Меню

Задачи по здоровью сбережению

Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи.
статья

Статья о здоровьесберегающих технологиях предназначена для воспитатаелей. В данной статье описаны понятие, цель и задачи здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

Вложение Размер
statya_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx 18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи.

Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”. Технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. (Данное определение предлагается Деркунской В.А.- канд.пед.наук) Что такое здоровьесберегающие технологии? Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Задачами здоровьесберегающих технологий является;

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании — классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. Здоровьесберегающая деятельность в детском саду осуществляется в следующих формах: Медико-профилактические технологии. Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств. Задачи этой деятельности:- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, щадящий режим в период адаптации и т.д.).- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ. Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Эта схема-анализ и конкретные рекомендации заносятся в групповой «Журнал здоровья» — «Индивидуальный маршрут ребёнка», — чтобы каждый воспитатель планировал физкультурно–оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.

Физкультурно-оздоровительная технология. Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Задачи этой деятельности: — развитие физических качеств; — контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, — формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата; — воспитание привычки повседневной физической активности;- оздоровление средствами закаливания. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами — в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья. В своей деятельности «служба сопровождения» руководствуется положением о медико-психолого-педагогической службе и ставит своей целью создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов. На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое внимание в ДОУ уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что результаты физического развития зависят прежде всего от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний, продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства. Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации .

Технологии валеологического просвещения родителей . Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка. Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, семейный клубы, папки передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы).

Здоровьесберегающие образовательные технологии. Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте.

Источник

Программа по здоровье сбережению «Быть здоровым — здорово»
рабочая программа на тему

В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным измене­нием психофизиологического состояния детей, что требует нового решения. Поэтому проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с пози­ции оздоровления и обогащения за счет правильно организо­ванной коррекционно-развивающей среды.

Скачать:

Вложение Размер
byt_zdorovym-_zdorovo.docx 564.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида. сл.Колушкино, Тарасовского района.

Рассмотрено на заседании МО Согласовано на заседании МС Утверждаю директор школы

воспитателей Протокол №__ от _________

Протокол № __ от _______ Зам. по ВР ______ _____________

Руководитель МО ________ (Олифер Л.П.) Землянская Л. Г

Быть здоровым — здорово!

Составили: воспитатели Везоргина Л.Н. Малышева Е.А., Селиванова Н.А.

В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением психофизиологического состояния детей, что требует нового решения. Поэтому проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения за счет правильно организованной коррекционно-развивающей среды.

Все организации здравоохранения признают, что здоровье — состояние полного физического и психического благополучия, движение по созидательному пути к самореализации. К показателям здоровья относят благополучие:

  • физическое (соматическое);
  • душевное (эмоциональное);
  • духовное (познавательное).

Здоровье определяется как жизнерадостность, устойчивость к патологическим, болезненным и экстремальным воздействиям, высокий уровень выносливости и работоспособности. Следовательно, проблема здоровья не только медицинская, но и педагогическая.

Укреплять и сохранять здоровье детей необходимо не только с помощью системы лечебных медицинских мероприятий, но и разумной организацией их жизни, особенно в группах нашего ОУ.

К факторам благоприятной жизнедеятельности детей относят:

  • правильное чередование различных видов деятельности;
  • обеспечение рациональной двигательной активности;
  • регуляцию психофизических и эмоциональных нагрузок;
  • формирование прочных навыков здорового образа жизни (использование не медикаментозных методов оздоровления, а правильного питания, закаливания, физической культуры, создания эмоционального комфорта и т.д.).

Задача ОУ — вселить в ребенка веру в себя, свои силы, научить максимально реализовывать свои физические и духовные возможности, гармонично войти в жизнь и чувствовать себя здоровым в полном смысле слова.

Для этого необходимо создавать условия, т.е. благоприятную социально-педагогическую, коррекционно-развивающую среду, включающую специально организованное предметно-игровое пространство и условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, а также развития всех видов деятельности, лечебно-профилактических мер и рационального питания.

Здоровье школьника в настоящее время отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Об этом сказано в Законе РФ «Об образовании», который гласит: образовательное учреждение гарантирует охрану и укрепление здоровья воспитанникам и создает условия для формирования физического, психического и духовного здоровья.

Если учесть, что охрана здоровья ребенка опирается на его развитие, то необходимо создавать оздоровительно-развивающие доступные и эффективные программы для воспитанников коррекционных учреждений, посредством которых можно определить индивидуальный коррекционное–развивающее-оздоровительный подход к каждому ребенку.

— Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

— Формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления

здоровья и навыков здорового образа жизни.

— Создание в школе организационно — педагогических, материально — технических,

санитарно — гигиенических и других условий здоровьесбережения.

— Представление всех возможностей школы для формирования психически

здорового, социально-адаптивного, физически развитого выпускника.

— Создание целостной системы работы, направленной на коррекцию и

нормализацию нарушенных функций.

— Создать информационный банк о состоянии здоровья школьников.

— Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

— Повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья

-Формировать у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочную

деятельность системы знаний о здоровьесбережении, мотивации на сохранение

— Формирование здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом

-Использовать специальные упражнения, направленных на нормализацию

мышечного тонуса, развитие статической выносливости.

-Формировать быстроту реакции на словесные инструкции.

Нормативно-правовая и документальная основа.

  • Конституция РФ.
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Закон об образовании.
  • ФГОС начального общего образования второго поколения.
  • СанПин.
  • Диагностика состояния здоровья.
  • Санитарно-просветительская работа: стенды, круглые столы, конференции.
  • Методические рекомендации по формированию у учащихся гигиенических навыков.
  • Воспитательные мероприятия, формирующие основы здорового образа жизни.
  • Дни Здоровья.
  • Школьные плановые соревнования; программы спортивно-массовой и оздоровительной работы.

Участниками программы являются:

— врач и медсестра (закрепленные за школой);

Сроки и этапы реализации программы:

1 этап – подготовительный (1 год):

  • анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к
  • изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
  • разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.

2 этап – апробационый( 1 год):

  • внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее
  • систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
  • выполнение оздоровительных мероприятий.

3 этап — контрольно-обобщающий (1год):

  • сбор и анализ результатов выполнения программы;
  • коррекции деятельности .

Модель личности ученика:

По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей.

Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика:

  • Физически, нравственно, духовно здоровая личность.
  • Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.
  • Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности, как условий благополучного существования человека.
  • Правильная организация своей жизнедеятельности.
  • Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.
  • Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.
  • Потребность в самостоятельной двигательной активности.
  • Самоконтроль, личностное саморазвитие.
  • Творческая продуктивность.

Данная программа конкретизируется в виде плана работы, в течение которого решаются следующие вопросы:

  • четкое отслеживание санитарно — гигиенического состояния школы;
  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
  • планомерная организация питания учащихся;
  • совершенствование здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;
  • привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся

Основные направления программы:

  • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей;
  • обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи;
  • введение в содержание воспитания и образования детей занятий о своём здоровье и навыков ценностного отношения к нему;
  • обеспечение двигательной активности детей;
  • пропаганда здорового образа жизни (тематические беседы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции;
  • пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки окружающего мира, физической культуры, мероприятия по экологии);
  • широкое привлечение учащихся и их родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы;
  • развитие школьной здоровьесберегающей инфраструктуры.

В рамках данных направлений мы должны осуществлять следующие простые и вместе с тем очень важные действия:

  • Убеждать учащихся и ежедневно контролировать выполнение утренней гимнастики, соблюдение режима труда и отдыха школьника.
  • Во время учебного дня в школе проводить динамические паузы, подвижные игры.
  • Задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
  • Следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
  • Проводить ежедневную влажную уборку, проветривание комнат, спален , озеленять помещения комнатными растениями.
  • Еженедельно проводить генеральную уборку помещений, спален.
  • Обеспечивать каждого учащегося горячим питанием в столовой.
  • Следить за условиями теплового режима, освещённости помещений.
  • Привлекать учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях.
  • В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учётом возрастных особенностей детей.
  • Способствовать созданию комфортной атмосферы в коллективах.

Разнообразные формы работы :

1.Учет состояния детей:

  • анализ медицинских карт;
  • определение группы здоровья;
  • учет посещаемости занятий;
  • контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся :

  • организация работы спортивных секций, кружков.
  • проведение дополнительных уроков физической культуры;
  • динамические паузы;
  • организация спортивных перемен;
  • дни здоровья;
  • физкульминутки для учащихся.

3.Урочная и внеурочная работа:

  • открытые занятия и уроки;
  • открытые классные и общешкольные
  • спортивные кружки и секции:

баскетбол, волейбол, футбол,

легкая атлетика, шашки и шахматы,

настольный теннис, плавание,

Ожидаемые конечные результаты программы:

Учащиеся и выпускники школы

Главная ценность жизни есть здоровье, за которое отвечает сам человек.

О необходимости регулярных профилактических осмотров с целью предупреждения и распознавания заболеваний на ранней стадии.

О заболеваниях, передающихся половым путем и способах их предупреждения.

Противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам.

Оказать первую доврачебную помощь пострадавшим.

Обеспечить адекватные физиологические потребности и индивидуальные особенности питания.

Контролировать собственные поведенческие реакции, а также нести персональную ответственность за собственное поведение и здоровье.

Вести себя в эпидемиологически неблагоприятных условиях.

Иметь устойчивую мотивацию на достаточный уровень двигательной активности, а также закаливание.

Регулярно проходить профилактические осмотры по рекомендации врачей.

Использовать минимальный арсенал лекарственных препаратов, которые применяют без назначения врача.

Потребность соблюдения правил личной гигиены.

Устойчивую положительную мотивацию на достаточный уровень двигательной активности и закаливание организма.

Навыки позитивного отношения к людям.

Сформированную точку зрения на вредные привычки (табак, алкоголь, наркотики, психотропные вещества).

Источник

Читайте также:  Факторы формирующие здоровье человека это
Adblock
detector