Сохранение здоровья учащихся — основная задача школы
статья на тему
Статья посвящена проблеме сохранения и укрепления здоровья современного школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sokhranenie_zdorovya_uchashchikhsya_-_osnovnaya_zadacha_shkoly.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение здоровья учащихся — основная задача школы
Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.
Каковы же причины, негативно влияющие на здоровье учащихся? Что должен делать учитель, чтобы сохранить здоровье детей, укрепить его, а не ухудшить на протяжении всех лет обучения в школе?
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время,
нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного
процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних
заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи
информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика,
характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится
приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок
пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. От того насколько органичен образовательный процесс, насколько педагоги учитывают
специфику возможностей ребенка того или иного возраста, насколько полно учитываются
все отрицательно влияющие на здоровье ребенка факторы обучения, напрямую зависит, сумеем ли мы сохранить здоровье современного школьника.
Задумываясь о здоровье школьников, нужно признать, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса устарела, она неблагоприятно влияет на здоровье детей. Особенно отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье детей следующие факторы:
- интенсификация учебного процесса;
- нерациональная организация процесса обучения;
- несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.
С негативным влиянием данных факторов специалисты связывают до 40 % детской
патологии. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения
школьников, сохранения их здоровья. Сохранить и укрепить здоровье школьников
помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность всех
используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только
сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов
образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры
здоровья. Применение этих технологий способствует созданию специальных условий, обеспечивающих развитие сильных, знающих о своем здоровье, умеющих его беречь и подготовленных для жизни личностей.
Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для
учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации
и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и
. Цель здоровьесберегающего сопровождения — создание безопасного для здоровья образовательного пространства на уроках, а также создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья.
Требования к учителю просты и естественны: не допускать переутомления учащихся на уроках и перегрузки их домашними заданиями. Одним из факторов, содействующих утомлению детей, являются однообразные организационные формы обучения. Пусть даже передовые формы, но если они повторяются из урока в урок, из месяца в месяц, то они, безусловно, «приедаются», детям становится неинтересно, а это верный путь к повышенной утомляемости. Домашняя подготовка к одному уроку не должна занимать в среднем более 20 минут, т.е. более половины времени урока. Этого можно добиться, если полностью и эффективно использовать для обучения всё время урока.
Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного дня без учета
возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм физкультурно-
оздоровительной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.
Рациональный режим, прежде всего, предусматривает четкое чередование
различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию
разных видов деятельности. Подавляющее число функциональных отклонений в
организме учащегося за время обучения в школе связано с увеличением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, особенностями построения уроков.
Каждый учитель должен видеть главную свою задачу в том, чтобы инициировать,
продвигать вперёд и контролировать учебный процесс так, чтобы учащиеся учились
искусству учёбы. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошее здоровье только благоприятным образом способствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.
Сбережение и укрепление здоровья тесно связано с применением в школе информационно-коммуникативных технологий обучения, при которых дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Однако внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь неминуемо сказывается на здоровье. Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером? В первую очередь, создать соответствующие условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель, следовать санитарным нормам и правилам.
Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность
учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Работа за компьютером во
время выполнения практических заданий и тестирования дает возможность укрепить
здоровье учащихся, так как в этот момент в работу включаются различные группы мышц,
происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.
На уроках нужно учить строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья, развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их желанными, комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. А все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения.
Основной путь к здоровью — воспитание культуры здоровья, формирование убежденности ребенка в том, что нет другого правильного образа жизни, кроме здорового. Задача системы образования — добиться, чтобы здоровый образ жизни стал основой нового мировоззрения нового времени.
«Забота о человеческом здоровье — тем более о здоровье ребенка, — это не только комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» — говорил Сухомлинский.
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., Просвещение,1987.
2. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. — Сергиев Посад, 1995.
3.Макарова В. И., Дегтева Г. Н., Афанасенкова Н. В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. 2000. № 3. С. 60—62.
4.Юсупова Н. П., Плетнева Е. Ю. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования // Сибирский учитель. Научно-методический журнал. 2005. № 4 (40).
Источник
Сохранение и укрепление здоровья школьников — приоритетная задача работы школы
Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поговорить о самом драгоценном, что есть в нашей жизни – здоровье, здоровье наших детей!
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, “здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.
Анализ физического состояния здоровья детей, поступающих в нашу школу, показывает, что здоровыми являются не более 21%.
Год от года увеличивается количество детей с показателями высокого уровня тревожности, агрессивности, низкой самооценкой, не умением выражать свои эмоции, отношение друг к другу.
Многочисленными исследованиями ученых доказана взаимосвязь состояния здоровья ребенка с успешностью его обучения и воспитания.
Исходя из этого, главной задачей нашей школы является создание наиболее благоприятных условий для освоения обучающимися содержания учебных программ, развития творческих способностей, обеспечения достаточно высокого уровня подготовки выпускников для их конкурентоспособности при поступлении в ВУЗ. Важным аспектом этой деятельности мы считаем создание комфортных условий обучения, направленных в первую очередь на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Вся деятельность педагогического коллектива осуществляется на основе разработанных творческими группами учителей программ “Здоровье школьников” и “Школа как здоровьесберегающая среда физического, психического, нравственного потенциала развития личности учащихся” по следующим направлениям :
- Комфортность пространственной среды;
- Создание благоприятного психологического климата;
- Организация здорового питания;
- Качественное медицинское обслуживание;
- Применение здоровьесберегающих технологий в УВП;
- Физкультурно-оздоровительная работа;
- Нравственное воспитание.
В статье 32 п.3.3 закона “Об образовании” говорится об ответственности образовательного учреждения за жизнь и здоровье воспитанников.
Одной из главных задач школы является – исключить возникновение и существование условий, ведущих к ухудшению здоровья участников УВП. Эту задачу повседневно решают персонал и обучающиеся посредством поддержания чистоты в школе и на прилегающей территории.
Комиссия по охране труда определяет факторы, мешающие сохранению природного здоровья, пути их устранения или частичной компенсации. Разработан план по переоснащению учебных кабинетов мебелью, осветительными приборами, учебным оборудованием, соответствующим требованием СанПина, экологическим требованиям к организации рабочего места. Особое внимание уделяется режиму проветривания школы, а также работы компьютерного класса.
Психологическое здоровье является не только предпосылкой эмоционального и физического благополучия ребенка, но и непременным условием хорошей школьной успеваемости, а также последующей успешной социализации. Именно психологическое здоровье обеспечивает возможность развития в течении всей жизни.
Предметом особой гордости является функционирование в школе психологической службы, основной целью которой является создание условий для сохранения психологического здоровья детей. При помощи систематизированных методик для психологического мониторинга отслеживается развитие учащихся, уровень адаптационных процессов, школьной тревожности, мотивации, самооценки. Диагностика работы позволяет выявить положительную динамику психологического здоровья части учащихся. С целью своевременного обеспечения комплексной специализированной помощи нашим учащимся считаем необходимым и эффективным – функционирование психолого-медико-педагогического консилиума. Психологи повышают психологическую компетентность всех участников образовательного процесса через семинары, “круглые столы, родительские собрания, занятий по психокоррекции, “Психология общения”.
Одним из важных аспектов сохранения и укрепления здоровья школьников является организация горячего питания. Мы прилагаем достаточно много усилий, чтобы убедить значительное количество учащихся и их родителей в необходимости регулярного приема горячей пищи как одного из главных факторов сохранения природного здоровья. В 2003-2004 уч. году процент охвата школьников горячим питанием увеличился до 93% с 68%.
За качество медицинского обслуживания отвечает фельдшер школы. Ежегодно организуется на базе школы углубленный медосмотр учащихся, который показывает, что лидируют такие заболевания, как кариес, понижение остроты зрения, сколиозы, нарушение осанки.
Фельдшер работает в тесном контакте с классными руководителями и родителями, организует им встречи со специалистами для индивидуальных консультаций, контролирует итоги встреч, отслеживает динамику физического здоровья ребенка. Ведет большую профилактическую работу: выступает с беседами перед всеми участниками образовательного процесса, выпускает сан. бюллетени по различным видам заболеваний, приглашает врачей-специалистов для бесед по вопросам гигиены, витаминизации, табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости.
Важным условием сохранения здоровья учащихся является применение педагогами здоровьесберегающих технологий обучения, четкая, единая система требований предъявляемых к учащимися, четкая структура организации УВП.
С целью избежания перегрузки учащихся заранее определяем сроки проведения контрольных работ по всем предметам, объем домашнего задания в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Уменьшение нагрузки идет за счет овладения школьниками информационных технологий.
Укрепление физического здоровья происходит через организацию физкультурно-оздоровитльной работы. В школе созданы все необходимые условия: 2 спортивных зала, хоккейная коробка, спортивный городок, обеспеченность спортинвентарем.
Физкультурно-оздоровительная работа включает:
- Мероприятия в режиме учебного дня;
- Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно– массовая работа.
Нравственное воспитание учащихся реализуется через работу учебно-воспитательных центров. Работа направлена на развитие таких качеств личности как патриотизм и гражданственность, нравственность и духовность, здоровье, саморазвитие, самовоспитание.
Педагоги делятся опытом на страницах печати, выступая на региональных и городских конференциях.
Много из того, что сделано, взятое в отдельности, может показаться простым и очевидным. Однако, каждый из нас знает, какое трудоемкое дело создание реально действующей системы, направленной на сохранение укрепление природного здоровья. Система созданная в нашей школе действует и позволяет добиться следующих результатов:
Нашему педагогическому коллективу очень близки слова академика, хирурга Н. М. Амосова: “Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддержать его высокий уровень здоровья вполне возможно”. И, как сказал доктор медицинских наук В.Н. Касаткин, что именно “учительство – ведущая сила, которая влияет на здоровье нашего будущего, формируя его сегодня”.
Источник