Как улучшить слух? Возможно ли это в домашних условиях?
Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
Это вопрос, с которым к нам обращаются довольно часто, но часто люди даже не подозревают, насколько все сложно. Восстановление естественного слуха напрямую зависит от причин, вызвавших его снижение. Я постараюсь максимально понятно объяснить, в каких случаях возможно улучшение слуха и как улучшить слух в домашних условиях.
Почему ухудшается слух?
Для начала разберемся, из-за чего происходит снижение слуха у человека. На нашем сайте есть подробный материал на эту тему — Этиология и причины нарушений слуха в разные периоды жизни. Здесь же мы назовем лишь самые распространенные причины и рассмотрим возможность улучшения слуха.
Травмы барабанной перепонки.
Слишком громкий звук (взрыв, выстрел, громкая музыка) способен вызвать растяжение или перфорацию барабанной перепонки. При растяжении слух со временем улучшится самостоятельно, а перфорация (разрыв) требует серьезного лечения. Подробнее о строении органа слуха.
Старение.
С возрастом чувствительность нервных клеток ухудшается, ткани изнашиваются, и слуховая система человека больше не в состоянии улавливать звуки также четко, как раньше.
Наушники.
Помните, что при использовании наушников вы располагаете источник звука очень близко к барабанной перепонке. При интенсивной нагрузке легко получить травму.
Серная пробка, инородные тела в ухе.
Вы удивитесь, если узнаете, как много пациентов годами страдает от болей, чувства заложенности и снижения слуха, хотя эта проблема решается одним-двумя походами к врачу.
Отиты.
Это воспалительные заболевания, которые могут быть вызваны бактериями или вирусами. Различают три вида отитов по месту их возникновения – наружный, средний или внутренний отит. С этим заболеванием не шутят – как можно скорее обратитесь к врачу. Потеря слуха при отите может стать необратимой!
Неправильная гигиена.
Специалисты рекомендуют отказаться от использования ватных палочек и других предметов при гигиене ушей – ими очень легко протолкнуть серу глубоко внутрь или нанести травму барабанной перепонке. Уши достаточно просто мыть теплой водой и хорошо их просушивать.
Травмы и анатомические изменения.
Травмы головы могут привести к нарушению работы слуховой системы, а некоторые заболевания, например отосклероз, могут вызывать изменения в строении среднего уха, что также препятствует передачи звука.
Методы улучшения слуха
Зная причину ухудшения слуха, можно более-менее четко ответить на вопрос «возможно ли улучшить слух?». Для точной диагностики необходимо обратиться к терапевту, лору или сурдологу.
Все эти методы улучшения слуха предназначены для проведения под присмотром специалиста. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением – без специализированных знаний и оборудования очень легко навредить себе.
Если слух снижен из-за серной пробки, постороннего предмета в ухе, воспаления или травм наружного уха, то усиление слуха, скорее всего, возможно. Чаще всего слух восстанавливается после устранения причины снижения: вылечить воспаление или травму, удалить пробку или воду, попавшую в слуховой канал.
Если пострадало среднее ухо, то успеха достичь значительно сложнее. Перфорация барабанной перепонки или анатомические изменения могут потребовать хирургического лечения.
В случае если проблема кроется во внутреннем ухе, то, скорее всего, потеря слуха необратима, и улучшить слух естественный слух не получится. Однако усилить слух можно с помощью кохлеарного импланта или цифрового слухового аппарата – с помощью этих устройств можно вернуть себе возможность слышать.
Все эти методы улучшения слуха предназначены для проведения под присмотром специалиста. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением – без специализированных знаний и оборудования очень легко навредить себе.
Как улучшить слух в домашних условиях?
Как и любое заболевание, снижение слуха проще предотвратить, чем лечить. Внимательно ознакомьтесь с материалом на эту тему, который мы опубликовали на нашем сайте ранее – Профилактика снижения слуха. Но как же улучшить слух в домашних условиях?
Тренировка. Как и любой орган чувств, здоровый слух можно натренировать. Нужно всегда четко помнить, что слышим мы не столько ушами, сколько мозгом, а он умеет отсеивать ненужную информацию. Старайтесь прислушиваться к самым тихим звукам в своем доме, не поднимайте уровень громкости телевизора слишком высоко, научитесь обращать внимание на приятные звуки: пение птиц, шелест листвы. Ваш мозг научится быстрее выделять и распознавать звуки за счет тренировки.
Как улучшить слух в пожилом возрасте: гимнастика и диета.
Для пожилых людей слух – это часто единственное доступное средство восприятия информации – они редко умеют пользоваться электронной почтой или мессенджерами. Живой разговор для них – единственный метод общения. Поэтому так важно следить за здоровьем слуха.
Чтобы улучшить слух, необходимо соблюдать правила профилактики, соблюдать приятную диету и выполнять простые упражнения.
Что касается еды, то стоит отказаться или хотя бы жестко ограничить употребление следующих продуктов:
- соленое;
- маринованные грибы и овощи;
- животный жир;
- копченое;
- алкоголь;
- кофе.
В вашем рационе при этом должна присутствовать еда, насыщенная витаминами С,Е,В, цинком и магнием.
- нежирное мясо;
- рыба;
- фрукты (особенно цитрусовые) и овощи;
- молочка;
- бобовые растения и злаки;
- корица и шафран.
Гимнастика увеличивает циркуляцию крови в районе ушных раковин. Усилить слух вам помогут простые упражнения:
- растирание ушных раковин раскрытыми ладонями по часовой стрелке;
- дергайте мочки вверх-вниз;
- обхватите голову, прижав ладони к ушным раковинам, осторожно постучите пальцами по затылку;
- зажмите уши ладонями, чтобы создалось ощутимое давление, затем резко уберите руки. Повторите несколько раз;
- вставьте пальцы в слуховой проход (неглубоко!) и понажимайте на стенки, покрутите пальцами, как бы растирая кожу.
Гимнастику следует выполнять каждое утро, повторять упражнения по 15 раз. Рекомендуется совмещать с общеоздоровительной гимнастикой.
Берегите свой слух – лечите все заболевания вовремя и не пренебрегайте обращением к врачу. Помните, часто возможность улучшения слуха зависит от своевременного принятия соответствующих мер!
Специалисты по слуху «Аудионика» всегда готовы бесплатно ответить на ваши вопросы о слухе и провести диагностику.
Источник
«Здоровые уши». Занятие-беседа о здоровье
Елена Александровна Лескова
«Здоровые уши». Занятие-беседа о здоровье
Занятие в оздоровительной группе в день Здоровья
Тема: «Здоровые уши»
Познакомить детей со строением и значением органа слуха.
Дать простейшие понятия о строении и функциональности уха; показать значимость этого органа для человека; познакомить детей с методами профилактики нарушений слуха; обсудить вопросы гигиены слуха; продолжать формирование способности к наблюдению и самонаблюдению, к анализу полученных результатов.
У каждого ребёнка: воронка склеенная из плотной бумаги.
У педагога: пластмассовая воронка, вода, плотная бумага или картон, которые не размокнут в воде,ширма и предметы для эксперимента: чайная ложка, 2 стакана, ножницы, спички, баночка с рисом, бумажный лист, канцелярский зажим, камешки, бубен.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом на стульчиках перед столом, на котором стоит ширма.
В начале занятия прочесть (полушёпотом) стихотворение (С. Волкова)
Шелестит листвой берёзка.
Фыр – фыр – фыр! – летит стрекозка
Фьють – фьють – фьють!– поёт пичужка.
Ж – ж – ж! – жужжит над ухом мушка.
Чтоб слышать звуки эти
(знают взрослые и дети,
У людей и зверушек
Есть по паре чутких ушек!
Ушки звуки различают,
Они слышать помогают!
У человека для улавливания и различия звуков существует специальный орган – ухо. Уши постоянно воспринимают окружающие звуки, даже когда мы спим. Услышанные сигналы (звуки) передаются в специальный отдел мозга по нервам.А теперь подумайте и ответьте:
1. Для чего человеку нужен слух? (Чтобы слышать всё вокруг. Чтобы голова была красивая. Чтобы слышать природу вокруг. Уши должны быть у человека, так природа создала).
2. Посмотрите на рисунок (ст. 13)и скажите: какие звуки может воспринимать человеческое ухо? (Пение птиц, звук гитары, как трещат ветки в костре, звуки леса, шум листвы, шум ветра в деревьях, шелест травы, пение по гитару, всплеск реки (когда рыба плескается).
Молодцы, ваши глаза очень зоркие, каждую деталь заметили, а ваша фантазия подсказала вам, что не далеко от ребят протекает река.
А теперь послушайте, как интересно написала С. Шукшина про строение нашего уха.
Ушки звуки ловят чутко. Их отправят в сложный путь
По наружному каналу, через тоненькую плёнку.
Что зовётся перепонка, дальше вглубь.
Молоточек постучит там по наковальне,
Звук за стремечком бежит и стремится дале.
Встретит здесь его улитка не простая, скоростная.
Что различные сигналы быстро в мозг передаёт.
Мозг их быстро расшифрует и решит,что надо делать:
Может, слушать тихо сказку, подпевать весёлой песне
Или же от злой собаки быстро – быстро убегать.
Ухо состоит из трёх частей: наружное (ушная раковина и слуховой канал, среднее (молоточек, наковальня, стремечко, специальная трубка, соединяющая среднее ухо с носоглоткой, внутреннее (улитка, три полукружных канала). Между наружным и средним ухом натянута барабанная перепонка.
Давайте рассмотрим ухо друг друга. Те, кто сидит справа, повернитесь к своему товарищу и рассмотрите его ухо. А потом поменяетесь ролями. Что видно снаружи? (Овал с извилистыми линиями и с ямой внутри. Выемки и впадины). То, что вы описали, называется ушная раковина. Что вы ещё видите? (Глубокая ямка, уходящая вглубь головы.)
Обследуйте своё ухо пальчиком. Расскажите о том, что вы почувствовали. Далеко ли уходит вглубь наружный слуховой проход? (Почувствовали то, что палец далеко нельзя протолкнуть. И то, что там какое то вещество внутри уха.)Кто знает, как это вещество называется? (Сера.)
А для чего она нужна? Хорошо, не буду вас томить ожиданием, расскажу об этом веществе. Чтобы в слуховой проход не проникала пыль и микробы, его стенки выделяют особое вещество, которое называется серой. Сера густая, липкая, к ней прилипают пыль и микробы. А потом сера выходит из прохода, и когда мы моем уши, то удаляем её вместе с грязью. Я видела одного мальчика, который не любил мыть уши. В его ушах скапливалось очень много грязи. А чем это вредно, кто догадается? (Человек может потерять слух, стать глухим. Когда много серы, человек может заболеть – ухо может опухнуть.)
У вас получилось добраться пальчиком до конца прохода уха? (Нет.) природа сделала так, чтобы никто не мог туда забраться. Потому что в конце прохода есть тонкая — тонкая плёночка. Она называется перепонкой.
Перепонка очень тонкая и повредить её очень легко, если засунуть глубоко в ухо спичку или булавку. Повредить легко, а починить перепонку нельзя, так и можно остаться глухим на всю жизнь.Давайте поиграем в игру: «Слышу- не слышу».
Правила таковы: Я буду произносить различные слова, причём каждое последующее слово буду произносить более тихим голосом и вы должны мне его повторить, чтоб я убедилась, правильно ли вы его услышали.Затем я усложню задание: надо закрыть уши ватным тампоном и я произнесу ещё несколько слов, а вы мне расскажите, когда вы наиболее чётко слышали слова: без ваты или с ватой? (без ваты). Почему? (потому что без ваты, звук шёл в открытое ухо, и ни чего ему не мешало, а с ватой хуже, потому что вата закрывала проход и мешала звуку пробиться до перепонки). Хорошо, молодцы.
А теперь рассмотрите картинку, и назовите, из чего состоит ухо, кто запомнил? При внимательном осмотре можно без труда догадаться, где здесь молоточек, наковальня, стремечко, специальная трубка, улитка, три полукружных канала, барабанная перепонка и сама ушная раковина.
И с этим заданием справились, умнички.
Про строение уха мы поговорили, о том для чего нам уши тоже поговорили, про что же мы забыли, ребята, с вами поговорить? (Про то, как беречь уши). Правильно, точно подметили. Вот послушайте диалог пациента и доктора (Э. Мошковская).
Доктор, доктор, как нам быть?
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть?
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор: — Еже!
Отвечает доктор гневно:
А вы, согласны с доктором? (да)
Посмотрите ребята на рисунок, и скажите, влияет ли поведение детей в группе на слух? И как (Влияет и очень сильно. Дети кричат, громко смеются, может от этого заболеть голова, а ещё начаться воспаление уха, это когда в ухе «стреляет»). Значит как нужно вести себя в группе, чтобы избежать таких неприятностей (Нужно разговаривать вполголоса, не кричать, не бегать и стараться не шуметь). Молодцы, знаете правила хорошего слуха. Вот послушайте, какое замечательное стихотворения написала С. Шукшина про то, как беречь свой и чужой слух.
Не кричите слишком громко,
Вас и так прекрасно слышно,
Как вполголоса, спокойно,
вы ведёте свой рассказ.
Не включайте до предела
Плеер, радио и телевизор,-
Тотчас все соседи в доме
Затыкают нервно уши
И стучат в ответ по трубам,
Чтобы стало чуть потише.
Громкий звук – беда для слуха.
Вы не сможете услышать
Громкий рокот самолёта,
Дивной трели соловья.
И, о ужас, голос мамы
Вы совсем не разберёте.
Оттого, что так бездумно
Относились долго к слуху,
Можете вы очень скоро
Стать глухими навсегда.
Печальная история, не правда ли? Интересно, ребята, а вы умеете различать звуки (да). Хотите поиграть в игру «Кто больше услышит звуков?»(да). Тогда нужно позвать в группу тишину, для того чтобы правильно определить источник звука.
Я, стоя за ширмой,произвожу следующие действия:
— переливаю воду из стакана в стакан;
— мешаю воду чайной ложкой в стакане;
— режу бумагу ножницами;
— трясу коробочкой, в которой рис, затем коробочкой, в которой фасоль;
— щёлкаю канцелярской скрепкой – крепителем;
— звеню в колокольчик.
Дети без труда отгадывают многие звуки,лишь звуки : скрепки – крепителя, риса и фасоли в коробочке, вызывают у детей затруднения в ответе. Я прихожу им на помощь и показываю предметы, издающие такие необычные звуки.
Какой у вас, ребята, чуткий слух. Вы определили очень много источников звука, получается вы бережёте свои уши, поэтому и слышите хорошо, а вот я знаю одного мальчика, который не берёг свои уши, и вот что он мне поведал (С. Шукшина).
Я вчера гулял без шапки,
Холод был, но я терпел.
А сегодня я в кроватке,-
Ну, конечно, заболел.
Уши у меня «стреляют»,
Просто как из пушки бьют.
Боль терплю, изнемогая,
Доктор выписал лекарство-
Капли в уши и тепло.
Я на всё уже согласен,
Лишь бы только помогло.
С честью выдержал леченье,
Я теперь почти здоров.
В прошлом все мои мученья,
Снова я гулять готов!
Но теперь без тёплой шапки
На мороз я не пойду.
Уши будут пусть в порядке,
Их, ребята, берегу.
И так, вы достаточно взрослые дети и много знаете про уши, предлагаю вместе составить «Правила хорошего слуха» и отдать детям из старшей и средней группы.
— Ничего не засовывай в ухо!
— Не кричи громко!
— Не слушай громкую музыку в наушниках!
— Избегай простудных заболеваний!
— Мой уши, после чего тщательно и насухо вытирай их!
— Не чисти уши при помощи спички, булавки и другого заострённого предмета! Это может привести к повреждению барабанной перепонки и глухоте!
Вот и подошло к концу наше занятие, давайте вспомним, о чём сегодня мы с вами говорили. Как вы думаете, уши – важный орган? (да). Зачем они нам нужны? (Уши позволяют слышать, определять направление звуков и расстояние до предметов, разговаривать друг с другом, петь песни, танцевать, слушать плеер и телевизор, избегать несчастных случаев и др.)
Нужно ли их беречь? (да.) А как? (мыть уши, не кричать громко, не заталкивать посторонние предметы, надевать шапку, если на улице холодно).
Учебно-поисковая лаборатория «Особые дети». Тема: «Нарушение слуха» Слух это величайший дар, которым природа наградила человека. Без слуха невозможно полноценное общение с миром вокруг. Благодаря слуху мы.
Воспитание навыков здорового образа жизни у дошкольников. Занятие по ЗОЖ для детей средней группы «Чем мы слышим» «Чем мы слышим». Цель: • Расширять знания детей о строении организма человека. • Познакомить со строением нашего уха. • Дать знания о том,.
Источник