ОРГАНИЗАЦИЯ ДНЕЙ ЗДОРОВЬЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
методическая разработка по теме
Современная школа предполагает многолетнее планирование и проведение разнообразных мероприятий, направленных на профилактику, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, формирование у них здорового, физически активного образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka.docx | 54.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ДНЕЙ ЗДОРОВЬЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Методические рекомендации для студентов специальности 050720 Физическая культура
Преподаватель Ивонинская Н.Н.
Современная школа предполагает многолетнее планирование и проведение разнообразных мероприятий, направленных на профилактику, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, формирование у них здорового, физически активного образа жизни.
Одной из наиболее эффективных форм работы с учащимися в указанном направлении является организация и проведение в течение учебного года в каждом учреждении образования страны ежемесячных дней здоровья, спорта и туризма. Перед организаторами данных мероприятий поставлена задача использования разнообразных активных форм отдыха, снимающих накопленное в процессе обучения психическое, интеллектуальное и физическое утомление, и способствующих улучшению физической и умственной работоспособности учащихся.
Содержание дней здоровья, спорта и туризма тесно связано с учебно-воспитательным процессом и является продолжением действующих учебных программ по физической культуре. В процессе подготовки и проведения дней здоровья, спорта и туризма происходит закрепление и совершенствование учебного материала, изученного на уроках физкультуры. Кроме этого, у учащихся расширяются и углубляются знания о видах спорта и физкультурно-спортивной деятельности. В условиях спортивных соревнований формируется стойкая мотивация для занятий тем или иным видом спорта.
Нельзя не учитывать еще один существенный фактор — привлечение к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и спортивных соревнованиях практически всех учащихся, в том числе отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и группе лечебной физической культуры. Данный контингент учащихся с успехом привлекается к оформлению мест соревнований, участию в мероприятиях в качестве членов жюри, судейству спортивных соревнований, а также участию в различных конкурсах, например, рисунков на спортивную тему, семейных фотографий на тему «Здоровый образ жизни» и др.
Использование многообразных форм организации и проведения дней здоровья, спорта и туризма в практике работы учреждений образования активизирует пропаганду регулярных занятий физической культурой и спортом среди учащихся, приобщает их к систематическим занятиям в физкультурных кружках и спортивных секциях.
Одним из важнейших требований, предъявляемым к дням здоровья, спорта и туризма, является достижение максимального оздоровительного эффекта для учащихся. Выбор и использование упражнений, подвижных и народных игр, спортивных соревнований должны соответствовать возрастно-половым особенностям учащихся и проводиться при безусловном соблюдении действующих правил безопасности занятий по физической культуре и спорту в учреждениях образования.
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ДНЕЙ ЗДОРОВЬЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА
В каждом учреждении образования планируются и проводятся для учащихся каждую вторую субботу месяца в течение учебного года дни здоровья, спорта и туризма. Сроки их проведения определяет администрация учреждения образования по согласованию с отделом (управлением) образования.
Дни здоровья, спорта и туризма проводятся в качестве физкультурно-спортивного праздника с участием всех учащихся учреждения образования. При этом рекомендуется планировать и проводить мероприятия одновременно со всеми классами по подгруппам — отдельно для учащихся начальной, базовой и средней школы.
Продолжительность мероприятий, как правило, не должна превышать трех часов для учащихся I — IV классов, четырех часов для учащихся V — IX (X) классов и пяти часов для учащихся X (XI) — XI (XII) классов.
Тематика дней здоровья, спорта и туризма должна учитывать возраст учащихся, климатические и погодные условия, традиции учреждения образования, наличие спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, участие родителей, классных руководителей, других педагогических работников. В организации физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися могут участвовать представители спортивных обществ и организаций. Большой воспитательный эффект на учащихся оказывает присутствие и участие в спортивных праздниках знаменитых спортсменов, чемпионов Европы, мира, Олимпийских игр.
В содержание дней здоровья, спорта и туризма следует включать подвижные, народные и спортивные игры, игры на местности, туристские походы (пешие, лыжные и др.), соревнования по смотру уровня физической подготовленности учащихся в рамках молодёжного физкультурно-спортивного движения «Олимпийские надежды», открытые старты (дни рекордов) на лучшего бегуна, прыгуна, метателя и т.д. Особой популярностью у учащихся пользуются такие соревнования, как «Олимпийская снежинка», «Золотая шайба», «Неделя лыжника», «День бегуна», «День метателя», а также внутришкольные соревнования по гимнастике, баскетболу, волейболу, гандболу, теннису настольному, туризму.
Для учащихся начальных классов рекомендуется проводить детские спортивные игры «Вас вызывает Спортландия!», «Весёлые старты», «Папа, мама, я — спортивная семья», а в зимний период — различные мероприятия с катанием на коньках, лыжах, санках, метанием снежков и др.
Подготовка и проведение дней здоровья, спорта и туризма требует участия не только учителей физической культуры, но и всего педагогического коллектива, а также членов совета коллектива физкультуры и родительского актива учреждения образования.
На этапе организации и подготовки физкультурно-оздоровительного мероприятия или соревнований по виду спорта на учителя физической культуры возлагается организация тренировок и репетиций с учащимися,
проведение семинаров для членов жюри и судей по спорту, проведение совещаний с классными руководителями, физоргами, капитанами команд, судьями, обсуждение и корректировка содержания положения о днях здоровья, спорта и туризма, соблюдение спортивных ритуалов (парад открытия соревнований, подъем флага под гимн Республики Беларусь, награждение победителей и т.д.). При организации и проведении дней здоровья, спорта и туризма необходимо красочно оформить места проведения соревнований.
Как правило, общее руководство организацией и проведением общешкольных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий осуществляет заместитель директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе.
При подготовке мест соревнований необходимо соблюдать не только санитарно-гигиенические нормы, но и действующие «Правила безопасности проведения занятий физической культурой и спортом».
Организаторам внутришкольных спортивных соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий следует помнить, что школьники, не прошедшие медицинский осмотр и не получившие допуск врача, заверенный подписью и личной печатью врача или печатью медицинского учреждения, не допускаются к участию в названных мероприятиях.
При проведении дней здоровья и спорта, а также различных соревнований врач или медсестра обязаны присутствовать на месте соревнований и, при необходимости, оказывать медицинскую помощь.
Успех любого спортивного мероприятия зависит от его правильного и своевременного планирования. В годовом плане физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий учреждения образования, который утверждается руководителем общеобразовательного учреждения, предусматриваются ежемесячные дни здоровья, спорта и туризма, определяется их тематика, устанавливаются сроки их проведения, регламентируется участие в них школьников различных классов. С целью освещения хода подготовки и проведения дней здоровья, спорта и туризма используются школьные стенгазеты, объявления, бюллетени, организуются радиопередачи на спортивные темы.
Положение о проведении соревнований по видам спорта в учреждении образования должно включать в себя следующие главы:
- общие положения;
- субъекты (участники) спортивных соревнований;
- условия участия в спортивном соревновании;
- программа спортивного соревнования;
- условия проведения спортивного соревнования и определения победителей;
- награждение победителей спортивного соревнования;
- условия финансирования спортивного соревнования;
- протесты.
Для организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися разрабатываются сценарные планы, в которых, как правило, указываются:
• описание организации начала мероприятия, например, торжественное построение учащихся, подъём флага, вступительное слово представителя администрации общеобразовательного учреждения, представление членов жюри, выступления знаменитых спортсменов, родителей, приглашенных и т.п.;
- перечень участвующих команд, их капитаны и классные руководители;
- порядок участия команд в конкурсах и прохождения этапов эстафет;
- место и время показательных выступлений лучших спортсменов школы, города, района, номера художественной самодеятельности и т.п.;
- описание организации закрытия мероприятия, т.е. торжественное построение учащихся, заключительное слово представителя администрации общеобразовательного учреждения, подведение итогов мероприятия, награждение победителей, призёров, классных руководителей и т.п.
Накануне дней здоровья, спорта и туризма спортивным активом общеобразовательного учреждения проводится в каждом классе организационная и воспитательная работа по максимальному привлечению всех школьников к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Классный руководитель совместно с учащимися и членами родительского комитета определяют задачи каждому ученику, разрабатывают и рисуют эмблему, выбирают девиз, определяют спортивную форму и др. Отдельно оговариваются условия участия в мероприятии учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и группе лечебной физической культуры.
Большую помощь в организации и проведении спортивных соревнований и праздников может оказать физкультурный актив учреждения образования (физорги классов, учащиеся старших классов, активно занимающиеся различными видами спорта в детско-юношеских спортивных школах и внешкольных учреждениях.)
Учителя физкультуры проводят с физкультурным активом семинары, методические занятия, на которых вырабатываются практические навыки организации и проведения физкультурно-спортивных мероприятий.
Из сложившейся практики, физкультурный актив может работать в следующих направлениях:
— оказывает помощь администрации учебного заведения, классным
руководителям и учителям физической культуры в организации и проведении
общешкольных дней здоровья, спорта и туризма;
— помогает учителю физической культуры в организации и проведении внутриклассных дней здоровья, спорта и туризма;
- проводит агитационную работу по вопросам физической культуры,
спорта и туризма, используя для этого стенную печать, радио учебного
заведения, фотовитрину, плакаты, альбомы; - обеспечивает подготовку физкультурного инвентаря и оформление мест
соревнований.
Большую профессиональную помощь в подготовке учащихся к предстоящим дням здоровья, спорта и туризма могут оказать тренеры ДЮСШ и СДЮШОР. Они, при необходимости, разработают положение о спортивном соревновании или сценарий физкультурно-оздоровительного праздника, предоставят для судейства соревнований тренеров по видам спорта, проведут организационно-пропагандистскую работу по широкому привлечению учащихся и их родителей к участию в соревнованиях.
Соревнования по видам спорта, входящие в программу дней здоровья, спорта и туризма, а также физкультурно-оздоровительные мероприятия могут планироваться и проводиться в рамках внутришкольной круглогодичной спартакиады.
Спортивные соревнования и физкультурно-оздоровительные мероприятия могут проводиться в следующих формах:
- соревнования по видам спорта между классами;
- матчевые встречи между классами, командами параллелей классов;
- дни бегуна, метателя, прыгуна, спринтера, многоборца, гимнаста,
баскетболиста и т.д. (проводятся как лично-командные, так и личные); - первенства учреждения образования по видам спорта (проводятся как
лично-командные, так и личные, в которых могут принимать участие учащиеся
близлежащих учебных заведений, например, малокомплектных школ); - туристские слёты и соревнования;
- комплексные соревнования по народным, подвижным и спортивным
играм, лёгкой атлетике, лыжным гонкам, гимнастике, допризывной подготовке;
конкурсы в отдельных упражнениях (метания снежков, набивных мячей,
броски баскетбольного мяча по кольцу и др
Источник
Организация и проведение дней здоровья в школе
Наиболее полного практического воплощения идеи связи физического воспитания с другими сторонами воспитания можно достичь при проведении дней здоровья в школе.
Всего в школе рекомендуют проводить до девяти дней здоровья в году. Один-два – длительныес выездом в природные условия. О них и пойдет речь ниже.
Задачами дней здоровья являются:
– содействие активному отдыху, укреплению здоровья ифизическому развитию учащихся;
– повышение интереса к занятиям физической культурой и ее внедрение в повседневную жизнь учащихся, учителей иродителей.
Дни здоровья в сравнении с другими формами имеют ряд принципиальных отличий, что делаетих наиболее трудной формой физического воспитания школьников. Каковы же отличия дней здоровья?
Во-первых, это мероприятие комплексное и требует координации усилий большинства учителей-предметников (истории, биологии, географии, литературы и др.), родителей, шефов.
Во-вторых, оно проводится в природных условиях в составе всей школы и требует решения вопросов устройства быта и безопасности.
В-третьих, объединяет почти все формы физического воспитания (туризм, соревнования, подготовку к сдаче норм физкультурного комплекса, утреннюю гимнастику и др.) и требует серьезной подготовки физкультурного актива из числа учащихся, учителей, родителей и шефов.
В-четвертых, дни здоровья создают наилучшую почву для внедрения в практику межпредметных связей.
Исходя из названных отличий, рассмотрим особенности их организации.
Инициативная группа, возглавляемая учителем физкультуры, вносит это мероприятие в школьный план работы и разрабатывает его содержание и программу. Исходя из программы, одобренной руководством школы, создается и утверждается штаб проведения дней здоровья, в который входят учитель физкультуры, учителя тех предметов, которые имеют место в содержании дня здоровья, пионервожатая, завхоз и медработник школы, председатель родительского комитета, представители всех общественных организаций школы. Возглавляет штаб директор школы. На первом заседании штаба еще раз рассматриваются и уточняются программа и состав участников. Оговорим сразу, что количество участников не должно превышать 400-500 чел., и если школа большая, то следует проводить день здоровья в два, а возможно, и три этапа. Заблаговременно о подготовке дня здоровья должны быть проинформированы родители. Далее следует подобрать место базирования лагеря. Оно должно быть размещено за 3-7 км от черты города, в лесу. Желательно, чтобы рядом протекала речка. Возможность и время выхода к месту проведения должны быть согласованы с лесничеством, сельсоветом, оперативным уполномоченным РОВД.
Вопрос питания будет решаться тремя путями. Каждый ученик должен иметь запас питания из дому. На месте дислокации по договоренности с торгующими организациями можно органи-зовать работу киоска с печеньем, вафлями, минеральной водой, пирожками, пирожными. Наконец, работники школьной столовой должны приготовить горячие напитки. Прекрасным угощением для детей может быть солдатская каша, приготовленная шефами воинской части и выданная поварами-воинами.
Ночлег организуется в палатках и шалашах. Постельные принадлежности приносит каждый ученик. На всякий случай заведующий хозяйственной частью имеет запас в 15-20 постельных принадлежностей.
Дни здоровья могут проводиться на базе отдыха и в стационарных лагерях. Тогда многие хозяйственные вопросы решаются легко. Отдельно должна быть установлена штабная палатка, возле которой размещаются флагшток и палатка медпункта.
Выход к месту проведения дня здоровья проводится организованно по классам и зависит от масштабов населенного пункта. Во многих городах, поселках и селах он может осуществляться всей школой одновременно.
В крупных городах до черты города отдельные классы доезжают на городском транспорте. Во всех случаях от черты города все классы под руководством классных руководителей к месту дислокации приходят разными, разработанными заранее маршрутами. При этом протяженность и сложность маршрута должны отвечать требованиям, соответствующим определенному возрасту сдающих нормативы физкультурного комплекса. Младшие школьники к месту проведения дня здоровья могут доставляться выделенными для этой цели автобусами. Такой порядок следования позволяет рассредоточить по времени прибытие в подготовленный лагерь участников дня здоровья и избежать суматохи. Прибывших в лагерь встречают члены штаба, ответственные за размещение. Как правило, в день прибытия (вторая половина дня пятницы) спортивные мероприятия не проводят, поскольку все уже совершили туристический поход.
После отдыха и ужина все собираются у костра, у которого, как правило, проходят встречи с местными жителями, участниками войны, местными школьниками. Возможно также проведение конкурсов, викторин, игр и развлечений на различную тематику.
Здесь же, у костра, проводится общая линейка, на которой подводят итоги дня. После линейки проходит короткое совещание членов штаба и ответственных за проведение отдельных мероприятий, а также руководителей классов, на котором уточняются задачи на завтра. Такие линейки и совещания проводятся после каждого дня пребывания в лагере.
С целью четкой организации порядка и высокой дисциплины составляется подробный график работы лагеря (табл. 4).
График проведения мероприятий по программе дня здоровья
Источник