Школа здоровья для пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС)
Цели школы:
- • получение достоверной информации о заболевании и его факторах риска;
- • повышение ответственности за сохранение своего здоровья;
- • формирование рационального и активного отношения к заболеванию;
- • формирование мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению, выполнению рекомендаций врача;
- • приобретение умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной само- и взаимопомощи при приступах стенокардии и гипертонических кризах;
- • формирование мотивации на здоровый образ жизни с целью снижения влияния изменяемых (поведенческих) факторов риска;
- • профилактика ИБС у слушателей, относящихся к группе риска.
Численность пациентов в группе не более 6-10 человек. Программа обучения состоит из 6 обязательных занятий. Занятия проводятся минимум 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30 минут.
Темы занятий:
занятие 1. Основные представления об ИБС, факторах риска, методах лечения;
занятие 2. Курение и ИБС. Методы отказа от курения;
Дислипидемия. Избыточный вес. Здоровое питание. Как нормализовать уровень липидов;
занятие 3. Артериальная гипертония и ИБС. Низкая физическая активность и ИБС;
занятие 4. Психологические факторы и ИБС. Методы преодоления негативных переживаний;
занятие 5. Восстановление активной жизни. Вопросы трудоспособности;
занятие 6. Заключительное.
- Закрепление полученных навыков и умений.
- Обсуждение индивидуальных планов оздоровления.
Занятие 1. Основные представления об ИБС, факторах риска, методах лечения
- Природа ИБС.
- Факторы риска развития ИБС
- Симптомы ИБС
- Современные методы диагностики и лечения
- Составление индивидуального плана оздоровления поведенческих привычек.
Курение и ИБС. Методы отказа от курения
- Что мы знаем о вреде курения?
- Типы курительного поведения
- Почему люди курят?
- Что такое никотиновая зависимость?
- Современные методы лечения табакокурения
- Мотивация и готовность бросить курить.
- Я решил бросить курить! С чего начать?
Дислипидемия. Избыточный вес. Здоровое питание. Как нормализовать уровень липидов
- Что такое «Здоровое питание»?
- Как рассчитать свои энерготраты?
- Какова калорийность продуктов?
- Какие изменения в диете нужны при ИБС.
- Как ограничить употребление поваренной соли?
- Как поступать с жирами?
- Как обогатить рацион витаминами?
- Как быть при повышенном уровне холестерина?
- Как правильно составить меню при ИБС?
- Составление индивидуального плана оздоровления привычек питания.
Занятие 3. Артериальная гипертония и ИБС
- Что такое артериальное давление?
- Что такое артериальная гипертония?
- Осложнения течения заболевания:
- гипертонический криз;
- транзиторная ишемическая атака.
- Факторы риска артериальной гипертонии.
- Как оценить индивидуальные факторы риска?
- Как правильно измерять артериальное давление?
- Как вести Дневник пациента?
Низкая физическая активность и ИБС
- Какое значение имеет физическая активность для здоровья?
- Оценка уровня физической активности.
- Какие методы повышают физическую активность?
- Как контролировать интенсивность физических нагрузок?
- Как одеться при тренировках?
- Комплекс упражнений.
4 Психологические факторы и ИБС. Методы преодоления негативных переживаний
- Что такое стресс?
- Влияние стресса на организм
- Как оценить уровень стресса?
- Как преодолевать стресс?
- Депрессия.
- Безопасный уровень бытовых и житейских нагрузок (половая активность, работоспособность, трудоспособность и пр.).
- Составление индивидуальных планов оздоровления.
- Закрепление полученных навыков и умений.
- Обсуждение индивидуальных планов оздоровления.
Занятие 5. Восстановление активной жизни. Вопросы трудоспособности
Занятие 6. Заключительное
При проведении занятий возможна перестановка тем и сокращение материала в зависимости пожеланий пациентов.
Программа занятий школа здоровья для пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС)
Полезные сайты
ГБУ «Больница №6 г. Грозного»
Государственное бюджетное учреждение
«Больница №6 г. Грозного
364043, республика Чеченская,
город Грозный, городок Иванова, 1
Источник
Школа для пациентов с ИБС и перенесших ОИМ
Основной целью Школы здоровья для больных с инфарктом миокарда является оказание медико-профилактической помощи населению и его информирование о сердечно сосудистых заболеваниях.
Обучению в школе подлежат пациенты с диагнозом инфаркт миокарда.
Цикл обучения в Школе включает в себя 4 занятий по 60 минут. 1 занятие включает в себя 2 лекции. Частота занятий — 1 раз в неделю по графику работы кардиологического кабинета поликлиники. Численность пациентов в группе — до 10 человек.
Основными задачами Школы для пациентов с инфарктом миокарда являются:
- повышение информированности пациентов о заболевании и его факторов риска;
- повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья;
- формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;
- формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи;
- формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);
В Школе здоровья проводят обучение пациентов по типовым программам. Контролируют уровень полученных знаний, умений и навыков у обученных пациентов в школе.
ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ для больных с инфарктом миокарда
Занятие 1.
Лекция 1 . Тема: Факторы риска, приводящие к развитию ССЗ.
Лекция 2. Тема: Атеросклероз – основная причина развития ИБС и ее осложнений – ИМ.
Занятие 2.
Лекция 3. Тема: Клинические симптомы ИМ и его возможные осложнения.
Лекция 4. Тема: Неотложные меры самопомощи и взаимопомощи при сердечном приступе (ИМ).
Занятие 3.
Лекция 5. Тема: Реабилитация пациентов, перенесших ОИМ на амбулаторном этапе.
Лекция 6. Тема: Питание после ИМ. Отказ от курения.
Занятие 4.
Лекция 7. Тема: Двигательная активность и ежедневные бытовые нагрузки.
Лекция 8. Тема: Преодоление негативных эмоций и стресса.
Расписание: Занятия проводятся каждый четверг с 15-00 до 16-00. Поликлиника, кардиологический кабинет (№ 216).
Источник
Школа здоровья для пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС)
Цели школы:
получение достоверной информации о заболевании и его факторах риска;
- повышение ответственности за сохранение своего здоровья;
- формирование рационального и активного отношения к заболеванию;
- формирование мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению, выполнению рекомендаций врача;
- приобретение умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной само- и взаимопомощи при приступах стенокардии и гипертонических кризах;
- формирование мотивации на здоровый образ жизни с целью снижения влияния изменяемых (поведенческих) факторов риска;
- профилактика ИБС у слушателей, относящихся к группе риска.
Численность пациентов в группе не более 8-10 человек. Программа обучения состоит из 7 обязательных занятий и 8-го занятия для курящих или их родственников. Занятия проводятся минимум 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 90 минут (2 части по 45 минут с перерывом в 10-15 минут).
Темы занятий:
Занятие 1. Основные представления об ИБС, факторах риска, методах лечения
- Природа ИБС.
- Факторы риска развития ИБС
- Симптомы ИБС
- Современные методы диагностики и лечения
- Составление индивидуального плана оздоровления поведенческих привычек.
Занятие 2. Курение и ИБС. Методы отказа от курения
- Что мы знаем о вреде курения?
- Типы курительного поведения
- Почему люди курят?
- Что такое никотиновая зависимость?
- Современные методы лечения табакокурения
- Мотивация и готовность бросить курить.
- Я решил бросить курить! С чего начать?
Занятие 3. Дислипидемия. Избыточный вес. Здоровое питание. Как нормализовать уровень липидов
- Что такое «Здоровое питание»?
- Как рассчитать свои энерготраты?
- Какова калорийность продуктов?
- Какие изменения в диете нужны при ИБС.
- Как ограничить употребление поваренной соли?
- Как поступать с жирами?
- Как обогатить рацион витаминами?
- Как быть при повышенном уровне холестерина?
- Как правильно составить меню при ИБС?
- Составление индивидуального плана оздоровления привычек питания.
Занятие 4. Низкая физическая активность и ИБС
- Какое значение имеет физическая активность для здоровья?
- Оценка уровня физической активности.
- Какие методы повышают физическую активность?
- Как контролировать интенсивность физических нагрузок?
- Как одеться при тренировках?
- Комплекс упражнений.
Занятие 5. Артериальная гипертония и ИБС
- Что такое артериальное давление?
- Что такое артериальная гипертония?
- Осложнения течения заболевания:
- гипертонический криз;
- транзиторная ишемическая атака.
- Факторы риска артериальной гипертонии.
- Как оценить индивидуальные факторы риска?
- Как правильно измерять артериальное давление?
- Как вести Дневник пациента?
Занятие 6. Психологические факторы и ИБС. Методы преодоления негативных переживаний
- Что такое стресс?
- Влияние стресса на организм
- Как оценить уровень стресса?
- Как преодолевать стресс?
- Депрессия.
Занятие 7. Восстановление активной жизни. Вопросы трудоспособности
- Безопасный уровень бытовых и житейских нагрузок (половая активность, работоспособность, трудоспособность и пр.).
- Составление индивидуальных планов оздоровления.
Занятие 8. Заключительное
- Закрепление полученных навыков и умений.
- Обсуждение индивидуальных планов оздоровления.
При проведении занятий возможна перестановка тем и сокращение материала в зависимости пожеланий пациентов.
Источник
Эффективность школы для больных ишемической болезнью сердца со стабильной стенокардией в первичном звене здравоохранения
Анализ клинико-экономической эффективности внедрения Школы здоровья для больных ИБС со стабильной стенокардией в практику первичного звена здравоохранения. Влияние Школы здоровья на медико-социальные показатели больных ИБС со стабильной стенокардией.
Рубрика | Медицина |
Вид | автореферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 02.09.2018 |
Размер файла | 325,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru//
Размещено на http://www.allbest.ru//
диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук
Эффективность школы для больных ишемической болезнью сердца со стабильной стенокардией в первичном звене здравоохранения
Спивак Екатерина Юрьевна
Работа выполнена в ФГУ «Государственном научно-исследовательском центре профилактической медицины Росмедтехнологии» (Москва)
доктор медицинских наук, профессор А.М.Калинина
доктор медицинских наук Г.В.Погосова
доктор медицинских наук, профессор Б.Я.Барт
доктор медицинских наук, профессор С.Г.Горохова
НИИ клинической кардиологии им. А.Л. Мясникова РКНПК Росмедтехнологии
Защита диссертации состоится « ____ » ____________ 2008г. в ____ часов на заседании Диссертационного совета Д 208.016.01 при ФГУ «Государственном научно-исследовательском центре профилактической медицины Росмедтехнологии» (101990, г. Москва, Петроверигский пер., 10)
С диссертацией можно ознакомиться
в читальном зале ФГУ «ГНИЦ ПМ Росмедтехнологии»
Автореферат разослан « ____ » ____________ 2008г.
кандидат медицинских наук Н.В. Киселева
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
-антагонисты кальциевых каналов
-биологически активные добавки
-Всемирная Организация Здравоохранения
-диастолическое артериальное давление
-ишемическая болезнь сердца
-индекс массы тела
-индекс средней реакции
-острый инфаркт миокарда
-РЕгулярное Лечение И проФилактика
-систолическое артериальное давление
-срытые прямые затраты
-транслюминальная баллонная ангиопластика
Управление здравоохранения Центрального административного округа
-хронические неинфекционные заболевания
-холестерин липопротеинов высокой плотности
-холестерин липопротеинов низкой плотности
-частота сердечных сокращений
-явные прямые затраты
-явные прямые затраты
-Angina Treatment Patterns
-Hospital Anxiety and Depression Scale
— mental component summary
— physical component summary
-SF-36 Physical and mental health summary scores
-versus; лат. против (син. в сравнении с)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Среди всех причин смертности населения РФ смертность от ССЗ составляет 56%, в т.ч. от ИБС — 48% (Оганов Р.Г.,2004). Высокие показатели смертности от ССЗ во многом связаны с недостаточным уровнем вторичной профилактики. В ряде крупных исследований (EUROASPIRE I,II,III; ATP, 2004; РЕЛИФ, 2007) показана недостаточная эффективность вторичной профилактики в отношении коррекции ФР у больных ИБС. Больные стенокардией недостаточно осведомлены о способах купирования приступов стенокардии и необходимости срочного обращения за медицинской помощью при затянувшемся приступе (Kimble L.P.,2000; Lewin R.J., 2002).
Одним из рациональных путей повышения качества медицинской помощи больным ИБС считается расширение возможностей информационных технологий в реальной практике первичного звена здравоохранения (Оганов Р.Г., 2005; Linden W., 1996; Рuska P., 1998; Dusseldorf E., 1999). На примере таких заболеваний, как СД, БА, АГ было показано, что информированность больных об имеющемся у них заболевании, знание пациентами основ самоконтроля и управления риском приводит к уменьшению осложнений (Семенова Н.Д.,1997; Анциферов М.Б,2003; Калинина А.М., 2004). С учетом негативного влияния на прогноз ИБС тревожной и депрессивной симптоматики (INTERHEART, 2004; КООРДИНАТА, 2007), целесообразно изучение влияния на психологический статус мероприятий по кардиологической реабилитации, включающих психологическую поддержку и образовательный компонент.Продемонстрировано положительное влияние образовательных методик при ОИМ (Николаева Л.Ф., Зайцев В.П.,1989), после операции АКШ (Погосова Г.В., 1999; Clark AM, 2005). Разработана методика обучения больных ИБС со стабильной стенокардией (Организационно-методическое письмо МЗ РФ. Организация Школ здоровья для больных ИБС в практическом здравоохранении. Москва, 2003).
Школа здоровья для пациентов с ХНИЗ является комплексной медицинской профилактической услугой и представляет собой технологию группового профилактического консультирования. Данное медицинское профилактическое вмешательство направлено на повышение приверженности пациентов выполнению врачебных рекомендаций по коррекции ФР и лечению (Калинина А.М. и др., 2007).
По данным литературы мероприятия по вторичной профилактике ИБС являются экономически обоснованными (Белоусов Ю.Б., 2002; Goldberg R.B.,1998; Papadakis S., 2005; Dalziel K., 2006). Изучение экономических эффектов профилактических обучающих программ на амбулаторном этапе ведения больных ИБС представляется актуальной задачей.
Внедрение новых методов в практическое здравоохранение требует изучения их клинической эффективности и обоснования экономической целесообразности.
Цель исследования. Организация, проведение и оценка медицинской, социальной и экономической эффективности Школы здоровья для больных ИБС со стабильной стенокардией, как медицинской профилактической технологии в реальных условиях первичного звена здравоохранения.
Организовать и провести в территориальной поликлинике г. Москвы Школу здоровья для больных ИБС со стабильной стенокардией. Проанализировать изменение уровня медицинской информированности больных.
Изучить влияние Школы здоровья на модифицируемые ФР ССЗ.
Оценить клиническую эффективность Школы здоровья у больных ИБС со стабильной стенокардией.
Проанализировать влияние Школы здоровья на медико-социальные показатели больных ИБС со стабильной стенокардией.
Провести анализ клинико-экономической эффективности внедрения Школы здоровья для больных ИБС со стабильной стенокардией в практику первичного звена здравоохранения.
Научная новизна. Научно обоснована эффективность и продемонстрированы приоритеты внедрения в амбулаторную практику Школы здоровья для больных ИБС со стабильной стенокардией. Проведена комплексная оценка влияния профилактического обучающего вмешательства на динамику кардиоваскулярных ФР, клинические и медико-социальные аспекты у больных ИБС со стабильной стенокардией в первичном звене здравоохранения. стенокардия здоровье больной
Для оценки результативности обучения пациентов предложена и реализована методика количественной оценки (в баллах) медицинской информированности с помощью специально разработанного опросника.
Впервые при исследовании клинической эффективности обучающей технологии для определения интенсивности приступов стенокардии в динамике использована методика Аstaldi G., Verga L. (1957) с подсчетом ИСР.
Впервые рассчитана стоимость амбулаторного ведения больных ИБС со стабильной стенокардией. Показана экономическая эффективность внедрения обучающей технологии в первичном звене здравоохранения по сравнению с типичной практикой ведения больных стабильной стенокардией.
Практическая значимость работы. В исследовании получены данные, позволяющие адаптировать к условиям реальной практики территориальной поликлиники научно разработанную профилактическую образовательную технологию — Школа здоровья для больных ИБС со стабильной стенокардией.
Методика количественной оценки (в баллах) медицинской информированности применяется на практике для оперативной оценки кратко- и среднесрочной эффективности обучающей технологии.
Полученные результаты позволяют составить предложения по актуализации отраслевого классификатора «Сложные и комплексные медицинские услуги» (раздел 04 Медицинские услуги по профилактике) для внедрения в реальную практику профилактической обучающей технологии — Школа здоровья для больных стабильной ИБС.
Разработана и используется в работе мультимедийная презентация для проведения занятий Школы здоровья для больных ИБС.
Внедрение. Результаты исследования внедрены в лечебно-профилактическую работу окружного кардиологического отделения ЦАО г. Москвы, в Городских поликлиниках №112, 104, 51.
Полученные данные позволили внедрить Школу здоровья для больных стабильной ИБС в работу Клиники ГОУ ВПО Челябинская государственная медицинская академия Росздрава.
Материалы диссертации используются при подготовке студентов факультета высшего сестринского образования и менеджмента ГОУ ВПО Челябинская государственная медицинская академия Росздрава.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 работ, в которых отражены основные материалы диссертации, из них 2 статьи — в журналах, входящих в «Перечень ВАК». Результаты работы представлены на Международном медицинском форуме «Индустрия здоровья», г. Москва, 12-16 февраля 2008г.; съезде кардиологов и терапевтов Центрального Федерального округа России «От научных достижений до внедрения в практику», г. Рязань, апрель 2008г.
Апробация. Основные положения диссертационной работы были доложены и обсуждены на межотделенческой конференции ФГУ «ГНИЦ ПМ Росмедтехнологии» 27.02.2008г.
Объем и структура работы. Диссертация изложена на 153 страницах машинописного текста. Работа состоит из обзора литературы, 4 глав (материалы и методы, 2 главы результатов и обсуждение), выводов, практических рекомендаций и списка литературы, включающего 65 отечественных и 166 иностранных источников, содержит 23 таблицы и 25 рисунков. В приложениях к диссертации размещены разработанные автором вопросники.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На базе территориальной поликлиники №112 г. Москвы в период с 03. 2004 по 01. 2006гг. было выполнено рандомизированное, контролируемое, клинико-профилактическое исследование с участием 100 амбулаторных больных ИБС, стабильная стенокардия I-III ФК по классификации Канадской ассоциации кардиологов.
Критериями включения в исследование были: диагноз ИБС, стабильная стенокардия I-III ФК, подписание информированного согласия, возраст пациентов 4,5 ммоль/л; ХС ЛНП>2,5 ммоль/л, ХС ЛВП 1,7ммоль/л) > 90% больных, ожирение отмечали у четверти, а избыточная МТ более, чем у половины пациентов. СД страдали 20% и 26%, курили 42% и 36% больных, в ОГ и ГС, соответственно. Клинически значимая тревога (НADS-А) была выявлена почти у 40% больных, выраженная депрессивная симптоматика (НADS-D) зарегистрирована у 44% и у 28% пациентов в ОГ и ГС, соответственно.
Кардиоваскулярные факторы риска у включенных в исследование больных
Источник