Меню

Взаимодействие педагога с детьми по формированию навыков зож

Взаимодействие педагогов по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста
консультация

Скачать:

Вложение Размер
vzaimodeystvie_s_vospitatelyami_po_zozh.doc 38 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с сотрудниками ДОУ по формированию ЗОЖ у дошкольников

Сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Успешность решения поставленной задачи изначально зависит от подготовленности родителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений в вопросах формирования здоровья и здорового образа жизни. Вооружение их обучающей технологией формирования здоровья с учетом возрастных психофизических возможностей детей позволит повысить уровень их физического и психического состояния, сформировать положительную мотивацию на здоровье.

Целью нашей работы ДОУ являлась разработка системы взаимодействия педагогов и родителей в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. Работа проводилась со всеми участниками образовательного процесса (педагогами, детьми, родителями).

Целью работы с педагогическим коллективом являлась:

  • его подготовка к сотрудничеству с родителями;
  • развитие коммуникативных умений;
  • повышение профессиональной компетентности в области здорового образа жизни.

Для реализации цели использовались такие формы работы, как анкетирование, консультации, семинары-практикумы, тренинги, адресная помощь, самообразование.

Большое значение, придавалось повышению уровня валеологической культуры в семьях посредством проведения просветительской работы с родителями. В системе работы с родителями ставились следующие задачи:

  1. Формирование у родителей теоретических знаний, закрепление навыков и выработка потребности следовать здоровому образу жизни.
  2. Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей.
  3. Гигиеническое и педагогическое просвещение родителей, повышение их грамотности в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников может осуществляться в разнообразных формах.

Для решения поставленных задач мы выбрали следующие формы работы с родителями:

  1. Дни открытых дверей, участие в физкультурных занятиях, уроках здоровья, утренних, корригирующих, гимнастики и т.п.;
  2. Совместные с родителями и персоналом ДОУ спортивные праздники и досуги;
  3. Выпуск газеты;
  4. Родительские собрания;
  5. Индивидуальные беседы и консультации;
  6. Наглядная информация;
  7. Анкетирование.

Центральным звеном, объединяющим педагогов и родителей воспитанников, был выбран родительский клуб, как объединения людей по интересам. В данном случае – объединение во имя решения центральной проблемы — воспитания здорового ребенка.

Встречи в клубе проводились 1-2 раза в месяц. Темы встреч планировались с учетом запроса и пожеланий родителей, а также с учетом вопросов, связанных с возрастными особенностями детей. Так, родителей детей старшего дошкольного возраста интересовали преимущественно вопросы, связанные с интеллектуальным развитием ребенка и подготовкой его к школе; родителей детей младшего дошкольного возраста — в первую очередь бытовые проблемы пребывания ребенка в детском саду.

Внедренная нами система по взаимодействию педагогов и родителей в области формирования ЗОЖ у дошкольников работает эффективно только при соблюдении следующих условий:

  • Наличие педагогов, не только теоретически подготовленных в области валеологии, но и компетентных в практическом отношении;
  • взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей.
  • Осуществление форм работы, которые актуальны для конкретного дошкольного учреждения в соответствии со спецификой учреждения и востребованы родителями.
  • основная работа по формированию здорового образа жизни ребенка-дошкольника проводится в семье, родителями при условии оказания им своевременной методической помощи.
  • сотрудничество педагогов дошкольного учреждения и родителей осуществляется на позициях диалога, что соответствует принципу гуманизации образования.

Источник

Из опыта работы воспитателя «Деятельность педагога по формированию здорового образа жизни воспитанников»

Елена Ларченко
Из опыта работы воспитателя «Деятельность педагога по формированию здорового образа жизни воспитанников»

«Деятельность педагога по формированию здорового образа жизни воспитанников».

В настоящее время передо мной стоит задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями.

Поэтому я ищу новые подходы к оздоровлению детей, базирующихся на анализе внешних действий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий, а так же мотивации активного отношения к своему здоровью.

Целью моей работы по здоровьесбережению всегда было и будет оздоровление детей, а также создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым.

Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни реализую через все виды деятельности детей. Провожу в системе, согласно образовательной программе ДОУ, включающей в себя работу по оздоровлению детей через занятия, игры, режимные моменты, а также взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни.

В группе созданы условия, дающие каждому ребенку возможность самостоятельно выбирать любимое занятие. Среда в группе отвечает принципам функционального комфорта и безопасности. Материал доступен, позволяет самим детям вместе с воспитателем изменять, трансформировать с учетом содержания двигательной деятельности и снятия нагрузок.

В группе имеется центр «Физическое развитие», оснащенный как традиционного, так и нетрадиционного оборудования.

Важной стороной работы с детьми является мероприятия по оздоровлению воспитанников.Ежегодно для этого организуются следующие мероприятия:

— ежедневная гимнастика после сна;

— С – витаминизация третьих блюд;

— ОД по физической культуре на воздухе (с детьми старшего дошкольного возраста) ;

-работа по профилактике плоскостопия и нарушение осанки;

-закаливание с учетом состояния здоровья детей: сон без маек, ходьба босиком, умывание;

— зрительная, дыхательная, гимнастика;

— гимнастика после сна

— ароматизация помещений (чесночные букетики).

Формирование у ребенка навыков безопасного для жизни и здоровья поведения должно строиться на воспитании тех или иных привычек. Активно приобщаю родителей вместе с детьми проживать дошкольное детство. Изучила особенности каждого ребенка в семье. Предоставила родителям информацию о ДОУ, какие мероприятия проводятся с детьми. Провела «Семинар-практикум» по здоровьесбережению, где родителям были продемонстрированы фрагменты физкультурного занятия, предложены проблемные ситуации, дискуссия по теме, литература, различные памятки по укреплению здоровья.

Регулярно провожу индивидуальные и подгрупповые консультации. Приглашаю родителей на открытые просмотры режимных моментов, праздники и развлечения.

В процессе работы собран материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработаны различные игры и упражнения, составлены памятки для родителей (например: «Как следить за осанкой», «Гимнастика для глаз» и т. п.

Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать их с первых минут. Для этого предварительно продумываю методические приемы. Наряду с традиционными,использую и инновационные технологии:

-технологии музыкального воздействия в различных формах физкультурно-оздоровительной работы для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Дети приобщаются к музыке не только на музыкальных занятиях. Музыкотерапия сопровождает детей во время пребывания их в детском саду. Так во время утренней гимнастики звучит ритмичная музыка, засыпают дети при звучании спокойной классической музыки. А главное, музыка способствует созданию хорошего настроения.

-технологии воздействия цветом — правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Цветотерапия – в свободное время экспериментируем с цветом, красками. Этот процесс развивает у детей свободу и творческую активность. Рисуем музыку, настроение, кляксы, рисуем на мокром листе и т. п.

-ароматерапия. В группе имеются мешочки с травами, лук и чеснок — для профилактики ОРЗ.

Чтобы у детей укреплялось желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, научиться вести себя не причиняя вреда себе и другим, очень важно всем специалистам ДОУ и родителям работать в системе. В результате проделанной работы у детей вырос интерес к двигательной деятельности, дети начинают понимать значимость заботы о своём здоровье, овладели необходимыми культурно-гигиеническими навыками. Дети стали более спокойными и уравновешенными, улучшился психологический микроклимат в группе.

«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» (обобщение опыта работы) МБДОУ детский сад «Березка» воспитатель: Бекренева Валентина Ивановна 1 слайд «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного.

Образовательная среда по формированию здорового образа жизни В этом учебном году наш педагогический коллектив поставил перед собой ряд задач. Одна из них : «Формировать навыки здорового образа жизни.

Картотека игр по формированию здорового образа жизни «Сложи картинку» Цель: Учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение. Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На.

Образовательная деятельность в старшей группе по формированию здорового образа жизни «Витамины» Цель: формирование у детей представлений о здоровье как об одной из главных ценностей жизни. Задачи: -образовательные: учить самостоятельно.

Перспективный план работы по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников на 2017–2018 учебный год Перспективный план работы по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников на 2017 – 2018 учебный год. С детьми среднего дошкольного.

Привитие навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста (из опыта работы) Привитие навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста. (из опыта работы) Одной из основных целей воспитателя в ДОУ является оздоровление.

Проект по формированию здорового образа жизни «Человек и здоровье». Проект «Человек и здоровье» Гипотеза: Здоровье человека, это самое важное, что есть у нас в жизни. И его надо беречь, заботиться и укреплять.

Проект по формированию здорового образа жизни дошкольников Проект «В лес за здоровьем». Федорцова С. А. МБДОУ д/с № 35, воспитатель. I. Актуальность проекта: Известно, что дошкольный возраст является.

Сообщение из опыта работы «Роль полезных привычек в становлении ценностей здорового образа жизни» Здоровый образ жизни дошкольников: каким он должен быть?Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.

Статья на тему: «Организация работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста» ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Источник

Взаимодействие педагогов и родителей в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Светлана Дедковская
Взаимодействие педагогов и родителей в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста

ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет»,

научный руководитель: Хрипункова Ольга Вячеславовна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ЛГПУ.

Аннотация: в статье рассматривается работа воспитателя детского сада по взаимодействию педагогов и родителей в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Материал статьи включает описания работы воспитателя по формированию представлений о здоровом образе у родителей и детей и их взаимодействии.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование основ здорового образа жизни, дошкольное образование, дети дошкольного возраста, педагоги и родители, семья.

Многие научные исследования свидетельствуют о том, что в последние годы состояние здоровья детей ухудшилось и приняло масштабный характер. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из приоритетных задач является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. А что же такое здоровье?По определению Устава Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Береги здоровье смолоду — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни.

Актуальность изучения формирование основ здорового образа жизни у детей во многом обусловлена тем, что только в дошкольном возрасте можно создать все условия для целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы, для педагогического процесса, согласованного, конечно с родителями. Задача каждого дошкольного учреждения растить детей здоровыми, сильными, эмоционально устойчивыми.

Впервые о необходимости формирования основ здорового образа жизни у дошкольников заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников.Он считал: самое главное — научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

Вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни посвящены исследования А. А. Бодалева, А. Л. Венгера, М. И. Лисиной и др.

Анализ работ В. А. Деркунской, С. А. Козловой, Л. Г. Касьяновой, О. А. Князевой, И. М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму, как к ценности. Как утверждает Р. И. Айзман «Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье важный фактор работоспособности и гармоничного развития детского организма». [1, с 12].

Давайте нарисуем портрет здорового ребенка – жизнерадостный, активный, любознательный и от того, насколько ребенок будет здоров, зависит его дальнейшая жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в ясельной группе детского сада. Но главное препятствие — отсутствие у детей правильного отношения к своему здоровью. Ребенка хотят видеть здоровым родители, общество, и все вместе мы внушаем ему свое представление о здоровье. Главное – помочь малышам выработать собственные жизненные позиции в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свое физическое состояние, основываясь на своих ощущениях и в итоге осознавать ответственность за свое здоровье. Очень важно сформировать систему мероприятий, которая даст возможности управления здоровьем детей в детском саду, в семье, в обществе.

Практика работы дошкольных учреждений убеждает, что для результативной деятельности по формированию здорового образа жизни необходим тесный контакт с семьей. Семья во многом определяет отношение детей к здоровому образу жизни. Забота о развитии и здоровье ребенка по существу начинается с организации здорового образа жизни в семье. Здоровый образ жизни – это и благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку. Обсуждение детей и родителей успехов в спорте, совместное участие в спортивных праздниках, соревнованиях, аттракционах в дошкольном учреждении, парке или на дворовой площадке вызывает у детей стремление быть активными, формирует положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и своим товарищам. Ребенок особенно восприимчив к убеждениям, положительному примеру мамы, папы, сестры, брата, укладу жизни всей семьи. Для малыша очень важен пример взрослого. Поэтому педагогам дошкольных учреждений необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды, вовлекать родителей в активный воспитательно–образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по приобщению детей к здоровому образу жизни. Если работа, проводимая в детском саду, дополняется ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях, с учетом индивидуальности ребенка, с использованием разнообразных игр и упражнений, у детей развиваются определенные положительные склонности и интересы.

В целом, задачи по формированию здорового образа жизни во всех методических рекомендациях очень похожи. Интересно и подробно изложено планирование задач по воспитанию и формированию, укреплению и сохранению здоровья детей у Л. В. Гаврючиной. [2, с 3].

Формирование основ здорового образа жизнидолжно осуществляться во всех видах деятельности ребенка: занятиях, в играх, во время проведения различных тематических досугов, праздников, чтении художественной литературы. Можно использовать теоретические методы (изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по проблеме взаимодействие педагогов и родителей в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста, эмпирические методы (наблюдение, прогулки, опрос, тестирование).

Очень важна правильная организация двигательной деятельности: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, активный отдых, индивидуальная работа с подвижными детьми. Хороший отклик у детей находят специальные оздоровительные упражнения,применяемые на физкультурных занятиях: дыхательная гимнастика, упражнения после сна, игровой самомассаж, упражнения для формирования навыков правильной осанки, профилактики плоскостопия, релаксация. Работу по формированию основ здорового образа жизни желательно проводить систематически и последовательно. Первой ступенькой должно стать изучение традиций и особенностей семьи. Большинство родителей с удовольствием принимают участие в оздоровлении своих детей, но не знают с чего можно начать. И поэтому вторая ступенька – это просвещение и консультирование родителей, индивидуальная работа. Третьей ступенькой может стать совместная работа родителей и детей. Здесь хорошо использовать физкультурные праздники и развлечения, Дни здоровья, Малые Олимпийские игры, совместные викторины. Также для работы с родителями можно использовать информацию по профилактике плоскостопия, правильной осанки, материал по закаливанию детей в домашних условиях, сделать подборку игр с детьми на улице в разное время года и т. д. Все это должно быть красочно оформлено и представлено в доступном виде. При проведении родительских собраний, дней открытых дверей,рекомендуется использовать различные тематические беседы: о значении профилактики заболеваний; разных видах закаливания; дыхательной гимнастике; массаже, корригирующей гимнастике, очень полезны дидактические, словесные, подвижные игры, в процессе которых родители и дети, в игровой форме, узнают о правильном питании, бережном отношении к своему организму, правилах личной гигиены, о беговых нагрузках и пользе бега. К сожалению, существующие в наше время программы воспитания в детском саду, не предусматривают занятий бегом в достаточном объеме, но если родители заинтересованы в укреплении здоровья своих детей, то стоит ежедневно вводить бег в режим дня.

Главным результатом работы педагогов и семьи по формированию здорового образа жизни, станет низкий уровень заболеваемости, высокий потенциал умственной и физической работоспособности, эмоциональная устойчивость, умение противостоять стрессам. Но, чтобы система по формированию здорового образа жизни работала, нельзя забывать о правильном питании, хорошо организованном режиме дня ребенка в ДОУ и семье, активном отдыхе на свежем воздухе, занятиях в спортивных секциях. Выполнение режима дня, прежде всего, это укрепление нервной системы детей и это очень важно. Если ребенок капризен, возбужден, раздражительный, то его переход в школу будет проходить с большими трудностями.

В. А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще раз повторять: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы».

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что на сегодняшний день актуальна проблема взаимодействия педагогов и родителей в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Таким образом, всестороннее изучение проблемы взаимодействия педагогов и родителей в вопросах формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, подтвердило ее значимость и может быть признана приоритетной, и та оздоровительная работа, которая ведется в детском саду, имеет продолжение в домашних условиях, обеспечивая ее непрерывность, а значит и эффективность.

1. Айзман Р. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования. /Р. И. Айзман – Новосибирск, 2010.-198 с.

2. Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие/ Л. В. Гаврючина. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 160.

3. Деркунская, В. А. Интергративные формы совместной здоровьесберегающей деятельности взрослых и детей в детском саду. В. А. Деркунская // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 4. – С. 10-14.

4. Рылеева, Е. Учимся сотрудничать с родителями/ Е. Рылеева// Дошкольное воспитание. – 2004. – №11. – С. 57.

Источник

Читайте также:  Оценка результатов проекта зож
Adblock
detector