Выявлять проблемы человека в разные возрастные периоды, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья;
Обучать население особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды и вопросам планирования семьи. Вариант 1.
Вы работаете фельдшером ФАП. К вам обратилась девушка 18 лет, желающая прервать беременность. Считает, что медицинский аборт безопасен.
1.В течение 3-5 минут ознакомьтесь с указанным в источнике информации анамнезом,выявите и запишите в бланке, каких знаний не хватает данной беременной.
2.В течение 15 минут напишите в бланке план беседы объемом 100-120 слов на тему: «Осложнения аборта». В беседе укажите возможные осложнения во время проведения мед.аборта, охарактеризуйте последствия мед. аборта, дайте рекомендации по профилактике нежелательной беременности.
3.Проведите беседу с предполагаемой пациенткой в модельной ситуации.
Жалобы на задержку менструации в течение 2-х месяцев. Считает себя беременной. Тест на беременность положительный. Беременность нежеланная, т.к. девушка является студенткой и желает продолжить учебу. Половая жизнь в течение 6 месяцев. Контрацепции нет.
1-Дефицит знаний методов контрацепции.
2-Дефицит знаний об осложнениях аборта.
Дефицит знаний методов контрацепции.
Дефицит знаний об осложнениях аборта.
Учащийся уложился в 5 минут (при правильном ответе)
(модельный ответ с подсчетом баллов)
Инструкция для эксперта:
1 б – полный правильный ответ
0,5 б – неполный правильный ответ
0 б – неправильный ответ
Аналитическая шкала оценки плана беседы на тему: «Осложнения аборта»
Единая шкала, содержание, 2 баллов
Обучаемый полностью справился с заданием:составил план изложения информациив полном объеме, систематизировал его по заданным критериям.
Единая шкала, организация, 2 балла
Обучаемый составил последовательный план изложения информации по заданной теме, пункты плана расположены в логической последовательности, в соответствии с заданным форматом.
Специфическая шкала оценки
Перечисленные возможные осложнения даны с заданной позиции 2б
Указаны все возможные последствия для женского здоровья 2б
Перечисленные профилактические мероприятия даны с заданной позиции 2б
Логичность и последовательность плана изложения 2б (параметры единой шкалы)
Соответствие плана заданному формату 2б (параметры единой шкалы)
Источник
Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях современного образовательного процесса
Деньги потерял – ничего не потерял,
время потерял – многое потерял,
здоровье потерял – все потерял.
(Русская народная пословица)
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров говорят о том, что здоровыми можно считать только 20-30% первоклассников, среди выпускников школ более 80% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. На сегодняшний день каждый пятый школьник имеет хроническое заболевание. Высокий уровень патологии свидетельствует о кризисном положении здоровья нации.
Это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса, монотонность, статичные формы организации, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, трудности в организации правильного питания не только в школе, но и дома, неблагоприятная экологическая ситуация, и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей.
В связи с этим в число основных приоритетов обновления школы входит основная задача – оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся. Понимая актуальность данной проблемы, педагоги ведут постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях школы. Выбранные способы и приемы деятельности должны быть эффективными, несложными в применении, обеспечивающие максимально полный охват нуждающихся и в то же время не нарушающие учебного процесса в школе. В связи с этим оптимальный алгоритм деятельности педагогических коллективов представлен в самом определении: здоровье – это совокупность физических, психических и социальных качеств человека, которые являются основой его долголетия и осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры.
Физическое развитие является одним из наиболее важных показателей здоровья детского населения. Именно в детском возрасте формируется костно-мышечный аппарат, заканчивается развитие всех систем органов. Поэтому правильное построение урока, оптимальное чередование разных видов занятий оказывает большое влияние на работоспособность, утомляемость и в целом на функциональное состояние всего организма.
Предлагаемые упражнения можно использовать на разных этапах урока:
-“растирание ушных раковин и пальцев рук” — активизирует все системы организма;
разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, всю ушную раковину; в конце упражнения растереть уши ладонями;
-“перекрестные движения” — активизирует оба полушария головного мозга;
под спокойную музыку выполняются перекрестные координированные движения, одновременно с правой рукой движется левая нога, и наоборот, ставится рука и нога вперед, в сторону, назад;
-“качание головой” — улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение;
головой медленно покачивать из стороны в сторону, подбородок “вычерчивает” на груди слегка изогнутую линию, дыхание глубокое, плечи опущены вперед;
-“ленивые восьмерки” — активизируют структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания;
в воздухе в горизонтальной плоскости рисуется цифра восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками;
-“симметричные рисунки” — улучшают зрительно-моторную координацию;
в воздухе обеими руками рисуются симметричные фигуры;
-“медвежьи покачивания” — расслабляют позвоночник, мышцы шеи и глаз;
покачиваться стороны в сторону, изображая медведя;
-“поза дерева” — снимает статическое напряжение с позвоночника;
сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая, сделать глубокий вдох и выдох, руки плавно поднять вверх ладонями друг к другу, потянуться, представить себя деревом,
удерживать позу 15-20 секунд;
-“медуза” — снимает психофизическое напряжение;
сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.
Следующим немаловажным критерием здоровья является психофизическое состояние школьника. Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребенок ходит учиться, но это еще и особый мир детства, в котором он проживает значительную часть своей жизни, где он не только учиться, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует свое мнение, отношение к кому-либо или к чему-либо. Педагогам необходимо обратить внимание на решение вопросов психогигиены учебно-воспитательного процесса: нет ли психотравмирующих ситуаций, насколько достигается цель обучения на фоне положительных эмоций, которые являются залогом психического здоровья. Надеюсь, предложенные памятки будут полезны педагогам и родителям.(Приложение 1)
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
1. стрессовая педагогическая тактика;
2. несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
3. не соблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
4. недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
5. провалы в существующей системе физического воспитания;
6. интенсификация учебного процесса;
7. функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
8. частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
9. отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Стресс – это обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Проблему для здоровья создает чрезмерный стресс. Стресс является естественной частью человеческого существования, однако необходимо научиться различать допустимую и безвредную для здоровья степень стресса. Нулевого стресса не бывает. (Приложение 2)
Стресс характеризуется психологическим и физиологическим напряжением.
К психологическим (психическим) реакциям и признакам стресса относится широкий спектр реакций, как ярко эмоционально окрашенных, так и “немых”, замкнутых, депрессивных реакций (от бурной радости, гнева, раздражения и пр. до нарушений аппетита (потеря или чрезмерный аппетит), снижения интереса к межличностному общению, сексу, “уход в себя” и пр.
К физиологическим признакам стресса могут быть отнесены такие проявления как мигрень, язвы, дерматиты, гипертония, боли в спине, суставах, одышка (“астма”), боли в сердце, боли различной локализации.
Стресс может быть вызван самыми разнообразными факторами окружения, быта, работы, а также личными факторами, с которыми мы встречаемся постоянно в различных жизненных ситуациях.
Специальные исследования показывают, что положительные жизненные ситуации могут вызвать такой или даже больший стресс, как и отрицательные. Очень важно как человек их для себя оценивает и как он на них реагирует.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Сохранение здоровья школьников – общая задача педагогов, медиков, родителей. В рамках решения данной проблемы следует отметить наиболее важные направления педагогической деятельности:
- правильная организация учебного процесса;
- включение оздоровительного компонента в содержание учебных предметов;
- использование различных форм внеклассной и внешкольной оздоровительной работы;
- просветительская и совместная творческая деятельность педагогов и родителей.
В.А.Сухомлинский утверждал, что “забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху.
Это, прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Подводя итог всему сказанному, следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе и дома даст желаемый результат, поможет овладеть не только прочными знаниями, но и осознанными умениями по охране своего здоровья, обеспечит формирования позитивных установок на соблюдение гигиенических правил. Основная задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для включения школьника в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизическим особенностям.
Литература
- “Школа 2100”.Педагогика здравого смысла. Выпуск 7.- М., “БАЛАСС”, 2003
- Дорофеева Т.А. Особенности и условия адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности //Прикладная психология.-2001.-№3.- С.75-83
- Пересадина Ю.Е. Основные подходы к организации оздоровительной работы в школе //Начальная школа: плюс-минус.-2000.-№7.-С.27-30
- Тихомирова А Л.Ф. Состояние и основные тенденции здоровья детей и подростков //Здоровье наших детей.-2002 -№1.- С.4-6
- Цукерман Г.А., Поливанова К.Н.Введение в школьную жизнь. – М.: Новая школа, 1994
- Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.) // Медицинская газета. 2003. №30. С.15-18.
- Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, .2002. – С.181
- Колесникова М.Г. Изучение уровня валеологической готовности учащихся и педагогов // Валеология. №3. 2003. С.25-28.
- Колесникова М.Г. Валеологический анализ школьных уроков // Валеология. №3. 2003. С.45-53.
- Кушнир А.М. Методический плюрализм и научная педагогика // Народное образование. №1. 2001. С.50-57.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. – С.239
- Сериков В.В. Личностный подход в обучении: концепции и технология. – Волгоград: “Перемена”, 1998. – 150с.
- Воспитательный потенциал санкт-петербургского образования. Аналитический отчет / Под редакцией В.Г. Воронцовой, В.Ю. Кричевского. – СПб.: СПбАППО, 2003. – С.399
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации. – М.: “Народное образование”, 1998. – С.255
Источник
«Взаимодействие с родителями по выявлению у детей знаний, умений и навыков здорового образа жизни»
консультация по теме
Методики игровой диагностики для определения
знаний, умений и навыков здорового образа жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx | 35.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие с родителями
по выявлению у детей знаний, умений
и навыков здорового образа жизни»
2013 – 2014 учебный год
Взаимодействие с родителями
по выявлению у детей знаний, умений
и навыков здорового образа жизни
Современный ребенок значительно отличается от своего сверстника десять лет назад. Это связано с тем, что изменились жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых от детей в семье и детском саду. Принципиально трансформировалась воспитательная модель а семье, педагогические требования к ребенку а условиях детского сада. При высокой загруженности родителей на работе ребенок предоставлен самому себе, и все свободное время посвящает компьютеру, а не подвижным играм и упражнениям. Все больше времени дошкольники проводят в статической, зачастую физиологически неправильной позе, что отрицательно сказывается на их физическом и психическом здоровье и развитии. Хорошо ориентирующихся в современных технологиях дошкольников становится больше, при этом значительно увеличивается количество детей с задержкой психофизического и речевого развития (минимальные мозговые дисфункции, аутизм, синдром повышенной двигательной активности и дефицит внимания и др.). Большое значение для развития ребенка, как известно, имеет среда, в которой он воспитывается. В современных условиях психика дошкольника и его физические возможности. Функциональные резервы детского организма не могут полноценно раскрыться на фоне стрессовой напряженности и гиподинамии. Сегодня особенно важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье. В первую очередь это задача окружающих его взрослых — родителей и педагогов, а решать ее следует во взаимодействии. Большинство родителей осознает, что самое главное их достояние — здоровье и гармоничное психофизическое развитие детей. Педагоги детского сада выступают партнерами родителей в осуществлении важнейшей воспитательно-развивающей работы. Воспитатели совместно со специалистами ищут оптимальные формы взаимодействия с семьями воспитанников по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей, осваивают новые здоровьеформирующие технологии.
Основная задача партнерского взаимодействия формирование у детей знаний, умений и навыков в образовательных областях «Физическая культура», «Здоровье» и «Безопасность». Предварительно предполагается изучение семей, что позволит получить информацию об особенностях каждой из них, ожиданиях родителей по отношению к ДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них необходимых знании, умений и навыков. Данная работа должна проводится с использованием анкет, психологических тестов, опросников, бесед.
С целью выполнения диагностического обследования воспитанников по образовательным областям «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность» разработана Методика игровой диагностики для детей дошкольного возраста (приложение).
Основу игровой диагностики составляют:
■ применяемое в ДОУ оборудование;
■ игровая деятельность, адекватная возрасту детей;
Само название методики игровой диагностики отражает комфортные условия обследования: доброжелательный настрой ребенка, знакомая деятельность — игра и заинтересованность в ней.
Источник