Меню

Всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
консультация на тему

Консультация для родителей

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_razvitiya_detey.docx 15.04 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Внимание у таких детей всегда в той или иной степени нарушено: оно недостаточно устойчиво. Дети легко отвлекаются, им свойственна крайняя слабость произвольного внимания, необходимого для выполнения различных игровых и бытовых заданий. Однако, как подтверждает практика, развить внимание у них можно. Если вы проявите терпение и умелый подход к вашему малышу, то со временем научите его активно играть с яркими картинками и движущимися предметами, с радостью выполнять ваши задания, переключаться с данного вида деятельности на другой.

С памятью у таких детей также бывают проблемы. Они не в состоянии запомнить названия реальных или изображенных на картинках предметов, коротких стихотворений. Но вы не отчаивайтесь, и по несколько раз возвращайтесь к пройденному. Хотя встречаются такие дети, которые довольно быстро запоминают стихотворения.

У детей с недостатками развития особенно глубоко нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарные обобщения, очень узко воспринимает то, о чем вы ему рассказываете. В младшем возрасте ребенок практически не в состоянии самостоятельно объединить в группы игрушки, относящиеся, например, к одежде, мебели, посуде и пр. Он не осознает, что платье и брюки – это одежда, а стул и стол – мебель. Поэтому малыш беспорядочно и бессистемно хватает все, что попадается ему под руку.

Если вы предложите ребенку рассказать содержание простой сюжетной картинки, то в лучшем случае он назовет некоторые изображенные на ней предметы. Малыш не сможет правильно расположить картинки в последовательности происходящих событий. Не справится он и составлением рассказа по нескольким сюжетным картинкам.

С возрастом и в результате обучения дети усваивают элементарные понятия, которые, однако, остаются недифференцированными и малосвязанными между собой. Словарный запас у детей очень бедный, они не самостоятельны в своих суждениях и часто механически повторяют то, что слышали от взрослых.

Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказываются на овладении речью. В младшем возрасте он с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае, улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к его потребностям. Со временем ребенок станет лучше понимать обращенную к нему речь, однако очень долго он воспринимает только то, что связано с его личным опытом.

Собственная речь детей появляется поздно. Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих фразы. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, своеобразными словами, в которые они обычно вкладывают определенный смысл.

Как правило, движения детей неуклюжи, нескоординированы, их точность и темп нарушены. Чаще всего ребенок бывает медлителен и неловок. Особенно плохо удаются малышу движения рук и пальцев: ребенок с трудом учится шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Он не может бросить и поймать мячик, надеть кольца на стержень, чтобы собрать пирамидку.

Из-за нарушений координации движений дети с трудом себя обслуживают, они требуют постоянного ухода. С самого раннего возраста уделяйте внимание коррекции их движений. Если вы будете систематически заниматься с сыном или дочкой физической культурой, то со временем движения ребенка станут более точными и координированными.

Итак, теперь вы знаете отличительные особенности различных сторон психической деятельности большинства детей с ограниченными возможностями. Вместе с тем поведение детей различно. Один ребенок более спокойный, он сравнительно легко подчиняется требованиям взрослого. Другой крайне возбудим, неуправляем, вскакивает с места, хватает все, что попадется под руку, ломает или бросает игрушки, толкает рядом сидящих. Некоторые дети беспрестанно разговаривают сами с собой, задают окружающим стереотипные вопросы, не ожидая и не выслушивая ответа на них. Таким малышам не под силу выполнить элементарные задания. Но многие из них любят разглядывать книжки с большими яркими картинками, слушать музыку, смотреть детские телепередачи. Учитывайте любые наклонности ребенка, это поможет вам организовать его досуг или провести различные занятия.

Некоторые дети отличаются заторможенностью, вялостью, медлительностью. Обычно они замкнуты, пассивны, негативно реагируют на происходящее вокруг. Старайтесь привлечь внимание такого малыша красочными предметами и картинками. Занимаясь с ним, будьте сами более эмоциональными, время от времени разыгрывайте небольшие сценки, беря на себя какую-нибудь роль, а затем предложите ребенку изобразить, например, лисичку, медведя.

Источник

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
статья

Многие дошкольники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) испытывают трудности в усвоении специальной программы дошкольного образования.

Скачать:

Вложение Размер
hazova_nat_tvorcheskiy_vspitatel_2018.docx 35.21 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Многие дошкольники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) испытывают трудности в усвоении специальной программы дошкольного образования. Специальный государственный стандарт для детей с ОВЗ гарантирует право на получение образования независимо от степени тяжести нарушений, региона проживания и вида учебного заведения. Проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно- развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада является в настоящее время самой актуальной. ДОУ комбинированного и компенсирующего видов дают возможность решению данной проблемы.

В ДОУ общеразвивающего вида развитие ребенка ведется по трем направлениям: интеллект, эстетика, физическое развитие. В ДОУ комбинированного вида организованы группы по общеобразовательному принципу и компенсирующего типа, включая оздоровительные группы. ДОУ компенсирующего вида посещают дети с нарушениями зрения, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с проблемами слуха, с проблемами психологического равновесия: неврозность, агрессивность, повышенная нервная возбудимость, раздражительность, а также с дефектами речи. В ДОУ компенсирующего вида организовываются реабилитационные занятия, которые ведут к устранению различных нарушений, не включающих умственные отклонения.

Наш детский сад компенсирующего вида, где основной задачей является реализация особых потребностей детей через осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников, создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях приобретения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Задача педагогов, воспитателей и родителей нашего ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Занятия ведутся по специальным методикам, разработанным для каждого типа нарушений. Формируются группы по возрастному принципу и в общеобразовательном детском садике.

Анализ педагогической литературы и результаты изучения опыта педагогов показали, что инновационная деятельность является одним из эффективных средств в нашей педагогической деятельности. В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.

В своей работе с детьми с ОВЗ мы используем следующие педагогические технологии:

— моделирование, эксперимент, метод проектов.

Основное направление в нашего ДОУ компенсирующего вида – оздоровительное, где специально организовано в рамках образовательной системы взаимодействие детей и педагогов в ходе образования, воспитания и обучения. Виды здоровьесберегающих технологий, которые мы используем в нашем ДОУ компенсирующего вида:

  1. Медико – профuлактические: организация санитарно-гигиенического режима в учреждении, организация и контроль за реализацией охранительно-оздоровительного режима возрастных групп ДОУ, режим питания и профилактические мероприятия по укреплению здоровья воспитанников .

2. Физкультурно – оздоровительные : утренняя гимнастика и организованные физкультурные мероприятия, музыкально – ритмические мероприятия, подвижные игры, прогулки, спортивные праздники, оздоровительная гимнастика после сна, динамические паузы и логоритмические упражнения в процессе коррекционно – развивающего воздействия с использованием дидактических игр валеологической направленности, пальчиковой и артикуляционной гимнастики; элементы самомассажа и дыхательной гимнастики; элементы гимнастики для глаз ;

3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка в детском саду. С целью формирования у детей эмоциональной и поведенческой саморегуляции, развития коммуникативных способностей, навыков эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развития гибкости поведения, способности адекватно реагировать в различных жизненных ситуациях воспитателем, педагогами организуются развивающие игры ( словесные, подвижные, имитационные ), психогимнастика, рисование (тематическое и свободное), социально-поведенческий тренинг, моделирование проблемных ситуаций, артерапия, использование художественных произведений и сказочных сюжетов и др. ), которые реализуются в соответствии с основными направлениями деятельности воспитателей групп со всеми участниками образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами, психологом, администрацией учреждения;

5. Коррекционные технологии: арт-терапия как один из видов здоровьесберегающей технологии (способствует снятию нервно – психического напряжения, и приносит ребенку эстетическую радость, положительную энергетику, благоприятно влияющую на здоровье, самочувствие и формирование личностных качеств). Арт-терапия играет важную роль в развитии логики, мышления, памяти, воображения, речи и внимания. А также регулярные занятия творчеством формируют навыки успешного взаимодействия детей между собой и с взрослыми людьми. В процессе занятий ребенок избавляется от стрессов и психического напряжения, а также учится быть внимательным и сосредоточенным.

В нашем ДОУ компенсирующего вида мы используем следующие виды и методы арт-терапии:

* игротерапия – помогает дошкольнику осознать себя как личность, поднять самооценку, отреагировать все негативные внутренние эмоции, понизить тревожность, ощущение вины и беспокойства. Организация игр на вытеснение страхов: «Прятки», «Лохматый пес»; на преодоление страха темноты: «Жмурки», «Что в углу»; на преодоление страхов в различных сферах общения и деятельности»: «Метод неоконченных предложений», рисование на тему; для снижения агрессивности: «Бумажные мячики», «Мешочек криков»; тренинг по развитию эмоциональной сферы: «Приветствие», «Солнечный зайчик» и др. помогают снять психологическую напряженность, преодолеть страхи темноты, общения со сверстниками и со взрослыми и другие . Благоприятно в игровой деятельности сказывается возможность детей наблюдать друг за другом, стремиться самому попробовать ту, или иную роль в игре.

Основными психологическими механизмами коррекционного воздействия игры являются следующие механизмы:

– моделирование системы социальных отношений в игровых условиях, исследование и ориентировка в них ребенка;

– изменение позиции ребенка в направлении преодоления эгоцентризма и последовательной децентрации, что способствует осознанию собственного я в игре, возрастанию социальной компетентности;

– формирование наряду с игровыми отношениями реальных равноправных партнерских отношений сотрудничества между ребенком и сверстниками;

– организация поэтапной отработки в игре новых адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях и их усвоение;

– формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и поведение в игровой комнате.

* изотерапия (тематическое рисование, рисование на мокрой бумаге; монотипии, рисование с использованием техники раздувания краски и др., с целью ослабления эмоционального возбуждения). В изотерапии в коррекционной работе с детьми применяем следующие методики:

— Рисование на мокрой бумаге. На смоченный лист бумаги при помощи акварели наносится рисунок, где используется использование максимально возможной палитры цветов. Нужно наблюдать за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущать свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название.

— Монотипии. На стекле при помощи густых красок создается изображение, после чего отпечатывается на лист бумаги. В конце производится обсуждение полученных результатов.

— Техника раздувания краски. Наносится водорастворимая краска с большим процентом содержания воды на лист бумаги при помощи трубочки и раздувается получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания ребенок делает попытку распознать получившийся образ, пофантазировать;

* смехотерапия (обыгрывание потешек, чтение юмористических стихов, проведение минуток смеха, игры в смешные слова);

* музыкотерапия (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Методы музыкотерапии, в комплексе с другими техниками лечения искусством, способны корректировать различные эмоциональные отклонения и нарушения психики у детей ;

* сказкотерапия (логосказки: пальчиковые, артикуляционные, фонетические, сказки по обучению грамоте, сказки, способствующие формированию связной речи, лексико-грамматические сказки) дает возможность ребенку адаптироваться к действительности через:

  • поиск смысла жизни, реализацию своей мечты;
  • создание связи между событиями, описанными в сказке, и реальной действительностью;
  • улучшение отношения к внешнему миру, веру в добро;
  • возможность ощутить душевный комфорт, защищенность;
  • ощущение эмоционального удовольствия, благодаря знакомству с удивительным миром и положительными героями;

* драматерапия активизирует движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, психические процессы (воображение, эмоционально-волевую сферу, внимание, восприятие), творческие способности;

* песочная терапия — развивает творческое мышление, воображение, мелкую моторику рук, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Использование перечисленных видов арт-терапии в комплексе способствует полноценному и всестороннему развитию дошкольников.

В детском саду обычно используются все эти виды арт-терапии в комплексе, что способствует полноценному и всестороннему развитию малышей. Использование арт-терапии в педагогическом процессе проходят в игровой форме.

5. Валеологического просвещения родителей.

В работе с родителями применяем разные формы работы:

— педагогические беседы с родителями (о режиме дня, адаптации в детском саду, об одежде, соответствующая сезону и др.);

— групповые родительские собрания в традиционной и нетрадиционной формах;

-папки – передвижки из серии пальчиковые игры для развития мелкой моторики, буклеты, информация в уголке для родителей, анкетирование, выставки совместных работ, изготовленных детьми вместе с родителями или самими родителями;

Родители принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, досугов, проектах (помогли в изготовлении кукол, уголка для театральной деятельности; в построении «птичьей столовой», экологической тропы для осуществления экологического проекта и др.). Такие мероприятия объединяют семьи, выстраивают доверительные отношения между ними.

По требованию ФГОС ДОО в образовательном процессе ДОУ должны применяться формы и методы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированных на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. Технология дифференцированного обучения основана на различие способностей, склонностей темпов обучения детей, гендерных различий и представляющих собой широкий спектр мероприятий, состоящих не только в выявлении потенциальных умственных способностей, но и в решении социальной и коммуникативной компетенций индивида. Таким образом, д ифференцированное обучение, где учитывается индивидуальные способности каждого ребенка по максимуму или группы дошкольников.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющих основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

— по возрастному составу (группы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

— по полу (мужские, женские, смешанные);

— по области интересов (технические, природоведческие, художественные, социальные);

— по уровню умственного развития (или по уровню достижения): одаренные дети, дети, входящие в группу общего развития, дети, требующие повышенного индивидуального внимания;

— по личностно-психологическим типам (по типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);

— по уровню здоровья (группы здоровья).

Дифференцированное обучение – не цель, а средство развития индивидуальности. Например, для выполнения одного и того же задания «Построить ракету» применяется дифференцированный подход, детям с высоким уровнем развития предлагается построение с помощью квадрата Воскобовича, со средним – с помощью кубиков Никитина, для более слабой подгруппы – с помощью блоков Дьенеша. В более сильной подгруппе дети выполняют задания самостоятельно, а в слабой — с помощью воспитателя. Разделение на подгруппы может исходить не только от взрослого, который стремится к созданию ситуации успеха в каждой из них, но и от желания самих детей, что способствует развитию индивидуальности и творчества каждого ребенка, создает комфортную атмосферу внутри коллектива.

Организация системы дифференцированного подхода дает раскрыть исходный уровень возможностей каждого дошкольника что дает педагогу его дальнейшего развития и повышения эффективности всего образовательного процесса в целом.

Моделирование, эксперимент, метод проектов невозможны без применения исследовательских технологий. Метод проектов дает возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности, позволяет педагогам расширить образовательное пространство, познавательного мышления ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.

Экспериментирование является одной из форм, где организуется ситуация, провоцирующее познавательную активность, что соответствует требованиям ФГОС. В экспериментировании у ребенка развивается творческие способности, коммуникативные навыки.

Инновационные технологии существенны в воспитательной работе с детьми с ОВЗ. Подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление стендов, — всё это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат. Воспитатели выбирают те или иные педагогические технологии с учетом индивидуальных особенностей, возраста детей, которые комфортны для педагога.

Инновационные технологии наши педагоги ДОУ компенсирующего вида используют на всех видах непосредственной образовательной организации, в свободной деятельности детей, и индивидуально. Главным принципом достижения эффективности при использовании инновационных технологий является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей, также с учетом быстрой психической и физической истощаемости детей с ОВЗ.

Г лавные условия при проведении занятия с детьми с ОВЗ:

— Темп обучения должен быть замедлен.

— Привлекать регулярно детей к предметно-практической деятельности.

— Опираться на возможности и способности ребенка.

— Учитывать особенности ребенка и корректировать его деятельность.

Рекомендации воспитателям ДОУ, работающим с детьми с ОВЗ:

— Необходимо составлять план занятий и осуществлять его, учитывая особенности ребенка и его диагноз.

— Наряду с индивидуальными занятиями с детьми с ОВЗ необходимо проводить и групповые занятия, что повысит активность ребенка и умение работать в группе.

— Обращать внимание на психическое состояние ребенка до проведения занятий.

— Оказывать помощь при выполнении заданий и поручений.

— Развивать моторику посредством специальной гимнастики, игр, заданий.

Таким образом, инновационные педагогические технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада компенсирующего вида и решением его основных задач. Классификация методов обучения и воспитания постоянно модернизируется с учетом инноваций, внедряемых в образовательную систему.

Список используемой литературы:

  1. Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. – М.: Дрофа, 2007. – 213 с.
  2. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы / Л.И. Акатов. — М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
  3. Волкова, Т. Вариативные формы дошкольного образования / Т. Волкова // Дошкольное образование — 1 сентября : газета. — 2012 .- №10 .- С. 30-31.
  4. Волошина, Л. Организация здоровье сберегающего пространства / Л. Волошина //Дошкольное воспитание. — 2004. — №1. — С. 114-117.
  5. Карпюк, Г.А. Реализация права ребенка на игру. / Г.А. Карпюк //Старший воспитатель. — 2007 — №6.
  6. Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. / Е.И. Касаткина // Управление ДОУ. — 2012. — №5. — С. 24–31.
  7. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. — № 2. — С. 171-187.
  8. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие / А.А. Осипова. — М.: Сфера, 2002 — 510 с.
  9. Пенькова, Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.
  10. Пермякова, М. Е. Экспрессивная терапия в работе психолога: [учеб. пособие] / М. Е. Пермякова, О. С. Чаликова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 120 с.
  11. Семёнова, Т.М. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников / Т.М. Семёнова // Дошкольная педагогика : журнал. — 2012 .- №10 .- С. 17-21.
  12. Серов, Н.В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета. — СПб.: Речь, 2001. — С. 64-108.
  13. Терновская С.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении / С.А. Терновская, Л.А.Теплякова // Методист. — 2005. — N4. — С. 61-65.
  14. Шевченко, С. Г. Подготовка к школе детей с ЗПР / С.Г. Шевченко – М.: Школьная пресса, 2003. – 96 с.
  15. Хаярова, А.В. Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира / А.В. Хаярова // Дошкольная педагогика: журнал. — 2012 .- №10 .- С. 12-16.

Источник

Читайте также:  Как называют человека который следит за здоровьем
Adblock
detector