Меню

За время прохождения курса физического воспитания вузе состояние здоровья у основной массы студентов

Сохранение и укрепление здоровья студентов — главная задача физического воспитания в вузе.

Физическое воспитание в ВУЗе ставит перед собой цель -сохранение и укрепление здоровья студентов, подготовку гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.

Скачать:

Вложение Размер
Сохранение и укрепление здоровья студентов -главная задача физического воспитания в вузе. 40 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение и укрепление здоровья студентов — главная задача физического воспитания в вузе.

Марковской А.В ., старший преподаватель кафедры

физического воспитания № 1 факультета физической

культуры и спорта НИИ «БелГУ»

Целью физического воспитания в ВУЗе является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.

В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:

сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

профессионально — прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;

воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.

Занятия физической культурой направлены на улучшение деятельности всех систем организма и отдельных органов, повышение здоровья студентов, воспитание важнейших двигательных, моральных и волевых качеств, совершенствование отдельных прикладных навыков. Они имеют целью повышение достигнутого уровня общей работоспособности или сохранение уже имеющейся.

Учебное занятие по физической культуре необходимо начинать с подготовительного этапа. Подготовка занимающихся к решению главных задач занятия выражается в организации группы, переключении внимания занимающихся на предмет занятий и создании у них бодрого настроения, подготовке двигательного аппарата и усилении функций внутренних органов. Для этого в подготовительной части используются некоторые строевые и порядковые упражнения, ходьба с обычной или повышенной скоростью, бег умеренной быстроты и продолжительности, специально организованные упражнения на внимание, некоторые игры, обще развивающие упражнения с предметами (палки, набивные мячи, скакалки), упражнения на некоторых снарядах (гимнастической стенке, скамейке).

Благодаря разминке создаются лучшие условия для образования двигательного стереотипа. Подбор упражнений и их дозировка должны обеспечивать хорошее разогревание, предохраняющее от травм, возможных при выполнении основных упражнений. Упражнения выполняются с большой амплитудой, что позволяет более полно использовать физиологические возможности мышц и создаёт хорошие условия для кровообращения. Для того чтобы обеспечить эффективность подготовительной части урочного занятия, надо проводить её без пауз, но не доводить занимающихся до утомления. Целесообразно чередовать упражнения, обеспечивающие воздействия на различные части тела и группы мышц, а также упражнения на силу с упражнениями на растягивание, избегать выполнения упражнения в одном и том же темпе. Медленные и плавно выполняемые упражнения следует чередовать с более быстрыми и резкими. Продолжительность подготовительной части при занятии 90 минут составит примерно от 15 до 25 минут, в отдельных случаях её продолжительность может варьироваться в сторону увеличения. Длительность разминки зависит также от температуры воздуха, т.е. при низких температурах необходимо более продолжительное разогревание.

В основной части урочного занятия разрешаются следующие задачи: изучение и совершенствование спортивных навыков; дальнейшее развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости); воспитание волевых качеств; улучшение функций органов дыхания, кровообращения и других в целях укрепления здоровья, повышения уровня физического развития и подготовки занимающихся к выполнению заданий с высокими напряжениями; развитие умения применять усвоенные навыки, знания и качества в конкретной меняющейся обстановке. Для разрешения этих задач широко используются обще развивающие и специально подготовленные упражнения, а также вспомогательные из отдельных видов спорта и гимнастики.

Развитие и совершенствование физических качеств осуществляется двумя путями: в процессе овладения двигательными навыками (например, при изучении техники бега на короткие дистанции ведётся работа над развитием быстроты) и специальным подбором упражнений.

Воспитание волевых качеств обеспечивается при изучении двигательных навыков и формировании физических качеств, а также путём создания более трудных условий – выполнение упражнений на более сложном снаряде, игра против значительно лучше подготовленной команды и т.п.

Применяя игры, полосы препятствий, учебные соревнования с противниками различной силы, а, также проводя занятия в неодинаковую погоду, решаются задачи по способности применять усвоенные навыки, знания и качества в конкретной меняющейся обстановке.

Успех в разрешении задач зависит от ряда причин. Во-первых, он зависит от того, как занимающиеся подготовлены к овладению средств основной части урочного занятия, т.е. от качества подготовительной части занятия; во-вторых, какова последовательность упражнений внутри основной части занятия.

При расположении упражнений внутри основной части занятия необходимо руководствоваться следующими положениями:

Упражнения или действия, намеченные к изучению в данном занятии, необходимо ставить первыми, т.е. сразу после подготовительной части занятия. Это положение подтверждается данными физиологической науки и опытом. И. П. Павлов указывал, что «тот раздражитель, который вы применяете первым, делается хозяином коры, т.е. представляет известный тонус и понижает тонус основной коры».

Упражнения, направленные на развитие быстроты или требующие высоко координированной деятельности отдельных частей тела, следует изучать в начале основной части занятия. Так, например, на занятиях с лёгкой атлетикой основную часть рекомендуется начинать бегом на короткие дистанции или изучением техники метаний или прыжков.

Упражнения, выполнение которых сопровождаются резким повышением эмоционального состояния и интенсивности физиологических процессов, например игры с бегом, прыжками, преодоление полосы препятствий, лучше проводить в конце основной части занятия.

Упражнения, предлагаемые в целях общего физического развития, могут занимать различное место внутри основной части. Если на занятии преследуются цели, главным образом, общего физического развития, то специальные упражнения на силу, гибкость, выносливость следует давать сразу же за подготовительной частью. На занятиях же направленных на овладение двигательными навыками или тактическими умениями, специальные упражнения на воспитание качеств лучше выполнить в конце. При ином расположении развивающиеся явления переутомления отрицательно скажутся на овладении двигательными навыками.

Чередование упражнений должно осуществляться с учётом их преимущественного воздействия на основные группы мышц или характера мышечной деятельности.

В целях повышения работоспособности занимающихся при проведении упражнений, связанных с большими напряжениями, необходимо широко пользоваться упражнениями на расслабление. Исследованиями сотрудников лаборатории А. Н. Крестовникова доказано, что восстановление возбудимости нервно-мышечного аппарата после силовых упражнений происходит быстрее, если применять упражнения для расслабления.

Занятие должно организованно заканчиваться. После проведения основной части занятия наблюдается значительное нервное возбуждение, повышение частоты пульса по отношению к исходному, учащённое дыхание, повышение тонуса мускулатуры. Необходимо завершить работу занимающихся, обеспечив переход к иной деятельности или к отдыху Хорошо закончить занятие упражнениями, снижающими мышечное напряжение, деятельность органов дыхания и кровообращения. В заключительной части целесообразно использовать упражнения средней интенсивности, по характеру противоположные предшествующей деятельности. Это отвечает и требованиям активного отдыха. Такими упражнениями будут некоторые игры, лёгкий бег, упражнения для отдельных частей тела с большой амплитудой.

Завершение занятия должно обеспечить хорошее самочувствие студентов, ощущение бодрости и желание заниматься в дальнейшем.

Источник

За время прохождения курса физического воспитания вузе состояние здоровья у основной массы студентов

2.1. Физическое воспитание и спорт в вузе

2.1.1. Цель и задачи физического воспитания студентов в вузе

Цель физического воспитания является тем исходным положением, которое в полном объеме определяет его направленность и содержание. Ее сущность должна исходить из объективных потребностей личности и общества.

В высшем учебном заведении процесс физического воспитания должен строиться так, чтобы студент как субъект социальных отношений являлся его центральной фигурой.

Исходя из этого положения, содержание занятий должно отвечать интересам, мотивам и потребностям молодых людей, их представлениям об идеале физически современной личности. Идеал становится действенным мотивом, когда его достижение является одной из жизненно-важных целей личности. На основе идеала под влиянием педагогических воздействий, учебных требований, других социальных отношений формируется установка индивида на физкультурно-спортивную деятельность по его достижению.

В свою очередь, успешность физкультурно-спортивной деятельности определяется уровнем физической культуры личности, который в совокупности характеризуется определенным уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленности, сформированностью интересов, мотивов, потребностей и ценностных ориентаций.

Исходя из вышеизложенного, цель физического воспитания в вузе можно определить как процесс формирования физической культуры личности студента.

Для определения задач физического воспитания студентов необходимо определить конкретные характеристики студенческого уровня физической культуры личности. Уровень физической культуры личности студента характеризуется следующими показателями:

— эмоционально-ценностной значимостью и убежденностью в необходимости практического использования физической культуры и спорта для всестороннего и гармоничного развития личности, готовностью к полноценной реализации их возможностей для формирования социально и профессионально значимых личностных качеств;

— фундаментальностью знаний по физической культуре, позволяющими оперировать общими понятиями, закономерностями, принципами, правилами использования физических упражнений, формирующих научное и практическое мышление выпускников высшей школы; умением ставить и решать творческие задачи при выполнении производственной, организационно-управленческой и воспитательной работы средствами физической культуры;

— практическим владением умениями и навыками физического совершенствования и использованием их в повседневной жизни, при выполнении воинского долга; умением методически правильно организовать здоровы образ жизни, владением методикой самостоятельной спортивной и профессионально-прикладной подготовки; умением использовать средства физической культуры для реабилитации после перенесенных заболеваний или высоких нервно-эмоциональных нагрузок; творческим внедрением физической культуры в трудовую и воспитательную деятельность производственного коллектива, в семейную жизнь.

Исходя из этих показателей, цель физического воспитания студентов конкретизуется следующими задачами, обеспечивающими достижение необходимого уровня физической культуры:

— формирование у студента индивидуального идеала физически современной личности;

— формирование мотивов, необходимых для физического совершенствования и самосовершенствования;

— создание у студентов системного комплекса знаний теоретических основ и практических навыков для реализации их потребностей в двигательной активности в быту, семье, производстве и рациональной организации свободного времени с творческим освоением всех ценностей физической культуры, как компонента общей культуры будущего высококвалифицированного специалиста;

— обеспечение разносторонней физической подготовленности студентов и освоение ими одного из видов физкультурно-спортивной деятельности;

— содействие оптимальному физическому развитию студентов;

— снижение отрицательного воздействия напряженного режима обучения в вузе, повышение умственной работоспособности средствами физической культуры;

— обеспечение необходимого уровня профессионально-прикладной физической подготовленности с учетом будущей профессии;

— формирование фонда профессионально-прикладных умений и навыков;

— сохранение и укрепление здоровья студентов средствами физической культуры, формирование навыков и потребностей в здоровом образе жизни; снижение заболеваемости;

— освоение студентами теоретических знаний в области современных специальных технологий теории и методики физической культуры;

— формирование гигиенических умений и навыков.

2.1.2. Система физического воспитания в вузе

Задачи физического воспитания студентов решаются различными формами организации учебных и внеучебных занятий, которые в вузе представлены в системе, взаимосвязаны между собой и имеют преемственность.

Система физического воспитания в вузе представлена на рис. 1. Как показано на рисунке 1, общее руководство процессом физического воспитания студентов осуществляет ректорат. Непосредственно учебный процесс в различных его формах организует и проводит кафедра физического воспитания и спорта, а также осуществляет и проводит внеучебные формы занятий физической культурой в тесном взаимодействии со спортивным клубом и профкомом студентов.

Основной, базовой формой организации учебного процесса являются обязательные занятия по физическому воспитанию, проводимые в основном, специальном и спортивном учебных отделениях.

Организация учебных отделений проводится в начале учебного года и начинается с анализа состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности студентов, их спортивной квалификации и физкультурных интересов.

Основное отделение составляют студенты основной и подготовительной медицинских групп. Учебные занятия в этих группах имеют ярко выраженную оздоровительно-рекреативную и общефизическую направленность. Основными задачами учебного процесса являются оздоровление, рекреация, переключение студентов на другой вид деятельности. Однако не менее важны для студентов, имеющих низкий уровень физической подготовленности, задачи общей физической подготовленности и образовательно-воспитательные.

Рис. 1. Система физического воспитания в вузе

Для решения этих задач используются общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами, с отягощениями собственного веса тела, в парах, с дополнительными отягощениями. В группах с недостаточным уровнем физической подготовленности полезны упражнения для развития координационных способностей. Эффективны упражнения для развития силы и силовой выносливости, гибкости. Для этого применяются упражнения на гимнастической скамейке, гимнастической стенке, параллельных и разновысоких брусьях, на низкой и высокой перекладинах, различных тренажерах.

Ощутимый оздоровительный эффект дает развитие общей выносливости как базового физического качества. С этой целью применяются оздоровительный бег, ходьба, подвижные и спортивные игры. Для развития скоростных и скоростно-силовых способностей полезны различные виды прыжковых упражнений, ускорения и др.

Занятия в группах общефизической подготовки основного отделения отличаются комплексным характером и имеют ярко выраженную трехчастную структуру, представляющую собой подготовительную, основную и заключительную части. В подготовительную часть занятия включаются комплексы общеразвивающих упражнений, имеющих цель подготовку организма к основной ее части. Для основной части комплексного занятия характерно использование широкого круга упражнений из различных видов спорта. Наиболее рационально такое построение основной части занятия, при котором вначале решаются задачи и их совершенствование, затем воспитание физических качеств. Причем, вначале решаются задачи воспитания координационных, скоростных и скоростно-силовых способностей, затем силовых. Упражнения для развития выносливости выполняются в последнюю очередь. При такой последовательности на одном занятии для обучения и совершенствования движений, комплексного воспитания физических качеств создаются более благоприятные условия, чем при любой другой. Для развития физических качеств могут быть использованы подвижные и спортивные игры, средства легкой атлетики, атлетической и ритмической гимнастик, лыжного спорта и других.

В заключительной части занятия применяются упражнения на расслабление, определяется содержание домашних заданий.

В начале учебного года и в конце семестров студенты групп ОФП основного отделения сдают нормативы по общефизической подготовке.

В комплекс зачетных требований, кроме контрольных нормативов по общефизической подготовке, включаются требования по знанию теоретического раздела, освоению необходимого объема двигательных действий, методических умений и навыков, участию в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Одной из разновидностей основного отделения являются учебные группы специализации по видам спорта. Содержание занятий в этих группах базируется на материале одного из видов спорта, который выбирается по желанию студента. Как правило, в такие группы зачисляют студентов старших курсов. Основными задачами занятий являются освоение и совершенствование техники избранного вида спорта, общефизическая подготовка. В зимний семестр студенты этих групп сдают учебные нормативы с учетом специфики избранного вида спорта.

В специальное учебное отделение зачисляют студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья и отнесенные вследствие этого к специальной медицинской группе. Эти студенты ослаблены физически, у них понижена сопротивляемость организма по отношению к неблагоприятным факторам окружающей среды. В связи с этим главной целью учебного процесса в специальном отделении является оздоровление студентов. Эта цель является определяющей, относительно которой формируются задачи физического воспитания.

Учебные группы в этом отделении комплектуются с учетом характера и тяжести заболеваний. Все разнообразие заболеваний, последствий травм и анатомических дефектов позволяет объединить всех больных в 3 большие группы, с условным обозначением «А», «Б», «В».

В группу А включаются студенты с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, хроническими воспалительными процессами в почках, болезнями веществ и эндокринных желез и др.

Группа Б объединяет заболевания органов брюшной полости и малого таза.

В группе В – заболевания связаны со значительной деформацией опорно-двигательного аппарата и снижением двигательной функции.

Спортивное отделение в вузе ставит задачей подготовку студентов-спортсменов для участия в соревнованиях различного ранга. Для этого при кафедре физического воспитания и спорта организуются группы спортивного совершенствования. В эти группы зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие требования спортивной квалификации по виду спорта, имеющие необходимый уровень физического развития и физической подготовленности, спортивный разряд и желающие заниматься одним из видов спорта, культивируемых в вузе.

Количество учебных групп спортивного совершенствования определяются кафедрой физического воспитания и спорта с учетом материально-технической базы, контингента студентов и тренерско-преподавательского состава. Занятия проводятся, как правило, в вечернее время в виде тренировочного процесса. Зачетные нормативы для групп спортивного совершенствования устанавливаются согласно программам ДЮСШ по видам спорта для соответствующей квалификации учебной группы.

Студенты групп спортивного совершенствования, имеющие высокий уровень спортивной подготовленности, могут быть переведены на индивидуальный график обучения с выполнением программных и зачетных требований в установленные сроки.

Наиболее подготовленные студенты-спортсмены, имеющие спортивную квалификацию не ниже 1-го спортивного разряда, могут быть зачислены в группы межвузовской кафедры спортивного совершенствования.

Студентам предоставляется право выбора вида спорта с учетом их интересов и способностей.

Из одной учебной группы (основной, спортсовершенствования) в другую студенты могут быть переведены по решению кафедры физического воспитания и спорта после окончания учебного года или семестра.

В специально-медицинские группы студенты переводятся в любое время года при появлении заболевания.

2.1.3. Формы спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в вузе

Помимо обязательных занятий по физическому воспитанию, предусмотренных учебными планами факультетов, важную роль в оздоровлении студентов, повышении их физического статуса играют различные формы физкультурно-спортивной и оздоровительно-массовой работы в вузе.

К таким формам относят: утреннюю гигиеническую гимнастику, физические упражнения в режиме учебного дня, самостоятельные занятия физическими упражнениями во внеучебное время, внутрифакультетские, внутривузовские и межвузовские спортивные соревнования, занятия в оздоровительных группах, спортивных секциях и клубах, работа студенческих спортивно-оздоровительных лагерей, оздоровительный и спортивный туризм и др.

Различные формы физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий являются действенным методом приобщения студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников к физической культуре, создают условия для состязательной игровой деятельности с учетом интересов и потребностей занимающихся. Доступность этих мероприятий обеспечивается благодаря специальному подбору состязательных упражнений, элементов видов спорта или вида спорта в целом, дистанций определенной сложности и протяженности, веса используемых снарядов, количества интенсивности выполняемых упражнений.

В зависимости от направленности массовые физкультурно-спортивные мероприятия подразделяются на агитационно-пропагандистские, учебно-тренировочные и спортивные соревнования.

Агитационно-пропагандистские мероприятия имеют своей целью привлечения студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями, повышения уровня их физкультурных знаний. Они проводятся в форме показательных соревнований, конкурсов, блицтурниров и открытых соревнований, в которых могут принять участие все желающие.

Учебно-тренировочные мероприятия проводятся с занимающимися в физкультурно-оздоровительных группах. Их задача – сделать занятия более эффективными, повысить их эмоциональность, стимулировать повышение уровня физической подготовленности студентов. К этому виду относятся соревнования по упрощенным правилам, подвижные игры, спортландии, состязания на дорожке здоровья и др.

Спортивные соревнования проводятся по видам спорта в соответствии с правилами соревнований с целью достижения нормированных и наивысших спортивных результатов. К участию в них допускаются студенты, занимающиеся в спортивных секциях, а также лица при условии необходимой физической и технической подготовленности.

Спортивные соревнования являются одним из наиболее эффективных видов организации массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы в вузе. По характеру зачета и определению результатов все соревнования делятся на личные, лично-командные и командные.

По форме проведения они могут быть открытыми и закрытыми, очными и заочными, одноразовыми и традиционными, однодневными и многодневными, официальными и товарищескими, классификационными. В то же время, эти формы могут использоваться в сочетании.

Выбор видов спорта, по которым организуются и проводятся спортивные соревнования в вузе, определяются несколькими факторами. В первую очередь, это учет интересов и потребностей студентов; спортивной специализации преподавателей; материально-технических возможностей кафедры физического воспитания и спорта, спортивных традиций вуза.

Основными направлениями физкультурно-массовой работы среди студентов являются: гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное.

Гигиеническое направление предполагает использование средств физической культуры для восстановления работоспособности и укрепления здоровья как в условиях общежитий, так и дома: утренней гигиенической гимнастики, закаливающих процедур, правильного режима труда, отдыха и питания в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительных прогулок, бега, спортивных игр, плавания, ходьбы на лыжах и других физических упражнений.

Оздоровительно-рекреативное направление предусматривает использование средств физической культуры и спорта при коллективной организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул в целях послебрачного восстановления и укрепления здоровья. К средствам этого направления относятся туристские походы, экскурсии, подвижные игры, спортивные мероприятия, которые могут быть организованы на базе студенческих общежитий, в домах отдыха, оздоровительно-спортивных лагерях, строительных отрядах, во время учебной практики и др.

Общеподготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовленность и поддержание ее в течение многих лет. Средствами подготовки по этому направлению являются: утренняя гигиеническая гимнастика, легкая атлетика, плавание, лыжный спорта, туризм, игры и др.

Спортивное направление предполагает специализированные систематические занятия одним из видов спорта в учебных группах спортивного совершенствования, в спортивных секциях спортивного клуба или индивидуально; участие в спортивных соревнованиях с целью повышения или сохранения определенного уровня спортивного мастерства.

Профессионально-прикладное направление определяет использование средств физической культуры и спорта в системе НОТ и для подготовки к работе по избранной специальности с учетом особенностей получаемой профессии.

Лечебное направление заключается в использовании физических упражнений, закаливающих факторов и гигиенических мероприятий в системе лечебных мер по восстановлению здоровья или отдельных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм. Средствами являются рациональный режим жизнедеятельности, естественные факторы природы, закаливающие процедуры, лечебный массаж, механотерапия, трудотерапия и широкий круг разнообразных физических упражнений. Применение средств физической культуры в лечебных целях должно сопровождаться систематическим врачебным контролем и строгим учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

Организацию и проведение всех форм физкультурно-спортивных и оздоровительно-массовых мероприятий в вузе осуществляет спортивный клуб совместно с кафедрой физического воспитания и спорта.

Источник

Читайте также:  Телефоны служб по охране здоровья
Adblock
detector