Меню

Йога для зож детей

Йога как основа формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
статья

В статье рассматриваются преимущества йоги для детей дошкольного возраста перед другими физическими упражнениями; структура проведения; результаты воспитанников к концу обучения по программе «Йога для малышей».

Скачать:

Вложение Размер
statya_na_portal.docx 18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Йога как основа формирования здорового образа жизни

у детей дошкольного возраста

Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Несмотря на все достижения медицины, заболеваемость детей в нашей стране растет с каждым годом. Уже среди воспитанников детских садов многие страдают хроническими заболеваниями, имеют нарушения осанки, опорно-двигательного аппарата.

Поэтому, очень важно приучить ребёнка целенаправленно заниматься физическими упражнениями, поскольку современные дети постоянно испытывают дефицит движений.

Йога – прекрасный вид двигательной активности, который удовлетворит потребность детей в движении. Это – полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника. Программа дополнительного образования детей «Йога для детей» имеет физкультурно-спортивную направленность, способствует формированию у дошкольников положительной мотивации к занятиям физической культурой, приобретению навыков здорового образа жизни. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что в последние годы йоги доступна детям любой категории: с ослабленным здоровьем, с низким уровнем развития физических качеств, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, с низкими адаптивными возможностями. В результате освоения программы (к семи годам) у детей формируется способность переносить статические нагрузки, умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств.

В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике «Йога для детей» основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Большинство упражнений естественны и физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, предметы. Использование знакомых образов помогает детям ярко представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Использование модифицированных для дошкольников асан (поз) является хорошей профилактикой сколиоза, простудных заболеваний. При их выполнении у детей улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанка. Важная особенность йоги – сочетание физических упражнений с расслаблением и дыхательной гимнастикой.

Кроме того, доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных приспособлений. В результате двигательная деятельность становится естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности, что позволяет легко переносить статические нагрузки, с которыми ребенок столкнется в школьной жизни, самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств, и, в конечном счете, будет способствовать укреплению здоровья детей.

При организации занятий йогой учитываются их возрастные особенности. Программа «Йога для детей» предназначена для детей старшего дошкольного возраста; продолжительность занятий 20-35 минут в зависимости от возраста и физической подготовленности детей. Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального похода, ориентировки на состояние здоровья каждого ребёнка. В процессе выполнения упражнений ведется наблюдение за самочувствием детей, варьируется содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого воспитанника. Знакомство детей с новыми упражнениями происходит постепенно, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Освоение каждого вида движения происходит в несколько этапов, начиная с упрощённой формы, с постепенным усложнением техники выполнения. Очень важно соблюдать баланс: более сложные упражнения чередуются с менее сложными.

Структура занятий йогой состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть (разминка) выполняется с умеренной нагрузкой; задача – подготовить организм ребенка к предстоящей физической нагрузке. Здесь используются различные комплексы общеразвивающей, дыхательной, пальчиковой гимнастики, гимнастика для глаз.

В основной части выполняются комплексы поз, дети обучаются новым упражнениям, закрепляют ранее изученные. Здесь в форме сюжетно-ролевой игры и сказочных путешествий используются 5-6 основных асан (поз), оказывающих общеукрепляющее воздействие на организм ребенка. В нечетные занятия проводятся статические асаны и гимнастика для глаз, а в четные – динамические комплексы асан и пальчиковая гимнастика. В основной части дыхательные упражнения направлены на развитие дыхательной системы и повышение иммунитета.

В заключительной части занятия проводятся релаксационная гимнастика и игра. Релаксационная гимнастика направлена на формирование у детей умения расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние при помощи использования мелодичной музыки со звуками природы, шумом моря, пением птиц, журчанием ручья либо спокойных сказок и рассказов.

Игра строится на основе сюжетно-игровой ситуации. Здесь решаются задачи постепенного перехода организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности.

К концу обучения по программе «Йога для детей» у воспитанников достигаются следующие результаты:

развивается подвижность, гибкость, эластичность связок, мышц, суставов;

формируется точность и правильность в выполнении упражнений;

появляется самостоятельность и настойчивость, творческий подход в выполнении упражнений;

освоен большой объём разнообразных асан и дыхательных упражнений;

появляется способность к импровизации, творчеству с использованием оригинальных и разнообразных движений;

повышается уровень физической подготовленности и развития физических качеств;

стабилизируется эмоциональный фон;

формируется потребность в здоровом образе жизни.

Кроме того, йога способствует тому, чтобы дети росли мягкими, добрыми и, возможно, создали в будущем более спокойный мир.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сколько лет огонь угрожает людям , почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеч.

«Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста».

Консультация для педагогов.

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Представлен конспект интеллектуальной .

Программа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста».

. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьё.

Источник

Программа «Йога для дошкольников»

Юлия Голчина
Программа «Йога для дошкольников»

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании», Стандартом дошкольного образования, Уставом образовательного учреждения.

Основной целью программы является сохранение и укрепление здоровья, улучшение физического развития, повышение защитных функций организма и общей работоспособности детей в рамках дошкольного образовательного учреждения посредством занятий хатха-йоги.

Задачи программы:

-изучить технику выполнения асан, суставной гимнастики, гимнастики для глаз;

-формировать правильную осанку и равномерное дыхание;

-совершенствовать двигательные умения и навыки детей;

-учить детей чувствовать свое тело;

-вырабатывать равновесие, координацию движений.

-развивать морально-волевые качества, выдержку и настойчивость в достижении результатов, потребность в ежедневной двигательной активности;

-укреплять мышцы тела;

-сохранять и развивать гибкость и подвижность позвоночника и суставов;

-способствовать повышению иммунитета организма.

-воспитывать морально-волевые качества;

-воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками;

-воспитывать культуру здоровья, прививать принципы здорового образа жизни

При работе с детьми предполагается соблюдать следующие принципы:

Программа «Йога для детей»построена на обще дидактических принципах педагогики: систематичности (занятия проводятся регулярно, доступности (с учетом особенностей возраста, прогрессирования (возрастания физической нагрузки,а также принципах гуманистической педагогики: — без оценочной деятельности (освобождение детей от страха делать ошибки); — сознательности и активности (предусматривает воспитание у детей инициативы, активности, самостоятельности в решении 6 поставленных перед ними задач, умения регулировать свое психофизическое состояние); — творческой деятельности (предусматривает возможность применения ребенком знаний и умений в нестандартной, новой для себя обстановке); — сотрудничества и кооперации (дается возможность выполнять движения как самостоятельно, так и в паре с кем-то или группой); — взаимодействия с родителями (семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу). Родители — частые гости на занятиях, они участвуют в различных совместных физических досугах и праздниках. Их постоянно информируют о состоянии физического развития детей.

В основе моей программы лежит гимнастика с элементами хатха-йоги. В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике хатха-йога основное внимание уделяется статическому удержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Большинство упражнений в хатха-йоге естественны и физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, предметы. Использование знакомых образов помогает детям ярко представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Использование модифицированных для дошкольников асан является хорошей профилактикой сколиоза, простудных заболеваний. При их выполнении у детей улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанка.

Включая йогу в физическое воспитание дошкольников, обязательно выполнение золотого правила — «НЕ НАВРЕДИ». Знакомство детей с новыми упражнениями происходит постепенно, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Освоение каждого вида движения происходит в несколько этапов, начиная с упрощённой формы, с постепенным усложнением техники выполнения. Мотивация детей на правильное выполнение опирается на личный пример педагога.

Структура программы

Программа предназначена для занятий с детьми 4—7-летнего возраста. Срок реализации программы — 3 года: 4—5 лет — 1-й год обучения; 5—6 лет — 2-й год обучения; 6—7 лет — 3-й год обучения. Занятия учитывают физиологические параметры детей этого возраста, работоспособность и порог утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.

Продолжительность занятия по йоге для детей 4—7 лет составляет 20—35 минут — в зависимости от возраста и физической подготовленности детей. Проводится 1 раз в неделю.Занятие состоит их 3-х частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть занятия (5—7 минут)

Вариации ходьбы и легкого бега по кругу либо подвижная игра, ритмичная гимнастика, самомассаж. Задача — подготовить организм ребенка к предстоящей физической нагрузке.

Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После разминки —отдых: необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание.

Основная часть занятия (15—20 минут)

1. Выполнение комплекса поз, обучение новым упражнениям, закрепление изученных. В этой части в форме сюжетно-ролевой игры и сказочных путешествий используются 5—6 основных асан, оказывающих общеукрепляющее воздействие на организм ребенка. В нечетные занятия проводятся статические асаны, а в четные — динамические (указаны в скобках в комплексах асан).

2. Дыхательные упражнения направлены на развитие дыхательной системы и повышение иммунитета.

3. Гимнастика для глаз (нечетные занятия) и пальчиковая гимнастика (четные занятия). Выполняется в конце основной части или в паузах для отдыха после физических упражнений с большой нагрузкой.

Заключительная часть (3—5 минут)

1. Релаксационная гимнастика. Научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние с использованием мелодичной музыки со звуками природы, шумом моря, пением птиц, журчанием ручья либо спокойных сказок и рассказов.

2. Игра. На занятиях решаются задачи постепенного перевода организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. Ключевым моментом в программе является сюжетно-игровая деятельность детей, которая строится на основе сюжетно-игровой ситуации. Работа ведется в группе от 8 до 10 детей — в зависимости от возраста и года обучения.

Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст (4—5 лет).

Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды.

Основные достижения возраста связаны с развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Старший дошкольный возраст (6—7 лет).

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Развивается воображение. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Ожидаемый результат и способы определения результативности

Ребенок будет знать

1. Способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений (асаны, дыхательные упражнения, упражнения для глаз, самомассажа.

2. комплексы упражнений, направленные на улучшение состояния

опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп, зрительного анализа-

тора, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.

3. Правила здорового образа жизни.

Ребенок будет уметь использовать

1. Средства, способствующие повышению уровня физического развития и степени его гармоничности, и приемы формирования

2. Приемы, снижающие утомляемость, гипервозбудимость, повышающие психические функции (память, внимание, мышление, наблюдательность, воображение).

3. Методики оздоровительного характера для укрепления своего

Результативность освоения детьми программыосуществляется с помощью различных способов проверки:

-текущий контроль знаний в процессе устного опроса;

-текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;

-итоговый контроль умений и навыков;

-анализ медицинских карт детей;

-контрольные упражнения и тесты.

Содержание образовательной деятельности

Разминка: хождение по камушкам, бег, ходьба на носках, пятках, внутренних и внешних сторонах стопы.Цель: Подготовить организм к занятию, разогреть суставы, настроить детей на хорошее, доброе.

Разучивание поз, элементов комплекса (на первом этапе, дыхательные упражнения.

Цель: формировать навыки владения своим телом, достижение общего оздоровительного эффекта

Подвижная игра; игра на профилактику плоскостопия и нарушения осанки; релаксация.

Цель: создание условия для положительного эмоционального настроя

Заключение: упражнение на расслабление всего организма.

Младший дошкольный возраст (4-5 лет)

Цель: Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки детей; формировать правильную осанку; сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов; учить детей чувствовать своё тело во время движений; развивать умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками, продолжать учить детей дышать через нос.

Виды йоги I неделя II неделя III неделя IV неделя

Гимнастика под приговорки «Репка»

«Кто живет у нас в квартире»

«В темном лесу есть избушка»

«Прогулка»

«Я позвоночник берегу»

«Муравьи» «Гимнастика для ног»

Источник

Читайте также:  Тематика классных часов по зож для начальной школы
Adblock
detector