Роль витаминов в питании школьников
Рациональное питание детей и подростков определяет их полноценное развитие и здоровье в будущем. Особая роль в этом принадлежит витаминам.
Витамины являются незаменимыми (эссенциальными) пищевыми веществами. Их название переводится с латинского как «амины, необходимые для жизни», или просто «амины жизни». Витамины — группы разнородных по химической природе веществ, не синтезируемых или синтезируемых в недостаточных количествах в организме, но необходимых для нормального осуществления обмена веществ, роста, развития организма и поддержания здоровья. Витамины поступают главным образом вместе с пищей, поэтому питание школьников должно быть достаточным, полноценным и содержать все пищевые вещества в необходимом количестве и легкоусвояемой форме. Витамины участвуют в разнообразных биохимических реакциях, оказывают регулирующее влияние на обмен веществ и тем самым обеспечивают нормальное течение практически всех биохимических и физиологических процессов в организме. Их делят на: водорастворимые и жирорастворимые. К водорастворимым витаминам относятся: витамины С, Р, РР и витамины группы В: В1, В2, В6, В9, В12. К жирорастворимым относятся витамины: А, Е, D и К.
Витамин В1 (тиамин) — водорастворимый витамин, требующий ежедневного восполнения. Известен, как витамин «бодрости духа». Потребность его возрастает во время болезни, стресса, операций.
Функции: способствует росту, улучшает пищеварение, особенно переваривание углеводов, нормализует работу нервной системы, мышц и сердца. Лучше всего работает в сочетании с другими витаминами группы В. Легко разрушается при тепловой обработке.
Продукты с наибольшим содержанием витамина В1: говядина, свинина нежирная, печень, почки, крупы (овсяная, гречневая, пшенная), хлеб ржаной, бобовые, горошек зеленый, молоко коровье, творог, макаронные изделия, яйцо куриное желток, картофель, горбуша, морская капуста, апельсин.
Витамин В2 (рибофлавин) — водорастворимый витамин, требующий ежедневного восполнения.
Функции: способствует росту, сохраняет здоровой кожу, волосы, ногти, улучшает зрение, уменьшает утомляемость глаз, участвует в обмене белков, жиров и углеводов. Не разрушается под воздействием тепла и кислот.
Продукты с наибольшим содержанием витамина В2: печень, почки, творог, сыр, шиповник, молоко коровье, бобовые, зеленый горошек, мясо, крупы (гречневая, овсяная), хлеб из муки грубого помола, яйцо куриное, картофель, морская капуста.
Витамин В6 (пиридоксин) — водорастворимый витамин, требующий ежедневного восполнения. Необходим для усвоения витамина В12.
Функции: способствует усвоению белков и жиров. Разрушается от тепловой обработки.
Продукты с наибольшим содержанием витамина В6: печень, почки, птица, мясо, рыба, бобовые, крупы (гречневая, пшенная, ячневая), перец, картофель, хлеб из муки грубого помола, гранат.
Витамин В12 (цианкобаламин) – единственный водорастворимый витамин, который содержит незаменимые минеральные элементы.
Фолиевая кислота (витамин B9) — водорастворимый витамин, необходимый для роста и развития кровеносной и иммунной систем.
Функции витамина В12 и фолиевой кислоты: формируют и восстанавливают эритроциты, предотвращая анемию, у детей способствуют росту и улучшению аппетита, поддерживают нервную систему в здоровом состоянии, снижают раздражительность, улучшают память, концентрацию.
Продукты с наибольшим содержанием витамина В12 и фолиевой кислоты: печень, почки, мясо, рыба, молоко коровье, творог, яйцо куриное, бобовые, хлеб ржаной, зелень (петрушка, шпинат, салат, лук и др).
Витамин D, D2, D3 (кальциферол, эргокальциферол, эргостерол) -жирорастворимый «витамин солнца». Ультрафиолетовые лучи, взаимодействуя с кожей, способствуют образованию этого витамина. После образования загара, выработка витамина D через кожу прекращается.
Функции: помогает утилизировать кальций и фосфор, оказывает специфическое противорахитическое действие, при совместном приеме с витаминами А и С помогает в профилактике простудных заболеваний.
Продукты с наибольшим содержанием витамина D: печень трески, рыба, рыбий жир, печень, яйцо куриное, сливочное масло, молоко коровье.
Витамин А (каротин, ретинол) — существует в двух формах: готовая форма — ретинол, и провитамин — каротин.
Функции: предотвращение куриной слепоты, повышение сопротивляемости инфекциям органов дыхания, сокращение длительности заболеваний, поддержание кожи, волос и ногтей в здоровом состоянии и улучшение роста последних.
Продукты с наибольшим содержанием витамина А и каротина: печень трески, печень, сливочное масло, молочные продукты, рыба, яйцо куриное, горошек зеленый, морская капуста, апельсины, картофель, чай зеленый.
Витамин Е (токоферол). Разрушается при тепловой обработке, при использовании хлорированной воды. Селен усиливает действие этого витамина.
Функции: увеличивая снабжение организма кислородом, способствует увеличению выносливости, совместно с витамином А защищает легкие от загрязненного воздуха, снижает утомляемость, поддерживает кожу в здоровом состоянии. Активный антиоксидант, усиливает активность витамина А.
Продукты с наибольшим содержанием витамина Е: растительные масла, крупы, хлеб, орехи, молоко коровье, творог, говядина, макаронные изделия, горошек зеленый, картофель, апельсины.
Витамин С (аскорбиновая кислота) — водорастворимый витамин, который не может синтезироваться в организме человека. Для увеличения эффективности его следует принимать вместе с биофлавоноидами, кальцием и магнием.
Функции: способствует заживлению ран, кровоточащих десен, укрепляет иммунную систему, уменьшает вероятность тромбообразования, помогает в лечение простудных заболеваний, уменьшает эффекты воздействия различных аллергенов. Играет основную роль в образовании коллагена, который важен для роста и восстановления клеток тканей организма, десен, кровеносных сосудов, костей, зубов и в особенности для состояния кожи.
Продукты с наибольшим содержанием витамина С в растительных продуктах: шиповник, перец сладкий, черная смородина, облепиха, земляника, цитрусовые, киви, капуста, зеленый горошек, зеленый лук, картофель, апельсины.
Витамин Р (биофлавоноиды, рутин) – фактор проницаемости кровеносных сосудов. Необходим для лучшего усвоения витамина С.
Функции: предохраняет витамин С от окисления и разрушения, укрепляет стенки капилляров, способствует повышению устойчивости к инфекциям.
Продукты с наибольшим содержанием витамина Р в растительных продуктах: яблоко, абрикос, персик, слива, манго, цитрусовые, смородина, клубника, черника, голубика, вишня, шиповник, брусника, клюква, облепиха, виноград, лук, капуста белокочанная, брокколи, сладкий перец, сельдерей, кориандр, петрушка, зеленый салат, томаты, редис, репа, ревень, щавель, морковь, свекла, чай зеленый и черный.
Снижению содержания витаминов в продуктах способствуют хранение, транспортировка и процесс приготовления пищи. Витаминная недостаточность может быть обусловлена также нарушением усвоения витаминов организмом из-за различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, обменных нарушений. Повышенная потребность в витаминах при целом ряде состояний, когда организму требуется больше витаминов, чем обычно. К таким состояниям относятся: период интенсивного роста и развития у ребенка, интенсивная физическая нагрузка (как у спортсменов при подготовке к соревнованиям), интенсивная нервно-психическая нагрузка (как, например, подготовка к экзаменам), инфекционные заболевания и интоксикация. Все это ведет к тому, что практически не обнаруживается детей, обеспеченных всеми витаминами. У многих наблюдается сочетанный дефицит трех и более витаминов, т.е. полигиповитаминозные состояния независимо от возраста, времени года и места проживания. Таким образом, недостаточное потребление витаминов является массовым и постоянно действующим фактором, оказывающим отрицательное воздействие на здоровье и развитие детей.
В связи с этим в последние годы во всем мире и в нашей стране проводится большая работа по разработке целой системы мероприятий, направленных на профилактику витаминной недостаточности. Профилактика витаминной недостаточности базируется на следующих правилах:
— рациональное построение рациона, включение в него всех групп продуктов;
— рациональная кулинарная обработка продуктов;
— дополнительное снабжение детей и подростков витаминами.
Сейчас все большее распространение находят продукты, в которые добавляют специальные витаминно-минеральные смеси (премиксы) — витаминизированные хлебобулочные, кондитерские, молочные изделия. Витаминные комплексы могут добавляться и в готовую пищу.
Обнаружение полигиповитаминозных состояний диктует необходимость дополнительной витаминизации. Поэтому, по назначению врача, целесообразен прием поливитаминных комплексов. Одновременное поступление витаминов более физиологично, их сочетание более эффективно по сравнению с раздельным или изолированным назначением каждого из них. В настоящее время известно большое количество отечественных и зарубежных поливитаминных комплексов, предназначенных для детей разного возраста.
В детских образовательных и оздоровительных организациях, при отсутствии в рационе питания витаминизированных продуктов и напитков, проводиться искусственная «С- витаминизация» третьих блюд.
Управлением Роспотребнадзора по Тульской области осуществляется контроль за организацией питания в образовательных и оздоровительных организациях области. При проведении плановых и внеплановых проверок привлекаются специалисты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» для проведения отбора проб готовых блюд с целью объективной оценки качества питания.
В 2016 году на базе аккредитованного испытательного лабораторного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» и филиалов проведено более 340 лабораторных исследований проб готовых блюд на вложение витамина «С», удельный вес неудовлетворительных образцов составил около 2,5% (в 2015г. – около 1,6%).
При получении неудовлетворительных результатов лабораторных исследований информация направляется в Управлением Роспотребнадзора для своевременного принятия административных мер.
В соответствии с государственным заданием на базе аккредитованного испытательного лабораторного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» и филиалов будут продолжены лабораторные исследования готовых блюд в образовательных организациях области.
Источник
Все про витамины школьник
Мы есть то, что мы едим
Само слово «витамины» переводится как «жизнь», и содержатся они во вкусных продуктах — овощах и фруктах, которые любят все люди. Но как действуют витамины на здоровье, что было, когда они становились недоступными, например, в далеких морских путешествиях наших предков? Сколько витаминов надо съедать в день? Какие продукты содержат витамины в наибольшем количестве? А можно ли переесть витаминов, и что будет тогда со здоровьем человека? Нужно ли принимать синтетические витамины? Эти и многие другие вопросы, возникают, когда знакомишься с литературными источниками по выбранной теме.
Актуальность и новизна: В работе впервые анализируется связь приема продуктов, содержащих витамины и самочувствие школьника. Ценность данного исследования еще и в том, что он уникален: мониторинг исследовательских работ учащихся в интернете показал, что ведение пищевого дневника с анализом качественного и количественного приема витаминов в пище, никем ранее не применялся.
Результаты исследований, проведенных НИИ питания РАМН, свидетельствуют о крайне недостаточном потреблении и нарастающем дефиците витаминов А, группы В, С, Е, а также микроэлементов (железа, цинка, йода) у значительной части населения Российской Федерации. Так, недостаточность витаминов группы В была выявлена у 30–40%, бета-каротина — более чем у 40%, а витамина С — у 70–90% обследованных [5]. Настораживает, что дефицит витаминов обнаруживается не только зимой и весной, но и в летне-осенние периоды.
Организм ребенка школьного возраста находится в процессе роста и развития. С другой стороны, учебные нагрузки, дополнительные занятия в кружках и спортивных секциях требуют повышенного количества витаминов для сохранения и укрепления здоровья. От витаминов зависит формирование костной и мышечной системы, умственная и физическая активность, сон и другие важные показатели здоровья. Частота заболевания инфекциями верхних дыхательных путей и гриппом в холодное время года так же зависит от приема витаминов.
Все эти данные было решено проверить, ежедневно отмечая, какие продукты составляли пищевой рацион, наличие в них витаминов и их связь с самочувствием. С этой целью был разработан пищевой дневник. Кроме того, было интересно узнать, что знают школьники о витаминах.
Гипотеза исследования: употребление в пищу продуктов, содержащих витамины, способствует улучшению состояния здоровья школьника.
Цель исследования: изучить влияние витаминов на здоровье школьника.
Изучить историю витаминов.
Продемонстрировать пользу ведения пищевого дневника.
Доказать связь приема витаминов с пищей и улучшением самочувствия.
Обьект исследования: витамины
Предмет: влияние витаминов на организм школьника.
Теоретический анализ современной литературы.
Самонаблюдение посредством ведения пищевого дневника.
Проведение опроса одноклассников о витаминах.
Практическая значимость работы:
Наличие практических рекомендаций, направленных на улучшение здоровья школьников.
Глава 1. История изучения витаминов.
Витамины представляют собой органические соединения, которые необходимы для нормального функционирования организма. Они являются составным элементом многих ферментов. Это объясняет, какую важную роль играют витамины в обмене веществ. Витамины способствуют деятельности гормонов, а также увеличению сопротивляемости организма к пагубным воздействиям внешней среды (инфекциям, действиям высокой и низкой температуры и т.д.). Они нужны для ускорения роста, формирования мышечной системы, регулируют обменные процессы, работу пищеварительной системы и выполняют многие другие функции в организме. В отличие от ферментов и гормонов, чаще всего, витамины не образуются в организме человека. Главный источник витаминов — это овощи, фрукты и ягоды, а также молоко, мясо, рыба. Витамины нужны в очень небольших количествах, но их недостаток или отсутствие в пище нарушает работу всего организма. Авитаминоз представляет собой отсутствие некоторых витаминов, вызывает специфические нарушения в организме и тяжелые заболевания. Для нормальной работы организма, его роста и развития необходимы все витамины.
Из научных источников (книг и энциклопедий, сети Интернет) была выяснена история изучения витаминов.
Во второй половине XIX века люди считали, что из полезных веществ, которые содержатся в продуктах питания, есть только белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода. Но от того, что люди не употребляли в пищу некоторые продукты, и вместе с ними, другие полезные вещества, кроме перечисленных, они умирали от непонятных болезней. Например, когда корабли отправлялись в долгое морское путешествие, очень много людей погибало от цинги при больших запасах продовольствия. Цинга – это болезнь, при которой человек чувствует себя уставшим, сильно худеет, теряет аппетит, у него болят мышцы в ногах, выпадают зубы и кровоточат десны. Позже обнаружили, что цинга развивается от недостатка витамина С.
Впервые на неизвестные полезные вещества обратил внимание русский ученый Николай Лунин в 1880 году. Он проводил опыты на мышах и заметил, что те животные, которые питаются искусственным молоком, худели и погибали. А те мыши, которые получали натуральное молоко, были здоровы.
Позже его опыт подтвердил другой ученый – врач Эйкман. В то время в Японии и Индонезии очень много людей страдали от болезни «бери-бери». Эта болезнь, поражающая нервную систему и сердце, часто приводила к параличу и к смерти. Эйкман заметил, что кормит своих кур очищенным рисом, который также едят больные «бери-бери». Стоит дать им неочищенный рис, как они тут же выздоравливают.
Первым выделил витамин ученый Каземир Функ в 1911 году. Он и дал ему такое название. «Vita» переводится с латинского языка как «жизнь», амины – группа химических веществ, отсюда и появилось слово «витамин».
На сегодня известно около 20 витаминов. Все они изучены, известно в каких продуктах они содержатся и какие болезни возникают при их недостатке. Так же изучен их химический состав, что дает возможность получать витамины искусственным путем.
В «Толковом словаре» Ожегова дано следующее объяснение: «Витамин — органическое вещество, первоисточником которого обычно служит растение, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма, а также препарат, содержащий такие вещества».
В начале исследования было также выяснено, что знают о витаминах школьники 5 класса. Для этого было проведено анкетирование учащихся 5 г класса. Для проведения анкетирования была разработана анкета, состоящая из 5 вопросов (приложение А) . Анкетному опросу подлежало 22 человека. Какие витамины влияют на здоровье школьника знают 16 человек. Какие витамины лучше: аптечные или из натуральных продуктов, аптечные выбрали 3 человека. В каких продуктах содержится витамин Д, знают 12 человек. В каких продуктах содержится витамин С, знают 20 человек. Какие витамины являются водорастворимыми и какие жирорастворимые, знают 2 человека. Таким образом, результаты анкетирования показали, что не все одноклассники владеют информацией о витаминах.
Итак, витамины делятся на две большие группы: водорастворимые и жирорастворимые. К водорастворимым витаминам относятся: витамины С, В1, В2, В3 (РР), В6, В12, фолиевая кислота, пантотеновая кислота и биотин. Их основная особенность — не накапливаться в организме, так как их запасов хватает на очень продолжительное время. Поэтому передозировка возможна лишь для некоторых из водорастворимых витаминов. К жирорастворимым витаминам относятся: витамины А, D , Е и К. Их основная особенность — накапливаться в тканях организма, в основном, в печени.Они накапливаются в подкожно-жировой клетчатке и создают «прочный» запас. Всасываются они в присутствии жиров (масло, сметана). Передозировка жирорастворимыми витаминами приводит к тяжелому расстройству организма. Особенно опасна передозировка витаминами А и D .
Основным источником витаминов для человека является пища. Содержание витаминов в пищевом рационе может меняться и зависит от разных причин: от сорта и вида продуктов, способов и сроков их хранения, характера технологической обработки и хранения пищи, выбора блюд и привычек в питании. Важную роль играет состав пищи.
Витамин А необходим для нормального обмена веществ, а также формирования костно-мышечной системы. Его называют витамином зрения, так как при его недостатке развивается «куриная слепота» (резкое снижение зрения в темноте). Содержится в растительной пище в виде каротина, который превращается в витамин, попадая в организм. Большое количество каротина находится в моркови и сладком перце. Из фруктов каротином богаты персики, абрикосы и виноград.
Витамины группы В. В злаковых растениях содержатся витамины B1, B2, B6, необходимые для роста и полноценного развития организма. Содержатся они в мясе, печени, рыбе, яйцах, цельнозерновом хлебе.
Витамин В9 (фолиевая кислота). При недостатке фолиевой кислоты у детей наблюдается задержка в развитии, затормаживается функция развития головного мозга. Наблюдается задержка роста. Недостаток фолиевой кислоты в организме можно пополнить, употребляя в пищу морковь, орехи, бананы, апельсины, дыню, абрикосы, тыкву,финики, грибы.
Витамин С. Употребление этого витамина с пищей способствует повышению иммунитета к инфекционным заболеваниям. Витамин С можно получить, употребляя плоды шиповника и облепихи. В квашеной капусте, сушеном шиповнике и листьях и плодах смородины содержится достаточное количество витамина С. Первая весенняя зелень, перьевой лук, редис, поддержат организм свежим запасом этого витамина.
Витамин D. Принимает активное участие в формировании костной ткани. Им богаты сыр, сливочное масло, печень, творог, молоко, рыба и икра. Витамин D также вырабатывается в клетках кожи под воздействием солнца. Поэтому так важно больше бывать на солнце и загорать летом.
Витамин Е поддерживает иммунитет и отвечает за правильное формирование мышечных тканей. Его можно получить, употребляя в пищу подсолнечное, кукурузное, хлопковое масла, яблоки с семечками, миндаль, арахис.
Витамин К обеспечивает синтез в печени некоторых факторов свертывания крови, участвует в формировании костной ткани. Содержится в шпинате, цветной и белокочанной капусте, листьях крапивы, помидорах, печени.
Витамин PP содержится в зелени, корне лопуха, пророщенных зернах пшеницы, помидорах, курице, свинине, рыбе, грибах, орехах, яйцах, молочных продуктах. Повышает тонус организма, разжижает кровь, участвует в переваривании пищи.
Витамин P содержится во фруктах, ягодах, гречке. Необходим для здоровья сосудов, способствует повышению иммунитета.
Также в наш организм могут поступать витамины, полученные химическим путем. Это различные витамины и поливитаминные комплексы, которые продаются в аптеках.
Безусловно, для укрепления здоровья и профилактики заболеваний следует отдавать предпочтение натуральным витаминам, которые содержатся в продуктах питания. Однако, при недостаточном количестве витаминов в крови, при повышении потребности организма в витаминах, и особенно при заболеваниях, приводящих к нарушению их усвоения, витамины могут назначаться дополнительно к питанию.
Хотя многие витамины могут быть синтезированы искусственно, большинство витаминных препаратов (таблеток, капсул, порошков, жидкостей) производят, используя естественные источники.
Например, витамин А получают из масла печени рыб, витамины группы В — из дрожжей или печени, витамин С считается самым лучшим, если он изготовлен из ягод шиповника, витамин Е извлекают, главным образом, из соевых бобов, зародышей пшеницы или других зерновых и т. д.
Химический анализ показывает, что получаемые препараты не отличаются от природных витаминов, но, как правило, последние оказывают более выраженное положительное действие и не вызывают побочных реакций. Почему?
Во-первых, в пищевых продуктах обычно содержится целый комплекс веществ, обладающих сходной витаминной активностью, а не одно вещество. Например, натуральный витамин Е может включать в себя все существующие в природе токоферолы, а не только один токоферол, поэтому он более эффективен, чем его синтетический двойник.
Во-вторых, в продуктах питания содержатся различные витамины и биологически активные вещества, усиливающие действие друг друга (улучшающие усвоение и замедляющие выведение).
Синтетический витамин С — это только аскорбиновая кислота и ничего больше. Натуральный же витамин С, извлеченный из плодов шиповника, содержит целый комплекс витаминов С, а также биофлавоноиды (витамин Р). Поэтому натуральный витамин С более эффективен.
На сегодняшний день нет окончательного решения ученых о том, стоит ли принимать самостоятельно химические витамины. Мнения исследователей на этот счет противоречивы. О приеме синтетических витаминов следует посоветоваться с врачом.
В природе практически нет ни одного продукта, в котором находились бы все витамины в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей организма взрослого человека. Поэтому необходимо максимальное разнообразие меню: наряду с продуктами животного происхождения и зерновыми, в рационе должны быть овощи и плоды, в том числе в сыром виде. Всемирная организация здравоохранения определила необходимое количество овощей и фруктов для употребления – 400 г (5 порций по 80 грамм, порцией считается объем ладони человека).
Овощи в 4 раза полезнее фруктов. В сушеных фруктах сохраняется только третья часть витаминов. Пищевой рацион школьника должен быть разнообразным и включать все витамины, так как каждый витамин отвечает за свою функцию в организме.
Для сохранения витаминов в пищевых продуктах, подвергнутых кулинарной обработке или хранению, необходимо соблюдать следующие условия:
Хранить продукты в темном и прохладном месте.
Мыть пищевые продукты в целом виде или крупным куском, нарезать их непосредственно перед приготовлением пищи.
Подготовленные овощи сразу подвергать тепловой обработке.
При необходимости хранения очищенных овощей помещать их в прохладное место не более чем на 3-5 часов.
Для варки овощи и плоды помещать в кипящую воду.
Строго соблюдать время тепловой обработки, не допускать перегрева.
Плотно закрывать посуду, в которой проводят тепловую обработку.
Свести к минимуму перемешивание пищи при нагревании.
Резать и тереть овощи, смешивать их и заправлять, растительным маслом или сметаной только перед употреблением.
Квашеные и соленые овощи хранить под грузом, покрытым рассолом. Не надо промывать квашеную капусту, так как при этом теряется более 50% витамина С.
Использовать овощные отвары для приготовления супов и соусов.
Для повышения витаминной ценности питания в рацион целесообразно включать напитки из сухих плодов шиповника, пшеничных отрубей (богатых витаминами группы В), из сушеных яблок и других фруктов, и овощей).
Отдавать предпочтение замораживанию натуральных овощей и фруктов.
Глава 2. Влияние витаминов на здоровье школьника
Для проведения анализа влияния витаминов на организм школьника и связи потребления продуктов питания, содержащих витамины, с самочувствием было решено вести ежедневно, на протяжении месяца пищевой дневник (таблица 1).
Ежедневно в пищевой дневник записывался весь пищевой рацион и количество порций еды, содержащей витамины. Порции измерялись из расчета: 1 порция — 1 ладонь.
Самочувствие контролировалось с помощью баллов. В изученной литературе не удалось найти критериев, по которым, можно было бы отмечать самочувствие. Такие критерии были разработаны самостоятельно:
— 5 баллов — отличное самочувствие, хорошее настроение, прекрасная умственная и физическая активность;
— 4 балла — легкое недомогание, снижение настроения, легкое снижение активности во второй половине дня, сонливость, повышенная усталость;
— 3 балла — слабость, сонливость с самого утра, плохое настроение, сниженная умственная и физическая активность с самого утра;
— 2 балла — очень плохое самочувствие, недомогание, боли где-либо, сниженная умственная и физическая активность (желание лежать);
— 1 балл — состояние болезни, требуется постельный режим.
Источник