Меню

Выберите пункт где указаны компоненты здоровья

Выберите пункт где указаны компоненты здоровья

Основы здорового образа жизни студента
1. ЗДОРОВЬЕ И ЕГО КОМПОНЕНТЫ

Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни населения, особенно молодежи, являются сегодня актуальной проблемой. Как отмечает А.Г. Сухарев (Здоровье и физ. воспитание детей и подростков,1991 г., с.34), среди современной молодежи можно выделить две взаимно противоположные группы: одна резко ограничивает свою двигательную активность и игнорирует средства физического воспитания, а другая одержима большими спортивными результатами и стремлением использовать для этого максимальные тренировочные и соревновательные нагрузки. Это не способствует укреплению здоровья, гармоничному развитию человека и готовности к разнообразной деятельности. Поэтому необходимо творческое осмысление теоретических и практических основ существующей системы физического воспитания с учетом необходимости укрепления здоровья молодежи.

В ХIХ веке немецкий философ А. Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения». Формирование здорового образа жизни у молодежи имеет исключительное значение. Молодые люди составляют до 30% населения земного шара. В молодости (16-29 лет) закладывается основа трудовых, нравственных позиций, а также здоровья человека.

Что же такое здоровье?

Известно также определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), в соответствии с которым

По мнению Г.А.Апанасенко (2001) феномен жизни обеспечивается типовыми специализированными структурами, деятельность которых реализуется постоянной циркуляцией потоков пластических веществ, энергии и информации внутри системы, а также между ней и окружающей средой. На основании этого он дает следующее определение здоровью:

В настоящее время принято выделять следующие компоненты здоровья (Петленко В.И. и Давиденко Д.Н., 1998):

В обобщенном и несколько упрощенном виде критериями здоровья являются: для соматического и физического здоровья — я могу; для психического здоровья — я хочу; для нравственного здоровья — я должен.

Источник

Компоненты здоровья

Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья. В настоящее время выделяют несколько компонентов (уровней) в понятии «здоровье»:

Первый уровень – биологическое здоровье. Это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация к окружающей среде. Здоровье на это уровне имеет две компоненты:

а) соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека; его основу составляет биологическая программа индивидуального развития;

б) физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма; его основу составляют резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Второй уровень – психическое здоровье. Это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. К компонентам психического здоровья относится нравственное здоровье – это комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида.

Нравственное здоровье определяет духовность человека. Греки говорили: Mens sana in corpora est – «В здоровом теле – здоровый дух».

Третий уровень – социальное здоровье. Это мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальное здоровье складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, однокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.д. Социальное здоровье отражает социальную политику государства, социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

Предболезнь

Переход от здоровья к болезни не является внезапным. Между этими состояниями имеется ряд переходных стадий, которые не вызывают у человека выраженного снижения социально-трудовой активности и субъективной потребности в медицинской помощи.

Гален указывал на существование трех состояний: здоровье, переходное состояние и болезнь. Здоровье – это динамический процесс в жизни человека. При снижении его количества развивается третье состояние (преморбид или предболезнь).

Третье состояние – это состояние, при котором возможно развитие патологического процесса без изменения силы действующего фактора вследствие снижения резервов адаптации.

Предболезнь – это латентный, скрытый период болезни или стадия функциональной готовности организма к развитию определенного заболевания.

Читайте также:  Информация материал для дня здоровья

Авиценна говорил: «Тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое, но и не больше», т.е. это еще не болезнь, но уже и не здоровье.

Признаки предболезни: общее недомогание, снижение аппетита/переедание, изжога, запор/понос, отрыжка, нарушение менструального цикла, утрата сексуального желания, головные боли, неприятные ощущения в области сердца, боли в мышцах, нервный тик, повышенная потливость, слезливость без причины, боль в спине, головокружения, тревожность, беспокойство, бессонница/сонливость, постоянное чувство усталости, хроническая раздражительность и др.

В период третьего состояния у человека есть все ресурсы, чтобы выйти из предболезненной фазы с помощью пересмотра своего образа жизни. Если (из-за нежелания или невежества человека) и дальше давление на нормативные границы адаптации продолжает усиливаться, то резервные возможности защитных систем оказываются исчерпанными. При истощении адаптационных резервов здоровья наступает переход от количественных накоплений к качественному изменению, которое называется болезнью. Французскому врачу Рене Лариш принадлежат мудрые слова: «Болезнь – это драма в двух актах, из которых первый разыгрывается в угрюмой тиши тканей, при погашенных огнях. Когда появляется боль или другие неприятные ощущения, это почти всегда второй акт».

В «третьем» состоянии люди могут находиться годами и даже всю жизнь.

Болезнь

Определений понятия болезни множество: нарушение нормальной жизнедеятельности, нарушение адаптации к среде обитания (дезадаптация), нарушение функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, нарушение гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), невозможность полностью осуществлять человеческие функции и т.д.

Существует множество теорий возникновения болезней:

1) социальная – болезнь есть результат социальной дезадаптации;

2) энергетическая – болезнь возникает вследствие дисбаланса энергии человечес-

3) биологическая – основой болезни является нарушение соответствия биологи-

ческих ритмов организма природными ритмами и т.д.

Согласно определению ВОЗ болезнь– это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов.

Болезнь, также как и здоровье, помимо биологического, включает в себя и социальный аспект. Социальный аспект проявляется в нарушении саморегуляции поведения человека. То есть, болезнь – это процесс в виде клинических (патологических) проявлений в состоянии организма, отражающийся на социально-экономическом статусе человека. Поэтому болеть не только вредно для здоровья, но и дорого с точки зрения экономики.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограничениями свободы жизнедеятельности больного.

Болезнь возникает при воздействии вредных факторов (болезнетворных агентов), когда сила их воздействия превышает защитные силы организма. Но болезнетворный агент, оказывая повреждающее действие, одновременно способствует мобилизации его защитных и приспособительных реакций. Таким образом, болезнь характеризуется сочетанием двух процессов – повреждения и защиты. (Например, при воспалении наряду с повреждением тканей происходит фиксация бактерий и токсинов в воспалительном очаге, усиление притока крови к очагу воспаления и активация функции клеток, которые как бы очищают пораженную ткань от продуктов распада и способствуют быстрому ее восстановлению).

Болезнь протекает через несколько стадий:

1. Скрытая (латентная) стадия – это время от момента повреждающего воздействия до первых клинических проявлений. Продолжительность колеблется от нескольких мгновений (при травме) до нескольких лет (при лепре).

2. Стадия разгара болезни – это проявление типичных для данного заболевания симптомов. Имеет формы: а) стертая форма – основные симптомы болезни проявляются неотчетливо; б) абортивная форма – симптомы могут исчезать, не достигнув полного развития.

3. Заключительная (исходная) стадия – характеризуется полным или неполным выздоровлением, развитием стойких изменений в каком-либо органе или системе органов, обуславливающих переход заболевания в хроническую форму. Эта стадия бывает резкой, внезапной (кризис) и постепенной.

Читайте также:  Айкос вред для здоровья исследования

По продолжительности течения болезни разделяются на острые и хронические. Первые продолжаются недолго, а хронические занимают более продолжительный промежуток времени и затягиваются на многие месяцы, годы, десятилетия.

Все болезни также подразделяются на инфекционные (заразные) и неинфекционные (незаразные).

Источник

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ, ЕГО КОМПОНЕНТЫ

На данный момент есть огромное количество определений понятия «здоровья». Но среди существующих понятий «здоровье», ни одно из определений не описывает его полностью.

В общебиологическом смысле здоровье определяют как гармоничное единство обменных процессов между организмом и окружающей его средой и согласованное течение обменных процессов внутри организма, проявляющееся в оптимальной жизнедеятельности его органов и систем [1, c.5]

В соответствии с данным понятием следует проанализировать трехкомпонентную структуру здоровья, которая включает в себя физическую, психическую и социальную части.

К физическому компоненту здоровья мы относим не только «отсутствие заболеваний и физических дефектов, в том числе и генетических, но и резервные возможности организма, обеспечивающие адаптационные реакции; способность органов и систем органов функционировать в нормальном режиме, адекватно реагировать на воздействие окружающей среды» [7, c.6].

Под психическим здоровьем принято понимать соответствующее данным восприятие окружающего мира, адекватное протекание психических процессов, отсутствие выраженных психических расстройств, наличие функциональных резервов организма, дающих возможность личности справляться с трудностями и стрессовыми ситуациями, а также состояние равновесия человека с окружающим миром, в том числе — с обществом, в котором он живет. Психическое здоровье состоит из следующих компонентов: положительное отношение к себе, оптимальное развитие и самореализация личности, личная автономия, умение адекватно воспринимать окружающий мир и воздействовать на него. Психическое здоровье — это состояние душевного комфорта, обеспечивающее адекватную обстоятельствам поведенческую реакцию.

Одним из компонентов психического здоровье принадлежит нравственное здоровье человека. Это совокупность эмоционально-волевых и мотивационно – потребностных качеств человека, систему ценностей, установок, мотивов поведения в обществе.

Социальная составляющая здоровья – это понимание человеком себя в качестве субъекта определенного пола и способность к взаимодействию с другими людьми.

Образовательные учреждение и страна в начале XX века взяли на себя ответственность за здоровье детей, тем самым убрав данную ответственность с их родителей и с общества в целом; поскольку каждая школа должна была обеспечивать и контролировать ведение здорового образа жизни. Но этого недостаточно, поскольку это проблема общества. К несчастью, за сотню лет ситуация мало в чем изменилась, и осознания ценности здоровья нет ни в нашем обществе, ни в семье. Поэтому образовательные организации не в силах решать эту проблему в одиночку.

При организации учебно-воспитательного процесса в школе педагогу необходимо предпринимать меры по уменьшению негативного воздействия условий, в которых происходит образовательный процесс на здоровье учащихся [4, c.7].

Итак, здоровье необходимо рассматривать вкупе трех компонентов: физического, психического и социального, потому что нельзя выделить самый значимый и основной компонент. Рассматривая существующие школьные факторы риска и статистику заболеваемости среди учащихся, можем сделать вывод о том, что основной задачей в наши дни является здоровьесберегающая педагогика, поскольку в современном образовательном процессе школы необходимо использование здоровьесберегающих технологий.

Результаты проведенной в нашей стране диспансеризации показывают, что за последние годы заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла в 1,4 раза. Данная проблема очень важна, здоровье учеников, особенно в последние годы, сильно ухудшается, в связи с этим использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе крайне необходимо.

Здоровьесберегающие технологии нельзя рассматривать только как альтернативу всем иным педагогическим технологиям, так как цель любой педагогической (образовательной) технологии — достижение того или иного образовательного результата в образовательном процессе, воспитании, развитии. Здоровьесбережение не должно находиться в качестве главной и единственной цели образовательного процесса, оно должно быть только условием достижения основной цели. Понятие здоровьесбережение относится к качественной характеристике образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации этой технологии решается задача сохранения здоровья субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся). С другой стороны, здоровьесбережение может проявляться в качестве приоритета в идеологии и принципах педагогической деятельности. Единственный путь решения проблемы формирования здорового образа жизни — создание системы воспитания ЗОЖ школьников в образовательных учреждениях с активным участием семьи и других социальных институтов. Все меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди учащейся молодежи и пропаганду ЗОЖ, должны представлять собой не одноразовые мероприятия, а являться главной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения.

Читайте также:  Сценарий праздника что такое здоровья

Деятельность по организации здоровьесберегающих технологий в школе направлена на формирование культуры здоровья и ЗОЖ и выполяется по нескольким направлениям — диагностическое, коррекционное, консультативное и другие.

Для увеличения эффективности работы нужно привлекать к формированию ЗОЖ специалистов в рамках социально — валеологических служб. Специалисты службы подходят к решению этой проблемы комплексно, то есть работают с детьми, учителями и родителями.

ЗОЖ не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в наше время. Но необходимо обучить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, следует личным примером демонстрировать ЗОЖ, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Каждое образовательное учреждение должно стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать основной функцией образовательного учреждения.

Список литературы:

1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. — М., 2007, 63 с.

2. Брехман, И.И. Валеология — наука о здоровье / И.И. Брехман. — М.: 2000. – С.45.

3. Зайцев, Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей / Г.К. Зайцев — Спб.: «Детство-пресс», 2011. — 160 с.

4. Крутецкий, В.А. Психология подростка/ В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин; М.: «Просвещение», 1995 — 316 с.

5. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. — 9-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 456 с.

6. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.2.: Психология образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений /Р.С. Немов. — 4-е изд. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. — 606 с.

7. Сенникова, Л.М. Школа здоровья / Л.М. Сенникова // Начальная школа, — 2001. -№11. — с.15-17

8. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе./ Н.К. Смирнов. — М.: АКК и ПРО, 2012. — 121 с.

9. Ставцева, В.В. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса на уроке: учеб. пособие по курсу «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» для студ. пед. спец. вузов/ В.В. Ставцева. 2-е изд. испр. — Белгород: ИП Остащенко А.А., 2011. — 80 с.

10. Тимофеев, С.П. Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях: методические рекомендации / С.П. Тимофеев, В.В. Луханин, А.Г. Колесников. — Белгород: Белгородский региональный институт ПКППС, 2014. — 336 с.

11. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студ. пед. ин-тов. / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. — М.: «Просвещение», 1990 — 319 с.

12. Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни. // Вопросы психологии, 2007. — №2. — с. 3-14.

Источник

Adblock
detector