Меню

Взаимодействие воспитателя с родителями детей имеющих ограниченные возможности здоровья

Взаимодействие воспитателя и родителей детей с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике на тему

Скачать:

Вложение Размер
vzaimodeystvie_vospitatelya_i_roditeley_detey_s_ovz.docx 16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие воспитателя и родителей детей с ОВЗ

В последнее время дошкольные педагоги и врачи все чаще и чаще говорят о проблемах детей с ОВЗ, но не все помнят о том, что целенаправленное включение родителей, воспитывающих таких детей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. Современные исследования показывают, что создание единого пространства развития ребёнка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей.

Дети, имеющие физические и психические ограничения, встречаются с дополнительными трудностями и барьерами в достижении полной социально-психологической интеграции, результатом которой является полноценная жизнь. А ведь полноценное существование, это такое пребывание в мире, которое позволяет человеку проживать всю полноту человеческих сущностных состояний, ситуаций и чувств: творчество, любовь, радость от достижения цели, общения. Насколько такой ребенок будет готов к истинно человеческому, а не ущербному, изолированному существованию, зависит от родителей и педагогов, то есть от людей, непосредственно имеющих отношение к формированию его внутреннего мира.

Порой только родители способны подобрать к ребенку тот самый индивидуальный ключик, который откроет ему дверь в мир социального взаимодействия. Поскольку ни психологи, ни коррекционные педагоги, ни врачи, ни логопеды и дефектологи не в состоянии обеспечить ребенку круглосуточное наблюдение и общение, в котором он так остро нуждается. Специалисты, к которым обращаются родители, могут указать направление работы с ребенком, назначить медикаментозную поддержку, но настоящий труд по развитию способностей ребенка с особенностями развития всегда лежит на плечах родителей.

Взрослые, обладающие способностями и возможностями сохранять внутреннюю личностную интеграцию и душевное равновесие, могут изменить качество жизни своего ребенка за счет трансляция позитивных, с точки зрения актуализации адаптационных возможностей установок, конструктивной организации системы отношений, в которых он существует. Следует постоянно помнить, что « Каждый здоровый человек здоров только отчасти» З.Фрейд.

Практика работы в детском саду комбинированного вида показывает, что именно отношения родителей к проблеме играют решающую роль в развитии ребенка. В своей работе я, как и многие другие педагоги опираюсь на идею Л.С. Выготского о развитии высших психических функций через интерпсихический механизм: развитие психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, совместной со взрослым и опосредованной знаками деятельности.

Педагогам и родителям в воспитании ребенка-инвалида, по мнению Л.С. Выготского, следует ориентироваться основным положением, а именно:

между миром и человеком стоит социальная среда, которая преломляет и направляет по-своему все, что исходит от человека к миру и от мира к человеку. Голого, несоциального, непосредственного общения у человека с миром нет. Недостаток глаза или уха означает поэтому, прежде всего, выпадение серьезных социальных функций, перерождение общественных связей, смещение всех систем поведения.

Всякий телесный недостаток – будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие, не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический порок или дефект реализуется как социальная ненормальность поведения. Важно научить ребенка включать себя в разные отношения с людьми, а не просто физически перемещаться в пространстве.

В первую очередь мать для ребенка с ОВЗ является в силу ограничения возможностей контактов с миром, наиважнейшим носителем представлений о «большом мире», формирующем его смысловое поле. И то, какой смысл придает она особенностям развития своего ребенка, его болезни, закладывает в ребенка тот или иной сценарий разворачивания жизни. «Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой», утверждал великий Генрик Гольдшмидт.

Именно поэтому я считаю, что вся работа должна быть направлена на обучение родителей построению системы взаимодействий и отношений с ребенком, позволяющая обеспечить интегративную адаптацию его в социум.

Родителям важно сформировать правильное реалистичное представление о внутренней картине здоровья ребенка, сформировать навыки самостоятельного поиска информации и самостоятельного принятия решения. «Никто, кроме Вас, не сможет принять правильное решение. Это можете сделать только Вы» (Э. Берн).

Опыт работы показывает: когда родители принимают парадоксальную, с точки зрения простого обывателя или стороннего наблюдателя идею, что больной ребенок является не обузой, а источником духовного развития , находят в себе силы обрести для себя в этой ситуации определенный смысл с ребенком, «который не такой, как все», жизнь его становится намного ярче и полноценнее. В противном случае переживания и невротизация матери (родителей) является причиной возрастающей невротизации ребенка.

Общеизвестно, что при рождении больного ребенка создаются предпосылки для возникновения у родителей хронического стресса. Варианты эмоционального отреагирования могут быть в диапазоне от полного самоотречения, отхода от других людей, принятия позиции «жертвы», до отвержения ребенка, непоследовательности в общении и полной апатии. Таким родителям должна быть оказана психологическая помощь, направленная на смену установок с негативной на позитивную. Специалисты вместе с родителями находят источники силы для сохранения духовного и эмоционального равновесия.

Зачастую в семьях мамам и папам удается творить чудеса, если они хватаются за любой шанс и стремятся помочь своему ребенку, пытаясь «выжать» максимум возможного из прогнозов. «Терпение и настойчивость, стимулируемые любовью к ребенку и подкрепленные научными знаниями, могут способствовать реализации права каждого человеческого существа на свою долю счастья и благополучия». Д.В.Колесов

Очень хочется сказать родителям такие слова. Время неумолимо идет вперед, жизнь продолжается, к сожалению у кого-то в серых , а у кого-то на радость в ярких тонах. Это от нас с вами зависит завтрашний день ребенка. Не теряйте времени зря, реально оценивайте ситуацию и помните, чем раньше мы сформируем позитивную позицию к жизни у ребенка с ОВЗ, тем легче и быстрее он адаптируется, обретет уверенность в свои силы и сможет полнее жить и развиваться.

Каждый из нас должен быть уверен в том, что вместе мы сделали все от нас зависящее, чтобы ребенок имел не только счастливое детство, но и благополучную дальнейшую судьбу.

Источник

Формы и методы работы с родителями детей с ОВЗ
консультация на тему

Скачать:

Вложение Размер
formy_i_metody_raboty_s_roditelyami_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.docx 25.3 КБ
prezentatsiya.pptx 511.06 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы работы с родителями детей

с ограниченными возможностями здоровья

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство — эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.

Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).

Цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

3. Сформировать адекватную самооценку.

Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:

1. Неприятие личности ребенка;

2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;

3. Страх ответственности;

4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;

5. Гиперболизация проблем ребенка;

7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;

8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.

Принципы работы с родителями детей с ОВЗ

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

4. Принцип доступности

Направления воспитательной работы:

  1. Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ
  2. Поддержка и повышение социального статуса семей
  3. Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.
  4. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
  5. Оптимизация детско-родительских отношений

Формы организации психолого-педагогической помощи семье .

1. Индивидуальные формы работы.

1.1. Беседы и консультации специалистов. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т. п. характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка, можно выделить несколько моделей консультирования, самой адекватной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время консультации родителей консультант должен оценивать и учитывать характер проблем и уровень актуального развития самого ребенка;

семейное консультирование (психотерапия): специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением особого ребенка. В ходе занятий применяются такие методы, как психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ. Эти методы способствуют формированию психологического и физического здоровья, адаптации в обществе, принятию себя, эффективной жизнедеятельности;

индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери : подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям;

1.2. Родительский час. Проводится учителями-дефектологами один раз в неделю во второй половине дня. — информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком.

1.3. Переписка или “Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.

2. Коллективные формы взаимодействия.

2.1. Общие родительские собрания.

— Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;

— Решение организационных вопросов;

— Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

2.2. Групповые родительские собрания.

— Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

— Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;

— Решение текущих организационных вопросов.

2.3. “День открытых дверей”.

-Знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.

2.4. Тематические доклады, плановые консультации, семинары.

— Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;

— Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.

2.5. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты с привлечением родителей.

— Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

2.6. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей эффективнее проходит в рамках мероприятий родительского всеобуча.

В практической деятельности организация всеобуча родителей детей с ОВЗ осуществляется с помощью группы следующих методов:

1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.

2. Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи, семейные клубы, акции.

3. Психотерапевтические методы: релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии.

3. Формы наглядного информационного обеспечения.

3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.

— информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ.

3.2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.

-привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

3.3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.

— создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

— наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.

Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.

Источник

Читайте также:  Требования при по здоровью для машинистов поездов
Adblock
detector