Приложение N 3. Правила определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой
Приложение N 3
к Порядку прохождения
несовершеннолетними
медицинских осмотров, в том числе при
поступлении в образовательные учреждения и
в период обучения в них, утвержденному
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 декабря 2012 г. N 1346н
Правила
определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой
1. Определение медицинских групп для занятий несовершеннолетним физической культурой с учетом состояния его здоровья осуществляется в целях оценки уровня физического развития и функциональных возможностей несовершеннолетнего, выбора оптимальной программы физического воспитания, выработки медицинских рекомендаций по планированию занятий физической культурой.
2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим медицинским группам для занятий физической культурой: основная, подготовительная и специальная.
3. К основной медицинской группе для занятий физической культурой (I группа) относятся несовершеннолетние:
без нарушений состояния здоровья и физического развития;
с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.
Отнесенным к основной медицинской группе несовершеннолетним разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.
4. К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой (II группа) относятся несовершеннолетние:
имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;
входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);
с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3-5 лет.
Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.
Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.
5. Специальная медицинская группа для занятий физической культурой делится на две подгруппы: специальную «А» и специальную «Б».
5.1. К специальной подгруппе «А» (III группа) относятся несовершеннолетние:
с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;
с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.
Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).
При занятиях оздоровительной физической культурой должны учитываться характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой.
5.2. К специальной подгруппе «Б» (IV группа) относятся несовершеннолетние, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.
Отнесенным к этой» группе несовершеннолетним рекомендуется в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.
Источник
ЧТО ОЗНАЧАЮТ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ, И КАКАЯ ГРУППА ЗДОРОВЬЯ У ВАШЕГО РЕБЕНКА?
статья
ЧТО ОЗНАЧАЮТ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ, И КАКАЯ ГРУППА ЗДОРОВЬЯ У ВАШЕГО РЕБЕНКА?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_oznachayut_meditsinskie_gruppy_zdorovya_u_detey_po_fizkulture.docx | 443.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТО ОЗНАЧАЮТ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ, И КАКАЯ ГРУППА ЗДОРОВЬЯ У ВАШЕГО РЕБЕНКА?
Один из главных школьных предметов, отвечающих за здоровье ребенка – это, как известно, физкультура. Без нее невозможно полноценное физическое развитие наших детей – особенно, в условиях школы, где большую часть времени дети проводят неподвижно, за партами.
Как правило, на физкультуру «выгоняют» весь класс, предлагая упражнения, которые, согласно программе развития, «прописаны» всем здоровым деткам. И мало кто сегодня вспоминает, что существуют 3 медицинские группы по физкультуре, и далеко не все дети попадают в основную – здоровую.
Сколько физкультурных групп здоровья у школьников – принципы разделения на группы здоровья
Прежде всего, следует понять, что группы здоровья, и группы здоровья для занятий физкультурой – это не одно и то же .
- Под группами здоровья понимают 5 групп, в которые зачисляют детей, в соответствии с оценкой их здоровья.
- Что касается медицинских групп здоровья для занятий физкультурой – их 3.
Они имеют значение при участии ребенка в школьных уроках физкультуры:
- Основная. Здоровые дети, не имеющие серьезных проблем со здоровьем и соответствующие нормам по развитию.
- Подготовительная. Дети с незначительными проблемами со здоровьем.
- Специальная (А, Б). Дети с серьезными нарушениями в работе главных систем организма и с хроническими заболеваниями.
Многие родители (и даже учителя) не знают, но для каждой физкультурной группы здоровья существуют свои противопоказания, показания, комплекс занятий и даже время, которое положено на эти занятия.
Не все понимают, что специальные медицинские группы отличаются от обычной ЛФК. А разница проста: ЛФК проводят врачи, тогда как занятия для медицинских групп по физкультуре проводят педагоги, но с учетом оптимальных методик тренировок.
Что еще нужно знать о физкультурных группах здоровья?
- Выбор группы для занятий физкультурой осуществляется до поступления в школу — и обязательно указывается в медицинской карте.
- Оценку состоянию ребенка дает исключительно педиатр (или терапевт, подростковый специалист). Именно он и определяет ребенка после обследования в одну из 3-х групп. При зачислении в специальную группу врач обязан не только указать диагноз, но установить степень нарушений в работе организма. В определенных случаях может потребоваться заключение медицинской комиссии.
- Группу здоровья следует подтверждать ежегодно.
- Группу здоровья могут поменять, если на ежегодном обследовании выяснено, что состояние ребенка улучшилось или ухудшилось.
Распределение детей по физкультурным группам здоровья в школе
Детишки из первых 2-х медицинских физкультурных групп обычно занимаются вместе, но для детей из подготовительной группы снижают, как объем нагрузки, так и ее интенсивность.
Что касается состава специальной группы – он формируется приказом школьного директора и по заключению выездной бригады специалистов. Занятия для этой группы проводят в школе дважды в неделю или трижды, но — по полчаса.
Физкультурные группы здоровья школьников в России — статистика
Основная 1-я группа здоровья учеников школы в России
К основной физкультурной группе здоровья относят здоровых детей с 1-й и 2-й группами здоровья:
- Не имеющих нарушений в состоянии здоровья.
- Имеющих легкие нарушения, которые не влекут за собой отставание в развитии от сверстников. Например, лишний вес, ВСД, дискинезию или же легкую аллергию.
Детей из данной группы допускают до…
- Сдачи норм ГТО.
- Учебных занятий в полном объеме.
- Сдачи нормативов.
- Тренировок в спортивных секциях.
- Участия в соревнованиях, турнирах, олимпиадах. Как собрать ребенка в поездку на соревнования в другом городе?
- Участия в туристических походах.
- Занятий в ДЮСШ и ДЮКФП.
Безусловно, важно также помнить, допуская детей до занятий спортом, и об относительных противопоказаниях.
- При круглой спине будут противопоказаны бокс, гребля и велосипед.
- При астигматизме и близорукости – прыжки в воду, бокс, мотоспорт и тяжелая атлетика, горные лыжи.
- При перфорации барабанной перепонки – любые виды водного спорта.
Подготовительная группа здоровья школьников по физкультуре
В подготовительную физкультурную группу определяют детей со 2-й группой здоровья (по статистике – более 10% всех учащихся в российских школах):
- Слабо подготовленных в физическом плане.
- С морфофункциональными нарушениями здоровья.
- Входящих в группы риска по определенным заболеваниям.
- Имеющих хронические заболевания в стадии ремиссии, которая длится около 3-5-ти лет.
Детей из данной группы допускают до:
- Занятий по обычной программе, но с исключением отдельных видов тренировок и упражнений.
- Сдачи ГТО, тестовых и обычных контрольных испытаний, участия в спортивных мероприятиях — только при условии особого разрешения специалиста.
До участия в спортивных соревнованиях дети из данной физкультурной группы не допускаются.
Также им запрещены:
- Большие объемы высокоинтенсивных физических нагрузок.
- Длительный бег.
- Большое количество повторений упражнений.
Педагог обязан выбрать для детей специальный комплекс упражнений, в соответствии с медицинской картой, в которой прописаны все противопоказания.
В медицинской справке в обязательном порядке должен быть указан и срок перевода ребенка в основную группу.
Детям из данной группы рекомендуется:
- Чередование сложных упражнений со специальными дыхательными.
- Замена бега на ходьбу.
- Проведение спокойных игр без резких передвижений.
- Увеличение пауз для отдыха.
Заключения комиссии для определения ребенка в данную группу не требуется – достаточно лишь справки от участкового педиатра, на которой должны присутствовать:
- Печать и подпись.
- Рекомендации, основанные на рекомендациях узконаправленного специалиста, а также конкретные ограничения.
- Диагноз.
- А также период, на который определяется ребенок в подготовительную группу.
Специальная группа здоровья детей по физкультуре в школе – проводят ли уроки физкультуры с детьми специальных групп «А» и «В»?
Данная физкультурная группа делится еще на две – А и Б.
В специальную физкультурную группу А зачисляют детей с 3-й группой здоровья:
- Имеющих хронические заболевания, пороки развития, и пр.
- С нарушениями развития, которые требуют обязательного ограничения физической нагрузки.
- Имеющих серьезные нарушения в работе организма, не мешающие учебе, но являющиеся противопоказаниями к занятиям физкультурой.
Детей из специальной группы А допускают до:
- Занятий по специально разработанной программе.
- Занятий отдельными видами школьной программы с обязательным снижением нормативов.
- ЛФК.
В обязательном порядке ограничивают следующие упражнения:
- Акробатические.
- Силовые.
- Скоростные.
- Умеренно-интенсивные подвижные игры.
- Участие в соревнованиях.
- Участие в массовых физкультурных мероприятиях.
- Посещение спортивных секций.
- Сдача нормативов.
Дети из специальной группы А не занимаются с остальными детьми – для них следует проводить отдельные уроки, которые должны вести специально подготовленные инструкторы по специальным программам.
В специальную физкультурную группу Б зачисляют детей с 4-й группой здоровья:
- Имеющих хронические заболевания без выраженных признаков нарушения общего самочувствия.
То есть, дети из этой группы допускаются до общих теоретических занятий, но от физкультуры в школе в целом освобождены.
Детей из специальной группы Б допускают до:
- Занятий ЛФК.
- Занятий по комплексной специальной программе, разработанной специалистом – дома, самостоятельно.
В данную группу ребенка можно определить только решением врачебной комиссии, а справка выдается исключительно на определенный срок, по истечении которого требуется ее повторная выдача с проведением комиссии и обследованием ребенка.
Источник
2 группа здоровья у ребенка.
Для упрощенияотслеживания состояния здоровья детей, специалистами введено разделение их нагруппы. Стоит узнать о том, что такое 2 группа здоровья у ребенка, что этозначит для него и чем чревато в будущем, более подробно.
Группа здоровья — условный термин, шкала, позволяющая даже незнакомому с конкретным перечнем заболеваний, которыми страдает человек, врачу или иному специалисту определить состояние его здоровья. Она также показывает, соответствует ли уровень развития малыша возрасту. Всего таких групп 5:
1 группа — здоровые дети. У таких малышей нет хронических заболеваний, они редко болеют.
2 группа здоровья – относительно здоровые малыши. Обычно к ней относят потенциально здоровых детей, но по мере своего развития рискующих приобрести хронические заболевания.
3 группа. Дети с хроническими заболеваниями, находящимися в состоянии ремиссии.
4 группа. Хронические заболевания обостряются чаще, чем в других малышей. Дети, относящиеся к 4 группе, нуждаются в регулярных медицинских осмотрах и поддерживающей терапии. Они не инвалиды, но влиться в общество им сложно из-за возможного развития нервно-психических заболеваний.
5 группа — инвалиды. У малышей имеются серьезные нарушения систем организма и отдельных органов.
Важно! Группу здоровья определяет педиатр в роддоме или в поликлинике, иногда врач в детском саду. Выставленная ими оценка не является неизменной.
Так, если ребенок, которого при наличии соответствующих факторов отнесли ко 2 группе, но спустя положенное время никаких заболеваний у него выявлено не было, врач изменяет отметку, проставленную в карточке. Это же относится и к детям, причисленным к другим группам.
Факторы, позволяющие отнести ребенка ко 2 группе
Группу здоровья определяют на основании:
- наличия или отсутствия отклонений в онтогенезе на раннем этапе;
- физического развития;
- нервно-психического развития;
- состояния иммунной системы, ее способности защитить организм от различных заболеваний;
- интенсивности работы внутренних органов и систем.
Если у малыша естьхроническое заболевание – это уже один из факторов, способствующих внесению егов одну из групп здоровья, следующих за первой (здоровые малыши).
Конкретно ко 2 группе относят:
- недоношенных или переношенных детей;
- малышей с поражениями ЦНС;
- детей, страдающих от гипотрофии 1 степени;
- новорожденных, инфицированных в утробе женщины;
- грудничков, весящих меньше или больше нормы;
- малышей, в конституции тела которых есть небольшие отклонения;
- детей с сердечными аномалиями, измененным пульсом и давлением, нарушениями в работе ЖКТ;
- тех новорожденных, что болеют ОРВИ и ОРЗ чаще, чем 3-4 раза в год;
- малышей, чей гемоглобин меньше установленных нормальных показателей.
Ко 2 группе относят более60% всех новорожденных. При этом необязательно, что все они имеют какие-либоотклонения, мешающие дальнейшему нормальному развитию. Иногда отметка появляется в карте малыша всеголишь оттого, что беременность была многоплодной и существуют определенныериски.
Важно! Группу определяют по самому тяжелому извыявленных заболеваний или пороков, но лишь при условии, что они периодическинапоминают о себе. Если следов перенесенной болезни в организме не обнаружено,малыша признают здоровым, включив в 1 группу.
Подгруппы 2 группы здоровья
Для удобства медики поделили 2 группу на 2 подгруппы:
- А. У детей нет отклонений, физическое и психическое развитие их не нарушено. Но есть риски, сопряженные с плохой наследственностью или условиями проживания. Ограничений для таких малышей не устанавливают, они занимаются на уроках физкультуры наравне со всеми.
- Б. Наблюдаются незначительные отклонения – дети часто болеют, иногда отстают в развитии от сверстников. На уроках физической культуры с ними занимаются по индивидуальной программе, для укрепления иммунной системы малышей закаливают, прописывают им витамины, регулярно следят за уровнем гемоглобина.
В течение жизни (до 17лет) подгруппы могут изменяться.
Наблюдение за здоровьемдетей в садике или у педиатра
Медсестра в детском учебном заведении (садик, школа) должна быть в курсе того, к какой группе относят малыша, вверенного ее попечению. За детьми из 2 группы нужно наблюдать, отслеживая малейшие изменения в состоянии организма.
Для этого проводятся регулярные медицинские осмотры. Первый такой проводится после рождения, затем:
- в 3 года;
- перед школой в 5-6 лет;
- после окончания первого класса – 8 лет;
- в 10 лет пи переходе из младшей школы в среднее звено;
- в 12 лет – начало полового созревания у девочек и мальчиков;
- в 14-15 лет.
Если по результатамосмотра выявляют отклонения, ранее не отмеченные в карте, детей переводят из 2в 3 группу.
При осмотре медицинская сестра обращает внимание на состояние волос, кожи, ногтей, проверяет зоркость, опрашивает его или родителей на предмет наличия или отсутствия хронических заболеваний.
Прослушиваются сердце и легкие, детей также осматривает гинеколог и уролог, зубной врач, невролог, другие специалисты узкого профиля. При необходимости (подозрение на наличие заболевания) детей направляют на обследование.
В рамках таких осмотров также регулярно берут кровь и мочу на анализ, проводят исследование кала.
Естественно, что родители вправе самостоятельно посещать с детьми врача с тем, чтобы он осматривал их чаще, чем в 2-3 года. Это даже приветствуется, но именно указанная периодичность позволяет понять, нормально ли развивается организм ребенка, не отстает ли он в умственном развитии, соответствует или физическое и психическое состояние норме.
Отказываться от профилактических осмотров неразумно. Возможно, их не всегда проводят профессионалы высокого уровня, но даже простая медсестра в медицинском учреждении может заприметить то, о чем не подозревают родители и этим спасти ребенка от развития у него серьезных заболеваний.
Рекомендации для родителей детей со 2 группой
Если у ребенка 2 группа, что это значит и чем опасно, рассказывают родителям заранее, еще в роддоме. Чтобы такой малыш рос активным и здоровым, правильно развивался, ему недостаточно всего лишь родится без отклонений физического и психического плана.
Медицинские исследования показывают, что крепкой иммунной системой от рождения могут похвастаться только 10% детей. Здоровье оставшихся 90% детей зависит от созданных родителями условий проживания. Так, для укрепления организма:
- Важно создать в семье здоровый микроклимат. Это не только физическая активность и закаливание всей семьей, а прежде всего, психологическое спокойствие, отсутствие скандалов, криков. Если ребенок живет в семье, где все друг на друге срывают свой гнев и используют самого ребенка в качестве громоотвода, то велик риск развития у него различных физических и психических отклонений, совсем не обязательно, что они будут, но постоянный стресс уменьшает способность организма к противостоянию патогенам. Все силы уходят на поддержание ЦНС.
- Нужно правильно питаться. Продукты, которые потребляет ребенок, должны быть обогащены витаминами и полезными веществами. Особую пользу приносит витамин А (каротин). Он содержится в свежих овощах (морковка, тыква), печенке, яйцах. Для развития мозга нужно употреблять больше продуктов, содержащих витамин В. это могут быть – зелень, морепродукты, каши, молоко и мясо. Витамин В способствует ускорению обмена веществ в организме, положительно воздействует на кровоток. Если ребенок часто болеет, наверняка, его организм страдает от нехватки витамина С. Этот витамин содержится в большом количестве в некоторых овощах и фруктах. Многое зависит и от регулярности потребления пищи. Так, ребенок должен есть не менее 3 раз в день полноценно, а также делать перерыв на перекусы в виде полдника и второго завтрака.
- Стараются соблюдать режим дня. Многие современные родители негативно относятся к необходимости четкого соблюдения малышом распорядка дня, отказываясь от разделения времени на сон, пищу, уроки и игры. Но для правильного развития детского организма режим важен. Так, малыш должен ложиться и вставать в одно и то же время, есть, когда захочется, но завтракать, обедать и ужинать в строго отведенное для этого время. Дневной сон положительно отражается на состоянии иммунной системы. Дети, не соблюдающие режим больше подвержены риску развития отклонений в работе ЦНС, они раздражительны, быстрее устают, не могут долго концентрировать внимание на предмете или разговоре.
- Часто и подолгу гуляют на свежем воздухе. Длительность прогулки должна составлять не менее 2 часов в день. Этого времени должно быть достаточно для насыщения организма витамином D.
Укрепить иммунную системупомогают также закаливание, регулярная влажная уборка квартиры, прививки.
Если у ребенка нетсерьезных отклонений, то скорректировать состояние иммунной системы, усиливзащитные функции организма ребенка, способен каждый родитель, беспокоящийся оего состоянии.
Меры по укреплению организма на уроках физической культуры
Дети со 2 группой здоровья в детском саду занимаются в специальной подготовительной медицинской группе. Они, как правило, недостаточно подготовлены в физическом плане.
Школьников допускают на обычные уроки физической культуры, но на усвоение ими всех двигательных умений и навыков им отводится больше времени. Физическая нагрузка должна быть соразмерной возрасту, исключены движения, которые могут навредить здоровью.
Если медиком ставится 2 группа у ребенка, что это значит должен знать каждый учитель физической культуры. В противном случае он может оказать существенное негативное влияние на состояние организма подопечного, принуждая его к выполнению непосильных упражнений.
Детям с группой Б, запрещено участвовать в спортивных мероприятиях, они не выполняют на уроках обычные тестовые задания, работая по отдельной схеме.
Дополнительные занятия физкультурой следует проводить дома. Учителю и родителю такого ребенка придется много работать с тем, чтобы:
- укрепить и улучшить состояние иммунной системы;
- улучшить физическое развитие;
- способствовать скорейшему освоению малышом важных двигательных навыков, умений, повышения качества их выполнения;
- сформировать интерес к постоянному занятию физической культурой и спортом;
- воспитать в ребенке положительное отношение к ЗОЖ;
- научить ребенка выполнять упражнения, благоприятно воздействующие на состояние его организма;
- приучить малыша к режиму работы и отдыха.
Во время активных занятийспортом повышенное внимание уделяют гигиене и правильному питанию.
Это поможет понять, чтовсе не так страшно. Дети, отнесенные к рассматриваемой категории, вбольшинстве случаев полностью здоровы, группа №2 ставится большинствуноворожденных.
Если родитель, увидевшийв карточке у ребенка отметку 2 группа здоровья, не знает, что это значит иначинает сильно переживать, то перед тем, как бежать к врачу, ему следуетизучить порядок присвоения групп.
Источник