Разработал д т н профессор кузнецов
Статья 140. Форма и содержание мирового соглашения
1. Мировое соглашение заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них полномочий на заключение мирового соглашения, специально предусмотренных в доверенности или ином документе, подтверждающих полномочия представителя.
2. Мировое соглашение должно содержать согласованные сторонами сведения об условиях, о размере и о сроках исполнения обязательств друг перед другом или одной стороной перед другой.
В мировом соглашении могут содержаться условия об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств ответчиком, об уступке прав требования, о полном или частичном прощении либо признании долга, о распределении судебных расходов и иные условия, не противоречащие федеральному закону.
3. Если в мировом соглашении отсутствует условие о распределении судебных расходов, арбитражный суд разрешает этот вопрос при утверждении мирового соглашения в общем порядке, установленном настоящим Кодексом.
4. Мировое соглашение составляется и подписывается в количестве экземпляров, превышающем на один экземпляр количество лиц, заключивших мировое соглашение; один из этих экземпляров приобщается арбитражным судом, утвердившим мировое соглашение, к материалам дела.
Статья 141. Утверждение арбитражным судом мирового соглашения
1. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом, в производстве которого находится дело. В случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта, оно представляется на утверждение арбитражного суда первой инстанции по месту исполнения судебного акта или в арбитражный суд, принявший указанный судебный акт.
2. Вопрос об утверждении мирового соглашения рассматривается арбитражным судом в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания.
3. В случае неявки в судебное заседание лиц, заключивших мировое соглашение и извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, вопрос об утверждении мирового соглашения не рассматривается арбитражным судом, если от этих лиц не поступило заявление о рассмотрении данного вопроса в их отсутствие.
4. Вопрос об утверждении мирового соглашения, заключаемого в процессе исполнения судебного акта, рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий месяца со дня поступления в суд заявления о его утверждении.
5. По результатам рассмотрения вопроса об утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение.
6. Арбитражный суд не утверждает мировое соглашение, если оно противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
7. В определении арбитражного суда указывается на:
1) утверждение мирового соглашения или отказ в утверждении мирового соглашения;
2) условия мирового соглашения;
3) возвращение истцу из федерального бюджета половины уплаченной им государственной пошлины, за исключением случаев, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда;
4) распределение судебных расходов.
В определении об утверждении мирового соглашения, заключенного в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда, должно быть также указано, что этот судебный акт не подлежит исполнению.
8. Определение об утверждении мирового соглашения подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вынесения определения.
9. Об отказе в утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано.
Статья 142. Исполнение мирового соглашения
1. Мировое соглашение исполняется лицами, его заключившими, добровольно в порядке и в сроки, которые предусмотрены этим соглашением.
2. Мировое соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению по правилам раздела VII настоящего Кодекса на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом по ходатайству лица, заключившего мировое соглашение.
Следовательно, в законодательстве нет никаких ограничений по поводу заключения мирового соглашения по данной категории дел и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (истец) и Управление железной дороги (ответчик) вполне могут заключить мировое соглашение, предусматривавшее проведение железной дорогой мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей природной среды.
В любом случае вопрос о применении мирового соглашения решается только судом.
Задача 7 . По многолетним наблюдениям, урожайность сельскохозяйственных культур на земельных угодьях сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств, расположенных в зоне действия выбросов металлургического комбината, на 25% ниже, чем в других хозяйствах данного района.
Опираясь на эти данные, местная администрация вынесла решение об ограничении экологически вредной деятельности завода (о закрытии участка литейного цеха). Завод отказался выполнить это решение, пояснив, что выброс вредных веществ в атмосферу им осуществляется в пределах, установленных ему органами охраны окружающей среды.
Какие меры защиты интересов природопользователей предусмотрены законодательством?
Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве — земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом.
Соответственно право природопользования подразделяется на следующие виды:
• право пользования атмосферой,
• право пользования растительным миром вне лесов,
• право пользования животным миром.
Видом использования атмосферы является выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
Специфические виды использования атмосферы, регулируемые Законом об охране атмосферного воздуха, — потребление атмосферного воздуха для производственных нужд и удаление загрязняющих веществ в процессе функционирования общества.
Основными видами пользования животным миром в соответствии со ст. 34 Закона о животном мире являются охота и рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих.
Важное юридическое значение имеет классификация природопользования на общее и специальное. Ее критерием являются основания возникновения права природопользования.
Общее природопользование является общедоступным, т.е. не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов.
Закон о животном мире прямо не предусматривает права общего пользования животным миром. Более того, ст. 33 устанавливает, что объекты животного мира могут предоставляться юридическим лицам в долгосрочное пользование и гражданам в краткосрочное пользование. Однако Положением о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова регулируется лицензионный порядок лова лишь ценных видов рыб, водных животных и растений. Спортивный и любительский лов видов, не отнесенных к ценным, не в целях извлечения доходов осуществляется свободно.
Специальное пользование землей, недрами, водами, лесам животным миром и атмосферой связано, как правило, с удостоверением экономических интересов общества, юридически физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем ем природопользовании, воздействиями на природу.
Специальное природопользование реализуется в формах:
• специального пользования водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами.
Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем, что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие.
Под комплексным природопользованием понимается направленное на удовлетворение, как правило, экономических интересов природопользователей использование юридическим лицом или гражданином-предпринимателем природно-ресурсного потенциала территории использование одного или нескольких природных ресурсов; удаление отходов в одну или несколько сред, осуществляемое с учетом состояния окружающей среды в регионе, при котором экологически значимая хозяйственная и иная деятельность проводится в рамках установленных уполномоченными государственными органами нормативов допустимого.
Отдельные природные ресурсы — земля, недра, воды, объекты животного мира, атмосфера, как правило, предоставляются в специальное природопользование для осуществления предпринимательской деятельности.
Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.).
К основным принципам права природопользования относятся:
• экосистемный подход к регулированию природопользования,
• целевой характер пользования природными ресурсами,
• устойчивость права пользования природными ресурсами,
• платность специального природопользования.
Субъект права природопользования может рассматриваться в двух аспектах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования и б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношений пользования землей, ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным воздухом.
Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов — общего и специального.
Так, в качестве субъекта права общего природопользования выступает каждый человек в России, так как он обладает возможностями пользоваться водами, лесами, землей, вытекающими из закона. При этом нужно иметь в виду следующее обстоятельство. В рамках права общего природопользования человек может использовать природные ресурсы лишь для собственных нужд, но для осуществления предпринимательской деятельности. Это прямо предусмотрено водным и лесным законодательством. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин-пользователь может использовать водные объекты только в получения лицензии на водопользование, т.е. становясь субъектом права специального природопользования.
При характеристике содержания права природопользования следует иметь в виду, что в зависимости от цели природопользования субъекты различных видов права пользования одинаковыми природными ресурсами обладают различными правомочиями пользования (например, сельскохозяйственное и несельскохозяйственное землепользование; пользование недрами для добычи полезных ископаемых и для геологического изучения и т.д.).
Права и обязанности природопользователей дифференцированы в зависимости от объекта природы и целей природопользования. Права и обязанности определяются как в законодательных актах, так и в лицензиях (договорах) на природопользование применительно к специальному природопользованию.
Так, в соответствии с Водным кодексом РФ водопользователи имеют право:
• осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством РФ;
• получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;
• осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством РФ.
• рационально использовать водные объекты, соблюдать, требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;
• не допускать нарушения прав других водопользователей, а нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде
• не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;
• содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;
• информировать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов;
• своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние водных объектов;
• выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;
• своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами;
• соблюдать установленный режим использования водоохранных зон;
• осуществлять иные мероприятия по охране водных объектов.
Права и обязанности землепользователей определены Земельным кодексом РФ, лесопользователей — Лесным кодексом РФ; пользователей недрами — Законом о недрах, пользователей объектами животного мира — Законом о животном мире и др.
В случаях, предусмотренных законодательством, права придопользователей могут быть ограничены в государственных, общественных интересах, а также в интересах других пользователей природными ресурсами. Общее правило на этот счет содержатся в Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов лиц.
Таким образом, множеством законодательных актов, предусмотрены определенные права природопользователей начиная от ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ) (ст11,12,17 и др.) и заканчивая кодифицированными нормативно-правовыми актами, регулирующими конкретные вопросы особенной части экологического права..
Конечно, обязанностей у природопользователей значительно больше, нежели прав, да это и правильно, учитывая особенный объект регулирования – общественные отношения, возникающие в процессе эксплуатации и охраны окружающей среды.
В определенном смысле природопользователи защищены действующем законодательством, т.к. соблюдая установленные, конкретные нормативы, и действуя в соответствии с требованиями закона, они предотвращают излишние изнурительные судебные разбирательства, и компенсацию вреда.
Все природопользователи могут обратиться в суд, прокуратуру, администрации различных уровней за защитой оспариваемого или нарушенного права, реализуя свое конституционное право, и руководствуясь нормами гражданского, административного и уголовного права.
Задача 8. Группа лиц, проживающая в домах вблизи линии электропередачи, обратилась в суд с иском о взыскании с дирекции ЛЭП стоимости ущерба здоровью, причиненного в результате отрицательного воздействия электромагнитных полей на человека, включая прямой ущерб и упущенную выгоду.
Ответчик иска не признал. Он заявил, что в его поведении нет вины .
Каким должно быть решение суда?
Суд, реализуя свои полномочия, в соответствии с АПК РФ должен отказать в удовлетворении иска, т.к. в действиях ответчика не содержится вины и причинная связь между воздействием электромагнитных полей и заболевании граждан не установлена, а это важные условия наступление гражданско-правовой ответственности.
Вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме.
Для деликтной и договорной ответственности, которые являются разновидностями гражданско-правовой ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, а именно:
• противоправность поведения причинителя вреда;
• причинная связь между наступлением вреда и противоправным поведением;
• вина причинителя вреда.
Указанные выше четыре элемента состава преступления должны иметь место в составе всякого деликтного правоотношения. Это типичные условия, свойственные подавляющему большинству случаев, их наличие, по общему правилу, требуется для возникновения гражданско-правовой ответственности.
При определении величины вреда здоровью граждан учитываются:
• степень утраты трудоспособности потерпевшего;
• необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья;
• затраты на уход за больным;
• иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности;
• потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией;
• затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии.
Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественной организации (объединения) в интересах потерпевшего.
Сумма денежных средств за причиненный вред здоровью граждан взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установления — за счет средств соответствующих государственных экологических фондов.
Вред, причиненный имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, подлежит возмещению в полном объеме.
При определении объема ущерба, причиненного имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий.
При определении величины вреда здоровью граждан учитываются:
• степень утраты трудоспособности потерпевшего;
• необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья;
• затраты на уход за больным;
• иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности;
• потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией;
• затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии.
Задача 9 . Ассоциация плодоовощных хозяйств предъявила в арбитражном суде иск к заводу «Электрокабель», в котором просила суд взыскать с ответчика 10 млн руб. ущерба, причиненного хозяйству в результате выбросов в атмосферу вредных веществ сверх установленного лимита.
Ответчик иска не признал, отметив, что, согласно ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», он уже выплатил в экологический фонд установленные ему за сверхнормативные выбросы платежи.
Дайте правовую оценку сложившейся ситуации.
Утверждение представителя предприятия о том, что были внесены платежи в экологические фонды за нормативное и сверхнормативное загрязнение выглядит не убедительным, т.к. противоречит ст. 16 ч.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ) , где указано: Плата за негативное воздействие на окружающую среду
1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
3. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
4. Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
1.5.2. Уголовная ответственность за экологические преступления
Задача 1. При разработке раздела «Экологические преступления.» Уголовного кодекса РФ одним из научных учреждений Москвы: были предложены следующие составы преступлений: нарушение правил экологической безопасности, повлекшее тяжкие последствия; загрязнение атмосферы и водоемов, загрязнение земель; самовольный захват и использование земель; незаконный лов рыбы и незаконная охота; нарушение ветеринарных правил, повлекшее заболевание животных: самовольная разработка недр и несдача золота государству, нарушение правил содержания животных; жестокое обращение с животными , повлекшее тяжкие последствия, нарушение законодательства об использовании и охране природных ресурсов континентального шельфа.
Какие из составов преступлений не относятся к числу экологических?
Каков критерий разграничения экологических преступлений и смежных преступлений.
Источник