Ситуационные задачи по дисциплине «сд в семейной медицине»
На базе городской взрослой поликлиники планируется организация отделения общей практики. На данный момент администрация ЛПУ полностью решила вопрос по работе врачебного персонала в данной поликлинике.
Вам, как старшей медсестре поручено подобрать средний и младший медицинский персонал отделения общей практики.
Какими квалификационными характеристиками должна обладать медсестра общей практики?
Какой приказ регламентирует организацию деятельности медсестры общей практики?
Рассчитайте кадровый состав среднего и младшего персонала отделения, учитывая, что прием будет вести 2 врача общей практики.
Какова рекомендуемая структура отделения общей врачебной практики в составе ЛПУ
Какой приказ регламентирует штатные нормативы отделения
общей врачебной практики?
Вы семейная медсестра, находитесь на вызове. Со слов мамы 7-летнего мальчика отмечены следующие жалобы: плохой аппетит, раздражительность, замкнутость ребенка. При осмотре патологии не выявлено, наблюдается психологическая подавленность ребенка. Со слов мамы замкнутым ребенок стал месяц назад, а стал отказываться от еды после рождения сестры и выписки их из роддома неделю назад.
Какая кризисная ситуация сложилась в семье?
Кто может оказать помощь ребенку, и какую?
Что необходимо посоветовать маме в воспитании детей?
Вы – семейная медсестра, находитесь на вызове. Больная М. 45 лет с диагнозом: Артериальная гипертония (АГ) 2 стадии, риск 2. Болеет около 8 лет. Курит, родители больны сахарным диабетом. Вчера был гипертонический криз, вызывала «скорую помощь». На момент осмотра: состояние средней тяжести, ожирение.
Масса тела 104 кг, физическая активность снижена. АД (на момент осмотра) 160/100 мм.рт.ст. ЧСС 95 уд. В лёгких хрипов нет, живот мягкий, безболезненный. Плановую гипотензивную терапию постоянно не принимает.
Дайте рекомендации по режиму и рациону питания при АГ.
Назовите факторы риска развития АГ
Назовите осложнения АГ.
Какие советы по вторичной профилактике должна дать семейная медсестра данной пациентке?
Виды профилактической работы
Пациент К. 40 лет обратился в клинику семейной медицины с жалобами на сильную головную боль, слабость, повышение температуры тела до 38 градусов, неприятный запах изо рта, обильное слюноотделение, резкую боль при глотании.
При осмотре состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, тахикардия до 110 уд. в мин., ( чдд 22 в 1 мин.). АД 110/80 мм.рт.ст., тоны сердца приглушены.
При осмотре глотки отмечаются резкая гиперемия и отечность тканей мягкого нёба с левой стороны. Небная миндалина на этой стороне смещена к срединной линии и книзу. Регионарные лимфатические узлы значительно увеличены и болезненны при пальпации. Семейным врачом назначено лечение: антибиотики, десенсибилизирующие препараты, полоскание полости рта отварами трав, фурацилином.
1.О каком заболевании идет речь?
2.Перечислите настоящие проблемы пациента
3.Какие осложнения возможны при данной патологии?
4.На каком этапе сестринского процесса проходит обследование пациента?
5.На каком этапе сестринского процесса выставляют сестринский диагноз? Какая документация заполняется при проведении сестринского процесса?
Мужчина С., 56 лет, внезапно почувствовал интенсивную, давящую боль за грудиной, иррадиирущей в левое плечо и руку, слабость, нехватку воздуха. Боль не купировалась нитроглицерином в течение 20 мин. В анамнезе ИБС, стенокардия напряжения III ФК с 45 лет.
При осмотре состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, тахикардия до 100 уд. в мин. АД 150/95 мм.рт.ст., тоны сердца приглушены. Живот мягкий, безболезненный.
Вы — семейная медсестра, в данный момент находитесь на вызове у данного пациента.
1. Какое заболевание развилось у больного?
2. В чём заключается тактика семейной медсестры в данном случае?
3.Перечислите сестринские диагнозы
4.Какие осложнения данного заболевания могут развиться в дальнейшем?
У больного К., 38 лет, сразу после перенесенной пневмонии появился сухой кашель, одышка, боль в грудной клетке, усиливающаяся при дыхании, справа. Боль уменьшается в положении лежа на правом боку. Больной обратился к семейному врачу. На момент осмотра состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, чсс 100 уд. в мин., ( чдд 28 в 1 мин.). АД 110/80 мм.рт.ст., тоны сердца приглушены. Живот мягкий, безболезненный. При обследовании – притупление перкуторного звука справа, На R-gen снимке – линия Дамуазо справа по верхней границе 4 го ребра.
1. Какое осложнение пневмонии развилось у больного?
2. Перечислите сестринские диагнозы.
3. Какой лечебно–диагностический метод необходимо провести?
4. Оснащение для проведения плевральной пункции.
Мужчина 55 лет. В анамнезе хронический простатит 15 лет. В последнее время состояние ухудшилось: мочеиспускание стало частым, болезненным, отмечает рези, 1 раз наблюдалась острая задержка мочи. В данный момент находится на приёме у семейного врача.
1. О каком заболевании можно подумать?
2. К какому узкому специалисту нужно направить больного на консультацию?
3. Какие дополнительные методы обследования следует назначить?
4. Принципы лечения
5. Принципы послеоперационного ухода.
Вы, семейная медсестра, находитесь на доврачебном приёме. На приём обратилась женщина 45 лет с болями в сердце колющего характера, головной болью, дрожью во всём теле. В анамнезе гипертоническая болезнь 7 лет.
При обследовании: при осмотре состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, тахикардия до 110 уд. в мин.. АД 110/80 мм.рт.ст.
АД-190/100 мм.рт.ст., пульс-100 уд.в 1 мин, в легких хрипов нет, живот мягкий, безболезненный.
1.О каком заболевании и осложнении идёт речь?
2.Приведите примеры сестринских диагнозов.
3.В чём заключается объём доврачебной помощи экстренной в данном случае?
4. Что должна включать домашняя аптечка по заболеванию АГ.
5.Какие осложнения характерны для АГ?
Вы, семейная медсестра, находитесь на вызове у больного. Мужчина 32 лет с жалобами на повышение температуры тела до 38 гр., сухой кашель, слезотечение, заложенность носа. При осмотре состояние средней тяжести, температура тела-36,6, глаза красные, слизистое отделяемое из носа, АД-130/90, ЧСС-т80/мин, в легких хрипов нет, живот без особенностей. Семейный врач был у данного больного на вызове вчера.
1.О каком заболевании идёт речь?
2.Приведите примеры сестринских диагнозов.
3. В чём заключается тактика медицинской сестры при посещении данного пациента?
4.Какие средства для промывания носа можно рекомендовать больному?
5. Почему больной должен соблюдать в данном случае постельный режим?
Вы — семейная медсестра, находитесь на вызове дома у пациента. Пациент жалуется на сильные сжимающие боли за грудиной с иррадиацией в левую руку, принял 5 таблеток нитроглицерина без эффекта.
Объективно: холодный пот, кожные покровы бледные, пульс нитевидный, давление 80/50мм.рт.ст. Такое состояние впервые, ранее нитроглицерин всегда купировал боль. В анамнезе ИБС, нестабильная стенокардия 10 лет, много курит, ожирение, последние 3 года отмечает стойкое повышение АД.
1. О каком состоянии идёт речь?
2.Тактика семейной медсестры
3.Какие профилактические советы может дать семейная медсестра в дальнейшем пациенту, после выписки?
4.Кто из специалистов должен проводить профилактическую работу в системе семейной медицины?
Вы — семейная медсестра. При активном патронаже больной 45 лет отмечены следующие жалобы: слабость, сухость кожи, нехватка воздуха, извращение вкуса, в течение 2 последних лет месячные нерегулярные, обильные, иногда с периодичностью 2 раза в месяц. В анамнезе миома матки, у гинеколога последний раз была 3 года назад. На момент осмотра состояние средней тяжести. Объективно: кожа сухая, бледная, трещины в углах рта, волосы секутся. АД 120/90 мм.рт.ст. , пульс 92 слабого наполнения, в лёгких хрипов нет, живот без особенностей.
1.Какой диагноз можно предположить в данном случае?
2.Тактика семейной медсестры в данном случае?
3.Какие исследования нужно провести для уточнения диагноза?
4. Принципы лечения данного заболевания
Задача№12: Новорожденный ребенок в возрасте 7 дней. Семейная медсестра находится в данный момент на активном патронажном посещении.
1.Какие советы родителям по вскармливанию, должна дать семейная медсестра?
2.Какие советы родителям по уходу за ребенком должна дать семейная медсестра?
На прикрепленном цехе предприятия зарегистрирована вспышка кишечной инфекции. Больные в этот же день обратились к фельдшеру здравпункта данного предприятия.
1. Какова тактика фельдшера здравпункта?
2. Какую документацию нужно обязательно заполнить?
3. Кто проводит профилактическую работу в цеху предприятия?
4. Как называется ЛПУ, где проводится лечение и профилактика работающих завода или другого промышленного предприятия?
Больной А. 47 лет, болеет уже на протяжении 2 лет. В данный момент находится на приёме у семейного врача. Жалобы на сухой кашель, слабость, ознобы, потливость, особенно по ночам, повышение температуры по вечерам до 37,2-37,5 градусов, быструю утомляемость, чувство «разбитости». Употребляет спиртные напитки. Курит с 36 лет по 10-15 сигарет в день. У отца и брата в анамнезе туберкулёз лёгких.
На момент осмотра состояние средней тяжести, пониженного питания, астенического телосложения. Кожные покровы с сероватым оттенком.
АД 140/90 мм.рт.ст., пульс 92 , ритмичен, в лёгких сухие свистящие хрипы, живот без особенностей.
1. Какое заболевание дыхательной системы можно заподозрить?
2.Консультация какого специалиста необходима в данном случае?
3. В чём заключается план обследования данного пациента?
Источник
Здоровый человек и его окружение Лекция 15. Здоровье семьи
учебно-методический материал
Лекция 15. Здоровье семьи
Понятие семьи
Типы семьи
Этапы жизненного цикла семьи
Основные функции семьи
Значение семьи в жизни человека
Планирование семьи
Методы контрацепции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_15_teoriya.docx | 44.52 КБ |
planirovanie_semi._kontratseptsiya.docx | 39.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция 15. Здоровье семьи
1. Понятие семьи
3. Этапы жизненного цикла семьи
4. Основные функции семьи
5. Значение семьи в жизни человека
Семья — организованная социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови), члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной и правовой ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейнобрачное состояние.
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.
Русское слово «семья» имеет славянское и индоевропейское происхождение, восходя к значению территориальной общности.
Под семьей обычно понимают группу родственников, чье родство может быть кровным (родители и дети, братья, сестры) и законным (муж и жена, отчим и пасынок).
К членам семьи относят: отца, мать, сына, дочь, брата, сестру, дедушку, бабушку. К дальнему кругу могут быть отнесены дядя, тётя, племянник, двоюродные и троюродные братья и сестры.
Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке, в первую очередь, обозначает «общее имя для членов семьи».
Выделяют следующие аспекты семьи:
- семья как социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми;
- семья экономическая — объединяет лиц, связанных экономически — общим семейным бюджетом;
- семья территориальная — объединяет лиц по признаку совместного проживания;
- семья биологическая — состоит из родителей и детей.
Во Франции в понятие семьи входила «группа лиц, запирающихся на ночь за одним замком», а русская земская статистика при проведении подворных переписей определяла семью по числу едоков, исходя из того, что «по представлению крестьян, в понятие семьи входит круг лиц, постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка ».
При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.
1. В зависимости от формы брака:
— моногамная семья — состоящая из двух партнёров;
— полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров (полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами (брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно), в шариате есть ограничение количества жён — не более четырёх; полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами (встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов).
2. В зависимости от пола супругов:
— однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей или детей от предыдущих (гетеросексуальных) браков или без детей;
3. В зависимости от количества детей:
— бездетная, или инфертильная семья;
4. В зависимости от состава:
— простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:
а) полной — в составе есть оба родителя и, хотя бы, один ребёнок;
б) неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей.
— сложная или патриархальная — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.
5. В зависимости от распределения власти в семье (вопрос лидерства):
— традиционная (патриархальная) — лидирующая роль принадлежит старшему мужчине;
— нетрадиционная — сохраняется традиционная установка на лидерство мужчины, но без достаточных экономических оснований;
— эгалитарная — семья равных, современный тип семьи, где обязанности распределяются справедливо.
6. В зависимости от проживания семьи:
— матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены;
— патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;
— неолокальная — семья проживает отдельно от родителей.
Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные. Наследование по женской линии означает матрилинеальностъ семьи.
Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.
- Этапы жизненного цикла семьи
Почему в семье возникают проблемы? Причин может быть огромное множество. Одной из самых распространенных причин является нарушение на какой-либо из стадий жизненного цикла семьи. Не секрет, что семьи, прожившие в браке 20 лет, будут отличаться от семей, заключивших брак всего год назад. Мы увидим разные проблемы, разные трудности. Проблемы семьи с новорожденным младенцем будут отличаться от проблем семьи с подростком. Признание этих различий ведет к понятию «жизненного цикла семьи». Таким образом, жизненный цикл семьи — это некая последовательная смена событий и стадий, которые проходит любая семья.
Конечно, семья может пропустить тот или иной этап своего развития, например, не родить детей, но некоторые события являются неизменными, например, изменение физического возраста людей.
Условно жизненный цикл семьи может быть разделен следующим образом:
- Период ухаживания.
- Фаза проживания супругов без детей (или стадия монады).
- Семья с маленьким ребенком (или стадия триады).
- Фаза стабилизации или зрелого брака.
- Фаза, в которой дети постепенно покидают дом.
- Фаза «пустого гнезда».
- Фаза, в которой кто-то из партеров остается один после смерти другого.
Каждая фаза жизненного цикла семьи ставит перед ее участниками определенные задачи. Функциональная семья — это та семья, которая успешно справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами. Дисфункциональная, соответственно — это та семья, которая с этими задачами не справляется. Обычно в этот момент люди и начинают искать помощи психолога, так как переход на новую фазу — это всегда кризис, и люди не видят возможности приспособления к новой ситуации или даже не принимают ее.
Какие же проблемы и задачи могут возникнуть у семьи на каждом из циклов?
Чтобы успешно пройти эту фазу молодые люди должны разрешить следующие проблемы: достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей; развитие навыков ухаживания и привлечения партнера; занятие адекватного возрасту статуса. Это — очень важная стадия, как для индивидуального психического развития, так и для развития его будущей семьи.
Фаза проживания супругов без детей (или стадия монады)
Это — первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет происходить. Есть правила, которые легко выработать, а некоторые очень трудно. Легче всего выработать внешние правила (кто и когда моет посуду, кто ходит в магазин, кто зарабатывает деньги и т.д.). Труднее выработать правила, связанные с более глубинными вещами.
Семья с маленьким ребенком (или стадия триады)
Это очередной кризис, когда меняется вся структура семьи. Было двое, а стало трое. И снова надо договариваться, так как возникли новые обязанности и новые роли. На этом этапе может возникнуть ревность одного из супругов, если он почувствует, что другой партнер больше привязан к ребенку, чем к нему. Может возникнуть проблема самореализации у матери, которая будет ревновать мужа к активному образу жизни, которого она сейчас лишена. Могут возникнуть проблемы взаимодействия с родительскими семьями, так как бабушки и дедушки могут захотеть влиять на то, что происходит в молодой семье.
Обычно эта фаза соответствует кризису середины жизни супругов. Середина жизни, как известно, характеризуется сочетанием больших возможностей с серьезными ограничениями. Вроде люди накопили большой опыт, получили определенный социальный статус, но уже не так просто адаптироваться к изменяющимся экономическим обстоятельствам, трудно что-то менять, приходится «плыть по течению» даже тогда, когда это течение тебе не очень нравится. Еще одним типичным стрессом для семьи является необходимость ухода за престарелыми родителями и переживание их смерти. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом
Наиболее серьезные кризисы семья переживает тогда, когда кто-то вступает в семью или покидает ее. Родители могут вдруг обнаружить, что им не о чем говорить друг с другом. Или вдруг обостряются старые разногласия и проблемы, решение которых было отложено из-за рождения детей. В этот период возрастает число разводов.
Последние стадии жизненного цикла семьи
Уход на пенсию может сделать проблему пребывания наедине друг с другом еще более острой. Часто в это время возникает проблема ухода за старым супругом. Время идет, один из супругов умирает, и жизненный, цикл семьи завершается. Наступает стадия монады, только на другом возрастном уровне. Мы видим, что каждая стадия развития семьи несет в себе потенциальную угрозу разрыва отношений. Но все ли так плохо? Обязательно ли надо бояться этих кризисов? Надо сказать, что всякий кризис может привести семью, как к распаду, так и к большему укреплению. Ведь, если супруги совместно преодолевают кризис, то их любовь и содружество только возрастают. Главное — не запускать проблемы, активно их решать, не думать, что все «рассосется само собой» и всегда помнить слова Л.Н.Толстого: «Нам всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любят».
Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Она не сводится, однако, к отношениям между ними, даже юридически оформленным, а предполагает отношения между мужем и женой, родителями и детьми, что придает ей характер важнейшего социального института. Это определяется тем, что семья обязана своим возникновением, существованием и развитием, прежде всего, общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях. Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Сущность семьи выражается через такие понятия, как функции семьи, ее структура и ролевое поведение ее членов.
Функция семьи — сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей всех членов.
Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и ин д иви дуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время, она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.
Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.
Семья участвует в общественном производстве средств жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи.
С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Современной семье все меньше присущи черты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие.
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент — специфика самого процесса семейного воспитания.
Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познавание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.
Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения.
Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи.
От нормального функционирования семьи во многом зависит личное счастье мужчин и женщин, психическое, физическое и духовное здоровье супругов и детей, удовлетворенность человека жизнью.
Значение семьи в жизни каждого человека трудно переоценить. Семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения, первые уроки любви. Она помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности и т. д.. И чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи и малышу в том числе, тем увереннее ребенок будет чувствовать себя в жизни.
Безусловно, самую важную роль в жизни каждого ребенка играют родители. Им дети подражают, на них хотят быть похожими. Однако отцовская и материнская любовь к ребенку не одинакова.
Любовь матери — это безусловная любовь. Мама готова принять своего ребенка любого (хорошего или плохого, здорового и больного и т. д.) и любит его только за то, что он есть. Неспособность матери так любить своего ребенка негативно сказывается на формировании его чувства собственного достоинства, самосознании ребенка и его способности любить. Особенно пагубно отсутствие безусловной любви матери для девочек. Это формирует ощущение одиночества и неуверенности в отношениях со сверстниками и взрослыми. Также результатом недостаточной любви в детстве или излишней требовательности матери может стать наличие загаженной самооценки уже у взрослой женщины.
Однако для формирующейся личности не менее, а возможно и более губительна и чрезмерная любовь матери, самопожертвование. Те девочки, чьи мамы жертвуют личной жизнью ради них, вырастут либо эгоистками, не способными любить, либо зависимыми и несамостоятельными. В любом случае, ни то ни другое не будет способствовать их счастливой и успешной жизни.
Любовь отца не такая безусловная как материнская любовь, она более требовательна, однако не менее необходимая для развития ребенка. К маме ребенок приходит, чтобы его пожалели, поделиться с ней своими печалями и радостями. А с отцом он делится своими достижениями, ждет от него похвалы и одобрения, обращается за защитой. Для девочки папа также крайне важен, она ориентируется на его мнение в оценке ее женских качеств. Таким образом, женский характер в детском возрасте формируется благодаря двум составляющим — примеру матери и оценке отца.
И так, отношения ребенка с мамой основываются на чувствах, а отношения с отцом — на поступках. Однако это не означает, что папа не может любить ребенка просто так или, что мама не должна давать оценку его достижениям и поступкам. Довольно не просто разобраться в сложных отношениях детей и родителей. Можно только определить, что результатом любви родителей является ощущение ребенком чувства собственного достоинства, семейной близости, желания быть похожим на них.
Для формирования и развития личности ребенка важную роль играют не только его отношения с родителями, но и то, как родители относятся друг к другу, так как именно в детстве формируется модель будущей семейной жизни. Глядя на отношение родителей друг к другу, девочка создает идеальную модель собственной будущей семьи. Уже с раннего детства она знает, что в семье должна делать женщина, а что мужчина, как родители должны относиться к своим детям. Безусловно, со временем эта идеальная модель будет изменяться, но меняться будут лишь некоторые ее черты, а суть останется прежней. Интересен тот факт, что довольно часто девочки, которые выросли в благополучных семьях, выходят замуж за мужчин похожих на их отцов, причем не только по характеру, но и внешне.
В настоящее время под словом «семья» совсем не обязательно подразумевается наличие мамы, папы и детей. Сегодня растет число «неполных» семей, то есть с одним родителем (мамой или папой). У детей, которые выросли в таких семьях, могут возникнуть определенные проблемы в будущей семейной жизни и отношениях с противоположным полом. Кроме того, это может наложить отпечаток на развитие личности ребенка и вызвать некоторые особенности в его характере.
Одиноким родителям приходится выступать в роли кормильца, воспитателя и домохозяйки одновременно. Они сильнее переживают из-за неприятностей, случающихся у ребенка, чаще испытывают материальные трудности — все это, конечно же, не способствует созданию оптимальных условий для его воспитания. Большинство неполных семей в нашей стране состоят из мамы и ребенка, а одинокие отцы — довольно редкое явление.
Раньше считалось, что мальчики страдают больше из-за отсутствия в семье отца, чем девочки. Однако последние исследования показывают, что девочки, выросшие без отца, испытывают определенные трудности в общении с противоположным полом, некоторые чувствуют себя дискомфортно в присутствии мужчин. Девочкам, лишившимся папы в подростковом возрасте (из-за развода) иногда становится свойственна агрессивность, неразборчивость в сексуальных связях.
Дети, которые растут только с одним из родителей, не видят отношений между мужчиной и женщиной внутри семьи и это искажает их представления о семейной жизни.
Ребенок получает дополнительные психические травмы, когда родители расходятся и начинают делить ребенка, позволяя себе нелестно отзываться друг о друге в его присутствии. Малыш в этой ситуации не может сделать выбор между мамой и папой и иногда винит себя в случившемся (в разводе родителей).
В воспитании ребенка родители дополняют друг друга, каждый из них имеет свою индивидуальность. И когда ребенок теряет одного из них, то первому приходится брать на себя функции второго. Конечно, это создает некоторые сложности в отношениях с ребенком, но жизнь показывает, что многие мамы справляются с отведенной им ролью. К тому же практика показывает, что дети, которые росли только с мамой, намного лучше приспособлены к жизни, чем те дети, которые росли в полной семье в атмосфере ненависти между родителями. Поэтому если выбирать между воспитанием в полной, но конфликтной семье и неполной, то неполная семья, безусловно, будет меньшим злом.
Приемная семья, лучший способ помочь покинутому ребенку, сделать его счастливым, отдав ему свою любовь и заботу.
Источник