тот, кому капитан передаёт мяч, отвечает. За правильный ответ отвечающий получает фишку и приносит очко своей команде. Если никто из команды не может дать ответ, право ответа переходит к другой команде. Брат с братом через дорожку живут, а друг друга не видят. (Глаза). Всегда он в работе, когда говорим, а отдыхает, когда мы молчим. (Язык). Между двух светил я в середине один. (Нос). Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы). Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, глаза, уши). Двое идут, двое несут, третий говорит. (Ноги, руки, рот). Вед.: Что такое здоровье? На этот вопрос нам предстоит сегодня ответить. А поможет нам в этом На магнитной доске – буквы. Игроки выходят, по «цепочке» берут 1 букву, поднимают вверх и называют как можно больше слов за 1 минуту на тему «Здоровье, ЗОЖ» , которые начинаются на эту букву. За правильный ответ — фишка. 3)Игра – тест «Народная мудрость». Вед.: Команды садятся, получают по конверту. В конвертах – незаконченные пословицы и варианты ответов. Задание: найти правильный вариант ответа, прочитать и объяснить пословицу. 1.Здоровый человек – ( богатый, бедный, умный) человек. 2.Болен – лечись, а здоров – ( берегись, закаляйся, умывайся). 1.(Физкультура, чистота, старание ) – залог здоровья. 2.В здоровом теле – здоровый ( ум, нос, дух) . Домашнее задание: найти и запомнить пословицы о здоровье. Кто больше? 4) Следующая игра первой области знаний «Вопрос-ответ». Вед.: Я даю мяч игроку и задаю вопрос. Он отвечает и передаёт мяч следующему. Ответ давать быстро – одним словом. За правильный ответ игрок получает фишку. Вопросы команде «Силачи»: Какой орган человека называют «мотором»? (Сердце) Напиток белого цвета, полезный для детей и для взрослых.(Молоко). Приспособление для измерения температуры тела. (Термометр). Сердце, почки, печень – это…(Органы). Что встречается в теле человека 32 раза, а чистят два раза в день? (Зубы). Чего боятся уши? (Шума). Какая нота в большом количестве вредна для человека и её кладут в суп? (Соль). Вопросы команде «Крепыши»: 1.Их у человека 20 и нужно всегда держать в чистоте. (Пальцы). 2.Орган зрения. (глаза). 3. Сколько раз в день нужно чистить зубы? (2) 4. Какой орган человека называют командным пунктом? (Мозг). 5.Он должен быть спокойным и крепким, его можно увидеть с закрытыми глазами. (Сон). 6. Что родится без костей? (Язык). 7. Что полезнее: яблоки или фрукты? (Фрукты). Вопросы командам (поочерёдно): Назовите факторы, которые укрепляют наше здоровье. (Солнце, воздух, вода, соблюдение режима дня, физические упражнения, правильное питание, соблюдение правил личной гигиены). Назовите факторы, которые разрушают здоровье человека. (Нарушение режима дня, правил личной гигиены, нерациональное питание, низкая физическая нагрузка, стрессы, алкоголь, никотин, наркотики). 1.Едят ли люди железо? ( Да. Это минеральное вещество, которое находится в яблоках, изюме, салате, гречке, мясе, рыбе). 2.Как надо читать, чтобы не навредить здоровью? ( Только сидя. Книга во время чтения должна находиться от глаз на расстоянии 25 – 30см. Свет должен падать слева. Нельзя читать лёжа, сидя в движущемся транспорте, читать при плохом освещении). 1.Какой газ необходим человеку для дыхания? (Кислород). 2. Какой газ выдыхает человек? (Углекислый газ). 1. Назовите органы дыхания человека. (Носовая полость, трахея, бронхи, лёгкие). 2. Назовите основные системы организма человека. (Кровеносная, нервная, дыхательная, пищеварительная). 5). Вед.: Спортивный конкурс пройдёт под девизом: «О здоровье не забудь и внимательнее будь!» Встали, разомкнулись на вытянутые руки. Я буду называть животных, а вы должны показать, как они двигаются. «Зайчик» — руки на пояс, присели, попрыгали; «кошка» — выгнули спину, потянулись; «сова» — стоим ровно, руки прижаты к бокам, поворот головы влево — вправо; «мишка» — ноги расставили шире, руки – на пояс, потопали ; «лошадка» — руки вперёд, пружинистые движения ногами. 6) Вед.: Игра «Тайны вкуса». Каждый игрок берёт в руки красный и зелёный круг. Если еда, о которой будем говорить полезная , здоровая – «зажигаете» зелёный свет; если полезная, но в небольшом количестве – красный; вредная — встать. Сырые овощи, фрукты (З); бутерброд с небольшим количеством жирной ветчины (к); зелёный салат с майонезом (к); чёрный хлеб (з); йогурт, сыр, творог, сливки (к); каши (з); натуральные соки (з); орехи, семечки (к); большой кусок торта (в); вкусная копчёная или солёная рыба (в); крепкий чай, кофе (в); жареное мясо (в). Вед.: Стой, дружок, остановись! От пищи жирной воздержись. Ты запомни навсегда Это вредная еда! Пищей сладкой, шоколадной Ты не увлекайся. Только овощи и фрукты – Вот полезные продукты. 7) Вед.: Интеллектуальная лестница для самых смелых, сообразительных, находчивых. (По 1 игроку от команды). За правильный ответ – фишка. На магнитной доске – 2 лестницы разных цветов из полосок бумаги , на которых – вопросы. Записи не видны игрокам. Каждому надо пройти 4 ступеньки, начиная с нижней (берут билет, отвечают на вопрос поочерёдно). 1. В какое время суток надо делать зарядку? (Утром). 2.Главные силачи человека – это …(Мышцы). 1.Назови вредные привычки. 2. Назови правила сохранения осанки.( Сиди прямо, не сутулься при ходьбе, занимайся физкультурой, не поднимай тяжести). 1.Что такое активный отдых? (Отдых в движении на свежем воздухе ). 2. Почему важно дышать через нос, а не через рот? (В носу воздух согревается и очищается). 1. Каких «невидимок» мы удаляем, когда моем руки? (Микробов). 2. Назови правила ухода за кожей. (Умываться с мылом, 1 раз в неделю – с мочалкой, обрабатывать раны, одежда должна быть чистой, одеваться по погоде, не перегреваться, не переохлаждаться). Вед.: Источником духовной и физической силы человека считают природу. Следующая область знаний «Природа и человек». Живая природа и неживая природа всегда рядом с человеком. Природа может помогать и вредить здоровью, а как мы сейчас узнаем. Игра «Передай мяч». (За правильный ответ – фишка). Вопросы команде «Силачи»: 1.Из каких растений получают сахар? (Сахарная свёкла, сахарный тростник). 2. Животное, обитающее в воде, используемое в лечебных целях. (Пиявки). 3.Для нормального функционирования человеку необходимо 2 литра этого вещества. (Вода). 4.Отец медицины Гиппократ называл этот необходимый компонент «Пастбищем жизни». (Воздух). 5.Укусы каких насекомых полезны при лечении больных? Вопросы команде «Крепыши»: 1.Сок какого ядовитого растения применяют при выведении бородавок? (Чистотел). 2.Бескрылое насекомое иногда живущее на человеке, не соблюдающем правила личной гигиены. (Вши). 3.Такая вода по своему составу представляет собой комплекс солей, макро и микроэлементов. Её ещё называют «живой» водой. (Минеральная вода). 4.Как называют чай, в состав которого входят натуральные компоненты, экстракты плодов и растений. (Фиточай). 5. Какую пользу человеку приносят деревья? (Очищают воздух). Вед.: А знаете ли вы, что ещё в 18 веке в России существовали аптекарские огороды, на которых выращивали лекарственные растения? Следующая область знаний «Зелёная аптека ». Игра «Всезнайки» . Заполним кроссворд. Вспомним и запомним лекарственные растения. Какой овощ на 95 процентов состоит из воды, его соком протирают лицо для удаления угрей и пигментных пятен?(Огурец). Самая крупная ягода в растительном мире, самое лучшее мочегонное средство. (Арбуз). Без какого растения путешественники не обходились в дороге при лечении ран? (Подорожник). Какое хвойное дерево называют «деревом здоровья»? (Сосна). Цветки этого растения используют при простуде. (Липа). Листья какого растения используют в пищу, а так же для остановки кровотечения? (Крапива). Этот плод растёт на колючих кустах с прекрасными цветами и славится большим запасом витамина С.(Шиповник). Этот овощ при простуде помогает, от семи недуг спасает, слёзы вызывает. (Лук). Сок этого дерева – лучшее мочегонное средство, из почек делают лекарство, ветки заготавливают летом, сушат, используют в бане для укрепления нервной системы. Вопрос болельщикам: какие ещё лекарственные растения знаете? 10.Эта ягода растёт на болоте. Морс из неёготовят при простудных заболеваниях. (Клюква). 11.Трава, используемая для полоскания рта, её добавляют для аромата в чай, в жевательную резинку. (Мята). 13. Лечение травами называют…( Фитотерапия). Вед.: Следующая область знаний «Служба спасения». К нам в гости пришли сказочные персонажи от каждой команды. Они приготовили задания соперникам. Медведь: Ой! Ой! Эти горе – туристы оставили после своего ухода на стоянке в лесу консервные банки, а я исцарапал о них свою мордочку, ведь вкусно –то пахло! Ой! Кровь течёт, помогите! Вед.: Садись, Мишенька, «Крепыши» тебе помогут. Лиса: Я бежала за Мишкой и не заметила, что туристы угли в костре не затушили, наступила на угольки и обожгла свою лапку. Теперь болит! Вед.: И тебе, Лисичка, поможем. «Силачи» тебя вылечат. (Выходят дети в белых халатах из каждой команды. Практическая работа по оказанию первой помощи). Вед.: Какие заповеди нарушили туристы? Подведение итогов. (Представители от родителей подсчитывают фишки команд. В это время учитель знакомит детей с выставкой книг «Всё о нашем здоровье»). Вед. : Команды попрошу выйти. Задание было подготовить стихи о том, что нужно делать, чтобы сохранить своё здоровье.(Дети читают по четверостишию). Дорогие друзья, дружными аплодисментами поблагодарим наших знатоков. Конечно же вы понимаете, что каждый человек несёт личную ответственность за своё здоровье. Наши игроки знают, как сберечь своё здоровье. (Итоги оглашаются, награды – медали игрокам). Источник ➤ Adblockdetector |