За партой здоровье школьника
Вряд ли найдется ученик, равнодушный к своим отметкам. И хотя в первом классе их не ставят, чтобы дети легче адаптировались, учителя используют красивые поощрительные наклейки, веселые смайлики и другие знаки. Как влияет оценивание на детей? Как вести себя родителям младших школьников, чтобы ребенок стремился к знаниям и не боялся отметок?
Как научить ребенка правильно относиться к оценкам?
Начну с того, что следует отличать оценку и отметку, хотя эти слова используют как синонимы. Оценка — это словесная характеристика результатов учебного труда школьника, а отметка — количество баллов, выведенное на основании оценки, исходя из требований образовательной программы. Так вот, задача родителей: самим научиться, а затем научить своих детей спокойно относиться к оценке со стороны учителя и к отметкам, которые он ставит. Обязательно обсудите эту тему в семье, поскольку интерес детей к учебе напрямую связан с их отношением к оцениванию.
«Незаметный» буллинг
Буллинг со стороны не всегда выглядит явным, агрессивным и устрашающим. Может быть скрытым, принимать разные формы, когда ребёнку вроде и жаловаться не на что. Но сердце чувствует: что-то с ним не то. Как понять, что происходит? И как помочь?
Ребёнок не расскажет вам о проблеме сам. Вы почувствуете, что что-то идет не так, когда он перестанет хотеть ходить в школу. Часто это проявляется во втором классе, месяце на втором обучения в школе. Первый класс многие воспринимают как продолжение подготовительной группы детского садика: всё ещё маленькие. А во втором классе нередко начинаются парциальные оценки от учителя: когда вслух перед всем классом проговаривается, что кто-то успешнее, а кто-то — нет.
Дислексия у ребёнка
У вас уже рябит в глазах от красной ручки в тетрадях вашего ребёнка, трудно смотреть и слушать, как он пишет и как читает? Возможно, он у вас очень старательный. Просто некоторые особенности мешают ему осваивать навыки письма и чтения.
Часто учителя и родители замечают, что ребёнок совершает «глупые» ошибки или ученик, знающий правила, не может их применить в классе. Ребёнок может пропускать буквы, путать их, отзеркаливать, не делать пробелы между словами. Забывает писать с красной строки, угадывает окончания слова при чтении, а не читает его полностью. Нередко на таких детей быстро вешают ярлыки лентяев и двоечников. Однако часть из них вовсе не ленится, а страдает от дисграфии и/или дислексии.
«Дорога в школу». Пойдем за знаниями вместе!
Родители и учителя: как общаться?
В начальной школе педагог — это практически вторая мама для ребёнка. Конечно, родителям хочется, чтобы он был если не идеальным, то хотя бы почти идеальным. Но учителя — такие же люди, как и мы. Повезло ли ребёнку с учителем? Хорошо, если да, а что делать, если контакт пока не складывается?
Только закончился сентябрь, а на консультации ко мне и к коллегам-психологам уже стали приходить родители первоклассников-второклассников, которым совсем не нравится ходить в школу. Я не буду даже говорить про детей из классов постарше. Помимо разнообразных причин, мешающих детям учиться и получать от этого процесса знания и удовольствие, есть та, о которой хотелось бы поговорить сегодня. Это профессиях будущего детей и родителей.
Что нужно знать родителям про эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект (EI) сегодня обсуждают все кому не лень, хотя раньше мы обходились без него и были счастливы. Что изменилось? Зачем он нужен современным детям и родителям?
Что такое эмоциональный интеллект
Попробуйте вспомнить: наверняка у вас были ситуации, когда внутренняя буря чувств и переживаний (не важно, радостных или грустных) серьезно навредила вам в работе или личной жизни. Так вот EI как раз об этом: это способность понимать свои и чужие эмоции, управлять ими, распознавать намерения и мотивацию окружающих, чтобы эффективно решать какие-либо задачи, достигать цели и строить гармоничные отношения с окружающими. Если вы сможете «обуздать» свои эмоции, то получите доступ к мощному ресурсу сил и энергии.
Как мотивировать школьника делать уроки
Как заставить ребенка делать домашние задания, если ему это совсем не нравится? Чтобы мотивировать детей, мы сначала должны изменить свой образ мышления. И задуматься вот о чем: на самом деле, цель посещения школы — это не поступление в институт, поиск хорошей работы или стабильный доход в будущем (хотя и это все неплохо). Это навык получать знания, изучение новых предметов и даже личностный рост. Если ребенку не нравится школа, это будут 11 лет страданий. Но чем раньше вы сможете показать ему и другие варианты, тем лучше.
Например, вот так:
«Школьный ориентир» — ориентируемся на успех!
Мотивация к учебе. Все ли способы мотивируют
Пока ребёнок ходил в детский сад, он горел желанием побыстрее отправиться учиться и мечтал стать отличником. Но через пару месяцев в школе энтузиазм что-то поутих. Как помочь настроиться на учёбу? Методы, к которым очень часто прибегают родители, не только не помогают, но и вредят. Проверьте, не повторяете ли вы эти ошибки?
«Ну-ка быстро открыл учебник!», «Если немедленно не сядешь за уроки, я не знаю, что сделаю». Такими методами вы скорее организуете своему школьнику невроз, чем покажете, как прекрасен и многогранен мир знаний! В тот момент, когда близкий и любимый взрослый начинает кричать, в организме ребёнка происходит выброс гормонов стресса. Он пугается, сжимается, замирает — и вообще теряет всякую способность соображать. Потому что страшно, больше всего хочется стать маленьким и невидимым.
Как правильно критиковать детей?
На первый взгляд, критика полезна: как еще ребенок поймет, что он сделал что-то не так? Но бесконечные указания на ошибки вряд ли приведут к идеальному поведению, к тому же постоянные замечания — это довольно обидно и уж точно плохо для будущего. Возможно ли воспитание вообще без критики?
Учить и напоминать!
Вы тоже иногда чувствуете, что что-то слишком часто и много критикуете своих детей? Или дети вам это показывают, закатывая глаза: «Ну, мам! Ну, пап!» — что вас злит ещё больше? Возможно у вас даже есть объяснения, почему это происходит? Может быть, это потому, что они такие противные и не слушают вас не только с первого, но и с десятого раза, когда вы их просите что-то сделать? Или вы как ответственный человек считаете, что большая часть вашей родительской работы — постоянно указывать всем в доме, что делать? А может потому, что вам хочется не терять время, и каждое мгновение жизни ребёнка надо бы сделать маленьким полезным уроком для дальнейшей жизни? Кто научит ребёнка всему необходимому, если не вы?
Источник
Отметки ради
В число лидеров среди «школьных» болезней попали: кариес, гастрит, близорукость, нарушения осанки. «В школу поступают здоровые дети, а возвращаются оттуда больные — это немного лукавая постановка вопроса, — считает главный редактор журнала «Здоровье школьника» Алла Виноградова. — Не приходят они туда здоровыми. Ребенок приходит в школу в шесть-семь лет, на пороге одного из кризисов роста. В этот период где тонко, там и рвется. Если у ребенка наследственная близорукость, то она проявится тогда, когда у него будет расти глазное яблоко. Если у ребенка слабая соединительная ткань, а это беда почти всех детей сегодня, то у него проявятся, например, нарушения осанки. Если с пищеварением проблемы, то они обязательно проявятся в условиях, когда ребенок будет питаться не дома и не тем, за чем следят родители».
По мнению эксперта, корень всех болезней внутри, а внешние причины подталкивают эти процессы. «Нельзя сказать, что сидение за партой и стресс нехватки времени, прессинг, который дети испытывают и в школе, и дома, чтобы соответствовать ожиданиям взрослых, никак не сказываются на детях, — продолжает она. — Это подталкивает к ухудшению здоровья, но косвенно».
Нейрофизиолог Лариса Попович, напротив, считает, что школа калечит детей. «Учеба — это период, когда можно заложить здоровье, а мы его теряем,- говорит она. — Это касается многих элементов — в первую очередь несоблюдение санитарных норм по освещению, в свое время были подготовлены санитарные нормы по спектру ламп, которые должны быть в школе, чтобы не портилось зрение. К сожалению, экономическая ситуация такова, что вряд ли в школах следуют этим нормам. Вторая причина касается парт. Третья — шумовая, эмоциональная, физическая нагрузка. Существует много работ, посвященных тому, как правильно организовывать учебу в школе, но минимальное количество школ им следует».
Дефицит двигательной активности в младших классах составляет 35-40 процентов, в старших — 75-85 процентов. А самая большая причина заболеваемости школьников — постоянный стресс. Как выяснили аналитики из Южного федерального университета Ростова-на-Дону, только 40 процентов школьников ходят в школу с удовольствием, а каждый десятый — «из-под палки».
«Лучше всего скандинавский вариант обучения, когда дети учатся играя, — считает Лариса Попович. — Нужно внимательнее относиться к ребенку и беречь в первую очередь его интеллектуальную сферу и эмоции, потому что психологическая нагрузка приводит к соматическим потерям. Школьники испытывают стресс от того, что происходит сначала в школе, потом дома, когда их начинают ругать за отметки, которые по большому счету никакого отношения к будущему детей не имеют». Мама и папа чувствуют повышенную ответственность в первую очередь за то, чтобы их не назвали плохими родителями.
В начальной школе лучше всего искать понимающего учителя, который подберет «ключик» к ребенку. Темпы роста у всех разные, выравниваются они только к пятому классу. Если в этом возрасте начать подгонять и требовать быстрых результатов, то это спровоцирует проблемы со здоровьем — утомит и родителей, и ребенка.
Плюс стоит прислушиваться к традиционным советам, которые дают врачи и психологи — соблюдение режима труда, зрительная гигиена, двигательная активность. «Мы много заботимся о здоровье детей до школы, а после первого класса переключаемся на социализацию и успеваемость, — считает Виноградова. — Мы упускаем их здоровье. И потом начинаем заниматься не профилактикой, а разбираться с проблемами, которые уже накопились».
Три совета на будущий учебный год
Не отбирайте у ребенка дни летнего отдыха и выходные. Не стоит накануне 1 сентября лихорадочно повторять все пройденное за предыдущий класс.
Ищите возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один — в школе и один — дома), организовать хранение сменной обуви, спортинвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства в помещении школы.
Если у школьника ухудшилось зрение, не стоит паниковать. Это может быть связано с переутомлением. Следите, чтобы он делал перерывы для отдыха между занятиями, и через пару недель ситуация сможет нормализоваться.
Источник
Доклад «Здоровье школьника и учебный процесс».
специалист в области арт-терапии
МБОУ Ряженская СОШ
ШМО учителей филологии
«Здоровье школьника и учебный процесс».
Подготовила: учитель английского
и немецкого языков
Здоровье школьника и учебный процесс
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная во все времена, а в XXI веке она становится первостепенной. И как гласит народная мудрость: «Здоровье — это еще не все что нужно человеку, но все без здоровья – все остальное ничто. ».
На протяжении многих лет мы боремся за здоровье, за здоровый образ жизни, но факты говорят о другом. ЮНЕСКО и Всемирная Организация здравоохранения исследовала проблему жизнеспособности различных наций и государств и оценила их по 5-бальной шкале. Жизнеспособность России оценили лишь в 1,4 балла. Средняя продолжительность жизни россиян — 59 лет. Наша страна находится в восьмой десятке в мире по индексу развития человеческого потенциала, являющегося основным показателем качества жизни населения. Россия вымирает со скоростью 1,5 млн. человек в год. Сейчас физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей (в блокадном Ленинграде жизнеспособность новорожденных была выше чем, в настоящее время). Не секрет, что нарастающий темп жизни, полный стрессов, неблагоприятная экологическая обстановка, прогрессирующие вредные привычки резко отрицательно сказываются на состоянии здоровья населения России в целом, а особенно на подрастающие поколения. Всё больше и больше детей приходит в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические.
Что же с ними будет дальше? Как же тебя учить, малыш, что бы сохранить твое здоровье, а по, возможности, и улучшить его?!
Ведь нам прекрасно известно, что условия обучения ребенка в школе, не всегда идеально соответствуют возрастным возможностям организма:
По природе – на начальной ступени – движение архиважно. Но, школа «обездвижена». За партами при письме ученики находятся в напряженно – неестественной позе – позе древнегреческого раба, старчески согнувшись и вцепившись в шариковую ручку. И как бы мы не напоминали «Сиди ровно!». Но высидеть 45 мин нереально. Через 10-15 минут, особенно во время контрольных работ ребенок испытывает нагрузки, сравнимые с теми, что испытывает космонавт на старте. Результат – так называемый «школьный шок» и ранняя стенокардия.
Эксплуатируется зрительная система, затем слуховая. Но это верно для взрослых, а не для ребенка. Для детей в возрасте до 9 лет зрение не играет столь важной роли. А если уж говорить о зрении, то для малыша характерна дальнозоркость. Работа за партой – это близорукость, что противоречит естеству. Результат: после 1 кл зрение падает у 12-15 %
к 4 классу- у 25%
к 9-11 – у 50% учащихся.
Следующий факт – чрезмерное увлечение методиками «интеллектуального» развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Родителям, начиная уже с детского сада, хочется научить своих детей читать, считать, познакомить с компьютером. А это все приводит к шизоидной интоксикации сознания. Реальный образно-чувственный мир заменяется искусственно созданным (виртуальным) миром букв, цифр, символов, слов. Сегодня симптомы скрытой шизофрении наблюдаются у 70-80% детей уже в 4 классах.
несоответствие школьной мебели детской физиологии (замена ростомерных парт на стандартные)
стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;
перегруженность учебных программ
проблемы детского питания
не всегда удается реализовать индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно-воспитательной работы
На основании вышеизложенного можно сделать вывод: здоровье – не медицинская категория. Медицинская категория – это болезнь. Здоровье – категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы жизнеспособности формируются в процессе воспитания. А это уже область педагогики. Здоровье либо укрепляется, либо утрачивается в процессе воспитания человека в семье и школе
В связи с этим одной из главных целей пед. коллектив нашей школы видит в формировании и развитии здоровьесберегающей образовательной среды, сохранении и укреплении физического здоровья школьников, а так же в формировании основ здорового образа жизни.
Основными задачами для нас на пути достижения указанной выше цели являются:
-оптимизация уровня образовательной нагрузки каждого ученика;
— проведение системы лечебно-оздоровительных мероприятий;
-реализация системы профилактических мероприятий;
-организация физкультурно-массовых мероприятий;
-оптимизация системы психологической помощи учащимся;
— формирование благоприятного морально-психологического климата в ученических и педагогических коллективах.
-внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.
Поэтому наша работа строится в соответствии со следующими принципы здоровьесберегающей педагогики.
1. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
2. Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
3. Принцип наглядности –для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.
4. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
Один из специфических принципов, выражающих закономерности педагогики оздоровления — принцип «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
5. Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы
6. Принцип постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.
7. Принцип доступности и индивидуализации. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
8.Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Двигательные способности ребенка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Все здоровьесберегающие технологии, которые мы применяем в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
1.технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
2.технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
3.разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий.
1 группа: Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. Все мы знаем, что от правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят и функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.
На что следует обращать внимание при оценке урока с позиции здоровьясбережения:
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): должны соответствовать требованиям СанПиНов (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие (отсутствие) монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.).
2. Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение – более творческая задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот, частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7–10 минут.
4. Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. Норма – не менее трех видов.
5. Поэтапного применения на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию.
Это такие методы:
метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.);
активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);
методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
6. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
7. Позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
8. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на каждые 15–20 минут урока по одной минуте из трех легких упражнений с тремя повторениями каждого упражнения.
9. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.
10. Психологический климат на уроке.
11. Наличие на уроке эмоциональных разрядок:
использование юмористических картинок;
афоризмов с комментариями;
музыкальных минуток и т. п.
В конце урока следует обратить внимание на следующее.
12. Плотность урока, то есть количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма – не менее 60 % и не более 75–80 %.
13. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.
не ранее чем через 25–30 минут в 1 классе;
35–40 минут в начальной школе;
30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.
14. Темп и особенности окончания урока:
быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
задержка учащихся в классе после звонка (на перемене)
Обстановка и гигиенические условия в классе
Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители
Количество видов учебной деятельности
Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. Норма – 4-7 видов за урок
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности
Ориентировочная норма – 7-10 мин.
Количество видов преподавания
Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа. Норма –не менее 3 видов.
Наличие и место методов, способствующих активизации
Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества и т. д.).
Активные методы (ученик в роли учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)
Место и длительность применения ТСО
Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения.
Поза учащегося, чередование позы
Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке
Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу
Психологический климат на уроке
Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт
— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)
Эмоциональные разрядки на уроке
Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.
Момент наступления утомления и снижения учебной активности
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности
Кол-во времени, затраченного школьниками на учебную работу Норма – не менее 60% и не более75-80%
Темп и особенности окончания урока
Быстрый, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся
Спокойное завершение урока: уч-ся имеют возможность задать вопросы
Задержка учащихся после звонка.
Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
Правило 1. Правильная организация урока. Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на уроке. Во-вторых, главная цель учителя — научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности, что и служит показателем его психофизического состояния, психологического здоровья
Правило 2. Использование каналов восприятия.
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
— левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
— правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
— равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
Знание этих характеристик позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, что облегчает процесс запоминания.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся. Работоспособность у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели, года и зависит и от возрастных особенностей детей. Поэтому мы учитываем это при составлении расписания.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
Опыт показал, что учет интенсивности умственной деятельности детей на уроке позволяет снизить утомление, поддерживать и восстанавливать работоспособность, что и будет способствовать здоровьесбережению
Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока такова:
1-й этап. Врабатывание
Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение
2-й этап.
Максимальная работоспособность
Максимальное снижение на 15-й мин.
Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом
3-й этап. Конечный порыв
Небольшое повышение работоспособности
Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного
Воспитание ценностного отношения к здоровью это длительный и последовательный процесс, включающий в себя комплекс общешкольных, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на формирование у детей устойчивой активной здоровьесберегающей жизненной позиции.
Все это, конечно, очень сложно и не всегда можно увидеть результат своей работы. Но! Если мы взяли за руку малыша, и повели его по школьным ступенькам в огромный мир знаний, то мы должны обязательно помнить и делать все для того, чтобы каждый ребенок постоянно ощущал себя счастливым, помогите ему в этом. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это ваш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.
Источник