Меню

Задачи учителя обж по формированию зож школьников

Формирование здорового образа жизни обучающихся как важный сегмент педагогической деятельности преподавателя-организатора ОБЖ
материал по обж по теме

Опыт работы по организации и проведению уроков ОБЖ по разделу формирования ЗОЖ, уроков здоровья;

по реализации образовательных программ по профилактике социально-значимых заболеваний (СЗЗ);

по проведению внеклассных мероприятий (праздники, недели, месячники здоровья).

Скачать:

Вложение Размер
doklad_obzh.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни обучающихся

как важный сегмент педагогической деятельности

Работа преподавателя-организатора ОБЖ по сохранению и укреплению здоровья учащихся осуществляется в МОУ «Вейделевская СОШ» следующим направлениям:

1.Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), культуры здоровья, гигиеническое образование и воспитание учащихся.

2.Создание здоровьесберегающей образовательной среды.

3.Организация оздоровительной работы.

1. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ.

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), культуры здоровья, гигиенического образования и воспитания учащихся в школе включает:

— организацию и проведение уроков ОБЖ по разделу формирования ЗОЖ, уроков здоровья;

— реализацию образовательных программ по профилактике социально-значимых заболеваний (СЗЗ);

— проведение внеклассных мероприятий (праздники, недели, месячники здоровья).

Содержание уроков формирует мотивацию и обеспечивает необходимую информацию для выработки навыков поведения.

В этом случае можно привести такой пример:

— Беседа о гигиене полости рта, гигиене тела должна показать, что «свежее дыхание облегчает понимание», элементарные гигиенические процедуры дают возможность человеку быть уверенным в себе, способствуют уравновешенности, облегчают общение, помогают добиться успеха и дать необходимые знания для формирования навыков.

— Беседы о рациональном питании демонстрируют влияние питания на фигуру, чистоту кожи, настроение, работоспособность.

Формы изложения материала – преимущественно активные:

— Ролевые и ситуационные игры. Например, «Я заболел гриппом», «Пассивный курильщик», «Молодые родители».

2. СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Образовательная среда подразумевает не только условия обучения (выполнение требований к размещению и планировке земельного участка, здания, помещений, световому и воздушно-тепловому режиму), но и организацию учебного процесса.

Работа преподавателя-организатора курса ОБЖ по созданию здоровьесберегающей образовательной среды включает:

— приведение содержания обучения в соответствие с возрастными психо-физиологическими возможностями и потребностями детей, а также с программами по другим предметам;

— организацию учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий (ЗСТ), обеспечивающих профилактику школьного стресса;

— создание благоприятной внешней среды, соблюдение гигиенических требований к условиям обучения.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Цель мониторинговых исследований – обоснование коррекционно-оздоровительных мероприятий.

Оздоровительная работа преподавателя – организатора курса ОБЖ включает:

— непосредственное проведение оздоровительных мероприятий

Для коррекции нарушений здоровья школьников, выявленных в процессе мониторинга, была создана оздоровительная группа для часто болеющих детей, детей с нарушением осанки и зрения в составе летнего дневного лагеря при школе.

Система деятельности преподавателя-организатора курса ОБЖ по сохранению и укреплению здоровья учащихся в школе.

Основными направлениями работы являются:

1. Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), культуры здоровья, гигиеническое образование и воспитание учащихся.

2. Создание здоровьесберегающей

3. Организация оздоровительной работы.

Основные виды деятельности:

Результаты осуществления комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья учащихся в МОУ «Вейделевская СОШ»

Положительная динамика показателей заболеваемости:

Допустимый уровень сформированности качеств здоровой личности старшеклассников

Удовлетворительный уровень медико-гигиенических знаний учащихся

Положительная динамика здоровьесберегающего поведения учащихся (рационализация режима дня, питания и т.д.)

Важным слагаемым здоровьесберегающих технологий является формирование здорового образа жизни подрастающего поколения. Эта серьезная работа, как правило, осуществляется учителями на уроках физической культуры и ОБЖ.

На организм ребенка воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают крайне отрицательное воздействие. К ним, прежде всего, стоит отнести: нарушение гигиенических требований режима дня, режима питания, учебного процесса; недостатки калорийности питания, неблагоприятные экологические факторы, вредные привычки, неблагополучная наследственность, низкий уровень медицинского обеспечения.

Одним из наиболее эффективных способов противодействия этим факторам является следование правилам здорового образа жизни. Учёные определили, что состояние здоровья человека больше всего — на 50% зависит от образа жизни, а остальные 50% приходятся на экологию, наследственность, медицину. В свою очередь, в ЗОЖ основная роль отводится правильно организованной двигательной активности, которая составляет около 30% из пятидесяти. Однако, в определении стратегии и тактики решения задач оздоровительно направленности необходимо со всей отчетливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья возможно только в том случае, когда человек наряду с правильно организованной двигательной активностью будет систематически выполнять и другие заповеди сохранения здоровья: правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать. Соблюдение этих или подробных принципов и правил имел в виду еще в 20-е годы Нарком здравоохранения Н. А. Семашко, когда утверждал, что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. Для этого он должен: хотеть это делать, знать, как правильно это делать, умело реализовывать свои потребности и знания в своей практической деятельности в процессе самосовершенствования. Этому и должна способствовать вся система здоровьесберегающей технологии.

Здоровый образ жизни — это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

Стиль ЗОЖ обусловлен личностно-мотивационными особенностями, возможностями и склонностями человека. Он предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья, в которой можно выделить следующие основные компоненты:

— осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности;

— целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;

— использование естественных природных факторов в укреплении здоровья и цивилизованное отношение к природе;

— активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение;

— деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.

На своих уроках ОБЖ по формированию здорового образа жизни чаще всего я использую такие формы работы, которые являются результативными и одновременно интересными для детей:

— Просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением;

— Проведение тренингов, ролевых игр, ток-шоу и т.п.;

— Выполнение творческих заданий (напиши эссе , сочинение, придумай сказку на новый лад, нарисуй плакат, сочини правдивую рекламу, составь информ-дайджест и др.);

— Проведение социологических опросов, анкетирование , тестирование, выполнение практической работы.

Одной из самых эффективных форм работы является организация проектной деятельности учащихся.

Проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей:

1. По доминирующей направленности деятельности участников:

— исследовательский «Азбука дорожного движения»

— информационно-просветительский / «Похититель рассудка», «Табачный туман обмана»/;

Источник

Формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ
статья по теме

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новотроицкая основная общеобразовательная школа»

«Формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»

Бендерская Наталья Ивановна

2014г.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья — это уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами. Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье — важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.

Таким образом, понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Образ жизни — тип жизнедеятельности людей обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.Уровень жизни — это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория). Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитете) и личностными наклонностями (образ).

Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье — самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Цель уроков обучения учащихся здоровому образу жизни — формирование в детях социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие.
Организация уроков по формированию здорового образа жизни предполагает решение следующих задач:
— формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
— выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
— закрепление гигиенических навыков и привычек;
— приобщение к разумной физической активности;
— обучение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения. Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье — это общественное здоровье через 10 — 30 лет.

Наибольший эффект в формировании здорового образа жизни учащихся обеспечивается многообразием видов работ, средств и методов, используемых во время проведения уроков. Разнообразие форм работы делает процесс обучения более творческим и позволяет добиться того, чтобы полученные учащимися знания прочно вошли в их повседневную жизнь. Поэтому на своих уроках ОБЖ по формированию здорового образа жизни чаще всего я использую такие формы работы, которые являются результативными и одновременно интересными для детей:
— Просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением;
— Выполнение творческих заданий (напиши эссе, сочинение, придумай сказку на новый лад, нарисуй плакат, сочини правдивую рекламу); Проведение социологических опросов, анкетирование.

Требования к современному человеку очень высоки, поэтому понятно желание родителей нагрузить своего ребенка английским языком, занятиями с репетитором, уроками в музыкальной или художественной школе. Однако следует понимать, что возможности ребенка ограничены – в конце дня он не должен чувствовать себя измотанным, истощенным.

Ошибкой многих родителей является желание заполнить все свободное время школьника по своему усмотрению, однако в большинстве случаев такой подход является глубоко ошибочным. Даже взрослый сформированный человек нуждается в отдыхе, причем таком, который приносит ему максимальное удовлетворение – кто-то читает книги, кто-то вяжет или занимается другим рукоделием, кто-то ходит на рыбалку, а кто-то предпочитает просто расслабиться за просмотром художественного фильма. Условия, в которых человек отдыхает и оптимально восстанавливает свои силы, различаются в зависимости от особенностей конкретного человека – и ребенок не является исключением. Скажем больше – школьнику требуется гораздо больше свободного от занятий времени, которое необходимо ему для формирования навыков социализации и выражения своей личности.

Большинство людей, и дети не являются исключением, не способны длительное время работать в режиме критической интенсивности. Порог выносливости индивидуален, и попытки его превышения чреваты развитием нервных срывов и формированием психосоматических заболеваний. Поэтому даже в период подготовки к экзаменам рекомендуется периодически переключать школьника на активный отдых, который не только полезен для здоровья, но и повышает эффективность усвоения информации и облегчает процесс дальнейшего обучения.

Как определить допустимую загруженность школьника? Как правило, в дополнение к основным занятиям в школе вполне достаточно какого-то одного полноценного дела с занятиями 3-4 раза в неделю. При необходимости можно добавить еще одно занятие в неделю (например, дополнительные занятия по одному из предметов), однако при этом обязательно смотрите на самочувствие ребенка.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы 1.Плодотворный труд.

2. Рациональный режим труда и отдыха.

3. Искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики).

4. Рациональное питание человека

5. Влияние окружающей среды на здоровье человека

6. Оптимальный двигательный режим

8. Физическое воспитание

9. Личная гигиена и режим дня

Этапы формирования устойчивых навыков здорового образа жизни:

Первый этап — выработка навыков использования той информации, которую учащийся получает в повседневной жизни. В качестве примера можно привести знания о риске, связанном с табакокурением, личностное осознание ценности хорошего здоровья и т. д. Учитель может проводить на своих уроках групповые дискуссии и беседы. При проведении уроков очень важно принимать во внимание возрастно-психологические особенности ребенка (3,9,10).

Второй этап — изменение отношения к своему здоровью и к вредным привычкам. Здесь очень важно подготовить подростка к принятию правильного решения на основе полученной информации. Он должен решить: являются ли вредные привычки серьезным риском для его здоровья; что он приобретет, отказавшись от вредных привычек (на пример, хорошее здоровье или успехи в спорте и учебе); что он в этом случае потеряет.

Важной частью здорового образа жизни является выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, отстаивать свои взгляды, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения. Поскольку формирование собственного стиля поведения в школьном возрасте во многом базируется на поиске примера для подражания. На этом этапе обучения важно использовать, так называемые, положительные социальные ролевые модели.

Третий этап — принятие решения. Подросток должен самостоятельно сделать выбор в пользу здорового образа жизни. Подросткам нужно научиться правильно, оценивать поступающую информацию. Они должны уметь сознательно сделать выбор в конкретной ситуации, взвесить все «за» и «против». Большую помощь на этом этапе оказывают ролевые игры.

Четвертый этап — подростком принято решение. Здесь очень важна поддержка родителей и учителей. Кроме целенаправленных занятий в школе, должны проводиться общешкольные мероприятия. Так, целесообразны организация конференций, конкурсов классных газет, например, по антитабачной пропаганде и т. п.

УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКЕ ОБЖ

1.Правильное размещение учащихся при посадке.

3.Стремиться к достижению соответствия мебели росту ученика.

4.Введение целесообразного режима учебных занятий учащихся.

5.Строгое регламентирование количества и длительности

ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ в МБОУ «Новотроицкая ООШ»

а) неделя рационального питания;

б) выпуск информационного десанта “Здоровое питание”.

2. Месячник профилактике СПИДа:

а) изготовление листовок “Молодежь” во всемирной борьбе со СПИДом и

б) беседы по материалам прессы «Отношение к ВИЧ – инфицированным».

3. Спортивно – массовая работа совместно с учителями физкультуры и классными

4. Рейды членов родительского комитета по квартирам проблемных детей-

изучение санитарно- гигиенических условий в семье.

План мероприятий на формирование ЗОЖ.

Задачи по формированию ЗОЖ

Мероприятия по формированию ЗОЖ

1.Создание здоровье сберегающей службы

Оказание помощи школе по организации уч.проц.с учетом здоровья и индив. особ. школьн.

2. Диагностика готовности детей в школу

1. Отследить до 2016 г. кол-во дошк. В селе.

2. Работа школы будущего первоклассника.

3. Работа по приему детей в школу

Создание карты уровня работы ребенка, его инд.особ.для компл.подхода в обучении. Создание дневника здоровья.

3.Работа по адаптации в 1-5 кл.

Посещение уроков, работа с семьей, проведение консилиумов.

Выработка рекомендаций для родителей и педагогов по данной проблеме.

4.Диагностика, регулирование, коррекция.

1. Объем учебной нагрузки.

2. Объем дом.задания.

3. Состояние формирования общеучебн.навыков.

4. Уровень воспит.раб.

5. Диагностика уровня воспитанности уч-ся.

Выработка решений по намеч.мероприятиям и их выполнение.

5.Валеологическое просвещение пед.коллектива.

1.Связь с мед.пунктом.

2. Изучение мет.литер.по данной теме.

4. Работа над пр.”Здоровье”.

5. “Круглый стол”. Выработка устойчивости мотивации и потребности в в валеологических занят.учит.

Формирование валеологического мировозрения учителей. Изучение возможности пед.колл.к эксп.раб., созд.творч.гр.для изуч.новых технологий.

6. Апробация здоровье-сберегательных технологий в уч.пр.

1. Блочно-модульное обучение.

2. Интегрированые уроки, метод.разработка инт.ур.

7. Работа над созданием системы полового воспитания уч-ся.

Углубление знаний, формиров.умений и навыков по вопр.личн.гигиены 1-4 кл.

Половое воспитание, этика взаимоотн. 5-9 кл.

Формирование секс.культ., правильн.ориент.уч-ся.

Отсутств.преступлений на сексуальной почве.

8. Работа антинарк.и антиалког.воспит.уч-ся.

ния, тренинг жизн.нав.

Укрепление антиалк.и анти-

нарк.иммунитета, отсутствие преступлений в состояний нарк.и алког.опьянения

9. Проведение собраний для родителей, уч-ся с пригл.в врача, работников милиции.

“Нервность у детей и ее причины”.

“Проблемы формир.личности” и др.

Формиров.у родителей валеолгии мышлен., улучш.микроклимата семьи.

10. Формирование системы спорт.оздоров.работы в школе.

1. Диагностика уровня физ.разв.уч-ся нач.кл.

2. Организация отдыха уч-ся с учетом уровня их здоровья, псих.особенностей и социальных условий.

  • Спорт.секций;
  • Спорт.соревн.;
  • Спорт.праздн.;
  • Конкурсов;
  • Участие в районн.сорев.

Снижение уровня утомляемости. Активизация интереса уч-ся к занятиям спортом. Забота о соц.незащищен.детях.

11. Создание школы обучения здоровью.

  • Мед.наблюдения;
  • Работа с детьми;
  • Консульт.для родителей;
  • Практик.для родит.

Формирование правильного валеолог.мышления и поведения.

Источник

Читайте также:  Как нас убивает зож
Adblock
detector