Педагогический проект «Хатха-йога — нетрадиционный метод оздоровления дошкольников»
Татьяна Казанцева
Педагогический проект «Хатха-йога — нетрадиционный метод оздоровления дошкольников»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 9 «Золотой ключик»
Педагогический проект
Тема: «Хатха-йога — нетрадиционный метод оздоровления дошкольников»
выполнила: инструктор по физкультуре
Городской округ г. Бор
Разработка инновационных оздоровительных технологий для ДОУ — первоочередная и своевременная задача.
Актуальность выбранной работы определена особой социально-экономической и социально-гигиенической ситуацией в стране: по данным РАМН РФ, в последнее время отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей.
В настоящее время профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей является одним из приоритетных направлений в оздоровлении детей, который включает все виды здоровьесберегающих технологий (дыхательной, корригирующей гимнастик, психогимнастики, точечного массажа, элементов релаксации) с включением гимнастики Хатха-йоги.
Йога — это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника.
Дети — это маленькие йоги, они естественны и открыты от природы, они чистые и гибкие, их сознание свободно от страха и социальных стереотипов. Если с раннего возраста удается включиться в программу здорового образа жизни, тогда с возрастом человек не утратит легкости и подвижности тела, радостного отношения к миру, сохранит свежесть и молодость тела, духа и души.
Детский вариант йоги разработан специально с учетом физических, психологических особенностей ребенка, для того, чтобы поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание с ранних лет.
Регулярные занятия йогой с инструктором и дома помогут ребенку стать уравновешенным и спокойным, научиться концентрироваться, укрепят здоровье и иммунитет, повысят сопротивляемость организма к различным заболеваниям, исправят осанку, помогут сформировать сильное и гибкое тело. Психологический эффект йоги — рост активности, прилив бодрости, устранение хандры и меланхолии, повышение настроения.
Научная новизна и практическая значимость
Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.
Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.
Занятие хатха-йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.
Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку.
Большинство упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).
Хатха-йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей.
Главная задача оздоровительной гимнастики: формирование навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья детей.
Наилучшим способом общения с детьми является игра. Игра – это способ познания мира. «Игра помогает воспитанию, ибо она питает нашу любознательность и лежит в основе всякого развития и творчества», — говорил Блаженный Августин. Игра, а точнее сам факт наличия в любой игре правил, учит ребенка понимать, что в жизни есть тоже определенные законы. При этом, когда ребенок играет, он не испытывает страха, что может сделать что-то неправильно. Поэтому – с йогой детей необходимо знакомить именно через игру.
Подражание – еще один метод обучения детей. Названия асан, изображающих позы зверей, птиц, растений, даются в доступной и понятной детям форме.Например: «кузнечик», «цапля», «лягушка», «кошечка», «дерево» и т. д. Это повышает их интерес к окружающему миру, развивает внимание и наблюдательность ребенка. Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости, хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о себе. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми и пластичными, а кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие. Йога помогает развить гибкость, хорошую осанку и координацию движений и впоследствии избежать таких распространенных заболеваний позвоночника как, сколиоз. Кроме того, йога повышает сопротивляемость различным заболеваниям и укрепляет организм. Йога также является отличным средством расслабления. Она дает выход для природной детской активности, поэтому особенно полезна неуравновешенным, нервным, не умеющим сосредоточиться, невнимательным детям. На занятиях детской йогой асаны сочетаются с динамичными играми. Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время принимая статичные позы,однако в действительности такое занятие дает комплексный положительный эффект: укрепляется позвоночник, улучшается осанка и координация движений, повышается гибкость и выносливость. Вместе с тем, дети не теряют интереса к занятиям, не утомляются и дают выход энергии. Детская энергия направляется на созидание, на укрепление здоровья, следование здоровому образу жизни и развитие позитивного отношения к окружающему миру.
В ходе занятий йогой ребенок получает навыки управления своим телом и процессами, которые в нем происходят. Это позволяет ему вступить во взрослую жизнь готовым к любым ее проявлениям, научиться воспринимать ее полнее и ярче.
Цель проекта:
Научить детей заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений и правил индивидуального поведения, направленных на поддержание чистоты тела. Формировать потребность в ЗОЖ.
1. Совершенствование психических процессов.
2. Познание своего характера, укрепление воли.
3. Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами.
4. Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.
5.Духовное обогащение: учить быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, весёлым, не причинять вреда другим.
6. Формирование осанки.
7. Развитие потребности в здоровом образе жизни.
8. Создание эмоционального благополучия.
Вид проекта: творческо-информационный, практико-ориентировочный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: педагоги, родители, дети.
Образовательная область: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное»
• Предполагаемый результат. Созданы необходимые условия для физического развития детей как в ДОУ, так и в семье.
• У детей сформированы представления о здоровом образе жизни, они имеют простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
• Снизилась заболеваемость, повысился уровень гибкости, улучшилась осанка.
• Дети стали спокойнее, добрее, у них появилась уверенность в своих силах. У детей развито внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества, сформировано умение расслабляться.
• Результаты представлены в форме мультимедийной презентации, фотовыставок.
Программно-методическое обеспечение.
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
2. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления: Программно-методическое пособие. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС. 2000.
3. Белов В. И. Йога для всех М. «КСП» 1997.
4. Латохина Л. И. Хатха-йога для детей М., Просвещение. 1993.
5. Латохина Л. И. Творим здоровье души и тела. СПб,1997.
6. В. Осипова. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду». Ж. Обруч №3-1997.
«Формирование у старших дошкольников осознанного отношения к своему здоровью посредством выполнения мудр — йога пальцев рук». Воспитатель МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 27» г. Воркуты Губанова Ирина Ивановна, 1 квалификационная категория (из опыта.
Консультация для родителей «Массаж — метод естественного оздоровления детей с ЗПР» Психологические исследования у детей с задержкой психического развития (ЗПР) указывают на то, что у них недостаточно сформированы такие.
Хатха-йога для детей 5–7 лет С давних пор наши предки заботились об охране здоровья и жизни, процветании, благополучии, духовном развитии подрастающего поколения. В.
Конспект НОД по физическому развитию c элементами хатха-йоги для дошкольников пятого года жизни «У самого синего моря» Программное содержание:Учить детей пролезать в обруч, упражнять в прыжках вверх с касанием двумя руками предмета подвешенного на 10-12см.
Консультация для родителей на тему: «Хатха — йога для дошкольников» Все лучшее, что есть в нашем обществе оно стремиться отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем.
Нетрадиционные средства оздоровления дошкольников Нетрадиционные средства оздоровления дошкольников. Цель: 1. Заинтересовать родителей проблемой оздоровления детей нетрадиционными средствами.
Мастер-класс «Нетрадиционный метод рисования ладошкой в первой младшей группе» В своей работе я использую нетрадиционный метод рисования ладошкой, который мне очень нравится, да и моим ребятам тоже. Какое счастье излучают.
Нетрадиционный метод рисования. Печатки своими руками Развивать изобразительные способности нужно начинать с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку.
Проект «Игры с водой как метод оздоровления детей раннего возраста в период адаптации» Тема проекта: «Игры с водой – как метод оздоровления детей раннего возраста в период адаптации». Разработчик проекта: воспитатель.
Консультация по физическому развитию «Закаливание как фактор оздоровления дошкольников» «В здоровом теле – здоровый дух» Актуальность проблемы. Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий.
Источник
Йога – эффективное средство оздоровления и развития детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме
В данной работе представленна структурированная система занятий йогой в группах старшего дошкольного возраста, её положительное влияние на детский организм, укрепление здоровья и развитие физических качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yoga.doc | 92 КБ |
joga_na_vysshuyu.ppt | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №29 «СИБИРЯЧОК»
Выступление на методическом объединении инструкторов по физической культуре ДОУ
«Йога – эффективное средство оздоровления
и развития детей
старшего дошкольного возраста»
Подготовила инструктор по физической культуре 1 квалификационной категории
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин. У детей практически нет возможности играть во дворах в подвижные игры, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютеры и неограниченный доступ к телевидению).
Многочисленные исследования показывают: неблагоприятные экологические ситуации, сложные социально экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения Красноярского края
не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению.
Статистика 2010 года показывает:
2 старшая группа
30-35% детей дошкольного возраста частые ОРВИ
80% распространенность ортопедической патологии
15% нарушение осанки
Такие тревожные показатели заболеваемости побуждают искать новые пути оздоровления детей . Обновление содержания дошкольного образования предусматривает новый подход к физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками, который позволяет использовать отдельные элементы и технологии спортивной тренировки в практике детского сада. Современных родителей тоже привлекают модные названия: «стретчинг», «боевые искусства», «степ-аэробика» и др. Среди средств, которые направлены на сохранение и укрепление здоровье, а также развитие физических качеств дошкольников, можно выделить «йогу».
Занимаясь йогой с 2008 года, я заметила позитивные изменения: улучшилась осанка, перестала болеть спина, ушли простуды, и появилось удивительное состояние обновления, приобретения энергии и удовлетворения от жизни. Ощутив на собственном здоровье положительный результат, я решила узнать, помогут ли занятия йогой укрепить здоровье детей и развить их физические качества? Самая тревожная ситуация на тот момент была во 2 старшей группе. (данные таблицы на слайде).
Одновременно я провела диагностику развития физических качеств детей, которая показала, что дети недостаточно гибки, выносливость при выполнении физических упражнений снижена.
Вдохновившись идеей создания секции «Йога для дошколят», я решила узнать мнение родителей, так как ст. 52. п.1 «Закона об образовании РФ» закрепляет право родителей (и законных представителей) несовершеннолетних детей выбирать формы получения образования.
Проанализировав данные анкет, выступила на родительском собрании с консультацией для родителей о пользе занятия йогой, ведь именно в этом возрасте закладываются основы здоровья детей. Йога помогает развить гибкость, хорошую осанку и координацию движений, что помогает впоследствии избежать такого распространенного заболевания как сколиоз. Кроме того, йога повышает сопротивляемость к различным заболеваниям и укрепляет организм. Йога также является отличным средством расслабления,
дает выход для природной детской активности, поэтому особенно полезна неуравновешенным, нервным и не умеющим сосредоточиться невнимательным детям. Доказано, что дети, занимающиеся йогой, более дисциплинированны, лучше учатся и меньше устают.
Я предложила родителям создать секцию «Йога для дошколят» для детей с ослабленным здоровьем. Получив согласие родителей, поддержку воспитателей я сформулировала
сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, развитие их физических качеств через организацию секции «Йога для дошколят».
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи.
- Способствовать снижению заболеваемости ослабленных детей.
- Развивать силу основных мышечных групп (посредством статических упражнений), гибкость, координацию движения.
- Способствовать растяжению и укреплению мышц и связок.
- Формировать правильную осанку, потребность в здоровом образе жизни.
- Развивать способность к самоконтролю, управлению своим поведением.
Я разработала программу секционной работы, согласовала её с врачом нашего детского сада Рудкевич Л.А. Экспертизу содержания программы провела инструктор по фитнесу Марунич Д.В., имеющая сертификат обучения йоге. Программа секции была утверждена заведующим МБДОУ
д/с №29 Коржовой Л.В.
Программа рассчитана на 2 года. Занятия секции проходят 1 раз в неделю. Подгруппа детей 10 человек старшей группы.
Структура программы включает в себя 3 раздела:
1 раздел – ознакомительный.
2 раздел – практический.
3 раздел – итоговый.
1 раздел – ознакомительный
- формирование представлений о собственном теле и возможностях детского организма;
- ознакомление дошкольников с одним из видов гимнастики – «йога»;
- мотивация детей, появление интереса и желания заниматься «йогой».
2 раздел – практический.
(октябрь 2010 – февраль 2012)
- освоение основных поз – асанов;
- изучение мудр (йога для пальцев);
Организация занятий йогой с дошкольниками имеет свою специфику: продолжительность занятия не более 30 минут. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении, дети занимаются на ковриках, одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках). Занятия для детей проходят в динамической, игровой, увлекательной форме. Учитывается объем необходимой физической нагрузки для нормального протекания физиологических процессов. Упражнения каждого занятия подбираются с учетом пропорциональной занятости всех групп мышц. Занятия йогой должны приносить чувство радости и удовлетворения от выполнения физических упражнений.
Во время занятия в группе создается положительный эмоциональный настрой.
Структура занятия секции:
- разминка : для подготовки организма к предстоящим нагрузкам и мотивирования детей на дальнейшую двигательную деятельность в начале занятия проводится комплекс специальных упражнений.
- разучивание и выполнение поз – асанов: ( сочетание динамичных и статичных физических упражнений, направленных на тренировку для выработки силы, выносливости, координации движений).
Асаны делятся на несколько классов
- Позы стоя (поза стоя – развивает силу и выносливость, делают сильными вашу спину и ноги, поднимает общий тонус организма);
- Наклоны, растягивания вперед, в стороны (наклоны, растягивание – делают мышцы эластичными);
- Балансы (укрепляют руки, мышцы пресса спины, развивают концентрацию).
- Скручивания, прогибы назад, перевернутые позы (укрепляют позвоночник, делают суставы более подвижными, укрепляют мышцы брюшного пресса).
- Дыхание (глубокое и медленное дыхание помогает взять себя в руки,
справится с эмоциями, избавиться от стресса).
- подвижные игры с элементами звуковой гимнастики,
игры средней подвижности с элементами дыхательной гимнастики,
игры с целью профилактики плоскостопия.
- использование мудр (сложение определенных фигур из пальцев рук для улучшения работы внутренних органов).
- Переход от мышечных упражнений к расслаблениям позволяет за короткое время нормализовать все функции организма, приобрести активное рабочее настроение.
- релаксация: (Занятия заканчиваются релаксацией. Релаксации специально обучают на начальном этапе занятия, а затем используют этот метод для более глубокого отдыха после нагрузки и снятия нервно — мышечного напряжения (стресса).
- Постепенности (от простого к сложному).
- Системности подачи практического материала.
- Учета индивидуальных и физиологических возможностей каждого ребенка.
- Интеграция образовательных областей.
Отличительная особенность детской йоги — это проведение занятий в игровом стиле. Занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений. Игры подбираются таким образом, чтобы содействовать решению как оздоровительных, так и развивающих задач.
Широко используется метод аналогий с животными и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), метод театрализации , где инструктор — режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует пространственно-образное мышление ребенка, способствуя высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания.
Предлагаю тематику занятий: «Волшебные превращения», «В гости к гномам», «Изображаем домашних животных», «Путешествие в жаркие страны» и др.
При проведении занятий секции использовала эффективные формы организации детской деятельности :
— создание игровых и проблемных ситуаций;
— показ выполнения упражнения детьми;
— тематическая беседа с использованием ИКТ и наглядных пособий;
Интеграция образовательной области «Физическая культура »:
- Познание (НОД по ознакомлению дошкольников с окружающим миром – «История возникновения йоги», знакомство с характерными особенностями строения животных, птиц, насекомых)
- Музыка (все занятия проходят под специально подобранную музыку. Это спокойные мелодии с медленным ритмом, со звуками природы, шумом моря, пением птиц, журчанием ручья).
- Безопасность (беседы, методические рекомендации о правильности выполнения упражнения. Необходимо обращать внимание на ребенка, при выполнении асана, следить за его дыханием: оно должно быть спокойным, ровным, непрерывистым. Если выполнение какой-либо позы причиняет ребенку боль или неудобство, то не позволять ему перенапрягаться );
- Здоровье (проведение тематических бесед «Я и мое тело», «Сердце свое я сберегу, сам себе я помогу», «Тело – храм души»);
- Социализация (организация игровой деятельности, позволяющей детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми и успешными).
3 раздел –итоговый.
Цель – совершенствование качества выполнения поз — асанов.
На этом этапе работы дети демонстрировали свои умения и успехи на праздниках и развлечениях (выступали на родительской конференции, Дне отрытых дверей).
В своих отзывах родители высказали удовлетворение и восхищение увиденными результатами детей.
Умелое и грамотное использование элементов йоги позволило добиться значительных результатов в оздоровлении и развитии детей старшего дошкольного возраста.
Источник