Меню

Всемирная организация здравоохранения концепция здоровья

Часто задаваемые вопросы

Как ВОЗ определяет здоровье?

Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Это определение приводится в Преамбуле к Уставу Всемирной организации здравоохранения, принятому Международной конференцией здравоохранения, Нью-Йорк, 19-22 июня 1946 г.; подписанному 22 июля 1946 г. представителями 61 страны (Официальные документы Всемирной организации здравоохранения, Nº 2, стр. 100) и вступившему в силу 7 апреля 1948 г. С 1948 г. это определение не менялось.

Дополнительная информация об Уставе ВОЗ

Публикации: где можно найти информацию о публикациях ВОЗ?

В верхнем меню веб-сайта ВОЗ есть ссылка Публикации, которая ведет к странице о публикациях ВОЗ. Здесь можно найти онлайновый книжный магазин, новости, информацию о подписке и информацию об основных публикациях и журналах.

Могу ли я дать на моем веб-сайте ссылку на веб-сайт ВОЗ? Как получить разрешение на размещение на веб-сайте ВОЗ ссылки на мой сайт?

В принципе любой внешний веб-сайт может добавлять гиперссылку на веб-сайт ВОЗ, не запрашивая на это разрешение. Однако такое использование не должно нарушать права интеллектуальной собственности ВОЗ, в частности, относящиеся к ее названию, эмблеме, авторскому праву или правам авторов. Обычно ВОЗ не дает ссылки на внешние веб-сайты, за исключением тех случаев, где очевидна связь с деятельностью ВОЗ. Для дополнительной информации, пожалуйста, обратитесь к страницам Разрешения и лицензии.

Где можно найти информацию о возможностях работы в ВОЗ?

На сайте Работа в ВОЗ можно найти список имеющихся на текущий момент вакантных должностей и типы контрактов по найму на работу. Чтобы подать заявление на указанную в списке должность, введите ваши данные в онлайновую систему по трудоустройству.

Я ищу информацию об интернатуре. Где ее можно найти?

Полную информацию об интернатуре можно найти на следующей странице:

Предоставляет ли ВОЗ стипендии и гранты для проведения исследований?

ВОЗ не имеет самостоятельной программы стипендий или грантов, однако некоторые специальные программы и департаменты ВОЗ финансируют исследования. Посетите страницу о возможностях для получения грантов на веб-сайте TDR (Исследования в области тропических болезней) или страницу о грантах на исследования на веб-сайте RHR (Репродуктивное здоровье и исследования). Вы также можете посетить веб-сайт регионального бюро ВОЗ, к которому относится ваша страна. Региональные бюро имеют программы стипендий, которые проводятся при сотрудничестве с министерствами здравоохранения стран.

Я провожу исследования. Где начинать поиск информации?

Если вы проводите исследования по определенным вопросам здравоохранения, начните поиск со списка вопросов здравоохранения. Каждая страница, посвященная определенному вопросу здравоохранения, содержит список соответствующих сайтов, ссылок и документов. Если вы ищете информацию по конкретной стране или конкретному региону ВОЗ, посетите веб-сайт соответствующего регионального бюро ВОЗ. Информацию о конкретной стране можно также найти с помощью ссылки Страны в верхнем меню. На странице Данные и статистика перечислены ресурсы, которые можно использовать при исследованиях. Это статистические и библиотечные базы данных.

Веб-сайты региональных бюро ВОЗ

Как можно запросить информацию о ВОЗ?

ВОЗ предоставляет сведения в соответствии со своей политикой раскрытия информации. Эта политика направлена на увеличение объема доступной информации и полностью вступит в силу в течение двухлетнего периода. Специальный электронный адрес для запросов [email protected] заработает к ноябрю 2017 года.

Почему используются именно такие названия государств?

Официальные названия государств-членов ВОЗ и их соответствующее положение в списках, составленных в алфавитном порядке, основаны на информации, полученной от самих государств-членов и Организации Объединенных Наций.

Почему на некоторых картах границы проведены пунктирными линиями?

Приводимые границы и названия и используемые на картах обозначения ни в коем случае не выражают мнения ВОЗ о юридическом статусе какой-либо страны, территории, города или района, их правительствах или их границах. Пунктирными линиями на картах показаны приблизительные границы, в отношении которых пока еще не достигнуто полного согласия.

Скоро я еду заграницу. Где можно найти информацию и/или советы в отношении рисков для здоровья?

Вы можете найти информацию о требуемой вакцинации, рисках для здоровья и мерах предосторожности во время поездки в интересующую вас страну на веб-сайте Международные поездки и здоровье.

Источник

Стратегическая концепция

Ключ к улучшению результатов в области здоровья лежит в укреплении систем здравоохранения

Процессы глобализации бросают вызов социальной сплоченности во многих странах, и системы здравоохранения вне всякого сомнения функционируют менее эффективно, чем могли бы или должны были бы функционировать. Едва ли кто-либо будет спорить с тем, что системы здравоохранения должны лучше и быстрее реагировать на потребности людей и вызовы меняющегося мира.

Национальные меры политики, стратегии и планы практически во всех странах являются основой для работы по целому комплексу вопросов, решение которых необходимо для улучшения результатов в отношении здоровья, включая вопросы, касающиеся Целей развития тысячелетия, и другие приоритетные национальные задачи, такие как борьба с неинфекционными заболеваниями. Вовлечение различных заинтересованных сторон в процесс разработки мер политики, стратегий и планов дает возможность придерживаться более сбалансированного и связного подхода, что необходимо для более рационального использования ресурсов, выделяемых на нужды здравоохранения, и для дальнейшего продвижения в сторону достижения устойчивых положительных результатов.

Путь к достижению целей в области здоровья пролегает через создание системы здравоохранения, предоставляющей качественные услуги, и обеспечение справедливого доступа к этим услугам. В зависимости от условий, характерных для той или иной страны, конфигурация услуг здравоохранения может быть разной, однако во всех случаях внимание должно уделяться ряду основополагающих структурных элементов («строительных блоков»):

«Строительные блоки»

  • адекватное финансирование с распределением рисков за счет объединения средств в пулы;
  • хорошо подготовленные кадры, получающие адекватное вознаграждение;
  • информационное обеспечение процесса принятия политических и управленческих решений;
  • логистическая система, позволяющая доставлять лекарственные средства, вакцины и технологии туда, где они необходимы;
  • содержание учреждений здравоохранения в должном состоянии и организация их работы в качестве элементов сети по предоставлению услуг и направлению пациентов к специалистам; и
  • руководство, способное устанавливать правила игры и обеспечивать их соблюдение, задавать понятное направление деятельности и использовать потенциал всех заинтересованных сторон, включая представителей сообществ и других секторов.

Чем руководствоваться при укреплении систем здравоохранения?

В Уставе ВОЗ и во многих резолюциях Всемирной ассамблеи здравоохранения государствами-членами ВОЗ был закреплен ряд основополагающих принципов, ценностей и целей, необходимых для того, чтобы все люди могли обладать наивысшим достижимым уровнем здоровья.

Эти ценности, принципы и цели были вновь подтверждены в рамках широкого призыва к обновлению системы первичной медико-санитарной помощи, что нашло свое отражение в четырех основных направлениях политики в этой сфере, сформулированных в Докладе о состоянии здравоохранения в мире 2008 года: всеобщий охват медико-санитарными услугами, ориентация услуг на удовлетворение потребностей людей, включение вопросов здравоохранения во все области политики и инклюзивное руководство. Доклад стал ответом на запрос со стороны разработчиков политики из всех регионов мира, желающих получить представление о том, как сделать системы здравоохранения более справедливыми и инклюзивными, и в то же время ознаменовал собой переход в сторону более комплексного подхода к проблеме эффективности систем здравоохранения, в рамках которого эти системы рассматриваются как единое целое.

В ответ на озвученную в равной степени как богатыми, так и бедными странами потребность в практическом руководстве по вопросам финансирования здравоохранения в Докладе о состоянии здравоохранения в мире за 2010 год акцент поставлен на первой цели — достижении всеобщего охвата медико-санитарными услугами. В этом докладе перечислены действия, которые страны могут предпринять для изменения существующих у них систем финансирования в целях ускорения движения ко всеобщему охвату медико-санитарными услугами и закрепления достигнутых положительных результатов.

Ссылки по теме

  • Финансирование систем здравоохранения: путь к всеобщему охвату населения медико-санитарной помощью
    Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2010 г.
  • Первичная медико-санитарная помощь: сегодня актуальнее, чем когда-либо
    Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2008 г.
  • Основы ВОЗ для укрепления систем здравоохранения
    pdf, 863kb

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ВОЗ

Генеральный директор
Генеральный директор и высшее руководство

Руководящие органы
Устав ВОЗ, Исполнительный комитет и Всемирная ассамблея здравоохранения

Центр СМИ
Новости, события, информационные бюллетени, мультимедийные средства и контакты

Доклад о состоянии здравоохранения
Ежегодный доклад о здравоохранении в мире и основные статистические данные

Источник

Всемирная организация здравоохранения концепция здоровья

Стратегия «Здоровье для всех» еще раз подтверждает неотъемлемое право человека на здоровье, ответственность человека и всего общества за реальное обеспечение этого права, системное развитие здравоохранения в общенациональном плане и в ведомственном плане, развитие сотрудничества в формировании глобальной системы здравоохранения, а также мониторинг продвижения к этой перспективной цели.

Значительные изменения в ХХ столетии произошли в таких важных сферах как медицинская наука и здравоохранение, медицинское право и этические традиции.

В медицинской науке ХХ век связывается с углублением понимания сущности здоровья и болезни, успехами общей биологии, микробиологии, вирусологии, иммунологии, изучения нервной и эндокринной регуляции, наследственности и генетики; с распространением на биологию и медицину достижений научно-технической революции. НТР привела к перевооружению медицинской науки и практики принципиально новыми методами изучения, диагностики и лечения заболеваний. Прогресс был особенно ярким в методологии исследования всех медико-биологических проблем.

В медицинской практике появились принципиально новые методы профилактики, диагностики и лечения многих болезней, громадные достижения достигнуты в борьбе с эпидемиями и инфекционными заболеваниями, значительных успехов добились ученые и практики в хирургии, онкологии, кардиологии.

В организации здравоохранения главными итогами ХХ века стали:

— признание здоровья социальным правом человека;

— осознание социальной системности здравоохранения и его разномасштабных проблем;

— кардинальные реформы в управлении и самоуправлении этой системой;

— развитие международного сотрудничества в этой области.

В настоящее время мировое сообщество выдвигает новые задачи:

— устойчивого развития общества в гармонии с природой;

— формирования гуманистической парадигмы;

— защиты и обеспечения прав человека и народов во всем мире;

— достижения в ХХI веке «Здоровья для всех».

Политика достижения здоровья для всех в XXI столетии представляет собой перспективное видение этой проблемы. В этой политике изложены глобальные приоритеты на первые два десятилетия XXI века. В соответствии с ними сформулированы задачи, которые, с одной стороны, определяют конкретные цели, а с другой, — условия для достижения и поддержания как можно более высокого уровня здоровья. Таким образом, «Здоровье для всех» — это не отдельная разовая задача. Это идеология, научное обоснование тех практических действий, которые должны и могут привести к последовательному улучшению состояния здоровья людей.

Читайте также:  Викторина азбука здоровья для школьников

Задача «Здоровье для всех» подтверждена 51-й Всемирной ассамблеей здравоохранения, которая положила соответствующий доклад (А51/5) в основу для разработки будущей политики ВОЗ и государств.

Всемирная Организация здравоохранения сформулировала в рамках программы «Здоровье для всех в ХХI столетии » 10 главных целей (глобальных задач):

— усиление справедливости в отношении здоровья;

— улучшение возможностей для выживания и повышения качества жизни;

— обращение вспять глобальных тенденций в отношении пяти основных пандемий (инфекционных болезней, неинфекционных заболеваний, травматизма и насилия, алкоголизма и наркоманий, табакокурения);

— полная или частичная ликвидация определенных болезней (полиомиелит и др.);

— улучшение доступа к водоснабжению, санитарии, пищевым продуктам и жилью;

— содействие здоровому и противодействие нездоровому образу жизни;

— улучшение доступа к комплексной, качественной медико-санитарной помощи;

— поддержка научных исследований в области здравоохранения;

— внедрение глобальных и национальных систем медицинской информации и эпидемиологического надзора;

— разработка, осуществление и мониторинг политики достижения «Здоровья для всех» в странах.

В конечном итоге, идея и стратегия «Здоровье для всех» еще раз подтверждает неотъемлемое право человека на здоровье, ответственность человека и всего общества за реальное обеспечение этого права, системное развитие здравоохранения в общенациональном плане и в ведомственном плане, развитие сотрудничества в формировании глобальной системы здравоохранения, а также мониторинг продвижения к этой перспективной цели.

Глобальная политика достижения здоровья для всех на двадцать первое столетие должна осуществляться посредством проведения соответствующей региональной и национальной стратегий. Для нашей страны, тяготеющей к Европейскому Региону, — именно европейский опыт по разработке и реализации единой стратегии по «достижению здоровья для всех в Европейском Регионе» представляет наибольший интерес.

Со времени своего введения в 1980 г . политика достижения здоровья для всех обеспечивала всеобъемлющие рамки для деятельности по улучшению здоровья в Европейском регионе и оказала весьма существенное воздействие на здравоохранительную деятельность. Откликом на запросы XXI века, сформулированными во Всемирной декларации по здравоохранению, является принятие новой Европейской стратегии по достижению здоровья для всех — «Здоровье — 21». Пересматривая и совершенствуя прежние 38 региональных задач по достижению здоровья для всех в свете прошлого опыта и новых задач, в рамках «Здоровье — 21» ставятся и определяются 21 задача на 21 столетие. Они не являются жестким перечнем предписаний, но вместе определяют суть региональной стратегии. В этом документе нашли отражение вопросы, связанные с глобальными ценностями, задачами и стратегиями «Здоровья для всех», актуальные проблемы здравоохранения в Регионе, а также происходящие в нем политические и социально-экономические перемены и предоставляемые при этом возможности. «Здоровье — 21» предоставляет лицам, принимающим решения на всех уровнях, этические и научные основы для оценки воздействия на здоровье проводимой ими политики. Таким образом, формулируются здравоохранительные требования к любой социальной деятельности любых секторов и слоев общества.

Ключевая цель политики «Здоровье-21» в Европейском Регионе заключается в полной реализации всеми людьми их «потенциала здоровья».

Она может быть достигнута путем:

— обеспечения равенства в вопросах охраны здоровья за счет солидарности действий;

— укрепления и охраны здоровья людей на протяжении всей их жизни;

— снижения распространенности и уменьшения страданий, вызываемых основными болезнями, травмами и увечьями.

Конкретизация этих целей содержится в задачах, направленных на:

— достижение солидарности в интересах здравоохранения между европейскими странами (задача 1);

— достижения равенства в вопросах охраны здоровья внутри европейских стран (задача 2);

— обеспечение здорового начала жизни (задача 3);

— укрепления здоровья молодежи (задача 4);

— сохранения здоровья в пожилом возрасте (задача 5).

Это означает, что должна быть:

— улучшена ситуация с состоянием психического здоровья (задача 6);

— сокращена распространенность инфекционных заболеваний (задача 7);

— снижена распространенность неинфекционных заболеваний (задача 8);

— сокращен травматизм в результате актов насилия и несчастных случаев (задача 9).

Для реализации поставленных целей разработаны стратегии в следующих направлениях:

а) С учетом многофакторной обусловленности состояния здоровья стратегии, обеспечивающие позитивные сдвиги в этом отношении, должны способствовать формированию благоприятствующих здоровью физических, экономических, социальных и культурных «средовых» условий для населения, т. е. — являться многосекторальными.

Эта стратегия может быть реализована путем:

— создания здоровой и безопасной физической среды (задача 10);

— обеспечения более здорового образа жизни (задача 11);

— уменьшения ущерба, причиняемого алкоголем, вызывающими зависимость средствами и табаком (задача 12);

— обеспечения более здоровых средовых условий там, где люди живут, работают и отдыхают (задача 13);

— усиления ответственности и отчетности различных секторов за деятельность, оказывающую влияние на здоровье (задача 14).

б) С учетом роли здравоохранения в обеспечении здоровья и растущей стоимости служб здравоохранения во всем мире должна быть изменена ориентация сектора здравоохранения на достижение конечных результатов.

Эта стратегия может быть реализована путем:

— формирования интегрированного сектора здравоохранения, означающего усиление взаимодействия различных структур, с акцентом на роль комплексной системы первичной медико-санитарной помощи (задача 15)

— улучшение руководства и обеспечение качества медико-санитарной помощи (задача 16);

— финансирования служб здравоохранения и выделения ресурсов (задача 17);

— развития кадровых ресурсов здравоохранения (задача 18).

в) С учетом многосекторального участия и ответственности за достижение целей «Здоровья для всех» должно обеспечиваться управление преобразованиями и регулирование в интересах здоровья.

Стратегия может быть реализована путем:

— проведения исследований и обеспечения информационной поддержки по вопросам здравоохранения (задача 19);

— привлечение партнеров по деятельности в интересах здоровья на всех уровнях: семьи, школы, мест работы, местных населенных пунктов, региона и страны в целом (задача 20);

— принятие и проведение в жизнь политики и стратегии по достижению здоровья для всех (задача 21).

Задачи, стоящие перед Россией

Для того, чтобы определить направления возможной национальной стратегии «Здоровье для всех россиян», можно рассмотреть наши достижения в сравнении с тремя основными задачами, рекомендованными ВОЗ в качестве универсальных ориентиров достижения здоровья для всех. Указанные задачи можно подразделить на три категории:

1. К первой категории относятся две задачи, в которых рассматривается основополагающая ориентация политики достижения здоровья для всех, а именно: достижение справедливости и равенства в вопросах охраны здоровья и улучшение здоровья и качества жизни.

2. Во вторую категорию входят задачи, в которых речь идет о здоровье отдельных групп населения — детях, молодежи, пожилых и престарелых.

(На выбор этих групп, как требующих особого внимания, повлияло то, что в каждой из этих групп люди относительно уязвимы с точки зрения их здравоохранительного и социального статуса; поддержание здоровья в этих группах имеет собственные уникальные особенности и потребности, наконец, именно эти группы в максимальной степени выигрывают при налаживании эффективных межсекторальных связей).

3. К третьей категории относятся задачи, в которых рассматриваются конкретные проблемы здравоохранения: онкологические и сердечно-сосудистые болезни, другие хронические заболевания, инфекционные болезни, несчастные случаи, проблемы охраны психического здоровья и самоубийства.

Анализ ситуации в Российской Федерации целесообразно начать с третьей категории задач, поскольку задачи второй и тем более первой категории являются их своеобразным обобщением для конкретных групп населения (вторая категория) и для всего населения (первая категория).

Улучшение психического здоровья

В 2020 г . следует обеспечить улучшение психосоциального состояния людей и наличие комплексных служб, которые будут оказывать помощь людям, имеющим проблемы, связанные с охраной психического здоровья.

В России во второй половине 90-х годов услугами психиатров пользуются около 6 млн. человек (42 из каждой 1000 населения). В течение года психические расстройства впервые диагностируются в среднем у 7 человек, и 8 из каждой 1000 населения госпитализируется по поводу психического заболевания. Впервые признается инвалидами в связи с психическим заболеванием 1 человек из 1000 населения. Контингент лиц, пользующихся психиатрической помощью значительно расширился, но стал при этом существенно легче. Значительные изменения претерпел нозологический облик контингента. Число больных психозами возросло в 1.5 раза, непсихотическими расстройствами — в 3.1 раза, умственной отсталостью — в 3.8 раза, алкоголизмом — в 8.7 раза. Таким образом, если в 1965 г . нозологический портрет среднего психически больного определяли тяжелые расстройства психотического уровня, то через 30 лет — алкоголизм.

Сравнительный анализ зарегистрированных уровней обращения населения за психиатрической помощью свидетельствует о значительном недоучете (в 5 раз) психических расстройств у населения. Таким образом, учтенная распространенность психических расстройств в России дает представление лишь о верхушке айсберга, описывая лишь самые общие контуры проблемы психического здоровья населения. «Цена» неудовлетворительного состояния психического здоровья очень высока. Десятую часть ожидаемой продолжительности жизни населения составляют потери, связанные с психическими заболеваниями, в том числе — 2 года — за счет преждевременной смерти и около 5 лет — за счет ухудшения качества жизни.

В России выделяются две крупные группы территорий, принципиально отличающиеся с точки зрения состояния и тенденций психического здоровья, обусловленного им социально-демографического ущерба и характера его социальной детерминации, а, следовательно, — путей сокращения:

первая группа включает преимущественно области Европейской части России;

вторая — территории Поволжья, области и края Северного Кавказа, Урала и Западной Сибири.

По состоянию психического здоровья населения ситуация более благоприятна в Европейской части России. Среди факторов, определяющих ситуацию с психическим здоровьем, на первое место выходит более благополучный социально-экономический фон, характеризующийся уровнем и дифференциацией доходов, уровнем безработицы и напряженностью на рынке труда. Суть этого относительного благополучия в том, что экономические мотивы не стали в территориях Европейской части России доминирующими факторами нетрудоспособности и инвалидности психически больных. Таким образом, психическое здоровье все более становится социально-экономическим феноменом, масштабы которого в решающей мере определяются экономическим неблагополучием, и сами, в свою очередь, порождают неблагополучие вследствие увеличения числа людей, нуждающихся в социальной защите и поддержке.

Читайте также:  Решение проблем психического здоровья

Таким образом, продолжительность и качество жизни населения в связи с состоянием его психического здоровья непосредственно зависит от выбора стратегий реформирования служб здравоохранения, в более широком плане — от стратегий реформирования общества, которые определяют «цену человека, его жизни и здоровья».

Сокращение распространенности инфекционных заболеваний

К 2020 г . должно произойти значительное сокращение распространенности инфекционных заболеваний за счет систематических программ по частичной и полной ликвидации, а также борьбы с инфекционными заболеваниями, представляющими проблему для общественного здравоохранения

Проблема инфекционных заболеваний также остро стоит перед Россией. Известно, что в периоды острых социальных катаклизмов резко повышается уровень заболеваемости так называемыми социальными болезнями (туберкулезом, сифилисом и др.). Заболеваемость населения России инфекционными болезнями сильно варьирует в связи с активизацией или затуханием эпидемии гриппа. Особую проблему в России (как и во многих других странах) составляет СПИД. За последние годы возросло число вспышек острых кишечных инфекций и гепатита А водного характера. Наибольшую эпидемиологическую опасность представляют нарушения в системе централизованного водоснабжения, обусловливающие до 80% вспышек инфекционных заболеваний водного происхождения. Оправдался прогноз эпидемиологов об увеличении заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (ГЛПС) на территориях его природных очагов. Для ряда регионов лесной зоны актуальна проблема клещевого весенне-летнего энцефалита. На протяжении последних лет ухудшается эпидемиологическая обстановка по заболеваемости малярией. Не меняется неблагополучная ситуация с пораженностью населения гельминтозами, особенно дифиллоботриозом и описторхозом.

Таким образом, за последние годы эпидемиологическая ситуация в России резко ухудшилась, сравнение России с другими странами по смертности от инфекционных болезней указывает на более сложную санитарно-эпидемиологическую обстановку в нашей стране.

Сокращение распространенности неинфекционных болезней

К 2020 г . заболеваемость, инвалидность и преждевременная смертность, связанные с основными хроническими болезнями, должны быть снижены. Основными хроническими болезнями, которые определяют повышенную смертность Российского населения, являются болезни системы кровообращения. Уровень смертности от этого класса заболеваний в значительной степени определяется как факторами, воздействующими на население в целом (природно-климатические, экологические и социально-экономические), так и сложившимися привычками населения, культурно-этническими традициями и образом жизни.

Сокращение травматизма в результате актов насилия и несчастных случаев

К 2020 г . должно произойти значительное и устойчивое сокращение числа травм, случаев инвалидности и смерти в результате несчастных случаев и актов насилия в Регионе

Травматизм является третьей по значимости причиной смерти и первой — среди причин, определяющих потери трудового потенциала населения страны. Растет число преступлений, террористических актов, посягательств на жизнь и здоровье граждан с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств. Ежедневно регистрируется более 500 ДТП, в которых погибает более 100 и получают ранения более 600 чел. Число погибших в ДТП только за три дня превышает число погибших в результате происшествий в течение года на авиационном, морском и речном транспорте в целом. До 60% всех погибших составляют лица в возрасте от 16 до 40 лет. Число погибших детей ежегодно увеличивается на 15%. Более 80% пострадавших детей становятся инвалидами. Еще одна характерная черта, присущая этому классу причин смерти, — крайне высокая сверхсмертность мужчин. Данные по России свидетельствуют об актуальности этих наблюдений для нашей страны, ведь смертность мужчин здесь в 3-4 раза превышает таковую у женщин.

Каждая причина смерти имеет свою «сферу наибольшего влияния» на возрастной шкале. Для несчастных случаев, отравлений и травм — это люди трудоспособного возраста. Именно в этом возрасте разница в смертности российского населения и населения развитых стран максимальна. Таким образом, специфика смертности от травм и отравлений заключается практически в полной обусловленности ее социальными факторами.

Здоровое начало жизни

К 2020 г . все новорожденные, дети младшего и школьного возраста в Регионе должны быть более здоровыми, что обеспечит им более здоровое начало жизни

Доля здоровых новорожденных в Российской Федерации уменьшается. Высока младенческая смертность в большинстве национальных образований Сибири и Дальнего Востока. Более половины случаев младенческой смертности связано с недоношенностью. Среди детей в возрасте до 15 лет заболеваемость представлена, главным образом, болезнями органов дыхания, нервной системы и органов чувств, инфекционными и паразитарными болезнями и болезнями органов пищеварения, которые суммарно в структуре заболеваемости составляют почти 70%. Значительное место в структуре патологии занимают травмы, ожоги, утопления, отравления, попытки самоубийства. Одна из проблем — раннее начало половой жизни, рост заболеваемости вененрическими заболеваниями. Увеличивается число матерей до 15-летнего возраста. В этой же возрастной группе зарегистрировано более 3 тыс. абортов. По данным эпидемиологических исследований здоровья школьников до 20% детей в шестилетнем возрасте не готовы к школьному обучению и до половины их функционально незрелы. Они чаще болеют. У них чаще выявляется пограничные и нервно-психические отклонения. У 12-15% первоклассников нарушена речь. Задержка психического развития и умственная отсталость у 7-9 летних детей отмечается в городах в 5-6% случаев и вдвое чаще на селе. Доля здоровых детей в школьных коллективах не превышает 20%, 40-45% школьников имеют хронические заболевания. По оценкам матерей здоровы до 85% детей из обеспеченных семей и не более 25% из малообеспеченных. Среди здоровых «отлично» успевает до 10% детей, а 30% — удовлетворительно, среди детей с плохим здоровьем отличников нет, а удовлетворительные оценки имеют 70%. Другими проблемами являются курение, алкоголизм, токсикомания и наркомания; насилие физическое, эмоциональное и сексуальное, приводящее к безнадзорности и преждевременному оставлению школы; отклонения эмоциональных реакций и поведения. С каждым годом все большее значение приобретает детская инвалидность.

Таким образом, врожденные аномалии у детей примерно на четверть обусловлены генетическими отклонениями и условиями среды, важным фактором становится злоупотребление матери алкоголем и наркотиками. После первого месяца жизни основной причиной смерти становится синдром внезапной смерти, связанный с курением, наркоманией, подростковым возрастом родильниц, инфекциями во второй половине беременности, отягощенностью этой патологией анамнеза матери, возрастает потенциальная опасность ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости новорожденных.

Здоровье молодежи

К 2020 г . молодежь в регионе должна быть более здоровой и лучше подготовлена к тому, чтобы выполнять свои обязанности в обществе

В структуре заболеваемости подростков и юношей (в возрасте 15-24 лет) в России преобладают болезни органов дыхания, нервной системы и органов чувств, пищеварения, которые составляют в сумме почти 62%. По данным эпидемиологических исследований здоровы не более 14% старшеклассников. До 60% выпускников школ страдают, по крайней мере, одним хроническим заболеванием. В старших классах до 15% увеличивается распространенность нарушений зрения, болезней органов пищеварения. Основные причины смерти в этой группе — несчастные случаи, убийства и самоубийства. Травмы в значительной мере обусловлены дорожно-транспортными происшествиями и нередко связаны с опьянением. Убийства также более чем в половине случаев совершаются в состоянии опьянения.

Другая группа проблем связана с формированием образа жизни, который скажется в более поздние годы. В эту группу относится алкоголизм, наркомания, раннее сексуальное общение. Одновременно растет число родов в 15-17 лет. До половины беременностей протекает с осложнениями. Молодые матери испытывают психоэмоциональные затруднения, часто не заканчивая обучение, чаще становятся безработными, чаще рождают недоношенных детей и не владеют родительскими навыками. Ухудшается здоровье молодых женщин. Расстройства менструальной функции отмечают 1206,2 девушек-подростков на 100 тыс. этой группы, 599,2 — воспалительные заболевания труб и яичников. До 23% молодых женщин (18-23 лет) страдают хроническими гинекологическими заболеваниями. Ранняя сексуальная активность способствует распространению болезней, передаваемых половым путем.

Таким образом, в подростковом возрасте закладывается отношение к питанию, физкультуре, курению, формируется образ жизни, сексуальное поведение и одновременно проявляются факторы риска хронических заболеваний старшего возраста. Резко изменяется структура угроз здоровью, включающих алкоголь и наркотики, гиподинамию, правонарушения, групповое насилие и нежелательную беременность.

Сохранение здоровья в пожилом возрасте

К 2020 г . люди в возрасте старше 65 лет должны иметь возможность полностью реализовать имеющийся у них потенциал в отношении собственного здоровья и выполнять активную социальную роль в обществе. Лица пожилого и старческого возраста (60 лет и старше) в России социально наиболее уязвимы и обездолены. Негативной тенденцией в России является рост числа пенсионеров, получающих пенсию по инвалидности. Увеличение темпов роста инвалидности может быть обусловлено сочетанием различных факторов. Нельзя не отметить, что в последнее пятилетие, несмотря на глубокий социально-экономический кризис, был принят, тем не менее, ряд законодательных решений, направленных на социальную поддержку инвалидов. Увеличение пенсионного обеспечения и расширение льгот для различных категорий делает инвалидность более «привлекательной» для лиц со стойкими нарушениями в состоянии здоровья и значительными ограничениями жизнедеятельности. Таким образом, увеличение темпов роста инвалидности за последнее пятилетие может являться в значительной степени стимулированным процессом.

Половина всей первичной инвалидности взрослого населения обусловлена болезнями системы кровообращения, еще 10% — злокачественными новообразованиями, по 4-6% новых инвалидов ежегодно прибавляют болезни нервной системы, травмы, психические расстройства, болезни органов дыхания и болезни костно-мышечной системы Основной причиной инвалидности лиц пенсионного возраста являются болезни системы кровообращения, дающие около 75% случаев.

В России отмечается существенная региональная вариация продолжительности жизни в состоянии инвалидности: от 1.4 года в Сахалинской области до 6.4 лет в Белгородской области, т. е. различается в 4.5 раза. Существующий в настоящее время в России риск инвалидности сокращает гипотетическую продолжительность жизни населения на 7.5 года. Еще 3,7 года составляют потери за счет ухудшения качества жизни. Таким образом, риск инвалидности оказывается в два раза более значим как фактор сохранения самой жизни, чем как фактор сохранения активности в течение жизни.

Если рассматривать инвалидность, как показатель здоровья населения, то справедливо было бы ожидать, что уровень инвалидности, а, следовательно, продолжительность жизни в состоянии инвалидности выше на территориях, характеризующихся высокой смертностью и, соответственно, низкой продолжительностью жизни населения. Однако, ситуация в России не столь однозначна. Более того, достаточно четко прослеживается противоположная закономерность. Чем выше продолжительность жизни, тем большая доля ее будет прожита в состоянии инвалидности, и тем меньше — в здоровом состоянии. И, наоборот. Таким образом, для российских территорий справедливо соотношение — чем выше смертность, тем ниже инвалидность. В России люди умирают раньше, чем успевают стать инвалидами. В рамках логики цивилизованного сообщества эти соотношения являются однозначно негативными характеристиками состояния здоровья.

Читайте также:  Как узнать здоровье собаки

Таким образом, ключевой проблемой пожилых является их функциональная зависимость от посторонней помощи и тесно смыкающиеся с ней вопросы физической активности. «Привлекательность» инвалидности в России растет по мере того, как ухудшается уровень жизни населения и растет напряженность на рынке труда, вследствие чего пенсия по инвалидности и сопровождающие этот статус льготы становятся единственным источником средств существования для ранее социально адаптированных лиц со стойкими нарушениями в здоровье.

Солидарность в интересах здравоохранения в Европейском Регионе

К 2020 г . существующий в настоящее время разрыв в состоянии здоровья населения между государствами-членами Европейского Региона должен быть сокращен как минимум, на одну треть. Эта задача — ключевой ориентир стратегии «Здоровья для всех». К середине 60-х годов Россия достигла уровней продолжительности жизни населения, сопоставимых с основными развитыми странами. В отношении женщин этот тезис справедлив в полной мере, продолжительность жизни мужчин несколько отставала от среднеевропейского уровня (разрыв составлял 2-5 лет). На протяжении последующих двух десятилетий ситуация со смертностью в России может быть охарактеризована термином «застой» с нарастающей тенденцией к регрессу. Более быстрыми темпами ухудшалась ситуация для мужчин, у которых исходные позиции относительно «европейской смертности» и так были хуже. На фоне позитивной динамики продолжительности жизни в европейских странах отставание России по уровню продолжительности жизни населения заметно увеличивалось. В 70-е годы разрыв составлял 2,5-3,5 лет для женщин и 5-9 лет для мужчин. В 80-е годы он увеличился до 3-5 лет для женщин и до 9-11 лет для мужчин.

В середине 80-х годов эволюционная тенденция смертности в России была прервана. Отчасти в результате антиалкогольной кампании в России была достигнута максимальная величина показателя ожидаемой продолжительности жизни (64,9 года для мужчин в 1986 г . и 74,6 года для женщин — в 1988 г .). С этого времени вплоть до 1995 г . величина средней продолжительности жизни неуклонно уменьшалась. В 1993 г . спад этого показателя можно назвать катастрофическим: за один год средняя продолжительность жизни мужчин снизилась на 3,1 года, женщин — почти на 2 года. В целом со времени зафиксированного максимума этого показателя средняя продолжительность жизни снизилась на 7,3 лет для мужчин и на 5,5 года для женщин. Данные 1995 г . не зафиксировали дальнейшего падения продолжительности жизни. 1996 год был отмечен даже ее некоторым увеличением (на 1,6 лет для мужчин и 0,4 лет — для женщин). Это, безусловно, позитивные признаки, особенно на фоне предшествующей катастрофической динамики. Отчасти это произошло потому, что мы достигли «естественных пределов» продолжительности жизни, определяемых сложившейся возрастной структурой населения и, соответственно, — структурой причин смерти. Вместе с тем, по сравнению с предшествующим падением, принципиально ситуация остается прежней. В результате 8-летнего (1986- 1994 г .) снижения ожидаемой продолжительности жизни разрыв в продолжительности жизни между Россией и европейскими странами увеличился у женщин до 7-10 лет и 14-17 лет для мужчин. За этими количественными оценками стоят глубокие качественные изменения. Можно предполагать, что мы имеем ту продолжительность жизни, которая адекватна нашему уровню жизни.

По результатам исследований Института социологии РАН в системе ценностей личности, после «работы» и «семьи» «здоровье» в представлении российских граждан занимает высокое третье по значимости место. Однако, при этом, здоровье имеет не самостоятельную ценность, а рассматривается как средство достижения других целей и потребностей личности, например — более высокого дохода, квартиры и т.д. Такое поведение говорит об отсутствии у людей выбора в средствах достижения необходимых жизненных благ, и здоровье в таких условиях становится некой разменной монетой, предметом достаточно жесткой эксплуатации, особенно в условиях сегодняшней экономической и социальной реальности. Таким образом, проблема улучшения здоровья населения — это, прежде всего, проблема изменения ценности здоровья, как в системе ценностей всего общества, так и в системе ценностей личности.

Таким образом, разрыв в продолжительности жизни между Россией и европейскими странами увеличился у женщин до 7-10 лет и 14-17 лет для мужчин, только превращение «здоровья» из средства в цель, т.е. обретение статуса фундаментальной ценности, создает необходимые предпосылки для разработки, принятия и практической реализации адекватной политики по охране здоровья населения.

Равенство в вопросах охраны здоровья

К 2020 г . разрыв в уровне здоровья между социально-экономическими группами внутри стран должен быть сокращен по крайней мере на одну четверть во всех государствах-членах за счет значительного улучшения уровня здоровья групп населения, не получающих достаточного обслуживания. Эта задача также является ключевым ориентиром стратегии «Здоровья для всех». Делать выводы о ситуации со смертностью в России на основе средних данных для Российской Федерации можно лишь в первом приближении, поскольку данные более 80 субъектов Российской Федерации демонстрируют крайнее разнообразие достигнутых уровней продолжительности жизни. Вариация средней продолжительности жизни мужчин в разных регионах составляют более 16 лет, женщин — 17 лет. Эти различия огромны. Они даже превышают те, что отделяют Россию от развитых стран мира. Таким образом, не только Россия в целом живет в ином, относительно Европы, историческом измерении (с точки зрения здоровья и смертности), но и в самой России параллельно существуют анклавы, принадлежащие к качественно разнородным типам медико-демографической ситуации.

Характерно, что даже территории с максимальными уровнями продолжительности жизни населения крайне далеки от реализации центральной задачи по достижению «здоровья для всех», в соответствии с которой продолжительность предстоящей жизни при рождении в странах региона должна составлять не менее 75 лет для обоих полов. Важно подчеркнуть, что уровень продолжительности жизни в 75 лет, сформулирован ВОЗ как достижимая цель для всего Европейского Региона, а не только для группы развитых стран. В России только в трех республиках Северного Кавказа, и только для женской популяции продолжительность жизни достигла этого уровня, причем если для женщин по продолжительности жизни отставание от Европейского ориентира составляет около 10 лет, то для мужчин оно приближается к 20-25 годам.

Можно выделить несколько ключевых черт, характеризующих качественно разнородные типы региональной смертности в России.

Первое — возрастная специфика смертности. Главный и практически единственный фактор неоднородности российских территорий по продолжительности жизни — это значительные различия по территориям смертности в трудоспособных, и, преимущественно молодых возрастах. Риск смерти мужчин в возрасте 15-44 года различается по российским территориям более чем в 4 раза, а риск смерти женщин — более, чем в 6 раз. Различия в величине этого риска в возрастах 45-64 года — уменьшаются более чем в 1,5 раза. Колебания риска смерти в интервале от 0 лет до 1 года составляют 24,3%, а вариация риска смерти в возрасте до 15 лет составляет 36,0%. В принципе это соответствует привычному представлению о том, что в отношении младенческой смертности российские территории относительно однородны, чего нельзя сказать о смертности в детских и трудоспособных возрастах.

Вторая характерная черта — соотношение продолжительности жизни мужчин и женщин. В настоящее время только в нескольких странах (Нигерия, Верхняя Вольта, Либерия и т.д.) мужчины в среднем живут дольше женщин, и некоторое превышение длительности жизни женщин над мужчинами присуще практически всем странам. Данные о величине и различиях в СПЖ по различным странам мира подтверждают утверждение о том, что существует прямая и положительная зависимость между уровнем продолжительности жизни и величиной разрыва в продолжительности жизни мужчин и женщин. Каждые 10 лет прироста продолжительности жизни женщин соответствуют 9 годам прироста продолжительности жизни мужчин, т.е. увеличивают упомянутый разрыв на 1 год. Интерпретируются эти различия в том смысле, что прогресс цивилизации, очевидно, дает женщинам большие преимуществ, чем мужчинам. Российские данные показывают совершенно иную закономерность: рост продолжительности жизни женщин происходит медленнее, чем у мужчин, (на каждые 10 лет прироста СПЖ для женщин приходится 16 лет прироста СПЖ у мужчин). Интерпретация полученной закономерности также будет совершенно иной: в случае снижения продолжительности жизни в России будет возрастать разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин — тенденция, не имеющая аналогов в мирное время ни в одной стране мира.

Заключение

Представленные данные свидетельствуют, что для России актуальны все задачи по достижению здоровья для всех, сформулированные в Европейской стратегии ВОЗ как некие универсальные ориентиры. Более того, по многим направлениям динамика показателей здоровья в России противоположна мировым тенденциям. Таким образом, ситуация объективно требует принятия и реализации обоснованных мер по улучшению здоровья населения.

Планируя столь масштабную работу, важно сформулировать основные принципы и условия, от соблюдения которых во многом будет зависеть ее эффективность. Одним из таких условий является соответствие идеологических принципов концепции «Здоровье для всех» методическим и организационным условиям ее разработки, реализации и мониторинга. Идея межсекторального подхода к проблемам здоровья населения требует создания адекватной организационной структуры — возможно в виде Национального института здоровья, основными задачами которого могут быть: разработка научно-обоснованной политики в сфере укрепления и охраны здоровья населения с учетом региональной специфики ситуации; разработка в соответствии с рекомендациями ВОЗ национальной программы «Здоровье для всех россиян», объединяющей усилия различных отраслей и ведомств по критерию здоровья; создание системы мониторинга здоровья населения; объективное информирование руководящих органов страны (Президент, Правительство, Парламент, Совет Безопасности, Главы администраций субъектов Российской Федерации) о состоянии, тенденциях и прогнозах здоровья населения, о необходимых мерах по улучшению ситуации. Сегодня крайне необходима общенациональная программа действий в области здравоохранения. В ее основу должна быть положена ясная концепция защиты здоровья народа и единая стратегия.

Публикация подготовлена по материалам аналитической справки о проблемах глобальной стратегии ВОЗ по достижению здоровья для всех в ХХI веке (Венедиктов Д.Д., Иванова А.Е., Максимов Б.П.).

Источник

Adblock
detector