Предмет и задачам патофизиологии, общее учение о болезни, предболезни, здоровье
ЛЕЧЕБНЫЙ, ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ, МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТЫ
Вариант 1.
1. Основным ограничением патофизиологического эксперимента являются:
различия между структурными и функциональными характеристиками организма человека и животного;
необходимость задействования большого количества животных;
опасность выполнения экспериментов.
2. Для типового патологического процесса не характерно:
развитие по общим закономерностям вне зависимости от вызвавших его патогенных причин;
закономерность его развития зависит от локализации;
формирование в процессе онтогенеза.
3. К частной патофизиологии относятся следующие вопросы изучения:
патология опухолевого роста;
патология периферического кровообращения и микроциркуляции;
патология кислородной недостаточности
4. С помощью метода «раздражения» установлено:
стимуляция блуждающего нерва вызывает брадикардию;
введение инсулина обуславливает гипогликемию;
удаление печени вызывает гипогликемию;
бласттрансформация лимфоцитов происходит при добавлении митогена.
5. Клиническими выражениями ремиссии являются:
частичное, обратное развитие болезни;
полное исчезновение клинических проявлений болезни;
временное ограничение жалоб, при сохранении морфологических и структурных нарушений;
скрытое прогрессирования болезни.
6. Выберите наиболее точное и полное определение понятия «нормы». Норма — это:
оптимальное состояние живого организма в каждой конкретной ситуации;
норма и здоровье одинаковые понятия;
антоним понятия «болезнь»;
среднестатистическое значение параметров гомеостаза, измеренных у здоровых индивидуумов.
7. Укажите наиболее типичную характеристику понятия «норма»
конкретный переменчивый оптимум;
определяется на генетическом уровне;
это – реактивность живого организма;
8. Выберите наиболее полное и точное определение понятия «здоровье».
синоним понятия «норма»;
среднее статистическое значение параметров гомеостаза из ряда измерений;
идеал существования для какого-либо животного;
отсутствие болезней или физических дефектов, ограничение трудоспособности;
9. Выберите наиболее полное и точное определение понятия «болезнь».
определенное приспособление к действию болезнетворных факторов;
нарушение системы регуляции и адаптации под действием повреждающего фактора;
состояние, основным признаком которого является боль;
повреждение морфологических структур организма при сохранении его функционирования.
10. Наиболее точно и полно понятие «патологическая реакция» можно определить как:
синоним понятия «патологический процесс»;
синоним понятия «болезнь»;
реакция, сопровождающаяся длительным нарушением регуляции функций организма;
кратковременная необычная реакция организма на какое-либо воздействие.
Источник
Тест с ответами: “Здоровый образ жизни”
1. Дайте определение «здоровье» в уставе Всемирной организации здравоохранения:
а) Состояние полного физического, душевного и социального благополучия. +
б) Способность организма к выполнению профессиональных функций.
в) Отсутствие болезни.
2. С какой целью планируют режим дня:
а) с целью поддержания высокого уровня работоспособности организма
б) с целью четкой организации текущих дел, их выполнение в установленные сроки +
в) с целью высвобождения времени на отдых и снятие нервных напряжений
3. Что такое закаливание:
а) переохлаждение или перегрев организма
б) выполнение утренней гигиенической гимнастики
в) повышенная устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям +
4. Утренняя гимнастика – это:
а) важный элемент двигательного режима, где сосредоточен комплекс физических упражнений +
б) один из методов похудания
в) метод быстрого просыпания
5. Сколько времени в день можно смотреть телевизор, школьнику:
а) 5 часов
б) 6 часов
в) 1 час +
6. Главная опора человека при движении:
а) внутренние органы
б) скелет +
в) мышцы
7. Наиболее важным слагаемым здорового образа жизни является:
а) рациональное питание
б) личная и общественная гигиена
в) двигательный режим +
8. Что не относится к здоровому образу жизни:
а) продолжительный отдых +
б) правильное питание
в) физические нагрузки
9. Какой фактор не оказывает влияние на здоровье человека:
а) наследственность
б) экологическая обстановка
в) уровень развития науки +
10. Какие продукты не должны присутствовать в рационе здорового человека:
а) кисломолочные продукты
б) фаст фуд +
в) овощи и фрукты
11. Что должен сделать человек, хорошенько потрудившись:
а) отдохнуть +
б) заняться домашними делами
в) выполнить комплекс упражнений
12. Что не относится к вредным привычкам:
а) курение
б) просмотр мультфильмов +
в) алкоголь
13. Выбери, что не относится к алкоголю:
а) лимонад +
б) вино
в) пиво
14. Найди неверное высказывание:
а) надо сочетать труд и отдых
б) надо чистить обувь и одежду
в) малоподвижный образ жизни полезен +
15. Подумай, к чему приводят вредные привычки:
а) к замедлению роста организма +
б) к уважению окружающих
в) к интересному проведению времени
16. Здоровый образ жизни – это:
а) лечебно-оздоровительный комплекс мероприятий
б) индивидуальная система поведения, направленная на сохранение и укрепление здоровья +
в) перечень мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья
17. Образование раковых опухолей у курильщиков вызывает:
а) цианистый водород
б) эфирные масла
в) радиоактивные вещества +
18. Что такое режим дня:
а) порядок выполнения повседневных дел
б) установленный распорядок жизни человека, включающий в себя труд, сон, питание и отдых +
в) перечень повседневных дел, распределенных по времени выполнения
19. Что такое рациональное питание:
а) питание, распределенное по времени принятия пищи
б) питание набором определенных продуктов
в) питание с учетом потребностей организма +
20. Назовите питательные вещества имеющие энергетическую ценность:
а) вода, белки, жиры и углеводы
б) белки, жиры, углеводы +
в) белки, жиры, углеводы, минеральные соли
21. Что такое витамины:
а) Органические химические соединения,необходимые для синтеза белков-ферментов. +
б) Органические химические соединения,являющиеся ферментами.
в) Неорганические химические соединения,необходимые для работы организма.
22. Что такое двигательная активность:
а) занятие физической культурой и спортом
б) любая мышечная активность, обеспечивающая оптимальную работу организма и хорошее самочувствие +
в) выполнение каких-либо движений в повседневной деятельности
23. Что такое личная гигиена:
а) перечень правил для предотвращения инфекционных заболеваний
б) выполнение медицинских мероприятий по профилактике заболеваний
в) совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья +
24. Основные двигательные качества:
а) умение играть в спортивные игры, бегать и выполнять гимнастические упражнения
б) гибкость, выносливость, скоростные и силовые качества +
в) состояние мышц, выражающая их готовность к выполнению движений
25. Одним из важнейших направлений профилактики, является:
а) охрана окружающей среды
б) экологическая безопасность
в) ЗОЖ +
26. ЗОЖ включает:
а) охрану окружающей среды
б) улучшение условий труда
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа
27. Принципы способствующие сохранению и укреплению здоровья:
а) научность
б) объективность
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа
28. Устным методом пропаганды ЗОЖ является:
а) повседневное общение с окружающими
б) аудиозаписи
в) лекция +
29. Какие из перечисленных факторов оказывают наибольшее влияние на индивидуальное здоровье человека:
а) индивидуальный образ жизни +
б) служба здоровья
в) окружающая среда
30. Для развития мышечной выносливости следует выполнять:
а) упражнения на тренажерах
б) упражнения с преодолением веса собственного тела +
в) упражнения на растягивание мышц
Источник
Здоровье
Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение определений здоровья приведено ниже). К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология, биология, эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие [1] .
Охрана здоровья человека (здравоохранение) — одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная организация здравоохранения.
На 2011 год в сфере психологии здоровья изучается преимущественно поведение, связанное со здоровьем — виды, факторы, способы изменения [2] .
Содержание
Определения здоровья
По уставу ВОЗ, «здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия» [3] . Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.
П. И. Калью в работе «Сущностная характеристика понятия „здоровье“ и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация» [4] рассмотрел 79 определений здоровья, сформулированных в разных странах мира, в различное время и представителями различных научных дисциплин. Среди определений встречаются следующие [5] :
- Здоровье — нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальный ход биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству
- Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой
- Участие в социальной деятельности и общественно полезном труде, способность к полноценному выполнению основных социальных функций
- Отсутствие болезни, болезненных состояний и изменений
- Способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды
Согласно Калью, все возможные характеристики здоровья могут быть сведены к следующим концепциям:
- Медицинская модель — для определений, содержащих медицинские признаки и характеристики; здоровье как отсутствие болезней и их симптомов
- Биомедицинская модель — отсутствие субъективных ощущений нездоровья и органических нарушений
- Биосоциальная модель — включаются рассматриваемые в единстве медицинские и социальные признаки, при этом приоритет отдаётся социальным признакам
- Ценностно-социальная модель — здоровье как ценность человека; именно к этой модели относится определение ВОЗ.
Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях
- Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека.
- Групповое здоровье — здоровье социальных и этнических групп.
- Региональное здоровье — здоровье населения административных территорий.
- Общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом; определяется как «наука и искусство профилактики заболеваний, продления жизни и укрепления здоровья через организованные усилия и осознанный выбор общества, организаций, государственное и частное, общинное и индивидуальное». Методы профилактики общественного здоровья — внедрение образовательных программ, разработкп политики, обслуживания, а также проведение научных исследований [6] . С понятием общественного здоровья связано понятие вакцинации. Большое положительное воздействие государственных программ в области здравоохранения широко признаётся. Отчасти в результате политики в области здравоохранения в XX веке зарегистрировано снижение смертности младенцев и детей, а также постоянное увеличение продолжительности жизни во многих частях мира. Например, подсчитано, что средняя продолжительность жизни американцев увеличилась с 1900 г. на 30 лет [7] , а во всём мире — на шесть лет [8] .
Показатели здоровья
Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических (рост, вес, объём грудной клетки, геометрическая форма органов и тканей); физических (частота пульса, артериальное давление, температура тела); биохимических (содержание химических элементов в организме, эритроцитов, лейкоцитов, гормонов и пр.); биологических (состав кишечной флоры, наличие вирусных и инфекционных болезней) и др.
Для состояния организма человека существует понятие «нормы», когда значения параметров укладываются в определенный, выработанный медицинской наукой и практикой диапазон. Отклонение значения от заданного диапазона может явиться признаком и доказательством ухудшения здоровья. Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей.
С точки зрения ВОЗ, здоровье людей — качество социальное, в связи с чем для оценки общественного здоровья рекомендуются следующие показатели:
- отчисление валового национального продукта на здравоохранение.
- доступность первичной медико-санитарной помощи.
- уровень иммунизации населения.
- степень обследования беременных квалифицированным персоналом.
- состояние питания детей.
- уровень детской смертности.
- средняя продолжительность предстоящей жизни.
- гигиеническая грамотность населения.
Некоторые биологические показатели нормы для среднего взрослого человека
- Частота сердечных сокращений — 60—90 в минуту [источник не указан 1310 дней]
- Артериальное давление — в пределах 140/90 мм рт. ст.
- Частота дыхательных движений — 16—18 в минуту [источник не указан 1310 дней]
- Температура тела — до 37 °C (в подмышечной впадине)
С точки зрения здоровья можно определить два уровня артериального давления:
- оптимальное: САД менее 120, ДАД менее 80 мм.рт.ст.
- нормальное: САД 120—129, ДАД 84 мм.рт.ст..
САД — систолическое артериальное давление. ДАД — диастолическое артериальное давление [9] [10] .
Критерии общественного здоровья
- Медико-демографические — рождаемость, смертность, естественный прирост населения, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни.
- Заболеваемость — общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная.
- Первичная инвалидность.
- Показатели физического развития.
- Показатели психического здоровья.
Все критерии нужно оценивать в динамике. Важным критерием оценки здоровья населения следует считать индекс здоровья, то есть долю неболевших на момент исследования (например, в течение года).
Факторы здоровья
В психологии здоровья выделяется три группы факторов, влияющих на здоровье: независимые (предшествующие), передающие и мотиваторы [11] .
- Независимые: корелляции со здоровьем и болезнью наиболее сильны
- Факторы, предрасполагающие к здоровью или болезни
- Поведенческие паттерны; факторы поведения типа A (амбициозность, агрессивность, компетентность, раздражительность, мышечное напряжение, убыстренный тип деятельности; высокий риск сердечно-сосудистых заболеваний) и B (противоположный стиль)
- Поддерживающие диспозиции (напр., оптимизм и пессимизм)
- Эмоциональные паттерны (напр., алекситимия)
- Когнитивные факторы — представления о здоровье и болезни, о норме, установки, ценности, самооценка здоровья и т. п.
- Факторы социальной среды — социальная поддержка, семья, профессиональное окружение
- Демографические факторы — фактор пола, индивидуальные копинг-стратегии, этнические группы, социальные классы
- Факторы, предрасполагающие к здоровью или болезни
- Передающие факторы
- Совладание с разноуровневыми проблемами
- Употребление веществ и злоупотребления ими (алкоголь, никотин, пищевые расстройства)
- Виды поведения, способствующие здоровью (выбор экологической среды, физическая активность)
- Соблюдение правил здорового образа жизни
- Мотиваторы
- Стрессоры
- Существование в болезни (процессы адаптации к острым эпизодам болезни).
Факторы физического здоровья [12] :
- Уровень физического развития
- Уровень физподготовки
- Уровень функциональной готовности к выполнению нагрузок
- Уровень мобилизации адаптационных резервов и способность к такой мобилизации, обеспечивающие приспособление к различным факторам среды обитания.
При исследовании различий в здоровье мужчин и женщин Всемирная организация здравоохранения рекомендует использовать не биологические критерии, а гендерные, так как именно они наилучшим образом объясняют существующие различия. В процессе социализации поощряется отказ от самосохранительного поведения у мужчин, реализация рискогенного поведения, направленного на больший заработок; женщин ориентируют на сохранение здоровья как будущих матерей, однако при акценте на такое проявление здоровья, как внешняя привлекательность, вместо здорового функционирования могут возникать характерные женские нарушения — как правило, пищевые расстройства [13] .
Разница в продолжательности жизни мужчин и женщин зависит от страны проживания; в Европе она достаточна, а в ряде стран Азии и Африки практически отсутствует, что в первую очередь связано с женской смертностью от обрезания половых органов, осложнений беременности, родов и плохо сделанных абортов [13] .
Показано, что врачи предоставляют женщинам менее полную информацию об их заболевании, нежели мужчинам [13] .
К факторам здоровья относятся доходы и социальный статус, социальные сети поддержки, образование и грамотность, занятость / условия работы, социальная среда, физическая среда, личный опыт и навыки сохранения здоровья, здоровое развитие ребенка, уровень развития биологии и генетики, медицинские услуги, гендер, культура [14] [15] [16] .
Душевное здоровье
Душевное здоровье — способность человека справляться со сложными обстоятельствами жизни, сохраняя оптимальный эмоциональный фон и адекватность поведения [17] . Понятие душевного здоровья, euthumia («благое состояние духа») описывается Демокритом, образ человека, достигшего внутренней гармонии, описан в диалогах Платона, касающихся жизни и смерти Сократа [18] . Источником душевных страданий в работах различных исследований часто называется культура (это характерно для Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера, Карен Хорни, Эриха Фромма) [19] . Виктор Франкл называет важнейшим фактором душевного здоровья наличие у человека системы ценностей [20] .
В связи с гендерным подходом к здравоохранению было разработано несколько моделей психического здоровья [13] :
- Нормативная, использующая двойной стандарт психического здоровья (для мужчин и для женщин)
- Андроцентрическая, в которой принят мужской стандарт психического здоровья
- Андрогинная, предполагающая единый стандарт психического здоровья и одинаковое отношение к клиентам вне зависимости от пола
- Ненормативная (согласно модели Сандры Бем [21] ), основанная на тех качествах. что не ассоциируются исключительно с мужскими или женскими
Здоровый образ жизни
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума [22] .
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций [23] , для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности [24] .
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья [25] .
Здравоохранение
Здравоохранение — отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья [26] .
Здравоохранение может составлять значительную часть экономики страны. В 2008 году отрасль здравоохранения потребляла в среднем 9,0 процента от валового внутреннего продукта (ВВП) в наиболее развитых странах ОЭСР [27] .
Здравоохранение традиционно считается важным фактором в обеспечении общего здоровья и благополучия людей во всем мире. Примером тому является мировая ликвидация оспы в 1980 году, объявленная ВОЗ первой болезнью в человеческой истории, полностью устранённой преднамеренным вмешательством здравоохранения [28] .
Всемирная организация здравоохранения
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, англ. World Health Organization, WHO ) — специальное учреждение Организации Объединённых Наций, состоящее из 193 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения и охране здоровья населения мира. Она была основана в 1948 году со штаб-квартирой в Женеве в Швейцарии.
В специализированную группу ООН кроме ВОЗ входят ЮНЕСКО (Организация по вопросам образования, науки и культуры), МОТ (Международная организация труда), ЮНИСЕФ (фонд помощи детям). В состав ВОЗ принимаются государства-члены ООН, хотя в соответствии с Уставом, возможен приём и не входящих в ООН стран.
Валеология
Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья» [29] , претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других. Некоторыми специалистами причисляется к альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям [30] .
Источник