Меню

Задачи охраны здоровья подростков

Международные инициативы и законодательные документы по охране здоровья подростков

Международное сообщество уделяет большое внимание разработке программ по охране здоровья детей, подростков и молодежи, основанных на соблюдении положений и норм, закрепленных в Конвенции о правах ребенка и являющихся обязательными к выполнению государствами-участниками.

В Стратегии Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в области здравоохранения (1995) охрана здоровья подростков и молодежи определяется как новая приоритетная задача организации. Проблемы подрастающего поколения также упоминаются в ряде других решений Исполнительного совета ЮНИСЕФ, касающихся таких острых вопросов, как табакокурение (1989), употребление наркотиков и психотропных веществ (1989), безопасное материнство (1990), обеспечение прав и защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (1990), защита детей от насилия и жестокого обращения (1996), профилактика ВИЧ/СПИДа (1992), планирование семьи (1993), равенство полов (1994), доступное образование (1995).

Необходимость сконцентрировать внимание на вопросах охраны здоровья подростков и молодежи отмечается и в других конвенциях и решениях международных организаций. В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Планах действий, принятых на Международной конференции по народонаселению и развитию (Каир, 1994), и четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995) содержатся нормы, в которых основное внимание уделяется охране здоровья девочек-подростков.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) оказывает поддержку странам в области охраны здоровья подростков по трем основным направлениям:

  • путем предложения всеохватывающих, межсекторальных и научно обоснованных подходов к охране здоровья подростков;
  • путем уточнения и поддержки той специфической роли, которую играет сектор здравоохранения, включая руководящую роль министерств здравоохранения и их влияние на другие сектора, а именно образования, занятости и социальной защиты;
  • путем планирования действий, нацеленных на сокращение неравенства в здоровье и развитии подростков, как в странах, так и между странами.

В марте 2001 г. в Женеве под эгидой ВОЗ представители более 20 стран выработали единые принципы и положения, регламентирующие деятельность служб, дружественных к подросткам и молодежи. В Декларации и Плане действий «Мир, пригодный для жизни детей», принятых Специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 2002 г., выделены отдельные разделы, в которых рассмотрены вопросы формирования навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения, обеспечения качественного и доступного образования, защиты детей от жестокого обращения, эксплуатации и насилия, борьбы с ВИЧ/СПИДом.

В Европейской стратегии ВОЗ «Здоровье и развитие детей и подростков» 2005 года впервые были выделены семь основных направлений охраны и здорового развития детей и подростков:

  • здоровье матерей и новорожденных,
  • питание,
  • инфекционные заболевания,
  • травмы и насилие,
  • окружающая среда,
  • здоровье подростков,
  • психосоциальное развитие и психическое здоровье.

В 2007 г. под эгидой ВОЗ и ЮНИСЕФ была разработана ориентационная программа «Здоровье подростков для медицинских работников», в которой предлагаются современные подходы к удовлетворению потребностей подростков и решению их проблем со здоровьем.

Приоритетные задачи в сфере охраны здоровья подростков

и молодежи и их здорового развития

Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков» 2005 г. среди основных задач, решаемых в подростковом возрасте, выделяет следующие приоритеты:

  • формирование здорового образа жизни;
  • предупреждение опасных форм поведения;
  • развитие служб здравоохранения, ориентированных на молодежь;
  • профилактика всех форм насилия;
  • формирование здоровой школьной среды, способствующей физическому и психосоциальному благополучию подростков;
  • профилактика травматизма;
  • просвещение по вопросам взаимоотношений и родительских обязанностей.

Обновленная в 2014 г. Европейская стратегия охраны здоровья детей и подростков на 2015–2020 года «Инвестируя в будущее детей» нацелена на развитие успехов и использование уроков предшествующей стратегии 2005 г. с учетом современных фактических данных, тенденций в эпидемиологии, политических и социальных тенденций с целью совершенствования применяемых в странах подходов к охране здоровья детей и подростков. Современные руководящие принципы охраны здоровья включают:

  • подход с учетом всех этапов жизни,
  • подход, основанный на фактических данных,
  • стимулирование сильных партнерств и межсекторального сотрудничества,
  • подход, основанный на правах человека.

В 2009 г. молодежь Европы и Европейская Комиссия вышли с инициативой «Быть здоровым – это быть самим собой», основная цель которой – выдвижение на первый план вопросов охраны здоровья детей, подростков и молодежи в Европе. Инициатива подчеркивает важность различных факторов здоровья (образ жизни, образование, условия труда, средства массовой информации и окружающая среда) и важность вовлечения молодежи в решение затрагивающих ее вопросов здоровья. Молодые люди выделили следующие приоритетные сферы для охраны своего здоровья:

  • современные системы передачи информации и здоровье;
  • здоровая среда обитания;
  • пропаганда и поощрение использования средств профилактики;
  • здоровье и профессия; оздоровление на рабочем месте;
  • образование и обучение здоровью;
  • пропаганда и достижение здоровья в молодежном движении и молодежных лагерях;
  • специальные службы для молодежи.
Читайте также:  Все продукты что мы покупаем вредны для здоровья

Совещание Европейского бюро ВОЗ по вопросу о политике и службах, дружественных к молодежи, (Эдинбург, 2009 г.) расставило приоритеты в этой деятельности:

  • развитие служб здравоохранения, ориентированных на молодежь;
  • участие молодых людей в охране своего здоровья;
  • партнерство молодежи и взрослых в разработке эффективной системы охраны здоровья подрастающего поколения.

В 2010 г. была обнародована концепция 4S, разработанная ВОЗ для укрепления действий сектора здравоохранения в ответ на проблемы здоровья и развития подростков. Позднее этот подход был расширен до 5S, согласно которому, программа здравоохранения, нацеленная на обеспечение наивысшего достижимого стандарта здоровья и развития для подростков, должна включать:

  • Supportive policies – поддерживающие стратегии, которые уважают, защищают и выполняют/осуществляют/удовлетворяют права подростков на здоровье;
  • Strategic information – стратегическую информацию, необходимую для планирования и мониторинга;
  • Service delivery models – модели оказания услуг, дружественных к молодежи;
  • Sustainable resources – устойчивые ресурсы, такие как адекватно обученные медицинские сотрудники и механизмы финансовой защиты молодых людей;
  • Cross-Sectors approach – межсекторальный подход для работы с детерминантами здоровья и для сокращения неравенства.

Основы новой европейской политики здравоохранения «Здоровье 2020», разработанные при содействии ВОЗ, акцентируют внимание на необходимости согласованного объединения новых знаний и научных доказательств в области здоровья подростков и его детерминантов и предлагают правительствам стран пути решения и эффективные вмешательства, направленные на обеспечение лучшего здоровья, равенства и благосостояния.

Образование в области здоровья

Образование в области здоровья – важная составляющая комплексных программ охраны здоровья подростков и молодежи. Большую работу по внедрению образовательных программ в области здоровья и сексуального и репродуктивного здоровья в частности проводит Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). При содействии ЮНЕСКО проводятся важнейшие международные форумы по образованию и разрабатываются стратегии и руководства по продвижению образовательных программ в области здоровья для подростков и молодежи.

Достижение целей самой масштабной мировой инициативы «Образование для всех», принятой на Всемирном форуме по образованию в 2000 г. в Дакаре (Сенегал), предполагает обеспечение здоровья учащихся детей и подростков, что в свою очередь требует создания безопасной, здоровой, инклюзивной учебной среды, способствующей успешному обучению.

С целью обеспечения подростков комплексным и качественным образованием в области сексуального и репродуктивного здоровья ЮНЕСКО выпустило в 2010 г. «Международное техническое руководство по половому просвещению»

Разработки ЮНЕСКО способствуют реализации международной инициативы FRESH – Направление ресурсов на обеспечение эффективной охраны здоровья в школах. В 2013 г. под руководством ЮНЕСКО были разработано и опубликовано «Руководство по мониторингу и оценке школьных программ охраны здоровья»

Более подробно о международных инициативах по образованию в области здоровья см. статью (ссылка на статью Международные инициативы по охране здоровья школьников и образованию детей и подростков в области здоровья )

Профессиональная подготовка и профессиональные объединения

В поддержании профессиональной компетенции специалистов, работающих с подростками, значима роль Европейского центра по подготовке профессионалов в области охраны здоровья подростков – EuTEACH (European Training in Effective Adolescent Care and Health). Основная задача EuTEACH – разработка обучающих программ, методических планов и ресурсов для работников сферы здравоохранения, специализирующихся по данной тематике. Проект EuTEACH поддержан ВОЗ, ЮНИСЕФ, Европейской конфедерациией специалистов по педиатрии.

Специалистов, работающих с молодежью, объединяет Международная ассоциация здоровья подростков (International Association for Adolescent Health) Она было основана в 1987 г. в целях поддержки практической реализации Конвенции ООН о правах ребенка.

Международные правовые акты, регламентирующие вопросы обеспечения охраны здоровья подростков и молодежи:

(оформить как в статье Г2.Репродуктивные и сексуальные права

Генеральная Ассамблея ООН (1989). Конвенция о правах ребенка

  • Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 г.)
  • Оттавская Хартия по развитию здоровья (принята Первой международной конференцией по развитию здоровья. Оттава, Канада, 17–21 ноября 1986 г.)
  • Международный кодекс медицинской этики (принят З-й Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, Лондон, Великобритания, октябрь 1949 г., дополнен 22-й Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сидней, Австралия, август 1968 г. и 35-й Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983 г.)
  • Конвенция о правах ребенка (принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 г.)
  • Декларация принципов толерантности (утверждена Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.)
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30 сентября 2000 г.).
Читайте также:  Здоровье телепрограммы для детей

Источник

Задачи охраны здоровья подростков

Здоровье населения является важнейшим фактором успешного общественного развития и национальной безопасности, важным ресурсом для обеспечения стабильности государства, по уровню качества жизни и состоянию здоровья населения можно судить об эффективности государственной политики в области социальной сферы.

Состояние здоровья студентов как значимой социальной группы нашего общества является важным индикатором будущего трудового, экономического, культурного, оборонного потенциала общества. Социальная политика государства относительно сферы жизнедеятельности студентов включает в первую очередь подготовку и издание различных правовых документов − законов, постановлений и пр., направленных на охрану здоровья студенческой молодежи [1,8].

Национальная социальная политика в области здоровья руководствуется положением Конституции РФ, предусматривающим специальную норму, в соответствии с которой «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы» (ст. 15). Одним из этих основных принципов, обязательно учитываемых при формировании национальной политики в сфере здоровья, является положение Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. В ней отмечается, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи…» (ст. 25). В основе национальной социальной политики РФ лежит также Глобальная стратегия ВОЗ «Здоровье для всех» [2].

Одним из наиболее объективных критериев оценки состояния здоровья человека является уровень его физического развития. Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» указывает на актуальность проведения антропометрических скринингов для своевременного выявления отклонений и нарушений развития. Мониторинг состояния физического развития детей, подростков и молодежи представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического развития детей, подростков и молодежи и является частью социально-гигиенического мониторинга, проводимого Министерством здравоохранения Российской Федерации. Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья детей, подростков и молодежи [3].

В «Концепции развития здравоохранения до 2020 года» впервые на законодательном уровне названа структура процесса формирования здорового образа жизни и указано на необходимость создания системы мотивирования и граждан, и руководителей учреждений образования, и работодателей на ведение здорового образа жизни и обеспечение возможностей для этого.

Развитию нормативно-правовой базы в сфере здорового питания служит утвержденная в 2010 года президентом РФ «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации». В этом документе сформулированы основные задачи обеспечения продовольственной безопасности, включая экономическую доступность для каждого гражданина безопасного продовольствия в объемах и ассортименте, соответствующих установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для здорового образа жизни [4].

Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации [3].

Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака [4]. Результаты проведенных исследований показали, что в АФ ННГУ курят 16,1% студентов (23,2% — юношей, 8,8% — девушек). Студенты из полных семей курят в три раза меньше (7,8%), чем студенты из неполных семей (24,4%).17-ти летних курильщиков больше, чем 20-ти летних. Распространенность табакокурения среди студентов в период с 2005 г. по 2013 г. уменьшилось: у юношей — на 12,1%, у девушек — на 6,1% [5].

Читайте также:  Мандала для здоровья ребенка

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь (т.е. предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров) оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан, в т.ч. и студентов; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения [3]. В ходе сравнительного анализа характеристик студентов АФ ННГУ из полных и неполных семей выявили, что к настоящему времени увеличивается численность студентов поступающих в вуз из неполных семей, особенно юношей. Среди студентов из неполных семей меньше численность из сельской местности, но среди них больше курящих, в отличие от городской молодежи. У студентов из неполных семей ниже уровень оптимизма, настроения и самочувствия, снижено стремление к ЗОЖ, они чаще нарушают правила рационального питания [8].

Согласно 41 статьи ФЗ № 273 от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся определяет обязательность регулярного прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации.

В регионах РФ согласно приказу Минздравсоцразвития России «Об организации деятельности Центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака» от 19.08.2009 № 597н функционируют Центры здоровья, созданные на базе региональных и муниципальных учреждений здравоохранения. Основная цель деятельности Центров здоровья — сохранение здоровья, повышение уровня знаний, информированности и практических навыков по ведению ЗОЖ у населения. Проведение комплексных медицинских осмотров студентов АФ ННГУ на базе Центра Здоровья позволяет на ранних этапах выявлять отклонения в состоянии здоровья и своевременно начинать лечить заболевания. По результатам обследований 270 студентов, проведенных в 2014-2015 гг., выявили, что 63,5% студентам необходимо повысить внимание к своему здоровью, им рекомендуется проведение оздоровительных и профилактических мероприятий. 23,0% студентов требуются серьезные мероприятия в отношении своего здоровья, т.е. проведение углубленной диагностики и лечение возможных заболеваний. И только 13,5% студентов имеют хорошее здоровье, не требующее дополнительных вмешательств [7].

Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте [3]. Отмечается, что развитие физической культуры и спорта в стране невозможно без осуществления целенаправленной пропаганды физической культуры и формирования здорового образа жизни населения и без соответствующей правовой поддержки. Это требует создания массированной информационно-пропагандистской кампании с использованием широкого спектра разнообразных средств с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих. Ощущаются острая потребность в увеличении количества спортивных программ, необходимость создания в системе телерадиовещания спортивного канала, доступного широкой зрительской аудитории, производства видеороликов, фильмов, телепрограмм и телепередач, печатных и интернет-материалов информационно-образовательного характера, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи потребности в занятиях спортом и здоровом образе жизни, выработку социально-психологического иммунитета к употреблению наркотических средств, адекватному отношению к агрессивной рекламе.

В целях сохранения и укрепления здоровья студентов требуется разработка и внедрение программы, направленной не только на формирование среди студентов мотивации к ЗОЖ (большинству она присуща), но и создание необходимых условий для оптимальной и благополучной жизнедеятельности. В целях повышения конкурентоспособности вуза и создания надлежащих условий для занятий спортом и укрепления здоровья студентов необходимо существенное развитие спортивной инфраструктуры [9].

Таким образом, государство признает социальную ценность здоровья студентов, являющихся интеллектуальным потенциалом России. Законодательством Российской Федерации для охраны здоровья граждан, в т.ч. детей, подростков и молодежи, разработана совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Государство гарантирует охрану здоровья каждого члена общества в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Источник

Adblock
detector