Образование для инвалидов
5 минут Татьяна Григорьева 974
По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) число инвалидов достигает около 13% от всего населения земного шара, и в настоящее время тенденции к уменьшению не наблюдается. Именно поэтому вопрос о максимальной интеграции, адаптации и реабилитации людей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) стоит остро практически во всех развитых странах.
Под этими тремя понятиями подразумевается оказание социальной и медицинской помощи с целью обеспечить инвалиду наиболее полное вхождение во все возможные виды общественной активности. Для этого, кроме упомянутых выше способов, обязательным становится получение образования, которое, в свою очередь, позволит человеку с ОВЗ удовлетворить большую часть своих потребностей.
Образование как неотъемлемый аспект социализации
В настоящее время образованию уделяется особое внимание, и забота государства о гражданах с физическими или психическими отклонениями предоставляет им возможность получить профессию. Для последних это является очень важным моментом, поскольку даже при относительно налаженном уровне жизни им необходимо контактировать с окружающими и получать удовлетворение от собственной полезности для общества.
А тем людям, которым приходится как-то выживать на мизерное пособие, выплачиваемое после утверждения статуса инвалидности, наличие образования позволит осуществлять трудовую деятельность, и тем самым стабилизировать свое финансовое положение. Что касается детей-инвалидов, то для них образование нередко становится основным направлением в выборе профессии и последующих жизненных шагов.
Именно в школьные годы дети начинают раскрывать свой потенциал. Но при поступлении в большинство колледжей или ВУЗов ребенку-инвалиду и его родственникам приходится столкнуться с неприятной действительностью, что обучение платное, а бюджетных мест мало либо они вовсе отсутствуют.
Естественно, не каждый способен пройти по баллам на бюджет, и что же теперь ребенку с ОВЗ придется отказаться от единственной возможности выучиться и заниматься по жизни любимым делом? К счастью, это не так, и благодаря законодательству практически все государственные учебные заведения принимают таких детей и даже взрослых без внесения платы за получение знаний и предоставляют им необходимые льготы.
Учебные заведения России
Получить инвалиду профессиональные знания в РФ можно в достаточно широком списке учебных заведений, отличающихся по уровню образования, степени аккредитации и форме обучения. Благодаря такому разнообразию возможность учиться появляется у почти всех людей независимо от того, что им требуется – получить базовую профессию либо дополнительные знания.
Перечень учреждений, в которых можно пройти образовательную программу, включает в себя:
- дошкольные учебные заведения (ДОУ) – детские ясли и сады;
- общеобразовательные муниципальные школы;
- профильные технические училища;
- колледжи, лицеи с предоставлением средне-специального образования;
- высшие учебные заведения (ВУЗы) – университеты и институты.
Во всех перечисленных учреждениях освоить образовательную программу могут как здоровые люди, так и инвалиды, что позволяет последним максимально включиться в жизнь общества. Кроме того, они получают дополнительные льготы, объем которых регулируется внутренним уставом учебных заведений.
Дистанционное обучение
В РФ процесс получения образования доступен каждому, и на сегодняшний день не существует каких-либо серьезных преград или исключений. В первую очередь, это касается детей-инвалидов. Некоторые из них не в состоянии посещать учебные заведения, и в подобных ситуациях предусмотрено дистанционное обучение.
Образовательное учреждение | Возможность обучаться детям-инвалидам 1 группы |
ДОУ | В садах и яслях обучение для детей-инвалидов не предусмотрено |
Общеобразовательные школы | Образование осуществляется при помощи выездных педагогов на дому |
Колледжи и ВУЗы | Обучение производится онлайн с последующей сдачей через интернет всех заданий, работ и экзаменов. |
Благодаря современным технологиям каждый желающий может получить не только средне специальное, но и высшее образование. При этом инвалиды имеют льготы пройти всю программу обучения на дому.
Источник
Могут ли обучаться лица с ОВЗ и инвалидностью в ВУЗах?
В последнее время власти все чаще стали отмечать, что «особенные дети» ничем не отличаются от других ребят и должны пребывать в обществе, социуме, познавать мир и радоваться жизни вместе со всеми, а само общество должно адекватно воспринимать их и при необходимости помогать (как физически, так и морально).
В последнее время власти все чаще стали отмечать, что «особенные дети» ничем не отличаются от других ребят и должны пребывать в обществе, социуме, познавать мир и радоваться жизни вместе со всеми, а само общество должно адекватно воспринимать их и при необходимости помогать (как физически, так и морально).
Часто ли Вы видите в ВУЗе необычных людей? Речь идет не о звездах телешоу, кино, представителях власти, а о людях с ограниченными возможностями? Думаете, им непосильна программа обучения в ВУЗе или нет подходящих условий? Сегодня мы поговорим именно об этом.
Открыта ли дорога в ВУЗ лицам с инвалидностью и ОВЗ?
Независимо от финансового, физического и иного состояния, каждый гражданин России имеет право получить образование бесплатно. Единственным ограничением здесь является то, что обучение за счет федерального бюджета производится лишь единожды на каждой ступени образования. То есть отучиться на бакалавриате или магистратуре бесплатно можно только 1 раз, второй «заход» – придется платить из своего кармана.
Люди, имеющие за плечами инвалидность, могут воспользоваться льготами при поступлении. Единственным требованием, чтобы воспользоваться ею, нужно документально подтвердить наличие определенной группы инвалидности. Для этого придется пройти медицинскую комиссию и предоставить соответствующую справку из лечащего заведения.
Особенности обучения лиц с ограниченными возможностями и инвалидностью
Дети-инвалиды могут быть зачислены в ВУЗ вне конкурса на бюджетное место, а также они имеют право на получение социальной стипендии. Если же абитуриент с ОВЗ выбрал специальность, которая предусмотрена только на платной основе, то государство должно компенсировать ему 50% от обучения.
Все абитуриенты без исключений (обычные или «особенные») могут выбрать удобную для них форму обучения: очную, заочную ил дистанционную. Для студентов со сложными дефектами предусмотрено в основном дистанционное обучение.
Специфика образовательных программ для студентов-инвалидов и учащихся с ОВЗ
На самом деле увидеть в стенах ВУЗа «особенного ребенка» можно нечасто. Чаще всего такие дети получают дистанционное образование, а затем трудоустраиваются через ЦЗН по специальным квотам. Из них выходят хорошие специалисты, мастера своего дела.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В большинстве случаев дети-инвалиды и их родители выбирают дистанционное обучение из-за сложностей, связанных с физическим развитием ребенка: дорога, перемещение внутри ВУЗа и пр.
Образовательный процесс для студентов-инвалидов
В то же время для каждого «особенно» студента предусмотрена специальная программа обучения, учитывающая его особенности. В частности, лица с нарушением зрения будут познавать специальность с помощью специальной литературы и методик: программы синтеза речи, брайлевские дисплеи, увеличительные приборы, аудиоматериалы. Учащиеся с нарушением слуха будут знакомиться с предметами с помощью презентаций книг, видеофильмов, а также по возможности слушать лекции с помощью специальных устройств, усиливающих звук (слуховой аппарат, специальные колонки, микрофоны и пр.).
Учебный план составляется в отношении каждого студента с учетом его возможностей и способностей, а также с учетом требований ГОСТ. Студент изучает конкретные предметы с помощью педагогов и самостоятельно, посещая ВУЗ или пребывая дома (в зависимости от формы обучения), пишет контрольные и курсовые работы, сдает зачеты и экзамены. В целом, сам образовательный процесс стандартен.
Что делать, если обучение дается с трудом?
В силу своих особенностей и мышления, дети-инвалиды и с иными нарушениями в развитии усваивают образовательную программу сложнее. Не стоит опускать руки и сдаваться. Главное – боевой настрой.
Чтобы облегчить их учебное бремя, родители могут нанять репетитора или тьютора. В роли «помощника» могут быть как педагоги из ВУЗа, так и из других образовательных центров.
Если сложности в обучении возникли еще на школьной скамье, то следует задуматься о переводе в специальное коррекционное образовательное заведение. В России существуют специальные образовательные центры для детей с отклонениями в развитии, «особенностями», где с ними занимаются квалифицированные педагоги. К сожалению, таких СУЗов и ВУЗов в стране пока нет, но получить профессию может каждый! Было бы желание!
Облегчить выполнение письменных работ можно с помощью команды ОЦ Дисхелп Наша команда готова помочь каждому учащемуся в любое время года. достаточно указать дисциплину, вид работы и тему, заполнить электронный бланк заказа и дождаться звонка от менеджера (чтобы уточнить детали). В нашем штате работают только ответственные и проверенные профессионалы: действующие педагоги ВУЗов, практикующие специалисты, ученые и пр. Высокое качество работ и конфиденциальность данных гарантированы всем без исключений! Убедитесь в этом лично!
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Источник
Условия поступления и обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в РУДН
Образование является неотъемлемым правом каждого человека и гражданина, имеющим важное значение не только для реализации его личностного потенциала, но и для создания справедливого и свободного общества. Именно эти принципы, в конечном итоге, и обусловливают устойчивое развитие социума на принципах демократии и равноправия. Таким образом, обеспечение и гарантия данного права является одной из первоочередных задач государства, вне зависимости от политической или экономической конъюнктуры.
Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов в 2008 году. Страны, подписавшиеся под основными принципами Конвенции, берут на себя ответственность развивать, в том числе, так называемое инклюзивное образование, предоставляющее возможность прохождения обучения лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее лица с ОВЗ) и инвалидам. Сам принцип инклюзивности подразумевает, что образование они будут получать на условиях его доступности для всех обучающихся с учетом обеспечения доступа к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья, при котором они будут являться интегральной частью естественного коллектива.
Для обучающихся, ставящих перед собой задачу получения высшего академического образования, подобный аспект приобретает особую актуальность. В то же время, обучающиеся, имеющие ограничения по здоровью, не должны испытывать никаких ограничений при освоении общих программ, рассчитанных на все категории обучающихся.
Положения инклюзивного образования закреплены в российских государственных документах (Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ № 1297 от 1 декабря 2015 г., Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751, Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» и т. д.)
Российский университет дружбы народов создает возможности и осуществляет обучение лиц с:
- нарушениями слуха – глухих, слабослышащих, позднооглохших;
- нарушениями зрения – слепых, слабовидящих и поздноослепших, с косоглазием и амблиопией;
- нарушениями речи – общим недоразвитием речи разной этиологии, недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи, заиканием и иными нарушениями речи;
- нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- сложными дефектами, в том числе слепоглухотой;
- расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;
- соматическими заболеваниями;
- иными нарушениями в развитии.
Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
Прием на обучение в РУДН осуществляется в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее соответственно – контрольные цифры, бюджетные ассигнования) и по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц.
В рамках контрольных цифр приема выделяется квота на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета за счет бюджетных ассигнований в размере не менее 10% от общего объема контрольных цифр, выделенных Университету на очередной год по каждой специальности и (или) направлению подготовки (пункт №7 Правил приёма в РУДН).
Право на прием на обучение в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения испытаний, в соответствии со ст. 71 п. 5 Федерального закона «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ имеют:
- дети-инвалиды,
- инвалиды I и II групп,
- инвалиды с детства,
- инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы (пункт 34 Правил приёма в РУДН).
Дети-инвалиды и инвалиды могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые Университетом самостоятельно по всем общеобразовательным предметам, по которым им предоставлено такое право, либо сдавать одно или несколько указанных вступительных испытаний наряду с использованием результатов ЕГЭ по другим общеобразовательным предметам (пункты 21 и 22 Правил приёма в РУДН).
Преимущественное право зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях в соответствии с пп. 2, 11 п. 7 ст. 71 Федерального закона «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ предоставляется:
- детям-инвалидам,
- инвалидам I и II групп,
- инвалидам войны (пункт 35 Правил приёма в РУДН).
Учет индивидуальных достижений
Поступающие на обучение по образовательным программам высшего образования вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются при приеме на обучение в соответствии с установленными правилами приема в Университет на соответствующие образовательные программы. Учет результатов индивидуальных достижений осуществляется посредством начисления баллов за индивидуальные достижения и (или) в качестве преимущества при равенстве критериев ранжирования списков поступающих.
Баллы, начисленные за индивидуальные достижения, включаются в сумму конкурсных баллов. Поступающий предоставляет документы, подтверждающие получение результатов индивидуальных достижений.
Баллы за перечисленные индивидуальные достижения суммируются. Начисляется не более 10 баллов суммарно.
Документы, необходимые для поступления:
- При поступлении на обучение по программам бакалавриата или программам специалитета за счет бюджетных ассигнований в пределах квоты поступающий одновременно с подачей заявления о приеме подает заявление о согласии на зачисление с приложением оригинала документа установленного образца об образовании в одну из образовательных организаций, выбранных им для зачисления, на одно направление подготовки или специальности.
- Документ (документы), удостоверяющий личность, гражданство.
- Документ установленного образца об образовании.
- Документ,подтверждающий ограниченные возможности здоровья или инвалидность.
При этом документ, подтверждающий инвалидность, ограниченные возможности здоровья, принимается Университетом, если срок его действия истекает ранее дня завершения приема документов и вступительных испытаний, но не ранее дня подачи заявления о приеме. Соответствующие права предоставляются поступающему, если до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно он предоставил документ, срок действия которого истекает не ранее указанного дня.
Если в документе не указан срок его действия, срок принимается равным году, начиная с даты получения документа.
Документы, подтверждающие право абитуриента на поступление в рамках квоты или с использованием преимущественного права, предоставляются абитуриентом в службу главного юрисконсульта Университета для подготовки заключения.
Зав. сектором — Пархоменко Татьяна Андреевна;
Юрисконсульт — Плечаков Денис Вячеславович
Адрес: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, каб. 311;
Телефон: +7 (495) 433-14-10; +7 (495) 787-38-03, доб. 18-09; 23-39
E-mail: parkhomenko-ta@rudn.ru, gc@rudn.ru, plechakov-dv@rudn.ru
Правила приема в РУДН на 2020/2021 учебный год, перечень направлений подготовки и специальностей, перечень вступительных испытаний и другая необходимая информация размещены на сайте Приёмной комиссии РУДН http://admission.rudn.ru/BakCommonInfo .
Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Университет обеспечивает проведение вступительных испытаний для поступающих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов (далее вместе – поступающие с ограниченными возможностями здоровья) с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее – индивидуальные особенности) на основании заявления о приёме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий, в том числе с использованием дистанционных технологий.
В Университете создаются материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов; при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже здания).
Вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории.
Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать:
- при сдаче вступительного испытания в письменной форме – 12 человек;
- при сдаче вступительного испытания в устной форме – 6 человек.
Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.
Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников Университета или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателями, проводящими вступительное испытание).
Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению соответствующей экзаменационной комиссии на 50% от установленной продолжительности экзамена, но не более чем на 1,5 часа.
Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется в доступной для них форме информация о порядке проведения вступительных испытаний.
Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.
При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:
- для слепых:
- задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, либо надиктовываются ассистенту;
- поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
- для слабовидящих:
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств;
- задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;
- для глухих и слабослышащих обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);
- для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру – по решению организации);
- для лиц с нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру – по решению организации).
Особенности организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение по образовательным программам
Содержание высшего образования по образовательным программам и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных, при необходимости, для обучения указанных обучающихся.
Обучение по образовательным программам инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется РУДН с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
РУДН создает специальные условия для получения высшего образования по образовательным программам обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В целях доступности получения высшего образования по образовательным программам инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья РУДН обеспечивает:
- для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
- наличие альтернативной версии официального сайта в сети Интернет для слабовидящих;
- присутствие ассистента, оказыва ющего обучающемуся необходимую помощь;
- обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации;
- для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
- дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения));
- обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
- для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.
При получении высшего образования по образовательным программам, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
При обеспечении инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ РУДН включает в образовательную программу специализированные адаптационные дисциплины (модули).
Срок получения высшего образования по образовательной программе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен в РУДН по сравнению со сроком получения высшего образования по образовательной программе по соответствующей форме обучения в пределах, установленных образовательным стандартом, на основании письменного заявления обучающегося.
Выбор методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации образовательной программы осуществляется РУДН самостоятельно, исходя из необходимости достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы, а также с учетом индивидуальных возможностей обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.
Адаптивная физическая культура для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Целью адаптивного физического воспитания является развитие жизнеспособности студентов, имеющих устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счет обеспечения оптимального режима функционирования его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни, формирование общей культуры и физической культуры личности, максимального саморазвития и самосовершенствования занимающихся.
Задачи дисциплины:
- содействие всестороннему и гармоничному развитию и совершенствованию оставшихся (сохранных) физических качеств и способностей и духовных сил, обеспечивающих доступную учебную и бытовую трудоспособность учащихся, а в дальнейшем профилактику остаточного здоровья, необходимого для какого-либо вида трудовой деятельности;
- содействие развитию и совершенствованию функциональных систем и коррекции их с учетом конкретного вида трудовой деятельности;
- воспитание адекватной оценки собственных физических и психических возможностей, преодоление комплексов неуверенности, неполноценности;
- воспитание осознанного и активного отношения к телесному здоровью, систематическим занятиям физическими упражнениями;
- формирование положительной мотивации, устойчивого интереса и потребности к физкультурной деятельности;
- формирование знаний и умений самостоятельного использования средств физической культуры (комплексов упражнений утренней зарядки, лечебной физической культуры, средств и методов адаптивной двигательной рекреации, креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик и т.п.) в целях профилактики сопутствующих заболеваний и самосовершенствования;
- коррекция соматических нарушений: осанки, плоскостопия и других деформаций телосложения, дыхания, сердечно-сосудистой системы и т. п.;
- коррекция координационных способностей: согласованности движений отдельных звеньев тела, точности тонкой моторики рук, ориентировки в пространстве, равновесия, расслабления и др.;
- коррекция нарушений физической подготовленности – целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии физических качеств, ограничивающих двигательную активность;
- коррекция техники основных движений (пространственных, временных, динамических, ритмических характеристик в ходьбе, беге, прыжках, метании и т. п.).
Процесс изучения дисциплины «Адаптивная физическая культура» направлен на формирование следующих компетенций:
- владеть средствами самостоятельного и правильного использования методов развития основных физических способностей для укрепления здоровья и профилактики сопутствующих заболеваний и самосовершенствования;
- владеть знаниями о правилах и способах планирования индивидуальных занятий по адаптивной физической культуре различной целевой направленности.
Реализация учебной программы «Физическая культура», при условии должной организации и регулярности учебных занятий в установленном объеме 400 часов, должна быть полностью обеспечена выполнением требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по данной учебной дисциплине (федеральный компонент).
Физическая культура реализуется:
- при очной форме обучения через базовый компонент 72 часа и вариативный компонент 328 часов (вид спорта по выбору студента);
- при очно-заочной форме обучения в объеме не менее 8 часов лекций, не менее 8 часов методико-практических занятий (практическая подготовка в основном реализуется по желанию студентов или в форме самостоятельных занятий);
- при заочной форме обучения в объеме не менее 6 часов лекций и не менее 6 часов методико-практических занятий (практическая подготовка в основном реализуется по желанию студентов или в форме самостоятельных занятий).
Материально-техническое обеспечение для занятий физической культурой и спортом
- Пандусы для людей, передвигающихся на инвалидных колясках, специальное оборудование, обеспечивающее доступность занятий для всех категорий инвалидов (по слуху, по зрению, с нарушениями опорно-двигательных функций, и прочих маломобильных групп граждан).
- Тренажеры для освоения инвалидами соревновательных двигательных действий, развития и совершенствования их физических качеств и способностей.
- Технические средства для выполнения двигательных действий в положении сидя (кресла-коляски, гоночные коляски, хандициклы, гоночные санки/салазки).
- Средства протезной техники для занятий адаптивной физической культурой и спортом (после ампутации верхних/нижних конечностей).
Выбор мест прохождения практик обучающегося
Организация практики обучающихся в РУДН лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, осуществляется либо в группах, вместе с остальными студентами на базах, предоставленных направлениями подготовки и специальностями, либо индивидуально, в зависимости от вида практики и медицинских показаний.
При выборе места прохождения практик таких обучающихся учитываются рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, доступность базы прохождения практики, а также специфика конкретного вида практики.
Условия проживания и обучения
Детям-инвалидами, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, а также студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, жилые помещения в общежитиях предоставляются в первоочередном порядке при наличии вакантных мест, а также они освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии в порядке, установленном локальными нормативными актами Университета. С каждым обучающимся, проживающим в жилом помещении в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в общежитии.
Для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья оборудована аудитория № 104 в здании факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин (ФРЯиОД). Установлено специальное компьютерное оборудование для лиц с ограничениями по зрению и слуху, инвалидная коляска, устанавливаются индукционные петли.
Пандусами или входами, сделанными на одном уровне с землей, оборудованы следующие здания Университета:
- Главное здание;
- Клинико-диагностический центр Медицинского института;
- факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин;
- общежития (13 корпус, 14 корпус, 15 корпус);
- Медицинский институт;
- Аграрно-технологический институт;
- Инженерная академия;
- Факультет физико-математических и естественных наук;
- Физкультурно-оздоровительный комплекс;
- Экономический факультет.
- Пандус возле Главного корпуса РУДН;
- Пандус возле аграрно-технологического института;
- Пандус возле факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин;
- Вход в Инженерную академию со стороны двора;
- Пандус возле Клинико-диагностического центра Медицинского института;
- Пандус возле физкультурно-оздоровительного комплекса;
- Пешеходный переход через ул. Миклухо-Маклая около медицинского института;
- Пешеходный переход через ул. Миклухо-Маклая около Главного корпуса РУДН;
- Пандус возле общежития (13 корпус);
- Пандус возле общежития (14 корпус).
В общежитии № 14 оборудована квартира для проживания инвалидов. Туалетная и ванная комнаты оснащены опорными поручнями и штангой, низкими выключателями, безбарьерным въездом.
Центром молодёжных студенческих отрядов «Меридиан Дружбы» создана рабочая группа из числа добровольцев волонтёрского отряда «Ветер перемен», целью которой является курирование и помощь студентам-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями.
Кафедра специального образования «Логопедия» подготовила изменения и дополнения в программу «Проектирование и организация интегративного (инклюзивного) образования для студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Обслуживание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в УНИБЦ (Научной библиотеке) РУДН:
- для читателей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в холле библиотеки оборудованы компьютеры с выходом в Интернет и доступом ко всему контенту УНИБЦ;
- в читальном зале организованы рабочие места с возможностями аудиовосприятия текста для читателей с нарушениями слуха;
- для слабовидящих студентов бесплатно предоставляется литература на русском и иностранных языках, изданная рельефно-точечным шрифтом (по Брайлю), записи на магнитных лентах («говорящие книги»), периодические издания, в том числе ряд компилятивных звуковых тематических сборников и библиографических пособий, в рамках взаимодействия с Российской государственной библиотекой для слепых;
- на каждом компьютере УНИБЦ предусмотрена возможность увеличения шрифта;
- обучающиеся по индивидуальным планам в домашних условиях получают виртуальную консультацию библиотекаря по использованию электронного контента.
Содействие трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ
Трудоустройство инвалидов и лиц с ОВЗ является приоритетной задачей в Российском университете дружбы народов. Такое трудоустройство осуществляется во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, коммерческими и некоммерческими предприятиями и организациями, общественными организациями инвалидов.
Отделом содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников сформирована и постоянно пополняется база учреждений, работающих в сфере содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ. В настоящий момент база содержит более 170 организаций в Москве и Московской области.
Обучающиеся, относящиеся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ могут получить юридическую консультацию относительно законодательных актов, регламентирующих особенности их трудоустройства. При заключении соглашений с компаниями-работодателями обязательно учитывается возможность трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ, а также ведется целенаправленная работа по подбору специализированных вакансий для инвалидов.
Источник