ОЦЕНКА УРОВНЯ (ГРУППЫ) ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
ОЦЕНКА УРОВНЯ (ГРУППЫ) ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Ребёнок 2-х лет. На профилактическом приёме. Жалоб не предъявляет; по данным: ФР – гипосомия, дефицит массы Iстепени; НПР– II группа развития, Iстепень; уровень гемоглобина – 85г/л; в анамнезе атопический дерматит в стадии ремиссии. Определите уровень (группу) здоровья.
Пожалуйста, проведите оценку уровня (группы) здоровья у ребенка, комментируя свои действия и ответьте последовательно на поставленные вопросы.
1. Определение понятия здоровья.
2. Значимость оценки уровня здоровья у детей в эпикризные сроки.
3. Основные критерии (6) комплексной оценки состояния здоровья и развития детей.
4. Группы (уровни) здоровья детей.
5. Анализ физического развития (ФР) по ситуационной задаче.
6. Анализ нервно-психического развития (НПР) по ситуационной задаче.
7. Наличие отклонений в состоянии здоровья ребёнка по ситуационной задаче.
8. Заключение по уровню здоровья (группы) у данного ребёнка.
ОЦЕНКА УРОВНЯ (ГРУППЫ) ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Инструкция для экзаменатора
Пожалуйста, прочтите внимательно инструкции для студента ВОП.
Приветствуйте студента, и предложите выбрать ему/ей письменные инструкции:
Оснащение станции: ситуационные задачи, таблица с нормативами основных показателей (анализаторов и линий) психометрии в эпикризных сроках детей раннего возраста, таблица количественной оценки НПР для определения уровня (группы развития) НПР, центильные таблицы по основным критериям ФР, вспомогательная таблица для определения гармоничности и таблица для определения групп здоровья.
1. Определение понятия ЗДОРОВЬЕ – это естественное состояние физического, духовного, социального благополучия, отсутствие болезни и повреждений, уравновешенность (адаптированность)с окружающей средой.
2. Значимость оценки уровня здоровья детей в эпикризные сроки – Динамичное наблюдение с целью сохранения здоровья, его высокого уровня, направленных на профилактику, раннее, активное выявление заболеваний и своевременная коррекция выявленных отклонений у детей. Изучение и устранение причин, способствующих возникновению и распространению заболеваний.
3. Основные критерии комплексной оценки состояния здоровья и развития детей и уровни их здоровья (6): 1 — Анамнез, 2 — ФР и степень его гармоничности, 3 — НПР и степень его гармоничности, 4 — Резистентность и реактивность организма, 5 — Функциональное состояние органов и систем, 6 — наличие врождённых пороков развития, длительно текущей и хронической патологии.
4. Группы (уровни) здоровья
I-ая группа – абсолютно здоровые дети (с нормальным развитием и уровнем функций, по всем
6 основным критериям нет отклонений).
II-я группа – практически здоровые дети, имеющие функциональные и некоторые
морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и
III-я группа – дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с
сохраненными функциональными возможностями организма; субкомпенсации,
со сниженными функциональными возможностями; декомпенсации, со
значительно сниженными функциональными возможностями организма.
5. Анализ ФР по ситуационной задаче — гипосомия, дефицит массы Iст. – по данным показателям ребёнок находится во II группе здоровья
6. Анализ НПР по ситуационной задаче – II группа развития,1ст – т.е. ребёнок по 1 показателю отстаёт на 1 эпикризный срок, относится ко II группе здоровья.
7. Наличие отклонений в состоянии здоровья ребёнка — уровень гемоглобина – 85г/л, то есть имеет место анемия IIст. – длительно текущее заболевание и в анамнезе также атопический дерматит в стадии ремиссии. По данным заболеваниям ребёнок должен наблюдаться в III группе здоровья.
8. Заключение по уровню здоровья (группы) у данного ребёнка – III-ая группа. В целом по имеющимся отклонениям в ФР, НПР и соматическим патологиям ребёнок должен наблюдаться в III-ей группе здоровья (ставим по максимальной группе).
ОЦЕНКА УРОВНЯ (ГРУППЫ) ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Оцените, пожалуйста, каждый критерий соответствующим баллом
№ п/п | Критерии шагов | 0-0,1 | 0,2-0,3 | 0,4-0,5 |
Определение понятия ЗДОРОВЬЕ – это естественное состояние физического, духовного, социального благополучия, отсутствие болезни и повреждений, уравновешенность (адаптированность) с окружающей средой. | ||||
Значимость оценки уровня здоровья детей в эпикризные сроки – Динамичное наблюдение с целью сохранения здоровья, его высокого уровня, направленных на профилактику, раннее, активное выявление заболеваний и своевременная коррекция выявленных отклонений у детей. Изучение и устранение причин, способствующих возникновению и распространению заболеваний. | ||||
Основные критерии комплексной оценки состояния здоровья и развития детей и уровни их здоровья (6): 1 — Анамнез, 2 – ФР (физическое развитие) и степень его гармоничности, 3 – НПР (нервно-психическое развитие) и степень его гармоничности, 4 — Резистентность и реактивность организма, 5 — Функциональное состояние органов и систем, 6 — наличие врождённых пороков развития, длительно текущей и хронической патологии. | ||||
Группы (уровни) здоровья I-ая группа – абсолютно здоровые дети (с нормальным развитием и уровнем функций, по всем 6 основным критериям нет отклонений). II-я группа – практически здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. III-я группа – дети, имеющие хронические заболевания в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма; субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями; декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. | ||||
Анализ ФР по ситуационной задаче — гипосомия, дефицит массы Iст. – по данным показателям ребёнок во II группе здоровья. | ||||
Анализ НПР по ситуационной задаче – II группа развития,1ст – т.е. по 1 показателю отстаёт на 1 эпикризный срок. — во II группе здоровья | ||||
Наличие отклонений в состоянии здоровья ребёнка — уровень гемоглобина – 85г/л, то есть имеет место анемия IIст. – длительно текущее заболевание и в анамнезе также атопический дерматит в стадии ремиссии. По данным заболеваниям ребёнок должен наблюдаться в III группе здоровья | ||||
Заключение по уровню здоровья (группы) у данного ребёнка – В целом по имеющимся отклонениям в ФР, НПР и соматическим патологиям ребёнок должен наблюдаться в III-ей группе здоровья (ставим по максимальной группе). | ||||
Итого |
Максимальный балл – 4,0
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент оценки | Процентное содержание оценки | Оценка по традиционной системе |
А | 3,84- 4,0 | 95-100 | «Отлично» |
А- | 3,51-3,83 | 90-94 | |
В+ | 3,17-3,50 | 85-89 | «Хорошо» |
В | 2,84-3,16 | 80-84 | |
В- | 2,51-2,83 | 75-79 | |
С+ | 2,17-2,50 | 70-74 | «Удовлетворительно» |
С | 1,84-2,16 | 65-69 | |
С- | 1,51-1.83 | 60-64 | |
D+ | 1,17-1,50 | 55-59 | |
D | 1,0-1,16 | 50-54 | |
F | 0-0,99 | 0-49 | «Неудовлетворительно» |
Оценка___________ Подпись экзаменатора _______________
Примечание: Эпикризый срок у детей с 1 до 2-х годиков жизни равен 3 месяцам.
Источник
Решить ситуационную задачу по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков.
П р и м е р: Мальчик 7 лет, данные онтогенеза без особенностей, рост 131см, масса тела 27кг, окружность грудной клетки 61см, ЖЕЛ 1700мл, мышечная сила правой кисти – 14кг, мышечная сила левой кисти – 12кг, за год длина тела увеличилась на 5см, число постоянных зубов – 9.
При углубленном медицинском обследовании поставлен диагноз: хронический бронхит. За последний год было два обострения заболевания и мальчик три раза перенес ОРВИ.
При выполнении функциональной пробы с дозированной физической нагрузкой (20 глубоких приседаний за 30 сек) максимальное АД повысилось на 40мм рт.ст., минимальное АД снизилось на 20мм. рт. ст. Частота пульса была выше исходной на 60%, дыхание участилось на 5 в минуту. Время возвращения указанных показателей к исходным величинам – 5 минут.
Решение: Комплексная оценка состояния здоровья ребенка включает 3 этапа:
I – Исследование состояния здоровья по определенным критериям:
1-й критерий: оценку особенностей онтогенеза производят согласно схеме (Приложение 3): генеалогический анамнез не отягощен; биологический анамнез благоприятный; социальный анамнез благоприятный.
Заключение: отклонений в онтогенезе не обнаружено.
2-й критерий: оценку физического развития проводят по комплексной методике (см. п.2Г)
Заключение: физическое развитие обследуемого ребенка соответствует возрасту, гармоничное.
3-й критерий: степень резистентности организма определяется частотой или длительностью заболеваний (часто болеющие – дети, болеющие 4 и более раз в год; длительно болеющие – дети, болеющие более 25 дней по одному заболеванию).
Мальчик болел 5 раз (>4 ).
Заключение: резистентность организма снижена.
4-й критерий: функциональное состояние основных систем организма оценивают по таблице (Приложение 4)
Заключение: реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку допустимая.
5-й критерий: наличие или отсутствие хронических заболеваний или пороков развития, в зависимости от характера или степени выраженности предопределяет группу здоровья (Приложение 5).
У мальчика имеется диагноз: хронический бронхит, что определяет ему III группу здоровья.
II – Заключение с определением группы здоровья.
Проанализировав критерии, определяющие и характеризующие состояние здоровья, выносится заключение с определением группы здоровья согласно схеме комплексной оценки состояния здоровья (табл.10).
В приведенном примере:1критерий – 1гр; 2 критерий– 1гр; 3 критерий– 2гр; 4 критерий – 2гр;5 критерий – 3 гр.
Мальчик относится к III группе здоровья. Основание: наличие хронического заболевания.
III – Разработка рекомендаций в зависимости от группы здоровья.
Все рекомендации делятся на:
Дети, отнесенные к I группе здоровья, нуждаются в назначении профилактических рекомендаций:
1. Оптимизация режима дня.
2. Рационализация питания.
3. Рекомендации по физическому воспитанию (комплекс массажа, гимнастики, физических упражнений, определение группы закаливания).
5. Воспитательные воздействия.
Детям, отнесенным ко II группе здоровья, на фоне индивидуальных профилактических мероприятий назначаются специальные оздоровительные мероприятия (профилактика пограничных состояний, диспансеризация по индивидуальному плану, лабораторные исследования).
Дети, отнесенные к III и IV группе здоровья, находятся на диспансерном учете и наблюдаются педиатрами и врачами-специалистами. Больные дети нуждаются в индивидуальных профилактических мероприятиях (щадящий режим дня, диетическое или лечебное питание, физические нагрузки, закаливающие процедуры), специальных оздоровительных и лечебных мероприятиях в соответствии со степенью компенсации патологического процесса
Источник
4. Оценка здоровья детей и подростков
Разработаны и применяются критерии оценки здоровья детей и подростков, представленные ниже.
Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний.
Уровень функционального состояния основных систем организма.
Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.
Уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
По указанным критериям выделяются группы здоровья, представленные в таблице 12.
Группы здоровья детей и подростков
Контингент групп здоровья
Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций
Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям
Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями
Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями
Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма; как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены
При массовых врачебных осмотрах для определения групп здоровья и распределения обследуемых по группам здоровья рекомендована схема, приводимая в таблице 13.
Схема определения группы здоровья при массовых врачебных осмотрах в зависимости от характера и степени выраженности некоторых распространенных отклонений
В состоянии здоровья
Отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы
Функциональный шум в сердце
Юношеская гипертрофия сердца, митральная форма сердца; малое (висячее) сердце
Тахикардия, брадикардия, синусовая аритмия, экстрасистолия
При отсутствии заболеваний сердца
Понижение артериального давления
При снижении систолического артериального давления у детей 8-12 лет до 80-85 мм рт. ст.; 13-16 лет до 90-95 мм рт. ст.
Вегетососудистая дистония по гипотоническому типу
Снижение систолического артериального давления у детей 8-12 лет ниже 80-85 мм рт. ст. и 13-16 лет ниже 90-95 мм рт. ст. при наличии повышенной утомляемости, головных болей, лабильности пульса, потливости и др.
Продолжение таблицы 13
Вегетососудистая дистония по гипертоническому типу (гипертоническая болезнь IА стадии по А.Л. Мясникову)
Транзиторные подъемы систолического артериального давления до 135-140 мм рт. ст. (редко до 150 мм рт. ст.) при наличии вегетативной дисфункции – потливости, тахикардии, субфебриллитета и отсутствии изменений в сосудах глазного дна и на ЭКГ
Гипертоническая болезнь I стадии (IБ стадия по А.Л. Мясникову)
Продолжительные подъемы систолического артериального давления до 150-160 мм рт. ст., уровень лабильный; диастолическое артериальное давление иногда повышается до 85-90 мм рт. ст.
Миокардит неревматической этиологии
При полной клинической ремиссии III гр.
При неполной клинической ремиссии – IV гр.
Без порока сердца или с пороком без признаков недостаточности кровообращения, при отсутствии признаков активности ревматического процесса от 1 года до 5 лет после атаки – III гр.
Без порока сердца или с порокм без признаков недостаточности кровообращения в период стихания активности ревматического процесса (от 6 мес. До 1 года) – IV гр.
С пороком сердца и признаками недостаточности кровообращения I ст. при отсутствии признаков активности ревматического процесса (от 1 года и более после атаки) – IV гр.
Врожденный порок сердца
Открытый боталлов проток, дефект межжелудочковой перегородки, без признаков нарушения кровообращения – III гр.
С недостаточностью кровообращения I ст. – IV гр.
Отклонения со стороны органов дыхания
При отсутствии клинических и функциональных изменений со стороны органов дыхания и других систем – III гр.
При их наличии – IV гр.
При отсутствии клинических и функциональных отклонений со стороны органов дыхания и других систем – III гр.
При их наличии – IV гр.
В межприступном периоде при отсутствии функциональных нарушений различных систем, органов и физического развития – III гр.;
При их наличии – IV гр.
Отклонения со стороны органов пищеварения
Кариес средней активности – II гр.
Высокой активности – III гр.
Начальные формы аномалии прикуса – II гр.
Значительно выраженные аномалии прикуса – III гр.
Дискинезия желчевыводящих путей
В стадии стойкой ремиссии – II гр.
Кратковременные, схваткообразные боли в правом подреберье или в области пупка, возникающие после еды или не связанные с приемом пищи, при мало нарушенном общем состоянии и слабовыраженных объективных данных – III гр.
В стадии стойкой ремиссии – III гр.; в стадии неполной ремиссии – IV гр.
Продолжение таблицы 13
В стадии полной ремиссии – III гр.
В стадии неполной ремиссии – IV гр.
В стадии полной ремиссии – III гр.;
В стадии неполной ремиссии (незначительные боли в эпигастральной области, голодные или спустя 2 часа и более после приема пищи) при наличии болезненной пальпации пилородуоденальной области – IV гр.
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
При стойкой ремиссии – III гр.
Боли в подложечной области (голодные и ночные), отрыжки кислым, изжога, рвота, при локальной болезненности в подложечной и пилородуоденальной области, напряжения мышц эпигастральной области – IV гр.
Хронический колит, энтероколит
В стадии ремиссии – III гр.
При неопределенных болях по всему животу, снижении аппетита, общей слабости, быстрой утомляемости, похудании, спастически сокращенном кишечнике, его вздутии и урчании – IV гр.
Без признаков интоксикации – II гр.
При их наличии – III гр.
Отклонения со стороны мочеполовой системы
Доброкачественная протеинурия при отсутствии заболеваний почек
При полной ремиссии и сохраненной функции почек – III гр.
При неполной ремиссии и частично нарушенной функции почек – IV гр.
Нарушение менструального цикла в период становления менструальной функции
Отклонения со стороны эндокринной системы и обмена веществ
Гипертрофия вилочковой железы
Увеличение щитовидной железы I и II степени
Увеличение щитовидной железы I степени (прощупывается перешеек щитовидной железы и слабо определяются боковые доли), II степени (железа заметна на глаз при глотании, легко прощупываются боковые доли) до препубертатного и пубертатного периода без нарушения функции
Увеличение щитовидной железы III степени и более без нарушений функции
Диффузный токсический зоб
При легкой форме – III гр.
При средне-тяжелой форме – IV гр.
Избыточная масса тела (за счет жироотложения)
Превышение массы тела на 10-19% в связи с избыточным жироотложением
Продолжение таблицы 13
Ожирение I степени (превышение массы тела на 20-29% за счет жироотложения) и II степени (превышение массы тела на 30-49% за счет жироотложения) – III гр.
Ожирение III степени (превышение массы тела на 50% и более за счет жироотложения) – IV гр.
Отклонения со стороны кожи
Повторяющиеся кожно-аллергические реакции на пищевые вещества, лекарства и др.
Эксудативно-катаральный диатез без явлений экземы
Экзема, дерматит, нейродермит
При ограниченной локализации – III гр.
При распространенных кожных изменениях с явлениями общей интоксикации – IV гр.
Отклонения со стороны системы крови
Преданемическое состояние (анемизация)
Содержание гемоглобина в крови 115-111 г/л
Содержание гемоглобина в крови 110-108 г/л – III гр.
Содержание гемоглобина в крови 107-80 г/л – IV гр.
Отклонения со стороны нервной системы
Легкие астенические проявления (утомляемость, головные боли, раздражительность, обидчивость, плаксивость, поверхностный сон и др.), исчезающие после непродолжительного отдыха, нормализации режима и отдыха
Привычки грызть ногти, ручки, воротнички, дергать волосы, кусать и облизывать губы и др., не понижающие функциональные возможности организма
Вегетативная (вегетативнососудистая) лабильность
Соматовегетативные и вегетососудистые нарушения (повышенная потливость, акроцианоз, красный дермографизм, склонность к тахикардии, непереносимость жары и холода, игра вазомоторов), характерные для препубертатного и пубертатного периодов и не нарушающие работоспособности
Вегетативная (вегетативнососудистая) дисфункция
Невротические и неврозоподобные расстройства, выражающиеся перманентными или кризоподобными вегетативными или соматовегетативными нарушениями
При слабо выраженной симптоматике – III гр.
При выраженных клинических проявлениях и снижении работоспособности – IV гр.
Невропатия (врожденная детская нервность)
Расстройства сна (трудности засыпания, ночные страхи, прерывистый сон), аппетита; эмоциональная неустойчивость, психомоторная расторможенность
Астено-невротический и церебрастенический синдром
Раздражительность, головные боли, нарушения сна и аппетита
При умеренных клинических проявлениях – III гр.
При выраженных клинических проявлениях – IV гр.
Невроз (астенический, истерический невроз, невроз навязчивых состояний)
При кратковременных проявлениях – III гр.
При длительных проявлениях – IV гр.
Продолжение таблицы 13
Логоневроз, энурез, тики, моторная навязчивость
При умеренных проявлениях, не снижающих социальную адаптацию – III гр.
При более выраженных проявлениях – IV гр.
Патологические развитие личности, психопатоподобный синдром, невротическое развитие личности
Неправильные формы поведения, квалифицированные детским психологом; группа здоровья в зависимости от выраженности клинических проявлений
Последствия органического заболевания центральной или периферической нервной системы
Двигательные, чувствительные и координационные нарушения, без снижения функциональных возможностей – III гр.
При снижении функциональных возможностей – IV гр.
Гипертензионный-гидроцефальный синдром (врожденный или приобретенный)
В стадии устойчивой компенсации и отсутствии клинических проявлений – III гр.
При наличии клинических проявлений – IV гр.
Эпилепсия, эпилептиформный синдром на фоне резидуальных органических поражений головного мозга
Задержка психического развития
Умственная отсталость (легкая степень)
Отклонения со стороны органа зрения
Миопия слабой степени, астигматизм
Миопическая рефракция от 0,5 до 3,0 Д или гиперметрическая рефракция от 3,25 до 6,0 Д в меридиане наивысшей аметропии на лучшем глазу, при остроте зрения с коррекцией не менее 1,0 на каждый глаз
Миопия средней и высокой степени, астигматизм
Миопическая рефракция от 3,35 Д до 6,0 Д в меридиане наивысшей аметропии при остроте зрения с коррекцией от 0,5 до 0,9 на лучшем глазу – III гр.
Миопическая рефракция от 6,25 Д и выше на лучшем глазу в меридиане наивысшей аметропии при остроте зрения с коррекцией на лучшем глазу не менее от 0,5 – IV гр.
Гиперметропия высокой степени, астигматизм
Гиперметропическая рефракция от 6,25 Д и выше на лучшем глазу в меридиане наивысшей аметропии при остроте зрения от 0,5 до 0,9 на лучшем глазу
Без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зрения
С учетом степени аномалии рефракции
Отклонения со стороны уха, горла, носа
Небольшие аденоидные вегетации, слегка прикрывающие верхний край хоан и не препятствующие носовому дыханию – II гр.
Аденоиды II степени (хоаны прикрыты наполовину) – III гр.
Аденоиды III степени (хоаны прикрыты полностью) – IV гр.
Продолжение таблицы 13
Затрудненное носовое дыхание, постоянный насморк, слизистые выделения по задней стенке глотки, длительный субфебрилитет, частые простудные заболевания
Гипертрофия небных миндалин II и III степени
При гипертрофии II степени (миндалины заполняют две трети пространства между небными дужками и язычком) – II гр.
При гипертрофии III степени (миндалины соприкасаются между собой) – III гр.
Искривление носовой перегородки
При отсутствия нарушения носового дыхания – II гр.
При нарушении носового дыхания – III гр.
Наружный и средний отит – III гр.
Гнойный эпимезотимпанит – IV гр.
Компенсированная форма (местные изменения небных миндалин и ангины или частые респираторные заболевания в анамнезе без общих патологических проявлений вне обострений) – III гр.
Декомпенсированная или токсико-аллергическая форма (местные изменения в миндалинах сопровождаются субфебрилитетом, тонзилло-кардиальным синдромом и др.) – IV гр.
Односторонняя и двусторонняя I степени (восприятие шепотной речи от 1 до 5 м) – II гр.
Односторонняя II степени (восприятие шепотной речи до 1 м) и односторонняя III степени (шепотная речь не воспринимается), а также двусторонняя II степени – III гр.
Двусторонняя III степени – IV гр.
Группа здоровья в зависимости от степени нарушения слуха (см. «Тугоухость»)
Отклонения со стороны физического развития
Общая задержка физического развития
Длина тела меньше чем М-2, отставание в уровне возрастного развития по количеству постоянных зубов, степени оссификации скелета кисти, выраженности вторичных половых признаков (по сравнению с региональными стандартами) при отсутствии эндокринной патологии
Значительный дефицит массы тела
Масса тела меньше, чем М-2R по региональным стандартам (таблицам регрессии), без хронической патологии
Отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата
Асимметрия плеч, боковые искривления позвоночника; сутоловатая, лордотическая кифотическая, выпрямленная осанка
Окончание таблицы 13
Сколиоз I, II степени (реберное выбухание или мышечный валик, угол искривления основной дуги позвоночника – до 10 о – I степень; до 30 о – II степень) – III гр.
Прогрессирующий сколиоз, а также сколиоз III и IV (мышечный валик, реберный горб и угол искривления от 30 о до 50 о – III степень и более 50 о – IV степень) – IV гр.
Нарушение опорной поверхности: перешеек стопы, соединяющий область пяточной кости с передней частью стопы значительно расширен (до 2/3 общего поперечника стопы), на его внутренней стороне пальпаторно обычно определяется компенсаторный мышечный валик; линия наружного края стопы несколько выпукла. Выраженность нарушения уточняется плантограммой
Нарушение опорной поверхности стопы: перешеек, соединяющий область пяточной кости с передней частью стопы, занимает почти всю ширину стопы
Оценка состояния здоровья дается на момент обследования; острое заболевание, прошлые болезни, если только они не приобрели хроническую форму, возможность рецидива, стадия реконвалесценции, вероятность возникновения заболевания, обусловленная наследственностью или условиями жизни, не учитываются.
Наличие или отсутствие заболеваний определяется при врачебном осмотре с участием специалистов. Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб.
Степень сопротивляемости организма выявляется по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней) за предыдущий год.
Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским психоневрологом, принимающим участие в осмотре. Уровень и степень гармоничности физического и биологического развития определяется описанными выше методами. Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением к одной из групп здоровья дается с обязательным учетом всех перечисленных выше критериев.
В случае наличия различных отклонений у одного ребенка группу здоровья устанавливают по более высокому показателю.
Распределение детей и подростков по группам здоровья при массовых врачебных осмотрах широко используется в гигиенических наблюдениях, а также в педиатрической профилактической практике. Ниже приводятся основные аспекты практического использования распределения детей и подростков по группам здоровья.
Оценка общего состояния здоровья детей и подростков на отдельных территориях, в населенных пунктах, в детских учреждениях для объективного обоснования целенаправленных профилактических мероприятий.
Оценка влияния факторов и условий среды обитания на здоровья населения при эпидемиологических наблюдениях (детский и подростковый контингенты выступают в качестве маркера, как наиболее чувствительные к вредному воздействию).
Анализ санитарно-эпидемиологической и медико-экологической ситуации на отдельных территориях, в населенных пунктах, в детских учреждениях.
Оценка эффективности проведения профилактических, оздоровительных, лечебных мероприятий на отдельных территориях, в населенных пунктах, в детских учреждениях.
Источник