Меню

Введение фгос для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Введение ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
статья на тему

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Скачать:

Вложение Размер
pedsovet_fgos_s_ovz.docx 25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет на тему:
«Введение ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе является право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативным актами государства.

Приказ Министерства образования и науки от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» разработан в соответствии: с ч.6 ст.11 ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» на основе:

— Законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка

— Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и Этнокультурных потребностей народов РФ.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ВВЕДЕНИЯ ФГОС для детей с ОВЗ
(Федеральный уровень)

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗФедеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  • Федеральный закон «Об образовании лиц с ОВЗ (специальном образовании)»
  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»Приказ Президента РФ от 04.02.2010 г. Москва ПР-271
  • Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
  • Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Конвенция ООН о правах инвалидов

  • Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
  • Проекты стандартов начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение ряда приоритетных задач, к которым можно отнести: во-первых, обеспечение инновационного характера базового образования, в частности, путем обеспечения компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;

во-вторых , модернизацию институтов системы образования как инструментов социального развития, включающей, в том числе, создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований

при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее АООП НОО).

Требования, устанавливаемые ФГОС

  • Т ребования к структуре и объёму образовательных программ общего образования обучающихся с ОВЗ;
  • Т ребования к условиям реализации программ;
  • Т ребования к результатам освоения программ начального образования детьми с ОВЗ.

Направления работы в рамках введения ФГОС для детей с ОВЗ

  • Создание нормативно-правовой базы
  • Подготовка материально-технической базы
  • Организация всеобуча

Основа стандарта: деятельностный и дифференцированный подходы.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. В неё входят дети с различными нарушениями:

• задержкой психического развития;

• расстройствами аутистического спектра;

• множественными нарушениями развития.

АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. Обучение лиц, зачисленных до 1.09.16г. для обучения по адаптированным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.

Принципы построения данной программы:

1. Доступность предлагаемого материала, соответствующего индивидуальным особенностям детей.

2 . Систематичность, последовательность в проведении коррекционной работы (от простого к сложному).

3. Личностно-ориентированный подход к детям.

4. Раннее начало коррекционно-развивающей работы с детьми с синдромом Дауна.

5. Взаимосвязь с игровой деятельностью.

6. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации (Вся система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами).

7. Деятельностный подход (Процессы профилактики, коррекции должны проходить в тех видах деятельности, которые доступны детям).

8. Принцип субъектности (Активное привлечение ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком).

Реализация данных принципов позволяет создать оптимальные условия для организации и проведении коррекционно-развивающих занятий, мероприятий для детей с ОВЗ и их родителей.

Используются следующие методы и приёмы:

По источнику знаний:

  • словесные – беседа, эвристическая беседа, беседа-игра, проблемный вопрос, обсуждение, рассказ, пояснение действия при выполнении;
  • наглядные – показ игрушки, демонстрация иллюстрации, схемы, серии сюжетных картин; дидактический материал; показ приёмов исполнения; использование образцов;
  • практические – заполнение схем, дидактические игры, работа с книгой, практическая работа.

По характеру познавательной деятельности:

  • репродуктивные : ответы на элементарные вопросы, выполнение упражнений по образцу.
  • частично-поисковые: ответы на проблемные вопросы, использование полученных ранее знаний в новой ситуации, освоение знаний в процессе коррекционно-развивающих занятий.
  • творческие: образно-пластическое перевоплощение.
  • поощрение, подчеркивание достижений, мотивация участия, ситуация успеха, занимательность информации, предоставление роли ведущего.

Основные формы комплексной реабилитации:

  1. Диагностическое обследование.
  2. Индивидуальные занятия со специалистами.
  3. Фронтальные занятия.
  4. Интегрированные занятия.
  5. Логоритмические занятия.
  6. Работа с родителями.
  7. Культурно-массовые мероприятия.

Ведущим элементом обязательной части Программы является содержание образования. В соответствии с этим в структуре обязательной части образовательных Программ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предлагается

выделить восемь образовательных областей , каждая из которых состоит из двух компонентов: «академического компонента» и компонента жизненной компетенции. В названии каждой образовательной области отражены оба компонента:

• Язык – знания о языке и речевая практика;

• Математика – знание математики и практика применения математических знаний;

• Естествознание – знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром;

• Человек – знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми; • Обществознание – знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением;

• Искусство – знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве;

• Физическая культура – знания о человеке, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования;

• Технологии – основы предметно-практической и трудовой деятельности, информационные технологии и практика их применения.

Соотношение компонента «жизненной компетенции» и «академического» компонента отражает специфику разработки каждой образовательной области для каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

«Академический» компонент рассматривается в структуре образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как усвоенные знания и умения, которые позволяют продолжить образование в соответствии с возможностями ребенка и его желанием и которые служат основой для социального развития и личностной самореализации.

Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре каждой образовательной области как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку с ограниченными возможностями здоровья в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.

Такая структура обеспечивает социальное развитие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, учитывая его настоящие и будущие потребности.

В результате освоения образовательной Программы обучающийся с ограниченными возможностями здоровья овладевает, полезными для него знаниями, умениями и навыками; достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции; осваивает формы социального поведения; оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной прогр.

Презентация. «Введение федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».

доклад на тему «Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», представленный на педагогическиом совете и на МО учите.

Специальные образовательные условия – основной фактор адаптации и эффективного включения детей с ОВЗ в образовательный процесс инклюзивной школы. В Федеральном законе об образовании в Росс.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Дорожная карта — как наглядное средство введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО в МБОУ «СШ№21»Алибекова Мадинат Исаевнаучитель физической культуры МБОУ «СШ№21»г. Нижнева.

Федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 д.

Источник

Введение ФГОС НОО для детей с ОВЗ
статья на тему

О введении ФГОС ОВЗ с 1 сентября 2016 года.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_office_word.docx 23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Введение ФГОС НОО для детей с ОВЗ

Подготовила: учитель начальных классов

МБОУ СШ №4 им. Д.С.Схаляхо

Шеуджен Фатима Чемалевна

«О введении ФГОС ОВЗ с 1 сентября 2016 года»

Модернизация образования, повышение его доступности и качества для всех категорий граждан является приоритетной задачей социальной политики России. В связи с этим особое значение приобретает создание равных возможностей для получения образования людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Тенденцией последних лет является резкий рост числа детей с нарушениями психического и соматического развития. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн детей с ограниченными возможностями здоровья (около 8 % всех детей), из них около 700 тыс составляют дети-инвалиды. Почти четверть детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3 % умственными нарушениями и 23,1 детей-инвалидов имеют двигательные нарушения. В образовательных учреждениях/организациях Российской Федерации обучаются 467 176 таких детей. Из них 210 194 ребенка учатся в 1676 специальных (коррекционных) школах.

Таким образом, в настоящее время в инклюзивное образование включены около 55 % детей с ОВЗ от общего числа детей-инвалидов.

На государственном уровне приняты Федеральная целевая программа «Доступная среда на 2011-2015 годы» и Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, нацеленная на обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и включение «особых» детей и их семей в общеобразовательную среду.

Обучение и воспитание детей с ОВЗ направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации не только самого ребенка, но и его семьи.

Кроме того, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.

Инклюзивное образование – это не просто «перемещение» учащихся из специализированных школ в школы по месту жительства или из специальных классов – в классы общеобразовательные. Индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитание таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

Стандарт преследует следующие цели:

● обеспечение государством равенства возможностей для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и создания оптимальных специальных условий для получения качественного школьного образования;

● обеспечение государством гарантий получения школьного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;

● обеспечение государственных гарантий реализации заданных Стандартом дифференцированных уровней и вариантов школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

● обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

● обеспечения равных возможностей социального развития и освоения школьного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

● обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм школьного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Концепция ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья исходит из положений, изложенных в статье 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:[1]

· образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

· государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность;

· общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам с поддерживающей ее программой коррекционной работы; по адаптированным образовательным программам; по специальным индивидуальным образовательным программам. В этих организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися;

· под специальными условиями получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ (программ коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных программ); специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

· при получении образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература;

· особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Статьей 60 регулируется порядок выдачи документов об образовании. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В обществе существует целый ряд проблем, связанных с включение ребенка-инвалида в образовательный процесс, однако одним из ключевых вопросов стоит отсутствие доступной среды и современных технических средств реабилитации и образовательных средств ИКТ, облегчающих образовательный процесс для детей с особыми образовательными потребностями.

Не менее значима проблема социализации детей с ОВЗ в общеобразовательном классе.

В возрасте 6-7 лет поход в школу для детей, это не просто возможность получить знания, это, прежде всего, новый этап жизни, новая ступень социализации. Ребенок учиться находить общий язык с преподавателями. Для него открывается возможность совместной работы с другими детьми, а для этого необходимо не только найти с ними общий язык, но и научится принимать и учитывать чужие желания и возможности. Ребенок открывает в себе новые таланты, развивает их, что немаловажно для дальнейшей социализации и лучшем осознании себя как личности. Ребенок получает новый социальный статус, занимает новое положение в обществе, а это помогает ему развить в себе ответственность.

Но проходя данную ступень, дети сталкиваются и с множеством проблем. Не всегда удается достигнуть понимания со сверстниками. Не всем ученикам преподаватели могут уделить должное внимание и помочь в трудную минуту. С подобным сталкивался каждый.

Дети с ограниченными возможностями здоровья также проходят данный этап социализации. Если такой ребенок учится в массовой школе, в связи с ограничениями, находить общий язык с другими детьми ему будет намного сложнее.

Чтобы успешно пройти эту ступень жизни, детям с ограниченными возможностями необходима помощь. Данную помощь им должны предоставлять преподаватели и различные специалисты.

Преподаватели должны направлять в учебной деятельности и помогать с непонятными моментами. Психологи – помогать преодолеть коммуникативные неудачи со сверстниками и, если это необходимо, находить общий язык с преподавателем.

Педагоги – это проводники детей в школе, помощники, которые смогут подтолкнуть в нужном направлении, советники и так далее.

При этом взрослым необходимо быть терпеливыми и спокойными. Ребёнок хочет видеть уверенность, что он не одинок в новых условиях, у него есть мудрые взрослые, которые его поймут и помогут. А чтобы добиться наилучших результатов, педагогам необходимо знать и изучить адаптационные возможности детей с отклонениями в развитии.

Следовательно, для особого ребенка требуется индивидуально — дифференцированный подход в обучении, воспитании и развитии, подразумевающий помимо развивающих занятий, успешную социальную адаптацию.

Источник

Читайте также:  Школы здоровья для пациентов с опорно двигательным аппаратом
Adblock
detector