Предмет и объект психологии здоровья. Взаимосвязь с другими науками.
-Объектом этой науки является, с известной долей условности, «здоровая», а не «больная» личность
— Здоровье человека предмет
комплексного междисциплинарного исследования. Предмет психологии здоровья рассматривается широко, охватывает рекламу и здравоохранение, а также профилактику и лечение болезней, в том числе и факторы которые связаны с состоянием здоровья, его причины и идентификаторы («этиологические и диагностические»).
Взаимосвязь с другими науками:
1.Эпидемиология изучает распространение и частоту возникновения тех или иных заболеваний. Специалисты в этой области определяют возникновение болезни среди населения и оценивают полученные данные по критериям возраста, пола, расовой и культурной принадлежности, во внимание принимаются время и территории распространения болезни. Описывая полученные данные эпидемиологи используют ряд основных понятий : смертность, заболеваемость, охват, эпидемия.
2.Медицинская социология. Изучает влияние социальных взаимодействий на распространение болезней. Культурные и социальные реакции на болезни. Изучает обращаемость за медицинской помощью (социо экономический фактор) и особенности организации медицинских служб.
3. Медицинская антропология. Ориентирована на проведение кросс-культурных исследований по вопросам здоровья и болезни. Ее, например, интересует, как люди, принадлежащие к различным культурам, реагируют на болезнь и какие методы они используют для лечения болезней, как у них устроена система здравоохранения и др. Отрасли:
-детская и возрастная психология
4.Психогигиена (наука об обеспечении и сохранении психического здоровья , т.е наука, включающая в себя систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья человека. Тесно взаимодействуя с профилактикой и психотерапией, психогигиена представляет собой самостоятельный раздел медицинской науки. Она включает в себя: возрастную психогигиену, психогигиена труда и обучения, психогигиена быта , психогигиена больного, психогигиена семьи и половой жизни.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник
Взаимосвязь психологии здоровья с другими науками.
Наиболее естественные и плодотворные связи психологии здоровья с другими психологическими дисциплинами: экспериментальная и клиническая психология, психиатрия и педиатрия, социальная психология, психология развития, психофизиология и др. Есть общие точки пересечения с диетологией, фармакологией, биологией и социальной работой. Следующие четыре области, по мнению этого же автора, имеют особое значение в плане информационного насыщения психологии здоровья и определения ее исследовательского контекста.
1. Эпидемиология изучает распространение и частоту возникновения тех или иных заболеваний. Специалисты в этой области определяют возникновение
болезни среди населения и оценивают полученные данные по критериям возраста, пола, расовой и культурной принадлежности; кроме того, принимаются во внимание время и территории распространения болезни. Затем они пытаются ответить на основной вопрос: почему то или иное заболевание распространяется именно так, а не иначе. Описывая полученные данные, эпидемиологи используют ряд основных понятий: смертность, заболеваемость, распространение, охват, эпидемия. Некоторые из этих терминов употребляются в сочетании со словом коэффициент, который придает их значению некоторую численную меру.
2. Другая дисциплина, имеющая большое значение для психологии здоровья, — общественное (социальное) здоровье. Эта область связана с сохранением и укреплением здоровья населения посредством организованных соответствующих мероприятий. Специалисты, работающие в этом направлении, разрабатывают и реализуют программы по иммунизации, санитарии, просвещению в вопросах здоровья. Эта область исследует болезнь и здоровье в контексте сообщества как социальной системы. Успешность реализации этих программ и особенности реагирования на них тех, для кого они предназначены, представляют большой интерес для специалистов по психологии здоровья. 3. Медицинская социология изучает широкий спектр проблем, связанных со здоровьем, в том числе влияние социальных взаимоотношений на распространение болезней, культурные и социальные реакции на них, социоэкономические факторы обращения за медицинской помощью и особенности организации медицинских служб.
4. Медицинская антропология ориентирована на проведение кросс-культурных исследований по вопросам здоровья и болезни. Ее, например, интересует, как люди, принадлежащие к различным культурам, реагируют на болезнь и какие методы они используют для лечения болезней; как у них устроена система здравоохранения и др. Если бы психологи здоровья не располагали ответами на эти вопросы, их представления о здоровье и болезни были бы существенным образом ограничены. Несмотря на изначальную преемственность психологии здоровья с психоаналитической и психосоматической традицией, а также ее «генетическую связь» с медициной, она, тем не менее, остается, как подчеркивает И. Н. Гурвич, прежде всего психологической наукой, основанной на общей теории психологии и тесно связанной с рядом ее отраслей. К ним относятся:
• детская и возрастная психология;
• инженерная и промышленная психология;
Прямой интерес для психологии здоровья, продолжает автор, представляют различные разделы социологии: девиантное поведение, культура, массовая культура, социальная медицина и др. Очевидна близость целей и задач исследования психологии здоровья и психогигиены. Некоторые авторы даже не склонны различать эти понятия, считая их синонимичными. Психогигиена определяется ими как наука об обеспечении и сохранении психического здоровья, т. е. наука, включающая в себя систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья человека. Тесно взаимодействуя с профилактикой и психотерапией, психогигиена представляет собой самостоятельный раздел медицинской науки. Она включает такие разделы: возрастная психогигиена, психогигиена труда и обучения, психогигиена быта, психогигиена семьи и половой жизни, психогигиена больного. И все-таки полное отождествление этих научных направлений нельзя признать оправданным. Понятие «психология здоровья» значительно шире, чем психогигиена или психопрофилактика.
Источник
Взаимосвязь психологии здоровья с иными науками
Прежде всего следует принять во внимание наиболее естественные и плодотворные связи психологии здоровья с другими психологическими дисциплинами. К ним относятся экспериментальная и клиническая психология, психиатрия и педиатрия, социальная психология, психология развития, психофизиология и др. Есть общие точки пересечения с диетологией, фармакологией, биологией и социальной работой. Следующие четыре области имеют особое значение в плане информационного насыщения психологии здоровья и определения ее исследовательского контекста.
1. Эпидемиология изучает распространение и частоту возникновения тех или иных заболеваний. Специалисты в этой области определяют возникновение болезни среди населения и оценивают полученные данные по критериям возраста, пола, расовой и культурной принадлежности; кроме того, принимаются во внимание время и территории распространения болезни. Затем они пытаются ответить на основной вопрос: почему то или иное заболевание распространяется именно так, а не иначе. Описывая полученные данные, эпидемиологи используют ряд основных понятий: смертность, заболеваемость, распространение, охват, эпидемия. Некоторые из этих терминов употребляются в сочетании со словом коэффициент, который придает их значению некоторую численную меру.
2. Другая дисциплина, имеющая большое значение для психологии здоровья, — общественное (социальное) здоровье. Эта область связана с сохранением и укреплением здоровья населения посредством организованных соответствующих мероприятий. Специалисты, работающие в этом направлении, разрабатывают и реализуют программы по иммунизации, санитарии, просвещению в вопросах здоровья — glavsovet.ru. Эта область исследует болезнь и здоровье в контексте сообщества как социальной системы. Успешность реализации этих программ и особенности реагирования на них тех, для кого они предназначены, представляют большой интерес для специалистов по психологии здоровья.
3. Медицинская социология изучает широкий спектр проблем, связанных со здоровьем, в том числе влияние социальных взаимоотношений на распространение болезней, культурные и социальные реакции на них, социоэкономические факторы обращения за медицинской помощью и особенности организации медицинских служб.
4. Медицинская антропология ориентирована на проведение кросс-культурных исследований по вопросам здоровья и болезни. Ее, например, интересует, как люди, принадлежащие к различным культурам, реагируют на болезнь и какие методы они используют для лечения болезней; как у них устроена система здравоохранения и др. Если бы психологи здоровья не располагали ответами на эти вопросы, их представления о здоровье и болезни были бы существенным образом ограничены.
Несмотря на изначальную преемственность психологии здоровья с психоаналитической и психосоматической традицией, а также ее «генетическую связь» с медициной, она, тем не менее, остается прежде всего психологической наукой, основанной на общей теории психологии и тесно связанной с рядом ее отраслей. К ним относятся:
— психофизиология;
— детская и возрастная психология;
— медицинская психология;
— социальная психология;
— инженерная и промышленная психология;
— психология спорта;
— авиационная психология;
— дефектология.
Прямой интерес для психологии здоровья представляют различные разделы социологии: девиантное поведение, культура, массовая культура, социальная медицина и др.
Очевидна близость целей и задач исследования психологии здоровья и психогигиены. Некоторые авторы даже не склонны различать эти понятия, считая их синонимичными. Психогигиена определяется ими как наука об обеспечении и сохранении психического здоровья, т.е. наука, включающая в себя систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья человека. Тесно взаимодействуя с профилактикой и психотерапией, психогигиена представляет собой самостоятельный раздел медицинской науки. Она включает такие разделы: возрастная психогигиена, психогигиена труда и обучения, психогигиена быта, психогигиена семьи и половой жизни, психогигиена больного. И все-таки полное отождествление этих научных направлений нельзя признать оправданным. Понятие «психология здоровья» значительно шире, чем психогигиена или психопрофилактика. Психология здоровья включает теорию и практику предупреждения развития различных заболеваний (нервно-психических, соматических), однако этим не ограничивается — glavsovet.ru. В сферу ее интересов входят вопросы: создания личностных условий индивидуального развития; обеспечения психологической адаптации личности в обществе, что предусматривает развитие личностных свойств, которые нужны индивидууму для установления гаргмоничных социальных связей; самореализации и всестороннего совершенствования человека, повышения его качества жизни, в том числе оказания психологической помощи при завершении жизненного пути и ухода из жизни.
Представители валеологии предлагают в качестве синонимов «психологии здоровья» такие понятия, как валеопсихология, валеологическая психология. В соответствии с этой логикой сама психология здоровья трактуется как один из разделов валеологии, нацеленный на совершенствование механизмов психосаморегуляции для повышения психоэмоциональной устойчивости, стрессоустойчивости и упрочения психического компонента здоровья. Несклонность отводить психологии здоровья основополагающую роль в ряду других научных дисциплин валеологического направления объясняется опасением абсолютизации психического компонента здоровья в отрыве от его материальной (соматической) основы. Надо заметить, что такая позиция не является общепринятой в самой валеологии. Уместно напомнить, как подходил к этому вопросу И. И. Брехман, который считается одним из основоположников валеологии. Он особо отмечал важность разработки эффективных методов обучения здоровью. Здесь, по его мнению, большие задачи возникают перед медициной, педагогикой и «главным образом перед психологией». Так, Брехман писал: «Есть основания думать, что в науке о здоровье, которая рождается на стыке ряда наук, психология здоровья должна занять центральное место». И далее заключал: «Мы подчеркиваем крайнюю необходимость осознания нового научного направления — психологии здоровья».
Все права защищены / 2008-2021 © glavsovet.ru / All rights reserved
Дети, подростки, взрослые — психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру
Источник
3. Взаимосвязь психологии здоровья с другими науками.
Прежде всего, рассмотрим наиболее естественные и плодотворные связи психологии здоровья с другими психологическими дисциплинами. К ним относятся общая психология, медицинская (клиническая) психология, социальная психология, психология развития, психофизиология, психодиагностика и др.
Есть общие точки пересечения и с рядом медицинских наук: диетология, фармакология, эпидемиология, психиатрия, гигиена, профилактика и др. Эти области медицины имеют особое значение в плане насыщения психологии здоровья существующими в обществе проблемами, связанными с уровнем здоровья, определение ее исследовательских и практических задач. Отдельно следует остановиться на взаимосвязи психологии здоровья и с такой медицинской наукой как валеология. Представители последней часто склонны рассматривать психологию здоровья как один из разделов валеологии, нацеленный на совершенствование механизмов психосаморегуляции для повышения стрессоустойчивости и упрочнения психического компанента здоровья. Однако эту позицию нельзя считать общепринятой даже среди самих валеологов.
Сильная взаимосвязь прослеживается у психологии здоровья с религией, которая издавна занималась и занимается по сегодняшний день вопросами самосовершенствования природы человека, его духовного роста.
Прямой интерес для психологии здоровья представляют педагогика, различные разделы социологии: девиантное поведение, массовая культура, социальная медицина и др., а также философии: филосовская антропология, акмеология.
Источник
Взаимосвязь с другими науками
Прежде всего, полагает упоминавшийся выше Дж. Матараццо, следует принять во внимание наиболее естественные и плодотворные связи психологии здоровья с другими психологическими дисциплинами. К ним относятся экспериментальная и клиническая психология, психиатрия и педиатрия, социальная психология, психология развития, психофизиология и др. Есть общие точки пересечения с диетологией, фармакологией, биологией и социальной работой. Следующие четыре области, по мнению этого же автора, имеют особое значение в плане информационного насыщения психологии здоровья и определения ее исследовательского контекста.
1. Эпидемиология изучает распространение и частоту возникновения тех или иных заболеваний. Специалисты в этой области определяют возникновение болезни среди населения и оценивают полученные данные по критериям возраста, пола, расовой и культурной принадлежности; кроме того, принимаются во внимание время и территории распространения болезни. Затем они пытаются ответить на основной вопрос: почему то или иное заболевание распространяется именно так, а не иначе. Описывая полученные данные, эпидемиологи используют ряд основных понятий: смертность, заболеваемость, распространение, охват, эпидемия. Некоторые из этих терминов употребляются в сочетании со словом коэффициент, который придает их значению некоторую численную меру.
2. Другая дисциплина, имеющая большое значение для психологии здоровья, — общественное (социальное) здоровье. Эта область связана с сохранением и укреплением здоровья населения посредством организованных соответствующих мероприятий. Специалисты, работающие в этом направлении, разрабатывают и реализуют программы по иммунизации, санитарии, просвещению в вопросах здоровья. Эта область исследует болезнь и здоровье в контексте сообщества как социальной системы. Успешность реализации этих программ и особенности реагирования на них тех, для кого они предназначены, представляют большой интерес для специалистов по психологии здоровья.
3. Медицинская социология изучает широкий спектр проблем, связанных со здоровьем, в том числе влияние социальных взаимоотношений на распространение болезней, культурные и социальные реакции на них, социоэко-номические факторы обращения за медицинской помощью и особенности организации медицинских служб.
4. Медицинская антропология ориентирована на проведение кросс-культурных исследований по вопросам здоровья и болезни. Ее, например, интересует, как люди, принадлежащие к различным культурам, реагируют на болезнь и какие методы они используют для лечения болезней; как у них устроена система здравоохранения и др. Если бы психологи здоровья не располагали ответами на эти вопросы, их представления о здоровье и болезни были бы существенным образом ограничены.
Несмотря на изначальную преемственность психологии здоровья с психоаналитической и психосоматической традицией, а также ее «генетическую связь» с медициной, она, тем не менее, остается, как подчеркивает И. Н. Гурвич, прежде всего психологической наукой, основанной на общей теории психологии и тесно связанной с рядом ее отраслей. К ним относятся:
♦ детская и возрастная психология;
♦ инженерная и промышленная психология;
Прямой интерес для психологии здоровья, продолжает автор, представляют различные разделы социологии: девиантное поведение, культура, массовая культура, социальная медицина и др.
Очевидна близость целей и задач исследования психологии здоровья и психогигиены. Некоторые авторы даже не склонны различать эти понятия, считая их синонимичными. Психогигиена определяется ими как наука об обеспечении и сохранении психического здоровья, т. е. наука, включающая в себя систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья человека. Тесно взаимодействуя с профилактикой и психотерапией, психогигиена представляет собой самостоятельный раздел медицинской науки. Она включает такие разделы: возрастная психогигиена, психогигиена труда и обучения, психогигиена быта, психогигиена семьи и половой жизни, психогигиена больного. И все-таки полное отождествление этих научных направлений нельзя признать оправданным. Понятие «психология здоровья» значительно шире, чем психогигиена или психопрофилактика. Психология здоровья включает теорию и практику предупреждения развития различных заболеваний (нервно-психических, соматических), однако этим не ограничивается. В сферу ее интересов входят вопросы: создания личностных условий индивидуального развития; обеспечения психологической адаптации личности в обществе, что предусматривает развитие личностных свойств, которые нужны индивидууму для установления гаргмоничных социальных связей; самореализации и всестороннего совершенствования человека, повышения его качества жизни, в том числе оказания психологической помощи при завершении жизненного пути и ухода из жизни.
Представители валеологии предлагают вкачестве синонимов «психологии здоровья» такие понятия, как валеопсихология, валеологическая психология. В соответствии с этой логикой сама психология здоровья трактуется как один из разделов валеологии, нацеленный на совершенствование механизмов психосаморегуляции для повышения психоэмоциональной устойчивости, стрессоустойчивости и упрочения психического компонента здоровья. Несклонность отводить психологии здоровья основополагающую роль в ряду других научных дисциплин валеологическо-го направления объясняется опасением абсолютизации психического компонента здоровья в отрыве от его материальной (соматической) основы. Надо заметить, что такая позиция не является общепринятой в самой валеологии. Уместно напомнить, как подходил к этому вопросу И. И. Брехман, который считается одним из основоположников валеологии. Он особо отмечал важность разработки эффективных методов обучения здоровью. Здесь, по его мнению, большие задачи возникают перед медициной, педагогикой и «главным образом перед психологией». Так, Брехман писал: «Есть основания думать, что в науке о здоровье, которая рождается на стыке ряда наук, психология здоровья должна занять центральное место» [3, с. 78]. И далее заключал: «Мы подчеркиваем крайнюю необходимость осознания нового научного направления — психологии здоровья» [3, с. 78].
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник