Является ли история медицины, как предмет преподавания, научным профессиональным введением в специальность?
Значение истории медицины в обучающем процессе имеет:
+для формирования научного мировоззрения
+формирования исторического мышления
+расширения теоретических знаний будущего врача
+воспитания чувств гуманизма, патриотизма
+преемственность научных исследований методологии в медицинской науке и практике
Источниками изучения истории медицины являются:
Медицинские эмблемы делятся на:
К частным эмблемам медицины относятся:
-сердце на ладони
К общим эмблемам медицины относятся:
-эмблемы хирургического профиля
-эмблемы медицинских обществ
+змея, обвивающая посох
+жезл Гермеса-Меркурия (две змеи, обвивающие посох)
Профессиональная медицина характеризуется:
-обязательным философским учением
-непосредственной передачей опыта
+появлением законодательных актов
+появлением эмблем и знаков отличия врача
+появлением медико-санитарных организаций в армии
Медицина Киевской Руси
И Московского государства
Важнейшая торговая артерия Древней Руси:
+великий путь из Варяг в Греки
-хождение за три моря
Киевская Русь приняла христианство в качестве государственной религии в:
-333 г. -859 г. -946 г. + 988 г. -1000 г.
Первый подлинный строитель Русской державы, расширивший ее пределы, утвердивший власть династии Рюриковичей в Киеве:
-князь Олег Вещий
+князь Владимир Красно Солнышко
Эта книга была столь распространена на Руси, что по ней до XVII века дьячки обучали грамоте:
-«Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского
«Киево-Печерский патерик» содержит первые конкретные сведения:
— о способах лечения
— о лекарственных средствах
— о врачебной этике на Руси
— о знахарях и волхвах
Самый распространенный в XVI веке вид медицинской литературы, своеобразная энциклопедия, содержащая рецепты для лечения почти всех известных тогда болезней:
В 1581 году в Москве открывается первая аптека, предназначенная:
+ для обслуживания царя
+ для обслуживания царского двора
— для обслуживания армии
— для вольной продажи всем «чинам людей»
— для обслуживания иностранцев
Сведения о первом полковом лекаре относятся:
— к 1581 г. — к 1608 г. — к 1615 г. + к 1654 г. — к 1678 г.
Первая книга, напечатанная в Москве Иваном Федоровым:
Создание государственной организации медицинского дела в Московском государстве было начато при:
Начало государственной организации здравоохранения в Московском государстве было положено учреждением в конце XVI века:
Киевская Русь существовала:
Московское государство существовало:
С XV века с особым старанием культивируются сады-здоровья, их русское название:
Формы медицинской помощи в Киевской Руси:
+ ремесленно-медицинская практика частного характера
— врачи, выпускники медицинских школ
Возникновению Киевской Руси способствовало:
+ распадение общества на классы
— отделение ремесла от сельского хозяйства
-образование и рост городов
+ развитие феодального строя
Распространению христианства на Руси способствовали:
+ известность христианства на Руси еще в IX веке
— давние связи с Болгарией
— христиане, приближенные к князю
Принятие христианства Киевской Русью содействовало:
+ централизации и укреплению государства
+ сближению с христианскими странами
+ признание Киевской Руси
+ развитию древнерусской культуры
Объективное политическое могущество Руси приобрело официальную форму: в Европе стало три монарха высшего ранга:
+ Император священной Римской империи (Германии)
Период феодальной раздробленности древнерусского государства привел:
+ к утрате политической независимости
+ к экономическому упадку
-к миграции населения в Северные районы
— к многочисленным жертвам среди мирного населения
-раздробленности русской армии
Противоэпидемические мероприятия в Московском государстве включали:
+ выжигание зараженных домов
+ погребение умерших вдали от жилья
+ костры на дорогах
Особенности монастырской медицины в Киевской Руси:
+ монастыри были приемниками византийской образованности
+ некоторые элементы византийской медицины соединялись с практикой русской народной медицины
+ дается приют не только богатым, но и бедным больным
+ приглашают к ним врача и оплачивают их труд
+ пытаются сосредоточить врачевание в своих руках, объединив гонение на народную медицину
-разработаны некоторые хирургические вмешательства
В Московском феодальном государстве получили развитие мероприятия против заразных болезней:
— выпуск рукописных травников и лечебников
— распространение указаний гигиенического порядка
Необходимость создания государственной организации медицинского дела в Древнерусском государстве была вызвана:
— расширением территории Московского государства
Основные направления деятельности Ивана III:
+ ликвидация зависимости от Золотой Орды 1480 г.
— создание дворянского ополчения, дворяне получают поместья
+ закладываются основы местного сословного самоуправления
+формируется аппарат Российского централизованного государства
+ формируется идеология Российского государства
В XVII веке Российское правительство вопросы подготовки национальных медицинских кадров решало:
+ проведением обучения русских у иностранных докторов, живших в России
+ посылкой учеников за границу
+ открытием костоправной школы при Стрелецком приказе (1653 г.)
+ открытием специальной лекарской школы при Аптечном приказе (1654 г.)
— преподавание врачам основ анатомии и физиологии
В ведение Аптекарского приказа входило:
+ приглашение ко двору иноземных и отечественных врачей
+ контроль за их работой и ее оплатой
+ подготовка и распределение врачей по должностям
— заготовка и продажа водки, вина, пива, меда
При поступлении на службу врачи и аптекари должны были:
+ дать специальную клятву
— дать обещание «никого не лечить без указу государя»
— подписать протокол с записью собственных высказываний и действий
— обещать подавать в Аптекарский приказ подробное письменное заключение о диагнозе
— обещать ежедневно докладывать о ходе лечения больного
Аптекарским приказом управлял:
Лекарская школа при аптекарском приказе готовила:
Первые исторические сведения о славянских племенах датируются:
Общественное устройство племенных объединений восточных славян в VII-IX веках:
Период образования Киевского государства:
Источник
Xv века с особым старанием культивируются сады здоровья их русское название
Борьба русского народа против монголо-татарского ига (1240-1480) объединила русские земли вокруг Москвы, историческая роль которой особенно возросла во времена княжения Ивана Калиты (1325-1340) и Дмитрия Донского (1363-1389). Свое прозвище (Донской) московский князь Дмитрий получил после победы руководимых им русских полков над войском хана Мамая на Куликовом поле (1380) у реки Дон.
Куликовская битва, явившаяся первым крупным поражением Золотой Орды, создала реальные предпосылки для объединения русских земель в централизованное Московское государство. Его создание было завершено при Иване III (1462-1505) после победы московских войск на реке Угре (1480), определившей окончательное свержение на Руси монголо-татарского ига.
Московское великое княжество стало крупным многонациональным государством Европы. К концу XVI в. территория княжества увеличилась почти вдвое. В стране было 220 городов. Численность населения достигла 7 млн человек.
Вплоть до конца XVII столетия народная медицина занимала на Руси ведущее положение. Опыт русской народной медицины отражен в многочисленных исторических и историко-бытовых повестях того времени. Среди них – записанная в XV в. «Повесть о Петре и Февронии Муромских», в которой рассказывается о чудесном исцелении князя Петра Муромского. Зарубив мечом змея-зверя, он обрызгался его кровью и заболел тяжелой кожной болезнью. Тяжело больной Петр отправился в Рязанскую землю, которая славилась своими лечцами. Простая крестьянская девушка – дочь древолаза (сборщика меда диких пчел) — Феврония излечила князя (по всей вероятности, при помощи меда). Выздоровевший князь вернулся в свою Муромскую землю, но без Февронии болезнь возобновилась, и Петр женился на мудрой Февронии. Долгие годы жили они счастливо и княжили в Муроме. Прообразами героев были реально существовавшие князь Давид и его жена Ефросиния, княжившие в Журоаде в XIII в.
В лечебниках этого периода значительное место отводилось хирургии (резанию). Среди резалников были костоправы, кровопуски, забоволота. На Руси проводились операции чере-посверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака и вина. Инструменты (пилки, ножницы, долота, топоры, щупы) проводили через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином и золой, а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими кишками животных. Для извлечения металлических осколков стрел применяли магнитный железняк. Славились на Руси и оригинальные конструкции протезов для нижних конечностей.
Развитие торговли с соседними странами значительно расширило познания русских людей об иноземных лекарственных средствах. На Руси многократно переписывалась переведенная; в ХIII в. с греческого «Христианская топография» (см. с. 138) Косьмы Индикоплова, византийского купца, который в VI в. посетил Индию, о. Цейлон и Эфиопию и описал их природу, обычаи, а также лекарственный товарообмен с «лежащими к Западу от них странами». Индийские лекарственные средства были издавна известны на Руси. О них сообщается в древнерусских травниках, повести «Александрия» (о походе Александра Македонского в Индию), в путевых заметках (1466-1472) тверского купца Афанасия Никитина «Хожение за три моря», которые в силу их большой исторической значимости были включены в русскую летопись, а также в «Вертограде» («Сад здоровья»), переведенном с немецкого в 1534 г. Николаем Булевым.
Однако заморская торговля имела и свою оборотную сторону. В средние века торговые ворота страны открывали путь повальным эпидемиям. К концу XIV в. их связь с прибытием торговых судов была очевидна. На Руси такими воротами были крупные торговые города Псков и Новгород: летописи сообщают о 12 эпидемиях, разразившихся в них за короткий период XIV-XV вв. (рис. 100).
Мысль о «прилипчивости» заразы привела к введению предохранительных мер. Сначала это выразилось в изоляции больных и оцеплении неблагополучных мест: умерших погребали «в тех же дворах, в которых кто умрет, во всем платье и на чем кто умрет». Общение с зачумленными домами прекращалось, их жителей кормили с улицы через ворота. Во время эпидемии чумы 1521 г. в г. Пскове князь Михаиле Кислица «велел улицу Петровскую заперети с обою концов».
В конце XVI – начале XVII в. карантинные меры стали приобретать государственный характер. С 1654 по 1665 г. в России было издано более 10 царских указов «о предосторожности от морового поветрия». Во время чумы 1654-55 гг. на дорогах были установлены заставы и засеки, через которые никого не разрешалось пропускать под страхом смертной казни, невзирая на чины и звания. Все зараженные предметы сжигались на кострах. Письма по пути их следования многократно переписывали, а подлинники сжигали. Деньги перемывали в уксусе. Умерших погребали за чертой города. Священникам под страхом смертной казни запрещалось отпевать умерших. Лечцов к заразным не допускали. Если же кто-либо из них случайно посещал «прилипчивого» больного, он был обязан известить об этом самого государя и сидеть дома «впредь до царского разрешения».
Прекращались ввоз и вывоз всех товаров, а также работы на полях. Все это вело к неурожаям и голоду, который всегда шел вслед за эпидемией. Появлялись цинга и другие болезни, которые вместе с голодом давали новую волну смертности.
Медицина того времени была бессильна перед эпидемиями, и тем большее значение имела система государственных карантинных мероприятий, разработанная в то время в Московском государстве. Важное значение в борьбе с эпидемиями имело создание Аптекарского приказа.
Аптекарский приказ – первое государственное медицинское учреждение в России – был основан около 1620 г. В первые годы своего существования он располагался на территории Московского Кремля, в каменном здании напротив Чудова монастыря (рис. 101). Сначала это было придворное лечебное учреждение, попытки создания которого восходят ко временам Ивана Грозного (1547-1584), когда в 1581 г. при царском дворе была учреждена первая на Руси Государева (или «царева») аптека, т. к. обслуживала она только царя и членов царской семьи. Располагалась аптека в Кремле и длительное время (почти в течение века) была единственной аптекой в Московском государстве. В том же 1581 г. по приглашению Ивана Грозного прибыл в Москву на царскую службу придворный врач английской королевы Елизаветы Роберт Якоб (Jacobus, Robertus); в его свите были лекари и аптекари (один из них по имени Яков), которые и служили в Государевой аптеке. Таким образом, первоначально в придворной аптеке работали исключительно иноземцы (англичане, голландцы, немцы); аптекари-профессионалы из прирожденных россиян появились позднее.
Первоначальной задачей Аптекарского приказа являлось обеспечение лечебной помощью царя, его семьи и приближенных. Выписывание лекарства и его приготовление были сопряжены с большими строгостями. Предназначенное для дворца лекарство отведывалось докторами, его прописавшими, аптекарями, его приготовившими, и, наконец, лицом, которому оно сдавалось для передачи «наверх». Предназначенные для царя «отборные врачебные средства» хранились в аптеке в особой комнате – «казенке» за печатью дьяка Аптекарского приказа.
Являясь придворным учреждением, «царева аптека» лишь в порядке исключения обслуживала служилых людей. Сохранилось немало челобитных на имя царя с просьбой отпустить им то или иное лекарство. В челобитной иноземца П. А. Калиновского от 11 марта 1662 г. написано: «Занемог я заскорбел, лежу при деревни света житья не вижу четвертый месяц помираю голодною смертью, пить есть нечего. Вели государь для моей скорби (болезни) дать снадобья и вели из казны выдать денег». Резолюция: «выдать из Аптекарского приказа лекарства».
Источник