Выявления факторов риска здоровья ребенка
Влияние некоторых факторов риска на состояние здоровья детей дошкольного возраста
Федорук Ксения Романовна,
кандидат педагогических наук, доцент Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, г. Тирасполь.
Одной из самых значимых медицинских проблем на современном этапе является проблема, посвященная охране и укреплению здоровья детей, начиная с раннего дошкольного возраста [1, 2, 3, 4]. На сегодняшний день этой проблеме придается особое значение в связи с прогрессирующим ростом хронических заболеваний, увеличивающимся количеством нервно-психических болезней, числом социально дезадаптированных детей и инвалидов [3]. Сложившаяся ситуация не оставляет сомнений в том, что нарушение состояния здоровья детей в данной возрастной группе приведет к ухудшению состояния здоровья детей в других возрастных группах и в дальнейшем скажется на здоровье будущих поколений [2, 3, 4].
Так, по результатам углубленных медицинских осмотров детей в г. Тирасполе за 2012-2013г. видно, что уже на дошкольном этапе у значительной части обследованных детей (60%) выявлены множественные функциональные нарушения. Общая заболеваемость среди воспитанников дошкольных учреждений в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 3,3%. Отмечены негативные тенденции роста следующих классов заболеваний: болезней органов дыхания, уха и сосцевидного отростка, костно-мышечной системы и соединительной ткани, нервной системы, а также психических расстройств и расстройств поведения. В общей структуре заболеваемости детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Тирасполя, первое место занимают заболевания органов дыхания — 80,61%, на втором месте находятся инфекционные и паразитарные заболевания – 5,82%, на третьем месте – болезни органов пищеварения – 2,67%.
Медицинская наука не может повлиять на социально-экономическое благополучие общества, но она может проанализировать и оказать свое влияние на разнообразный спектр факторов, оказывающих риск на здоровье детей. Сложность проблемы анализа заключается в том, число факторов риска увеличивается с каждым годом и спектр их влияния на детский организм достаточно широк. На сегодняшний день их насчитывают около 3000 [3]. Не являясь основной причиной болезни, они могут приводить к функциональному отклонению роста и развития детского организма.
К основным факторам риска можно отнести:
· несоблюдение правил здорового образа жизни (курение, употребление алкоголя, наркотиков родителями), нерациональное питание, наличие стрессовых ситуаций, постоянного психоэмоционального напряжения, гиподинамии, неблагоприятных материально-бытовых условий, психологического климата в семье и т. д.);
· неудовлетворительное состояние окружающей среды (загрязнение воздуха вредными веществами, воды, почвы, повышение радиационных, магнитных и других излучений, условия проживания, образ жизни);
· отягощенная наследственность (наследственная предрасположенность к заболеваниям, наличие генетического риска);
· недостаточно эффективная работа здравоохранения (низкое качество, труднодоступность и несвоевременность оказания медицинской помощи).
· социальное и экономическое положение общества [3].
К факторам, которые непосредственно определяют здоровье детей, можно отнести, например, влияние окружающей среды, в то время как к факторам, опосредованно оказывающим влияние на здоровье детей, можно отнести профессиональную деятельность родителей, их социальный статус, генетическую предрасположенность к заболеваниям и т.д.
Риск для здоровья может реализоваться в виде неблагоприятного течения острого заболевания с переходом в хроническое течение, в рецидив болезни, в инвалидизацию ребенка, в риск летального исхода. В подавляющем большинстве случаев имеет место комбинация видов риска, с преобладанием одного из них.
На показатели здоровья детей дошкольного возраста могут оказывать влияние и отдельные факторы риска:
1) факторы риска в период беременности и родов: возраст родителей к моменту рождения ребенка, наличие у них хронических заболеваний, острых заболеваний у будущей матери, прием в период беременности токсичных препаратов, наличие психических травм, различных осложнений во время беременности и родов и пр.;
2) факторы риска в период раннего детства: недостаточная или избыточная масса тела при рождении, вид вскармливания, наличие заболеваний в течение первого года жизни и пр.;
3) факторы риска, которые отражают различные условия и образ жизни детей: условия проживания, уровень образования родителей и их доход, вредные привычки родителей, численность и состав семьи, психологическая обстановка в семье, выполнение родителями профилактических и лечебных мероприятий и пр.
Если влияние экологических, медико-социальных факторов, наследственной предрасположенности не всегда реализуются в виде клинических проявлений, то действие таких факторов как патология беременности, родов и т.п. практически всегда приводит к различным функциональным изменениям.
Социальные факторы и факторы окружающей среды действуют на организм ребенка не каждый сам по себе в отдельности, а во взаимодействии с другими факторами, например, наследственными. Таким образом, заболеваемость детей зависит как от среды, в которой они находятся, так и от отягощенной наследственности, а также от законов роста и развития.
Для каждого возрастного периода возможно преобладание тех или других факторов риска, что определяет необходимость дальнейшего дифференцированного подхода к оценке роли и вклада отдельных факторов в развитие заболеваний у детей.
Итак, здоровье детей дошкольного возраста зависит от комплексного влияния различных по своему характеру, направленности и силе факторов. Изучение факторов осложняется тем, что они, взаимодействуя друг с другом, меняются во времени и их влияние на уровень показателей здоровья детей далеко не одинаков.
Таким образом, в результате анализа литературы удалось установить значительную актуальность изучения факторов риска, влияющих на развитие той или иной патологии у детей.
Знание различных факторов риска, оказывающих влияние на развитие болезней у детей, позволит более эффективно планировать и осуществлять профилактические и оздоровительные мероприятия в деле охраны здоровья детей дошкольного возраста. Этого можно добиться, если попытаться реализовать комплекс мероприятий, направленных на: подготовку будущих родителей к рождению здоровых детей, работу с семьями по пропаганде здорового образа жизни, вовлечению родителей в процесс оздоровления детей, создание и внедрение оздоровительных программ в детских дошкольных образовательных учреждениях и т.д.
1. Баранов А.А. Здоровье российских детей // Педагогика. — 1999. — №8. — C. 41-44.
2. Баранов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Российский педиатрический журнал — 1998.-№1.- С.5-8.
3. Вельтищев Ю.Е. Концепции риска болезни и безопасности здоровья ребенка. Лекция 2 // Российский вестник перинатологии и педиатрии. Приложение к журналу.-1994.-83 с.
4. Пучнина О.Н. Медико-социальное исследование заболеваемости детей раннего возраста и пути ее профилактики в современных условиях // Автореф. дисс. канд. мед. наук. Рязань, 2003.-24 с.
Поступила в редакцию 12.05.2014 г.
Источник
ГКУЗ РХ «Республиканский Центр медицинской профилактики»
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРУЮЩИЕ
«Здоровье — не все, но все без здоровья — ничто»
Сократ
Здоровье достаточно многогранная категория.
Здоровье детей зависит от комплекса биологических факторов и социально-экономических условий, образа жизни и особенно поведенческих привычек. Ребенку в современных условиях, насыщенных различными факторами физической, химической, биологической природы, огромным объемом психо-эмоциональных воздействий, сохранить здоровье непросто. Вследствие этого проблема формирования здорового образа жизни относится к числу глобальных, имеющих важное значение для всего человечества.
По определению Всемирной организации здравоохранения:
ЗДОРОВЬЕ – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. (Устав ВОЗ′ а, 1948г.)
Медицинские критерии оценки здоровья ребенка (подростка ).
· Наличие или отсутствие хронических заболеваний;
· Уровень развития основных функциональных систем;
· Степень сопротивляемости организма (частота заболеваний за год);
· Достигнутый уровень физического развития и степень его гармоничности.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (ЗОЖ) – система взаимосвязанных между собой видов деятельности и мотивированного поведения, которая соответствует биологическим и социальным потребностям, способствуя благоприятному росту, развитию и формированию здоровья детей и подростков.
Формирование здорового образа жизни должно проводиться постоянно и последовательно, начиная с информации, т.е. приобретения знаний о здоровье и факторах его формирующих.
Факторы риска для здоровья детей и подростков .
Факторами риска являются неблагоприятные условия окружающей среды, а также те, которые превышают уровень адаптационных возможностей растущего организма.
Здоровье детей зависит от следующих факторов:
1. Биологические (пол, возраст, генетическая предрасположенность) – на 15 %;
2. Экологическая среда (качество воздуха, воды, продукты питания и др) – на 15 %;
3. Образовательная среда (условия, программа, режим обучения, учебные нагрузки) – 30 %;
4. Социальная среда (условия, образ жизни, режим дня, питание, физическое воспитание и др) – 40 %.
Повлиять на биологические и экологические факторы невозможно, но образовательная и социальная среды составляют львиную долю вклада в формирование здоровья детей и подростков. Образовательная и социальная среды являются модифицируемыми, т.е. их можно корректировать. Для этого нужно изменить существующий образ жизни, условия обучения, характер питания, режим труда и отдыха, физическую активность с целью сохранения и укрепления здоровья детей и подрастающего поколения.
Успеха можно достичь только при условии партнерского взаимодействия, объединив усилия медицинских работников, педагогов, психологов, социальных работников, родителей и самих детей.
Информация подготовлена главным врачом ГУЗ РХ «Центр медицинской профилактики» Н.Ю. Крамаровской.
1. Доклады д.м.н., профессора, академика РАМН, заслуженного деятеля науки РФ А.Г. Сухарева.
2. Под ред. А.Г. Сухарева. «Формирование здорового образа жизни у детей». Учебно-методическое пособие.- Москва.: 2006 г.
ГКУЗ Республики Хакасия «Республиканский Центр Медицинской Профилактики»
655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Чертыгашева, д.40, 1 этаж
8(3902)34-33-07 – И.о. главного врача, приемная;
8(3902)34-33-02 — специалисты.
Источник
Факторы, влияющие на состояние здоровья детей.
«…Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно».
Академик Н.М. Амосов
Факторы, напрямую влияющие на здоровье ребенка и всецело зависящие от людей, занимающихся уходом и воспитанием этого ребенка:
— достаточные физические нагрузки;
— максимальная продолжительность гуляния.
Питание и здоровье ребенка
Здоровье ребенка и правильное питание не разрывно связаны между собой. Это всем известный факт. Существует мнение, что здоровый, правильно питающийся ребенок — это тот ребенок, который ест по расписанию, четыре раза в день, сбалансированное меню. Однако это не совсем так.
Здоровый, правильно питающийся ребенок, обязательно ест по аппетиту, а это значит, не нужно заставлять ребенка есть, захочет поест, не захочет, и не надо. Ведь аппетит это наглядный индикатор состояния организма. Переедать вредно. Так вот, ребенок, которого заставляют есть, в любом случае переедает, что создает дополнительную нагрузку на печень, может вызвать расстройство желудка и еще множество неприятностей.
Существует оптимальный набор продуктов, при употреблении которых органы пищеварения будут работать «без сбоев». Так для завтрака подходят рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно какие-нибудь овощи. В качестве питья желательно горячее молоко или кофейный напиток на молоке, сок. Обед – максимальное количество овощей, в том числе сырых, в виде овощных салатов или винегрет (можно с сельдью). Первое горячее блюдо (но не слишком объемное) – суп и высококалорийное мясное или рыбное блюдо с гарниром, преимущественно из овощей. На сладкое – фруктовый сок, свежие фрукты, компот из свежих или сухих фруктов, но не кисели из концентрата. На ужин — блюда из творога, овощей, яиц и кисломолочные напитки.
Физические нагрузки и их роль в здоровье ребенка.
Важным социально-гигиеническим фактором, влияющим на здоровье детей, является физическое воспитание. Физвоспитание, в широком понимании этого фактора, включает систематическое использование в воспитании ребёнка естественных факторов природы (воздуха, солнца, воды), широкое использование различных методов закаливания, физической культуры и спорта, меняющиеся в зависимости от возраста ребёнка. Даже у практически здоровых детей возможны значительные индивидуальные колебания в их физическом, моторном, психическом развитии, связанные с их особенностями в конституционных характеристиках, с условиями воспитания ребёнка. Физкультура имеет громадное значение для правильного развития детей. Она должна быть одним из повседневных режимных моментов в жизни здоровых детей.
Ещё большее значение имеет лечебная физкультура, особенно такие её элементы, как массаж и гимнастика при лечении больных детей. Физкультура даёт положительные результаты только при условии правильной организации всей жизни ребёнка и при наличии благополучной окружающей среды. При отсутствии этого физкультура, как правило, малоэффективна, нередко бесполезна, а иногда может быть вредна. В физическом воспитании детей наряду с лечебной физкультурой и спортом, массажем (особенно у детей раннего возраста) и гимнастикой, исключительно большое значение имеет правильное и систематическое использование естественных факторов природы. Так, при условии правильного проведения, закаливание является одним из главных средств общего оздоровления детского организма, предупреждения заболеваний и обеспечения гармонического развития ребёнка.
Массаж является методом неспецифической терапии, а физические упражнения — средством стимулирования физиологических процессов в организме ребёнка. Гимнастика и утренняя зарядка являются средством развития качества движений и одновременно средством поддержания положительного эмоционального тонуса. Таким образом, значение физического воспитания для детского организма трудно переоценить. Вместе с тем, во многих семьях данному аспекту жизнедеятельности ребёнка уделяется очень мало внимания. А надо руководствоваться тем, что для человека необходима физическая тренировка его тела, причем с самого раннего детства. И для этого не обязательно посещать платные тренировочные мероприятия, достаточно во время прогулки побегать с ребенком, попрыгать и вообще, прививать ему любовь к физическим нагрузкам. При этом одеваться нужно соответственно. Ведь логически понятно, что одежда должна быть удобной и в ней не должно быть жарко.
Здоровье ребенка на прямую зависит от того, насколько у него есть возможность тренировать себя и свое тело, и насколько эта привычка будет сопровождать его во взрослой жизни.
Контакт с природой и его влияние на здоровье ребенка.
Почему для здоровья ребенка так важен свежий воздух? Причиной 90% ОРЗ у детей являются вирусы. Вирусы прекрасно сохраняют свою живучесть в домашней пыли и в стоячем теплом воздухе. А такие условия везде — в помещениях, дома, на работе, в саду, в школе, где стоит помимо батареи, пара обогревателей, а сквозняк воспринимается, как прямая угроза жизни. На улице подхватить вирус, допустим, гриппа возможно только от зараженного человека, в движущемся прохладном воздухе он обязательно быстро погибнет. А вот в теплом, не проветриваемом помещении, вирус прекрасно найдет себе место. А что еще позволяет нам не заболеть при встрече с вирусом — местный иммунитет.
Наши органы дыхания, вырабатывают слизь, которая в огромных количествах содержат вещества, позволяющие убивать вирусы. Но для корректной борьбы с вирусами, слизь должна иметь нормальное состояние густоты и уж никак не быть сухой. А что влияет на состояние слизи? Влажность воздуха. На улице обычно влажность находиться в приемлемых рамках, в помещение же, множество факторов, обеспечивающих сухость воздуха. А в сухом воздухе, слизь в носу высыхает что затрудняет дыхание и не позволяет выполнять основную задачу местному иммунитету.
Здоровье ребенка, важнейший фактор, на который родители в состоянии влиять. Отказавшись от насильственного кормления, проводя с ребенком активно время на свежем воздухе, можно обеспечить ребенку здоровую счастливую жизнь. Здоровье ребенка бесценно. А выполнять три вышеперечисленных правила не так уж и сложно.
Источник