XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021
Присоединяюсь, довольно интересный вопрос.
Как вы считаете как есть ли необходимость интеграции в школьные учебные заведения робототехники?
Советую опубликоваться в МЦИИ Омега Сайнс https://os-russia.com Быстро, качественно, недорого
Я являюсь студентом ВУЗа, подскажите где я могу опубликовать свою статью в коротки сроки?
Усложняется термообработка, также и механическая обработка данных сплавов
Инагамов С.Я. — д.т.н., проф. Очень интересная работа. Влияние климатических условий на содержание белка в листьях лекарственного растения полыни беловатого. Желаю удачи.
Спасибо ,очень интересна ваша работа .
Проблемы физиологической адаптации студентов первых курсов медицинских высших учебных заведений
Аннотация: в работе дано определение адаптации, выявлены проблемы физиологической адаптации студентов медицинских вузов. Представлены основные проблемы со здоровьем у студентов медицинских вузов, а также приведены рекомендации , которые помогут избежать заболеваний и расстройств, связанных с нарушением процесса адаптации.
Ключевые слова : медицина, адаптация, физиология, студент, социализация, обучение
Abstract : the paper defines adaptation and identifies the problems of physiological adaptation of medical students. The main categories of health problems in students are presented, and recommendations for students that will help avoid diseases and disorders associated with a violation of the adaptation process are given.
Keywords: medicine, adaptation, physiology, student, socialization
Студенческие годы — это не только самое важное, романтичное и насыщенное время у начинающих специалистов. Годы учебы в вузе являются одним из главных вызовов организму и здоровью человека. В это время происходит множество процессов, таких как профессиональное становление, нахождение жизненных ориентиров, определение путей достижения многих целей, становление идеалов и личности. Помимо этого, в это время протекают процессы психологической и физиологической адаптации студентов к взрослой жизни.
Вопросы адаптации студентов изучали такие учебные, как К. Роджерс и Р. Даймонд (они разработали опросник социально-психологической адаптации студентов), Г. Айзек. Проблему адаптации студентов также раскрывали отечественные и зарубежные ученые Н.А. Агаджанян, Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Л.С. Выготский, В.П. Казначеев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Ухтомский. Они занимались активной разработкой теорий адаптации с точки зрения общебиологического и психологического свойства индивида.
Студенческое время в медицинском вузе характеризуется беспрерывным поступлением новой информации, процессами профессионального самоопределения, личностном и профессиональном становлением молодых медиков. В это непростое время студент осознает, хочет ли он связать свою жизнь с медициной, с помощью людям. Далеко не все студенты понимают, по какой специальности им предстоит обучаться, и насколько будет сложен и долог процесс обучения.
С первого дня в высшем учебном заведении начинается активный и сложный процесс получения самой разносторонней информации и изучение огромного количества дисциплин. Поскольку далеко не все привыкли работать в таком темпе, необходимо быстро адаптироваться под новый темп учебы.
Адаптация – это процесс приспособления организма к быстроменяющимся условиям окружающей среды. Источник адаптации — это сам студент, именно от его психоэмоционального состояния и социального самоопределения будет зависеть как его учебно-трудовая деятельность в вузе, так и профессиональная деятельность после его окончания.
Проблема адаптации студентов является актуальной, поскольку университет — это абсолютно иное для новоиспеченного студента общество, со своей иерархией, законами и требованиями. Адаптация у всех проходит по-разному, у кого-то динамичнее, у кого-то медленнее. От нее зависит психологическое и физиологическое состояние будущего специалиста, его продуктивность и интерес к учебе, успеваемость. Также, степень адаптации влияет на мотивацию, настроение, самооценку. Если студент недостаточно хорошо адаптирован к учебе в медицинским вузе, может возникать ряд проблем, которые касаются всех сфер его жизнедеятельности. Одной из этих проблем являются заболевания различных систем организма. По мнению ученых, болезни связаны с чрезмерным количеством энергетических затрат организма на приспособление к новому течению жизни.
Нами было проведено исследование негативных для организма последствий, которые возникают из-за плохой адаптации студентов медицинских вузов. Результаты опроса представлены на Рис. 1.
Рис.1. Заболеваемость студентов 1-3 курсов медицинского вуза
Часть студентов (46,2%) отметила, что испытывала какие-либо проблемы со здоровьем во время учебы в медицинском институте. Еще 42,3 % не уверены, что имеющиеся проблемы со здоровьем появились после поступления в медицинский институт, и только 11,5% обучающихся ответили, что не приобрели никаке проблемы со здоровьем во время обучения.
Результаты исследования, отображенные на Рис. 2, показали, какие проблемы со здоровьем у студентов являются самыми распространенными.
Рис. 2. Самые распространенные проблемы со здоровьем у студентов
Анкетирование выявило, что 34,6% студентов жалуются на проблемы с желудочно-кишенчным трактом, высокий процент студентов (57,7%) страдает от болей в спине и шее из-за долго нахождения в сидячем положении за рабочим местом и из-за ежедневной нагрузки на позвоночник (длительное ношение учебников и атласов). У 53,8% студентов постоянные головные боли, а 42,3% студентов начали употреблять больше алкоголя, чем употребляли до начала обучения. 34,6% студентов начали больше курить или же начали курить с нуля. Помимо этого, студенты отметили постоянную сонливость, депрессию, нежелание жить, боли в груди, обмороки, сбои в менструальном цикле. Некоторые студенты обзавелись хроническими заболеваниями: фарингитом, бронхитом. У нескольких человек выявлен шейный остеохондроз.
Здоровье явялется самым ценным и тяжело восстанавливаемым ресуром. Необходимо обращать внимание на свое самочувствие, быть чутким по отношению к своему организму. Многие студенты, которые только начали учиться в институте, испытывают проблемы со здоровьем, несмотря на юный возраст. Развиваются хронические заболевания, возникают разные виды зависимостей, проявляются последствия гиподинамии. Чтобы избежать вышеперечисленных и многих других проблем со здоровьем, нужно следовать ряду рекомендаций, которые помогают организовывать свое время так, чтобы успевать все без излишных энергитических и эмоциональных затрат.
В первую очередь необходимо время от времени менять нагрузку с умственной на физическую. Доказано, что физические нагрузки благоприятно влияют на состояние всего организма. Сделать это можно благодаря посещениям фитнес-центров, тренажерных залов, бассейна. Прогулки на свежем воздухе и легкий бег также хорошо сказыватся на психическом и физическом состоянии студента. Помимо этого стоит пристально следить за питанием, хотя это, порой, очень сложно контролировать в потоке активной учебной деятельности. Благотворно влияет на здоровье студента просмотр любимых ими фильмов, чтение художественной литературы, занятие любимым хобби.
Чтобы достичь гармонии между студентом и учебой в медицинском институте, важно учитывать множество факторов, правильно распределять свое время, не забывать поощрять себя и отдыхать. Только в этом случае, учеба будет полезной не только для ума, но и для сердца. А когда человеку нравится то, что он делает, после окночания учебы он становится востребованным и любящим свое дело профессионалом.
Агаджанян, Н.А. Нормальная физиология. Учебник для медицинских вузов / Н.А. Агаджанян – М.: Литтерра, 2015. – 768 с.
Берестнева, О.Г. Построение моделей адаптации студентов к обучению в вузе / О.Г. Берестнева, К.А. Шаропин – Т.: Известия Томского политехнического университета, 307. № 5, 2004: 131–135 с.
Боронина, Л.Н. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции. Университетское управление / Л.Н. Боронина, Ю.Р. Вишневский – М. 2001 — 65–69 с.
Виноградова, А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе / А.А. Виноградова – М.: Образование и наука. 3(51), 2008. — 37–48 с.
Роджерс, К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Карл Роджерс – М.: Прогресс, 1994. – 376 с.
Источник
Проблемы адаптации в высших учебных заведениях
специалист в области арт-терапии
Глава 1. Теоретическое исследование адаптации студентов
1.1 Понятия адаптивности и адаптации в психологии
1.2 Понятие и значение адаптации студентов первого курса
Глава 2. Процесс успешной адаптация студента-первокурсника
2.1 Факторы адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе
2.2 Условия успешной адаптации студента-первокурсника
Актуальность темы исследования
Кардинальное реформирование российского общества породило новые требования к человеку. Современному обществу необходимы люди, способные реализовать свой внутренний потенциал. Индивидуальный подход к личности в системе образования сегодня диктует необходимость поиска оптимальных путей адаптации человека к изменяющимся условиям социальной действительности. Для обучения нового поколения специалистов нужны действенные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, способные раскрывать потенциальные возможности студентов.
Степень разработанности темы . Различные аспекты проблемы адаптации студентов в вузе исследовали В.Н. Грибов, О.Н. Казакова, Т.И. Каткова, Г.П. Кузина, С.А. Рунова, Ю.В. Стафеева и др. Например, Г.П. Кузина и С.А. Рунова изучали, как проходила адаптация студентов, с которыми в старших классах проводилась профориентационная работа. В работах Т.И. Катковой, Ю.В. Стафеевой рассматривается процесс адаптации студентов в вузах конкретного типа (экономических, педагогических). В.Н. Грибов рассматривал адаптацию молодежи малого города на этапе обучения в филиале вуза и при переходе студентов на учебу в базовый вуз. Изучением вопросов развития личности в процессе освоения математических и естественно-научных дисциплин занимались А.Н. Колмогоров, В.А. Крутецкий, Л.Д. Кудрявцев, Д. Пойя, А.Я. Хинчин. Однако не в полной мере исследовано то, как проходит учебная адаптация студентов в условиях, когда по объективным причинам существуют серьезные различия в уровне подготовки и мотивации первокурсников.
Целью данной курсовой работы является выявление процесса адаптации у студентов первого курса
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи :
Изучить и проанализировать понятия адаптации и адаптивности;
Исследовать особенности адаптации студентов-первокурсников;
Выявить факторы, влияющие на адаптацию студентов-первокурсников;
Определить условия успешной адаптации студента-первокурсника.
Объект исследования — вуз как среда адаптации студентов.
Предмет исследования — студент первого курса.
Методологическая основа работы предполагает единство культурологического и психолого-педагогического подходов к решению обозначенных проблем. Интердисциплинарный характер исследования потребовал обращения к достижениям в различных отраслях гуманитарного знания, учета концептуальных идей социологии, психологии, педагогики. Студенческая молодежь рассматривается не только как объект воспитания и субъект социально-культурной деятельности, но и как важнейший ресурс развития общества. Важнейшим средством оптимизации процесса социальной адаптации студентов выступает социально-культурная деятельность в вузе.
Теоретической основой исследования послужили работы исследователей, посвященные рассматриваемой тематике.
Практическая значимость исследования. Разработаны практические рекомендации по организации обучения, ориентированного на адаптацию студентов младших курсов к обучению в вузе.
Структура работы . Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Теоретическое исследование адаптации студентов.
Понятия адаптивности и адаптации в психологии
Понятие адаптации — одно из основных в биологии. Это результат (и процесс) взаимодействия живых организмов и окружающей среды, которые приводят к оптимальному их приспособлению к жизни и деятельности. Понятие адаптации возникло в XIX веке и использовалось вначале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению.
Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio — приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса — это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды. Необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования.
Адаптация как вид взаимодействия личности (либо группы) с общественной средой, в ходе, которого согласовываются требования и ожидания его участников, во многом зависит от определяемого индивидом первоначального, самоидентифицированного положения в системе общественной иерархии. Процесс самоидентификации личности осуществляется в соответствии с ее самоопределением, с сопоставлением себя и изменившейся социальной среды.
Под адаптацией понимают процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда — воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию. Адаптация предстает многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов.
Адаптация как общественный феномен выступает сложным по структуре духовно-практическим образованием, проявляющимся на всех уровнях социальной жизни людей. Благодаря этому адаптация становится одним из важнейших универсальных способов преодоления негативных кризисных общественных явлений и подготовки людей к включению в инновационные социальные системы. Тем самым, адаптация обеспечивает последовательность и закономерность эволюционной трансформации общества, снижение риска проявления деструктивных тенденций и гармонизацию складывающихся социальных отношений.
Адаптация к социальным изменениям в обществе связана, прежде всего, с существованием нормативно регулируемой в исторически определенный период времени социальной системы. Ее важнейшими компонентами выступают экономические, социальные, политические и идеологические структуры. Социокультурные системы составляют «ядро» содержания форм адаптации населения к социальным изменениям. Это происходит в связи с тем, что они непосредственно воздействуют на характер восприятия такого рода изменений, поскольку в их основе можно выделить определенный вид культуры.
Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря ей, создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушений ее регуляции. Различают следующие два вида адаптации: биофизиологическую и социально-психологическую.
Биофизиологическая адаптация – приспособление организма к устойчивым и меняющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещению и другим внешним физическим условиям и воздействиям), а также к изменениям и в самом себе. Характерным для биофизиологической адаптации человека является то, что он может использовать разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (например, теплую одежду, жилье и т.д.). У человека обнаруживаются способности и к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.
Социально-психологическая адаптация — привыкание индивида к новым условиям среды с затратой определенных сил, влияние самого субъекта на среду, взаимное приспособление индивида и среды.
Адаптация проявляется сразу же с момента возникновения организма и не прекращается ни на секунду. Она существует как на молекулярном уровне, так и на уровне человеческого поведения. Считается, что любая адаптация расходует структурные, генетически детерминированные ресурсы организма, следовательно, чересчур активная, даже успешная, адаптация «съедает» жизненные запасы человека.
Социальная адаптация — процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. Последнее предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам. Главное в адаптации — степень приспособления организма к условиям среды, а также возможности, которые у него имеются для того, чтобы поддерживать функционирование на нужном уровне, то есть так называемая адаптированность.
Референтными показателями адаптированности личности являются эмоциональные состояния. Положительные эмоции, которые человек испытывает в отношениях с друзьями, в бытовой сфере, удовлетворительное самочувствие, ощущение душевного комфорта — все это факторы адаптированности личности.
В процессе социально-психологической адаптации изменяется внутренний мир человека: появляются новые представления, знания о деятельности, которой он занимается, в результате чего происходит самокоррекция и самоопределение личности.
Происходит изменение и самооценки личности, которая связана с новой деятельностью субъекта, ее целями и задачами, трудностями и требованиями; уровень притязаний, образ «Я», рефлексия, «Я-концепция», оценка себя в сравнении с другими. Исходя из данных оснований, происходит изменение установки на самоутверждение, индивид приобретает необходимые знания, умения и навыки. Все это и определяет сущность его социально-психологической адаптации к социуму, успешность ее протекания.
Интересна позиция А.В.Петровского определяющего процесс социально-психологической адаптации как вид взаимодействия личности с окружающей средой, в ходе которого согласовываются и ожидания его участников. При этом автор подчеркивает, что важнейшим компонентом адаптации является согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее в себя как реальный уровень, так и потенциальные возможности развития среды и субъекта, выделение индивидуальности личности в процессе его индивидуализации и интеграции в данной конкретной социальной среде через обретение социального статуса и способности индивида приспособиться к данной среде.
Существуют значительные достижения в исследовании профессиональной адаптации, которые получили отражение в научно-методической литературе. Однако эти результаты зачастую не востребованы и не используются практическими работниками в решении рассматриваемой проблемы. Возрастает интерес к явлению упреждающей адаптации (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, и др.).
Вместе с тем авторы не связывают его с кризисным характером адаптации на этапе, предшествующем профессиональной реальности. Ни один из рассмотренных подходов, составляющих теоретико-методологические основы исследования названной проблемы, не отражает специфику модели упреждающей адаптации к педагогической деятельности. Более того, в психологической науке проблема упреждающей адаптации студентов к педагогической деятельности не изучалась.
Так, при представленности в научной литературе описания разных видов кризисов: возрастных (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.), биографических (Р.А. Ахмеров), профессиональных (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк), кризисов в адаптации студентов вуза (Б.А. Бараш, О. Кольвах) результаты исследования характерных черт кризисов в процессе вхождения студентов в учебную деятельность, их специфики, обусловленной реализуемыми моделями профессиональной подготовки специалиста, отсутствуют, не прошли экспериментальной проверки средства их полного или частичного упреждения.
В соответствии с существующей теорией, у каждого человека есть концептуальная модель внешнего мира, по которой формируется план и программа поведения. У людей с высоким уровнем тревожности эта модель является неустойчивой, что в экстремальной ситуации может приводить к отказу от деятельности.
К факторам, ухудшающим адаптацию в экстремальной или сложной ситуации, относится недостаток информации. Этот фактор считается основной причиной дезадаптации. Именно из-за недостатка информации могут включаться эмоции и начинаться стрессовые состояния. Наоборот, облегчает адаптацию опыт человека, особенно в преодолении трудностей, хорошее здоровье и волевые качества.
Адаптивность — способность к адаптации, приспособлению человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества. Поскольку адаптация – процесс взаимопроникающий, значит, изменяться может не только личность, но и среда, в которой он существует. Адаптивность не стоит путать со способностью социализироваться. Сумев приноровиться к обществу, человек может так и не адаптироваться в нем. Это значит, что нравственные установки и личные принципы совершенно расходятся с теми, что существуют в окружающей среде – культурной, социальной, коммуникативной. В таком случае человеку самому необходимо решать, что стоит изменить, чтобы не находиться в подавленном эмоциональном состоянии. Поэтому адаптивность стоит определять не только как способность адаптироваться к переменам, но и как желание приспособиться к ним.
Адаптивность прежде всего заключается в анализе и адекватном восприятии окружающей среды, вследствие чего вырабатывается умение оставаться целостной личностью. Кроме того адаптивность выражается в способности преобразовывать окружающую индивидуума действительность сообразно своим этическим и моральным представлениям. Если человек обладает адаптивностью, то он намного легче переносит перемены в жизни, имеет возможность адекватно сориентироваться в любой (особенно неприятной) ситуации, обладает более высокой эмоциональной устойчивостью, а также способен меняться, что не пугает, а только вдохновляет его.
Итак, адаптивность — это выносливость, высокая работоспособность, устойчивость к болезням и другим факторам внешней среды. Адаптивность зависит от уровня здоровья, но может рассматриваться и как мера здоровья, как мера резервных возможностей организма. Это свойство организма, вероятно, не имеет специфичности, т.е. мало зависит от действующего фактора. Под адаптацией в широком смысле понимается процесс приспособления организма к новым для него условиям функционирования. Это явление естественно для живых систем.
1.2 Понятие и значение адаптации студентов первого курса
В настоящее время чрезвычайно актуальной является проблема адаптации личности. Несмотря на многообразие трактовок понятия «адаптация», будем исходить из традиционного понимания адаптации как процесса приспособления к изменениям окружающей среды. Неумение справиться с новой жизненной ситуацией влечет за собой неуспешность деятельности, эмоциональный дискомфорт.
Процесс адаптации происходит постоянно. В первую очередь, потому, что психическое развитие — процесс непрерывный, продолжающийся всю жизнь, поэтому, переходя от одной точки развития к другой, мы автоматически переходим от одного фрагмента адаптации к другому, и личностное развитие можно рассматривать как череду адаптаций. Во-вторых, изменения окружающей среды так стремительны, что человек вынужден постоянно искать новые возможности для приспособления к среде.
Некоторые моменты возрастного развития являются особенно сложными в плане осуществления адаптации. Это, в первую очередь, моменты освоения новых видов деятельности и включения в иную социальную среду. Начало обучения в вузе — один из таких периодов.
Адаптация — процесс, в котором организация учебно-познавательной деятельности студента должна способствовать наиболее полной реализации личностного потенциала. Несмотря на безусловную сложность базовых дисциплин, когда студенты младших курсов испытывают особые проблемы в освоении именно их, раскрытие и использование их развивающего потенциала с целью учебной адаптации обусловливают формирование, стимулируют развитие, обеспечивают устойчивое функционирование связей, определяющих место обучающихся в образовательной среде вуза.
Адаптация студента в новом учебном заведении — постоянный, динамичный многоуровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно-мотивационной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации, в ходе которого происходит не только интеграция личности студента в социум (новое для него социальное окружение, новые условия жизнедеятельности), но и его личностное, профессиональное развитие и самореализация.
Целенаправленный, спланированный и организованный процесс адаптации как специфический момент в развитии и становлении личности студента имеет особое первоочередное значение, и в первую очередь сохранение психологического здоровья, а это значит, сохранение здоровья вообще. Психологическое здоровье — одна из наиболее остро обсуждаемых проблем:
Во-первых, потому, что в ходе процесса адаптации, на его начальном этапе, важно дать правильную ориентацию в системе поведения, так как подобная ориентация надолго определяет «характер» студента, путь его развития.
Во-вторых, потому, что в ходе этого процесса совершается важнейшее событие: формируется социальная общность студенческого коллектива, т.е. наиболее значимого и влиятельного окружения студента на протяжении всего периода обучения. На этом этапе вхождения в новую среду общение с окружающими людьми становится особенно значимым фактором социальной адаптации студентов, что является немаловажным в психоэмоциональном состоянии студента-первокурсника.
В-третьих, значительная часть адаптивных ситуаций возникает вследствие изменений условий обучения при поступлении в среднеспециальное учебное заведение в противовес школьным условиям, ставшими за девять или одиннадцать лет привычными и неизменными .
Эффективной адаптации студентов первого курса к новой воспитательно-образовательной среде является той целью, которая определяет содержание соответствующих педагогических задач. Выделим систему последовательных и взаимосвязанных шагов Седин В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в вузе:
· изучение личностных особенностей первокурсников;
· выявление трудностей адаптационного периода и особенностей «вхождения» обучающихся в студенческую жизнь;
· анализ и обобщение полученных данных;
· подготовка на основе данных исследований рекомендаций для кураторов и преподавателей, работающих со студентами первых курсов, направленных на оптимизацию адаптационного периода;
· включение в учебное расписание студентов первого курса кураторского часа, в рамках которого проводятся разномасштабные мероприятия по различным тематическим программам;
· разработка и постоянное совершенствование тематических образовательных программ для студентов первых курсов;
· организация и проведение цикла практических занятий со студенческими активами и старостами первых курсов, направленных на повышение уровня осознания трудностей адаптационного периода, освоение способов их преодоления и развитие навыков конструктивного общения;
· разработка цикла практических занятий для студенческих групп первого курса, которые в дальнейшем будут рекомендованы для проведения в рамках кураторского часа;
· организация и проведение методических семинаров с кураторами первых курсов по освоению ими методики проведения практических занятий в студенческих группах в рамках кураторского часа;
· социально-психологическое и научно-методическое сопровождение деятельности кураторов в процессе освоения ими предложенной методики проведения групповых занятий с первокурсниками;
· индивидуальное и групповое консультирование студентов и преподавателей;
· совместное подведение итогов, анализ результатов проделанной работы и планирование работы на будущее.
Для успешной адаптации студента-первокурсника необходим индивидуальный подход к каждому. Это должен быть основной принцип работы. Актуально проведение различных мероприятий, на которых ребята ближе знакомились бы друг с другом, учились общаться, находить общий язык с однокурсниками и с ребятами постарше.
Адаптация студентов к обучению в вузе — это системный, двусторонний, поэтапный процесс активного приспособления обучающегося к условиям образовательной среды, выражающийся в формировании и развитии когнитивных, мотивационно-волевых, социально-коммуникативных связей. Эти связи характеризуют субъектные отношения студента к основным видам его деятельности в образовательной среде вуза. Выделение связей разного типа помогает глубже понять суть явления, но при этом адаптация протекает системно, как единый процесс. Процесс адаптации имеет временную динамику, его этапы связаны с изменениями, происходящими как в характере учебно-познавательной деятельности, так и на уровне личностных свойств.
Обучение в Вузе, особенно в условиях внедрения инновационных технологий, требует от вчерашних школьников высокой активации психофизиологических процессов и сопровождается психоэмоциональным напряжением. Умственная деятельность становиться более интенсивной, чем в школе и требует освоения культуры умственного труда. Недостаточность навыков умственной работы является одной из ведущих проблем адаптации студентов, наиболее выраженной на начальных этапах обучения в виде дефицита времени. Между тем, поступление в высшее учебное заведение служит доказательством социально-положительной направленности личности. Поэтому снижение эффективности обучения, связанного с физиологическими особенностями .
Глава 2. Процесс успешной адаптации у студента-первокурсника
2.1. Факторы адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе.
Общеизвестно, что одной из важнейших педагогических задач любого вуза является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов. Первые месяцы учебы на новом месте – самые сложные: стресс, неуверенность, боязнь ошибиться. Какие шаги следует предпринять студенту, чтобы влиться в коллектив и в учебу? Как сделать процесс адаптации студентов-первокурсников плавным и менее болезненным? Какие факторы нужно учитывать? В своем исследовании мы сделали попытку выявить особенности приспособления первокурсников к новым условиям жизнедеятельности и факторы, влияющие на адаптацию студентов к вузу.
Анализ психолого-педагогической источников отечественных авторов позволяет сделать выводы о том, что проблема адаптации первокурсников в процессе вузовского обучения представлена отдельными исследованиями, практическими рекомендациями, методиками проведения психологических тренингов, где подчеркивается, что адаптация первокурсников к вузу является важным, многофакторным процессом включения студентов в новые условия жизнедеятельности, новый коллектив, систему требований с одновременным развитием адаптивных способностей. В психологической науке понятие «адаптация» рассматривается как сложный активный процесс приспособления к новым условиям деятельности и общения, творческого взаимодействия с окружающей предметной и социальной средой. Он может быть «стихийным», неуправляемым и управляемым, целенаправленным и спонтанным. В первом случае первокурсник неосознанно усваивает чужой опыт, который может быть как позитивным, так и негативным. Во втором – активная адаптация личности осуществляется под руководством организаторов учебной и внеучебной работы в вузе.
Выделяется три аспекта адаптации студентов-первокурсников:
— адаптация к учебной деятельности;
— адаптация к новой учебной группе;
— адаптация к новым условиям жизни.
Для адаптации в группе важно развивать у студентов умения и навыки межличностного общения, умение работать в коллективе. Неудачи в новом коллективе приводят первокурсника к разочарованию, вызывают неуверенность в себе, желание расстаться с новым коллективом. Неудовлетворенность жизненными условиями влечет за собой снижение настроения ребят, элементы депрессии.
Вопросами адаптации и факторов, влияющих на неё, занимались Г.А.Балл (дал понятие адаптации и обосновал ее значение для психологии личности), Е.В.Витенберг (выделил социально-психологические факторы адаптации), П.И.Ронгинская. (выявила изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов), Г.С.Абрамова (изучала стадии процесса адаптации). В своем исследовании мы будем опираться на определение адаптации, данное Г.С.Абрамовой. Она понимает под адаптацией процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которых постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания, либо процветания, а макросреда – воспроизведение и вступление в иную, восходящую стадию. Большинство психологов выделяют две группы факторов, влияющих на адаптацию начинающих студентов: социально-педагогические и индивидуально-личностные.
Процесс привыкания студентов к условиям обучения в вузе затрагивает практически все уровни их жизнедеятельности, общения и учебной деятельности. По мнению Е.В.Витенберга, на его эффективность оказывают влияние целый комплекс факторов: специфика учебной деятельности студентов, новые условия жизнедеятельности, личностные особенности (механизмы психологической защиты, черты характера), фактор адаптированности к педагогической системе (адаптация к новой системе образования, контроля, требований). Студент, находясь в новой социальной среде и уже имея определенный социальный опыт, чувствует влияние двух групп социальных факторов: те, которые влияют вне вуза, и те, которые влияют в системе вуза. К группе факторов, влияющих вне вуза, можно отнести макросоциальные факторы (экономическое развитие страны, от которого зависит удовлетворение значимых социальных потребностей; социокультурные условия, которые отражаются на формах досуга молодежи) и микросоциальные факторы (состав семьи, особенности воспитания в семье, влияющие на формирование социальной и коммуникативной компетентности, личностно- активной позиции). Мы остановили свой выбор только на тех факторах, которые отражаются на протекании процесса привыкания студентов к новым социальным условиям.
Во-первых, факторы, связанные с семьей студента. Это материальное положение семьи, социальное происхождение студента, уклад семьи, взаимоотношения в семье, трудности связанные с переездом, с самостоятельной жизнью вне семьи.
Во-вторых, контакт со школьными приятелями.
В-третьих, новая дидактичная ситуация, предполагающая иные формы и методы жизнедеятельности в высшей школе, такие как:
а) личность преподавателя;
б) общение в студенческой группе;
в) уровень развития студенческого коллектива.
В-четвертых: индивидуально — личностные факторы:
а) индивидуально-типологические особенности личности студента (тип нервной системы, особенности темперамента). О.С.Муравьева, Г.В.Ткачева определили, что лица со слабой нервной системой более тревожны, не уверены в себе, характеризуются сниженной самооценкой, большей направленностью на задания и взаимные действия. Лица с сильной нервной системой характеризуются повышенной самооценкой, большей направленностью на себя, уверенностью в себе. У менее тревожных преобладает стремление к личному престижу, первенству, к удовлетворению своих притязаний. Нервно-психическое напряжение может характеризоваться особым психическим состоянием, выступать как системная реакция адаптации, которая гибко изменяет активность человека в соответствии с изменениями в окружающей среде. Сбалансированный уровень нервно-психического напряжения является одним из факторов высокоэффективной деятельности и сохранения нервно-психического здоровья человека;
б) интеллектуальное развитие.
У студентов с высоким уровнем интеллекта, как отмечается исследователями, процесс адаптации протекает более трудно по сравнению со студентами, которые имеют средний и низкий уровни интеллекта. Результаты нашего исследования показывают, что у студентов младших курсов с высоким уровнем интеллекта отмечаются трудности, связанные с самоорганизацией, эмоциональной нестабильностью, повышенной тревожностью. Все это влияет на процесс адаптации.
Для выявления особенностей адаптации к обучению в вузе студентов-первокурсников физико-математического факультета педагогических специальностей, был проведен анкетный опрос. Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что студенты, которые поступали на факультет с целью получения желанной профессии и намерением после окончания университета работать по специальности, быстрее адаптируются к новым для них условиям вузовской жизни. Легче проходит процесс адаптации у тех первокурсников, которые хорошо понимают преподаваемый материал, справляются с учебными нагрузками, не имеют задолженностей. Адаптационный период проходит тяжело в том случае, если человек поступил учиться на тот факультет, где был меньше конкурс, или куда посоветовали родители, приятели, либо за компанию с лучшим другом. Есть ребята, у которых не сложились отношения с одногруппниками, с соседями по комнате в общежитии. Для них адаптационный период растягивается на очень долгое время, идет тяжело и напряженно.
Наше исследование показало, что привыкание начинающих студентов к новым условиям жизнедеятельности, связанное с переходом в другой социальный статус, является непростым процессом, который существенно определяет в дальнейшем морально-психическое самочувствие первокурсников, их дисциплинированность, отношение к учебе, активность жизненной позиции. Успешность адаптации первокурсников в вузе является одновременно и условием развития адаптационных способностей будущего специалиста, что в дальнейшем поможет справиться начинающему учителю с трудностями первоначального этапа профессиональной деятельности. Важным фактором успешной учебной деятельности первокурсников является мотивация к будущей профессии, которую необходимо в процессе проведения занятий формировать, закреплять и развивать. Одним из условий формирования устойчивой мотивации к педагогической профессии является создание ситуации успеха в процессе включения первокурсников в различные виды деятельности, что обеспечивает положительный эмоциональный фон их студенческой жизни. Поэтому необходимо сделать процесс адаптации целенаправленным, управляемым организаторами учебной и внеучебной работы в вузе.
2.2. Условия успешной адаптации студента-первокурсника
На наш взгляд, ведущим условием эффективности процесса адаптации, как показывает теоретический анализ материалов, является целенаправленное педагогическое управление этим процессом. Управлять адаптивным процессом обучения на младших курсах вуза – значит сознательно и последовательно обеспечить переход от одной стадии развития личностных отношений и ценностей к другой, более совершенной. Поэтому педагогически целесообразно определить критерии и показатели, с помощью которых можно было бы замерять успешность процесса личностной адаптации в условиях обучения в вузе. Для более успешной адаптации первокурсников, на наш взгляд, необходимо:
1. учитывать трудности адаптации первокурсников при построении учебных планов;
2. использовать различные методы обучения, ориентированные не на зазубривание изучаемых дисциплин, а, в первую очередь, на обучение студентов умению выявлять главные и второстепенные причины, следствия и другие стороны изучаемых проблем;
3. проведение курса «Введение в специальность», в рамках которого студенты первого курса должны получить чѐткое представление о выбранной специальности, методах и формах обучения, видах, представляемых формах отчѐтных документов, организации их содержания, периодах сдачи текущего и итогового контроля знаний и др.;
4. использовать у студентов первого курса системы адаптационных тренингов;
5. проведение спецкурса «Психология делового общения» на первом курсе обучения, который может способствовать формированию устойчивых навыков конструктивного обучения, развитию социальной компетентности;
6. проведение курса «Учись учиться», предназначенного для формирования навыков самостоятельной работы студентов в процессе изучения ими программного материала;
7. повышение роли куратора в адаптации студентов к условиям обучения в вузе.
Некоторые проблемы адаптации в образовательном процессе помогло бы решить использование компьютерных информационных технологий на лекциях, практических занятиях, семинарах и т.п. Наличие электронных учебников, пособий, электронных библиотек, тестов, выхода в глобальную сеть облегчают процесс активной учебной деятельности студентов. Работа студента с электронными ресурсами, самостоятельный поиск информации способствует совершенствованию умений отбирать и структурировать необходимый для изучаемой дисциплины материал, логично излагать и аргументировать различные, современные теоретические подходы к психолого-педагогическим проблемам. Использование новых информационных технологий помогает студенту стать активным в учебной деятельности и повышает его самостоятельность, что является одним из важнейших факторов успешной социальной адаптации.
Конечно, главным в адаптации остается личность студента, его способности, умение и желание приспосабливаться к новым условиям. И здесь большую роль будет играть самостоятельная, творческая работа студента.
Задачей учебного заведения является, прежде всего, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные производственные условия. Поэтому и помощь должна осуществляться всеми подразделениями вуза (учебными, научными, общественными) на основе их взаимодействия.
Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний. В результате реализации личностного адаптационного потенциала в процессе адаптации достигается определенное состояние личности – адаптированность, как результат, итог процесса адаптации.
Источник