Сохранение здоровья учащихся — основная задача школы
статья на тему
Статья посвящена проблеме сохранения и укрепления здоровья современного школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sokhranenie_zdorovya_uchashchikhsya_-_osnovnaya_zadacha_shkoly.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение здоровья учащихся — основная задача школы
Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.
Каковы же причины, негативно влияющие на здоровье учащихся? Что должен делать учитель, чтобы сохранить здоровье детей, укрепить его, а не ухудшить на протяжении всех лет обучения в школе?
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время,
нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного
процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних
заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи
информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика,
характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится
приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок
пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. От того насколько органичен образовательный процесс, насколько педагоги учитывают
специфику возможностей ребенка того или иного возраста, насколько полно учитываются
все отрицательно влияющие на здоровье ребенка факторы обучения, напрямую зависит, сумеем ли мы сохранить здоровье современного школьника.
Задумываясь о здоровье школьников, нужно признать, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса устарела, она неблагоприятно влияет на здоровье детей. Особенно отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье детей следующие факторы:
- интенсификация учебного процесса;
- нерациональная организация процесса обучения;
- несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.
С негативным влиянием данных факторов специалисты связывают до 40 % детской
патологии. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения
школьников, сохранения их здоровья. Сохранить и укрепить здоровье школьников
помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность всех
используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только
сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов
образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры
здоровья. Применение этих технологий способствует созданию специальных условий, обеспечивающих развитие сильных, знающих о своем здоровье, умеющих его беречь и подготовленных для жизни личностей.
Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для
учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации
и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и
. Цель здоровьесберегающего сопровождения — создание безопасного для здоровья образовательного пространства на уроках, а также создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья.
Требования к учителю просты и естественны: не допускать переутомления учащихся на уроках и перегрузки их домашними заданиями. Одним из факторов, содействующих утомлению детей, являются однообразные организационные формы обучения. Пусть даже передовые формы, но если они повторяются из урока в урок, из месяца в месяц, то они, безусловно, «приедаются», детям становится неинтересно, а это верный путь к повышенной утомляемости. Домашняя подготовка к одному уроку не должна занимать в среднем более 20 минут, т.е. более половины времени урока. Этого можно добиться, если полностью и эффективно использовать для обучения всё время урока.
Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного дня без учета
возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм физкультурно-
оздоровительной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.
Рациональный режим, прежде всего, предусматривает четкое чередование
различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию
разных видов деятельности. Подавляющее число функциональных отклонений в
организме учащегося за время обучения в школе связано с увеличением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, особенностями построения уроков.
Каждый учитель должен видеть главную свою задачу в том, чтобы инициировать,
продвигать вперёд и контролировать учебный процесс так, чтобы учащиеся учились
искусству учёбы. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошее здоровье только благоприятным образом способствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.
Сбережение и укрепление здоровья тесно связано с применением в школе информационно-коммуникативных технологий обучения, при которых дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Однако внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь неминуемо сказывается на здоровье. Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером? В первую очередь, создать соответствующие условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель, следовать санитарным нормам и правилам.
Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность
учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Работа за компьютером во
время выполнения практических заданий и тестирования дает возможность укрепить
здоровье учащихся, так как в этот момент в работу включаются различные группы мышц,
происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.
На уроках нужно учить строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья, развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их желанными, комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. А все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения.
Основной путь к здоровью — воспитание культуры здоровья, формирование убежденности ребенка в том, что нет другого правильного образа жизни, кроме здорового. Задача системы образования — добиться, чтобы здоровый образ жизни стал основой нового мировоззрения нового времени.
«Забота о человеческом здоровье — тем более о здоровье ребенка, — это не только комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» — говорил Сухомлинский.
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., Просвещение,1987.
2. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. — Сергиев Посад, 1995.
3.Макарова В. И., Дегтева Г. Н., Афанасенкова Н. В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. 2000. № 3. С. 60—62.
4.Юсупова Н. П., Плетнева Е. Ю. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования // Сибирский учитель. Научно-методический журнал. 2005. № 4 (40).
Источник
Программа «Укрепление и сохранение здоровья школьников»
материал на тему
1. Внедрение системы здоровьесберегающих технологий, методов и форм
организации образовательного процесса, направленной на формирование здорового образа жизни, социализацию и адаптацию личности к изменяющимся условиям.
2. Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни.
3. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
4. Достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ukrep._i_sokhr._zdor._shk-kov.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Укрепление и сохранение здоровья школьников»
- Внедрение системы здоровьесберегающих технологий, методов и форм
организации образовательного процесса, направленной на формирование здорового образа жизни, социализацию и адаптацию личности к изменяющимся условиям.
- Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни.
- Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
- Достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни.
- Оптимизация учебной, психической и физической нагрузки учащихся.
- Создание в школе условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся за счет:
— разгрузки содержания обучения путем его интеграции;
— использования эффективных методов обучения;
— увеличения объема двигательной активности;
— организации мониторинга здоровья;
— содействия проявлению интересов и склонностей к занятиям в спортивных секциях школы;
— расширения спектра оздоровительных мероприятий;
— медико – валеологического сопровождения детей;
— улучшения организации питания;
— установления связей с учредителями здравоохранения, культуры и спорта;
— включения всех общественных институтов в совместную деятельность.
- Создание в школе «Службы здоровья» для диагностики состояния здоровья всех работников школы.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Формирование стойкого убеждения в личной ответственности за состояние здоровья.
- Обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
Мероприятия, рассчитанные на перспективу
Создание здоровье-сберегающей инфраструктуры школы
— создание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими нормативами;
— оснащение кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
— наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;
— наличие и необходимое оснащение школьной столовой;
— организация качественного питания;
— необходимый и квалифицированный состав специалистов обеспечивающий работу с учащимися.
— использование бюджетных средств, шефская помощь, спонсорская помощь.
Организация учебного процесса
— соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения;
— использование методов и методик обучения, адекватных возрастам особенностям и возможностям учащихся(использование методик, прошедших апробацию»;
— введение инноваций в учебный процесс под контролем специалистов;
— строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио – визуальные средства);
— рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
— индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития)
— знание и соблюдение педагогами всех требований к организации образовательного процесса в школе.
Диагностика мониторинг состояния здоровья учащихся и работников школы
— ежегодные углубленные медосмотры (осмотр специалистами по показаниям здоровья, выявление отклонений);
— составление «Карточек здоровья» учащихся, начиная с 1 класса и наблюдением в течение всей учебы в школе;
— организация мониторинга физического здоровья учащихся 1-11 классов;
— анализ состояния здоровья, выявление тенденций;
— создание банка данных о здоровье 1-11 классов и работников школы;
— регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога;
— разработка авторских программ педагогами школы по здоровьесбережению.
— взаимодействие с медицинскими учреждениями района, привлечение педагогов и родителей к совместной работе
Работа школьной медицинской службы
— планирование вакцинации и прививок для учащихся 1-11 классов и работников школы;
— распределение учащихся по медицинским группам;
— проведение занятий в спецмедгруппах;
— коррекционная работа для учащихся 1-11 классов с нарушением осанки, плоскостопия (ЛФК, массаж), зрения;
— просветительская работа (беседы для учащихся, экскурсии);
— лекции для родителей;
— контроль за санитарно-гигиеническим режимом в школе;
— контроль за обязательным прохождением медицинского осмотра всеми работниками образовательного учреждения;
— организация различных видов терапии:
- витаминизация уч-ся 1-4 классов
- фитотерапия
- аромотерапия уч-ся 1-4 классов
— наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;
— оснащение для проведения оздоровительной и коррекционной работы.
Образование в области здоровья
— для учащихся 1-4 классов обучение по курсу «Все цвета, кроме черного» (автор М.М.Безруких)
— для учащихся 9-11 классов обучение по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
— уроки для родителей, включающих теоретическую и практическую части для работы со своими детьми по созданию здорового климата в семье.
— включение курса в учебный процесс в качестве регионального или школьного компонента;
— системность работы ОУ, направленный на формирование ценности здоровья и ЗОЖ;
— использование авторских программ по здоровью, утвержденных органами образования.
Физкультурно- оздоровительные мероприятия
В летний период
— организация гимнастики до занятий в 104 классах;
— организация подвижной ( динамической) перемены между 3 и 4 уроком в начальной школе;
— проведение физкультпауз на уроках в 1-6 классах, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
— использование элементов валеологического образования в ходе уроков общеобразовательного цикла в 1-11 классах:
— полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, спортивных секциях и т.п.);
— создание условий и организация работы спортивных секций по интересам учащихся 1-11 кл.;
— разнообразие форм проведения уроков физической культуры с целью личной заинтересованности учащихся в развитии и совершенствовании двигательных качеств и воспитании устойчивого интереса к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
— увеличение охвата учащихся горячим питанием;
— организация лагерей дневного пребывания за счет финансируемых ведомств с выбором приоритетного направления – сохранение и укрепление здоровья школьников.
— системность и регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий;
-использование локальной гимнастики на различные части тела;
— достаточное оснащение спортивной базы школы.
-проведение уроков здоровья для учащихся 1-10 классов с целью развития интереса к истории спорта, желания побеждать в себе свои отрицательные привычки и эмоции;
— проведение дней здоровья, спортивных соревнований, праздников;
— лекции (лектории), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
— создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей, разрабатывающих и реализующих здоровьесберегающую деятельность.
— наличие системы и специалистов, способных квалифицированно и грамотно вести беседу с учащимися разных возрастов;
— нецелесообразно использование в практике просветительско-воспитательной работы пропаганды новых «нетрадиционных» идей, систем оздоровления (биодобавки, диеты и т.п.)
Психологическая и социальная службы
— создание комплексной системы педагогической, психологической и социальной помощи и их психологическое сопровождение;
— организация тренинговых занятий по психопрофилактике стрессогенных состояний для учащихся и учителей;
— проведение анкетирований, тестирований учащихся школы;
— сбор необходимой информации:
- социальный паспорт школы, класса
- обследования семьи
- карта обследования социально-дезадаптированных несовершеннолетних
- паспорт семьи и т.д.;
— создание кабинета психологической разгрузки.
— проведение диагностической, профилактической, коррекционной и консультативной работы
Здоровье-сберегающие условия обучения детей
- воздушно – теплового режима
- светового режима
- условий санитарного состояния помещений
- требований к использованию учебной мебели
- питьевого режима
- эстетики школьного здания и двора
- чистоты и постоянная дезинфекция школьных туалетов
- проектно – сметной документации для постройки теплого туалета в начальном блоке
— соблюдение норм СанПиН и предписаний органов надзора, постоянный контроль за санитарно – гигиеническим состоянием условий обучения в школе
- Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности.
- Улучшение состояния здоровья учащихся и педагогов, сокращение количества простудных и вирусных заболеваний, заболеваний желудочно – кишечного тракта.
- Укрепление и оздоровление социально – психологического климата в коллективах учащихся и учителей.
- Оптимизация учебного и воспитательного процесса.
- Устойчивая мотивация к ЗОЖ, готовность учащихся к реализации личностного потенциала.
- Выработка форм поведения, помогающих избежать опасностей для жизни и здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наша школа уже не один год работает над решением проблемы сохранения здоровья учеников и педагогов, поскольку важной задачей современного образовательного учреждения выступает поиск таких .
Рекомендуется в качестве раздаточного материала для проведения родительских собраний по тематике «Рациональное питание школьников, правильный режим дня».
Применение новых технологий в системе здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приведёт к нормализации, грамотности применения новейших методов и форм работы в образовании детей.
Цель: 1. Информировать родителей об основных опасностях нервного напряжения («экзаменационного стресса») для здоровья учащихся и о правилах сохранения здоровья в предэкзаменационный период.
Современным ученикам приходится нелегко: в школе у них до восьми уроков в день, а после учебы еще и домашние задания готовить нужно. Так что времени на отдых вообще не остается. Как помочь ребенку выд.
Рост образования в обществе — необходимый, важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ложи.
Рост образования в обществе — необходимый, важный элемент соци¬ально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, .
Источник