Конспект урока «Витамины» 8 класс
План – конспект урока по биологии в 8 классе.
Тема: Витамины и их роль в организме человека.
Цель: познакомить учащихся с понятием «витамины», определить содержание их в продуктах питания и роли для жизни человека.
Задачи: а) образовательная: углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержания их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ.
б) развивающая: развивать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы;
в) воспитательная: формирование положительной мотивации на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке, понимать важность сохранения своего здоровья.
Оборудование: учебник, таблица «Суточные нормы витаминов», презентация «Витамины», компьютер и мультимедиа для демонстрации презентации, листы с вопросами и тестовыми заданиями для закрепления материала.
Тип урока: проблемное обучение
I . Мотивация Дорогие учащиеся! Я рада встрече с вами. Пожелаем друг другу успехов. Думаем только о хорошем. Давно доказано: хорошие мысли прибавляют здоровья.
II . Актуализация знаний.
Вы, конечно, наслышаны о витаминах. А знаете ли вы, что такие состояния, как депрессия, сонливость, потливость, вялость — это результат нехватки витаминов? А всем так хочется быть бодрыми и здоровыми. А для этого необходимо знать о роли витаминов для организма.
III . Этап целеполагания ( совместно с учащимися)
Нам следует выяснить: какие бывают витамины, их роли для организма, какие болезни развиваются при недостатке витаминов.
III. Изложение нового материала.
1. История открытия витаминов.
Витамины были открыты нашим соотечественником Н.И. Луниным. В 1881 г. он провел оригинальный эксперимент. Он взял две группы мышей и поместил их в одинаковые условия, но кормил по- разному: одних – натуральным молоком, других – искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы), причем в том же соотношении, что и в молоке.
Вскоре мыши второй группы перестали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил ученый, существуют ещё какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь.
Позже, в 1911 г, польскому ученому Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечивало от паралича голубей, питавшихся очищенным рисом. Он дал ему название витамин (от лат. «вита»- жизненный).
2. Что такое витамины? Что между ними общего?
Витамины — это низкомолекулярные вещества, обладающие большой биологической активностью. Действие их проявляется в малых количествах и выражается в регулировании процессов обмена веществ.
3. Классификация витаминов.
Водорастворимые – С, РР, Н, группы В.
Жирорастворимые – А, D, Е, К.
4. Что такое авитаминоз и гиповитаминоз? Назовите причины авитаминоза и гиповитаминоза.
Витамины входят в состав молекул многих ферментов и некоторых физиологически активных веществ, поэтому при их отсутствии — авитаминозе или недостатке — гиповитаминозе нарушаются синтез ферментов и обмен веществ, вследствие чего развиваются тяжелые заболевания.
Витамины в основном непрочные соединения: они быстро разрушаются при нагревании пищевых продуктов. Натуральные витамины содержатся в продуктах растительного и животного происхождения и, за редким исключением (витамин С), не синтезируются в организме человека.
Избыточное поступление витаминов в организм вызывает состояние, которое называется гипервитаминозом. Обычно это наблюдается при употреблении синтетических препаратов витаминов и сопровождается самыми разнообразными признаками отравления. Наиболее токсичными являются витамины А и D которые часто дают маленьким детям. Иногда гипервитаминоз А возникает при приеме в пищу продуктов, содержащих большое количество этого витамина (овощи, печень морских животных). Из водорастворимых витаминов наиболее токсичным является витамин B1, большие дозы которого могут приводить к сильным аллергическим реакциям. При длительном приеме витамина B6 может наблюдаться повышение свертываемости крови.
5. Свойства витаминов (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?). Изучить таблицу ( работа в парах)
Роль в организме
Проявления недостаточного потребления
С аскорбиновая кислота
Стимулирует защитные силы организма
Лимон , капуста , сладкий перец, черная смородина
Быстрая утомляемость, усталость , сниженный иммунитет, особенно к простудным заболеваниям, хрупкость кровеносных сосудов( частые синяки на коже, кровоточивость десен, ) , плохое заживление порезов, ран, нарушение усвоения железа, в тяжелых случаях цинга.
Обеспечивает энергией нервную и мышечную системы
Свинина , телятина, хлеб из муки грубого помола
Ухудшение аппетита и сна , повышенная раздражимость, быстрая утомляемость, мышечная слабость, нарушение работы сердца, отеки
Обеспечивает организм энергией,важен для восприятия глазом различных цветов
Молоко, сыр, творог, печень
Трещины на губах и в углах рта, воспалительные изменения кожи, (дерматит), малокровие(анемия), светобоязнь, нарушение восприятия различных цветов
Важен для деятельности нервной системы, отвечает за состояние кожи, волос, ногтей
Почки, говядина , бананы
Потеря аппетита, раздражительность, нервные срывы, депрессивное состояние, изменения слизистой оболочки языка, , кожи (дерматиты), повышенная склонность к кариесу зубов, ухудшение кроветворения, малокровие (анемия)
Необходим для кроветворения и нормального развития нервных волокон
Мясо, рыба, молоко, творог
Слабость, быстрая утомляемость, головокружение, сердцебиение, малокровие, дегенеративные изменения нервной системы
В5 Пантотеновая кислота
Важна для усвоения жиров и углеводов
Икра, мясо, яйца, горох ( стручки)
Жжение в стопах, упадок сил, усталость, шелушение кожи, поседение и выпадение волос, желудочно – кишечные расстройства
Участвует в процессе кровотворения , необходима для нормального развития всех органов и тканей
Петрушка, салат, капуста брокколи
Слабость, быстрая утомляемость, малокровие, нарушение рабты желудочно – кишечного тракта, расстройства стула. У женщин тяжелые нарушения развития плода во время беременности, появление на свет детей с различными уродствами
Участвует в обмене углеводов и обеспечении организма энергией
Печень, мясо, рыба, хлеб из муки грубого помола
Вялость, апатия, потеря аппетита, сна, нервозность, быстрая утомляемость, расстройства стула, бледность, сухость кожи, воспалительные изменения кожи под действием света ( фотодерматозы), сердцебиение, головокружение, истощение организма, болезненная потеря веса, психические расстройства
Необходим для роста и правильного развития костей и зубов
Рыбий жир, яйца, солнечный свет,
Повышенная нервная возбудимость и склонность к судорогам мышц, особенно, икроножных. Нарушение роста костей и зубов. Склонность к переломам костей и их медленное срастание. Боли в костях.
Защищает организм от воздействия вредных факторов среды
Растительное масло, орехи, гречневая крупа
Повышенная склонность к разрушению красных кровяных клеток крови, анемия, мышечная слабость
Участвует в свертывании крови
Капуста, томаты, печень
Ухудшение свертываемости крови , склонность к кровотечениям
Важен для синтеза угеводов и жиров
Печень, арахис, бобы
Бледность и шелушение кожи, вялость, сонливость, тошнота, потеря аппетита, выпадение волос, боли в мышцах
Обеспечивает остроту зрения, поддерживает иммунную систему
Сливочное масло, икра, молоко, сливки
Снижение остроты зрения, особенно в сумерках, истончение, сухость, шелушение кожи, угревая сыпь, фурункулез, нарушение структуры и роста волос, сниженный иммунитет, склонность к бронхолегочным простудным заболеваниям, изменения роговицы глаз, в тяжелых случаях — слепота
Поддерживает в активном состоянии иммунную систему
Овощи, фрукты, огородная зелень
Сниженный иммунитет, склонность к простудным заболеваниям, нарушение образования витамина А
6. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах.
Для сохранения витаминов в приготовляемой пище необходимо знать, что высокая температура разрушает витамин С и значительно снижает содержание витаминов группы В. Одним из лучших методов сохранения продуктов со сравнительно небольшими потерями витаминов является консервирование с помощью низкой температуры, т. е. путем охлаждения и замораживания.
Охлаждение предусматривает поддержание в толще продукта температуры в пределах 0. +4°С. Замораживание связано с образованием в цитоплазме клеток кристаллов льда. Особенно ценным является метод быстрого замораживания продуктов, так как при этом хорошо сохраняются витамины. В этом случае нужно также использовать быстрое размораживание.
Обычная естественная (солнечная) сушка продуктов сопровождается значительным разрушением витаминов. В наибольшей степени обеспечивает сохранность витаминов вакуумная сушка. Она проводится в условиях разрежения при температуре не выше 50 °С.
Одним из способов сохранения витаминов является квашение продуктов, когда в процессе молочнокислого брожения образуется молочная кислота, способствующая сохранению в заквашиваемых продуктах витамина С.
7. Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?
Питательные вещества — это органические соединения, которые являются для организма источником энергии и строительным материалом. Основными питательными веществами являются белки, жиры и углеводы. Помимо этого важную роль в питании человека играют органические кислоты, витамины, минеральные соли и вода, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность организма.
Витамины — это низкомолекулярные вещества, обладающие большой биологической активностью. Действие их проявляется в малых количествах и выражается в регулировании процессов обмена веществ.
8. Источники поступления витаминов в организм человека? Необходимые дозы витаминов.
Здоровое питание населения является одним из важнейших условий здоровья нации. Массовые обследования, проведённые Институтом питания РАМН, свидетельствуют о дефиците витаминов у большей части населения России. Наиболее эффективный способ витаминной профилактики — обогащение витаминами массовых продуктов питания.
Витаминизация (иногда в комплексе с обогащением минеральными микроэлементами) позволяет повысить качество пищевых продуктов, сократить расходы на медицину, обеспечить социально незащищённые слои населения витаминами, восполнить их потери, происходящие при получении пищевого продукта на стадиях технологического процесса или кулинарной обработки. При этом необходимы следующие решения:
а) выбор подходящего продукта для витаминизации
б) определение уровня витаминизации
в) разработка системы контроля
Большинство витаминов быстро разрушается в организме, и поэтому необходимо постоянное их поступление извне. Количество витаминов, ежедневный прием которых необходим для нормального развития организма и предупреждения гипо- и авитаминозов, называется профилактической дозой. Большее количество витамина необходимо для лечения уже развившегося авитаминоза. Это количество называется лечебной дозой.
9. Где взять витамины и минеральные вещества?
Большинство из нас уверены, что источником всех витаминов являются овощи и фрукты, т.е. 1-2 яблока в день достаточно, чтобы насытить организм витаминами…. В действительности овощи и фрукты содержат только 4 из 13 известных витаминов, остальные 9 организм получает из таких продуктов, как хлеб, молоко, мясо , крупы. А минеральные вещества, например, кальций мы получаем с молоком и сыром, йод с морепродуктами, железо из мяса.
Для получения суточной нормы
Нужно съесть в день
Яблок 1-2,5 кг или сладкого красного перца 2-4 шт
Источник
Витамины, их значение для организма (для учащихся 8 классов)
МКОУ «Новокаякентская СОШ»
Каякентский район Республика Дагестан.
Витамины, их значение для организма.
(для учащихся 8 классов)
Автор: учитель биологии
МКОУ «Новокаякентская СОШ»
Умалатова Равганият Бийбулатовна
Данный материал «Витамины, их значение для организма» рекомендуется дополнительно при прохождении темы «Витамины» в 8 классе по учебнику «Человек». Материал ознакомит учащихся с многообразием витаминов, содержанием их в продуктах питания, роли витаминов в обменных процессах, заболеваниях при нехватке витаминов и профилактикой их предупреждения.
Цель: ознакомить учащихся с многообразием витаминов, содержанием их в продуктах в продуктах питания, раскрыть роль витаминов в обменных процессах, ознакомить учащихся с заболеваниями, которые проявляются при нехватке витаминов и профилактикой их предупреждения.
Витамины, их значение для организма.
Витамины (от лат. vita — «жизнь») — группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы, необходимых для нормальной жизнедеятельности организмов.
Наука, которая изучает структуру и механизмы действия витаминов, а также их применение в лечебных и профилактических целях называется – Витаминология.
Витамины представляют собой органические соединения, которые необходимы для нормального функционирования организма, Витамины являются составным элементом многих ферментов. Это объясняет, какую важную роль играют витамины в обмене веществ. Витамины способствуют деятельности гормонов, а также увеличению сопротивляемости организма к пагубным воздействиям внешней среды (инфекциям, действиям высокой и низкой температуры и т.д.). Они нужны для ускорения роста, восстановления тканей и клеток после травм и операций.
В отличие от ферментов и гормонов, чаще всего витамины не образуются в организме человека. Главный источник витаминов — это овощи, фрукты и ягоды, а также молоко, мясо, рыба. Витамины нужны в очень небольших количествах. Их недостаток или отсутствие в пище нарушает выработку соответствующих ферментов.
Существуют 13 витаминов, которые являются незаменимыми пищевыми веществами и обязательно должны поступать с пищей. Четыре витамина относятся к жирорастворимым (А, Д, Е, К), а другие девять (С, витамины группы В, РР, фолиевая кислота, пантотеновая кислота и биотин) – к водорастворимым.
Каждый из известных витаминов выполняет уникальную функцию в организме человека. Водорастворимые витамины входят в состав ферментов в качестве коферментов и катализируют биохимические реакции метаболизма пищевых веществ и получения энергии. Жирорастворимый витамин А, также обладает коферментной функцией в составе зрительного белка родопсина.
Источник