7.Здоровье населения, методы его изучения и оценки. Значение данных о здоровье населения для решения задач в области здравоохранения
Здоровье (health) является состоянием полного физического, духовного и социального благо¬получия, а не только отсутствием болезней и физических дефек¬тов».
В медико-социальных исследованиях при оценке здоровья целесообразно выделять четыре уровня:
первый уровень — здоровье отдельного человека — индиви¬дуальное здоровье;
второй уровень — здоровье социальных и этнических групп — групповое здоровье;
третий уровень — здоровье населения административных территорий — региональное здоровье;
четвертый уровень — здоровье популяции, общества в це¬лом — общественное здоровье.
Методы медико-социальных исследований: 1) исторический; 2) динамического наблюдения и описания; 3) санитарно-статистический; 4) медико-социологического анализа; 5) экспертных оценок; 6) системного анализа и моделирования; 7) организационного эксперимента; 8) планово-нормативный и др.
Индиви¬дуальное здоровье — отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном уровне — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности, а также повышение ощущае¬мого уровня здоровья. Общественное здоровье следует рассматривать как ресурс национальной без¬опасности, средство, позволяющее людям жить благополуч¬ной, продуктивной и качественной жизнью.
Для оценки индивидуального здоровья используется ряд весьма условных показателей: ресурсы здоровья, потенциал здоровья и баланс здоровья. Ресурсы здоровья — это морфофункциональные и психоло¬гические возможности организма изменять баланс здоровья в положительную сторону. Повышение ресурсов здоровья обес¬печивается всеми мерами здорового образа жизни (питание, физические нагрузки и т. д.). Потенциал здоровья — это совокупность способностей ин¬дивидуума адекватно реагировать на воздействие внешних факторов. Баланс здоровья — выраженное состояние равновесия меж¬ду потенциалом здоровья и действующими на него факто¬рами.
Обычно в зависимости от наличия острых или хронических заболеваний и степени их компенсации вы¬деляют 5 групп здоровья.
Для количественной оценки группового, регионального и общественного здоровья у нас в стране традиционно принято использовать следующие индикаторы: 1. Демографические показатели. 2. Заболеваемость. 3. Инвалидность. 4. Физическое развитие.
Здоровье людей — качество социальное, в связи с чем для оценки об¬щественного здоровья ВОЗ рекомендует следующие показа¬тели: Отчисление валового национального продукта на здра¬воохранение. Доступность первичной медико-социальной помощи. Охват населения медицинской помощью. Уровень иммунизации населения. Степень обследования беременных квалифицированным персоналом. Состояние питания детей. Уровень детской смертности. Средняя продолжительность предстоящей жизни. Гигиеническая грамотность населения.
При изучении общественного здоровья факторы, его опре¬деляющие, принято объединять в следующие группы:
1) социально-экономические факторы (условия труда, жи¬лищные условия, материальное благосостояние и т. д.);
2) социально-биологические факторы (возраст родителей, пол, течение антенатального периода и т. д.);
3) экологические и природно-климатические факторы (за¬грязнение среды обитания, среднегодовая температура, уровень солнечной радиации и т. д.);
4) организационные или медицинские факторы (уровень, ка¬чество и доступность медико-социальной помощи и т. д.).
способствующих распространению данного явле¬ния на данной территории, и разработки практических реко¬мендаций по его оптимизации. Использование эпидемиологи¬ческих методов в разных областях здравоохранения на боль¬шихпопуляциях позволяет выделить различные составляю¬щие эпидемиологии: клиническую эпидемиологию, экологи¬ческую эпидемиологию, эпидемиологию неинфекционных за¬болеваний, эпидемиологию инфекционных заболеваний, фармакоэпидемиологию и т. д.
Источник
Задачи общественного здоровья и здравоохранения:
изучение состояния здоровья населения и влияния на него социальных условий, разработка методологии и методов изучения здоровья населения;
теоретическое обоснование политики государства в области здравоохранения, разработка и практическая реализация принципов здравоохранения;
изыскание и разработка для практики здравоохранения соответствующих этой политике организационных форм и методов медицинской помощи населению и управления здравоохранением;
критический анализ теорий в медицине и здравоохранении;
подготовка и воспитание медицинских работников на широкой социально-гигиенической основе.
Общественное здоровье и здравоохранение, как и другие научные дисциплины, имеют свой предмет и методы исследования.
Его предметом является изучение закономерностей формирования и развития общественного здоровья, оценка его уровней и разработка адекватных соответствующей общественно-политической формации организационных форм его охраны.
Мы определили общественное здоровье и здравоохранение, как науку о здоровье общества. А что же такое здоровье?
Общественное здоровье– это здоровье населения, обусловленное социальными факторами, зависящими от социально-экономического и политического развития, а также от природных условий.
Здоровье индивидуума– это состояние полного социально-биологического и психического благополучия, когда функции всех органов и систем организма человека уравновешены с природной и социальной средой, отсутствуют какие-либо заболевания, болезненные состояния и физические дефекты. Отсутствие хотя бы одного из этих условий определяетболезнь человека.
Основными методами общественного здоровья и здравоохранения являются:
При оценке общественного здоровья необходимо использовать системный подход, который позволит рассмотреть его как сложную динамическую систему, определяемую интегральными связями составляющих его элементов (показателей) и взаимодействующую с другими многочисленными общественными и природными системами (схема 1).
Развитие биологии и медицины позволило достичь определенных успехов в изучении этиологии и патогенеза заболеваний, особенно хронических. Но растет число социально экономических факторов, влияющих на уровень общественного здоровья. Уже сегодня изучено множество таких факторов риска. Особенно важно выделить среди них те, которые первично обуславливают возникновение заболевания. Знание таких факторов делает борьбу с ними прицельной, профилактику первичной.
Общественно-экономическая формация. Социально-экономические факторы.
Законодательство по охране здоровья. Организация медицинской помощи.
Уровень образования и культуры. Этнические особенности.
Охрана окружающей среды
Состояние здоровья населения (заболеваемость, инвалидность, демографические показатели, физическое развитие)
хема 1. Изучение здоровья и факторов его определяющих
Считается, что образ жизни населения определяет формирование общественного здоровья на 45–53%, генетика, биология человека на 18–22%, внешняя среда, природно-климатические условия на 17–20%, а уровень развития здравоохранения на 8–10%. Однако, следует помнить, что это средние значения, а для отдельных причин, например, преждевременной смертности «вклад» разных групп факторов различен (табл.1).
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник
Тема 2.1. Методы анализа и задачи оценки здоровья населения.
Определение понятия “здоровье”. Критерии оценки и группы показателей, характеризующие здоровье
Учетные, отчетные, справочные и другие документы о состоянии здоровья населения.
Сбор, сводка и группировка сведений по медико-демографическим показателям, показателям физического развития, заболеваемости, смертности и инвалидности.
Тема 2.2. Использование методов системного анализа и информатики для оценки состояния здоровья населения, прогнозирования и управления здоровьем.
Компьютерные информационные системы при мониторинге состояния здоровья населения. Принципы построения базы данных.
Ретроспективная оценка рангового значения отдельных классов, групп и нозологических форм болезней по показателям заболеваемости, инвалидности и смертности.
Ретроспективная оценка распределения показателей, характеризующих состояние здоровья населения по территориально-социальным группам населения, отдельных коллективов, а также во времени
Оперативная оценка уровня, структуры и динамики заболеваемости населения в целом и отдельных социально-возрастных групп важнейшими нозологическими формами болезней
Организация и проведение выборочных обследований населения, медицинских осмотров детей, работников промышленных предприятий, общественного питания, торговли и других объектов (предварительных при поступлении на работу и периодических), сбор, группировка и анализа данных, оценка результатов.
Обоснование профилактических мероприятий, вытекающих из обстановки, по группам болезней применительно к организации санитарно-эпидемиологического надзора (ведущие неинфекционные болезни, профессиональные болезни, паразитарные болезни, внутрибольничные инфекции, травмы, ожоги и отравления).
Тема 2.3. Современная оценка факторов, формирующих здоровье населения.
Организация и проведение сбора информации для оценки санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Принципы и методы гигиенического нормирования факторов окружающей среды.
Анализ причинно-следственных связей между качеством окружающей среды, а также другими факторами риска и состоянием здоровья населения (оценка территории риска, оценка групп риска, оценка коллективов риска, времени риска, формулирование гипотез о факторах риска).
Тема 2.4. Ретроспективная, оперативная и прогностическая оценка санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Социально-гигиенический мониторинг как информационно-аналитическая база для разработки ведомственных целевых программам.
Модуль 3. Государственный сан-эпид.надзор в области коммунальной гигиены.(рейтинг 100)
Тема3.1. Правовые основы осуществления санитарно-эпидемиологического надзора за объектами коммунальной гигиены.
Основные законодательные и нормативно-методические документы, в соответствие с которыми реализуется деятельность. Функциональные обязанности сотрудника территориального отдела Управления Роспотребнадзора и «Центра гигиены и эпидемиологии». Квалификационная характеристика.
Тема3.2. Гигиенические требования к планировке и застройке новых и развитию существующих населенных мест. Гигиеническая оценка планировочных систем разного таксономического уровня.
Тема 3.3. Обеспечение санэпидблагополучия населения в области хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Гигиенические требования к качеству воды при централизованном и децентрализованном хозяйственно-питьевом водоснабжении.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды. Гигиеническая характеристика методов очитки питьевой воды. Современные методы кондиционирования питьевой воды. Гигиеническая оценка методов обеззараживания питьевой воды. Санитарно-эпидемиологический надзор в питьевом водоснабжении. Гигиенические проблемы горячего водоснабжения.
Тема3.4. Санитарно-эпидемиологический надзор за состоянием водных объектов в местах водопользования населения.
Гигиеническая характеристика источников загрязнения водных объектов.
Система мероприятий в санитарной охране водных объектов. Гигиенические требования к отведению сточных вод. Организация и проведение лабораторного контроля за качеством хозяйственно-питьевого водоснабжения .
Тема 3.5. Обеспечение санэпидблагополучия населения в области санитарной охраны атмосферного воздуха.
Организация и проведение санитарно-эпидемиологического надзора за состоянием атмосферного воздуха населенных мест.
Система мероприятий по санитарной охране атмосферного воздуха населенных мест.
Тема 3.6. Организация и проведение санитарно-эпидемиологического надзора за состоянием почвы населенных мест.
Гигиена почвы. Госсанэпиднадзор за соблюдением порядка и условиями обеспечения надлежащего санитарного состояния территорий населенных мест.
Отходы производства и потребления: классификация, принципы гигиенической оценки, требования к сбору, транспортировке и обезвреживанию. Вторичная переработка отходов.
Тема3.7. Организация и проведение санитарно-эпидемиологического надзора за состоянием внутренней среды жилых и общественных зданий.
Основы гигиенического нормирования факторов среды жилых и общественных зданий.
Организация и проведение санитарно-эпидемиологического надзора за объектами жилищно-гражданского назначения.
Организация и проведение санитарно-эпидемиологического надзора за лечебно-профилактическими учреждениями.
Модуль .4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в области гигиены питания. (рейтинг 100)
Тема 4.1. Правовые основы осуществления санитарно-эпидемиологического надзора за объектами гигиены питания.
Основные законодательные и нормативно-методические документы, в соответствие с которыми реализуется деятельность. Функциональные обязанности сотрудника территориального отдела Управления Роспотребнадзора и «Центра гигиены и эпидемиологии». Квалификационная характеристика.
Тема 4.2.Основы рационального питания населения.
Изучение состояния питания и здоровья населения, их коррекция .
Физиологическое и лечебно-профилактическое значение отдельных групп продуктов питания.
Эколого-гигиенические проблемы питания и здоровья населения.
Тема4.3. Профилактика алиментарно-зависимых заболеваний.
Диетическое питание в системе предприятий общественного питания, лечебно-профилактических учреждениях и др.
Лечебно-профилактическое питание на предприятиях с вредными и особо вредными условиями труда.
Тема 4.4.Обеспечение санэпидблагополучия населения в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов.
Организация и проведение санитарно-эпидемиологического надзора за предприятиями общественного питания, складской, торговой сети и перерабатывающей промышленности. Организация и проведение мероприятий по профилактике пищевых отравлений микробной и немикробной этиологии.
Тема 4.5.Санитарно-гигиенический контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов. Гигиеническая оценка продовольственного сырья и пищевых продуктов. Гигиеническая регламентация пищи, полученной из генетически модифицированных источников (ГМИ). Гигиеническая регламентация применения пищевых добавок.
Модуль 5. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в области гигиены труда. (рейтинг 100)
Тема 5.1. Правовые основы осуществления санитарно-эпидемиологического надзора за объектами гигиены труда.
Основные законодательные и нормативно-методические документы, в соответствие с которыми реализуется деятельность. Функциональные обязанности сотрудника территориального отдела Управления Роспотребнадзора и «Центра гигиены и эпидемиологии». Квалификационная характеристика.
Тема 5.2.Организация и проведение санитарно-эпидемиологического надзора за промышленными предприятиями, объектами сельского хозяйства и т.д.
Гигиеническая классификация условий труда. Принципы формирования. Методика применения.
Гигиеническая оценка организации технологического процесса, оборудования, инструментария.
Санитарно-эпидемиологический надзор за условиями труда женщин, подростков и других групп работающих.
Тема 5.3. Разработка и контроль эффективности мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний.
Организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.
Санитарно-эпидемиологический надзор за организацией и эффективностью мероприятий по предупреждению вредного воздействия физических перегрузок, режима труда и отдыха.
Санитарно-эпидемиологический надзор за организацией и эффективностью мероприятий по предупреждению вредного воздействия, обусловленного загрязнением пылью, химическими и биологическими веществами производственной среды.
Санитарно-эпидемиологический надзор за организацией и эффективностью мероприятий по профилактике вредного действия физических факторов (шума, вибрации, ЭМП радиочастот, ПМП и электростатического поля, лазерного излучения, нагревающего и охлаждающего микроклимата).
Модуль 6. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в области гигиены детей и подростков. (рейтинг 100)
Источник