Средства обучения и воспитания для инвалидов и лиц с ОВЗ
Средства обучения и воспитания, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации учащиеся воспринимают зрительно мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски, диапозитивы. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. К проведению демонстраций предъявляют следующие требования: демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу. Во время демонстрации учитель выбирает позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса. В процессе обучения также используются технические средства обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.
В учреждении используются средства обучения и воспитания:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, и т.д.);
— таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, английскому языку, литературе, технологии, химии, начальным классам;
— карты по истории и географии;
— картины по русскому языку, литературе;
— портреты по всем учебным предметам;
— натуральные объекты по биологии;
— модели, муляжи по биологии, географии, математике, физике, начальным классам;
— лабораторное оборудование по физике, химии, биологии.
Источник
Использование вспомогательных приспособлений и технических средств в коррекционной работе с детьми раннего возраста с ОВЗ.
специалист в области арт-терапии
Использование вспомогательных приспособлений и технических средств в коррекционной работе с детьми раннего возраста с ОВЗ.
Для детей с ОВЗ характерно отставание в развитии двигательных функций. Отмечается патологическое изменение общего мышечного тонуса, кистей рук, отставание в развитии голосовой активности, ориентировочно – познавательной и манипулятивной деятельности, недостаточности зрительно – моторной координации.
Специальное оборудование дает возможность находиться в правильном и симметричном положении, тем самым уменьшать патологические позы и патологические движения, регулировать мышечный тонус, помогает ребенку участвовать в жизненных процессах, развивать новые навыки, проявлять собственную активность. Использование технических средств должно быть ориентировано на повседневную жизнь ребенка, и удовлетворение его потребностей в двигательной активности. Вспомогательные приспособления используются в любом возрасте, подбираются индивидуально, корректируются по объему помощи и времени использования по четко определенным показаниям. В использовании любого вида оборудования задействован большой круг лиц: ребенок, родители, врач, физиотерапевт, производитель и распространитель.
Приведу несколько примеров технических средств.
ОПОРА ДЛЯ СТОЯНИЯ «БЕРЕЗКА»
Оборудование подойдет для детей, которые не в состоянии самостоятельно стоять, но держат голову. Опора для стояния служит средством обучения навыкам вертикального положения ребенка
Опора Березка относится к средствам для поддерживания нужного правильного вертикального положения ребенка со слабым тонусом мышц, для развития у него навыков контроля положения тела, для проведения с ним занятий по интеллектуальному развитию.
ОПОРА ДЛЯ СТОЯНИЯ «НЕВАЛЯШКА»
Опора для стояния «Неваляшка» — вертикализатор с изменяемым углом наклона от горизонтального до вертикального положения, на колесиках с тормозами, предназначен для постепенной адаптации пациентов, находящихся в положении лежа на спине, в положение стоя. Реабилитационное приспособление с опорной платформой в полный рост для постепенного вывода ребенка с ДЦП из горизонтального положения в вертикальное. Опора позволяет менять положение ребенка в пространстве, начиная с привычного горизонтального и далее шаг за шагом до вертикального (всего 11 шагов). Для сохранения безопасной и симметричной позы ребенок фиксируется в четырех точках: ступни, колени, таз и грудь. Для предупреждения перекреста ног предусмотрен абдуктор. Опору можно использовать со столиком и без него, а также оснастить подголовником.
ОПОРА ДЛЯ СИДЕНИЯ
Позволяет удобно (правильно) разместить ребенка на опоре, закрепить тело ребенка в нужном симметричном положении, при отсутствие контроля головы и туловища, постепенно вывести ребенка со слабыми или спастическими мышцами спины и груди от наклонного положения полулежания в вертикальное положение сидение, путем постепенного поднимания спинки, оставляя руки ребенка свободными для других видов деятельности.
Опора для сидения Медвежонок предназначена для детей со слабыми или спастичными мышцами спины и груди, а также с отсутствием контроля головы и туловища эта конструкция является необходимой для постепенного выведения ребенка от полулежачего в вертикальное положение.
При этом положение ребенка является симметричным, правильным, фиксированным, что позволяет освободить руки для других видов деятельности и развития.
Опора для сидения Егорка помогает создать правильное, симметричное положение ребенка и удерживать равновесие в положении сидя, с помощью регулируемых по высоте ножек и подлокотников, тазобедренного крепления, в виде одиночного ремня, установленного под углом 45° и комплексного нагрудного крепления «Уздечка» и абдуктора. Опора снабжена столиком для дополнительной опоры рук, также в комплект входит стол-парта. Ножки сидения и подлокотники регулируются по высоте.
Напольная опора Антошка (без ножек и колес) предназначена для реабилитации детей с ДЦП. Используется в комплексной терапии в лечении положением.
Данная опора помогает принять симметричную, правильную, корригирующую позу. В случае когда опора находится на полу ребенок стремится вытянуть ноги вдоль пола, чтобы принять наиболее естественную позу. При дополнительном фиксировании ног гейторами (либо гейторами в комбинации с туторами) в распрямленном положении — мышцы пациента находятся в пассивной растяжке, что предупреждает или корректирует контрактуры в коленях и стопах. Положение сидя с вытянутыми ногами и фиксированное тазобедренного пояса набедренным креплением, подтягивающим тазовую область к задней спинке сиденья, не позволяют пациенту сидеть на крестце, что в свою очередь, что в свою очередь, предупреждает «круглую спину»
Опора для сидения Слоник сидение с ортопедической укладкой используется для постепенного выведения ребенка из положения лежа в положение сидя. Постепенное увеличение угла наклона спинки позволяет, не форсируя события, плавно, с минимальными ощущениями дискомфорта, переводить ребенка в полулежащее положение.
В комплекте имеется две подушки для спинки, толщиной 2 см и 4 см. Ребенок фиксируется в напольном сидении нагрудным креплением «Уздечка». Для устранения перекреста ног и для пассивной растяжки абдукционных мышц служит абдуктор, расположенный в передней части сидения. Для развития навыков сидячего положения с ногами согнутыми в коленях, как спинке, так и сидению придается наклонное, приподнятое положение с опущенной подножкой.
Слайд №6 « ОПОРЫ-ХОДУНКИ(ШАГАЮЩИЕ)» « ОПОРЫ-ХОДУНКИ НА КОЛЕСАХ)» Специальные ходунки считаются лучшим решением в ситуации, когда малыш уже может самостоятельно двигаться, но по-прежнему затрудняется должным образом удерживать равновесие .
Источник
Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»
Спасибо!
Вы успешно стали нашим подписчиком.
- Главная
- Инклюзивное образование
- Практика инклюзии
- Вспомогательные технологии для обучения детей с ОВЗ
Вспомогательные технологии для обучения детей с ОВЗ
К вспомогательным или ассистивным технологиям (от англ. assistive technologies) относятся устройства, программные и иные средства, использование которых позволяет расширить возможности лиц с особыми образовательными потребностями в процессе приема информации, их адаптации к условиям жизни и социальной интеграции[1].
Фактически любые инструменты, которые помогают в обучении, называют
вспомогательными технологиями. Инструмент или устройство, которое использует ученик с инвалидностью для выполнения задания, которого он не мог выполнить без этого инструмента/устройства, или позволяющее ему выполнить задание проще, быстрее или лучшим образом можно назвать вспомогательной технологией. Это может быть, как коммерческий продукт, так и что-то сделанное своими руками. Это может быть простая технология, как, к примеру, резиновая насадка для карандаша, или сложная технология, как компьютер.
Технологии в инклюзивном образовании решают две основные задачи:
- Повышение доступности образовательной среды и знаний;
- Вовлечение всех детей в общий образовательный процесс.
Кому помогают вспомогательные технологии?
Любому ребенку с инвалидностью (от легкой формы до тяжелой) ВТ могут помочь. Есть технологии, которые помогают читать, писать, запоминать, ходить, сидеть, видеть, слышать, общаться. Каждый ребенок, которому нужна такого рода помощь, может получить пользу от использования вспомогательных технологий.
Чем вспомогательные технологии могут помочь ученикам?
- Помогать ребенку учиться
- Упростить процесс включения чего-либо
- Держать вещи на своем месте
- Помогать ученику одеваться или кушать
- Дать возможность играть
- Способствовать коммуникации или сделать ее возможной
- Помочь ребенку лучше видеть или слышать
- Помочь ребенку контролировать такие вещи как телевизор, радио, компьютер, свет
Какие существуют услуги относительно вспомогательных технологий?
Это любые услуги, которые необходимы, чтобы помочь ученику получить или использовать вспомогательные технологии. Эти услуги включают в себя:
- Оценка потребностей ученика в использовании вспомогательных технологий;
- Подбор, адаптация, обслуживание и ремонт вспомогательных технологий по мере необходимости;
- Обучение ребенка использовать вспомогательные технологии, и
- Обучение педагогов, а также, в случае необходимости, родителей использованию вспомогательных технологий.
Существует несколько категорий вспомогательных технологий. Каждая из этих категорий направлена на развитие функциональных способностей учеников с инвалидностью. Некоторые из них приводятся ниже:
Инструменты, которые помогают в обучении: Электронные и неэлектронные устройства, например, калькулятор, корректор, портативное устройство для электронной обработки текста и компьютерные программы для учащихся, испытывающих сложности в обучении.
Инструменты, которые помогают справляться с ежедневными рутинными действиями: приборы и устройства, которые помогают самостоятельно есть, умываться, готовить еду, одеваться, убираться и следить за гигиеной. К таким инструментам относят, например, чашки с большими ручками, миски с резиновыми подложками, ложки с утяжеленными ручками, крючки для застегивания пуговиц.
Вспомогательные слуховые аппараты и устройства контроля внешних условий: Электронные и неэлектронные средства, например, приборы усиления, системы скрытых субтитров, системы предупреждения, предназначенные для не слышащих учеников или учеников с нарушениями слуха.
Инструменты дополнительной коммуникации: Электронные и неэлектронные устройства и программы, благодаря которым ученики с нарушениями речи имеют средство выражения и восприятия информации.
Компьютерный доступ и обучение: Устройства ввода и вывода, альтернативные устройства доступа, модифицированные или альтернативные клавиатуры, выключатели, специальные программы и другие устройства и программные решения, позволяющие ученику с ограниченными возможностями пользоваться компьютером.
Инструменты контроля внешних условий: Электронные и неэлектронные средства, например, выключатели, приборы контроля внешних условий и остальные инструменты, которые обеспечивают ученику с ограниченными возможностями максимальную независимость в процессе обучения.
Средства перемещения: Электронные и неэлектронные средства, например, инвалидные коляски (с ручным или электрическим приводом), ходунки, скутеры, предназначенные для личного перемещения.
Инструменты, помогающие овладеть начальными трудовыми и профессиональными навыками: Электронные и неэлектронные средства, например, анализ задач в рисунках, адаптированные держатели и часы, помогающие учащимся выполнить поставленные перед ними задачи по овладению начальными трудовыми и профессиональными навыками.
Инструменты для отдыха и развлечения: Электронные и неэлектронные средства, например, адаптированные книги, игрушки с адаптированными выключателями, компьютерные программы для самостоятельного участия в досуговых мероприятиях.
Инструменты, помогающие сохранить сидячее положение или иное положение тела: Адаптированные системы для сохранения сидячего положения или иного положения тела, позволяющие учащимся включаться в учебный процесс.
Сенсорные средства: Утяжеленные одеяла, утяжеленные жилеты, ручные головоломки, массажные подушки для учащихся, которым показана сенсорная диета.
Визуальные средства: Электронные и неэлектронные средства, например, лупы, калькуляторы с голосовым вводом, устройства для набора шрифта Брайля, адаптированные кассетные проигрыватели, ПО для озвучивания написанного на экране текста, устройства для конспектирования шрифтом Брайля – все это позволяет незрячим ученикам или ученикам с нарушениями зрения получать доступ к визуальной информации.
В США потребность учащегося во вспомогательной технологии определяется группой по разработке индивидуальной программы обучения. Как правило, прежде всего рассматривается возможность применения вспомогательной технологией или ее оценка. Как только определяется потребность во вспомогательной технологии, группа по разработке индивидуальной программы обучения описывает необходимую технологию в индивидуальной программе обучения.
При рассмотрении возможности применения вспомогательной технологии в ходе первоначальной и ежегодной оценки ИПО, группа по разработке индивидуальной программы обучения должна придерживаться Контрольного списка для рассмотрения возможности применения ВТ:
- Изучить сферы обучения и доступности для каждого отдельного ребенка и определить задачи для каждой сферы.
- Определить, способен ли ученик выполнить поставленные задачи при помощи типовых классных принадлежностей.
- В случае, если ученик не способен выполнить поставленные задачи, используя типовые классные принадлежности, группа по разработке индивидуальной программы обучения решает, какие доступные модификации, специальные условия и вспомогательные технологии ему в этом помогут.
- В случае, если ученик не способен самостоятельно выполнить задачи, используя типовые классные принадлежности или доступные модификации, специальные условия и вспомогательные технологии, группа по разработке индивидуальной программы обучения определяет необходимые дополнительные решения (в том числе вспомогательные технологии).
Процесс рассмотрения возможности применения вспомогательной технологии включает в себя пробный период использования такой технологии, что позволяет оценить потенциальную эффективность инструмента. Возможность испытать ВТ предлагается в классе или в школе.
В случае необходимости, к примеру, когда группа по разработке ИПО решает, что действующих модификаций и программ недостаточно для реализации потребностей ученика во вспомогательных технологиях в полной мере, проводится оценка потребности во вспомогательной технологии. Оценка также может проводиться по просьбе родителей учащегося.
Самое важное, что необходимо знать педагогу или школе, которые принимают решение использовать вспомогательные технологии в обучении детей с ОВЗ, технологии вторичны, первичны потребности каждого конкретного ребенка, которые те или иные технологии могут помочь удовлетворить.
Большинству людей технологии облегчают жизнь. Людям с инвалидностью вспомогательные технологии дают возможности!
[1] Карпов А.А. Ассистивные информационные технологии на основе аудиовизуальных речевых ИНТЕРФЕЙСОВ //Труды СПИИРАН. 2013. Вып. 4(27). ISSN 2078-9181 (печ.), ISSN 2078-9599 (онлайн)
Источник