Дневник здоровья школьника
Невозможно приохотить ребенка к здоровому образу жизни, если не заинтересовать его и если он сам в конце концов не будет принимать участие в этом процессе. Работая с дневником здоровья, школьник сможет понять задачи, которые стоят перед ним, и станет относиться к своему здоровью совершенно осознанно
Основные показатели
Здоровье – это состояние полного благополучия организма, которое позволяет человеку жить счастливой жизнью и достигать поставленных целей, соответствующих его возможностям.
Основными показателями здоровья являются:
1. Стремление и умение поддерживать и укреплять собственное здоровье и строить свое поведение без ущерба для здоровья и благополучия других людей.
2. Высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям, для чего должны нормально работать все органы и системы организма.
3. Уверенность в себе, умение контролировать и управлять своими поступками, чувствами и мыслями.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это повседневная жизнедеятельность, соответствующая наследственным особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленная на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.
Основными условиями построения ЗОЖ являются:
1. Настрой на здоровый образ жизни.
2. Достаточная двигательная активность.
3. Умение регулировать свое психическое состояние.
4. Правильное питание.
5. Закаливание и тренировка иммунитета.
6. Четкий режим жизни.
8. Выполнение гигиенических требований.
9. Умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.
10. Отказ от вредных привычек.
11. Потребность больше узнать о своем организме, о средствах и методах поддержания и обеспечения своего здоровья.
Чтобы разработать такой образ жизни, каждому человеку надо как можно точнее определить свои индивидуально-типологические черты. Для этого следует возможно точнее заполнить приведенную ниже форму 1.
Там, где могут возникнуть затруднения, можно обратиться к учителю физкультуры, школьному психологу, родителям.
Карта индивидуального развития
Пол ________________________________________
Возраст (дата рождения)_____________________
Количество членов семьи _____________________
Жилищные условия __________________________
Перенесенные заболевания ___________________
Перенесенные травмы ________________________
Имеющийся диагноз _________________________
Физическое развитие
Для оценки состояния здоровья учитывается значительное число показателей состояния человека и его образа жизни, что позволяет определить уровень здоровья. Благодаря ему можно:
– найти в организме человека самую слабую систему, которая ограничивает его уровень здоровья, и разработать программу образа жизни, помогающую укреплению ослабленной системы;
– контролировать успешность воплощения в жизнь этой программы и в случае необходимости вносить в нее нужные изменения.
Оценку уровня здоровья проводят по показателям физического развития, физической подготовленности (по двигательным качествам – силе, быстроте, выносливости, ловкости и гибкости), по состоянию иммунитета и образу жизни в настоящее время. Все эти данные вносят в специальную таблицу (на с. 20) и каждый из показателей оценивают в баллах, что позволяет сделать вывод о сильных и слабых сторонах здоровья данного человека и наметить меры для улучшения показателей.
Для того чтобы лучше выполнить задание, можно воспользоваться следующими рекомендациями. Чтобы измерить у себя частоту сердечных сокращений, необходимо кончиками 2-, 3-го и 4-го пальцев (указательный, средний и безымянный) нащупать пульс в одном из мест, где артерии расположены прямо под кожей. Лучше всего пульс прощупывается на внутренней стороне предплечья возле запястья (ближе к большому пальцу), на височной или сонной артерии (на шее). А можно подсчитать частоту сердечных сокращений, просто приложив пальцы чуть слева от грудины (в промежутке между 4-м и 5-м ребрами), где хорошо прощупывается сердечный толчок.
Чтобы получить правильные данные, которые потом можно будет сравнить между собой, пульс всегда надо измерять в спокойном состоянии и в одной и той же позе (лежа или сидя).
Более того, желательно подсчитывать пульс в одно и то же время суток (лучше всего утром после пробуждения).
Артериальное давление. Для его измерения требуются специальное оборудование и определенные навыки, поэтому этот показатель необходимо взять в медицинском кабинете школы.
Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек. – это показатель, который характеризует способность кровообращения нормализоваться после физических нагрузок. Его выполняют вместе с преподавателем физкультуры.
Жизненный показатель отражает состояние дыхательной системы человека. Чтобы его определить, необходимо знать массу тела и жизненную емкость легких (ЖЕЛ). ЖЕЛ определяют в медицинском кабинете. Полученную величину ЖЕЛ (в мл) необходимо разделить на массу тела (в кг).
Динамометрию кисти (силу мышц – сгибателей пальцев) можно определить специальным динамометром в медицинском кабинете. Там же помогут уточнить и тип осанки.
Соответствие массы тела росту. Для оценки этого показателя массу тела в килограммах делят на квадрат роста в метрах.
Двигательные качества школьника (показатели: бег 30 м с ходу и на выносливость) обычно определяют на занятиях физической культурой, поэтому свои результаты можно уточнить у преподавателя физкультуры. Не страшно, если какие-либо тесты отличаются от приведенных в таблице, – важно лишь, чтобы они были неизменными в течение всего времени обучения.
Показатели, которые характеризуют эффективность работы иммунной системы организма (закаливание, количество простудных заболеваний в год), отражают устойчивость организма человека к простудным и другим заболеваниям. Количество же хронических заболеваний отражает состояние здоровья ученика.
В результате по сумме баллов можно сделать вывод:
Уровень здоровья ________________ баллов.
Самая слабая система__________________баллов.
Что надо изменить в своем образе жизни ______________ _____________________________
Теперь появляется возможность получить свою собственную оздоровительную программу, но разрабатывать ее следует только вместе с валеологом, учителем физкультуры, врачом и другими специалистами. Желательно, чтобы в разработке оздоровительной программы принимали участие и родители – ведь они самые заинтересованные в здоровье ребенка люди, и от них во многом зависит создание здоровой среды и ЗОЖ в семье.
Спустя некоторое время (например, через полгода) при повторном обследовании можно установить, есть ли результат от предпринятых усилий. Если ответ положительный, то следует продолжать выполнять разработанную программу образа жизни; если нет, то в эту программу необходимо внести определенные изменения (разумеется, после консультации у специалиста). И так шаг за шагом можно добиться, что слабое звено в организме, как и уровень здоровья в целом, будет постепенно укрепляться.
Экспресс-оценка уровня здоровья школьников
в возрасте 7–16 лет (абсолютные данные и баллы)
Источник
Дневник здоровья
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Авторский дневник здоровья, который способствует осознанному отношению учащихся к физическому, психологическому и социальному здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dnevnik_zdorovya_novyy.docx | 211.09 КБ |
Предварительный просмотр:
- Меня зовут ____________________________________
- Мне ______ лет
- Я живу в городе ________________________________
- Мой рост__________
- Мой вес___________
- Это я (рисунок/фотография).
«Организм познаю свой, соревнуюсь сам с собой!»
Соблюдение режима дня
Правила безопасного поведения
В таблице раз в неделю (каждую неделю) нужно отмечать разноцветными кружками (это сигналы светофора) каждый показатель.
Заметки от родителей:
Если не соблюдал, записать когда и почему.
Если не соблюдал, записать когда и почему.
Если не соблюдал, записать когда и почему.
Если не соблюдал, записать когда и почему.
Если не соблюдал, записать когда и почему.
Если не соблюдал, записать когда и почему.
Как этот поступок повлиял на меня?
«Не забыл ли я сделать перед сном…»
Знаком «+» отметь, если ты это сделал, а знаком «-» если ты забыл (напиши почему ты это не сделал).
Что нужно сделать перед сном
Смотрю страшный фильм (ужасы)
Долго гуляю на улице
Слушаю громкую музыку
Умываюсь, чищу зубы
Ложусь спать в 22.00
Поцеловал маму (папу) на ночь, пожелал спокойной ночи
Подумал о своем самочувствии
В хорошем настроении ложусь спать
Ты можешь дополнять свои ответы, когда будешь думать, что требуется добавить какие-либо характеристики. Удачи!
- Что значит быть здоровым? __________________________________________________________________________________________________________________________
- Что влияет на твоё здоровье? __________________________________________________________________________________________________________________________
- Как уберечь себя от болезней? __________________________________________________________________________________________________________________________
- Как лечат простуду? __________________________________________________________________________________________________________________________
- Как тебе помогают солнце, воздух и вода? __________________________________________________________________________________________________________________________
- Может ли измениться температура тела, и когда это происходит? _________________________________________________________________________________________________________________________
- Как твоё настроение влияет на здоровье? __________________________________________________________________________________________________________________________
- Влияет ли твое окружение на твое самочувствие? __________________________________________________________________________________________________________________________
- Напиши пару слов о состоянии твоего в зависимости от заполнения
«Сегодня я одинок, потому что…»
Бывают такие дни, когда тебе очень грустно и одиноко, не с кем поделиться. Напиши на этой страничке то, о чем ты весь день думал (укажи этот день), возможно кто-то тебя огорчил, о чем ты бы не хотел говорить, но с удовольствием напишешь об этом. Не расстраивайся!
Здесь тебе нужно отметить день, который принес тебе много положительных эмоций (праздник, конец четверти, поход, экскурсия, желанный подарок и другие моменты). Можешь изобразить рисунок, какой-то предмет, который ты запомнил с этого дня, и никогда не забудешь, все что угодно, главное, чтобы этот день оставил «отпечаток» на этой страничке. Успехов тебе!
Нарисуй свою семью, покажи, на каком месте находится каждый член семьи. Рисуй аккуратно, вкладывая в свою работу всю душу. Успехов. Помни, что ты всегда можешь изменить свою позицию, но не забывай отмечать, в какое время ты это сделал.
Нарисуй своих друзей, покажи, на каком месте находится каждый друзей. Рисуй аккуратно, вкладывая в свою работу всю душу. Успехов. Помни, что ты всегда можешь изменить свою позицию, но не забывай отмечать, в какое время ты это сделал.
Нарисуй своих одноклассников, покажи, на каком месте находится каждый из твоих одноклассников. Рисуй аккуратно, вкладывая в свою работу всю душу. Успехов. Помни, что ты всегда можешь изменить свою позицию, но не забывай отмечать, в какое время ты это сделал.
«Я самый активный!»
Здесь ты можешь пополнять список занятий, которыми ты занимаешься в свободное время. Но, возьми на заметку, твой организм не должен быть перегружен. Ты же знаешь, как это будет влиять на твое здоровье?!
ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ – ПРАВИЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
Современные ученые подсчитали, что здоровье зависит от: 20 % условий жизни человека (от экологии); 20% его наследственности; 10 % помощи медицины; 50 % образа жизни человека.
1 правило . Необходимо трудиться. Труд для человека является биологической необходимостью: без него немыслима сама его жизнь. Творческий, интенсивный труд дает человеку глубочайшее духовное удовлетворение, повышает его настроение и улучшает самочувствие.
2 правило . Необходимо спать. Ночной сон должен быть 7-8 часов
3 правило . Больше двигаться. Любые движения способствуют улучшению кровообращения в организме: они облегчают отток крови из вен к сердцу и помогают его работе. Поэтому полезны ходьба, бег, аэробика, шейпинг, теннис.
4 правило . Необходимо полноценно питаться. Пища дает человеку белки, жиры, углеводы, макроэлементы, микроэлементы и витамины. В рацион питания входит и вода (в день надо выпивать 1,5-2 литра воды). Принимать пищу 3-4 раза в день. Правила здорового питания : употреблять в пищу злаковые продукты, овощи и фрукты; употреблять свежие продукты; употреблять в пищу продукты, содержащие витамины и минералы, например, витамин А, витамин С, железо (мяса, рыба, яйца) и йод; малое потребление сахара, жиров и соли.
5 правило . Тело держать в чистоте. Залежавшиеся на коже пот, грязь и кожное сало не дают коже дышать, портят ее. Впитываясь обратно в кровь, они вредят всему организму. Здоровый человек — всегда чистый человек. Также нужно мыть руки перед едой.
6 правило . Полезно закаливание. Закаляться надо постепенно и лучше начинать это делать летом (купание в реках, озерах, морях, хождение по земле босиком, прием воздушных ванн).
7 правило . Не иметь вредных привычек. Нельзя курить, пить спиртные напитки и употреблять наркотики.
8 правило . Будь весѐлым, добрым человеком и болезнь обойдет стороной.
«Прочитай и подумай!»
Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее: богатство или слава?»
Узнай, что ответил мудрец. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник