Меню

Вывод по школе здоровья

Вывод по школе здоровья

Актуальность.Артериальная гипертензия (АГ) — самый распространенный сердечно-сосудистый синдром во многих странах мира. Например, в США повышенное артериальное давление (АД) обнаруживается у 20-40% взрослого населения, причем в возрастных группах старше 65 лет АГ встречается у 50% белой и 70% черной расы. Более 90-95% всех случаев АГ составляет гипертоническая болезнь. У остальных больных при тщательном клинико-инструментальном обследовании можно диагностировать разнообразные вторичные (симптоматические) АГ. Следует учитывать, что в 2/3 случаев вторичные АГ обусловлены поражением паренхимы почек (диффузныйгломерулонефрит, диабетическая нефропатия, поликистоз почек и др.), а значит, потенциально неизлечимы. Лечение почечных АГ в общем не отличается от терапии гипертонической болезни.Следовательно, у подавляющего большинства больных с АГ длительная медикаментозная терапия проводится независимо от того, известна или нет точная причина повышенного АД.Отдаленный прогноз у больных с АГ зависит от трех факторов: 1) степени повышения АД, 2) поражения органов-мишеней и 3) сопутствующих заболеваний. Эти факторы обязательно должны быть отражены в диагнозе больного с АГ.

Распространенность АГ в России составляет 39,2% среди мужчин и 41,1% среди женщин [1,3]. Несмотря на это, осведомленность населения о данном заболевании и его осложнениях крайне мала. АГ – психосоматическая болезнь, в основе которой лежит наследственная предрасположенность и врожденная патология с наличием средовых и приобретенных поведенческих базис ослабляющих факторов, а психотравматизация – ведущая причина возникновения и поддержания АГ, являющаяся одной из самых емких по разнообразию причин и поэтому сложных в коррекции. Множественные динамические стереотипы поведения, приводящие к переутомлению и перенапряжению, отрицательные эмоции и стрессовые ситуации, многочисленные нервно-психические и информационные перегрузки, структура ритма современной жизни предъявляют повышенные требования к адаптационной системе человека. При этом, с одной стороны патологические психосоматические состояния как результат социально-психологической дезадаптации, в результате которой стрессирующие процессы, ранее не носивших патологический характер, переходят в разряд дистресса с психическим и психосоматическим проявлением, а с другой – течение АГ вызывает стойкие ограничения в различных сферах жизнедеятельности человека, снижающих качество жизни (КЖ) и сопровождаеюся ростом фрустрации с формированием нарушенных отношений личности [4].Необходимость пожизненного приема антигипертензивынх препаратов, часто не одного, а нескольких в комбинированной терапии, обусловливает особо низкую комплаентность пациентов к лечению. В этой связи оказывается невозможной эффективная профилактика и лечение данной патологии без достаточной информированности больных и их активного осознанного участия в этом процессе [2].Одним из методов, повышающих эффективность коррекции факторов риска АГ и выполнения врачебных назначений, является обучение пациентов [4,6]. Эффективность лечения больного артериальной гипертонией напрямую связана с уровнем его знаний о своем заболевании, в связи с этим одним из базисных принципов терапии больных гипертонической болезнью является организация образовательных центров. Создание для этих целей «Школ артериальной гипертонии» повышает эффективность терапии и значительно улучшает качество жизни больного [5].Школа позволяет пациенту научиться самостоятельно, контролировать состояние своего здоровья, узнать, как снизить неблагоприятное влияние на организм поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек). Также здесь научат оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов.Во время обучения в Школе здоровья пациенты знакомятся с внешними и внутренними негативными условиями, которые оказывают повреждающее действие на организм. Пациенты обучаются правилам измерения артериального давления, узнают, какой уровень давления следует считать нормальным, составляют индивидуальный план действий по устранению факторов риска. Два занятия в Школе здоровья посвящены правилам здорового питания, каким должно быть питание здорового человека, объясняется влияние питания на уровень артериального давления. Для больных с повышенной массой тела определяются причины ожирения, разбираются основные принципы диетотерапии, приводятся различные типы диет. В Школе здоровья пациенты знакомятся с компонентами табачного дыма и их влиянием на индивидуальное здоровье. Проводится оценка типа курительного поведения, формируется негативное отношение к курению и мотивация к отказу от курения, разбираются современные методы лечения табакокурения. Под наблюдением опытного врача пациенты оценивают уровень своей тренированности, узнают, как повысить повседневную физическую активность, как построить программу тренирующих занятий, а также избежать осложнений при занятии физкультурой. В Школе здоровья пациенты учатся различать допустимую и безвредную для здоровья степень стресса, знакомятся с методами самооценки уровня стресса, узнают условия преодоления стрессовых реакций. На последнем занятии врач-кардиолог познакомит с общими принципами медикаментозной терапии, какие существуют современные лекарственные препараты с минимальными побочными эффектами, снижающие артериальное давление, учит оказывать первую доврачебную помощь при гипертоническом кризе. Пациенты получают следующие умения: применение полученных знаний для самоконтроля за состоянием здоровья; ведение дневника пациента; проводить самооценку и контроль за факторами, влияющими на течение заболевания; обязательно следовать назначениям врача, не заниматься самолечением; как применять средства доврачебной помощи и самопомощи; как правильно соблюдать рекомендации врачей. Пациенты учатся контролировать: вес тела;основные факторы риска осложнений различных заболеваний; уровень стресса, стрессовое поведение и отношение к стрессу.Однако пациент, не страдающий АГ, но имеющий факторы риска, потенциально может получить сердечно-сосудистые осложнения, такие как инфаркт миокарда и инсульт мозга. При этом получение информации о столь распространенном и опасном своими осложнениями заболевании оказывается необходимым не только лицам, уже страдающим АГ, но и здоровым людям с целью первичной профилактики. Это определяет актуальность внедрения в общую врачебную практику образовательных программ, в том числе школ здоровья «Артериальная гипертония» [4]. С формальной точки зрения, школа здоровья «Артериальная гипертония» — это медицинская профилактитическая услуга, которая включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги».Школа здоровья «Артериальная гипертония» представляет собой образовательную программу для широкого круга населения, как больных АГ, так и их родственников и людей, не страдающих АГ. Школа для больных – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленных на повышение уровня их знаний, информированности и освоения практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению КЖ. В настоящее время при оценке эффективности немедикаментозной коррекции все больше внимания уделяется ее влиянию на различные аспекты качества жизни больных, связанного с их здоровьем, что особенно актуально у пациентов пожилого и старческого возраста. Школа здоровья – это особый вид взаимодействия врача и пациента профилактической направленности, в основе которого лежит обучение, т.к. только информированное, добровольное и активное участие человека с его личной внутренней мотивацией является залогом успешной профилактики АГ [4,5].

Читайте также:  Причинение вреда здоровью охранником

Цель исследования: повысить эффективность профилактики АГ путем влияния на модифицируемые факторы риска данного заболевания при проведении школ здоровья.

Материалы и методы исследования. В исследуемую группу вошли 44 мужчины и 48 женщин в возрасте от 45 до 59 лет, всего – 92 человека. При включении в исследование участникам предлагались анкеты по выявлению факторов риска АГ. Нормальное артериальное давление (АД) имели 69 человек (75% обследованных), 1 степень АГ – 20 (21,7%), 2 степень – 3 (3,3%). Для проведения школ здоровья была разработана программа занятий, рассчитанная на 90-110 мин. Оценка эффективности школы здоровья и ее влияния на отдельные факторы риска проводилась по данным анкетирования участниковвОБУЗ«КГКБ № 4» города Курска.

Результаты и их обсуждение. На первом этапе оценки результатов исследования был проведен анализ факторов риска АГ в исследуемой группе. Изначально не знали свой уровень АД 43 человека (46,7%), из них страдали АГ 14 (32,6: от тех, кто не знал свое АД). Фактор риска «отсутствие контроля АД» был выявлен у 34 мужчин (77,2%) и 29 женщин (60,4%). Наиболее часто встречающимися факторами риска АГ явились: стресс, гиподинамия, отсутствие контроля АД, нерациональное питание.

Целью следующего этапа исследования было оценить эффективность школ здоровья как профилактического мероприятия и влияние ее на отдельные факторы риска АГ. Участникам был задан следующий вопрос: получили ли Вы в результате обучения в школе здоровья достаточно информации о факторах риска гипертонической болезни и методах ее профилактики? По мнению пациентов, школа здоровья оказалась эффективна у 87 человек (96,4%), неэффективна у 5 человек (5,4%). При детальном анализе анкет было выявлено, что школа наиболее повлияла на повышение уровня физической активности, на приверженность к здоровому питанию, на изменение отношения к стрессовым ситуациям, на отказ от курения.

При комплексном анализе полученных результатов, было выявлено, что фактор риска «, отсутствие контроля АД» имелся у 63 человек (68,5% всех обследованных), из них 24 человека (38,0% имеющих данный фактор риска и 26,1% всех обследованных) после обучения в школе здоровья решили измерять АД ежедневно утром и вечером. Нерациональное питание было выявлено у 89 человек (96,7% всех обследованных), из них 52 человека (58,4% имеющих данный фактор риска и 56,5% всех обследованных) решили придерживаться принципов здорового питания после обучения в школе здоровья. Фактор риска «гиподинамия» имелся у 76 опрошенных (82,6% всех обследованных), из них 55 пациентов (72,4% имеющих данный фактор риска и 59,8% всех обследованных) решили увеличить свою физическую активность после посещения школы здоровья. Курили 46 человек (50% всех обследованных), решили бросить курить после посещения школы здоровья 32 пациента (69,6% имеющих данных фактор риска и 34,8% всех обследованных). Стресс как фактор риска АГ был выявлен у 90 пациентов (97,8% всех обследованных), из них 46 человек (51,1% имеющих данный фактор риска и 50% всех обследованных) после посещения школы здоровья отметили, что их отношение к стрессовым ситуациям изменилось, и они овладели элементарными способами управления стрессом.

Выводы. Наиболее часто встречающимися модифицируемыми факторами риска АГ являются стресс и психо-эмоциональные перегрузки на работе, гиподинамия, курение, отсутствие контроля АД, нерациональное питание. Проведение школы здоровья «Артериальная гипертония» повлияло на основные модифицируемые факторы риска АГ, причем наиболее – на повышение физической активности, на приверженность здоровому питанию, на изменение отношения к стрессовым ситуациям, на отказ от курения.

Школа здоровья «Артериальная гипертония» оказалась более эффективна среди женщин, чем среди мужчин. Школа здоровья является неотъемлемой частью профилактики АГ и должна быть включена в комплексное лечение данного заболевания. Таким образом, школа здоровья как образовательная медицинская профилактическая технология оказалась высокоэффективной в первичной и вторичной профилактике АГ. Реалистичность ее применения на практике и показанная высокая эффективность в коррекции ведущих модифицируемых факторов риска являются основанием для широкого внедрения данной образовательной технологии профилактики АГ в практику здравоохранения.

Читайте также:  Укажите степень стойкой утраты трудоспособности при вреде здоровью средней тяжести

Источник

Отчет о работе по программе дополнительного образования «Школа здоровья»

специалист в области арт-терапии

Программа дополнительного образования « Школа здоровья

Лемякина Е.П. работает в МБОУ «Камызякская СОШ № 4» учителем биологии с 1995 г. Общий педагогический стаж – 31. Елена Павловна имеет высшую квалификационную категорию, является «Почетным работником общего образования РФ», дважды удостаивалась Гранта Президента РФ в конкурсе лучших учителей России,член Ассоциации творческих педагогов со дня основания организации,награждена почетным знаком Губернатора Астраханской области «За профессиональные заслуги». В течение многих лет успеваем ость по предмету «биология» стабильна, качество имеет тенденцию к росту. Результаты ЕГЭ и ОГЭ по биологии выше общерайонных и региональных. Ее ученики конкурентоспособны, являются призерами и победителями районных, областных и Всероссийских олимпиад; районных, областных и Всероссийских биологических конкурсов. Около 35% выпускников 9,11 классов выбирают биологию на итоговую аттестацию, где показывают хорошие знания предмета. Многие связывают свою будущую профессию с биологией. Елене Павловне удалось создать систему работы, где основным элементом является взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования с элементами дистанционного обучения, и индивидуальной работы как с одаренными детьми, так и с детьми с ограниченными возможностями обучения. Результатом является успешность многих ее учеников как в профессии, так и в общественной жизни.

С 2008 года Елена Павловна в практике своей работы использует технологию социального проекта.

Социальное проектирование позволяет развивать не только гражданскую инициативу и ответственность, но и проводить профориентационную работу.

Цель социального проекта «Школа здоровья»:

— привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

— включение школьников в реальную практическую деятельность по разрешению этих проблем силами самих учащихся;

— организация свободного времени детей и их родителей на основе общих полезных интересов;

— организация общественных массовых мероприятий, имеющих целью физическое и нравственное здоровье детей подростков;

— взаимодействие с молодежными общественными организациями с целью обмена опытом и сотрудничества.

Компетенции, приобретенные детьми в ходе реализации проекта:

— повышение общего уровня культуры за счет получения дополнительной информации;

— формирование навыков «разумного социального» поведения в сообществе;

— закрепление навыков командной работы;

— совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).

Главный результат – реальное улучшение социальной ситуации в местном сообществе.

Социальный проект, подготовленный и реализуемый силами школьников, по своей природе – инициативный.

Елена Павловна составила программу работы, утвержденную и напечатанную АИПКП (изд. ОГОУ ДПО «АИПКП»,2010г.) отдельной брошюрой и в сборнике «Организация работы по профилактике наркомании в образовательном учреждении» (изд. ОГОУ ДПО «АИПКП»,2010г.). Творческое объединение работает в соответствии с планом общешкольной работы и программой «Здоровье».

В проекте задействованы учащиеся 7 – 11 классов. Система работы представлена в данном документе.

Акции

Акции по пропаганде здорового образа жизни «Зимние забавы по – камызякски»

Впервые прошли на реке Кизань, где с помощью Администрации МО «Камызякский район» ребятами был залит каток.

В 2013 году в школе был построен искусственный каток, где эти соревнования станут традиционными.

Акции против несанкционированной продажи алкоголя проводятся совместно с общественными объединениями и правоохранительными органами.

Акция «Молодежь против никотина». Дети и родители участвовали в кроссе на один километр. Кто добежал, кто дошел, но удовольствие получили все!

Марш за жизнь без СПИДа

И — конфетка за сигаретку!

Сотрудничество с региональными и всероссийскими молодежными объединениями и молодежными форумами

« СЕЛИАС» и «Селигер», работа в Молодежном правительстве АО и Камызякской дискуссионной площадке по разработке и внедрению проектов ЗОЖ.

Городская конференция

« Моя семья – мое богатство

Несколько лет «Школа здоровья» участвует в конкурсе Агентства связи и массовых коммуникаций Астраханской области на лучший материал антинаркотической направленности для СМИ. Дважды ребята удостаивались Гранта и получили технику для агитационной работы. У творческого объединения 2 компьютера, цифровой фотоаппарат, видеопроектор, а в 2014 году Администрация МО «Камызякский район» подарила видеокамеру за победу детей в областном конкурсе видеороликов, посвященных профилактике СПИДа.

От своей странички в газете – до своего канала на Youtube

Творческое объединение «Школа здоровья» со дня своего основания использовало все возможности работы со сверстниками, и наиболее активно те, что доступны и востребованы подростками: своя страничка в городской газете, социальные сети в сети Интернет, свой сайт, канал на ресурсе YouTube .

Используя страничку «Четверка» в газете, проведены конкурсы для детей с Интернет — голосованием «Мисс Школа», а на сайте школы конкурс «Коса – девичья краса!», а для начальной школы «Весенние косички».

Э

На сайте школы http://30kam-s4.edusite.ru/ участники «Школы здоровья» постоянно отчитываются о своей работе, проводят фотоконкурсы, посвященные профилактике вредных привычек.

Читайте также:  Мероприятия по календарю здоровья

На сайте социальной сети «ВКонтакте» проводится анкетирование по широкому спектру вопросов среди школьников Камызяка.

В сети Интернет для подростков города и их родителей осуществляется проект «Сетевые клубы по интересам », имеющий своей целью объединить подростков на основе спортивной или интеллектуальной деятельности в свободное время. Так, в рамках работы этого проекта был проведен городской фестиваль авторской песни, который, благодаря участию исполнителей из Белоруссии и Казахстана, стал не только межрегиональным, но и международным. На основе фестиваля организован клуб, участники собираются в Камызякском сельскохозяйственном колледже и ежегодно устраивают фестивали авторской песни.

В настоящее время организован и действует «Клуб фотолюбителей», которые фиксируют редкие события в природе или интересные события в социуме.

Съемка видеороликов в настоящее время – это целое направление в работе «Школы здоровья».

Дети разных классов с удовольствием принимают участие в этой работе. Так, с учащимися 8 класса, участниками творческого объединения, мы сняли короткометражный фильм к уроку толерантности «Детские обряды казахского народа».

Обряд «Бесик Той».

В настоящее время участниками Т/О «Школа здоровья» снято более 50 видеороликов на здоровьесберегающие темы.

Ребята участвуют в различных конкурсах — муниципальных ,областных, всероссийских, с целью популяризации своей работы, но главное – это вовлечение в свою работу как можно большего числа своих сверстников, агитация и пропаганда здорового образа жизни. Для этого мы используем сайт школы, сайты социальных сетей, свой канал на ресурсе YouTube , сайт руководителя творческого объединения Лемякиной Е.П.,размещаем ресурсы на сайте ФСКН

Очередное поколение «Школы здоровья» готовится сражаться в информационной войне за здоровье своих сверстников!

Ребята постоянно учатся, приобретают навыки по организации массовой работы среди сверстников. В октябре 2014 года они прошли обучение на семинаре «Подросток обучает подростка здоровому образу жизни», дистанционно обучаются в Центре детско – юношеского творчества АИСИ на темы организации агитационной работы, ежедневно проводят «Переменки ЗОЖ» в школе, проводят подвижные игры, демонстрируют по телевизору в холле видеоролики – свои и опубликованные в сети Интернет: о вреде спайсов и энергетиков и др. В 2014 году ребята осуществили свою давнюю мечту – создали «Школьное телевидение» — выпуски для наших учеников по различным темам, интересующим подростков.

В 2014-15 учебном году работа по реализации проекта продолжилась:

Областной форум молодежных антинаркотических сил Астраханской области». Представлен проект «Школа здоровья», признанный лучшим молодежным профилактическим проектом в области.

В рамках проекта Агентства по делам молодежи Астраханской области «Подросток обучает подростка здоровому образу жизни» осуществили волонтерский десант в Караулинскую СОШ, Камызякского района, куда приехали так же ребята из Затонской и Кировской школ, с обширной оздоровительной и просветительской программой.

Прошли дистанционное обучение в АИСИ ЦДЮТ в количестве 36 часов «Информационно – компьютерные технологии».

Создали программу «Школьное телевидение». Было снято три выпуска новостных программ, которые демонстрировались на школьных переменах в фойе 1 этажа. Приняли участие во Всероссийском фестивале телевизионного творчества. http://www.tele-klass.ru/

Итоги подводятся.

Организовали «Переменки ЗОЖ», где на переменах ребята младших классов могут поиграть в подвижные игры и посмотреть мультфильмы здоровьесберегающей направленности.

Творческое объединение «Школа здоровья» работает в МБОУ «Камызякская СОШ №4» с 2008 года. За это время в ней обучилось более 150 школьников. Менялось время, осваивались новые технологии, но неизменным принципом объединения оставалось приобщение подростков и их родителей к здоровому образу жизни, профилактика вредных привычек. Воспитание ответственности, умения сделать правильный нравственный выбор. Проводить такую работу в социуме, где нормы поведения претерпели значительные изменения не в лучшую сторону, где против детей ведется настоящая информационная война в некоторых СМИ и Интернет – ресурсах, — очень непросто. Но нам есть кем гордиться! Из рядов объединения вышло немало ребят, которые воплощают идеи «Школы здоровья» в своих учебных заведениях, являются организаторами массовой работы среди молодежи региона, членами Молодежного правительства Астраханской области, Общественного молодежного совета при Правительстве АО, работают в Агентстве по делам молодежи, снимают социальные видеоролики на профессиональном уровне. Это Краснова Наталья, студентка АГТУ, член экономической комиссии в Молодежном правительстве АО, Марков Максим, выпускник АГУ, специалист Агентства по делам молодежи, участник и куратор потока на форуме «Селигер». Процко Александр, председатель студкома АГМУ, организатор многих массовых акций по ЗОЖ в г. Астрахань. Хачатрян Лерник, студент СГАП, организатор молодежных флэшмобов в г. Саратове, профессионально снимает социальную видеорекламу.И многие другие!

Выпускники «ШЗ» участвуют в решении молодежных проблем своего региона, в подготовке и принятии законов, направленных на профилактику порочных привычек в подростковой среде, созданию и внедрению социальных проектов, так как учились этому еще в школе, «Школе здоровья», которая продолжает воспитывать все новых и новых ребят. Пусть не все они в будущем станут лидерами, но все они будут «волонтерами здоровья», способными улучшить жизнь социума, а, значит, и нашу с вами жизнь!

Источник

Adblock
detector