Введение ФГОС НОО для детей с ОВЗ
статья на тему
О введении ФГОС ОВЗ с 1 сентября 2016 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение ФГОС НОО для детей с ОВЗ
Подготовила: учитель начальных классов
МБОУ СШ №4 им. Д.С.Схаляхо
Шеуджен Фатима Чемалевна
«О введении ФГОС ОВЗ с 1 сентября 2016 года»
Модернизация образования, повышение его доступности и качества для всех категорий граждан является приоритетной задачей социальной политики России. В связи с этим особое значение приобретает создание равных возможностей для получения образования людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Тенденцией последних лет является резкий рост числа детей с нарушениями психического и соматического развития. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн детей с ограниченными возможностями здоровья (около 8 % всех детей), из них около 700 тыс составляют дети-инвалиды. Почти четверть детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3 % умственными нарушениями и 23,1 детей-инвалидов имеют двигательные нарушения. В образовательных учреждениях/организациях Российской Федерации обучаются 467 176 таких детей. Из них 210 194 ребенка учатся в 1676 специальных (коррекционных) школах.
Таким образом, в настоящее время в инклюзивное образование включены около 55 % детей с ОВЗ от общего числа детей-инвалидов.
На государственном уровне приняты Федеральная целевая программа «Доступная среда на 2011-2015 годы» и Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, нацеленная на обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и включение «особых» детей и их семей в общеобразовательную среду.
Обучение и воспитание детей с ОВЗ направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации не только самого ребенка, но и его семьи.
Кроме того, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.
Инклюзивное образование – это не просто «перемещение» учащихся из специализированных школ в школы по месту жительства или из специальных классов – в классы общеобразовательные. Индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитание таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
Стандарт преследует следующие цели:
● обеспечение государством равенства возможностей для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и создания оптимальных специальных условий для получения качественного школьного образования;
● обеспечение государством гарантий получения школьного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;
● обеспечение государственных гарантий реализации заданных Стандартом дифференцированных уровней и вариантов школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
● обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
● обеспечения равных возможностей социального развития и освоения школьного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
● обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм школьного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Концепция ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья исходит из положений, изложенных в статье 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:[1]
· образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
· государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность;
· общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам с поддерживающей ее программой коррекционной работы; по адаптированным образовательным программам; по специальным индивидуальным образовательным программам. В этих организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися;
· под специальными условиями получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ (программ коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных программ); специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
· при получении образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература;
· особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Статьей 60 регулируется порядок выдачи документов об образовании. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В обществе существует целый ряд проблем, связанных с включение ребенка-инвалида в образовательный процесс, однако одним из ключевых вопросов стоит отсутствие доступной среды и современных технических средств реабилитации и образовательных средств ИКТ, облегчающих образовательный процесс для детей с особыми образовательными потребностями.
Не менее значима проблема социализации детей с ОВЗ в общеобразовательном классе.
В возрасте 6-7 лет поход в школу для детей, это не просто возможность получить знания, это, прежде всего, новый этап жизни, новая ступень социализации. Ребенок учиться находить общий язык с преподавателями. Для него открывается возможность совместной работы с другими детьми, а для этого необходимо не только найти с ними общий язык, но и научится принимать и учитывать чужие желания и возможности. Ребенок открывает в себе новые таланты, развивает их, что немаловажно для дальнейшей социализации и лучшем осознании себя как личности. Ребенок получает новый социальный статус, занимает новое положение в обществе, а это помогает ему развить в себе ответственность.
Но проходя данную ступень, дети сталкиваются и с множеством проблем. Не всегда удается достигнуть понимания со сверстниками. Не всем ученикам преподаватели могут уделить должное внимание и помочь в трудную минуту. С подобным сталкивался каждый.
Дети с ограниченными возможностями здоровья также проходят данный этап социализации. Если такой ребенок учится в массовой школе, в связи с ограничениями, находить общий язык с другими детьми ему будет намного сложнее.
Чтобы успешно пройти эту ступень жизни, детям с ограниченными возможностями необходима помощь. Данную помощь им должны предоставлять преподаватели и различные специалисты.
Преподаватели должны направлять в учебной деятельности и помогать с непонятными моментами. Психологи – помогать преодолеть коммуникативные неудачи со сверстниками и, если это необходимо, находить общий язык с преподавателем.
Педагоги – это проводники детей в школе, помощники, которые смогут подтолкнуть в нужном направлении, советники и так далее.
При этом взрослым необходимо быть терпеливыми и спокойными. Ребёнок хочет видеть уверенность, что он не одинок в новых условиях, у него есть мудрые взрослые, которые его поймут и помогут. А чтобы добиться наилучших результатов, педагогам необходимо знать и изучить адаптационные возможности детей с отклонениями в развитии.
Следовательно, для особого ребенка требуется индивидуально — дифференцированный подход в обучении, воспитании и развитии, подразумевающий помимо развивающих занятий, успешную социальную адаптацию.
Источник
Доклад «Введение федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
статья по логопедии на тему
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования, имеющих государственную аккредитацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vvedenie_federalnyh_gosudarstvennyh_obrazovatelnyh_standartov_obrazovaniya_obuchayushchihsya_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya_ovz.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Введение федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Понятие «стандарт» впервые появилось в российском образовании в начале 90-х. Стандарт утверждает то, что школьники должны знать и уметь на определенных этапах своей учебы. Стандарт нового поколения представляет собой обязательный минимум тех знаний, умений и навыков, которые должен освоить ученик к концу каждого периода обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования, имеющих государственную аккредитацию.
Вспомним основные этапы ФГОС.
В 2001 году была разработана концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
2004 год: Был принят федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
В 2006 году социологические исследования образовательных потребностей привели к созданию Концепции ФГОС
В 2007 году были внесены изменения в закон «Об образовании» (Ст.№7) и разработаны документы и материалы, обеспечивающие ФГОС
В 2008 году началась апробация ФГОС начального общего образования
В 2009 году было принято два документа:
- Постановление правительства о порядке разработки и утверждения ФГОС
- Утверждение ФГОС начального общего образования
В 2010 году выходит в свет еще один документ президентская национальная инициатива «Наша новая школа», первым разделом, которого был «Переход на новые образовательные стандарты».
2010 — введение ФГОС в начальной школе,
разработана примерная основная образовательная программа начального общего образования.
17.12.2010 г. был утвержден ФГОС основного общего образования
в 2012 году был утвержден ФГОС среднего (полного) общего образования
2011 год издается приказ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В конкретном плане это выражается, прежде всего, в том, что согласно разработанной концепции ФГОС в стандартах закреплены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование. Тем самым обеспечивается единство образовательного пространства Принципиальное значение в данном контексте приобретает и то, что все стандарты ориентированы на федеральный государственный стандарт общего образования, имеют единую с ним нормативно-правовую базу, в чем также отчетливо проявляется интеграционная направленность и сущность разрабатываемого ФГОС.
Как известно, в структурном подразделении по обучению детей, имеющих тяжелые нарушения речи, обучаются дети с ОВЗ, дети-инвалиды, которые зачисляются в наше образовательное учреждение на основании заключения ЦПМПК, заявления родителей.
В своей деятельности, направленной на реализацию ФГОС НОО, администрация и педагогический коллектив, исходя из коррекционной направленности учреждения руководствовались следующими нормативно –правовыми документами:
Нормативно-правовое обеспечение получения качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Международное законодательство в области закрепления права детей с ОВЗ и инвалидностью на получение образования:
Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 года.
Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971г)
Декларация о правах инвалидов (утвержденная Резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН 09.12.1975 года)
Всемирной программы действий в отношении инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1982 года)
Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года).
В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают
право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».
Статья 43 Конституции РФ, которая провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья.
В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным кодексом РФ и Законом «Об образовании».
Это дополнительно было подчеркнуто статьей 10 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ:
В июне 2012 года Президент РФ подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.
Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175.
В настоящее время ведется разработка новой программы «Доступная среда» на 2016–2020 годы.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»
Согласно статье 5 Закона в целях реализации права каждого человека на образование предусмотрено создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья
Согласно статье 2 Закона обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Процедура (порядок, условия, орган) признания человека инвалидом и лицом с ОВЗ различна, различны и цели установления такого статуса. Вообще, и прежний, и новый законы учитывают разницу между понятиями «лицо с ОВЗ» и «инвалид». Оба термина упоминаются в текстах Законов, но инвалидам и обучающимся с ОВЗ предоставляются разные меры поддержки.
Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Особый интерес при организации обучения детей с ОВЗ может представлять представляет Статья 15 Закона «Сетевая форма реализации образовательных программ».
Кроме того, хотя в структуре содержания образования выделены традиционные образовательные области, их содержание выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции».
Два компонента, предусмотренные ФГОС
- «Академический» компонент» — накопление потенциальных возможностей для их реализации в настоящем и будущем. Соответственно, школьник впоследствии сможет сам выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития.
- «Академические» достижения рассматриваются как один из критериев оценки качества образования обучающихся с ОВЗ.
- Компонент «жизненной компетенции» — овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
Личностные результаты являются преимущественно итогом овладения обучающихся с ОВЗ компонентом жизненной компетенции
для всех вариантов образовательных программ обязательным является включение в их содержание специальной коррекционной работы , а также специальная организация среды и обеспечение систематической специальной помощи обучающимся с ОВЗ с целью создания условий для удовлетворения их особых образовательных потребностей. Кроме того, реализация второго, третьего и четвертого вариантов образовательных программ предполагает создание на основе Стандарта адаптированных образовательных Программ . При необходимости индивидуализируются и к которым также может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальных, с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся.
В настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило приказом от 19.01.2015 № 1598 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и приказом от 19.01.2015 № 1599 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Организация обучения детей с ОВЗ в соответствии с требованиями СФГОС
- Первый вариант (А). Данный вариант стандарта является цензовым и предусматривает инклюзивное образование.
- Инклюзия не может носить массовый характер, поскольку в условиях «включённого образования» ребёнок с ОВЗ поставлен перед необходимостью овладеть государственным образовательным стандартом наравне с нормально развивающимися сверстниками.
- На протяжении года (не менее) ребёнок должен демонстрировать устойчивую положительную динамику в усвоении программного материала в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с нормальным психофизическим развитием.
- Например, этот вариант адресован обучающимся , достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего освоить ООП НОО совместно с нормально развивающимися сверстниками, находясь в их среде и в те же календарные сроки.
- ООП НОО дополняется программой коррекционной работы.
Основные направления коррекционной работы:
- коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
- коррекция нарушений устной и письменной речи.
- Программа КР может предусматривать вариативные формы специального сопровождения детей. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения.
- Коррекционную помощь оказывают: учитель-логопед, педагог-психолог , имеющий соответствующую профильную подготовку, социальный педагог . При необходимости Программу КР может осуществлять специалист, работающий в иной образовательной организации.
- В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со здоровыми сверстниками обучающийся направляется на обследование в ПМПК с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению по варианту А или на перевод обучающегося на вариант В.
Второй вариант (В). Данный вариант также является цензовым. При этом учащиеся получают образование в специальных коррекционных школах или классах, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в пролонгированные сроки. Например, период начального школьного обучения ребёнка с ТНР составляет 5 лет, а не 4 года.
Вариант Стандарта В предполагает создание коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего развитие механизмов компенсации каждого обучающегося с тяжелыми нарушениями речи и на этой основе решаются проблемы социальной интеграции обучающихся.
В результате освоения адаптированной образовательной Программы варианта В дети с речевыми нарушениями также получают в полном объёме знания и учебные навыки, предусмотренные Стандартом начального общего образован
Коррекционная подготовка включает два раздела: «Коррекционные курсы» и «Индивидуальные логопедические занятия». «Коррекционные курсы» представлены уроками «Логопедическая ритмика». «Индивидуальные логопедические занятия» проводятся после уроков.
Учебно методический комплекс (УМК ) «Коррекционные курсы»
Первый класс коррекционный курс « Развитие речи» рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, А.В.Ястребовой, Т.П. Бессоновой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Н.Г. Андреевой, Е.В.Мазановой и другие.
В неделю два часа (66ч).
Третий класс рабочая программа «Коррекция нарушений письменной речи, формирование связной речи учащихся», по авторам . А.В.Ястребовой, Т.П. Бессоновой, И.Н. , И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Н.Г. Андреевой и другие . 1 час в неделю.
УМК «Индивидуальные логопедические занятия» Составлена по авторам , А.В. Ястребовой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Н.Г. Андреевой , Е.В.Мазановой и другие. Рабочая программа в первых-седьмых классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
с 1 сентября 2016 года вступают в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наша школа тоже приступит к реализации ФГОС ОВЗ. В статье.
О готовности к реализации ФГОС ОВЗ.
Презентация. «Введение федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».
В статье рассказывается об особенностях построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является пов.
Проект, реализуемый в рамках инновационной муниципальной площадки по созданию инклюзивной образовательной среды.
Дорожная карта — как наглядное средство введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО в МБОУ «СШ№21»Алибекова Мадинат Исаевнаучитель физической культуры МБОУ «СШ№21»г. Нижнева.
Источник