Меню

Высшее профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья

Могут ли обучаться лица с ОВЗ и инвалидностью в ВУЗах?

В последнее время власти все чаще стали отмечать, что «особенные дети» ничем не отличаются от других ребят и должны пребывать в обществе, социуме, познавать мир и радоваться жизни вместе со всеми, а само общество должно адекватно воспринимать их и при необходимости помогать (как физически, так и морально).

В последнее время власти все чаще стали отмечать, что «особенные дети» ничем не отличаются от других ребят и должны пребывать в обществе, социуме, познавать мир и радоваться жизни вместе со всеми, а само общество должно адекватно воспринимать их и при необходимости помогать (как физически, так и морально).

Часто ли Вы видите в ВУЗе необычных людей? Речь идет не о звездах телешоу, кино, представителях власти, а о людях с ограниченными возможностями? Думаете, им непосильна программа обучения в ВУЗе или нет подходящих условий? Сегодня мы поговорим именно об этом.

Открыта ли дорога в ВУЗ лицам с инвалидностью и ОВЗ?

Независимо от финансового, физического и иного состояния, каждый гражданин России имеет право получить образование бесплатно. Единственным ограничением здесь является то, что обучение за счет федерального бюджета производится лишь единожды на каждой ступени образования. То есть отучиться на бакалавриате или магистратуре бесплатно можно только 1 раз, второй «заход» – придется платить из своего кармана.

Люди, имеющие за плечами инвалидность, могут воспользоваться льготами при поступлении. Единственным требованием, чтобы воспользоваться ею, нужно документально подтвердить наличие определенной группы инвалидности. Для этого придется пройти медицинскую комиссию и предоставить соответствующую справку из лечащего заведения.

Особенности обучения лиц с ограниченными возможностями и инвалидностью

Дети-инвалиды могут быть зачислены в ВУЗ вне конкурса на бюджетное место, а также они имеют право на получение социальной стипендии. Если же абитуриент с ОВЗ выбрал специальность, которая предусмотрена только на платной основе, то государство должно компенсировать ему 50% от обучения.

Все абитуриенты без исключений (обычные или «особенные») могут выбрать удобную для них форму обучения: очную, заочную ил дистанционную. Для студентов со сложными дефектами предусмотрено в основном дистанционное обучение.

Специфика образовательных программ для студентов-инвалидов и учащихся с ОВЗ

На самом деле увидеть в стенах ВУЗа «особенного ребенка» можно нечасто. Чаще всего такие дети получают дистанционное образование, а затем трудоустраиваются через ЦЗН по специальным квотам. Из них выходят хорошие специалисты, мастера своего дела.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В большинстве случаев дети-инвалиды и их родители выбирают дистанционное обучение из-за сложностей, связанных с физическим развитием ребенка: дорога, перемещение внутри ВУЗа и пр.

Образовательный процесс для студентов-инвалидов

В то же время для каждого «особенно» студента предусмотрена специальная программа обучения, учитывающая его особенности. В частности, лица с нарушением зрения будут познавать специальность с помощью специальной литературы и методик: программы синтеза речи, брайлевские дисплеи, увеличительные приборы, аудиоматериалы. Учащиеся с нарушением слуха будут знакомиться с предметами с помощью презентаций книг, видеофильмов, а также по возможности слушать лекции с помощью специальных устройств, усиливающих звук (слуховой аппарат, специальные колонки, микрофоны и пр.).

Учебный план составляется в отношении каждого студента с учетом его возможностей и способностей, а также с учетом требований ГОСТ. Студент изучает конкретные предметы с помощью педагогов и самостоятельно, посещая ВУЗ или пребывая дома (в зависимости от формы обучения), пишет контрольные и курсовые работы, сдает зачеты и экзамены. В целом, сам образовательный процесс стандартен.

Читайте также:  Диагностика состояния здоровья учащихся

Что делать, если обучение дается с трудом?

В силу своих особенностей и мышления, дети-инвалиды и с иными нарушениями в развитии усваивают образовательную программу сложнее. Не стоит опускать руки и сдаваться. Главное – боевой настрой.

Чтобы облегчить их учебное бремя, родители могут нанять репетитора или тьютора. В роли «помощника» могут быть как педагоги из ВУЗа, так и из других образовательных центров.

Если сложности в обучении возникли еще на школьной скамье, то следует задуматься о переводе в специальное коррекционное образовательное заведение. В России существуют специальные образовательные центры для детей с отклонениями в развитии, «особенностями», где с ними занимаются квалифицированные педагоги. К сожалению, таких СУЗов и ВУЗов в стране пока нет, но получить профессию может каждый! Было бы желание!

Облегчить выполнение письменных работ можно с помощью команды ОЦ Дисхелп Наша команда готова помочь каждому учащемуся в любое время года. достаточно указать дисциплину, вид работы и тему, заполнить электронный бланк заказа и дождаться звонка от менеджера (чтобы уточнить детали). В нашем штате работают только ответственные и проверенные профессионалы: действующие педагоги ВУЗов, практикующие специалисты, ученые и пр. Высокое качество работ и конфиденциальность данных гарантированы всем без исключений! Убедитесь в этом лично!

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник

Образование для лиц с ОВЗ

Московский городской психолого-педагогический университет является одним из ведущих вузов активно развивающим программы обучения студентов с ОВЗ. В настоящее время в университете учатся 265 таких студентов: на факультете информационных по специальности «Прикладная информатика (в психологии)», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» и «Режиссура мультимедиа-программ», на факультете дистанционного обучения по направлению «Психология», в социально-педагогическом колледже — по специальности «Издательское дело», «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем».

Наименование

Всего

Из общего числа студентов-инвалидов

с нарушениями зрения

с нарушениями слуха

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

с соматическими заболеваниями

1. Обучается в вузе студентов-инвалидов

по программам среднего профессионального образования

по программам высшего профессионального образования

2. Обучается в вузе с использованием дистанционных образовательных технологий

Московский городской психолого-педагогический университет на протяжении нескольких лет последовательно формирует условия для безбарьерной среды, с этой целью оборудованы:

  • полосы движения с рельефной тактильной полосой
  • пандусы наружного входа и внутри зданий
  • площадки с нескользким покрытием и поручнями
  • лестницы наружного входа с поручнями
  • распашные двери
  • коридоры, холлы с разворотными площадками и местами
  • лифты, доступные для инвалидов-колясочников и лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата
  • соответствующим образом оборудованы санузлы

С целью организации доступа к обучению инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата, необходимо дополнительно дооснастить территории университета специальным оборудованием: подъемниками вертикальными или наклонными, специализированным автотранспортом, указателями звуковой и световой информации с контрастной яркой маркировкой, рельефными тактильными полосами и пиктограммами, текстофонами, речевыми информаторами, световыми текстовыми табло и пр.

Условия для обучения студентов с ОВЗ факультета дистанционного обучения

На факультете была создана подготовительная программа для абитуриентов. Цель программы: оказание помощи в подготовке к поступлению в университет (на факультете) и знакомство с дистанционными технологиями обучения на факультете ДО.

Читайте также:  Минутка здоровья здоровое питание

Два раза в год организуются выездные психологические тренинги и семинары, проводимые на базе Санаторно-лесной школы № 7 (осенью продолжительностью 3 дня, весной – 6 дней). На данных семинарах проводились: психологические тренинги по тайм-менеджменту, тренинги личностного роста, коммуникативные тренинги, мастер-классы студентов, встречи с интересными людьми (А.В. Суворов, Д.А. Леонтьев и др.) и т.п.

В целях повышения уровня социальной адаптации и реабилитации активно развивались следующие социальные проекты и клубы студентов: «Абитуриент», «Подготовительная программа для абитуриентов факультета дистанционного обучения», «Наш досуг», «Клуб общения», «Клуб английского языка», «Литературный клуб», «Киноклуб» и др. Пять их них представлены на конкурс социально значимых проектов органов студенческого самоуправления вузов Москвы «Моя инициатива в действии», организуемый Департаментом образования города Москвы в мае-декабре 2012 года.

В целях повышения общекультурного уровня для студентов с ОВЗ организуются экскурсии по Москве и близлежащим городам.

Регулярно проводились выездные учебные занятия (посетили зоопарк в рамках изучения учебного курса «Зоопсихология и сравнительная психология», Исторический музей (учебная дисциплина «История»), Планетарий (учебная дисциплина «Современные концепции естествознания»), Центр профориентации «Ориентир» (учебная дисциплина «Введение в психологию»).

Регулярно проводились мероприятия социокультурного характера.

В соответствии с договоренностью с Республиканской государственной библиотекой на ее базе для незрячих студентов были подготовлены 5 аудиоучебников.

Условия обучения студентов с ОВЗ на факультете информационных технологий

Для студентов с ОВЗ создана образовательная среда, которая включает в себя следующие компоненты:

  • дополнительные индивидуальные занятия
  • техническое сопровождение учебного процесса
  • методическое сопровождение учебного процесса
  • психолого-педагогическое сопровождение
  • безбарьерная архитектурная среда
  • транспортное сопровождение
  • организация учебной практики и трудоустройство

Особенностями факультета являются проектно-ориентированный характер обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, их активное привлечение к научной работе и участие в решении актуальных практических задач, что обеспечивает высокое качество профессиональной подготовки. Это позволило студентам и аспирантам опубликовать значительное число научных статей в рецензируемых журналах, включая журналы, входящие в Перечень ВАК РФ, регулярно занимать призовые места на российских олимпиадах по программированию, отечественных и зарубежных научных конференциях. Значительное число программных продуктов, разработанных студентами и аспирантами факультета, внедрено и реально используется в городских и федеральных учреждениях и организациях различного профиля.

Все преподаватели имеют опыт работы со студентами с ОВЗ. Деканат факультета обеспечивает методическое и психолого-педагогическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья. Под контролем профессиональных методистов и психологов в учебных группах создана комфортная дружественная среда и обстановка взаимопомощи.

Убедительным показателем высокого качества инклюзивного обучения студентов с ОВЗ является то, что их успеваемость, как правило, выше, чем у здоровых студентов. Помимо качества обучения, этот результат обусловлен высокой мотивированностью этой категории молодых людей к учёбе и их развитыми способностями к абстрактному мышлению, что свидетельствует об особой ценности такого рода специалистов для общества. Таким образом, обучение студентов с ОВЗ является в данном случае не благотворительной акцией, а средством подготовки специалистов, спрос на которых в нашей стране на сегодняшний день существенно превышает предложение.

На факультете информационных технологий функционируют две учебно-производственные лаборатории, обеспечивающие разработку и внедрение в учебный процесс технических и программных средств обучения студентов с нарушениями зрения, включая разработку новых технологий обучения и мелкотиражное издание учебной литературы, напечатанной рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Читайте также:  Корпоративное здоровье управление благополучием

Факультет успешно работает над собственными научно-техническими проектами, связанными с разработкой новых технологий обеспечения учебного процесса для лиц с ОВЗ. Проекты представлялись на Всероссийских выставках научно-технического творчества молодёжи, где получили две премии Президента РФ, четыре медали и два диплома, на Международной конференции-школе-семинаре «Новые информационные технологии» и Международных научных конференциях «Condition Monitoring» в Великобритании и «Life IT» в Германии, где были отмечены дипломами. На конкурсе командных проектов и творческих работ учащейся молодежи, проведённом в рамках Международного Форума «Университеты в аспекте социальной политики в отношении инвалидов – интеграция через образование» в МГТУ им. Н.Э. Баумана, посвященного 75-летию высшего профессионального образования инвалидов в России, работы студентов факультета информационных технологий МГППУ были признаны лучшими в номинациях «Инновационные технологии», «Творческие проекты» и «Технологии обучения».

Часть программного обеспечения, необходимого для изучения компьютерных дисциплин и математики, разрабатывается силами учебно-производственных лабораторий факультета, а также в рамках курсовых и дипломных работ студентов. Компонентами обучающих технологий собственной разработки являются:

  • адаптация программного обеспечения для озвучивания текстов для студентов с нарушениями зрения (обеспечение совместимости с русской версией системы озвучивания текстов JAWS)
  • конвертер ТЕХ-Брайль для мелкотиражного издания учебных пособий
  • система «Гиперсаунд» для навигации по звуковым файлам для подготовки и воспроизведения звуковых учебников, удобных для незрячих и слабовидящих, а также для лиц с нарушениями опорно-двигательной системы
  • специализированные программные интерфейсы для студентов с нарушениями зрения

С 2001 года Департаментом образования города Москвы на базе факультета информационных технологий МГППУ проводится Московская городская олимпиада по математике и информатике среди учащихся с ОВЗ, которая продемонстрировала большую заинтересованность учащихся специализированных школ в участии в подобных конкурсных мероприятиях. Многие участники отметили, что эта олимпиада решающим образом повлияла на выбор профессии.

Инновационный опыт обучения студентов с ОВЗ, накопленный в МГППУ, позволяет говорить о необходимости и своевременности его распространения в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации с целью не только профессиональной реабилитации данной категории студентов, но и подготовки из них крайне востребованных обществом специалистов высокой квалификации.

Условия обучения студентов с ОВЗ в Социально-педагогическом колледже

Осуществляя образовательно-реабилитационную деятельность, коллектив колледжа реализует Федеральные законы «Об образовании» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Действующая система организации образовательно-реабилитационного процесса позволяет:

  • осуществлять профессиональное образование инвалидов, и лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • реализовывать всестороннее социально-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса студентов инвалидов
  • формировать доступную и безбарьерную образовательно — реабилитационную среду

Такая среда, приспособленная к потребностям инвалида, обеспечивает ему условия, необходимые для освоения образовательной программы, для реализации мероприятий, предусмотренных в Индивидуальной программе реабилитации, для охраны здоровья, для доступности информационного и социокультурного пространства колледжа через компенсацию ограничений жизнедеятельности в общении, ориентации, обучении, воспитании, трудоустройстве.

В 2011-2012 учебном году коллектив колледжа продолжал работать в направлениях, определенных в Индивидуальной программе реабилитации:

  • в части Программы профессиональной реабилитации: профессиональная ориентация, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве
  • в части Программы социальной реабилитации: информирование и консультирование по вопросам реабилитации, социально – психологический и социально – культурный патронаж семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями и инвалидностью, адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности
  • в части Программы психолого-педагогической реабилитации: психологическая реабилитация, психолого-педагогическая коррекционная работа, углубленная диагностика

Источник

Adblock
detector