формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
консультация по теме
консультация для воспитателей по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_tsennosti_zdorovya_i_zdorovogo_obraza_zhizni.docx | 38.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Ершова Л.В. воспитатель МДОУ
Интерес к здоровью детей обусловлен всё возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития.
Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей ещё недостаточно прочны и нервная система отличаются особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию здоровью и организацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Ребёнок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Понимание себя, своих жизненных потребностей необходимо, чтобы понимать, «чувствовать» других людей. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема.
Многие учёные главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующую в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в образовательных учреждениях, в том числе дошкольных, призвано формировать у ребёнка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью.
Следует учитывать, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка, его привычки и поведение. Эта потребность проявляется в единстве с потребностью получать удовольствие, наслаждение от участия в двигательной деятельности, сопереживать в процессе взаимодействия и общения, самоутверждаться. На интересе детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье. Этот принцип и лежит в основе технологии целенаправленного формирования ценностного отношения детей дошкольного возраста к здоровью и здоровому образу жизни.
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка. Она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Очень часто у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, необходимо понимать, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Воспитание личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению с детских лет. От чего же зависит здоровье ребенка? Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам. По словам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Выше изложенные соображения определяют обосновывают необходимость работы по формированию осознанного отношения детей к своему здоровью. Негативные тенденции в состоянии здоровья детей ставят перед нами новые задачи:
— сохранение, укрепление здоровья детей;
— воспитание у них потребности в здоровье и в здоровом образе жизни.
Но, установка на здоровье и здоровый образ жизни формируется лишь в результате определенного воздействия, при этом особое значение приобретает педагогический компонент, сущность которого, по мнению И.И. Брехмана состоит в «обучении здоровью с самого раннего возраста». Именно в этом возрасте формируются жизненно важные мотивы, в том числе и мотивы здоровья. Вот почему в детском саду и дома следует:
- воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку;
- способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков;
- знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;
- учить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие;
- учить правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда и предотвращать их.
Для комплексного решения обозначенных выше задач была составлена «Модель формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста». Она делится на три блока:
1. Физкультурно-оздоровительный, сюда вошли:
— три физкультурных занятия;
— спортивные развлечения, досуги, дни здоровья;
— большие спортивные праздники 2 раза в год.
2. Формирующий здоровый образ жизни состоит из минуток здоровья:
— лечебное полоскание горла;
— гимнастика для глаз;
— гимнастика после сна;
3. Взаимодействие с семьями воспитанников включает санитарно-просветительскую работу: консультации, устные журналы, обмен семейным опытом, совместные с детьми вечера досуга.
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Роль родителей в сбережении здоровья ребенка при поддержке ДОУ состоит в конструировании природы — и культуросообразной модели поведения, в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов ДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребенка, активном участии в сохранении культурных традиций детского сада. С этих позиций в центре работы по формированию осознанного отношения к своему здоровью должны находиться:
— во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания;
— во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Для этого в работе с детьми необходимо искать новые подходы к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Привычка к здоровому образу жизни должна формироваться в семье и в образовательных учреждениях. Пропаганда здорового образа жизни в детском саду, личный пример педагогов поможет создать здоровое поколение.
1. А.Д. Викулов, И.М. Бутин. Развитие физических способностей детей. Ярославль. «ГРИНГО», 1996г.
2. В.Г. Алямовская. Как воспитать здорового ребёнка. LINKA PRESS, 1993.
Источник
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни как одна из задач воспитывающей среды образовательного учреждения
опыты и эксперименты по зож на тему
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни как одна из задач воспитывающей среды образовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avgustovskoe_soveshchanie_kanashova.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни как одна из задач воспитывающей среды образовательного учреждения
Докладчик: Канашова Лилия Мансуровна
Не секрет, что большинство людей лишь с возрастом познают истинную цену своего здоровья, начинают отчетливо понимать, что никакие жизненные успехи и материальные блага не могут компенсировать его потерю. Вполне естественно, что детей и вовсе не волнует проблема сохранения здоровья. Забота о нем всегда была и будет уделом взрослых – семьи, школы, внешкольных и дошкольных учреждений.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Поэтому, учителя физической культуры нашей школы взяли за основу своей работы: сохранение здоровья учащихся за период обучения.
Для коллектива школы здоровый образ жизни занимает ведущее место. В основе педагогического опыта учителей физкультуры нашей школы лежат основополагающие приоритеты:
1. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
3. Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Ведущая педагогическая идея — мотивировать детей к тому, чтобы они с самого раннего возраста ценили, берегли и укрепляли свое здоровье, стремились стать более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Основная цель работы учителей физкультуры — создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни.
Для достижения цели члены школьного МО учителей физкультуры поставили перед собой следующие задачи:
1. Формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни.
2. Повышение мотивации у обучающихся к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой.
3. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
При планировании работы на год методическое объединение исходит из того, что основной формой физического воспитания в школе является урок. Однако, при всей его значимости, большая роль в приобщении учащихся к ежедневным занятиям физическими упражнениями принадлежит внеклассной работе. Здесь важно, чтобы физкультурно-оздоровительные мероприятия охватывали всех учащихся школы. Поэтому при составлении календаря школьных спортивно-массовых мероприятий мы стремимся обеспечить единство учебной и внеклассной работы. Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется в школе по плану и включает различные мероприятия: участие в городской спартакиаде школьников; «Дни здоровья», «Веселые старты», олимпиады по физической культуре, спортивные соревнования в дни каникул, соревнования по туризму, шахматам среди учащихся и педагогов, проведение «Недели спорта».
Повышению эффективности физкультурно-оздоровительной работы, формированию здорового образа жизни помогает хорошая материально-спортивная база. На базе МБОУ СОШ № 2 функционируют два спортивных зала- малый и большой спортивный зал. Так же на территории школы расположен большой стадион, автогородок и детская площадка.
Деятельность преподавателей физического воспитания направлена на вовлечение школьников в систематические занятия физической культурой и спортом в спортивные секции и группы оздоровительной направленности. В школе работает 6 видов секций по различным видам спорта:
Волейбол, баскетбол, н,теннис, футбол, ОФП, пионербол, гимнастика.
Но вовлекая детей в спортивную жизнь школы, города, нельзя забывать, что ученик чрезвычайно подражателен. Поэтому важен личный пример учителя. Коллектив МБОУ СОШ №2 принимает активное участие в городской спартакиаде трудящихся и в массовых спортивных мероприятиях школы и города.
В качестве ведущей педагогической идеи, вытекающей из темы нашей работы, мы выделяем, прежде всего, идею сотрудничества с родителями, медицинским персоналом, психологом, классными руководителями. Целью такой работы является повышение авторитетности занятий физической культурой, укрепление здоровья и формирование навыков ведения здорового образа жизни. Ее реализация уже принесла неплохие результаты, как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе.
Я хочу рассказать, какие приёмы используют классные руководители в своей работе для создания здоровьесберегающей среды на уроке.
Каждый день учебные занятия в нашей школе начинаются с утренней зарядки.
Используют различные комплексы общеразвивающих упражнений,такие как «Проснись!», «Силачи», «Мы — спортсмены», упражнения без предметов и с различными предметами.
Все учителя во время уроков проводят физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательного аппарата и мышц глаз.
Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры — хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
В соответствии с программой физического воспитания и планом спортивно-массовых мероприятий, утвержденным на методическом объединении учителей физической культуры проводятся «Дни здоровья». В их программу включаются мероприятия для активного отдыха, массовые игры, соревнования по туризму и ориентированию. Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важнейших задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем – закаливание организма ребенка.
Надолго запоминаются детям спортивные праздники, такие, как «Папа, мама, я – спортивная семья». Эмоции, спортивный задор, весёлое настроение и воля к победе переполняют всех участников этого замечательного праздника.
Не всегда легко заинтересовать родителей участием в школьных праздниках, но результат всегда превосходит ожидания.
В конце каждой четверти проводится «Неделя спорта» в 1-11 классах. При планировании этих соревнований разрабатываются положения для каждой параллели: 1-3 классы «Веселые старты»; 4-5 классы – соревнования по «Перестрелке»; 6-7 классы – «Пионербол»; 8-9 классы «Баскетбол»; 10-11 классы (девушки) – «Волейбол»; 10-11 классы (юноши) — «Футбол».
Эти соревнования проходят с большим интересом, у учащихся поднимается настроение, появляется желание заниматься в дальнейшем спортом, дети записываются в секции понравившегося вида спорта.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты не только духовно, но и физически.
“Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Понижение уровня здоровья современного школьника приводит к необходимости объединения усилий школы, семьи, социальных партнёров и общества по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Это направле.
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех .
Проект для учащихся 3-х классов.
В статье представлен опыт работы учреждения по созданию Здоровьесберегающего пространства и приобщения учеников и их родителей к здоровому образу жизни.
Приоритет программы по экологическому и здоровьесберегающему воспитанию неслышащих обучающихся как социального направления в системе внеурочной деятельности образовательной организац.
Данная работа представляет собой портфолио 3 класса, описывающее систему работы класса по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Источник