Статья на тему: «Сохранение и укрепления здоровья детей раннего возраста с 2-3 лет в условиях ДОУ»
статья (младшая группа) на тему
В данной статье говорится о сохранении и укреплении здоровья детей раннего возраста с 2-3 лет в условиях ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_i_ukrepleniya_zdorovya_detey_rannego_vozrasta.docx | 17.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Сохранение и укрепления здоровья детей раннего возраста с 2-3 лет в условиях ДОУ»
Автор: Лакомова И.П.
Приоритетной задачей современного дошкольного образования – является задача сохранения, поддержания и укрепления здоровья воспитанников. Для решения этой задачи в ДОУ внедряются различные здоровьесберегающие технологии. Они занимают одно из важнейших направлений в психолого-педагогическом сопровождении воспитанников в условиях реализации ФГОС.
В связи с этим перед педагогами образовательного учреждения остро встаёт проблема по реализации комплекса мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Особенно актуальна, на мой взгляд, она для воспитателей, работающих в группах детей раннего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду. Так как в это время на фоне психологического стресса происходит ослабление иммунной системы ребёнка, что приводит к резкому повышению заболеваемости и удлинению периода адаптации детей к ДОУ.
Учитывая особенности организации педагогического процесса в группе для детей раннего возраста и с целью сохранения и укрепления здоровья воспитанников, особенно в период адаптации к ДОУ, считаю необходимым создать условия для реализации двигательной активности детей. Для решения данной проблемы выделила два основных направления в своей работе:
1. Непосредственное взаимодействие с детьми;
2. Преобразование предметно-развивающего пространства группы.
Ведущими отечественными педагогами и психологами отмечается, что современный ребенок чаще всего находится в статическом положении. Причиной тому являются долгие просмотры мультфильмов, игра на компьютере. По этой же причине дети дошкольного возраста меньше находятся на свежем воздухе, что отрицательно сказывается на их здоровье. В связи с этим перед дошкольным образовательным учреждением остро встал вопрос о максимальном увеличении времени детской подвижности в ДОУ.
Для решения поставленной задачи в своей работе использую:
1. Комплекс утренней гимнастики, продолжительностью 3-5 минут. Считаю, что только систематическое проведение утренней гимнастики способствует: тренировке крупных групп мышц, активизации обменных процессов, созданию благоприятных условий для питания всех клеток и тканей организма.
Для того чтобы физические упражнения не превращались для малыша в рутинную работу, организую утреннюю гимнастику в виде интересной, увлекательной игры. Чаще всего игровые комплексы утренней гимнастики сопровождаются весёлой детской музыкой, потешками, прибаутками.
Учитывая комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса, комплексы утренней гимнастики соответствуют теме недели, что позволяет повторить и закрепить с детьми изучаемый материал в непринуждённой игровой форме.
2. Занятия по физической культуре, продолжительностью 8-10 минут. В соответствии с требованиями ООП ДОУ, Программой развития ДОУ, Сан Пин организую занятия по физической культуре 3 раза в неделю, а также особое внимание уделяю двигательной активности детей на улице. Всю двигательную активность малышей, также планирую и организую в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Чтобы привлечь детей, разбудить интерес к занятиям физкультурой в работе часто использую сказочный сюжет, привлекаю кукол, изображающих сказочных и мультипликационных героев.
3. Комплекс пальчиковой и артикуляционной гимнастики.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В последнее время педагогами наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей в раннем возрасте, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Поэтому мы ввели в комплекс утренней гимнастики элементы артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Артикуляционную гимнастику мы выполняем сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Проводить их лучше эмоционально в игровой форме.
У детей дошкольного возраста необходимо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Пальчиковая гимнастика должна быть разнообразной, эмоционально-приятной, неутомительной, динамичной.
4. Предметно-развивающая среда. Не маловажным является и предметно-развивающая среда, которая способствует сохранению и укреплению здоровья детей раннего возраста. С целью систематизации физкультурно-оздоровительной работы в группе создан спортивный уголок, где представлена наглядная информация о спорте: сюжетные картинки в соответствии с возрастом детей, картотека подвижных игр, картотека пальчиковых игр, картотека по утренней гимнастике, стихи о спорте. Так же здесь расположен спортивно-игровой инвентарь: карусель, корзина для метания предметов, ворота, различные массажные дорожки, футбольные ворота, разноцветные ленты, мячи простые и массажные, обручи, комплект разноцветных кеглей и шаров, массажные мешочки, флажки, погремушки, кубики, платочки, комочки разноцветные; природный материал: шишки, желуди, грецкие орехи. Дети с большим интересом и желанием пользуются данным оборудованием в свободное время. Для организации подвижных игр в уголке размещены эмблемы и шапочки различных сказочных героев.
Таким образом, рациональное использование и гармоничное сочетание здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста способствует уменьшению заболеваемости дошкольников и уменьшению адаптационного периода в детском саду.
Источник
Проект «Здоровый малыш» по здоровьесбережению в группе раннего возраста
Удовик Галина
Проект «Здоровый малыш» по здоровьесбережению в группе раннего возраста
Проект «Здоровый малыш»
по здоровьесбережению в группе раннего возраста
Продолжительность проекта: долгосрочный
Период проекта: с 1.09.2017г. по 31.05.2018 г.
Тип проекта: оздоровительный, познавательно-игровой.
Возраст участников: первая младшая группа.
Участники проекта: дети, воспитатели группы.
«Здоровый образ жизни – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
Проект, направленный на оздоровление детей, на формирование у детей основ здорового образа жизни и культурно-гигиенических навыков. В здоровье сберегающем пространстве детского сада особое место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учётом индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ. В учебно-воспитательный процесс, включены оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки и динамические паузы, пальчиковая гимнастика, самомассаж, музыкально-ритмические занятия, физическая культура, релаксация.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Актуальность проекта.
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Здоровый ребенок характеризуется гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально – волевым, нравственным и социальным развитием. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, основ культуры питания, воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности, порядку.
У вновь пришедших детей в детский сад часто наблюдается отсутствие элементарных навыков самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, пользоваться платком, горшком. А также ещё не могут объективно оценивать состояние своего организма и не имеют представление о способах сохранения и укрепления здоровья. Одним из средств решения поставленных задач являются здоровьесберегающие технологии, без которых не обходится педагогический процесс.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Проблема:
— Отсутствие у детей культурно гигиенических навыков.
В холодное время года дети часто болеют, падает посещаемость. Малыши не имеют знаний о здоровом образе жизни, не до конца сформированы культурно – гигиенические навыки (навыки опрятности и самообслуживания).
Обоснование проблемы:
1. Родители недостаточно уделяют внимание физическому развитию детей (охрана и укрепление здоровья, воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей.
2. Недостаточно знаний у детей о культурно-гигиенических навыках, о здоровом образе жизни.
Цель проекта:
— Начальное формирования основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста.
Задачи:
— Укреплять и сохранять здоровье детей;
— формировать навыки здорового образа жизни;
— формировать первоначальные простейшие представления о себе, как отдельном человеке, об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека;
— правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям;
— воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания;
— повышать интерес детей и родителей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.
Ожидаемые результаты:
1. У детей сформированы первоначальные знания о здоровом образе жизни.
2. Сформированы простейшие навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, знают элементарные правила личной гигиены.
3. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы, проявляют двигательную активность.
4. Возникнет интерес и потребность в ежедневных беседах о здоровом образе жизни и о значимости полезной пищи для здоровья человека.
5. Активизирован и обогащен словарный запас детей по теме.
6. Повышение интереса и активности родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации к здоровому образу жизни.
7. Пополнение здоровьесберегающей среды в группе, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ.
Продукт проектной деятельности:
— оформление в группе уголка здоровья;
— создание картотек различных гимнастик (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки);
Реализация проекта:
1 этап — Подготовительный. Организационно-теоретический
— Ознакомление с научно – методической литературой, исследование знаний, умение, навыков воспитанников.
— Изучение и создание условий в группе, постановка проблемы, цели и задач.
— Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, методической, художественной и научной литературы по теме проекта.
— Разработка комплексно — тематического плана работы, конспектов занятий, картотек игр и упражнений.
2 этап — Основной. Содержательный
— Привить детям культурно-гигиенические навыки, сформировать интерес к ежедневному применению здоровьесберегающих технологий.
3 этап — Заключительный
— Подведение итогов работы:
— Обогащение уголка физической культуры.
— Картотека различных гимнастик и подвижных игр.
План работы с детьми:
Оздоровительные мероприятия (ежедневно в режимные моменты):
— Динамические паузы, физминутки;
— Пальчиковая гимнастика (с предметами, с проговариванием стихотворных форм.
Закаливающие мероприятия (ежедневно)
— Воздушные ванны, гигиенические процедуры.
— Хождение босиком по массажным дорожкам;
— Самомассаж стоп и рук.
— Профилактика плоскостопия (хождение по ребристым дорожкам и др.);
— Игры, направленные на формирование правильной осанки.
Перспективный план по здоровьесбережению детей в группе раннего возраста.
Сентябрь 2017 – Май 2018 г
Название формы организации проекта
1. Утренняя гимнастика, комплексы:
Источник