Урок «Формула здоровья» в 8-м классе
Разделы: Биология
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: формирование валеологического мышления и самоорганизации учащихся.
Цель урока: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение к ЗОЖ.
“Здоровье — это состояние полного физического,
психического и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней и повреждений”.
(Всемирная организация здравоохранения)
“Надо, чтобы ум был здравым в теле здоровом”.
(Ювенал)
В давние времена на Востоке жил богатый и счастливый человек. У него было любимое дело, он знал тайну нахождения воды в пустыне. Он был ещё счастлив потому, что жена была красавицей, и Бог дал ему сына.
Однажды бродящий мудрец предсказал ему, что за то, что он сегодня не ценит, завтра он будет готов отдать всё, но будет поздно. Богач рассмеялся и прогнал мудреца.
Шли годы. Он трудился днём и ночью, чтобы быть богаче. Когда болезнь подступила к нему, никакие богатства не смогли ему помочь.
“За то, что мы сегодня не ценим, мы платим дорогую цену”,- вдруг вспомнились богачу простые слова мудреца. Здоровье не купишь ни за какие деньги.
-На какие размышления наводит эта легенда? (ответы учащихся)
— Прочитайте эпиграф урока (зачитывает один из учащихся).
Все знают: здоровье надо беречь смолоду. Знаем…а что делаем для того, чтобы быть здоровыми и помочь в этом окружающим.
-Творческая совместная деятельность поможет вам выявить факторы здоровья. Результатом этой серьёзной работы станет вывод формулы здоровья.
Корзина советов (слайд)
В этой коробке написаны советы. Вы по очереди вытягиваете одну бумажку и читаете совет. Если кто-то не согласен, высказывает свои возражения.
- Остановись до того, как почувствуешь, что сыт, так как твоему телу потребуется 20 минут, чтобы понять, что сделал рот. Откусывай пищу маленькими кусочками.
- Не ешь, если не голоден. Ешь медленно, клади вилку после каждого кусочка и разговаривай во время еды. Не накладывай себе больших порций. Ешь поменьше.
- Не покупай жирную еду. Проси, чтоб домой меньше покупали сладкого. Никогда не ходи на рынок или в магазин на пустой желудок.
- Думай, что тебе нужно прожить именно этот день без шоколадки. Это проще, чем настраивать себя на три недели лишений.
- Вермишель способствует набору веса больше, чем капуста, картофель, более калориен, чем помидоры, и т.д. Запомни, какие продукты могут превратить тебя в пончик, и не обязательно учить таблицу калорий.
- Пей много воды между приёмами пищи. Это притупляет голод. Перед ужином пей сок или бульон.
- Покупай рыбные консервы в томатном соусе, а не в масле, фруктовые – в собственном соку, а не в сахарном сиропе, белое мясо (цыплёнок, рыба), а не красное (гамбургеры, бифштексы), нежирное молоко.
- Чтобы чувствовать себя бодрым и весёлым, питайся сбалансировано. Это значит, что твой рацион должен состоять из пяти основных продуктовых групп: зерна и хлопья; фрукты; овощи; мясо, птица и рыба; молочные продукты.
Спасибо за работу!
“Без носа человек – чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, — просто возьми, да и вышвырни за окошко. ” — так писал о носе Н.В.Гоголь.
— А если серьёзно! Для чего нужен нос?
Обязательное условие здоровья – всегда дышать через нос.
Для тех, кто страдает частыми простудными заболеваниями дыхательной системы, мы настоятельно рекомендуем комплекс дыхательной гимнастики Александры Николаевны Стрельниковой. Все упражнения этого комплекса делаются на вдохе. Добавлю, что эта гимнастика помогает активизировать сердечно — сосудистую систему, положительно влияет на органы пищеварительной, нервной, опорно-двигательной и всех других систем органов.
Составить физминутку и провести каждому по 1 упражнению (слайд).
- Вдох нужно делать шумно и быстро через нос, а выдыхать через рот.
- Закрыв рот, сделайте 5-6 медленных вдохов и выдохов через нос.
- Кисти рук положите на шею (сзади) или на верхнюю часть живота.
Ты решил заняться бегом. Прежде ты никогда не занимался спортом, не посещал спортивных секций. Во время медицинского осмотра врач сказал тебе, что никаких противопоказаний к занятию бегом нет.
Разработайте памятку самому себе, как правильно бегать (слайд).
Спасибо. Итак, одним из факторов укрепления здоровья является что? (Бег, движение)
- Основные выводы урока
Учитель. Вот мы и назвали основные факторы здоровья. Я желаю вам здоровья, а для этого нужно правильно питаться и дышать, быть в движении, не курить и не пить.
Учёные провели исследование и сделали вывод: от чего зависит наше здоровье. Эти данные можно обобщить в виде формулы здоровья:
Формула здоровья (100%)= (10%) медицина + (20%) наследственность +
(20%) окружающая среда + (50%) образ жизни (слайд).
1 группа
Составить физминутку и провести каждому по 1 упражнению.
- Вдох нужно делать шумно и быстро через нос, а выдыхать через рот.
- Закрыв рот, сделайте 5-6 медленных вдохов и выдохов через нос.
- Кисти рук положите на шею (сзади) или на верхнюю часть живота.
Разработайте памятку самому себе, как правильно бегать.
Бегом лучше заниматься в парке, сквере, или на улице с малым автомобильным движением. Перед тем, как начать эти занятия, приучи себя делать ежедневно зарядку. В первый день занятий лучше походи 15-20 минут, потом переходи на бег. Постепенно увеличивай продолжительность бега (с 2-5минут до 30минут).
Не рекомендуется бегать на носках, как при спортивном беге. Старайся расслабиться, расслабить шею, плечи, руки. Для бега хороши кроссовки, кеды, но не тапочки. Нежелательно бегать по асфальту, лучше по земле. Сразу после обеда бегать не рекомендуется.
Памятка начинающему бегуну.
Как правильно заниматься оздоровительным бегом (не менее 4 пунктов)
Источник
Программа «Уроки здоровья» ( для 8-9 классов)
классный час на тему
Программа « Уроки здоровья» должна стать «школой здорового образа жизни» учащихся с ОВЗ, где любая их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способность воспитанию потребности к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_zdorovya_8-9_klassy.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМЭ «Нартасская школа-интернат»
Составил: Бочаров П.А.
воспитатель I категории
В процессе обучения и воспитания в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьников с ОВЗ необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обучение школьников с ОВЗ бережному отношению к своему здоровью, начиная с 1 класса – актуальная задача современного образования. Предлагаемая программа «Уроки здоровья» нацелена на формирование у ребёнка с ОВЗ ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Программа « Уроки здоровья» должна стать «школой здорового образа жизни» учащихся с ОВЗ, где любая их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способность воспитанию потребности к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья.
Программа «Уроки здоровья» рассчитана на учащихся 8,9 классов с ограниченными возможностями здоровья VIIII вида и предназначена для работы в системе специального ( коррекционного) начального образования.
Цели и задачи программы:
- Формирование у школьников с ОВЗ мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья.
- Развитие познавательной активности школьников с ОВЗ, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения.
- Воспитание у школьников с ОВЗ потребностей к здоровому образу жизни
При решении задач обучения, развития и воспитания, учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.
В реализации программы участвуют обучающиеся 8,9 класса
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2года обучения, 1 час в неделю.
1 год обучения- 34 часа;
2 год обучения- 34 часа;
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Наполняемость группы – 12 человек.
- Занятия в классе и в природе.
- Уроки – путешествия.
- Уроки – КВН.
- Праздники.
- Игры.
- Викторины.
- Экскурсии.
Методы и приёмы работы.
Эффективность занятий по программе в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые использует педагог в своей работе. «Уроки здоровья» предусматривает следующие методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение, обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций.
Чтобы изучение программы способствовало развитию учащихся с ОВЗ, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др. Программа содержит познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, сочетающийся с практическими заданиями (тренинги, валеологический самоанализ, оздоровительные минутки: упражнения для коррекции осанки, зрения, плоскостопия, дыхательные упражнения). Для активизации познавательной деятельности программой предусмотрено наполнить содержание занятий игровыми сюжетами.
Результативность работы по программе «Уроки здоровья» во многом зависит от степени подготовленности педагога, его эрудиции и профессионализма. Воспитатель должен найти нужный тон в общении с воспитанниками, избегать назидательности, создавать на занятиях обстановку непринуждённости и взаимопонимания.
В данной программе имеются 6 направлений:
- Человек и его здоровье.
- Познай себя.
- Рациональная организация жизнедеятельности.
- Гигиена.
- Иммунитет
- Безопасность жизнедеятельности.
Тематическое планирование « Уроков здоровья»
Источник
Рабочая программа «Урок здоровья» 8 класс
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ Основное содержание.docx
Содержание программы «Уроки здоровья »
Что такое здоровье.
Определение здоровья. Виды здоровья. Составляющие здоровья. Признаки здоровья. Сравнение с состоянием здоровья обучающихся нашей школы. Минимальный уровень здоровья
Состояние здоровья современных российских школьников.
Адаптационный потенциал человека. Школьные болезни: близорукость, нарушения осанки, неврастения и гастрит Можно ли измерить здоровье. . Общая заболеваемость учащихся основной школы. Понятие о группах здоровья.
Факторы риска, влияющие на здоровье человека.
Классификация факторов риска: эндогенные и экзогенные Неизбежные, корректируемые и устранимые факторы риска. Школьные факторы риска. Как их уменьшить
Составляющие образа жизни: Уровень жизни, качество жизни, стиль жизни.
Основные принципы зож: биологические и социальные
Современные составляющие ЗОЖ, принципы ЗОЖ.
Возрастные анатомо-физиологические особенности развития подростков (отдельно юноши, отдельно девушки). Через уроки физкультуры. Отв. учителя физкультуры.
Раздельные занятия для юношей и девушек
Показатели физического развития подростков
Показатели: скоростные, координационные, силовые, общая гибкость.
Изучение личностной ценности здоровья обучающимися.
Ответы на вопросы анкеты.
Двигательная активность человека – основа его физического здоровья.
Понятие гиподинамии. Норма двигательной активности людей различных возрастных категорий.
Основные двигательные качества человека: силовые.
Составление комплекса упражнений для развития силы. С участием учителей физкультуры.
Основные двигательные качества человека: выносливость и гибкость
Составление комплекса упражнений для развития выносливости и общей гибкости. С участием учителей физкультуры
Основные двигательные качества человека: быстрота и ловкость.
Составление комплекса упражнений для развития быстроты и ловкости. С участием учителей физкультуры.
Основные формы развития двигательных качеств в школе, во внеурочное время, дома в семье
Возможности нашего города для занятий физкультурой и спортом школьников
Значение утренней гимнастики для повышения двигательной активности человека.
С участием учителей физкультуры.
Требования к содержанию комплексов, их чередования и замена.
Анализ учащимися собственной недельной активности, планирование мер по её увеличению.
Рекомендации по увеличению двигательной активности
Профилактика близорукости в школе и дома. Сохранение зрения.
Основные виды заболеваний, связанных со зрением
Классификация болезней и предупреждение.
Процедуры закаливания. Закаливание, его роль в укреплении здоровья. Виды закаливания. Иммунитет.
Требования к проведению процедур закаливания
Вредные привычки и их предупреждение. Курение и его вред для здоровья
ЛР. «Определение негативного действия никотина на белки живых организмов» .
Употребление алкоголя и его вред для здоровья
Л.Р. «Определение негативного действия этилового спирта на белки живых организмов»
Наркотические вещества и их влияние на здоровье.
Встреча с представителями городского центра «Здоровье»
Рациональное питание и здоровье. Составление пищевых рационов.
Диета и здоровье Презентация «11 золотых правил питания».
Особенности памяти, внимания. Работоспособность. Усталость, утомление, переутомление.
Виды памяти. Упражнения для тренировки памяти. Понятия: работоспособность, усталость, утомление, переутомление. Гигиена умственного труда.
Способы повышения эффективности учебного труда.
Школьный и домашний режим школьника.
Привычки и режим дня
Требования к рациональной организации учебного процесса
Анализ соответствия организации обучения в нашей школе предъявляемым требованиям
Компьютер – друг или враг?
Психолого-гигиенические требования при использовании компьютера
Домашние риски. Риски улицы.
Безопасное обращение с электрическими приборами, газовыми плитами, с лекарственными препаратами, веществами бытовой химии. Правила дорожного движения, поведение при ледоставе, при таяние льда, при агрессивном поведении встречных прохожих или бродячих животных.
Как себя правильно вести при стихийных бедствиях.
Наводнение, пожар, угроза химического заражения, метель, гололёд, ураган.
Понятие психологической безопасности личности.
Угрозы психическому здоровью подростка. Работа с психологом
Духовная безопасности личности
Как сохранить психическое и духовное здоровье. Работа с психологом
Нужен ли человеку друг? Выбор друга. Кто подружится с тобой?
Рискованное поведение подростков
Об уникальности, ценности и неповторимости жизни.
Семья и подросток
Когда нам хорошо в семье
Выбранный для просмотра документ Программа.docx
МБОУ «Волоковская СОШ»
Смоленского района Смоленской области
Автор: Закитняя С.А
Программа факультативного курса «Уроки здоровья» составлена на основе:
Наглядно-методического пособия для проведения занятий с подростками 12-16 лет. «Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании» С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович.
В последние годы все более очевидным становится ухудшение здоровья учащихся. Растет влияние психологических, медицинских, эмоциональных, экологических и других факторов на организм ребенка. Алкоголизм, наркомания, табакокурение, токсикомания наносят непоправимый вред не только индивидуальному, но и общественному здоровью В подростковом возрасте происходит бурное развитие личности, появляются новые черты, новые особенности характера. Неустойчивость эмоций, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность в отношении к окружающим, незрелость суждений и интересов, внушаемость и стремление к подражательным действиям могут явиться причинами формирования аддиктивного поведения подростков. Именно поэтому наркопрофилактику необходимо организовать в подростковом возрасте.
Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому забота о сохранении здоровья учащихся — важнейшая обязанность общеобразовательного учреждения, педагога и самого ребенка.
Главное внимание в программе уделяется созданию условий для формирования мотивации здорового образа жизни, негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотических веществ.
Программа факультатива рассчитана на 34 часа, предназначена для учащихся 8 класса. Срок реализации 1 год.
изучить этические основы поведения человека ; причины курения и употребления алкоголя, наркотических веществ подростками;
формировать активную социальную позицию учащихся за ведение здорового образа жизни и его пропаганду, представления о проблемах зависимости здоровья человека от образа жизни;
развивать умения самостоятельно работать с различными источниками информации и использовать полученные знания на практике;
подвести учащихся к осознанию негативного влияния вредных привычек на здоровье человека;
обеспечить учащихся достоверной информацией о факторах, влияющих на здоровье человека;
Актуальность данной программы состоит в том, что учащиеся должны понимать, что здоровье человека – дело рук каждого.
В основе учебной деятельности предполагаются – лекции, но в активной форме в виде бесед, дискуссий, дебатов; творческие задания; практические работы, анкетирования, пропагандистская и исследовательская деятельность и др.
Источник