Меню

Задачи школ здоровья сахарного диабета

Задачи школ здоровья сахарного диабета

Школой диабета называют лекции и/или занятия, которые проводят врачи или медсестры для пациентов с сахарным диабетом. Чаще всего они проводятся в поликлиниках или специализированных диабетологических центрах. Для удобства восприятия информации школы обычно разделяются на занятия для людей с сахарным диабетом 1 типа, для пациентов с диабетом 2 типа на инсулинотерапии и лиц, которые не используют препараты инсулина. В среднем в рамках школы диабета проводится от 4 до 7 занятий по разным темам. Вот наиболее актуальные из них:

  • Общие знания о сахарном диабете: симптомы заболевания, причины его возникновения. В этом же разделе рассказывают, каких типов бывает диабет и чем они отличаются.
  • Питание при диабете
  • Физические нагрузки
  • Осложнения диабета — как острые, так и хронические
  • Самоконтроль при сахарном диабете
  • Лечение диабета

Количество человек, приглашенных на школу, тоже может варьировать, но лучше, если группа не будет очень большой – так будет проще вести беседу, комфортнее задавать вопросы. Уточните у вашего лечащего врача, проводится ли школа диабета в вашей поликлинике или другом лечебном учреждении.

Конечно, сейчас можно найти любую интересующую информацию в интернете. Но тут есть свои минусы. Во-первых, надо знать, что искать. Во-вторых, насколько достоверна или современна данная информация?

Зачем посещать школу диабета?

  • Рассказывать о заболевании будет человек с медицинским образованием, который занимается лечением сахарного диабета
  • На школе разбираются самые важные вопросы, например, о гипогликемии и ее правильном лечении, о выборе подходящей обуви и т.д. Не факт, что вы подумаете об этом при вводе слова в строку поиска.
  • Есть возможность напрямую задать вопросы. Они могут быть у вас уже прямо сейчас, могут возникнуть во время занятия, а может и после. Но самое главное, вы можете их обсудить вживую.
  • На школе можно пообщаться с людьми, которые разделяют твои проблемы, а это всегда полезно. Можно спросить, что помогает другим пациентам, какие у них были трудности. А можно просто познакомиться с приятными людьми.
  • Во время приема в поликлинике у врача есть 12-20 минут на беседу с вами. Вернее, даже не на беседу — ему нужно еще заполнить карту и направления, а также осмотреть вас. Получается, на то, чтобы поговорить с вами о диабете остается пара-тройка минут. Что за это время можно рассказать?

Советы для успешного прохождения школы диабета

  • Обязательно возьмите с собой блокнот или тетрадь, ручку. Вам наверняка понадобится что-то записать.
  • Если у вас есть вопросы, запишите их заранее, а записи возьмите с собой. Так вы точно не забудете спросить о важном.
  • Не бойтесь задавать вопросы. Нет неправильных вопросов: если вас что-то беспокоит, значит это важно.
  • Постарайтесь посетить полный курс. Возможно, вы пропустите нечто важное, что вам может пригодиться.
  • После занятий перечитайте то, что записали. Может быть, вам захочется о чем-то узнать более подробно.
  • Не стоит относиться к этим занятиям как к чему-то навязываемому, «потому что врач сказал, что я должен». Извлеките из этого пользу.

Конечно, в современном мире есть и онлайн школы диабета: на сайтах кратко и понятно написаны самые важные вещи об этом заболевании. Это очень удобно, особенно, если в месте, где вы живете, обучающие занятия не ведутся.

Источник

Жизненные уроки: как работают школы диабета

Численность россиян с сахарным диабетом продолжает расти: согласно национальному регистру, на сегодняшний день в стране зарегистрировано более 5,1 млн заболевших. При этом количество так называемых школ диабета, где людям помогают как в лечении, так и в организации повседневной жизни, с каждым годом уменьшается. Как работают такие заведения сегодня и какие проблемы они решают — в материале «Известий».

Для любого возраста

После долгого перерыва, вызванного пандемией, в Нижневартовске вновь начинает работать школа для родителей, чьи дети больны сахарным диабетом 1-го типа. Она создана для того, чтобы помочь взрослым научиться жить с заболеванием, диагностированным у их ребЕнка. Подобного рода мероприятия проводятся и в Нижнем Новгороде — занимается их организацией местная школа диабета.

Как рассказал «Известиям» президент Нижегородской диабетической лиги Владимир Сентялов, такие занятия проводятся уже несколько лет.

У нас школы диабета, насколько мне известно, есть только при стационарах. Когда пациент ложится в больницу, ему предлагают наряду с проведением терапии еще и курс, состоящий из нескольких занятий. Но это капля в море, так как пациентов у нас очень много, — рассказывает Сентялов. — Раньше наша школа никогда не получала никакой государственной поддержки, сейчас же такое обучение проводится при поддержке Фонда президентских грантов. Мы также используем возможности передачи по конференц-связи с записью этих курсов, чтобы те, кто не смогли поприсутствовать, смогли это дома прослушать.

Как пояснила в разговоре с «Известиями» специалист по социальной работе, координатор социальных проектов Нижегородской диабетической лиги Евгения Итальянкина, занятия поделены по определенным категориям, в зависимости от типа диабета.

Участники проекта «Образовательное пространство для детей и взрослых с сахарным диабетом 1-го типа «ДИА-lab» в Нижнем Новогороде

Есть сахарный диабет 1-го типа, который затрагивает в основном людей от 0 до где-то 35–40 лет, и 2-го типа, характерный для людей старше 40 лет. Если мы берем школу для детей, то здесь занятия также делятся на два вида: для тех, кто пользуется шприц-ручками и с помощью них вводит инсулин, а также для детей, которые находятся на помповой инсулинотерапии. По такому же принципу делятся учебные мероприятия и для взрослых.

Естественно, все пациенты любят поговорить и задать дополнительные вопросы врачам, но это не всегда удается сделать во время приема, именно этим и объясняется востребованность таких школ, отмечает специалист.

— Человек, который сталкивается с заболеванием впервые, испытывает шок и психологический, и в плане медицины тоже, потому что наши врачи сейчас работают на износ и не всегда им удается уделить столько времени, сколько необходимо пациентам, — рассказывает она. — Наша школа включает шесть занятий, и все они посвящены определенной тематике, начиная с того, что такое диабет. Также во время занятий рассказывается и то, как его лечить, как питаться, отдельный урок всегда посвящен физическим нагрузкам. К нам обращаются люди самого разного возраста, в том числе и родители с детьми, и молодежь.

Острая нехватка

Между тем в целом по России в настоящее время отмечается резкое снижение количества школ диабета, где пациентам рассказывают о важности проведения регулярного тестирования, о методах лечения и выстраивания здорового образа жизни, сообщила в разговоре с «Известиями» президент Московской диабетической ассоциации Эльвира Густова. Если в 2014 году в РФ действовало более 1500 школ диабета, то к 2020 году осталось менее 900, указывает она.

Читайте также:  Здоровье это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций

Такое обучение началось в России еще в 1990-е годы, но на сегодняшний день в стандарты медицинской помощи школы диабета практически не входят, сообщил в разговоре с «Известиями» президент Российской диабетической ассоциации Михаил Богомолов.

— Чтобы занимались этим врачи — это дорого, обычно этим занимаются медсестры, — отмечает он. — Но у нас нет ни одного подразделения, где готовили бы медсестер, которые могли бы заниматься таким обучением хотя бы через интернет, и это большая проблема. Пока в стандартах нет такого, что люди должны получить в поликлиниках минимальный набор знаний. Сейчас этим в основном занимаются добровольцы и группы взаимопомощи. Чаще всего это родители больных детей, но по России их всего 25 тыс. человек, то есть очень немного. Что касается взрослого населения, то у нас зарегистрировано 5 млн человек тех, кто входит в регистр больных диабетом, то есть это те, кто получают лекарства, но на каждого болеющего, входящего в регистр, есть 3,8 человек, которые о своем заболевании не знают или на учете не стоят.

В целом же по России люди с диабетом крайне плохо информированы об этой болезни.

Более 90% диабетиков — это люди со вторым типом диабета, которые заболевают лет в 40 и начинают заниматься своим здоровьем только после выхода на пенсию. И проблема в том, что не всегда такие люди умеют пользоваться компьютером и интернетом, где они могли бы найти полезную информацию, — продолжает Богомолов. — А вопросов возникает немало. Необходимо мерить сахар в крови на глюкометре, но встает вопрос, что с этими показателями люди должны уметь что-то делать, но они не умеют, а врачи перегружены.

Диабетическая ассоциация уже много лет выпускает различные информационные материалы и видео, но такая работа должна иметь куда более массовый характер, уверен Богомолов.

Больше информации — меньше осложнений

Качество жизни людей с диабетом зависит не только от своевременного и полноценного обеспечения больных жизненно важными лекарственными сахароснижающими препаратами и средствами самоконтроля, но и от степени знания своей болезни и своих прав как пациента, подчеркивает Эльвира Густова.

Обучением в школах диабета необходимо заниматься системно и на постоянной основе с созданием и применением образовательных онлайн-модулей, которые позволяют в доступной, короткой форме получать людям с диабетом ответы на самые насущные вопросы, касающиеся их ежедневной жизни: об инсулинотерапии, о питании при сахарном диабете, об осложнениях сахарного диабета, о медицинских девайсах для людей, живущих с сахарным диабетом, о планировании и ведении беременности у женщин с сахарным диабетом 1-го типа и т.д. В таком интерактивном и доступном формате широкая аудитория пациентов может найти ответы на свои вопросы, а близкие и родные пациентов — получить дополнительную информацию о диабете и жизни с этим диагнозом.

Главная задача этих школ заключается в создании грамотного подхода к управлению диабетом, отмечает в разговоре с «Известиями» председатель Санкт-Петербургского диабетического общества Марина Шипулина.

— Вот вчера человек не болел диабетом, а сейчас ему поставили диагноз, и он теперь должен уметь менять дозу, подбирать питание, правильно регулировать свою нагрузку, знать препараты — вот эти все знания и получаются в школе, — поясняет она. — Чем лучше человек будет информирован, тем меньше у него будет осложнений. Но эти школы требуют государственной поддержки для обучения таких преподавателей.

Вопрос поднят

Между тем в начале ноября вице-премьер РФ Татьяна Голикова поручила Минздраву и ФОМС определить понятие «школа диабета», а затем доложить о результатах в Совет при правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере.

Так, регионы должны были представить в Минздрав информацию о деятельности таких школ: их количестве, видах медорганизаций, на базе которых они работают, а также числу и стоимости оказанных услуг до 30 ноября. В регионы же, в свою очередь, должны были быть направлены методические рекомендации по вопросам организации работы подобных учреждений.

На момент публикации материала Минздрав не ответил на запрос «Известий» о результатах деятельности, касающейся работы школ диабета.

Источник

Nav view search

Навигация

Искать

Меню

Полезные ссылки

Школа здоровья

Школа здоровья «Сахарный диабет»

Цель школы: Помощь пациентов в управлении своими заболеваниями, дать понятие о сахарном диабете и бороться с болезнью. Повысить интерес к жизни.

Сахарный диабет — хроническая заболевание, при котором поджелудечная железа не вырабатывает достаточно инсулина, или организм не эффективно использует вырабатываемый железой инсулин. Это проводит к повышенному уровню содержания глюкозы в крови. Выделяют два типа сахарного диабета.

Сахарный диабет І типа – развивается в раннем возрасте: у детей, подростков и молодых людей с резко пониженной выроботкой инсулина.

Сахарный диабет ІІ типа – чаще появляется в зрелом возрасте, после 40 лет, когда в организме ослабевает воспримчивость клеток к инсулину и его недостаточно для нормализации сахара в крови.

Факторы риска развития сахарного диабета:

  • Нерациональное питание;
  • Малоподвижный образ жизни;
  • Избыточный вес;
  • Острые стрессовые состояния, длительное напряжения;
  • Родственники первой линии с сахарным диабетом;
  • Сердечно – сосудистые заболевания: артериальная гипертония;
  • ишемическая болезнь сердца, атеросклероз;
  • Заболевания поджелучной железы (панкреатин, рак)

Продукты по своей колоритности могут быть разделены на 3 основные группы:

Высококалорийная пища: Жир – (масло, растительная масло, сыр высокой жирности, мясо «рыба с высоким содержанием жира, консервированные или жареные мясо», рыба, картофель, фри, соусы, орехи.)

Алкоголь –( крепкие алкогольные напитки, вино и пиво). Сладости – (кексы, шоколад, мед).

Пища средней колоритности: Углеводы – ( хлеб, картофель, рис, фрукты, содержащие сахар, безалкогольный напитки). Белки – (постное мясо, рыба и сыр с жирности, яйцо, молоко и молочные продукты).

Низкая (бедная) пища: Овощи, ягоды, диетический напитки и подсластители (кроме фруктозы и сарбитола, чай , кофе).


Питание при диабете

  1. Прием пищи в определенные часы -4-5-6 раз в день
  2. Прием в течении для основной части легкоусвояемых углеводов и в вечером – легких белком, боғатых сложенными углеводами.
  3. При каждом приеме пищи равномерное потреблении пищи содержающий простые и сложные углеводы.
  4. Умеренное потребление белковых продуктов

Сахарный диабет – это, прежде всего, особый образ жизни, при соблюдении которого можно снизить риск возникновения осложнений до нуля и длительно сохранять высокий уровень качества жизни.

Школа здоровья «Артериальная гипертония»

Цель школы здоровья АГ: обучение населения навыкам здорового образа жизни, проведение пропаганды профилактики и выработки способности у пациентов к целенаправленным действиям по преодолению поведенческих факторов риска развития заболеваний, повышение компетентности в вопросах, от которых зависит их здоровье, и обучить навыкам самостоятельно менять свою жизнь и окружающие его условия.

Читайте также:  Вред красителей для здоровья

Девиз школы: «Физическая активность – основа здорового образа жизни»

Артериальное давление – хроническое заболевание сердечно-сосудистой системы, проявляющееся повышением цифр артериального давления выше 140/90 мм ртутного столба. Гипертоническая болезнь – сложное заболевание, в основе которого лежит сочетание многих факторов. Это так называемые факторы риска, которые можно разделить на неизменяемые и изменяемые.

Неизменяемые факторы риска:

  • Наследственность (указание на наличие у кровных родственников гипертонической болезни).
  • Возраст (у лиц старше 50 лет вероятность возникновения ГБ значительно возрастает).

К изменяемым факторам риска, связанным с образом жизни, относятся:

  • Избыточная масса тела.
  • Повышенное потребление поваренной соли (более 5-6 г в сутки).
  • Курение.
  • Злоупотребление алкоголем.
  • Малоподвижный образ жизни.
  • Длительное употребление определенных гормональных препаратов.

Основные клинические проявления

Симптомы органных поражений:

  • головной мозг и глаза: головные боли, головокружение, мелькание мушек перед глазами, снижения зрения, приступы внезапных кратковременных потерь сознания, нарушения чувствительности и двигательной функции;
  • сердце: сердцебиение, боль в грудной клетке, одышка, отеки ног;
  • почки: жажда, увелечение или уменбшение количество выделяемой мочи, появление в поче белка, элементов крови.
  • периферические артерии: зябкость конечностей, боли в икроножных мышцах при ходьбе

Дневник больного гипертонической болезнью

Принятие лекарства, вид, доза, крат-ность приема

В своем дневнике пациент должен записывать значения АД и пульса, как минимум, 3 раза в день: утром после пробуждения, днем и в конце дня; указывать, какое и когда принял лекарство, а также, если возможно, записать запущенные погрешности в диете, имевшие место стрессовые ситуации, метеофакторы, т.е. все, что может повлиять на уровень артериального давления.

С помощью дневника пациента врач сможет определить факторы, отрицательно влияющие на АД с тем, чтобы дать ему правильный совет, а самое главное — правильно подобрать лекарство, которое будет «держать» его давление в течение суток на оптимальном уровне, ибо резкие колебания артериального давления еще более вредны для сосудов, чес стабильно высокое АД.

Рекомендации по изменению образа жизни у больных АГ

Снижения массы тела

Поддерживать нормальную массу тела

(ИМТ= 18,5 -24,9 кг/м 2 )

Диета, богатая фруктами, овощами, продукты с пониженным содержанием общего количевство жиров и насыщенных жиров

Ограничение потребления соли

Потребление соли не должно превышать 100100мэкВ/л (2,4г натрия или 6г хлорида натрия)

Регулярные физические нагрузки: быстрая ходьба не менее 30 мин в день

Диета при артериальной гипертонии

Диета для больных АГ должна быть полноценной, сбалансированной, содержать дастоточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов. В диете следует значительно ограничивать потребление поваренной соли, азотистых экстративных веществ, а также уменьшить содержание животных жиров и легко всасываемых углеводов. Рацион должен быть обогащен солями калия и магния, витаминами С и Р и группы В, растительными маслами, липотропными веществами, клеточными оболочками и продуктами моря, содержащими в себе различные минеральные вещества и микроэлементы, в том числе и органический йод, витамины группы В.С помощью диеты можно влиять на основные факторы риска развития АГ: нарушение водно-электролитного баланса, дислипидемия и атеросклероз, повышенная масса тела, неумеренное потребление тонизирующих напитков, алкоголя и никотина.

Школа здоровья «Бронхиальная астма»

Бронхиальная астма — это хроническое инфекционно-аллергическое воспалительное заболевание дыхательных путей, которое характеризуется приступами одышки, затруднения дыхания и др.

При устранении аллергена и при адекватном лечении все симптомы проходят. Различают внешние и внутренние факторы, которые способствуют развитию астмы.

Аллергенами могут быть любые вещества: домашняя пыль, шерсть животных, продукты (мед, цитрусовые, специи и др.), плесень, пыльца растений, предметы бытовой химии, лекарства, табачный дым и др.

Существует прямая зависимость от наследственного фактора. Т.е. если в семье кто-то из родственников имеет диагноз бронхиальная астма, то у детей вероятность заболеть астмой очень высока. Помимо этого существует такой фактор, как повышенная чувствительность дыхательных путей, т.е. состояние, при котором просвет бронхов сужается слишком легко или слишком мощно в ответ на аллергены. Так же важным фактором является половая принадлежность больного. В детском возрасте мальчики болеют бронхиальной астмой чаще чем девочки. Однако во взрослом возрасте распространенность бронхиальной астмы среди женщин выше, чем среди мужчин.

Факторы, которые вызывают обострение бронхиальной астмы

К таким факторам относят: воздействие физической нагрузки, холодного воздуха, раздражающих газов, изменения погоды, эмоциональные нагрузки и стрессы. они не могут стать причиной бронхиальной астмы, однако если такой диагноз поставлен, они могут приводить к возникновению приступов.

Зная факторы возникновения бронхиальной астмы, можно избежать этого недуга!

Причины увеличения распространенности астмы в детском возрасте многообразны. Имеет значение среда как внутри жилища, так и вне дома, в особенности это касается аэроаллергенов, в частности, домашнего клеща. Наличие большого количества насекомых, например, зеленых мотыльков или тараканов, также может иметь отношение к астме. Важной причиной является климат, поскольку количество аллергенов тесно связано с климатической характеристикой местности: влажный и теплый климат благоприятствует размножению клещей и плесени.

Из питания бронхиальной астмой должны быть исключены пищевые продукты, являющиеся причиной болезни. Важным фактором профилактики лекарственной аллергии является полное исключение из применения лекарственных препаратов, использование которых вызывает приступы удушья или другие аллергические проявления.

Следует проводить ежедневную влажную уборку, устранить из жилых помещений ковры, мягкую мебель, ковровые дорожки. Книги должны находиться в застекленных шкафах или полках. Целесообразно ограничить использование дома синтетических моющих средств, бытовых химических аэрозолей.

Не следует содержать в доме животных, птиц, аквариумы. У больных с выявленной сенсибилизацией к аллергенам пера птиц рекомендуется в качестве набивного материала в подушках использовать синтепон или аналогичные материалы.

Дети, больные бронхиальной астмой, нуждаются в постоянном для контроля над течением заболевания и оценки эффективности проводимой терапии.

Регулярность наблюдения зависит от тяжести периода заболевания.

Школа здоровья «Ишемическая болезнь сердца»

Цель школы здоровья ИБС : обучение населения навыкам здорового образа жизни, проведение пропаганды профилактики и выработки способности у пациентов к целенаправленным действиям по преодолению поведенческих факторов риска развития заболеваний, повышение компетентности в вопросах, от которых зависит их здоровье, и обучить навыкам самостоятельно менять свою жизнь и окружающие его условия.

Девиз школы: «Физическая активность – основа здорового образа жизни»

Ишемическая болезнь сердца — хроническое (долгосрочное, продолжающееся), постоянно прогрессирующее заболевание сердца. Она включает в себя такие формы, как стенокардия, аритмии, сердечная недостаточность, инфаркт миокарда и др.

Симптомы ишемической болезни сердца:

Приступы боли за грудиной (стенокардия). Приступы загрудинной боли воспринимаются одними больными как дискомфорт, другими – как давящая, сжимающая или жгущая боль (иногда она расценивается или как изжога). Характерным симптомом ишемической болезни сердца, когда боль «отдается» в левое плечо или левую руку. Боль может «отдавать » также в шею, и на правую сторону в плечу и руку, в межлопаточное пространство.

  • Быстрая утомляемость и мышечная слабость.
  • Чувство нехватки воздуха.
  • Одышка при физической нагрузке и ощущение сердцебиения.
  • Появление отеков на стопах и голенях к концу дня.
  • Возможно – тошнота и снижение аппетита.
Читайте также:  Краткая пословица про здоровье

Каждый должен придерживаться следующих мер снижения риска возникновения сердечных заболеваний:

Придержитесь здорового питания это важнейшая ступень снижения риска.

Регулярно занимайтесь физическими упражнениями: это снизит риск возникновения заболевания. Упражнения укрепляют сердце, помогают ему более эффективно работать.

Контролируйте уровень холестерина и сахара в крови.

Следите за своим весом. Избыточная масса тела, а тем более ожирение способствует развитию ишемической болезни сердце.

Старайтесь избегать стрессов.

Контролируйте кровяное давление. Повышение давления создает серьезную нагрузку на сердце.

Регулярно проходите профилактические осмотры.

БЕРЕГИТЕ СВОЕ СЕРДЦЕ И ЖИВИТЕ ДОЛГО!

Школа «Будущая мама»

1. Общая часть

1.1. Школа “Будущая мама” (далее — школа) организуется на базе поликлиники.

1.2. В школе применяется очно-заочный метод обучения комбинированный вариант, т.е. образовательной работой занимается врач и медицинская сестра. В гигиеническом обучении используются методы устной, печатной, наглядной пропаганды.

1.3. В основу школы заложены следующие концептуальные направления:

— здоровье ребенка зависит от здорового образа жизни будущей матери и лиц, ее окружающих;

— мать, как носительница нового качества жизни является партнером врача и несет перед будущим ребенком огромную ответственность за его нравственное и физическое здоровье;

— необходимость возрождения святости детства, материнства, формирование ответственности за благополучие ребенка и семьи в которой он растет, через заботу о здоровье нравственном, физическом, социальном;

— формирование здоровья ребенка начинается с внутриутробного периода.

1.4. В школе проводится гигиеническое обучение и воспитание беременных женщин и членов ее семьи.

1.5. Учебный план занятий в школе и график работы утверждает главный врач.

1.6. Руководителем школы является главная м/с поликлиники.

2. Задачи школы

2.1. Налаживание контакта с будущей мамой и членами ее семьи.

2.2. Предоставление необходимой информации о порядке и режиме работы поликлиники, контактных телефонах.

2.3. Дать будущей маме основы здорового образа жизни, научить правилам личной гигиены и объяснить важность ее соблюдения.

2.4. Обучить основным правилам ухода за новорожденными и по личной профилактике гнойно-септических инфекций.

2.5. Повысить уровень знаний по вопросам профилактики инфекционных заболеваний (респираторных инфекций, острых кишечных заболеваний и др.), объяснить основные принципы специфической и неспецифической профилактики.

2.6. Дать основной минимум сведений об анатомо-физиологических особенностях новорожденного ребенка.

2.7. Предоставить необходимые знания по правилам и преимуществу грудного вскармливания.

2.8. Обучить будущую маму основным принципам оказания неотложной медицинской помощи больному ребенку, перечислить случаи, при которых необходимо вызвать скорую медицинскую помощь.

2.9. Дать рекомендации по формированию аптечки новорожденного, необходимым лекарственным средствам и средствами ухода за больным ребенком. ——

2.10. Выяснить уровень знаний будущей мамы по вышеуказанным вопросам, особенно с первородящими мамами, у которых нет опыта ухода за ребенком.

2.11. При выявлении беременных, у которых ранее были случаи смерти детей от синдрома внезапной смерти новорожденного, пригласить для личной встречи с участковым врачом-педиатром, на которой беременной будет предоставлена необходимая информация о профилактике СВС, рекомендовано посетить врача-генетика и т.п.

2.12. Информировать будущих мам о профилактике травматизма среди детей.

2.13. В результате проводимой работы достичь:

— снижение уровня заболеваемости ОКЗ, гнойно-септическими заболеваниями, респираторными инфекциями и т.д.;

— недопущение случаев смерти детей первого года жизни от управляемых причин;

— повысить уровень информирования родителей по вопросам деятельности поликлиники, порядку оказания медицинской помощи;

— увеличение числа детей находящихся на грудном вскармливании;

— обеспечить необходимый охват профилактическими прививками детей до 1 года, снижение числа отказов от прививок;

— снижение числа вызовов скорой медицинской помощи.

3. Порядок работы школы

3.1. Направление беременных женщин осуществляет территориальная женская консультация.

3.2. Занятия в школе проходят с периодичностью 1 раз в неделю (по необходимости частота занятий может увеличиваться).

3.3. При желании будущие мамы могут самостоятельно обратиться в кабинет профилактического приема здоровых детей в возрасте до 3 лет за получением дополнительной информации по интересующим ее вопросам.

3.4. Школа работает согласно утвержденному учебному плану занятий, при необходимости внесения возникших актуальных тем учебный план дополняется.

3.5. Рекомендации будущей маме выдаются в виде памяток, брошюр и т.п., также предоставляется список необходимой литературы для самостоятельного изучения.

3.6. По окончанию занятий в школе, беременные женщины заполняют анкету-отзыв о работе школы, которая в последствие анализируется руководителем для принятия организационных выводов.

3.7. Учет посещений ведется в журнале ——

4. Оснащение школы «Будущая школа»

ПРОГРАММА

школы “Будущая мама”

Занятие № 1

Тема: Уход за новорожденным.

Цель: Дать начальные сведения о новорожденном, правилами ухода за ним, а также сформировать понимание важности данного вопроса, отработать практические навыки ухода.

Продолжительность: 1 час

1. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при уходе за малышом.

2. Подготовка комнаты и приданного для новорожденного.

3. Правила личной гигиены матери при уходе за новорожденным, профилактика гнойно-септических заболеваний у новорожденных.

4. Предметы ухода за новорожденным.

5. Практическая часть:

— отработка практических навыков;

Занятие № 2

Тема: Рациональное вскармливание ребенка.

Цель: Сформировать понимание важности грудного вскармливания в формировании здоровья ребенка.

Продолжительность: 1 час

1. Преимущества грудного вскармливания.

2. Принципы грудного вскармливания.

3. Правила кормления грудью.

4. Профилактика гипогалактии, мастита и т.п.

5. Практическая часть:

— отработка практических навыков;

Занятие № 3

Тема: Воспитание новорожденного ребенка.

Цель: Довести до сознания родителей, что основой воспитания является режим его жизни, обучить основным принципам закаливания, гимнастики, массажа.

Продолжительность: 1 час

1. Режим дня и его роль в формировании физического и психического здоровья ребенка.

2. Значение закаливания, основные принципы, средства закаливания.

3. Гимнастика и массаж в профилактике различных заболеваний ребенка.

4. Профилактика травматизма, СВС.

5. Практическая часть:

— отработка практических навыков;

Занятие № 4

Тема: Профилактика — как основной метод предупреждения заболеваний.

Цель: Сформировать у беременных понятие о специфической и неспецифической профилактики заболеваний, ознакомить с организацией работы учреждения.

Продолжительность: 1 час

1. Профилактические прививки как метод специфической профилактики инфекционных заболеваний.

2. Профилактика респираторных инфекций, острых кишечных заболеваний (причины возникновения, признаки, меры профилактики, пути передачи).

3. Профилактика рахита, анемии (причины возникновения, признаки, меры профилактики).

4. Организация медицинской помощи детям раннего возраста в поликлинике (режим работы, контактные телефоны, информация о работе кабинета профилактического приема здоровых детей в возрасте до 3 лет, порядок вызова СМП, врача на дом, сроки посещения поликлиники до 1 года).

5. Информация о работе школы “Молодая семья”.

6. Практическая часть:

— предоставление памяток, брошюр по изложенному материалу

Источник

Adblock
detector