12. Школы здоровья. Виды, функции, организация работы.
Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.
Школы организуются в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения, поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, кардиологических диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах,
Цель организации Школ – оптимизация, совершенствование и повышение охвата, доступности и качества медицинской профилактической помощи населению:
• повышение информированности пациентов о заболевании и его факторах риска;
• повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;
• формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;
• формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;
• формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);
• формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.
Пациенты направляются на занятия в Школе участковым врачом или через участкового врача специалистами любого профиля. Пациенту выдается направление на посещение школы заполненное по форме, утвержденной главным врачом (образец направления см. ниже).
Для пациентов с осложненным течением заболевания, очень высоким риском сердечно-сосудистых осложнений, программа обучения требует модификации.
Программа обучения состоит из цикла структурированных занятий, продолжительностью по 90 минут каждое. Всего в цикл входит 8 занятий, из которых 7 являются обязательными для всех пациентов, 1 занятие («Курение и здоровье») направлено на курящих пациентов или их родственников.
Численность пациентов в группе не более 8-10 человек.
Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов. Все занятия хронометрированы, имеют четкие инструкции по ведению.
Пациенты, обучающиеся в Школе, обеспечиваются Дневником пациента, который является неотъемлемой частью процесса обучения и содержит справочный материал, необходимый для пациентов в процессе обучения и в дальнейшем.
Программа разрабатывается на основе образца типовой программы обучения пациентов, включающей обязательные темы (понятие о заболевании, основы питания, физической активности, медикаментозной терапии, методы самоконтроля и измерения артериального давления, ведения дневника, управление стрессом).
Помещение должно иметь стол (желательно круглый или расположенный на середине комнаты, чтобы слушатели могли сидеть вокруг него), стулья, кресла, располагающие к полуторачасовым занятиям. В помещении должен быть демонстрационный материал как для постоянной экспозиции на стенах (справочные, информационные материалы), так и для раздачи пациентам.
Источник
Школа здоровья
Школа здоровья
Описание
Зачем ходить в Школу здоровья
В последние годы все очевиднее становится тот факт, что достижения современной медицины могут остаться нереализованными на практике, если между врачом и пациентом не будет сформировано партнерских отношений и истинного сотрудничества. В конечном счете, только сам больной выбирает, что и как ему предпринимать: следовать ли только рекомендациям врача по приему лекарств или изменить свое питание в сторону оздоровления, повысить физическую активность, отказаться от вредных для здоровья привычек и прочее Сегодня позиция населения и больных людей о получении информации о здоровье, по результатам опросов, находится в такой последовательности: СМИ, наглядная реклама, медицинская и популярная литература, медицинские работники, друзья, коллеги, родственники. Однако наиболее авторитетным источником информации о здоровье для большинства людей являются именно медицинские работники. Только партнерский союз врача и пациента даст позитивный результат и обеспечит приверженность пациентов к лечению, что приведет к улучшению прогноза заболевания и продлению трудоспособной жизни пациентов. Одним из путей формирования партнерства «врач-пациент» является обучение пациентов, в малых группах — Школах здоровья.
Что же такое Школа здоровья?
С формальной точки зрения, Школа здоровья — это медицинская профилактическая технология, основанная на совокупности индивидуального и группового воздействия на пациентов и направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению того или иного заболевания, повышение приверженности пациентов к лечению для профилактики осложнений заболевания, улучшения прогноза и повышения качества жизни .
Школа здоровья учит тому, как сохранить здоровье, уменьшить проявления болезни и снизить риск осложнений. В связи с этим используется термин «Школа здоровья для пациентов с той или иной патологией».
Цель обучения в Школах здоровья — дать соответствующие знания о заболевании , обучить необходимым навыкам и умениям само и взаимопомощи, сформировать мотивацию к изменениям нездоровых привычек и поддержать стремление пациента к оздоровлению и выполнению рекомендаций и назначений врача. Успешному профилактическому консультированию способствует доверительная атмосфера общения врача и пациента, взаимопонимание и чувство сопереживания, а также эффективная обратная связь (умение слушать, обсуждать). Советы не содержат трудновыполнимых рекомендаций, сопровождаются выдачей письменных рекомендаций, памяток, брошюр, рецептур рекомендуемых блюд, наглядных, хорошо иллюстрированных таблиц, схем и т.д.
Почему Школы здоровья важны для пациентов?
Пример с артериальной гипертонией: Артериальная гипертония — одно из самых распространенных сердечно-сосудистых заболеваний. Около половины случаев инфаркта миокарда и около 80% случаев инсульта связаны с повышенным АД.
По данным эпидемиологических исследований, около 40% россиян имеют повышенное АД, однако только каждый третий больной знает о своем заболевании, что ведет к недостаточной адекватности лечения и повышенному риску осложнений. Известно, что артериальная гипертония долгие годы протекает бессимптомно и одним из первых проявлений заболевания, к сожалению, может быть опасное для жизни осложнение (инфаркт, инсульт). Особенностью артериальной гипертонии является то, что большинство больных имеют небольшое повышение АД, и порой интенсивного медикаментозного лечения не требуются. Однако у таких больных эффективными методами лечения и успешного контроля повышенного АД являются немедикаментозные меры коррекции основных факторов риска, негативно влияющих на прогноз. Таких факторов множество, однако наибольшее значение с позиции профилактики имеют факторы риска, методы контроля которых хорошо научно обоснованы, апробированы и показали свою эффективность . Анализируя отечественный и зарубежный опыт, в настоящее время можно твердо говорить о факторах риска поведенческого характера, которые управляемы и зависят от воли и усилий самого человека.
Школа здоровья является организационной формой профилактического группового консультирования и рассматривается как медицинская профилактическая услуга, т.е. имеет самостоятельное законченное значение и определенную стоимость и направлена на профилактику осложнений заболевания, своевременное лечение, оздоровление
Приходя в Школу здоровья, вы проходите определенный курс обучения по итогам которого вы будете обладать определенными знаниями и умениями. Итак, после окончания обучения вы будете….
* причины и симптомы заболеваний
* факторы, определяющие риск развития осложнений заболеваний * основы самоконтроля
* средства доврачебной самопомощи * основы здорового питания * принципы диеты при ожирении
* влияние поведенческих факторов риска на здоровье * основные группы препаратов, показания и основные побочные действия лекарств
* применять полученные знания для самоконтроля за состоянием здоровья, * вести дневник пациента
* проводить самооценку и контроль за факторами, влияющими на течение заболевания
* следовать назначениям врача, не заниматься самолечением
* применять средства доврачебной помощи и самопомощи
* правильно соблюдать рекомендации врачей
Вы сможете контролировать:
* основные факторы риска осложнений различных заболеваний
* уровень стресса, стрессовое поведение и отношение к стрессу
Если вы курите, то получите необходимые знания для уменьшения вреда курения на собственное здоровье и здоровье окружающих
Г рафик проведения школ здоровья узкими специалистами в поликлинике по ул.Московская, 1 на 2020 г.
№ п/п | Специалисты | День недели | Время проведения |
1. | С 15:00 до 16:00 | ||
Место проведения: Конференц-зал.
Школы здоровья по остеопорозу, бронхиальной астме, артериальной гипертонии проводятся участковыми терапевтами.
График и место проведения школ здоровья по сахарному диабету (центральное отделение и отделение №2)
Источник
Кочубеевская районная больница
+7 (86550) 4-04-13
+7 (86550) 4-06-91
+7 (86550) 4-01-98
+7-906-470-78-45
07.00 — 18.00
08.00 — 16.12
Школы здоровья
Школа Здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.
Цели Школ Здоровья:
- Увеличение охвата, повышение доступности и качества медицинской профилактической помощи населению.
- Первичная и вторичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний.
- Достижение максимальной эффективности лечения и реабилитации больных.
- Повышение качества жизни пациента и его семьи.
Задачи Школ Здоровья:
- В доступной популярной форме информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний.
- Ознакомить с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.
- Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.
- Повышение ответственности человека за сохранение здоровья.
- Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи.
- Формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).
- Добиться взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.
- Ориентировать население на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.
Кочубеевская районная больница
Система ОМС
Государственные сайты
Задайте свой вопрос
Заполните все обязательные поля
Обращение к главному врачу
Подробно опишите ситуацию и укажите контактные данные.
Оцените качество оказанной помощи
ВНИМАНИЕ! Коронавирусная инфекция!
В целях анализа качества предоставления медицинских услуг, оказываемых Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ставропольского края «Кочубеевская районнная больница» , просим Вас оценить качество нашей работы.
Просим Вас с пониманием отнестись к анкетированию и внимательно ответить на задаваемые вопросы. Выберите один из вариантов ответа на каждый вопрос.
При этом не нужно указывать свое имя, Ваши личные данные нигде не прозвучат. Ваше мнение нам очень важно и будет учтено в дальнейшей работе.
Источник
Зачем нужна школа здоровья
Е.И. Вольфсдорф специалист Центра Содействия здоровью обучающихся, воспитанников ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 149 С АО, г. Москва | А.А. Дедов педагог-психолог ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 149 С АО, г. Москва |
В декабре 2005 года ГОУ СОШ № 149 САО г. Москвы получила статус «Школа здоровья». В школе создана модель, обеспечивающая гармоничное развитие обучающихся. Особенностью модели является наличие Центра содействия здоровью обучающихся, воспитанников как структурного подразделения, призванного координировать усилия педагогов, специалистов школы, родителей, учащихся в области здоровьесбережения.
Помогает в решении задач сбережения здоровья участие в работе городской площадки по теме: «Система школьных мониторингов здоровья как составляющая медико-педагогического инструментария «Единый Паспорт здоровья школьника». В этой работе приняли участие специалисты Центра, педагоги и учащиеся начальной школы. Экспериментальную работу мы рассматриваем как неотъемлемую часть деятельности школы по здоровьсбережению.
Научными исследованиями НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей установлено, что в последние 10 лет произошло значительное ухудшение здоровья школьников.
Особенно большую тревогу вызывает состояние здоровья детей, обучающихся в начальной школе. Изменилось в худшую сторону и распределение детей на группы здоровья. Если в 1998 году к первой группе здоровья, т.е. к абсолютно здоровым, относилось 4,8% обследованных учащихся младших классов, то в 2008 году — 1,8%.
В отдельных московских школах не было выявлено ни одного учащегося младших классов, которого можно было отнести к первой группе здоровья. В нашей школе за последние три года, благодаря проведению в школе ряда оздоровительных мероприятий, количество детей, относящихся к первой группе здоровья, незначительно увеличилось (на 2%). Но наряду с этим отмечается некоторое уменьшение количества детей третьей группы здоровья (на 3%). Максимальное количество детей относится ко второй группе здоровья.
Актуальность проблемы здоровья школьников в целом по стране создает предпосылки к созданию и реализации в нашей школе здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий обучения, эффективных моделей организации учебного и оздоровительного процессов для учащихся. На данном этапе школа решает следующие задачи:
■ Создание благоприятной образовательной среды, психологически комфортных условий обучения, реальной системы профилактических мер, направленных на оздоровления учащихся;
■ Формирование эффективной психолого-педагогической службы, направленной на организацию помощи учащимся, родителям и педагогам;
■ Формирование здоровья, воспитание потребности вести ЗОЖ, обеспечения необходимыми знаниями и умениями;
■ Достижение положительных изменений в состоянии детей и подростков, в их способности к выживанию в условиях современности;
■ Предупреждение школьных болезней: мероприятия по профилактике близорукости, нарушения осанки, гиподинамии.
Деятельность данной работы осуществляется по двум направлениям:
1-е направление: Выявление детей «группы риска» с помощью донозологической диагностики (мониторинги). Мониторинги позволяют:
■ качественно оценить состояние ученика;
■ избрать наиболее эффективные пути в здоровьесбережении;
■ дать прогноз дальнейшего развития и обучения;
■ найти средства коррекционно-развивающей работы;
■ выявить на ранних стадиях проблемы ребенка и организовать индивидуальные программы оздоровления.
Для своевременного выявления заболеваний и оказания помощи учащимся были проведены офтальмологический, физический, соматический, саногенетический, психолого-педагогический и антропологический мониторинги. Обследованы дети (2 — 4-х классов), участвующие в экспериментальной программе.
Учащимся с заболеваниями органов зрения специалистами ФГУ МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова и офтальмологами детской поликлиники № 22 два раза в год проводится офтальмологический мониторинг. Ученики группы риска проходят диагностику и лечение на корригирующих аппаратах в школе. За последние три года осмотрено 648 детей, лечение получили 358 человек. В результате повторной диагностики отмечена положительная динамика. Данные о состоянии обследованных детей сообщаются классным руководителям и родителям, выдаются индивидуальные рекомендации. У нас созданы необходимые условия для профилактики и коррекции зрения; соблюдаются нормативы по освещению, проводятся уроки здоровья по соблюдению учащимися режима дня и охраны зрения; на занятиях и после работы на компьютерах ребята выполняют упражнения для снятия напряжения.
С помощью ассоциации Народно-спортивный Парк ежегодно проводится осмотр детей с целью выяснения их физического индекса здоровья. Это дает возможность проследить за динамикой физического развития учащихся. Индекс физического здоровья составил -3,4 балла (по 5-балльной шкале), что является высоким показателем. Результаты обследований выдаются преподавателям физкультуры и родителям с конкретными рекомендациями.
Проблема роста патологических состояний костно-мышечной системы приобрела высокую медико-социальную значимость и рассматривается как критериальный показатель здоровья организма в целом. С целью изучения состояния опорно-двигательного аппарата врачами НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова проведена дополнительная диагностика учащихся. По результатам обследования были выявлены дети «группы риска», которые занимаются лечебной физкультурой под руководством инструктора лечебной физкультуры. По результатам соматического мониторинга в школе сократилось количество учащихся с заболеваниями костно-мышечной системы на 2% за 2008-2009 г.
В связи с употреблением калорийной и богатой углеводами пищи, а также с гиподинамией, увеличилось количество детей с избыточной массой тела. Поэтому мы привлекли к сотрудничеству специалистов-антропологов МГУ им. М.В. Ломоносова и диетологов Клиники питания. В настоящее время совместно с ними проводится антропологический мониторинг; изучается оценка состава тела (биоимпедансный анализ); состояние костно-мышечной системы. При помощи анкетирования собрана информация об образе питания и физической активности учащихся.
Психологами школы проводился психологический мониторинг. По полученным данным наблюдается положительная динамика психологического состояния учащихся. В результате коррекционной работы дети лучше переносят школьные нагрузки: снизилась тревожность, улучшился психологический климат в классах, повысилась мотивация на сохранение собственного здоровья.
2-е направление: Формирование здорового образа жизни.
На первом этапе учащиеся знакомятся с основными понятиями и представлениями — узнают основы ЗОЖ, у них формируются элементарные правила здоровьесбережения. В начальной школе проводятся гигиеническая, дыхательная и корригирующая гимнастика.
В своей работе мы апробировали экспериментальный Паспорт здоровья, он служит для своевременного выявления проблем ребенка.
На втором этапе формируется полноценное понимание основ ЗОЖ.
На этом этапе формируются практические навыки. Учащиеся обучаются навыкам самодиагностики, самомассажу, оказанию первой медицинской помощи. Сознательно выполняют элементарные правила здоровьесбережения.
Эффективность на этом этапе знаний зависит от правильного подбора методов, приемов и средств обучения. Важна наглядность, доступность для восприятия. Педагоги- организаторы проводят Уроки здоровья, на которых в интересной, игровой форме (викторины, тренинги, КВН) дают ученикам представления об актуальных вопросах здоровья, демонстрируют фильмы по актуальным вопросам здоровья.
Третий этап — заключительный. На этом этапе дети должны уметь автоматически выполнять правила, уметь использовать знания, умения, навыки в зависимости от конкретных обстоятельств. Обратная связь осуществляется с помощью тестов и контрольных вопросов. Средства для решения задач по формированию ЗОЖ выбираются в соответствии с конкретными условиями работы. Это различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная — для профилактики простудных заболеваний), лечебная физкультура под руководством специалиста, массаж, самомассаж, витаминотерапия, оздоровительные тренинги, различные реабилитационные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья. Совместно с учащимися осуществляется подготовка материалов для «Уголка здоровья».
Инструментом данной работы служат экспериментальные Паспорта здоровья. На основе их разработаны сценарии классных часов, посвященных вопросам здоровья. «Мое здоровье», «Как работает мое сердце», «Дыхание — учимся дышать правильно», «Профилактика вредных привычек», «Моя семья», «Моя школа — мой учитель»; «Мои привычки», «Наши праздники», «Ведем наблюдения». В рамках Урока здоровья дети учатся ухаживать за зубами, проводится беседа по теме: «Береги зубы смолоду».
Экспериментальные Паспорта используют в своей работе специалисты Центра содействия здоровью обучающихся, воспитанников. В Паспорта вносятся рекомендации специалистов. На основании анкет, заложенных в паспортах, осуществляется обратная связь с родителями учащихся. На родительских собраниях до сведения родителей доведены данные о состоянии здоровья детей, розданы индивидуальные рекомендации.
Проводятся консультации для родителей на базе консультационного пункта. Паспорта Здоровья способствуют мотивации детей на здоровый образ жизни, используют для формирования культуры здоровья.
Серьезной гуманистической проблемой для школы будет поступление в школу детей с ОВЗ (имеющие нарушения психического или физического развития.) С одной стороны, мы готовы принять на обучение этих детей, но возникает много вопросов. Например: ребенок-колясочник не сможет перемещаться по школе, так как отсутствуют пандусы и лифты; детям с выраженной психопатологией, необходимы занятия с дефектологом, но данная ставка в штатном расписании не предусмотрена; еще одна острая проблема заключается в психологической неготовности педагогов и родителей к совместному обучению с детьми ОВЗ (в особенности с психопатологиями). Также «болевой точкой» станут внутриклассные отношения учащихся, особенно подростков.
Инклюзивное образование пока недостаточно разработано и не отражено в законах, необходимо оборудование и специальная подготовка учителей, иначе, качественного образования не получится.
Здоровье подрастающего поколения зависит от родителей, педагогов, медицинских работников, от самих обучающихся. Только совместными усилиями мы сможем решить эту задачу.
- Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия; авт. — со-ст. Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова. — Волгоград: Учитель, 2010.
- Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры; Е.А.Воронова,- Изд. 3-е. — Ростов н /Д: Феникс, 2009.
- Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие. Методика. Тематическое планирование. Разработки занятий. Разработки внеклассных мероприятий. — М: Издательство «Глобус», 2010.
- Паспорт здоровья. Часть 2. Работа классного руководителя. Методические рекомендации. — М: МИОО, 2007.
- Паспорт здоровья. Часть 3. Планирование работы. Методические рекомендации — Составитель Клокова Т.И. — М.: МИОО, 2007.
- Азбука здоровья, авт. Воронцов И.М., Миронова Л.С. — НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Программа «Здоровый малыш». 2007.
- Азбука чистоты — авт. Воронцов И.М., Миронова Л.С. — НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Программа «Здоровый малыш. 2007.
- Физкультурные минутки в начальной школе: практическое пособие — Исаева С.А. — 4-е изд. М.: Айрис — пресс, 2007
- Школа физкультминуток: 1-4 классы — М.: Вако, 2009.
- Мониторинг здоровья в школе — МИОО, Москва, 2006.
- Здоровьесберегающее образование № 1, 2, 3- М., 2009.
- Групповые методы в работе школьного психолога — автор И.В. Бачков, 2009.
Источник